Научная статья на тему 'Методика оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов военных вузов'

Методика оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDICATORS / CRITERIA / LEVELS OF COMPETENCE / TRAINING / COMPETENCE-BASED APPROACH / ASSESSMENT OF FORMATION OF COMPETENCES / MATRIX OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров Александр Леонидович

Компетентностный подход декларирует военным вузам производить формирование и оценку компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и квалификационными требованиями к военнопрофессиональной подготовке выпускников, однако единой методики оценки компетенций в образовательных учреждениях МО РФ на сегодняшний день не выработано. В статье изложены требования для успешной реализации предложенной методики, показана структурнофункциональная схема процесса формирования компетенций в военном вузе, определены критерии, показатели и уровни оценки сформированности профессиональных компетенций. Представлены формулы расчета оценки уровня сформированности компетенции в ходе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяров Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF EVALUATION OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Competence-based approach declares war universities to make the formation and evaluation of competencies in accordance with the Federal state educational standard of higher education and qualification requirements of a military training graduates, however, the common methods for the assessment of competencies in educational institutions MO of the Russian Federation to date not been developed. The article describes the requirements for the successful implementation of the proposed methodology, shows the structural and functional scheme of the process of formation of competencies in a military University, the criteria, indicators and levels of assess-ment of the formation of professional competencies. Formulas of calculation of an assessment of competence during the current control, intermediate and state final certification are presented.

Текст научной работы на тему «Методика оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов военных вузов»

УДК 378.146 + 355.23

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАНИОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

A.JI. Столяров

преподаватель Череповецкого высшего военного инженерного ордена Жукова училища радиоэлектроники

Адрес: 162600, г. Череповец, Советский пр-т, 126 E-mail: sal283Qyandex.ru

Аннотация. Компетентностный подход декларирует военным вузам производить формирование и оценку компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, однако единой методики оценки компетенций в образовательных учреждениях МО РФ на сегодняшний день не выработано. В статье изложены требования для успешной реализации предложенной методики, показана структурно-функциональная схема процесса формирования компетенций в военном вузе, определены критерии, показатели и уровни оценки сформированное™ профессиональных компетенций. Представлены формулы расчета оценки уровня сформированное™ компетенции в ходе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, показатели, критерии, уровни сформированное™ компетенций, профессиональная подготовка, компетентностный подход, оценка сформированное™ компетенций, матрица формирования компетенций. Цитирование: Столяров А.Л. Методика оценки сформированное™ профессиональных компетенций курсантов военных вузов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 4 (43). С. 25-31.

В 2011 году в России стартовала Госпрограмма вооружений, в результате которой доля новых образцов вооружения к 2020 году должна составить не менее 70%. В результате столь масштабного перевооружения в Вооруженные Силы России начали поступать современные образцы военной техники. Всё это устанавливает высокие требования к подготовке офицерского состава, которому уже в ближайшем будущем предстоит работать на новых комплексах и образцах вооружения. Проведенный анализ научно-педагогической литературы показал, что вопросы оценки качества подготовки офицеров в военно-образовательных организациях остаются актуальными на протяжении долгого времени. Ознакомление с процессом обучения курсантов в ведущих военных вузах страны, проводимым в условиях сложной военно-политической обстановки, быстро развивающегося научно-технического прогресса, позволяет с уверенностью сказать, что проблема оценки подготовки военных специалистов является востребованной задачей военной теории и практики.

С 2013 года военные вузы страны перешли

на компетентностную модель обучения, которая предписывает производить оценку качества подготовки обучающихся через оценку сформированности компетенций. В соответствии с руководящими документами данная оценка должна проводиться на протяжении всего периода обучения курсантов в военной образовательной организации в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации. В настоящее время вузам предлагаются различные способы итоговой оценки сформированности компетенций: на основе использования кейс-технологии [1], метода assessment-center [2], применения педагогического тестирования [3] и др. Необходимо отметить, что единого подхода к оценке сформированности компетенций обучающихся в системе образования Министерства обороны Российской Федерации не выработано, каждый военный вуз решает данную задачу самостоятельно, используя собственный многолетний опыт, а также заимствуя наиболее успешные методические наработки других вузов, в том числе и гражданских.

