Регламентация поведения сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих в социальных сетях как инструмент управления репутацией ведомства
Л. В. РОДИНА,
старший специалист отделения кадров (ФГКУ «ОВО ВНГ РФ по Рязанской области») E-mail: [email protected]
Regulation of the Law Enforcement Officials and Public Servants' Behavior in the Social Networks as a Tool of Management Agency Reputation
L. V. RODINA,
Senior Specialist of the Personnel Staff Department at the Federal National Official Institution (Management Private Security of the National Guard Troops
across the Ryazan region)
Статья посвящена необходимости регламентации поведения сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих в социальных сетях. Автор приводит аргументы в пользу того, что правильно выстроенное общение представителей правоохранительных органов в сети Интернет, в частности социальных медиа, может стать одним из инструментов управления репутацией ведомства. Актуальность темы обусловлена быстрым развитием сети Интернет и его возможностям влияния на формирование общественного мнения.
Правоохранительные органы, государственная служба, репутация, социальные сети, имидж, регламентация поведения, общественное мнение.
УДК 351.74:004.738.5
The article is devoted for the need of behavior regulation of the officials' law enforcement bodies and public servants in the social networks. The author gives the arguments in favor of properly structured communication between the representatives of law enforcement bodies and public servants in the Internet, in particular, social media, which may become the one of the management tools of the agencies reputation. The relevance of this topic due to the rapid development of the Internet and its potential possibilities impact on the formation of a public opinion.
Law enforcement bodies, public service, reputation, social networks, image, behavior regulation, public opinion.
На сегодняшний день социальные сети [13] стали самым центром современного Интернета. Их влияние на жизнь современных людей огромно — многие даже не осознают масштабы этого явления.
Социальные сети — одно из самых популярных занятий в Интернете. Согласно результатам исследования, которые приводит специалист в области социальных сетей и электронной коммерции Никита Семенов, из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 — это классические социальные
сети и еще 60 — в той или иной степени социализированы. Порядка 78 % людей доверяют информации из социальных сетей. Более 80 % организаций и компаний по всему миру используют социальные сети в работе [12].
По нашим наблюдениям одним из направлений такой работы все чаще становится управление деловой репутацией [15].
Согласимся с утверждением Г. И. Грековой и Т. С. Савиной, что стоит четко разграничить понятие имиджа и репутации организации.
Имидж организации — это устойчивый эмоционально окрашенный образ или представление об организации, которое формируется в сознании людей в результате целенаправленного воздействия со стороны самой организации на всех заинтересованных лиц, которых она группирует внутри и вокруг себя [4].
То есть имидж — это скорее эмоциональное представление целевой аудитории об организации, оно не подразумевает глубокой взвешенной оценки. Имидж зачастую формируется быстро — после разового контакта с организацией, а равно и ее представителем. Такое отношение индивид может выразить простыми умозаключениями «нравится или не нравится», «доверяю или не доверяю».
Репутация же является категорией глубоко рациональной и формируется только на основе неоднократно повторяющегося опыта взаимодействия. При этом целевая аудитория составляет уже не поверхностное эмоциональное мнение, а осознанно сравнивает и сопоставляет со своим опытом оценки и авторитетные мнения экспертов.
В общем виде деловую репутацию можно определить как совокупность мнений заинтересованных сторон о достоинствах и недостатках организации, определяющую принятие решений по отношению к ней [4].
Согласимся с авторами в том, что в этом определении ключевыми понятиями являются коллективность близких по смыслу мнений, и добавим — «в сознании целевых групп». Стоит отметить, что в условиях широкой популярности и распространения Интернета, имидж, а в дальнейшем и репутация организации, выстраивается и на площадках социальных сетей. Эти понятия и позиции, на наш взгляд, также применимы и к государственным органам и ведомствам.
В настоящей работе мы подробнее остановимся на управлении деловой репутацией правоохранительных органов, ведомств и рассмотрим поведение их сотрудников и служащих в социальных сетях как инструмент формирования репутации ведомств, а также необходимость регламентации такого поведения.
