политические науки
Гудулова Гульнара Омаровна КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ...
УДК 321.021
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ В ИНТЕРНЕТЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
© 2018
Гудулова Гульнара Омаровна, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная. Реки Мойки, 47, e-mail: [email protected])
Аннотация. Сегодня трудно представить жизнь граждан без Интернета. Информационно-коммуникативные сети прочно вошли практически во все сферы общества: от социальной до политической и экономической. Исчезает грань между личной и публичной информацией. Социальные сети и мессенджеры заняли ведущие позиции в обществе. Практически каждый второй имеет аккаунт в социальных сетях, вне зависимости от возраста, социального положения, рода занятий. Не исключение и государственные гражданские служащие. В этой связи возникает ряд рисков, которые могут привести к снижению уровня доверия граждан управлению. Неподобающее поведение недопустимо не только в служебное время, но и при посещении сети Интернет в свободное время. Публикация провокационных материалов, а также высказывания и суждения, могут трактоваться как публичное заявление госслужащего. Существует ряд примеров недостойного поведения чиновников в Интернете. Для изменения ситуации разработаны поправки к закону. В результате установлен контроль над информацией, размещаемой в Интернете. Это ограничение способствует повышения доверия, противодействует возможным рискам и коррупционным проявлениям. В статье проводится анализ действующих нормативно-правовых актов. Прогнозируются результаты применения данных ограничений.
Ключевые слова: госслужащий, общедоступная информация, служебное поведение, органы государственной власти, чиновник
CONTROL THE BEHAVIOR OF STATE EMPLOYEE THE INTERNET AS A MEANS OF INCREASING CONFIDENCE THE GOVERNMENT
© 2018
Gudulova Gulnara Omarovna, post-graduate student
Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen (191186, Russia, St. Petersburg, nab. Moika River, 47, e-mail: [email protected])
Abstract. Today it is difficult to imagine the life of citizens without the Internet. Information and communication networks have become entered almost all spheres of society: from social to political and economic. Disappear facet between private and public information. Social networks and the messenger to take leading positions in society. Almost every second person has an account in social networks regardless of age, social status, occupation. Not an exception and state employee. In this regard, there are a number of risks that can lead to a decrease in the level of trust of citizens to the governance. Improper behavior is unacceptable, not only during working hours, but when you visit the Internet in his spare time. Publication of provocative materials and statements, can be interpreted as a public statement of the state employee. There are a number of examples of unworthy behavior of officiary on the Internet. To change the situation developed amendments to the law. As a result, control over the information placed on the Internet is established. This restriction helps to confidence building, counteracts possible risks and corrupt practices. The article an analysis the existing legal acts. The results of applying these constraints are projected.
Keywords: state employee, public information, official behavior, public administration, officiary
Для поступления на государственную гражданскую службу гражданин должен сформировать и представить в отдел кадрового обеспечения государственного органа пакет документов в соответствии с требованиями закона о государственной гражданской службе Российской Федерации. [5] Среди обязательных документов: анкета, заполненная собственноручно, справка о состоянии здоровья, сведения из налоговой инспекции об отсутствии регистрации гражданина, как индивидуального предпринимателя, или учредителя коммерческой фирмы, диплом о высшем образовании, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д. Теперь же данный перечень пополнился еще одним документом, без которого поступить на государственную гражданскую службу нельзя. Речь идет о представлении сведений об адресах сайтов и страниц в интернете, на которых соискатель должности размещал, либо размещает общедоступную информацию. Соответствующие законодательные изменения коснулись не только лиц, изъявивших желание стать государственными гражданскими служащими, но и действующих чиновников. В июне 2016 года Государственной Думой Российской Федерации был принят правительственный законопроект, вносящий изменения в закон о государственной гражданской службе, и обязывающий госслужащих отчитываться перед нанимателем о размещении в Интернете персональных данных и иных сведений, позволяющий работодателю проверять данную информацию. Данный нормативно-правовой акт излагает статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» Федерального
закона о государственной гражданской службе в новой редакции. Теперь квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. А глава 3 федерального закона дополнена совершенно новой статьей - 20.2, которая содержит требования к представлению данных о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сведения об адресах сайтов, страниц сайтов в Интернете, на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, сообщаются в орган, в котором работает гражданин или собирается замещать должность государственной гражданской службы. «По мнению законодателя, доступ к такой информации позволит нанимателю руководствоваться дополнительными факторами при приёме госслужащих на работу, а также снизить коррупцию путём исключения потенциальных конфликтов интересов». [2, с. 176] Информация должна предоставляться за три календарных года, предшествовавших году поступления на государственную гражданскую службы. В дальнейшем ежегодно за прошедший календарный год. В декабре 2016 года Распоряжением Правительства РФ была утверждена форма для сбора соответствующих данных. [7] Таким образом, чиновники к настоящему времени уже представили сведения, а работодатель - обобщил.