Условием успешной реализации предложенной методики оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов в военном вузе является выполнение ряда требований:

- результаты освоения основной профессиональной образовательной программы должны рассматриваться в форме компетенций обучающихся [4];

- профессиональная компетенция понимается, как способность решать задачи профессиональной деятельности обучающихся, определяемая Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее — ФГОС ВО) и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее — КТ), формируемая в учебном процессе [5];

- формирование компетенций осуществляется на основе их междисциплинарного характера;

_ в ф0Нде оценочных средств учебной дисциплины должны быть определены критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональных компетенций;

_ Пр0цесс оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов в военном вузе должен быть автоматизирован.

Перечень профессиональных компетенции, которые должны быть сформированы у курсантов за время обучения в военном вузе, определяется ФГОС ВО и КТ, а вот порядок, условия, методы формирования компетенций каждый военный вуз определяет самостоятельно, исходя из своей специфики, требований заказчика подготовки, материальной базы, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава и т.д. На основании требований руководящих документов рассматривать в качестве основного результата профессиональной подготовки курсантов сформированность компетенций следует их взаимосвязь с учебными дисциплинами, практиками и другими структурными элементами основной профессиональной образовательной программы.

Оценка уровня сформированности компетенций является результатом освоения всей основной образовательной программы, а освоение какой-либо ее части - является результатом обучения, ему соответствует текущее и промежуточное оценивание.

Соотношение результата обучения и ре-

зультата сформированности компетенции следующее: для формирования у курсанта профессиональной компетенции необходимо достижение конкретных результатов обучения по целому ряду учебных дисциплин. Другими словами можно сказать, что компетенция состоит из результатов, которые служат необходимыми и достаточными условиями ее сформированности. Результаты обучения по отдельным учебным дисциплинам проверяются в ходе аттестации - текущей, промежуточной, итоговой [6]. Эта проверка осуществляется с помощью тестов, контрольных работ, устных опросов, курсовых работ и т.д. определяемых фондами оценочных средств учебных дисциплин. В ходе образовательного процесса, при текущей и промежуточной аттестации осуществляется проверка не самих компетенций, а соотнесенных с ними результатов обучения.

В рассматриваемой методике в качестве минимального результата обучения принимается оценка за тему учебной дисциплины. Сформированность профессиональной компетенции как совокупность результатов обучения по различным темам учебных дисциплин представлена следующим выражением выражением.

К = (Т!Л Т2л Т3л-лТп), (1)

где К — формируемая профессиональная компетенция;

Тг — результат изучения курсантом темы учебной дисциплины (г = 1, 2,... ,п).

Для установления взаимосвязи между профессиональными компетенциями и темами учебных дисциплин на каждую специальность подготовки разрабатывается матрица формирования компетенций. Поскольку профессиональные компетенции формируются в результате освоения целого ряда тем учебных дисциплин, матрица формирования компетенций должна составляться экспертной группой, в состав которой входят наиболее опытные представители профессорско-преподавательского состава и учебно-методического отдела.

На рисунке 1 представлен вариант структурно-функциональной схемы процесса формирования профессиональных компетенций курсанта обучающегося по ФГОС ВО 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» [7].

Федеральный гос^длрс 1В№ный абрдзскыте-льмымсгдыдврт высшего йбрйЮПЛНИй

УД1

УД 1

£ \

УДЗ

уд*

К04пнфич«ф№ниые триада нич каоеммо-лымой ГИДГОТОйке ИШрМИМВМ

гтхп

К1 кг КЗ кд К5 № К7 НЕ ко то

Т 1.1 от от

Т1.2 ОТ ОТ

Т 1.3 от от

Т2.1 ОТ от

Т2.2 от »