Негативное поведение сотрудников государственных органов и ведомств в социальных сетях, как правило, вызывает большой общественный резонанс, зачастую наносится вред имиджу, и ре-путационные потери неизбежны. Под негативным поведением мы понимаем, прежде всего, нарушение общепринятых норм морали и нравственности, нарушение служебной этики и требований. Новостные материалы о подобных случаях быстро распространяются в сети Интернет и находятся в свободном доступе. Приведем несколько примеров: «Полицейского уволили за не-
этичные фотографии в соцсети» [5], «Сотрудницу полиции Подмосковья уволили за слив интимных фото в Сеть» [7], «Медсестру уволили за фото в соцсети», «Поступок сотрудницы больницы был признан нарушением врачебной тайны» [6].
Человек, указавший в социальной сети свое место работы, чаще всего воспринимается другими пользователями как представитель этой организации. И, как утверждает глава SMM-агентства интегрированных коммуникаций «Comunica» Анна Козырева, по-настоящему задумываться об «ограничениях» в организации начинают после первого прецедента: сотрудникам делают выговоры, иногда увольняют, а их коллегам блокируют доступ к соцсетям и пугают санкциями [1]. Такой подход неверен с точки зрения лояльности сотрудников к компании после введения жестких мер. Людям кажется, что их свободу попросту ограничивают, не доверяют. Именно поэтому компания должна придумать такой подход к своим сотрудникам, который будет воспринят позитивно и четко считан ими как необходимость для работодателя [10].
По мнению Константина Гавришина, управление репутацией — это метод мониторинга репутации частного лица или организации, выявления фактов, которые вредят ей, и использование каналов обратной связи для реакции или раннего выявления возможных негативных последствий для репутации. Основная задача управления репутацией — это уменьшение негативной информации в результатах поиска [3].
Очевидно, что репутация организации — понятие комплексное. Все ее компоненты связаны между собой и только в совокупности и взаимодействии могут обеспечить требуемое впечатление о ней. Именно поэтому, на наш взгляд, в формировании и управлении репутацией организации должен участвовать каждый ее сотрудник. Такое участие, полагаем, может быть как активным, так и пассивным. В современных условиях зачастую требуется управление репутацией в Интернете, поэтому в данном случае мы говорим о внешних коммуникациях персонала, прежде всего в социальных сетях.
В июне 2016 г. в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся публикации госслужащими общедоступной информации сети Интернет. В соответствии с поправками теперь гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, необходимо представить представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в этой сети, на которых они размещали общедоступную
информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Информация предоставляется за период в три календарных года, предшествующих году поступления на службу. Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие представляют указанные сведения (за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения своих должностных обязанностей) ежегодно за предшествующий календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным [11].
Отметим, что эти меры не принесли ожидаемого эффекта. И скандалы, связанные с публикацией неподобающей информации, все еще имеют место.
Так, в январе текущего года губернатор Оренбургской области Юрий Берг уволил министра лесного и охотничьего хозяйства Виктора Тонких и трех его заместителей за участие в съемках видеоролика с мужским стриптизом [9].
Как мы видим, одной из самых популярных мер воздействия на служащего (сотрудника), допустившего нарушение, является увольнение [14]. Стоит отметить, что Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает увольнение с работы за пост в соцсетях. В нем в качестве основания для увольнения отдельно прописан пункт «совершение аморального поступка», однако это относится только к «работникам, выполняющим воспитательные функции», а, кроме того, там не сказано, что же именно является аморальным поступком [2].
Обратимся к утверждению Анны Козыревой, руководителя SMM-агентства интегрированных коммуникаций «Comunica», — согласно статистике каждая вторая современная компания (организация) регламентирует поведение своих сотрудников в социальных сетях. Правила существуют как гласно, так и негласно, при этом самая популярная мера борьбы с излишней активностью сотрудников в Интернете — блокирование или запрет доступа в соцсети или Интернет с рабочих компьютеров [10]. Конечно, можно использовать подобный опыт и для сотрудников правоохранительных ведомств и госслужащих. Но, на наш взгляд, меры ограничений и запретов не принесут пользы. И если сотрудник не будет пользоваться социальными сетями на работе, то
Список литературы:
1. SocialMediaMarketing (SMM) - процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач. URL: https://
он восполнит недостаток этого общения в нерабочее время. Тем более с развитием современных технологий доступ в Интернет в любое время обеспечит даже самый простой смартфон.
