СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN INSTRUMENT OF TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR
К. Е. Шаранов
В данной статье рассматривается последовательность действий преподавателя при составлении системы упражнений на определенную грамматическую тему с учетом специфики дистанционной формы обучения при помощи системы управления обучением "Моод.1в", а также возможности этой системы для реализации данной образовательной цели.
Ключевые слова: грамматика, дистанционное обучение, МооМв.
Коммуникативная направленность современных занятий по иностранному языку отводит грамматическому материалу в процессе очного общения преподавателя и обучаемых далеко не первую роль. Данная проблема зачастую решается за счет включения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работа над грамматическим материалом переносится, например, в дистанционную форму обучения, как это было сделано в рамках курса немецкого языка »eDeutschA2« в среде управления обучением "Мос^1е", в создании грамматической составляющей которого нам удалось принять непосредственное участие. В данной статье мы хотели бы представить последовательность действий, которые преподавателю приходится проделать при создании системы грамматических упражнений в рамках курса иностранного языка, реализованного на одной из доступных интернет-платформ.
Современные методисты понимают под грамматической компетенцией «знание грамматических элементов языка и умение их использовать в речи» [1, с. 107]. Грамматическая компетенция включает способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам данного языка (в отличие от механического воспроизведения заученных образцов). Авторы документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком; изучение, преподавание, оценка» иллюстрируют грамматическую правильность речи для уровня А2 так: «Правильно использую простые грамматические конструкции, однако систематически допускаю типичные ошибки (например, путаю времена, неправильно оформляю согласование), тем не менее обычный смысл высказывания обычно ясен» [1, с. 109]. Это описание позволяет преподавателю курса сориентироваться в том, насколько высокой должна быть степень овладения отдельными грамматическими навыками, а также предусмотреть
K. E. Sharanov
This article shows the sequence of actions of a teacher in composing exercises on a certain grammatical aspect of a foreign language, taking into consideration the specifics of distance learning using "Moodle". The potentialities of this system "Moodle" for realization of this educational goal are also considered in this article.
Keywords: grammar, distance learning, Moodle.
возможные трудности при передаче смысла высказывания, которые заключает в себе слабое владение ими.
Не секрет, что этот сложный и трудоемкий процесс требует учета ряда факторов, начиная с целей и задач самого курса, специфики обучения грамматическому аспекту и заканчивая необходимостью поддержания устойчивой мотивации к процессу обучения иностранному языку в дистанционной форме.
Разрабатывая грамматические задания для совершенствования грамматических навыков и формирования лингвистической компетенции в дистанционном курсе, мы брали за основу следующие принципы:
1. Сочетание имплицитного и эксплицитного подходов (дифференцированный подход). В рамках данных подходов осуществлялось частично индуктивное, частично дедуктивное введение грамматического материала и его применение и отработка в личностно-значимых контекстах за счет таких инструментов платформы "Moodle", как форум, вики и др., а также надежной обратной связи.
2. Смысловая наполненность упражнений по грамматике. Использовались только те материалы, которые с содержательной точки зрения могут вызывать со стороны участников курса реальный, живой интерес, чтобы избежать проблемы низкой мотивации. Грамматика рассматривалась лишь как инструмент для оформления мыслей участников и выполняла служебную функцию.
3. Осмысленное применение грамматических структур. Мы концентрировались лишь на том грамматическом материале, который необходим участникам курса для выражения своих мыслей в процессе общения на образовательной платформе, чтобы добиться выхода пройденного материала в речь и естественного его употребления. Другими словами, был выделен приоритет качества над объемом грамматического материала.
4. Значительная часть упражнений на автоматизацию навыка. Были включены специальные задания при помощи
различных инструментов платформы на отработку естественного и беглого применения в речи языковых образцов. Упражнения на автоматизацию навыка подразумевали ориентирование на повторение заданных речевых образцов.
5. Сочетание структурного и функционального подходов к преподаванию грамматики. Мы исходили из положения о том, что одним аспектам грамматики проще обучать и обучаться с точки зрения структурного подхода (то есть исходя из грамматических форм), а другим - с позиций функционального подхода, то есть с введения данного материала через его функцию в речи. В реализации нашей цели нам помогало справочное пособие »ProfileDeutsch« издательства »Langenscheidt«, в котором грамматический материал систематизирован по обоим критериям.
