Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ В УСЛОВИЯХ СБОРОВ'

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ В УСЛОВИЯХ СБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ / МОТИВАЦИЯ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / КОНТРОЛЬ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК / КОНТРВНУШЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евстигнеев Сергей Александрович, Закиров Марат Сагитович, Собченко Вячеслав Георгиевич, Ильин Александр Борисович, Карасев Владимир Александрович

В статье приводится опыт работы с коллективным сознанием в спортивной команде при централизованной подготовке к главным стартам сезона. Представлен анализ применимости технологий работы с коллективным сознанием, используемых гигантами IT-индустрии в спортивной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евстигнеев Сергей Александрович, Закиров Марат Сагитович, Собченко Вячеслав Георгиевич, Ильин Александр Борисович, Карасев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AND MANAGEMENT OF THE COLLECTIVE CONSCIOUSNESS OF A SPORTS TEAM IN THE CONDITIONS OF TRAINING CAMPS

The paper presents the experience of working with the collective consciousness in a sports team in centralized preparation for the main starts of the season. The article analyzes the applicability of technologies for working with the collective consciousness used by the giants of the IT industry in sports practice.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ В УСЛОВИЯХ СБОРОВ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ

В УСЛОВИЯХ СБОРОВ

С.А. ЕВСТИГНЕЕВ, М.С. ЗАКИРОВ, В.Г. СОБЧЕНКО, ЦСП СК России, г. Москва;

А.Б. ИЛЬИН, РГУФКСМиТ, г. Москва;

А.В. КАРАСЕВ, ВУ им. Князя Александра Невского Минобороны РФ, г. Москва

Аннотация

В статье приводится опыт работы с коллективным сознанием в спортивной команде при централизованной подготовке к главным стартам сезона. Представлен анализ применимости технологий работы с коллективным сознанием, используемых гигантами индустрии в спортивной практике.

Ключевые слова: коллективное сознание, коллективный разум, мотивация высших достижений, контроль негативных установок, контрвнушение, позитивное изменение сознания.

CONTROL AND MANAGEMENT OF THE COLLECTIVE CONSCIOUSNESS OF A SPORTS TEAM IN THE CONDITIONS OF TRAINING CAMPS

S.A. EVSTIGNEEV, M.S. ZAKIROV, V.G. SOBCHENKO, STC of Russia NT, Moscow city;

A.B. ILYIN, RSUPCSY&T, Moscow city;

A.V. KARASEV, MU named after Prince Aleksander Nevskiy of the Ministry of Defence RF, Moscow city

Abstract

The paper presents the experience of working with the collective consciousness in a sports team in centralized preparation for the main starts of the season. The article analyzes the applicability of technologies for working with the collective

consciousness used by the giants of the IT industry in sports practice.

Keywords: collective consciousness, collective mind, motivation of higher achievements, control of negative attitudes,

counter-suggestion, positive change of consciousness.

Введение

Психологическая подготовка является незаменимым компонентом работы со спортсменами, задачи, направленность, применяемые средства и методы которой существенно меняются в зависимости от возраста, пола, квалификации и вида спорта.

В командных видах спорта, в отличие от индивидуальных, существуют особенности психологической

подготовки спортсменов, которые заключаются в проявлении комплекса показателей, определяющих групповую продуктивность. Таким образом, психологическая подготовка команды является значительно более сложным процессом, чем в индивидуальных видах.

Командная психологическая готовность - конечная цель направленной работы с командой. Структурно она

Ê*)

состоит из следующих элементов: идейной и моральной подготовленности, ценностной направленности команды, сильной командной воли к победе, коллективного тактического мышления, положительного коллективного мнения, позитивного психологического настроя и климата в команде, коллективной психологической устойчивости и других качеств, закрепленных в коллективном сознании спортивной команды [3].

Под коллективным сознанием, по Э. Дюркгейму [4], понимается совокупность общих убеждений, идей и моральных установок каждого участника команды как объединяющей силы. Поэтому формирование коллективного сознания команды может явиться кратчайшим путем к обеспечению психологической готовности команды к эффективной соревновательной деятельности [12-14].

Мировая история показывает, что технологии работы с массовым сознанием, как минимум со времен египетских жрецов, сопровождают человеческие общности и постоянно совершенствуются [2].

