Ксения ИВАНОВА
КОНТРОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В статье предлагается авторская интерпретация социального контроля как одной из форм социально-политической деятельности населения в системе местного самоуправления региона.
The author's interpretation of social control as one of the form of social and political activity of population in the system of local government of the region is offered in the article.
Ключевые слова:
социально-политическая деятельность, социальный контроль, регион, местное самоуправление, население, субъект, политическая власть; social and political activity, social control, region, local government, population, subject, political power.
ИВАНОВА
Ксения
Николаевна —
аспирант кафедры
государственного
и муниципального
управления
Поволжского
института
управления
им. П.А. Столыпина
— филиала РАНХиГС
Конституция Российской Федерации закрепляет за россий -ским народом неотъемлемое право выступать источником власти в стране, закладывая тем самым фундамент для фор -мирования навыков народовластия, приобретения субъектных ка -честв, позволяющих населению выступать в качестве активного, самостоятельного участника политико -властных отношений, наделенного в т.ч. и полномочиями контролирующего субъекта. Последнее обстоятельство актуально в связи с широким распро -странением в регионах посреднического варианта осуществления населением самоуправления через органы МСУ.
С целью обеспечения результативности и эффективности реа -лизации практики самоуправления населению необходимо выступать в роли субъекта социального контроля за муниципальными органами власти региона. Социальный контроль в таком понима -нии должен представлять одну из форм социально - политической деятельности. Предложенный тезис, основанный на современных российских реалиях, усложняется отсутствием общепринятого по -литологического подхода к пониманию таких феноменов, как со -циальный контроль населения, социально - политическая деятель -ность населения, что требует от нас внесения терминологической ясности.
Понятие «социальный контроль» отличается неоднозначными функциональными характеристиками. Наиболее распространенной является формулировка, характеризующая социальный контроль как «способ саморегуляции социальной системы, обе -спечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования»1. Среди многообразия определений социального контроля встречаются его характеристики и как «механизма, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение определенных ограничений (условий), нарушение ко торых наносит ущерб функционированию социальной системы»2, и как «функции гражданского общества по проверке выполнения властными структурами их непосредственных обязанностей и обязательств»3, и как «средства обратной связи», и как «процесса обеспечения социальной стабильности во имя прогрессивного раз
1 Краткая российская энциклопедия. В 3 т. — М., 2004, т. 3, с. 260.
2 Советский энциклопедический словарь. — М., 1986, с. 1252.
3 Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001, т. 2, с. 298.
вития общества и государства посредством использования инструментов демократии, реализации в массе прав человека и влия -ния на массу с помощью массовых комму -никаций для достижения идентичности политики власти глубинной психологии народа, его национальному характеру»1.
В авторской формулировке социальный контроль в системе местного самоуправ ления — это комплекс мер, осуществляе -мых населением, регламентирующих и консолидирующих деятельность органов местного самоуправления, стабилизи рующих функционирование и развитие всей системы местного самоуправления посредством формирования личностных и групповых представлений о стандар тах работы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также оценки эффективности реальной деятельности и последующего приведения этой деятель ности в соответствие с общепринятыми стандартами посредством системы соци альных санкций.
Социально политическая деятельность
— это один из основных объектов изуче -ния предметной области, находящейся на стыке политологии и социологии, кото -рый не имеет определенной терминоло гической формулировки. По нашему мне нию, данный вид деятельности сочетает в себе следующие характеристики.
К социальной деятельности относится совокупность социально значимых дей -ствий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уров -нях социальной организации общества, преследующих определенные цели и интересы и использующих для их до стижения различные средства (экономи -ческие, социально политические, идео логические)2. Социальные действия ус ловно разделяют на 4 группы: 1) действия, направленные на изменение социальной системы или условий деятельности; 2) направленные на собственную стабили зацию; 3) направленные на адаптацию к социальной системе и условиям деятель ности; 4) направленные на интеграцию действия3.
Понятием «политическая деятельность»
1 Макаревеч Э.Ф. Социальный контроль масс.
- М., 2007.
2 Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974, с. 42—43, 47.
3 Штомпка П. Социология социальных измене -
ний. — М., 1996, с. 62.