6. Учет методических принципов отбора активного и пассивного грамматического минимума: от простого к сложному; от более часто употребляемого в речи к реже употребляемому; исключение языковой синонимии; от знакомых контекстов к новым; разделение каждой грамматической темы по этапам обучения, в соответствии с »ProfileDeutsch«; элементы структурного метода: заучивание на начальном этапе некоторых структур, необходимых для коммуникации, без их грамматического анализа.
Для отбора продуктивного и рецептивного грамматического материала было использовано уже упомянутое пособие »ProfileDeutsch«. Что касается введения нового грамматического материла, больше внимания было уделено индуктивному методу, с сокращением числа грамматических таблиц в самих модулях курса. Необходимые таблицы помещены в отдельный грамматический справочник, сложные термины - в специальный контекстный грамматический глоссарий, благодаря чему у участников курса всегда есть возможность обратиться к нему в случае необходимости.
В качестве примера приведем описание работы по разработке грамматического блока, посвященного теме «Артикль». Употребление артиклей - одно из самых сложных грамматических явлений немецкого языка, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки в речи учащихся разных возрастов. Отчасти это объясняется тем, что в русском языке артикли отсутствуют, поэтому обучение их употреблению в иностранном языке русскоязычных учащихся не может происходить с опорой на родной язык. С другой стороны, в связи с частотностью употребления артиклей изучение данной грамматической темы и овладение навыками употребления артиклей играет далеко не последнюю роль в обучении грамматике немецкого языка.
Поскольку грамматическая тема «Артикль» вводится в самом начале обучения, еще на уровне А1, мы исходим из того, что участники нашего курса уже имеют базовые знания по данной теме. Обратившись к изданию »ProfileDeutsch«, чтобы узнать, какие конкретные грамматические явления в рамках данной темы рекомендуется вводить на этапах А1 и А2, мы исходим из предположения, что участники курса уже знакомы с такими подтемами, как определенный, неопределенный, нулевой, отрицательный, притяжательный и указательный артикль (¿ег/йа^йк), а также формы артикля в именительном и винительном падежах. На этапе А2 нам пред-
стоит познакомить обучающихся с такими грамматическими подтемами, как указательный артикль (dieser), неопределенный артикль и вопросительный артикль.
Определившись с методической стратегией и конкретным грамматическим материалом, перейдем непосредственно к созданию грамматической составляющей курса.
Первым шагом в рамках курса стало создание разноуровневого грамматического справочника. О необходимости создания и использования электронного справочника по грамматике немецкого языка Н. Ю. Северова пишет следующее:
1. Целесообразность разработки электронных справочников нового типа по иностранным языкам обусловлена необходимостью предоставить возможность любому пользователю в очном или дистанционном обучении получить консультацию по интересующему его вопросу с учетом уровня его языковой подготовки и возможности перехода с одного уровня обученности на другой в случае необходимости.
2. Методическая организация языкового материала такого справочника отражает дифференцированный подход с учетом разного уровня языковой подготовки учащихся, а также возможность обращения за консультацией к учителю.
3. Методика создания и разноуровневого справочника по грамматике немецкого языка предполагает постепенное углубление и детализирование при разъяснении грамматических правил от уровня к уровню с иллюстрацией функционирования данного явления в ситуациях общения.
4. Использование электронного справочника по грамматике немецкого языка обусловлено конкретными учебными ситуациями в очном или дистанционном обучении [2, с. 8].
В качестве средства реализации данного положения на платформе "Moodle" мы выбрали инструмент «Книга». «Книга» - это многостраничный учебный материал: слева отображается содержание в виде глав книги, справа, в основном поле, отображаются сами документы. Названия глав книги соответствуют грамматическим темам, которые предстоит пройти в ходе курса. В целях реализации принципа многоуровне-вости в название каждой главы мы включили уровень, которому соответствует данный материал. Объяснение грамматического материала уровня AI происходит на русском языке, начиная с уровня A2 - на немецком языке (с русским переводом правил и исключений по специальной ссылке). Каждая глава грамматического справочника позволяет нам добавить ссылки не только на свои упражнения, распределенные по всему курсу, но и ссылки на упражнения, которые мы рекомендуем сделать на интересных проверенных нами сторонних интернет-порталах, посвященных грамматике немецкого языка.
Вторым важнейшим инструментом, облегчающим ознакомление участников курса с грамматическим материалом, является инструмент «Глоссарий». Глоссарий функционально предлагает следующие возможности с точки зрения организации грамматического материала:
1. Термины в глоссарии группируются по категориям - статьи систематической грамматики мы группируем по функциональным категориям, например, статье «Опре-
деленный артикль» присваиваем категорию «Представлять (Darstellen)». Можно выбрать обзор глоссария как по алфавиту (по названиям грамматических структур), так и по категориям (в соответствии с речевыми функциями).