Необходимо отметить, что принцип взаимодействия со спортивной командой, построенный на организационных и психологических основах партийно-политической и комсомольской работы с индивидуальным и массовым сознанием, остался в прошлом. В условиях информационного противоборства против современной России тренеры вынуждены искать новые, необходимые для победы средства и методы формирования морально-волевых качеств, мотивации на высшие достижения, а не только опираться на финансовую стимуляцию, не приводящую к стабильным достижениям, как показал опыт медийно известных видов спорта. Очевидно, что деятельность специалистов в области спорта должна быть направлена на разработку методологии психологической подготовки участников спортивной команды (малой группы) и управления их коллективным сознанием с учетом реалий информационного противоборства.

Как и психологическая работа в других сферах человеческой деятельности, спортивная психология имеет два приоритетных направления:

1) педагогические наблюдения или психофизиологическое тестирование с целью спортивной ориентации (отбора кандидатов), определяющие предрасположенность к занятиям определенным видом спорта без ущерба для здоровья;

2) педагогико-психологические наблюдения и исследования с целью определения текущего состояния с последующей разработкой и реализацией в практической деятельности адекватной методики психологической коррекции занимающихся для повышения спортивной работоспособности.

Однако профессиональная деятельность спортивного психолога связана с определенными трудностями теоретико-методического, организационного и коммуникативного характера.

Так, проблема спортивной ориентации и отбора по психофизиологическим показателям имеет второстепенное значение, и эти показатели могут использоваться только в дополнение к педагогическому (эргометрическо-му) и антропоморфологическому тестированию. В мас-

совом спорте и профессионально-прикладной физической подготовке проблема психофизиологического отбора не актуальна по определению. А в спорте высших достижений к вершинам мастерства доходят, как правило, только те кандидаты, которые обладают необходимой совокупностью двигательных и психофизиологических качеств и способностей.

Если кандидат в сборную команду имеет выдающиеся двигательные возможности для вида спорта, то задача психологов - разработать рекомендации тренеру для оптимизации психологической подготовки на основе его индивидуальных характеристик. Поэтому методы профессионального психофизиологического обследования, которые применяются для комплектования персонала в некоторых видах профессиональной деятельности, армии и правоохранительных органах, в спортивной практике имеют ограниченные возможности.

С другой стороны, имеет место дефицит инструментария для психофизиологических исследований в спорте, так как применяемые в психологических исследованиях вербальные методы, разработанные зарубежными специалистами, не адаптированы для менталитета россиян и в своем подавляющем большинстве имеют неудовлетворительную валидность.

Отечественных информативных и надежных вербальных методов психологического исследования в спорте разработано крайне мало и они не обеспечивают потребности практики. В то же время аппаратурные психофизиологические методы на основе современных информационно-коммуникативных технологий для исследования свойств психомоторики, текущего состояния, психоэмоциональной устойчивости в условиях стресса и т.п. пока еще не получили распространения в спортивной психологии.

Ранее проведенные исследования показали, что спортсмены с высоким и низким уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности имеют различия в структуре личности [5].

Положительное влияние на готовность к соревновательной деятельности оказывают эмоциональная устойчивость, психологическая гибкость, смелость, общительность, коллективизм, доминантность, чувство юмора, демонстративность, приобретательство, сексуальность, игровой потенциал, совестливость, повышенный фон настроения.

В противовес им отрицательное влияние оказывают нейротизм, невротичность, напряженность, депрессия, избыточное чувство вины, с меньшей значимостью -агрессивность, страх, подозрительность, мечтательность, а также такие особенности характера, как склонность к перепадам настроения, повышенная чувствительность, возбудимость, пониженный фон настроения.

В психологических работах вне спорта высокую готовность к деятельности часто обозначают термином «ресурсное состояние» [6]. На коррекцию указанных личностных характеристик и должна быть направлена психологическая работа в спортивной команде для повышения всесторонней готовности к соревновательной деятельности [5].

Важной проблемой практической психологической работы с командой является то, что показатели личности, влияющие на психологическую готовность к соревновательной деятельности, разделяются на две группы:

- показатели, определяющие текущее психологическое состояние: депрессия, нейротизм, напряженность и др.;

- показатели, вошедшие в структуру личности: агрессивность, склонность к перепадам настроения и т.д.

Для изучения особенностей индивидуальных психологических установок спортсменов высшей квалификации в командных видах спорта и оценки методов формирования коллективного сознания было проведено исследование в ходе реального процесса подготовки [5, 7].

Цель работы заключалась в разработке и применении средств и методов формирования коллективного сознания в работе со спортивной командой.