Gudulova Gulnara Omarovna CONTROL THE BEHAVIOR ..
political sciences
Данные изменения позволяют снизить коррупционные риски, обеспечивают соблюдение правил профессиональной этики и соответствия поведения государственных служащих требованиям, предъявляемым к замещающим должностям. «Соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности - одно из обязательных условий морали любого человека, особенного государственного гражданского служащего. Отсутствие или искажение в их личностной морали деформирует сам смысл его служения интересам общества, государства и отдельным гражданам». [3, с. 71] Когда индивид собственные мнения по той или иной проблеме размещает в сети Интернет, то они становятся доступны широкому кругу лиц и попадают в публичную сферу. Кроме того, если суждения идут вразрез с действующим законом, а некоторые, например, высказывания, которые могут трактоваться, как разжигание межнациональной розни и т.п., могут расцениваться как прямое нарушение действующего законодательства, то в дело вмешиваются уже и правоохранительные органы. Таким образом, все, что размещается в сети Интернете, может быть отнесено к общедоступной информации. Понятие общедоступной информации закреплено законодательно. Существует федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно положениям закона «под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина» [8]. С учетом того, что Интернет и информационные технологии оказывают серьезное влияние на жизнь граждан, большая часть из которых уже не мыслит существования без социальных сетей, мессенджеров и т.п., возникают риски вовлечения государственных гражданских служащих в данные процессы. Неосмотрительное поведение государственного гражданского служащего в Интернете может привести к негативным последствиям не только того, кто допустил нарушения, но и органа государственной власти в целом. В этой связи и возникает необходимость контролировать поведение чиновников в Интернете с помощью законодательных ограничений и специальных этических кодексов. Например, еще в 2010 году был разработан Типовой этический кодекс [6].
Кроме того, мониторинг социальных сетей гражданского служащего либо кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы позволяет осуществлять и внутренний кадровый контроль, что положительным образом сказывается на подборе и комплектовании кадрового состава, а также предупреждения возможных недостойных государственного гражданского служащего проявлений. «Применение метода мониторинга социальных сетей позволит не только сделать работу государственных служащих более открытой, но и создать условия для эффективного осуществления непосредственно кадрового контроля, являющегося в сложившихся условиях одним из наиболее приоритетных. Кроме того, данные меры позволят обеспечить соблюдение чиновником правил профессиональной этики вне пределов своего непосредственного рабочего места [2, с. 177]. Контроль информации, размещаемой государственными гражданскими служащими в социальных сетях, позволяет избегать провокационных ситуаций, которые негативно влияют на восприятие гражданами деятельности органов государственной власти. Например, в 2011 году в публичный доступ попало видео, созданное сотрудниками одного из таможенных подразделений г. Владивостока, для внутреннего использования. Однако ролик попал в Интернет. Ситуации была предана огласка. [1] Содержание видео прямо противоречит действующему закону, наносит ущерб деловой репутации орга-
на государственной власти и может расцениваться как недостойного государственного гражданского служащего поведение. В целях недопущения подобных ситуаций и необходим контроль за информацией, размещаемой государственными служащими в Интернете, а также неукоснительное соблюдение требований служебной этики и поведения. «Регулирование служебного поведения чиновников на морально-ценностном уровне и жесткий контроль за соблюдением ими высоких этических стандартов - необходимые условия реального повышения качества государственного управления, социальной эффективности государства в целом и, в итоге, повышения по отношению к нему уровня общественного доверия». [4, с.9]
Когда госслужащие знают, что их аккаунт в социальных сетях может проверить наниматель и, в случае, если будет обнаружена информация, которая порочит честь и достоинство государственного гражданского служащего, с ним будет расторгнут контракт, это способствует минимизации рисков, противодействует проявлению недостойного поведения. Все эти меры направлены для повышения престижа и авторитета действующей власти, а также уровня доверия граждан деятельности государственных гражданских служащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаренко А. Видеоролик о жизни сотрудников Владивостокской таможни вызвал много шума // Российская газета. - 2011. - №5403 (27). -URL: https:// rg.ru/gazeta/rg/2011/02/10.html
2. 2. Зотов В.В., А.В. Губанов Оценка деятельности государственных и муниципальных служащих на основе их самопрезентации в социальных сетях // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2017.
- №2. - С. 174 - 181
3. Лукьянова В.В., Кудрин А.Р. Особенности этики государственного служащего [Электронный ресурс] // Основы экономики, управления и права. - 2014. -№3. - С. 69-72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ osobennosti-etiki-gosudarstvennogo-sluzhaschego (дата обращения: 13.02.2018)
4. Облонский А.В. Этика и ответственность в публичной службе // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - №1. - С.7-32.
5. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 7 июля 2007 г. : одобр. Советом Федерации 15 июля 2004 г.]. - 2004. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601/
6. Российская Федерация. Кодекс. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: тип. кодекс: [одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.: протокол N 21]. - 2010. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/55171108/
7. Российская Федерация. Распоряжение: Об утверждении формы представления сведений о адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать: [принято 28 декабря 2016 года] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации.
- 2016. URL: http://legalacts.ru/doc/raspoijazheme-pravitelstva-rf-ot-28122016-n-2867-r-ob-utverzhdenii/
8. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях о защите информации:
306
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
политические науки
Гудулова Гульнара Омаровна КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ...
фед. закон: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. - 2006. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base. garant.ru/12148555/
Статья поступила в редакцию 11.01.2018 Статья принята к публикации 24.03.2018