Т2.Э от » *

Т 2.4 от

Т3.1 от от

Т3.2 ОТ от

Т4,1 от от

Т 4.2 от ОТ

Т гип от от

УК 1 УК 1 УК 3 УН 4 УН 5 УН 6 У* 7 УК в УК 9 УК 10

от

от

от

Огпм А^ЬНЫЙ Достаточный недостаточный Достаточны« Достаточный Опгиа'ДГ ьндо

Рисунок 1 Структурно-функциональная схема процесса формирования профессиональных

компетенций курсанта

Источниками профессиональных компетенций но соответствующей специальности подготовки являются ФГОС ВО и КТ. По оси абсцисс матрицы формирования компетенций располагаются профессиональные компетенции (К1,К2,...,КП), которые должны быть сформированы у курсанта за время обучения в военном вузе. На оси ординат отмечены учебные дисциплины (УДьУД2,... , УДга), каждая из которых состоит из множества тем в соответствии с тематическим планом (Ти,Т 1.2,...,Тп.т). На пересечении столбца (компетенции) и строки

(темы учебной дисциплины) для каждого обучающегося должна выставляться оценка (ОТ). Накопление в процессе подготовки оценок (ОТ) за темы учебных дисциплин позволяет определить уровень сформи-рованности профессиональных компетенций (УКЬУК 2,..., У Кп).

В таблице 1 приведен пример междисциплинарного формирования профессиональных компетенций учебными дисциплинами (УД^УД2,...,УДга), в которых множество тем (Т1.1,Т 1.2,..., Тп.т), выступает как результат обу чения.

Таблица 1 Междисциплинарное формирование профессиональных компетенций при помощи тем учебных дисциплин

I семестр II семестр IX семестр

К1 УД1 (Ть Т2, Те) УД2 (Т2, Т4, Те) УДа (Та, т7) УД^Ть Та)

К2 УД4 (Ть Та) УДПТь Т4 Те) УДб (Та, Т4, Тт) УДв (Т2, Т4, Тб) УДв (Ть Тд)

Компетенция 1 {К\) формируется учебной дисциплиной 1 (УД1) в I семестре обучения,

2, 3

II семестре обучения, учебной дисциплиной 7 (УД7) - в IX семестре обучения. В формировании компетенции 1 (К 1) участвуют темы 1, 2, 6 (Т1,Т2, Тб) учебной дисциплины 1 (УД1),

темы 2, 4, 8 (Т2,Т4^8) учебной дисциплины 2

Необходимым условием использования рассматриваемой методики является выставление преподавателем итоговой оценки за каждую тему учебной дисциплины каждому курсанту (ОТ) (рис. 1). Порядок и содержание проведения текущего контроля, правила выставления оценок за темы определяются кафедрами военного вуза самостоятельно.

Одним из способов формирования итоговой оценки за тему учебной дисциплины может быть расчет среднеарифметического всех оценок, полученных курсантом на учебных занятиях по данной теме, в ходе проведения текущего контроля знаний преподавателем. Отдельное внимание следует обратить на оценку сформированности профессиональных компетенций в ходе промежуточной и государственной итоговой аттестации. При прохождении данных видов контроля успеваемости и качества подготовки курсанты оцениваются по результатам сдачи экзаменов (зачетов с оценкой). Предложенная методика позволяет оценить сформированность профессиональных компетенций курсантов через ответы на вопросы экзаменационных билетов, при этом итоговые оценки за экзамены (зачеты с оценкой) не учитываются.

Рассмотрим, каким образом производится учет оценки, полученной обучающимся за ответ на вопрос экзаменационного билета, при расчете итоговой оценки за тему учебной дисциплины.

Экзаменационный билет состоит из нескольких вопросов, каждый из которых сформирован на основании изученного материала какой-либо темы учебной дисциплины, по которой проводится экзамен (зачет с оценкой). Соотнесение вопроса экзаменационного билета с темой учебной дисциплины и формируемой компетенцией целесообразно производить в фондах оценочных средств, разрабатываемых образовательными организациями для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Ответ обучающегося на каждый вопрос экзаменационного билета оценивается преподавателем отдельно, тем самым производится оценка усвоения курсантом темы учебной дисциплины, из материалов которой данный вопрос сформирован.

В соответствии с предложенной методикой вес оценки, полученной за ответ обучающегося на вопрос экзамена (зачета с оценкой) выше, чем оценки, полученной в ходе текущего контроля знаний. Именно поэтому расчет итоговой оценки за тему учебной дисциплины в рамках текущего контроля успеваемости и с учетом оценок, полученных на зачетах и экзаменах при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации должен отличаться. Вопрос определения числового показателя (коэффициента) веса оценки, полученной за ответ на занятии, вопрос экзамена (зачета с оценкой) в ходе проведения промежуточной или государственной итоговой аттестации, выходит за рамки рассмотрения данной статьи и представляет интерес для дальнейшего исследования.

