Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ'

КОНТРОЛЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов / педагогический контроль и оценка качества профессиональной подготовки курсантов / фонды оценочных средств / methodological support of cadets’ professional training / pedagogical control and assessment of quality of cadets’ professional training / evaluation funds

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Митрахович, С А. Баляева, Т П. Аванесова

В статье рассматриваются вопросы контроля как одного из элементов методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов. Представлено определение, направления, функции, формы методического сопровождения в военной образовательной организации высшего образования и уровни его реализации. Кроме того, показана роль педагогического контроля качества профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования. Представлены краткие характеристики видов контроля: входного, текущего, промежуточного и итогового. Рассмотрены требования, предъявляемые руководящими документами к формированию фондов оценочных средств по учебной дисциплине. Представлены критерии оценивания уровня освоения компетенций курсантами и соответствующие им показатели в соответствии с уровнем освоения учебных программ. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с организацией образовательного процесса и оценкой профессиональной подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В А. Митрахович, С А. Баляева, Т П. Аванесова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL IN THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF CADETS’ PROFESSIONAL TRAINING

The article discusses issues of control as one of the elements of methodological support of cadets’ professional training. The definition, directions, functions, forms of methodological support in the military educational organization of higher education and the levels of its implementation have been presented. In addition, the role of pedagogical quality control of cadets’ professional training of the military educational organization of higher education has been demonstrated. Brief characteristics of the types of control have been presented: input, current, intermediate and final. The requirements imposed by the governing documents for the formation of evaluation funds for the academic discipline are considered. The criteria for assessing the level of development of competencies by cadets and their corresponding indicators in accordance with the level of development of curricula have been presented. The article is intended for a wide range of readers interested in issues related to the organization of the educational process and the assessment of professional training.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ»

Библиографический список

1. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (Утверждена указом Президента РФ от 10.10.2019 г № 490). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731

2. Филатова О.Н., Булаева М.Н., Гущин А.В. Применение нейросетей в профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-3: 243-245.

3. Старостенко И.Н., Хромых А.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023; № 7: 94-98.

4. Зык А.В. Роль искусственного интеллекта в образовательной деятельности. Образование и право. 2023; № 3: 300-303.

5. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 288-290.

6. Родионов О.В., Тамп Н.В. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022; № 22: 64-74.

7. Катханова Ю.Ф., Юй Си, Корыгин А.И. Искусственный интеллект в образовательном пространстве. Преподаватель XXI век. 2022; № 3-1: 215-223.

8. Дробахина А.Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 125-128.

References

1. Nacional'naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda (Utverzhdena ukazom Prezidenta RF ot 10.10.2019 g. № 490). Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/44731

2. Filatova O.N., Bulaeva M.N., Guschin A.V. Primenenie nejrosetej v professionalem obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 77-3: 243-245.

3. Starostenko I.N., Hromyh A.A. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii (na primere personalizirovannogo obucheniya). Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2023; № 7: 94-98.

4. Zyk A.V. Rol' iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Obrazovanie i pravo. 2023; № 3: 300-303.

5. Shobonov N.A., Bulaeva M.N., Zinov'eva S.A. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 288-290.

6. Rodionov O.V., Tamp N.V. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii. Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya iprakíika. 2022; № 22: 64-74.

7. Kathanova Yu.F., Yuj Si, Korygin A.I. Iskusstvennyj intellekt v obrazovatel'nom prostranstve. Prepodavatel'XXI vek. 2022; № 3-1: 215-223.

8. Drobahina A.N. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: iskusstvennyj intellekt. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 125-128.

Статья поступила в редакцию 28.11.23

УДК 378

Mitrakhovich V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications

named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny (Saint Petersburg, Russia), E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: avanesova1@mail.ru

CONTROL IN THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF CADETS' PROFESSIONAL TRAINING. The article discusses issues of control as one of the elements of methodological support of cadets' professional training. The definition, directions, functions, forms of methodological support in the military educational organization of higher education and the levels of its implementation have been presented. In addition, the role of pedagogical quality control of cadets' professional training of the military educational organization of higher education has been demonstrated. Brief characteristics of the types of control have been presented: input, current, intermediate and final. The requirements imposed by the governing documents for the formation of evaluation funds for the academic discipline are considered. The criteria for assessing the level of development of competencies by cadets and their corresponding indicators in accordance with the level of development of curricula have been presented. The article is intended for a wide range of readers interested in issues related to the organization of the educational process and the assessment of professional training.

