Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНТРОЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ / ПОДКОНТРОЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таран Ольга Александровна

В статье на правовом уровне рассматриваются вопросы регулирования государственного контроля, который осуществляется посредством закрепления контрольных полномочий высших органов государственной власти. Принятие ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» упростило понимание государственного контроля и надзора за деятельностью подконтрольных объектов и закрепило основы правового регулирования контрольных органов, а также повлекло за собой изменение и принятие многочисленных нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, регулируют контрольно-надзорную деятельность. Отмечается, что федеральный закон закрепил разграничение уровней государственного контроля (надзора). Вместе с тем, согласно п.3 ст. 2 закона устанавливается возможность осуществления и организации контроля посредством регулирования исключительных видов государственного контроля положениями, принимаемыми органами исполнительной власти в отношении того или иного контролируемого вида деятельности граждан и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES BY STATE AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses at the legal level the issues of regulation state control, which is carried out by securing the control powers of the highest bodies of state power. The adoption of the Federal Law “On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation” simplified the understanding of state control and supervision over the activities of controlled objects and consolidated the foundations of legal regulation of control bodies, and also led to the change and adoption of numerous regulatory legal acts, which, in turn, regulate control and supervision activities. It is noted that the federal law fixed the delimitation of levels of state control (supervision). However, according to paragraph 3 of Art. 2 of the law establishes the possibility of exercising and organizing control through the regulation of exclusive types of state control by the provisions adopted by the executive authorities in relation to one or another controlled type of activity of citizens and organizations.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-287-290

ТАРАН О.А.

КОНТРОЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: государственный контроль, правовое регулирование государственного контроля, государственная услуга, деятельность контрольно-надзорных органов, подконтрольный объект, региональный государственный контроль (надзор).

В статье на правовом уровне рассматриваются вопросы регулирования государственного контроля, который осуществляется посредством закрепления контрольных полномочий высших органов государственной власти. Принятие ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» упростило понимание государственного контроля и надзора за деятельностью подконтрольных объектов и закрепило основы правового регулирования контрольных органов, а также повлекло за собой изменение и принятие многочисленных нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, регулируют контрольно-надзорную деятельность. Отмечается, что федеральный закон закрепил разграничение уровней государственного контроля (надзора). Вместе с тем, согласно п.3 ст. 2 закона устанавливается возможность осуществления и организации контроля посредством регулирования исключительных видов государственного контроля положениями, принимаемыми органами исполнительной власти в отношении того или иного контролируемого вида деятельности граждан и организаций.

TARAN, OA.

CONTROL OF THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES BY STATE AUTHORITIES OF THE SUBJECTS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: state control, legal regulation ofstate control, public service, activities of control and supervisory bodies, controlled object, regional state control (supervision).

The article discusses at the legal level the issues of regulation state control, which is carried out by securing the control powers of the highest bodies of state power. The adoption of the Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" simplified the understanding of state control and supervision over the activities of controlled objects and consolidated the foundations of legal regulation of control bodies, and also led to the change and adoption of numerous regulatory legal acts, which, in turn, regulate control and supervision activities. It is noted that the federal law fixed the delimitation of levels of state control (supervision). However, according to paragraph 3 of Art. 2 of the law establishes the possibility of exercising and organizing control through the regulation of exclusive types of state control by the provisions adopted by the executive authorities in relation to one or another controlled type of activity of citizens and organizations.

Государственная услуга представляет собой деятельность, направленную на обеспечение реализации функций указанных органов власти в ходе осуществления ими возложенных на них государственных полномочий. Указанная деятельность осуществляется на основании запросов заявителей и находится в рамках полномочий указанных органов [1, ст. 2]. Предоставляется такая услуга федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами государственного внебюджетного фонда. Государственный контроль (надзор) за предоставлением государственной услуги осуществляется высшими органами государственной власти за счет закрепленных за ними контрольных полномочий. Главная цель государственного контроля заключается в совершенствовании общественных отношений, а сам по себе государственный контроль является неотъемлемой частью механизма правового регулирования.

Анализ федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволяет сделать вывод о том, что сегодня понятия «надзор» и «контроль» являются синонимами, так как их трактовки обладают аналогичным содержанием. Кроме того, по сей день во множестве законодательных актов указанные термины активно применяются не только по отдельности, но также и в различных сочетаниях [2].

В июле 2020 года в силу вступил Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в котором закреплены не только определения отдельных понятий, но также и формы осуществления государственного контроля (надзора), частота и периодичность проведения плановых проверок, порядок организации проверок и сроки их проведения, закреплены полномочия федеральных, региональных и местных органов власти. Кроме того, в указанном законе закреплена организация системы управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора), а также порядок оценки его эффективности и результативности [3].

В указанном акте закреплено определение понятия «государственный контроль (надзор)», согласно которому под ним следует понимать направленную на предупреждение и пресечение

нарушений обязательных для уполномоченных органов деятельность контрольно-надзорных органов посредством восстановления существовавшего до возникновения любых нарушений правового положения.