Расчет итоговой оценки за тему учебной дисциплины с учетом оценок полученных курсантом за ответы на вопросы экзаменационных билетов или без учета таковых производится в соответствии со следующим выражением:

ОТ:

'К ¿Е 210 + 110 эг) 1

N По. N ¿.,1=1 ^°г

,г = о

(2)

где ОТ — итоговая оценка за тему учебной дисциплины;

03 — оценка, полученная курсантом на занятии по теме учебной дисциплины;

ОЭ — оценка за ответ на вопрос экзаменационного билета;

2 — количество оценок, полученных курсантом за ответы на вопросы экзаменационных билетов по теме учебной дисциплины;

N — количество оценок, полученных курсантом на учебных занятиях при изучении темы учебной дисциплины.

После проведения экзамена (зачета с оценкой) производится корректировка итоговых оценок только тех тем учебной дисциплины, по которым сформированы доставшиеся курсанту вопросы экзаменационного билета. Остальные оценки тем учебных дисциплин остаются без изменений.

Оценка сформированности профессиональной компетенции рассчитывается по формуле 3.

1

м

ОК= — УОТг,

м ¿1

(3)

где О К — оценка сформированности профессиональной компетенции;

ОТ — итоговая оценка за тему учебной дисциплины;

М — количество тем учебных дисциплин, участвующих в формировании профессиональной компетенции.

Определение уровня сформированности профессиональной компетенции производится в соответствии с критериями и показателями, для определения которых используются оценки сформированности компетенций (таблица 2).

Для определения уровней сформированности компетенций в рассматриваемой методике использованы критерии и показатели, предложенные учеными Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского [8].

Таблица 2 - Уровни, критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций курсантов военных вузов

Уровни сформированности профессиональных компетенций Критерии Показатели

Оптимальный курсант обладает профессиональными компетенциями, уровень сформированности которых позволяет ему выполнять должностные обязанности по занимаемой должности в полном объеме и частично по вышестоящим и взаимозаменяемым воинским должностям 4,3 < ОК < 5

Достаточный курсант обладает профессиональными компетенциями, уровень сформированности которых позволяет ему выполнять должностные обязанности по занимаемой должности 3,5 ОК < 4,3

Недостаточный курсант обладает профессиональными компетенциями на минимально допустимом уровне, что позволяет ему в целом выполнять должностные обязанности по занимаемой должности 3,0 < ОК < 3,5

Достижение предложенных показателей сформированности профессиональных компетенций является подтверждением того, что

профессиональные компетенции курсантов сформированы.

Реализация предложенной методики без использования средств автоматизации процесса оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов не представляется возможной по причине большого количества хранимой и обрабатываемой информации. Построение матрицы формирования компетенций, накопление оценок полученных курсантами за освоение тем учебных дисциплин, проведение необходимых расчетов без использования ЭВМ, приведет к задействованию большого количества персонала, отсутствию возможности получения информации оперативно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автоматизация процесса оценки сформированности компетенций обучающихся позволит более гибко реагировать субъектам образовательного процесса на различные отклонения курсанта от траектории образовательного процесса, формировать прогностическую информацию и своевременно вносить необходимые управляющие коррективы.

Таким образом, внедрение предложенной методики оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов в

образовательный процесс военного вуза позволит:

а) производить оценку сформированности компетенции с учетом всех оценок, полученных курсантом за изучение тем учебных дисциплин в ходе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации;

б) вести постоянный мониторинг процесса формирования профессиональных компетенций военных специалистов;

в) повысить межкафедральное взаимодействие путем разработки матрицы формирования компетенций с учетом междисциплинарного характера формирования профессиональных компетенций;

г) повысить активность и качество учебной деятельности курсантов, и как следствие профессиональную компетентность военных специалистов;

д) автоматизировать процесс сбора, обработки, анализа, прогноза и представления результатов оценки сформированности компетенций всем заинтересованным лицам.

Литература

1. Кононова. Е.А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case study / Е.А. Кононова, Г.А. Поллак // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 3. С. 93-98.