Key words: methodological support of cadets' professional training, pedagogical control and assessment of quality of cadets' professional training, evaluation funds

B.А. Митрахоеич, д-р пед. наук, проф., Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза

C.М. Будённого, г. Санкт-Петербург, E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

С.А. Баляееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: avanesova1@mail.ru

КОНТРОЛЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

В статье рассматриваются вопросы контроля как одного из элементов методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов. Представлено определение, направления, функции, формы методического сопровождения в военной образовательной организации высшего образования и уровни его реализации. Кроме того, показана роль педагогического контроля качества профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования. Представлены краткие характеристики видов контроля: входного, текущего, промежуточного и итогового. Рассмотрены требования, предъявляемые руководящими документами к формированию фондов оценочных средств по учебной дисциплине. Представлены критерии оценивания уровня освоения компетенций курсантами и соответствующие им показатели в соответствии с уровнем освоения учебных программ. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с организацией образовательного процесса и оценкой профессиональной подготовки обучающихся.

Ключевые слова: методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов, педагогический контроль и оценка качества профессиональной подготовки курсантов, фонды оценочных средств

Актуальность исследования обусловлена тем, что подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Министерства обороны России и важнейшими направлениями деятельности повышения обороноспособности государства. Необходимость ее проведения определена требованиями и указаниями органов военного управления в соответствии с концепцией развития Вооруженных сил РФ и «Государственной программой РФ «Развитие образования» до 2025 года», а также требованиями общества к профессионально подготовленным

офицерским кадрам, способных и готовых к выполнению задач любой категории сложности.

Образование в военной образовательной организации высшего образования носит комплексный характер, так как представляет собой процесс, включающий образовательную и воспитательную деятельность, физическую, боевую и специальную подготовку, направленную на курсантов - будущих офицеров. Можно говорить, что образовательный процесс по основной профессиональной образовательной программе - это «подготовка высокообразованного, прежде

всего в военном отношении, офицера, обладающего широким военным и общенаучным кругозором и профессиональной компетентностью по кругу задач своей служебной и профессиональной деятельности». Кроме того, «военное образование должно обеспечивать и удовлетворять индивидуальные потребности личности, связанные с ее способностями к будущей профессиональной деятельности» [1, с. 92].

Для успешной профессиональной подготовки специалистов в военной образовательной организации высшего образования в научных исследованиях рассматриваются и изучаются такие аспекты, как общие проблемы профессиональной подготовки, развитие мышления и способностей реализовывать принятые решения, освоение современных технологий проектирования и моделирование различных процессов и т. д. В то же время подготовка специалиста в первую очередь связана со спецификой применения полученных знаний, навыков, умений в различных быстроменяющихся условиях и зачастую с риском для жизни.

Современное обучение характеризуется большим объемом накопленных знаний, вариативностью учебно-методического обеспечения, технологиями организации педагогического процесса в военно-учебном заведении, разнообразием возможностей и запросов субъектов педагогического процесса, что приводит к усложнению контекста современной методической деятельности и возникновению трудностей в освоении учебного материала курсантами [2, с. 23]. То есть существует необходимость определения нового способа организации методической деятельности в условиях сложившегося единого образовательного пространства Российской Федерации, и в качестве наиболее оптимального и эффективного обогащения профессиональной компетентности педагога и обучающегося в условиях военной образовательной организации высшего образования может выступать методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов.

Цель исследования - проанализировать возможности использования контроля как одного из элементов методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования.

Задачи исследования - уточнить сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов и уровни его реализации в военной образовательной организации высшего образования, а также обосновать возможности использования педагогического контроля качества профессиональной подготовки курсантов в методическом сопровождении как одного из его элементов.

Научная новизна исследования заключается в уточнении характеристик педагогического контроля качества профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования как элемента методического сопровождения, а также предъявляемых руководящими документами требований к формированию фондов оценочных средств по учебной дисциплине.

Теоретическая значимость заключается в том, что определенная специфика научного понимания методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов способствует расширению возможностей педагогики в сфере методов педагогического контроля успеваемости и обеспечения единства организационно-педагогического воздействия на формирование компетенций у курсантов в ходе образовательного процесса.