Стоит отметить, что федеральный закон закрепил разграничение уровней государственного контроля (надзора). Например, органы государственной власти РФ в пределах своих полномочий осуществляют федеральный контроль и надзор по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации, а также предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Предпринята также попытка упорядочить разграничение сфер применения и осуществления государственного контроля и надзора, поскольку законодатель расширил перечень видов контроля и надзора. В условиях реализации реформы контрольно-надзорной деятельности был выделен такой перечень сфер разграничения: подведомственность МЧС, подведомственность МВД РФ, подведомственность ФАС России, подведомственность Россельхознадзора, подведомственность Росздравнадзор, подведомственность Росприроднадзор, подведомственность Ространснадзор, подведомственность ФТС России, подведомственность Роспотребнадзор, подведомственность ФНС России, подведомственность Ростехнадзор и подведомственность Роструд. Каждый из которых подразделяется на отдельные виды государственного контроля в соответствие с определённой сферой [3, ст. 2].

Вместе с тем, согласно п.3 ст. 2 закона, устанавливается возможность осуществления и организации контроля посредством регулирования исключительных видов государственного контроля положениями, принимаемыми органами исполнительной власти в отношении того или иного контролируемого вида деятельности граждан и организаций.

Одной из особенностей контроля с принятием нового закона стало то, что в главе 5 законодатель предусмотрел возможность осуществлять контроль за деятельностью государственных и частных учреждений с помощью управления возможными рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям государственными органами. Данное нововведение следует признать принципиально новым для государственного контроля, поскольку с помощью этих положений органы государственной власти теперь могут планировать свою контрольную деятельность в соответствии со степенью риска, который может быть нанесен подконтрольным объектом.

Так, для каждой категории риска определен перечень профилактических мероприятий, виды контрольно-надзорных мероприятий и их периодичность. В этом случае при осуществлении контроля принципы, закреплённые в законе, на практике должны помочь и направить контролирующие органы на добросовестное выполнение своих полномочий, недопустимость злоупотребления правом, а также соблюдение иных требований, указанных в законе [3, ст. 2].

Государственный контроль облачается в форму инспекционного визита, выездной проверки, контрольной закупки или документарной проверки и в зависимости от степени риска такой контроль будет проводиться от одного раза в год до одного раза в 6 лет, либо же в принципе исключит возможность проведения плановых проверок. В частности, Росздравнадзор проводит профилактические визиты, основная цель которых заключается в профилактике различных нарушений и предотвращении от них вреда, обеспечение добросовестной работы медицинских учреждений, повышение их социальной ответственности, снижение административной нагрузки на них и повышение прозрачности контрольных мероприятий.

Основным направлением деятельность органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на территории Краснодарского края является контроль и надзор за качеством и безопасностью региональной медицинской деятельностью. К полномочиям указанного органа относится и контрольная деятельность за обращением лекарственных средств и медицинских изделий, контроль за ценообразованием на лекарственные средства, включенные в перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов.

Помимо этого, к компетенции органов Росздравнадзора относятся полномочия по контролю за соблюдением прав граждан на медицинскую помощь и охрану здоровья. Кроме того, указанный орган осуществляет контроль за развитием и модернизацией системы здравоохранения и др. [4]. Так, в 2021 году Росздравнадзором было проведено более 7500 различных контрольных мероприятий в отношении более, чем 6000 субъектов контроля [5, с. 178].

Гарантии в области защиты прав граждан обеспечиваются за счет вступления в силу новых нормативных актов, направленных на регламентирование контрольно-надзорной деятельности. Так, Территориальные органы Росздравнадзора провели по различным видам контроля более 1600 профилактических визитов, а в рамках мероприятий по обеспечению контроля безопасности и качества медицинской деятельности проведено более 4800 контрольных мероприятий в отношении почти 4000 субъектов [5, с. 179].

Следует отметить, что критерии риска должны быть обоснованными и основываться на достоверных данных. Это поможет контролируемым лицам самостоятельно проводить оценку правомерности отнесения их деятельности к той или иной категории риска. Что касается контролирующих органов, то они при проведении оценки риска причинения среда или же ущерба в ходе принятия решения о виде того или иного контрольного мероприятия, должны разработать индикаторы рисков нарушений обязательных для контролируемых субъектов требований. В качестве указанных индикаторов выступают соответствие или же отклонение объектов контроля от параметров, которые, в принципе, нарушениями установленных обязательных требований могут и не являться, однако в большей степени могут демонстрировать наличие такого рода нарушений и риска причинения среда охраняемым законом ценностям.

