Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 193-195
УДК 378.147:811.111
КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ МУСКАММАЯЬАБ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2014 г. Н.А. Скурихин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 07.02.2014
Рассматриваются практические аспекты использования онлайн образовательной платформы MyGrammarlab в обучении английскому языку студентов вуза: содержание обучения грамматической стороне речи, познавательные компоненты обучения грамматике, способы организации контроля и оценки студентов.
Ключевые слова: образовательная платформа, онлайн-материал, грамматический навык, познавательный компонент обучения грамматике, содержание обучения грамматике.
В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса, и все более распространенным является применение интерактивных обучающих электронных образовательных платформ с целью совершенствования и контроля лексических и грамматических навыков в обучении иностранному языку.
Современные информационные коммуникативные технологии (ИКТ) используются для значительного обогащения процесса обучения, развивая у обучающихся дополнительные навыки, умения и стратегии, что было невозможно на основе традиционных средств обучения [1, 2, 3]. Широкий функционал современных компьютерных технологий помогает преподавателю фиксировать характеристики и результаты учебного процесса, осуществляя обработку огромных массивов информации по достаточно большому количеству параметров. Применение ИКТ-средств обучения позволяет перевести часть учебной деятельности студентов в режим интерактивного взаимодействия, сохраняя при этом дистанционный контроль преподавателя.
К числу важнейших преимуществ использования ИКТ в обучении иностранным языкам относится автоматизированный контроль достижений студентов за определенный период. Это позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку благодаря возможностям автоматического протоколирования и средствам анализа статистической информации по различным параметрам - это время, затра-
ченное отдельными обучающимися на выполнение упражнения; количество и характер ошибок; число попыток при выполнении заданий и упражнений; общее количество заданий и упражнений, выполненных обучающимися.
В рамках проекта, инициированного представительством издательства Longman, был проведен эксперимент по использованию образовательной платформы MyGrammarlab. В пилотном проекте приняли участие студенты 1 -го и 2-го курсов филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Целевое назначение этой электронной образовательной платформы - создание новой обучающей среды как инструмента познания. MyGrammarlab представляет собой интерактивную языковую лабораторию по изучению грамматики английского языка. Данная электронная мультимедийная платформа обладает рядом достоинств:
- электронный курс по грамматике английского языка структурирован тематически по модулям. В каждом модуле представлены теоретические (Grammar videos) и практические задания (Practice, Listen & Check), имеются задания для диагностики и самопроверки (Diagnostic tests) и блок контрольных заданий (Progress test, Exit test, End Test), которые назначаются преподавателем на определенный срок;
- автоматическая проверка выполнения практических и контрольных заданий разгружает преподавателя, позволяя продуктивно использовать аудиторное время;
194
Н.А. Скурихин
- наличие теоретической базы материалов представлено в сочетании с традиционной формой обучения: учебник с онлайн-поддержкой.
Практический блок курса, или тренировочный, позволяет детально проработать грамматические структуры путем выполнения практических заданий: просмотр видеофрагмента с объяснением грамматического явления, прослушивание и распознавание грамматических форм, упражнения на подстановку. Основным мотивирующим компонентом курса являются мультимедиаматериалы в сочетании с тренировочным практическим материалом. Они повышают активность самостоятельной работы, обеспечивая условия оптимизации самоконтроля студентов.
Необходимым условием для эффективного использования данной технологии является дистанционный контроль и наличие соответствующего вариативного обеспечения преподавателя контрольно-измерительными инструментами в электронной языковой лаборатории. Важный инструмент контроля в системе - журнал преподавателя, в котором регистрируются все результаты работы студентов. Автоматизированная система развития грамматических навыков каждого студента представлена в виде графика с различными параметрами: успеваемость по конкретному модулю, уроку, упражнению, тесту, успеваемость в целом, контроль времени, частотность ошибок.
Такая система позволяет своевременно отследить и оперативно проанализировать:
а) основные объекты текущего контроля продуктивных и рецептивных грамматических навыков;
б) этапы их становления;
в) критерии правильности выполнения операций, составляющих эти навыки;
г) показатели их сформированности.
Система заданий построена таким образом,
что упражнения, заложенные в обучающей платформе, формируют у студентов грамматические репродуктивные и рецептивные грамматические навыки. Грамматические навыки разных видов включают в свою структуру определенные операции. Именно на их тренировку направлена система упражнений.