Практическая ценность заключается в том, что в статье представлены критерии оценивания уровня освоения компетенций курсантами и соответствующие им показатели в соответствии с уровнем освоения учебных программ, позволяющие готовить оценочные средства и оценивать результативность обучения курсантов, развивать методическую деятельность профессорско-преподавательского состава и систему педагогического контроля военной образовательной организации высшего образования.

Обоснованность результатов исследования обеспечивается последовательной реализацией логически сформулированного исходного методологического аппарата исследования; комплексным и корректным применением апробированных методов педагогики, психологии, подтверждается всесторонним анализом научной задачи; внедрением ряда теоретических выводов, обоснованных предложений и практических рекомендаций в образовательный процесс военной образовательной организации высшего образования.

Качество подготовки специалиста зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является оптимально организованное методическое сопровождение их профессиональной подготовки. Реализованное с целью способствования качественному изучению и освоению как отдельных учебных дисциплин, так и основной профессиональной образовательной программы высшего образования в целом, без реализации которого в условиях многообразия федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования профессорско-педагогический состав и курсант будут испытывать определенные трудности. Профессорско-педагогический состав - в подготовке и проведении занятий, а курсанты - в освоении учебного материала, что в последующем приведет к снижению уровня профессиональной подготовки по специальности и возможности быстрого и эффективного включения выпускника-офицера в различные виды профессиональной деятельности.

«Сопровождение - то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» [3]. Анализ справочно-энциклопедической литературы и научных публикаций позволяет заключить, что проблемой сопровождения занимались многие ученые. Приставка «со-» в слове «сопровождение» означает реализацию

совместных действий и усилий сопровождающего и ведомого. Сопровождение реализуется в совместной деятельности, что является существенным отличием от процесса управления. Он может осуществляться извне и дистанционно, без оказания помощи, личного участия и заботы.

В военной педагогике под сопровождением понимается взаимодействие преподаватель-курсант с целью формирования условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками будут помощь в освоении учебных программ, принятии решений, взаимодействие преподаватель-курсант, курсант-преподаватель и повышение уровня их саморазвития [4, с. 299]. А методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов - сложная система, направленная на организацию управляемого образовательного процесса и его всестороннее обеспечение в соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов, а также разрешение проблемных вопросов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся [там же]. Данная система включает в себя организационно-правовой блок (нормативно-правовую базу), программно-методическое обеспечение (учебные программы, программы практик, аппаратно-программные средства для отработки практических навыков работы на военной и специальной технике, электронные учебники и электронные образовательные ресурсы по специальности и др.), организацию деятельности всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающую многоуровневое взаимодействие совокупности методов, форм, способов и средств организации образовательного процесса по специальности.

Первым и основным направлением методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов является формирование условий для успешного освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования обучающимися. Вторым направлением выступает создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности и образовательного процесса по специальности, приведение их в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной и творческой деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр, направленной и обеспечивающей повышение качества профессиональной подготовки, развитие и, как следствие, профессионально-личностный рост обучающихся.

Функциями методического сопровождения выступают проектировочная (обеспечивает планирование мероприятий поддержки, помощи, развития, переподготовки профессорско-преподавательского состава и обеспечения, развития, совершенствования образовательного процесса по специальности), организационную (отвечает за проведение и анализ эффективности образовательного процесса и мероприятий по развитию, становлению, переподготовке профессорско-преподавательского состава), развивающую (обеспечивает курсантам совершенствование психических, интеллектуальных, физических, профессионально-личностных качеств), мотивирующую (отвечает за целенаправленную активизацию у курсантов внутренних побуждений (мотивов) к профессионально-личностному росту путем преднамеренного создания стимулов (побудителей) и профессорско-преподавательского состава творческого развития), диагностирующую (обеспечивает выявление, определение и компенсирование проблем развития, совершенствования, становления как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава).

Формами методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов и при организации образовательного процесса по специальности выступают:

- грамотная и всесторонняя организация методической деятельности (консультации, учебно-методические сборы и семинары, учебно-методические комиссии различного уровня и т. д.); это направление носит в основном информационный и рекомендательный характер;

- создание организационных и методических рекомендаций для участия профессорско-преподавательского состава в различных мероприятиях повышения квалификации: курсы, конференции, методические кабинеты (объединения), семинары и т. д.;

- организация сопровождения курсантов, ведущих или участвующих в военно-научной работе в рамках курсового или дипломного проектирования (работы), как совместно с преподавателем, так и самостоятельно;

- привлечение и организация сопровождения курсантов младших курсов в военно-научных секциях кафедры под руководством преподавателя;

- всестороннее информационное обеспечение и сопровождение каждой учебной дисциплины и в целом образовательного процесса по основной профессиональной образовательной программе высшего образования в подготовке специалистов и участие курсантов в различных конференциях, конкурсах профессионального мастерства, что позволит повысить их самооценку как специалистов и стимулирование к профессиональному росту и саморазвитию;

- организация сопровождения преподавателей в ознакомлении, освоении и введению в учебную программу новых образцов вооружения и военной техники для грамотной и всесторонней подготовки занятий по изучению новых технических средств.

Методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования осуществляется на трех взаимосвязанных организационных уровнях: первом (управленческом) -уровне организации образовательной деятельности военной образовательной

организации высшего образования, втором (организационном) - уровне организации образовательного процесса на кафедре, третьем (консультирующем) -уровне организации самостоятельной работы курсантов, при тесном взаимодействии с подразделениями и объединениями, осуществляющими методическую деятельность.

В условиях стандартизации уровней подготовки специалистов существует необходимость обоснованно оценивать качество их подготовки, а также иметь объективную качественно-количественную информацию о результатах освоения программы подготовки. Поэтому одним из основных элементов методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования выступает педагогический контроль и оценка качества профессиональной подготовки курсантов.

Под критерием качества профессиональной подготовки специалистов понимается совокупность признаков, позволяющих принять решение об уровне сформированности компетенций у обучающегося на различных этапах освоения образовательной программы, то есть соответствие результата и целей образовательного процесса.

Проверка и оценивание знаний, умений и навыков обучающихся является условием, позволяющим проводить оптимизацию и совершенствование образовательного процесса.

Г К. Селевко считает, что «при определении уровня знаний, умений и навыков учащихся по предметам используется как качественная форма оценки, так и количественная (по пятибалльной системе, по системе «зачёт - незачёт», рейтинг). Устный ответ - основная форма, раскрывающая качество знаний ученика перед всей аудиторией и педагогом-профессионалом» [5, с. 375].

Уровнями усвоения учебного материала за отведенный период их изучения выступают следующие: ознакомление с основными понятиями и процедурами в данной области; освоение основ - более высокий уровень, предполагающий способность воспроизвести основные понятия, факты, процедуры в данной предметной области; овладение - успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области; полное овладение - мастерство - успешное продуктивное применение основных понятий и процедур в данной предметной области на творческом уровне.

В военной образовательной организации высшего образования для оценки уровня подготовки специалиста по основной профессиональной образовательной программе высшего образования применяется следующая система контроля, определяемая требованиями руководящих документов [6]:

1. Входной контроль. Современное состояние отмены системы вступительных экзаменов на этапе поступления в военную образовательную организацию высшего образования привело к невозможности объективно оценивать уровень подготовки и развития абитуриентов. Достоверные данные об абитуриентах могут быть получены только в результате собеседования, анализа результатов сдачи единых государственных экзаменов, тестирования по профессиональной пригодности, изучения личных дел абитуриентов, входной психолого-педагогической диагностики мониторинга по общеобразовательным дисциплинам с целью определения уровня общего развития и сформированности личностных качеств. Поскольку общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень их сформированно-сти на начальном этапе обучения в вузе у курсантов первого курса может быть очень разный.

В результате проводимой работы формируется рейтинг поступающих в военную образовательную организацию высшего образования, и в зависимости от государственного заказа на специалистов комплектуется набор на обучение по программе специалитета.

2. Текущий контроль (рубежный контроль и контрольные работы (занятия)) осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий и проводится в ходе всех видов занятий в форме, предусмотренной тематическим планом или избранной преподавателем. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебно-методическим отделом, факультетами и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.

Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по учебной дисциплине - минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки курсантов. Данный вид контроля осуществляется после завершения изучения отдельных, наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины. Материалы, подтверждающие прохождение курсантами рубежного контроля, хранятся на кафедре и подлежат уничтожению после проведения промежуточной аттестации по дисциплине.

Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов: интерактивные средства обучения, тестовые программы, макеты вооружения, военной и специальной техники. Данный вид контроля может осуществляться в электронной форме: тестирование, лабораторная работа. Содержание заданий и порядок выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической ко-

миссией) с обязательным отражением всех необходимых материалов в рабочей программе учебной дисциплины.