пользуются либо для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих полити ческих отношений, в результате которой получается их новое качество или кон сервируется старое, либо для определения совокупности действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу за воевания, осуществления, удержания по литической власти. Важнейшими чертами подобной деятельности являются: 1) кон центрация усилий на общих потребностях и проблемах существования социальной системы; 2) рассмотрение государства и его интересов как основного института ре -шения политических и властно - значимых проблем; 3) использование политической власти в качестве основного средства це ледостижения4.
Исходя из представления о социально -политической сфере как совокупности связей и отношений социальных субъектов с институтами политической системы, целью которых является взаимное управ ление и контроль за исполнением своих обязанностей, предлагаем следующую формулировку социально - политической деятельности.
Социально - политическая деятельность
— это совокупность действий субъектов политики, направленных на развитие и изменение социальной и политической систем при помощи политической власти как средства целедостижения.
Данное определение содержит в себе несколько требований для идентифи кации деятельности субъекта в качестве социально -политической: 1) наличие
собственно субъекта политики; 2) осу ществление им целенаправленных и це леобусловленных действий; 3) наличие цели, которой является преобразование социально политической действитель ности; 4) использование политической власти в качестве средства достижения вышеуказанной цели.
Рассмотрим наличие данных признаков в деятельности населения на уровне ре -гиональной системы местного самоуправ -ления.
На вопрос, является ли население России субъектом политики, в полито логической литературе дается утверди -
4 Коновалов В.Н. Политология : словарь. — М., 2010.
тельный ответ, основанный на трактовке ст. 3 Конституции РФ, определяющей на род «единственным источником власти в стране».
Местное самоуправление — система ор ганизации и деятельности граждан, обе -спечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственно стью, исходя из интересов всех жителей данной территории1. Данная деятельность носит целенаправленный характер.
Если обратиться к основным принци -пам построения системы местного само -управления в регионах России, то стоит выделить несколько целевых аспектов подобной деятельности: 1) организацион -ный (цель — придание системе местного самоуправления организационно структу рированный вид); 2) хозяйственный (цель
— решение вопросов местного значения);
3) экономический (цель — эффективное владение, пользование и распоряже ние муниципальной собственностью);
4) контрольный (цель — стабилизация функционирования и развития системы местного самоуправления); 5) политиче -ский (цель — реализация управленческого потенциала). Совокупное действие пер вых 4 аспектов направлено на развитие местного самоуправления как системы социального контроля и управления. Таким образом, деятельность населения в любой региональной системе местного са моуправления содержит в себе признаки социально политической деятельности.
Социальный контроль, являясь одним из видов деятельности населения в си стеме местного самоуправления, также может рассматриваться как разновидность его социально политической деятель ности. Другой особенностью теоретико методологических подходов к изучению
1 Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. — Саратов, 2004, с. 12.
социального контроля на протяжении всего этапа развития политологической мысли является дискретное обращение исследователей (О. Конт, Г. Спенсер2) к социальному контролю как к механизму удержания государственной власти и осуществления общественных преобра зований, совпадающее в историческом контексте с социально политическими и экономическими трансформациями в го сударстве. Как механизм реального поли -тического управления населения в усло -виях демократии социальный контроль раскрывается в труде М.Я. Острогорского «Демократия и политические партии». Анализируя данное явление, Острогорский ввел понятие «сила социального запугива ния», которая является, по его мнению, «высшей силой демократии» и заключа ется в том, чтобы принуждать всех к вы полнению своих обязанностей силой за кона и общественного мнения3.
Вышеобозначенные подходы исследо вателей к определению функционально сти социального контроля являются осно ванием для рассмотрения его в качестве определенной политической деятельности социальных субъектов.
Выявленные особенности приводят нас к необходимости интегрирования социальной и политической составляю щих сущности социального контроля в социально политической деятельности населения при рассмотрении любой ре гиональной системы местного самоуправ ления РФ, являющейся, с одной стороны, социальной системой, с другой — инсти -тутом народовластия, находящимся в ди -намическом развитии на фоне модерни зации социально - политической сферы в России.
2 Конт О. Дух позитивной философии. — Ростов н/Д, 2006; Спенсер Г. Сочинения. — СПб., 1898.
3 Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. — М., 2008, с. 677, 685—686.