Формирование грамматических навыков с применением ИКТ-технологии проходит по следующей схеме, принятой в методике обучения иностранным языкам [4]: 1) восприятие модели (Grammar videos); 2) распознавание модели (Listen to the severbs. Which are present simple, and which are past simple?); 3) подстановка (Choose the correct words); 4) трансформация
(For each question, complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence, using the word given; 5) репродукция и комбинирование (Describe a trip that you made recently. Where did you go? What did you see? How did you travel?).
В качестве объектов контроля продуктивных грамматических навыков выступают: а) навыки морфологического оформления слова; б) навыки оформления связи слов в предложении (Practice 3). Названные объекты контроля позволяют:
1) сформировать действия: а) по выбору и образованию формы слова; б) по сочетанию слов; в) по выбору соответствующей модели предложения; г) по использованию строевых элементов для построения целой фразы;
2) проверить время, затраченное на произнесение или написание сочетания слов, фразы.
Объектами контроля в рецептивной грамматике являются навыки узнавания; соотнесения словоформ со значением; признаки оформления предложений. Здесь важны такие показатели как: а) точность понимания; б) время, затраченное на прочтение и понимание грамматического явления в тексте.
Рассматриваемые грамматические навыки подвергаются как текущему контролю (непосредственно выполнение практических упражнений), промежуточному (Progress test), так и итоговому контролю (Exit test, End test) в форме тестовых заданий. Для контроля выполнения заданий в личном кабинете преподавателя автоматически формируется успеваемость каждого студента. Предварительно преподаватель настраивает шкалу и параметры оценивания.
Для своевременного обнаружения пробелов в знаниях грамматики у студентов в начале каждого модуля проводится диагностический тест, результаты которого позволяют правильно построить дальнейшее обучение. Тесты достижений (Progress tests) в каждом модуле измеряют лишь один из аспектов овладения грамматической стороной речи (например, Present Perfect). Итоговый тест по окончании изучения модуля (Exit test) выявляет уровень сфор-мированности грамматического навыка у обучающихся.
Использование образовательной платформы MyGrammarlab показало, что электронные упражнения являются эффективным средством совершенствования грамматических навыков и контроля их сформированности.
Применение нетрадиционных форм контроля повышает качество формируемых иноязычных навыков и умений, способствует объ-
Контроль сформированности грамматических навыков с использованием образовательной платформы. MyGrammarlab 195
ективному измерению и оцениванию результативности деятельности, а также своевременному выявлению несоответствий между уровнем овладения речевыми навыками и умениями студентов и требованиями к уровню их обученно-сти на определенных этапах изучения иностранного языка.
Перспективность внедрения и использования подобных средств и технологий будет заключаться в разработке собственных курсов на основе платформы Мооё1е с более продвинутым функционалом проверки знаний, контроля сформированности навыков и, впоследствии, умений.
Список литературы
1. Александров К.В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. Нижний Новгород: ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2010. 176 с.
2. Демина О.А., Золотова М.В., Кадыкова И.Е., Каминская Н.В., Киреева Г.Г. Электронное обучение на занятиях по английскому языку // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 46. С. 24-26.
3. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: URSS, 2013. 262 с.
4. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010. 446 с.
GRAMMAR SKILLS DEVELOPMENT ASSESSMENT WITH THE USE OF THE EDUCATIONAL PLATFORM «MYGRAMMALAB» IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF UNIVERSITY STUDENTS
N.A. Skurikhin
The article deals with practical aspects of the use of the online educational platform «MyGrammalab» in the English language teaching of university students. Content of teaching grammar, cognitive components of teaching grammar, ways of assessment and evaluation of students are analyzed.
Keywords: educational platform, online material, grammar skills, cognitive components of teaching grammar, content of teaching grammar.
References
1. Aleksandrov K.V. Mul'timediinyi kompleks v obuchenii inoiazychnoi leksike: teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty. Nizhnii Novgorod: GOU VPO Nizhe-gorodskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet im. N.A. Dobroliubova, 2010. 176 s.
2. Demina O.A., Zolotova M.V., Kadykova I.E., Kaminskaia N.V., Kireeva G.G. Elektronnoe obuchenie
na zaniatiiakh po angliiskomu iazyku // Kul'turnaia zhizn' Iuga Rossii. 2012. № 46. S. 24-26.
3. Sysoev P.V. Informatsionnye i kommunika-tsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii. M.: URSS, 2013. 262 s.
4. Azimov E.G. Novyi slovar' metodicheskikh termi-nov i poniatii: (teoriia i praktika obucheniia iazykam). M.: IKAR, 2010. 446 s.