В связи с этим мы считаем необходимым обучить персонал таким навыкам социальной интернет-коммуникации, которые будут не просто безопасны, но и полезны для репутации правоохранительных и иных ведомств. И не только обучить, а еще и регламентировать эти навыки. Для этого работодателю необходимо:
— официально собирать и поддерживать в актуальном состоянии данные об аккаунтах сотрудников и служащих в социальных сетях; определить периодичность такой актуализации;
— разработать и включить в план служебных занятий материал о правилах ведения личных ак-каунтов сотрудников и служащих в социальных сетях, организовать проведение лекций специалистов по указанной тематике.
Кроме этого, можно рассмотреть вопрос о включении в должностные регламенты (инструкции) пункта, обязывающего сотрудника (служащего) соблюдать правила коммуникации в сети Интернет. Для этих целей предлагаем следующую формулировку: «Сотрудник (служащий) не имеет права публиковать в сети Интернет фото-, видеоматериалы и информацию, нарушающие нормы общественной морали и нравственности».
Стоит сказать, что с нарушением норм законодательства ситуация понятна. Современное российское законодательство, а именно Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [8], Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [8] и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] — широко регламентируют поведение граждан. Поэтому, на наш взгляд, акцент в применении мер регламентации поведения сотрудников правоохранительных ведомств и государственных служащих в сети Интернет стоит делать на морально-этическом аспекте.
Эти меры, на наш взгляд, дадут возможность формировать корректное поведение сотрудников и служащих в сети Интернет, тем самым позволят снизить репутационные риски для ведомств.
ru.wikipedia.org/wiki/Social_media_marketing (дата обращения: 10.02.2018).
2. Ващенко В. Как фотографии и видео убивают карьеру госслужащих. Информационный портал «Газета.ги». URL: https://www. gazeta.ru/social/2018/01/15/11613374.shtml (дата обращения: 26.05.2018).
3. Гавришин К. В. Управление репутацией компании и ее оценка: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург.
4. Грекова Г. И., Савина Т. С. Влияние корпоративной социальной ответственности на формирование деловой репутации. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-na-formirovanie-delovoy-reputatsii#ixzz4cnRHqPmB (дата обращения: 26.05.2018).
5. Интернет-газета «Life». URL: https://life.ru/t/ новости/149276 (дата обращения: 26.05.2018).
6. Интернет-газета «Москвичка». URL: http:// www.moscvichka.ru/moscvichka/2016/03/30/ medsestru-uvolili-za-foto-v-sotsseti-14510. html (дата обращения: 26.05.2018).
7. Интернет-газета «ПолитЭксперт». URL: https://politexpert.net/30661-sotrudnicu-policii-podmoskovya-uvolili-za-sliv-intimnyh-foto-v-set (дата обращения: 26.05.2018).
8. Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http: //base.garant.ru/10102673/#ixzz4erheU 13N (дата обращения: 27.05.2018).
9. Информационный портал «Русская служба новостей». URL: https://www.bbc.com/russian/ news-42789540 (дата обращения: 26.05.2018).
10. Козырева А. Как регламентировать поведение сотрудников компании в социальных сетях // PR-экспресс. №2, 2017.
11. Официальный сайт «Президент России». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/52304 (дата обращения: 26.05.2018).
12. Семенов Н. Все о социальных сетях. Влияние на человека. Сайт группы компаний «SECLGroup». URL: https://secl.com.ua/ article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html (дата обращения: 26.05.2018).
13. Социальная сеть — платформа, онлайн -сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Соци-альная_сеть (дата обращения: 10.02.2018).
14. Ищук Я. Г. Обеспечение защиты интересов территориального органа МВД России в судах и правовая защита его сотрудников (на примере УМВД России по Рязанской области) // Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности правоохранительных органов: сб. мат. межведомственной научн.-практ. конференции / под общ. ред. Н. Н. Пилюгина. Рязань, 2017.
15. Передня Д. Г. Технология формирования имиджа органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).