3. Промежуточный контроль (аттестация). В процессе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности предусматривается прохождение курсантами контрольных, лабораторных работ, тестирований, сдачу зачетов, экзаменов, написания курсовых работ и т. д. По результатам промежуточного контроля курсанты, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, переводятся на следующий курс обучения, семестр обучения.

Зачет (зачет с оценкой) служит формой проверки теоретических знаний, выполнения курсантами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий и программы практики. Зачет (зачет с оценкой) устанавливается по дисциплине в целом, а в отдельных случаях - по ее разделам.

Экзамен проводится с целью проверки и оценки уровня знаний, полученных курсантами, умений применять их в решении практических задач, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ дисциплин. Экзаменом заканчивается изучение каждого модуля. По модулям, а также сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, учебным планом может предусматриваться два и более экзамена, при этом решение о количестве экзаменов по дисциплине принимается на заседании кафедры.

4. Итоговый контроль (государственная итоговая аттестация) - организуется и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Включает защиту выпускной квалификационной (научно-исследовательской) работы, государственный междисциплинарный экзамен, государственный экзамен по физической подготовке.

Программа государственного междисциплинарного экзамена разрабатывается выпускными кафедрами, рассматривается на ученом совете военной образовательной организации высшего образования, согласовывается с руководителем органа военного управления, в интересах которого осуществляется подготовка курсантов, утверждается начальником военной образовательной организации высшего образования и доводится до обучающихся не позднее, чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации.

Как видим, система контроля включает в себя несколько этапов, позволяющих эффективно и всесторонне оценить курсанта как гражданина, получающего профессиональное образование, так и военного специалиста, готового к выполнению широкого круга задач по повышению обороноспособности государства, творчески мыслящего, хорошо физически развитого, умелого руководителя и грамотного педагога.

Для осуществления всех форм контроля оценки уровня подготовки курсантов по специальности на кафедрах военной образовательной организации высшего образования разрабатываются и утверждаются фонды оценочных средств. Они должны обеспечивать проверку сформированности компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности, и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, профессионально специализированной подготовке, соответствовать целям и задачам основной профессиональной образовательной программы высшего образования подготовки военного специалиста. Фонды оценочных средств в обязательном порядке входят в состав рабочей программы учебной дисциплины.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине или практике должен включать перечень компетенций обучающихся с указанием этапов их формирования в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Рассмотрение и принятие фонда оценочных средств для всех форм контроля производится на заседаниях предметно-методических комиссий кафедр. Необходимость правильного выбора критериев оценки уровня профессиональной подготовки специалиста позволит всесторонне рассмотреть качество его знаний и готовность к профессиональной деятельности и т. д.

Необходимо отметить, что конкретные формы контроля оценки уровня подготовки курсантов по специальности разрабатываются в военной образовательной организации высшего образования самостоятельно. Рассмотрим систему контроля уровня освоения специальности.

В соответствии с установочным приказом начальника военной образовательной организации высшего образования «Об организации образовательной деятельности на учебный год» разрабатываются рабочие программы учебных дисциплин, которые должны включать место и роль учебной дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы выс-

шего образования; планируемые результаты освоения учебной дисциплины (модуля), соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования; распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), с указанием отведенного количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости и на самостоятельную работу обучающихся; критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Подробно описываются в произвольной форме, а также указываются оценочные средства текущего контроля - даются перечни контрольных вопросов по пройденным темам, вопросы (задания) тестов и т. п. для каждой темы отдельно; методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведению учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) с указанием оценочных средств текущего контроля, критериев оценки текущего контроля и промежуточной аттестации, формы проведения промежуточной аттестации и перечня тем, вопросов, практических заданий, выносимых на промежуточную аттестацию.

Содержание каждой учебной программы должно соответствовать принципам системности, последовательности обучения и обеспечивать сочетание фундаментальных теоретических знаний с практической подготовкой, ориентированной на конкретную специальность; наиболее полное изучение новейших достижений науки в данной области знаний с учетом научного прогнозирования перспектив развития вооружения, военной техники и основ их боевого применения; высокое качество подготовки, требуемый уровень и прочность усвоения учебного материала в соответствии с целевыми установками за отведенное

учебное время; развитие у курсантов творческой мысли, аналитических способностей, самостоятельности.

Для каждого результата обучения по дисциплине или практике военная образовательная организация высшего образования определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. Они отражаются в программе осуществления контроля, рабочей программе учебной дисциплины. Их разработку и подготовку осуществляют кафедры военной образовательной организации высшего образования.