Задачи исследования

1. Оценка индивидуальных психологических установок разной степени выраженности и осознанности, взаимосвязанных с продуктивностью соревновательной деятельности в командных видах спорта у спортсменов высшей квалификации.

2. Выявление факторной структуры приоритетных психологических установок у спортсменов высшей квалификации в командных видах спорта.

3. Выявление комплекса маркеров, контроля состояния коллективного сознания спортивной команды.

4. Разработка системы позитивной трансформации коллективного сознания команды.

Методы исследования

1. Для выявления выраженности доминирующих установок спортсменов (воля к победе, мотивация, самоконтроль, настойчивость, решительность, командный дух, вера в команду, боевой дух, надежность, способность к мобилизации и др.) сформировали батарею из 90 вопросов на основе методики незаконченных предложений, составленной С.М. Гордоном (2003 г.) [5].

2. Квалиметрический анализ (количественная оценка качества) экспериментальных данных [1].

3. Методы математической статистики (дескриптивный, корреляционный, факторный анализы).

Организация исследования

Исследование проводилось в период подготовки к отборочному квалификационному турниру к Олимпийским играм 2021 г. в Токио. Исследование прошли 18 ватерполистов высшей квалификации.

Дизайн-исследование коллективного сознания было построено на контент-анализе фронтального опроса и групповых командных чатов в мессенджерах с помощью качественных методов. Дизайн-исследование по управлению коллективным сознанием было основано на последовательном введении позитивных установок, определяющих продуктивность соревновательной деятельности с помощью офлайн- и онлайн-технологий.

Результаты исследования

В результате фронтального обследования 18 спортсменов высшей квалификации (игроков сборной команды) было проведено изучение 90 установок, ассоциированных с продуктивностью соревновательной деятельности в командных видах спорта.

Для перевода качественных оценок в количественные был использован квалиметрический подход с применением 5-балльной шкалы (от +2 до -2 баллов). Фрагмент кодировочной таблицы для анализа полученных оценок представлен в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент кодировочной матрицы протоколов обследования

№ Единица анализа/ суждение +2 +1 0 -1 -2

33 Способен в день соревнований думать... +

43 Меня раздражают спортсмены, которые. +

55 Мне нравится соревноваться. +

69 Во время игры я способен контролировать. +

87 Методы активной саморегуляции. +

Количество утверждений по степени выраженности распределилось следующим образом:

1) крайняя выраженность утверждения (2 балла) -24,4%;

2) выраженность утверждения (1 балл) - 48,9%;

3) большой разброс мнений или нейтральные оценки (0 баллов) - 18,9 %;

4) отрицательное суждение (-1 балл) - 7,8%;

5) крайне негативное суждение (-2 балла) - 0,0%.

Как видно из приведенных данных, 73,3% утверждений, характеризующих психологическую готовность к соревнованиям, отношение к соперникам, умение контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние перед соревнованиями, игрой и во время игры, получили положительную оценку [9, 10, 12].

Определены наиболее выраженные психологические установки, характеризующие следующие установки спортсменов (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее выраженные психологические установки

Оценка Психологические установки

+2 Проявление волевых качеств, способность к самоотдаче, самоконтролю, мобилизации, психоэмоциональная устойчивость

+1 Способность к самоконтролю, мобилизации, психоэмоциональная устойчивость

0 Разнонаправленное влияние исследуемых факторов, психоэмоциональная устойчивость

-1 Негативное влияние сбивающих факторов

Как видно из приведенных данных, психологические установки с крайне негативной выраженностью (-2 балла) для спортсменов высшей квалификации не характерны.

После отсева 24 нефакторизуемых по наименьшим кросс-нагрузкам показателей для дальнейшей процедуры расчета было оставлено 66 показателей. Проведенный факторный анализ методом Maximum likelihood с Biquartimax-ротацией показателей позволил избрать приемлемое 4-факторное косоугольное решение, представленное в табл. 3. На рис. 1 показан S^ee test собственных значений выделенных факторов [8, 9, 11].

4

Факторы

Рис. 1. Собственные значения выделенных факторов (Scree test Кэттелла)

На основе полученных экспериментальных данных и практического опыта тренеров были определены наиболее актуальные направления коррекционной работы со спортсменами и проведена работа по воздействию на коллективное сознание команды.

Для этого были разработаны формулы позитивной трансформации, представляющие собой акцентированные психологические установки формирования психологической готовности к соревновательной деятельности. Предварительно все спортсмены были обучены методам самовнушения, им были сообщены цели психологической работы, которая велась с использованием методов психологической (неклинической) психотерапии, НЛП и суггестии.