2. Новикова. С. А. Оценка компетенций персонала методом assessment center / С. А. Новикова // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2009. № 2. С. 48-50.

3. Захарченко. Н.В. К вопросу использования тестирования как способа оценки сформированности дисциплинарных компетенций / Н.В. Захарченко, C.B. Куланина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 61-68.

4. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 № 670 (ред. от 18.01.2016). |.\1.. 2014]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.09.2019).

5. Столяров А.Л. Определение содержания терминов «компетенция» и «компетентность» для исследования вопросов педагогического мониторинга образовательного процесса / А.Л. Столяров // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. С. 87-92.

6. Туревская. К.II. Систематизация оценочных средств и их место в формировании профессиональной компетентности будущих учителей при апробации новых модулей / Е.И. Туревская, Е.В. Романова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 76—80. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34191455&selid= 25049411. (Дата обращения 19.09.2019).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 09 февраля 2018 г. № 95 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 N 50226). [М., 2018]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Голубев. М.А. Проблемные вопросы повышения качества составления служебных отзывов на выпускников академии / М.А. Голубев, ILIO. Воронков, И.В. Кузьмичева, A.B. Стафеева // Труды военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2015. № 4. С. 213-220.

THE METHOD OF EVALUATION OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Alexander STOLYAROV

Lecturer, Cherepovets Higher Military Engineering Order of Zhukov School of Radio Electronics Address: 162600, Cherepovets, Sovetsky prospect, 126 E-mail: kosyrev.sergeyQyandex.ru

Abstract. Competence-based approach declares war universities to make the formation and evaluation of competencies in accordance with the Federal state educational standard of higher education and qualification requirements of a military training graduates, however, the common methods for the assessment of competencies in educational institutions MO of the Russian Federation to date not been developed. The article describes the requirements for the successful implementation of the proposed methodology, shows the structural and functional scheme of the process of formation of competencies in a military University, the criteria, indicators and levels of assess-ment of the formation of professional competencies. Formulas of calculation of an assessment of competence during the current control, intermediate and state final certification are presented. Keywords: competence, professional competence, indicators, criteria, levels of competence, training, competence-based approach, assessment of formation of competences, matrix of competences.

Citation: Stolyarov A.L. Method of assessment of professional competence formation of cadets of military universities // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 4 (43). pp. 25-31.

References

1. Kononova. E.A. Interactive method for assessing knowledge based on the use of case study technology / E.A. Kononova, G.A. Pollack // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences. 2013. No. 3. P. 93-98.

2. Novikov. S.A. Assessment of staff competencies by assessment center method / S.A. Novikova // Mountain Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2009. No. 2. P. 48-50.

3. Zakharchenko. N.V. To the question of using testing as a way to assess the formation of disciplinary competencies / N.V. Zakharchenko, S.V. Kulanina // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013. No. 1. P. 61-68.

4. On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29 mbox 2012 No. 273 - FZ "On Education in the Russian Federation "[Electronic resource]: Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of 15.09 .2014 No. 670 (as amended on January 18, 2016). |.\I.. 2014]. Access from the consultant legal system "Consultant Plus" (accessed date: 09/12/2019).

5. Stolyarov A.L. Definition of the content of the terms "competence"and "competence"for the study of pedagogical monitoring of the educational process / A.L. Stolyarov // World of education - education in the world. 2017. No. 2. P. 87-92.

6. Turevskaya. E.I. Systematization of assessment tools and their place in the formation of professional competence of future teachers in testing new modules / E.I. Turevskaya, E.V. Romanova // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2015.V. 34.P. 76-80. - Access mode: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34191455&selid= 25049411. (Date of access 09.19.2019).

7. On the approval of the federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 05/11/02 Special radio systems [Electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 09, 2018 No. 95 (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 02.03.2018 № 50226). |.\I.. 2018]. Access from sprav.-legal system "Consultant Plus".

8. Golubev. M.A. Problematic issues of improving the quality of writing service reviews for graduates of the Academy / M.A. Golubev, I.Yu. Voronkov, I.V. Kuzmicheva, A.V. Stafeeva // Transactions of the A.F. Mozhaysky. 2015. No. 4. P. 213-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.