2. Участник может добавлять комментарий к записи глоссария - эту функцию мы можем использовать для заданий участникам курса, а также уточняющих вопросов со стороны обучающихся к обучающему.
3. Комментарии могут быть оценены учителем - для оценки выполнения заданий участниками.
4. Словари могут быть легко экспортированы и импортированы через XML, что позволяет избежать составления нового словаря в каждом новом курсе.
5. Словари содержат модуль поиска.
Однако примечательнее всего такая возможность глоссария, как "Auto-linking", то есть в любом модуле нашего курса может быть установлена автоматическая ссылка на заголовки карточек глоссария, соответствующие грамматическим явлениям. Например, если упражнение подразумевает заполнение пропусков вопросительными артиклями, нет необходимости каждый раз приводить список вопросительных артиклей, поскольку в тексте автоматически установлена ссылка на карточку »Interrogativartikel«. Таким образом, встречая непонятный грамматический термин, участник курса с помощью одного щелчка мыши попадает в статью глоссария, где кратко поясняется, что означает этот термин. Отличие уже описанной грамматической книги от глоссария заключается в том, что в глоссарии мы приводим очень краткие пояснения, без объяснения грамматических правил, но в то же время в каждой карточке глоссария присутствует ссылка на соответствующий раздел грамматического справочника, чтобы участник курса всегда мог повторить правило.
Такая организация грамматического материала, подразумевающая интерактивность, позволяет экономить время участников курса, повышает мотивацию работы с грамматикой и должна обеспечивать лучшее запоминание грамматического материала. Следует отметить, что элементы курса «Книга по грамматике» и «Грамматический глоссарий» расположены непосредственно под заголовком курса, чтобы участник имел возможность легкого доступа к ним из любого модуля курса.
Теперь перейдем непосредственно к модулю курса. Мы считаем, что в рамках курса уровня A2 повторение того материала темы «Артикль», который уже известен участникам или был изучен на уровне A1, а также частичное введение нового материала должно происходить уже в первых модулях курса, поскольку владение данным грамматическим материалом очень важно для формулирования правильных высказываний. Первый модуль курса, для которого ведется разработка грамматической составляющей, посвящен теме «Что такое семья?» {Was ist eine richtige Familie?). В условиях данной темы мы считаем необходимым повторить грамматический материал в рамках темы «Артикль». Учитывая начальный уровень участников, мы предлагаем упражнение в рамках индуктивного подхода на самостоятельный анализ данного грамматического явления. В ходе
его выполнения обучающимся предоставляется самостоятельная возможность проанализировать формы артикля и выявить условия выбора той или иной формы.
Вслед за многими методистами мы выделяем упражнения на активизацию грамматических явлений (языковые), отработку и закрепление грамматических явлений (условно-коммуникативные и коммуникативные) и упражнения, позволяющие формировать грамотность в области лингвистики (коммуникативные). Причем предлагаемая система предусматривает индивидуальную, парную и групповую работу учащихся независимо от того, на каком этапе работы с грамматическим материалом они находятся (автоматизация навыка, его формирование либо совершенствование, систематизация и углубление знаний).
Для того чтобы указывать адекватные средства реализации упражнений по грамматике и понять, насколько тот или иной элемент курса подходит для реализации каждого конкретного типа упражнений по грамматике, мы провели анализ функциональных с точки зрения преподавания грамматики элементов курса платформы "Moodle" (см. таблицу).
Рассмотрим несколько примеров подготовительных (языковых) упражнений на отработку грамматического материала по теме «Артикль» на ступени A2.
В модуль «Сегодня - выходной» (Heute haben wir frei) было интегрировано упражнение на отработку грамматической темы «Вопросительный артикль» (Interrogativartikel), основанное на лексике по теме «Праздник» (Feiern). Упражнение, требующее заполнения пропусков правильным окончанием вопросительного артикля, выполнено при помощи модуля программы "HotPotatoes" - "JCloze", позволяющего составлять интерактивные упражнения. В модуль «Поездка: достопримечательности против шопинга» (Urlaub: Sehenswürdigkeiten vs. Shopping?) было также интегрировано упражнение на заполнение пробелов (с указанием всех выпущенных артиклевых форм). Это упражнение на отработку определенного, неопределенного и отрицательного артиклей. В этот же модуль было интегрировано упражнение на множественный выбор, составленное при помощи модуля программы "HotPotatoes" - "JMatch", также позволяющего составлять интерактивные упражнения.
