УДК 34
Мохова Татьяна Сергеевна Mokhova Tatyana S.
адъюнкт адъюнктуры
Московский университет МВД им. В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12) postgraduate student
Moscow university of Ministry of internal affairs of Russia of V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, 117437)
E-mail: support@mosu-mvd.com
Основные направления взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по социальным вопросам
The main directions of interaction of state authorities and local self-government on social issues
В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления по социальным вопросам населения.
Ключевые слова: органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, взаимодействие, социально-культурные программы , нормативные правовые акты .
The article discusses the main aspects of interaction of bodies of state power of the Russian Federation with the local self-government bodies on social issues of the population.
Keywords: public authorities of the Russian Federation, bodies of local self-government, interaction, socio-cultural programs, normative legal acts.
В Конституции РФ (ст. 12) [1] закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [2]. Существуют различные точки зрения, например, А.А. Васильев [3] и А.А. Краснов считают, что местная власть — это власть, которую осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления, действующие в административно-территориальных единицах государства, отмечая, что она представляет собой совокупность местного управления и местного самоуправления [4, с. 79—84]. По определению местного управления существуют два основных мнения. Первое. Местное управление — это деятельность местных органов исполнительной власти по решению вопросов общегосударственного и местного значения в пределах административно-территориальных единиц. Второе — это сложный механизм, который объединяет деятельность органов местного самоуправления и местных органов испол-
нительной власти на определенной территории и является составной частью государственного механизма управления.
Концептуальные различия местного самоуправления заключаются в толкованиях аспектов определения природы, организационной структуры органов местного самоуправления, объеме прав и обязанностей местного самоуправления, характере и особенностях взаимоотношений с государством; структурно-функционального строения органов местного самоуправления [5].
Учитывая основные концептуальные позиции по развитию и организации местного самоуправления, оно должно отвечать двум основным социальным запросам: реализации права граждан на участие в управлении делами местного значения; созданию эффективной системы местной представительной власти, способной удовлетворять жизненно важные местные нужды населения и развитие государства [6].
Органы государственной власти и местного самоуправления взаимодействуют друг с другом, подразумевается, что они как партнеры по
крайней мере равны в отношении главного объекта управления и осуществляют свою деятельность ради достижения общей цели [7].
Осуществление региональной политики происходит за счет взаимосвязи субъектов РФ с органами местного самоуправления.
Согласно статье 40 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3612- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — Закон РФ № 3612-!) раскрываются полномочия органов местного самоуправления в области культуры для определенного типа муниципального образования [8]. В Москве, Санкт-Петербурге и внутригородских муниципальных образованиях полномочия органов местного самоуправления регулируются также и законами Москвы и Санкт-Петербурга. Статьей 21 Закона РФ № 3612-1 устанавливаются права этнических обществ на культурно-национальную автономию, живущим не на своих территориях или же не имеющим своей государственности [9]. Наиболее детально эти вопросы освещены Федеральным законом от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [10]. Согласно данному Закону определяется национально-культурная автономия в виде формы национально-культурного перераспределения объединения граждан России.
Согласно данным Министерства юстиции РФ, в 2015 году в России зарегистрированы 993 национально-культурные автономии [11]. Народы и иные этнические общности имеют право на защиту, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания в соответствии со статьей 20 Закона РФ № 3612-1 национальные общества, национальные культурные центры и землячества имеют важное значение для национально-культурной автономии [12].
Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [13] определяются организационные, правовые, социальные и экономические основы деятельности в области физической культуры и спорта. Еще одним важным документом в развитии физической культуры и спорта является Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года № 30 [14].
В работах ряда ученых говорится о негативных тенденциях развития представительных органов местного самоуправления на местном
и региональном уровнях. Среди них: излишняя политизированость органов местного управления; искусственное сужение круга участников избирательного процесса через партийное участие в выборах; отсутствие законодательно нормированного действенного механизма отзыва депутатов местных советов; разрешительный характер участия гражданина в работе органов местного самоуправления; отсутствие субсидиарности полномочий между местным самоуправлением и государственным управлением; результаты местного референдума не всегда признаются обязательными; назначения руководителей коммунальных предприятий субъектов РФ по принципу политической лояльности; недостаточное стимулирование государством развития сети органов самоорганизации населения и др. [15].
Развитие местного самоуправления является базой формирования эффективного самоуправления субъектов РФ, призванных обеспечивать баланс публичных, партийных, социальных, региональных и общественных интересов субъектов и государства в целом. Это возможно тогда, когда действует механизм открытости и демократичности выборов и осуществлена передача властных полномочий относительно местного развития и финансовых ресурсов от центра субъектам РФ.
Органы государственной власти и местного самоуправления сотрудничают друг с другом, они равны в отношении главного объекта управления, осуществляют свою деятельность ради достижения общей цели и повышения социально-культурных прав граждан РФ [16].
Отсутствие согласованности деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению социально-культурных прав граждан РФ не позволяет эффективно решать проблемы асимметрии уровней экономического и социального развития, состояния депрессив-ности отдельных территорий, фактически отстраняет органы местного самоуправления от определения приоритетных направлений регионального развития.