Используемая в военной образовательной организации высшего образования система контроля может быть представлена в виде табл. (табл. 1), содержащей основные критерии оценивания уровня освоения компетенций выпускниками по предлагаемым показателям и в соответствии с уровнями освоения учебных программ.

Предлагаемые нами критерии оценивания уровней освоения компетенций и соответствующие им показатели в соответствии с уровнем освоения учебных программ не могут быть рассмотрены в качестве эталонных. Каждая военная образовательная организация высшего образования формирует свои фонды оценочных средств в соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования по специальности, и принятие или нет тех или иных критериев часто носит дискуссионный характер. Работа над формированием критериев на основе выявленных показателей качества освоения учебных программ должна проводиться постоянно и систематически в условиях постоянного развития науки и техники.

В качестве еще одного средства, позволяющего оценить компетентность выпускников и, как следствие, качество образования по специальности, являются отзывы на специалистов с мест трудовой деятельности и военной службы, оформляемые по запросу органов управления, в ведении которых находится военная образовательная организация высшего образования. Анализ отзывов

Таблица 1

Критерии оценивания уровня освоения компетенций и соответствующие им показатели в соответствии с уровнем освоения учебных программ

Оценка знаний и практических навыков Критерии оценивания уровня освоения компетенции Уровень освоения учебных программ Вид контроля освоения учебного материала Показатели

Входной контроль: результаты ЕГЭ, собеседование, тестирование на профессиональную пригодность, изучение личных дел поступающих. Составление прогноза о возможностях поступающего по освоению ОПОП ВО по специальности Формирование рейтинга поступающих.

«5» курсант ясно и четко сформулировал ответы на теоретические вопросы, проиллюстрировал ответы дополнительным материалом; показал грамотное использование понятийного аппарата; логично отвечает на дополнительные вопросы; безупречно владеет приемами эксплуатации и технического обслуживания основных образцов изучаемой техники; уверенно применяет знания для решения практических задач; отношение к овладению профессиональными компетенциями по специальности Полное овладение - мастерство - успешное продуктивное применение основных понятий и процедур в данной предметной области на творческом уровне Текущий уверенное владение учебным материалом; грамотное и логичное построение ответов на вопросы по программе обучения; уверенное пользование учебной литературой и справочными материалами; правильное применение понятийного аппарата; ответы на все дополнительные вопросы; владение приемами эксплуатации техники и уверенные действия при решении практических задач; стремление к постоянному совершенствованию знаний, навыков и умений при освоении ОПОП ВО; постоянное участие в военно-научной работе

Промежуточный (рубежный)

Итоговый (ГИА)

«4» курсант сформулировал ответы на теоретические вопросы, но допустил неточности или неполно раскрыл суть вопроса; показал грамотное использование понятийного аппарата; неполные ответы на дополнительные вопросы; правильно владеет приемами эксплуатации и технического обслуживания основных образцов изучаемой техники; правильно применяет знания для решения практических задач; отношение к освоению профессиональных компетенций по специальности. Овладение - успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области Текущий владеет учебным материалом; грамотное построение и уверенный ответ на вопросы по программе обучения; ориентируется в учебной литературе и справочных материалах; небольшие неточности в использовании понятийного аппарата; ответил на дополнительные вопросы с помощью наводящих вопросов; знает порядок эксплуатации техники и действий при решении практических задач; проявляет стремление к совершенствованию знаний, навыков и умений при освоении ОПОП ВО; принимает участие в военно-научной работе.

Промежуточный (рубежный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговый (ГИА)

Оценка знаний и практических навыков Критерии оценивания уровня освоения компетенции Уровень освоения учебных программ Вид контроля освоения учебного материала Показатели

«3» курсант сформулировал ответы на теоретические вопросы, допустил принципиальные ошибки, не полностью раскрыл суть вопроса; путается в понятийном аппарате; не дал ответы на все дополнительные вопросы; в целом правильно действует по применению знаний на практике; допускает ошибки в порядке эксплуатации и техническом обслуживании основных образцов изучаемой техники; отношение к освоению основ профессиональных компетенций по специальности. Освоение основ - более высокий уровень, предполагающий способность воспроизвести основные понятия, факты, процедуры в данной предметной области. Текущий уверенно отвечает на вопросы, но не ориентируется в учебном материале программы обучения; не умеет пользоваться учебной литературе и справочными материалами; знание основных понятий и терминов; ответил не на все дополнительные вопросы; способен правильно эксплуатировать технику и действовать при решении практических задач; проявляет интерес к получению знаний, навыков и умений при освоении ОПОП ВО; участвует в военно-научной работе