Практическая работа по формированию у спортсменов положительных психологических установок проводилась в течение ежедневных двухразовых офлайн- и онлайн-сессий. Психологические формулы были разработаны и реализованы в виде рифмованных речовок из одной, двух, четырех и восьми строк, примеры некоторых из них приведены в табл. 4.

Таблица 3

Результаты факторного анализа

Наименование фактора Показатель Фактор

I II III IV

Готовность к соревновательной деятельности Способен в день соревнований думать... (самоконтроль, психоэмоциональная устойчивость) 0,798

Выходя на игру, я испытываю... (желание вести борьбу, самоотдача) 0,702

Мне нравится соревноваться. (желание вести борьбу, самоотдача) 0,833

Во время игры я способен контролировать. (самоконтроль) 0,796

Какой бы острой ни была спортивная борьба, я контролирую. (самоконтроль, психоэмоциональная устойчивость) 0,892

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность к саморегуляции Методы активной саморегуляции. (самоконтроль и саморегуляция) 0,726

Оборонительная тактика на соревнованиях. (неудобные для соперника действия, самоконтроль) 0,702

Сбивающие факторы Тренировки с неудобным и сильным для меня соперником. 0,702

Мобилизационная готовность Считаю свою мобилизацию перед играми... (мобилизация) 0,715

В день соревнований. (мобилизация) 0,707

Собственные значения факторов 11,15 6,05 5,44 5,02

Факторные веса (%) 40,3 21,9 19,7 18,1

Таблица 4

Примеры речовок для формирования у спортсменов позитивных установок

№ п/п Суждение, требующее коррекции Позитивная установка

1 Неполное восстановление после интенсивных тренировок Воля, характер и терпение помогают преодолевать утомление!

2 Неуверенность, мандраж перед игрой с физиологическими проявлениями Самоконтроль не забывай перед игрой, всегда будешь доволен собой! Чувствуешь волнение - делай дыхания урежение, чувствуешь мандраж - запускай игровой кураж!

Окончание табл. 4

№ п/п Суждение, требующее коррекции Позитивная установка

3 Недостаточная вера в себя и команду Нам болельщики бьют поклон - Russian Federation - чемпион! Стать лидерами, отлично играть, держать желание побеждать!

4 Усталость от жесткого режима тренировок Фазный цикл тренировки - залог отличной подготовки!

5 Зависимость качества выступления от оценки партнерами и тренерами Крепкие нервы, отличный настрой, я в команде -положительный герой!

6 Недостаточная избирательность внимания Успешной атаки ради содействия -мгновенно выбираю лучший вариант тактического действия!

7 Раздражение от соперников в связи с грубой игрой при персональной опеке На грубость в игре не поддаюсь провокации -с любым соперником действую на опережение ситуации!

8 Переутомление, психофизиологическая усталость Тренируюсь упорно и активно - играю азартно и агрессивно!

9 Снижение когнитивных функций при высокой степени физических нагрузок К успеху стремится моя победная воля -при утомлении сохраняю видение игрового поля!

10 Раздражение после ошибок партнеров Без лишних разговоров, предупреждая ошибки, страхую партнеров!

В результате проведенного эксперимента по направленному формированию у спортсменов высшей квалификации положительных психологических установок с применением формул-речовок получены следующие результаты

(табл. 5). Таблица 5

Результаты эксперимента по направленному формированию у спортсменов высшей квалификации положительных суждений с применением формул-речовок

№ п/п Направленность воздействий на суждение, требующее коррекции Количество воздействий (%) Частота проявлений суждения(%)

до после

1 Неуверенность, мандраж перед игрой 10 30 10

2 Недостаточная вера в себя и команду 50 30 0

3 Утомление от жесткого режима тренировок/соревнований 25 40 60

4 Высокая психоэмоциональная напряженность перед игрой с физиологическими проявлениями 15 25 5

Обсуждение результатов исследования и выводы

Таким образом, в целом эксплораторный эксперимент по применению формул-речовок для формирования у спортсменов высшей квалификации в командных видах спорта в реальном тренировочном процессе психологической готовности к соревновательной деятельности позволил получить удовлетворительные результаты.

Одной из проблем, которую выявило проведенное исследование, была необходимость сократить количество исходных психологических характеристик (90 утверждений) и выделить латентные факторы, детерминирующие спортивную результативность.