Не стоит забывать и о таком механизме государственного контроля как предупреждение. С этой целью в законе определены виды профилактических мероприятий, связанные с надзором за деятельностью подконтрольных объектов. В соответствии с п. 4 ст. 45 указанного выше закона, в случае, если подконтрольный объект, например, организация, осуществляющая лицензируемую медицинскую деятельность, не выполняет предписанные требования и тем самым представляют прямую угрозу причинения вреда здоровью и жизни человека, то инспектор обязан незамедлительно направить информацию об этом руководителю контрольного органа, а тот, в свою очередь, будет вынужден принять решение о проведении контрольно-надзорных мероприятий вне установленного плана [3, п. 4 ст. 45].

Досудебный порядок рассмотрения жалоб является обязательным в отношении определенных видов государственного контроля и надзора. К указанным видам контроля и надзора относятся: контроль безопасности и качества медицинской деятельности, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и др.

Региональный государственный контроль и надзор представляет собой не что иное, как деятельность соответствующих региональных органов исполнительной власти в области обеспечения и реализации контрольных и надзорных мероприятий на территории того или иного субъекта Российской Федерации. Проведения такого контроля (надзора) осуществляется в пределах полномочий конкретного региона или же по вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов [3, ст. 1]. Финансирование указанной деятельности осуществляется из регионального бюджета и реализуется самостоятельно силами вышеназванных органов.

Региональный контроль осуществляет сам субъект РФ в рамках своей компетенции по вопросам совместного ведения субъекта и РФ, а также по вопросам самого субъекта [7].

Так, полномочиями в области осуществления ведомственного контроля качества и безопасности деятельности медицинских учреждений, в области защиты прав граждан в части обеспечения охраны их здоровья обладает Министерство здравоохранения Краснодарского [8, п. 3.1, п.3.23 ст. 3].

Отметим, что досудебное решение обжалования решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, осуществляющих мероприятий в области контроля и надзора, является обязанностью указанных органов [3, ч. 4 ст. 40, ч. 5.4, ст. 98].

Следует обратить внимание на то, что с 1 января 2023 года указанные решения контрольных (надзорных) органов, акты, предписания, а также действия или же бездействие их должностных лиц, могут быть обжалованы в суде исключительно после проведения процедуры досудебного обжалования. В качестве исключения законом предусмотрены случаи их обжалования гражданами, которые не осуществляют предпринимательской деятельности [3, ч. 2 ст. 39, ч. 3 ст. 98].

Завершая, следует отметить, что принятие ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» упростило понимание государственного контроля и надзора за деятельностью подконтрольных объектов и закрепило основы правового

регулирования контрольных органов. Также оно повлекло за собой изменение и принятие многочисленных нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, регулируют контрольно-надзорную деятельность.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

2. Семенов С.В., Чаплинский А.В. О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России // URL: htt:// http://gos.hse.ru/upload/Libv/law_regulation_2014.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.

4. Официальный сайт территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю // URL: https://23reg.roszdravnadzor.gov.ru/about/info (дата обращения: 24.06.2022)

5. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. - 340 с.

6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть 1). Ст. 6249.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - 4 июля.

8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 (ред. от 16.08.2022) «О министерстве здравоохранения Краснодарского края» (вместе с «Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края», «Перечнем должностных лиц министерства здравоохранения Краснодарского края, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении») // Кубанские новости. - 2012. - 30 июня.

1. Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 № 210-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug»// SZ RF. 2010. № 31. St. 4179.

2. Semenov S.V., Chaplinskij A.V. O sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniya sistemy gosudarstvennogo i municipal'nogo kontrolya v Rossii // URL: htt:// http://gos.hse.ru/upload/Libv/law_regulation_2014.pdf (data obrashcheniya: 20.12.2021).

3. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ (red. ot 06.12.2021) «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 31 (chast' I). St. 5007.

4. Oficial'nyj sajt territorial'nogo organa Roszdravnadzora po Krasnodarskomu krayu // URL: https://23reg.roszdravnadzor.gov.ru/about/info (data obrashcheniya: 24.06.2022)

5. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2021 godu: Gosudarstvennyj doklad. - M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2022. - 340 s.

6. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 08.03.2022) «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // SZ RF. 2008. № 52 (chast' 1). St. 6249.

7. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. - 2020. - 4 iyulya.

8. Postanovlenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 28.06.2012 № 742 (red. ot 16.08.2022) «O ministerstve zdravoohraneniya Krasnodarskogo kraya» (vmeste s «Polozheniem o ministerstve zdravoohraneniya Krasnodarskogo kraya», «Perechnem dolzhnostnyh lic ministerstva zdravoohraneniya Krasnodarskogo kraya, upolnomochennyh na osushchestvlenie licenzionnogo kontrolya v otnoshenii soiskatelej licenzij i licenziatov, predstavivshih zayavleniya o pereoformlenii») // Kubanskie novosti. - 2012. - 30 iyunya.

ТАРАН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (olg_taran@mail.ru)

TARAN OLGA ALEXANDROVNA - The senior teacher of chair administrative and financial law of the North-Caucasian branch Russian State University of Justice (Krasnodar)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.