Рассмотрим пример условно-коммуникативного упражнения. В модуле «Поездка: достопримечательности против шопинга» презентация и отработка грамматического материала по теме «Вопросительный артикль» организована в виде форума: участникам предстоит дополнить, а впоследствии и видоизменить диалог между двумя героинями фотографии. Другой вид упражнения реализуется при помощи инструмента «Рабочая тетрадь» - обучающимся предстоит поставить к заданному тексту заданное количество вопросов. К сожалению, при проверке условно-коммуникативных упражнений преподавателю приходится затрачивать достаточно большое количество времени, в отличие от проверки языковых упражнений, которая в условиях платформы может осуществляться автоматически. Инструментал обучающей среды "Moodle" и специфика данных упражнений пока не позволяет предложить более экономного в ресурсном плане решения.
Таблица
Элементы курса на платформе "МооШе"для реализации различных типов упражнений по грамматике
Тип упражнения Элемент курса
I. Упражнения на формирование грамматического навыка (подготовительные упражнения)
1. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления
Заполнение пропусков на примере связного текста ЛСк^е
Заполнение таблицы/схемы с опорой на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило
Выбор грамматической формы из текста и объяснение ее использования
Подбор грамматического материала из текста для иллюстрации правила-инструкции Форум, рабочая тетрадь
2. Упражнения на субституцию
Грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение Рабочая тетрадь
3. Упражнения в трансформации
Преобразование диалога в монолог, с сохранением всех грамматических явлений Рабочая тетрадь
Преобразование повествовательных предложений из мини-текста в вопросительные Рабочая тетрадь
4. Вопросно-ответные упражнения
Ответы на вопросы с использованием предложенных грамматических структур Рабочая тетрадь
Выполнение вопросно-ответных упражнений с заменой ответа новым адекватным по смыслу вариантом использования грамматической структуры Рабочая тетрадь
5. Репродуктивные упражнения
Дополнение текста, диалога, содержащего отрабатываемые грамматические явления (на примерах мини-текстов и небольших по объему диалогов 4—6 реплик) "1к1, рабочая тетрадь
II. Упражнения на совершенствование грамматического навыка (условно-коммуникативные и коммуникативные)
1. Условно-коммуникативные упражнения
Перевод мини-текстов с иностранного языка и наоборот Рабочая тетрадь
Завершение высказывания с использованием адекватных грамматических форм и объяснение их использования в таблице после текста Рабочая тетрадь
2. Коммуникативные упражнения
Составление диалога в письменной форме на основе предложенной ситуации с использованием указанных грамматических структур Рабочая тетрадь,
Составление высказываний на основе прочитанного текста с выражением собственного отношения к прочитанному с использованием адекватных грамматических структур Рабочая тетрадь
III. Коммуникативные творческие задания
Написание эссе с использованием адекватных грамматических структур Форум, рабочая тетрадь
Обсуждение в группах предложенной ситуации и составление одного общего высказывания с использованием адекватных грамматических форм Форум, "1к1
Составление опросника по предложенной тематике и обобщение результатов в виде письменного комментария Опрос
Составление вторичных текстов на основе прочитанного с использованием грамматических структур и последующее выполнение заданий к ним Рабочая тетрадь
В заключение хотелось бы отметить, что проблема эффективности обучения грамматике иностранного языка сегодня все чаще решается при помощи использования в учебном процессе ИКТ. Работа с грамматическим материалом в рамках дистанционной или интегрированной формы обучения производится в соответствующих модулях онлайн-курсов, которые сегодня может создать любой преподаватель при помощи современных систем управления обучением, таких как, например, "Moodle". В данной статье мы рассмотрели последовательность действий преподавателя, а также доступные ему инструменты в системе управления обучением "Moodle" при создании упражнений для дистанционного курса по грамматике. Система "Moodle" удобна в работе как для преподавателей, составляющих и редактирующих курс, так и для
обучающихся, которым доступны разнообразные формы работы, реализованные при помощи различных инструментов платформы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком; изучение, преподавание, оценка. М: Изд-во МГЛУ, 2003.
2. Северова Н. Ю. Проблема создания и использования электронного справочника по грамматике немецкого языка (на примере темы «Глагол»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
3. Glaboniat M, Müller M. Profile Deutsch. Berlin: Druckhaus Langenscheidt, 2007.