Промежуточный (рубежный)

Итоговый (ГИА)

«2» курсант не сформулировал ответ на теоретические вопросы, либо допустил принципиальные ошибки в каждом; путается в понятийном аппарате; не ответил на дополнительные вопросы; не смог доложить порядок эксплуатации и технического обслуживания основных образцов изучаемой техники; неуверенные действия по применению знаний на практике; не проявляет инициативы и старания в отношении освоения профессиональных компетенций по специальности Ознакомление с основными понятиями и процедурами в данной области Текущий не может построить ответ на вопросы по учебному материалу программы обучения; не владеет учебной литературой и справочными материалами; неправильное применение основных понятий и терминов; не ответил на дополнительные вопросы; не владеет порядком эксплуатации техники и действий при решении практических задач; не проявляет активности в получении знаний, навыков и умений при освоении ОПОП ВО; не участвует в военно-научной работе

Промежуточный (рубежный)

Итоговый (ГИА)

позволяет скорректировать учебные программы, фонды оценочных средств для более качественной профессиональной подготовки курсантов и проведения глубокого мониторинга качества подготовки выпускников за определенный период их подготовки.

В заключение необходимо отметить, что методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов предполагает непрерывную деятельность, заранее спланированную, реализованную и направленную на формирование оптимально организованного образовательного процесса. Основным её результатом является успешное прохождение государственной итоговой аттестации по специальности. Контроль в этой деятельности выступает основным элементом. По ее результатам делается вывод о готовности выпускника-специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей по видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой; проектно-кон-структорской; научно-исследовательской; производственно-технологической; эксплуатационной, а также ответственного и самостоятельного выбора средств

Библиографический список

достижения высокого уровня профессиональной подготовки в интересах государства, отвечающего современным условиям развития общества и способностей к самостоятельному освоению современных средств вооружения, военной и специальной техники.

Результаты исследования дают основание считать, что поставленные задачи решены. Однако выполненная работа по определению возможностей использования контроля как одного из элементов методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в военной образовательной организации высшего образования не исчерпывает всех стоящих педагогических проблем. Она может служить основанием для продолжения исследований в области развития системы педагогического контроля профессиональной подготовки специалистов и в военных, и в гражданских образовательных учреждениях. Это позволит своевременно корректировать учебные программы, программы практик, фонды оценочных средств, учебно-методические материалы и т. д. для более качественной профессиональной подготовки курсантов.

1. Лаптев А.А. Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг Креативная экономика. 2014; № 3 (87): 88-96.

2. Бердюгин С.Ю. Развитие системы педагогического контроля в высшем военно-учебном заведении. Актуальные проблемы социальной, социально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки кадров в России: материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2020: 22-25.

3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Москва, 1935-1940.

4. Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. Сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2018; № 3 (80): 297-302.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Москва: НИИ школьных технологий, 2006; Т. 2.

6. Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 308. Москва, 2022. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404833517/

References

1. Laptev A.A. Konkurentoustojchivost' voennogo vuza na rossijskom rynke obrazovatel'nyh uslug. Kreativnaya 'ekonomika. 2014; № 3 (87): 88-96.

2. Berdyugin S.Yu. Razvitie sistemy pedagogicheskogo kontrolya v vysshem voenno-uchebnom zavedenii. Aktual'nye problemy social'noj, social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti i professional'noj podgotovki kadrov v Rossii: materialy Vserossijskoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orel: OGU im. I.S. Turgeneva, 2020: 22-25.

3. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: v 4 t. Moskva, 1935-1940.

4. Mitrahovich V.A., Berdyugin S.Yu. Suschnost' metodicheskogo soprovozhdeniya professional'noj podgotovki kursantov v vysshem voenno-uchebnom zavedenii. Uchenyezapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Orel: OGU im. I.S. Turgeneva, 2018; № 3 (80): 297-302.

5. Selevko G.K. 'Enciklopediya obrazovatel'nyh tehnologij: v 2 t. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2006; T. 2.

6. Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v federal'nyh gosudarstvennyh organizaciyah, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i nahodyaschihsya v vedenii Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony RF № 308. Moskva, 2022. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404833517/

Статья поступила в редакцию 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.