Отсутствие согласованности не поощряет органы местного самоуправления полнее выявлять и использовать социально-культурный потенциал каждого субъекта РФ. Ведь реформирование местного самоуправления только путем укрупнения советов снижает уровень демократизма власти на местах.
Анализируя результаты взаимодействия субъекта РФ с органами местного самоуправ-
ления по обеспечению социально-культурных прав граждан РФ, В.Е. Хазова предложила следующую дефиницию понятия «организация местного самоуправления»: процесс определения и воплощения в практику существенных связей, принципов, механизмов и инструментов деятельности жителей субъектов РФ для совместного управления местными делами путем эффективного использования всех доступных ресурсов [17].
Правовые основы взаимодействия субъекта РФ с органами местного самоуправления по обеспечению социально-культурных прав граждан РФ отличаются социальной природой, а в основе сбалансирования цели совместной деятельности жителей должны быть их общие интересы [18]. Местное самоуправление как институт публичной власти является фундаментом представительной системы, выражает представительное народовластие, не всегда выступает формой воплощения и осуществления народного суверенитета, полноценно и пропорционально отражает социальную структуру общества [19].
Мировая глобализация влияет на сферу социально-культурных прав граждан РФ, а недостаточная обоснованность развития и взаимодействия субъектов РФ [20], взаимоотношение региональных и федеральных органов власти, частично отсутствие и проведение региональной политики приводит к существенной диспропорции социально-экономического развития и обострения региональных проблем в государстве [21].
Серьезной проблемой народовластия является отсутствие действенного механизма контроля со стороны населения за органами местного самоуправления. Именно контроль за деятельностью органов местного самоуправления и возможность давать оценку, а при необходимости принимать меры юридической ответственности к главам муниципальных образований являются важной составляющей народовластия [22].
При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов обнаруживается наличие таких кор-рупциогенных факторов, которые при несвоевременном выявлении могут повлечь злоупотребление полномочиями должностными лицами и как следствие существенные нарушения прав граждан и организаций. Поэтому необходимо создать действенный механизм своевременного выявления таких недостатков, в том числе, используя взаимодействие с институтами гражданского общества [23].
В большинстве случаев правотворческие органы не соглашаются с заключениями независимых экспертов, а законодатель не регулирует порядок разрешения таких разногласий. Представляется, что повысить эффективность и результативность деятельности аккредитованных экспертов надлежит путем создания правовых основ их деятельности.
Следующая проблема связана с непропорциональным распределением финансовых средств между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С целью совершенствования бюджетно-налоговой системы Российской Федерации в части разграничения доходов и увеличения наполняемости местных бюджетов необходимо провести оптимизацию сети поселенческих бюджетов. В частности, предлагается провести укрупнение муниципалитетов на уровне поселений. Это позволило бы снять целый ряд проблем межбюджетных отношений, среди которых сокращение числа поселений в регионе, облегчение работы с ними субъектов Российской Федерации, рост самодостаточности новых муниципальных образований, расширение возможностей для принятия более эффективных управленческих решений. К числу актуальных направлений совершенствования бюджетно-налоговых отношений относится совершенствование налогового потенциала муниципальных образований.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ представительные органы муниципальных образований определяют ставки для местных налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ (ст. 402 НК РФ) [24]. Помимо этого органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, исходя из общей экономической ситуации в конкретном муниципальном образовании.
В настоящее время администрирование местных имущественных налогов имеет большое значение, так как размер таких налогов не зависит от хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом земельный налог и налог на имущество физических лиц для многих муниципальных образований является основной статьей доходов бюджета.
В сложной экономической ситуации, в условиях финансово-экономического кризиса эти проблемы становятся особенно актуальными, так как от наполняемости бюджетов местного уровня во многом зависит благосостояние на-
селения, проживающего на территории муниципальных образований. Важной проблемой является непрозрачность и непонятность методики расчета сумм имущественных налогов. Федеральная налоговая служба берет на себя обязанности по расчетам, предоставляя физическим лицам налоговое уведомление с конечной суммой налога без указания формул. Население должно понимать, как именно ему был начислен налог и за что и сколько обязано платить. Однако относительно невысокий уровень правовой культуры не позволяет определенной части налогоплательщиков разобраться в сложных формулах расчета налога с применением математических коэффициентов.
Определенное пространство для правонарушений дает возможность органам местного самоуправления самостоятельно определять ставки и льготы по местным налогам, что может привести к установлению нулевых ставок налога для особых категорий объектов налогообложения или налогоплательщиков, что приводит к снижению налогового бремени.
Таким образом, основная задача по взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления — достичь политического, экономического и гуманитарного единства страны на основе согласования разнонаправленных интересов всех субъектов РФ, регионов и местного самоуправления.
Примечания
1. Конституция Российской Федерации 1993 г, с внесенными поправками от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ.1998. № 36, ст. 4466.
2. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Алексеев [и др.]. М., 2013.
3. Васильев А.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы. 2015. № 3.
4. Краснов А.А. Система муниципального управления. СПб., 2015.
5. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. К.К. Гасанова, Е.Н. Хазова, Л.Т. Чихладзе. М., 2016.
6. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
7. Система органов государственной власти России: учебное пособие / Б.Н. Габричидзе [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
8. Российская газета.1992. 17 ноября.
9. Хазова В.Е. Международно-правовые формы борьбы с посягательством на национально-культурное достояние народов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
10. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2965.
11. Министерство юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/
12. Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов: монография. М., 2009.
13. Собрание законодательства РФ. 2007. № 50, ст. 6242.
14. URL: http://www.pravo.dov.ru
15. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Е.Н. Хазов [и др.]. М., 2016.
16. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / Б.Н.Габричидзе [и др.]. Четвертое изд., перераб. и доп. М., 2016.
17. Хазова В.Е. Направление государственной политики в жилищно-коммунальной сфере: проблемы и состояние // Правовая регламентация оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции / ред. кол: Н.В. Котельников, Н.В. Павличенко, А.Я. Рыжен-ков, А.Н. Садков, П.М. Филиппов. М., 2014.
18. Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник тезисных статей. М., 2003.
19. Червонюк В.И., Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2015.
20. Прудникова Т.А., Егоров С.А., Акимова С.А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран: учебное пособие. М., 2013.
21. Страховое право. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Н. Григорьева, А.Н. Кузбагарова, В.В. Шахова. Пятое изд., перераб. и доп. М., 2014.
22. Арбузкин А.М. Народовластие в свете современных конституций // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2010. № 1.
23. Трудовое право / К.К. Гасанов [и др.]. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от
03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32, ст. 3340.
Notes
1. The Constitution of the Russian Federation, 1993, as amended from 21.07.2014 // Collection of legislative acts of the RF. 1998. № 36, art. 4466.
2. The constitutional right of Russia: textbook for University students enrolled in the specialty «Jurisprudence» / I.A. Alekseev [et al.]. Moscow, 2013.
3. Vasiliev A.A. Interaction of state authorities and local self-governance: principles, directions and forms. 2015. № 3.
4. Krasnov A.A. the System of municipal management. St. Petersburg, 2015.
5. Municipal law of Russia: textbook for University students enrolled in the specialty «Jurisprudence» / ed. by K K. Gasanov, E.N. Khazov, L.T. Chikhladze. Moscow, 2016.
6. The constitutional right of Russia: textbook for students / ed. by B.S. Ebzeev, A.S. Prudnikov. 6th ed., rev. Moscow, 2013.
7. The system of bodies of state power of Russia: textbook / B.N. Gabrichidze, [etc.]. 3 ed., rev. Moscow, 2013.
8. Rossiyskaya gazeta.1992. November 17.
9. Khazova E.V. International legal forms of struggle against the national-cultural heritage of the peoples: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2006.
10. Collection of legislative acts of the RF. 1996. № 25, art. 2965.
11. The Ministry of justice of the Russian Federation. URL: http://minjust.ru/
12. Khazova E.V., Khazov E.N. International legal protection of national cultural heritage of the peoples. Moscow, 2009.
13. Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 50, art. 6242.
14. URL: http://www.pravo.dov.ru
15. Actual problems of municipal law: a textbook for post-graduate students of specialty «Jurisprudence» / E.N. Khazov [and others]. Moscow, 2016.
16. State authorities in Russia. The constitutional-legal aspect: textbook for University students studying in areas of training «Jurisprudence», «Political science», «State and municipal management» / B.N. Gabrichidze, [etc.]. Fourth ed., rev. Moscow, 2016.
17. Khazova E.V. Direction of the state policy in the housing sector: challenges and status // Legal regulation of the provision of services in the housing sector: experience, problems, prospects: collected articles on the results of the interregional scientific-practical conference / ed. board: N.V. Kotelnikov, N.V. Pavlichenko, A.Ya. Ry-zhenkov, A.N. Sadkov, P.M. Filippov. Moscow, 2014.
18. Goncharov S.I., Khazov E.N. The basic elements of legal mechanism of realization of rights, freedoms and responsibilities of the person // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: a compilation of abstracts of articles. Moscow, 2003.
19. Chervonyuk V.I., Gasanov K.K., Khazov E.N. Constitutional law of foreign countries: textbook for University students enrolled in the specialty «Jurisprudence». Moscow, 2015.
20. Prudnikova T.A., Egorov S.A., Akimova S.A. Legal and organizational peculiarities of migration policies in some foreign countries: textbook. Moscow, 2013.
21. Insurance law: a textbook for students of higher educational institutions trained on a speciality «Jurisprudence» / ed. by V.N. Grigoriev, A.N. Kozbagarova, V.V. Shakhov. Fifth ed., rev. Moscow, 2014.
22. Arbuzkin A.M. Democracy in the light of modern constitutions // Bulletin of Moscow university. Series 11: Law. 2010. № 1.
23. Labor law / K.K. Gasanov [et al.]. 6th ed., rev. Moscow, 2016.
24. Tax code of the Russian Federation (part second) from 05.08.2000. № 117-FZ (as amended on 03.07.2016) (rev. and ext., joined. valid from 01.10.2016) // Collection of legislative acts of the RF. 2000. № 32, art. 3340.