Применение корреляционного и факторного анализа позволило установить факторную структуру суждений спортсменов и интерпретировать их. При этом важным было установить, сколько факторов будет достаточным для обоснованного описания источников вариативности в исходных данных и насколько они интерпретируемы в дифференциально-психологических терминах. Примененные процедуры факторного анализа методами цент-роидным и максимального правдоподобия, а также выбранное 4-факторное косоугольное решение с учетом наи-

меньших кросс-нагрузок, оставленных для анализа 66 пунктов протоколов опроса, позволили решить частные задачи исследования [6, 8, 9, 12].

Подтверждением правильности выбранной тактики факторизации экспериментальных данных являются отсеивающий Scree test Кэттелла и применение косоугольного метода ротации факторов (в отличие от ортогонального), так как установлены корреляционные взаимосвязи между факторами [9, 11].

Совместно с активным участием тренеров удалось создать непринужденную рабочую атмосферу для формирования у спортсменов формулами-речовками необходимых психологических установок. Было выделено четыре актуальных направления для коррекции психологического состояния, несмотря на высокую мотивированность спортсменов на результативную соревновательную деятельность. Контрольное тестирование показало ожидаемое сокращение количества негативных характеристик по четырем корректируемым направлениям в пределах 20-30%.

Таким образом, цель исследования была достигнута, а поставленные задачи по оптимизации психологического состояния спортсменов в командных видах спорта -решены.

Спортивная психология

Заключение

Применение представленного подхода для оптимизации психологического состояния спортсменов является не только оправданным, но и достаточно эффективным методом управления психологическим состоянием спортивной команды.

Взаимодействие профессиональных психологов с тренерами, когда тренеры решают основные задачи по оптимизации психологического состояния в реальном учебно-тренировочном процессе, а психологи разрабатывают

необходимый инструментарий для анализа и предлагают адекватные средства коррекции состояния, является продуктивным. При этом устраняется проблема недоверия к исследователю-психологу.

Недостаток валидных методов исследования психологического состояния спортивных команд высшей квалификации ставит вопрос о необходимости их целенаправленной разработки с адаптацией для разных видов спорта с учетом пола и возраста.

Литература

1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия для всех: учеб. пособие / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. - Москва: ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

2. Bloom, H. The Lucifer Principle: A Scientific Expedition Into The Forces of History. - Atlantic Monthly Press, 1995. - 466 p.

3. Вуден, Д., Карти, Д. Пирамида успеха тренера Ву-дена. Строительные блоки для лучшей жизни. - Изд-во «Кириченко», 2009. - 168 с.

4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. - М.: Канон, 1996. - 432 с.

5. Гордон, С.М., Ильин, А.Б. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. -C.46-49.

6. Иваницкий, А.В. Психологический ресурс как интегральная характеристика личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (ч. 3). -С. 157.

7. Иосебадзе, Т.Т., Иосебадзе, Т.Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования /

под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бас-сина. - Тбилиси: Мецниереба, 1985. - Т. 4. - С. 45-46.

8. Леньков, СЛ. Статистические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 311 с.

9. Психологические измерения: Теория. Методы: Общепсихологический практикум / А.Н. Гусев, И.С. Уточкин. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 317 с.

10. Татарова, Г.Г. Бурлов, А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. - 1999. -№ 8. - С. 123-132.

11. Факторный анализ для психологов: учеб. пособие / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. - М.: Психология, 2001. - 167 с.

12. Hayton, J.C., Allen, D.G., Scarpello, V. Factor retention decisions in exploratory factor analysis: a tutorial on parallel analysis. - Organizational Research Methods, 2004. - No. 7 (2). - Pp. 191-205.

13. Priet, D, Arkin, W.M. A hidden world, growing beyond control. - July 19, 2010. - The Washington Post.

14. Scott, J., Carrington, P.J. The SAGE Handbook of Social Network Analysis. - 2011. - SAGE Publications.

References

1. Azgaldov, G.G., Kostin, A.V. and Sadovov, V.V. (2012), QQualimetry for all: Student's Manual, Moscow: InformZnanie, 165 p.

2. Bloom, G. (1995), The Lucifer Principle: A Scientific Journey through Collective Consciousness and History, Atlantic Monthly Press, 466 p.

3. Wooden, D. and Karti, D. (2009), Coach Wooden's pyramid of success. Building blocks for a better life, Publishing house "Kirichenko", 168 p.

4. Durkheim, E (1996), On the division of social labor, Moscow: Canon, 432 p.

5. Gordon, S.M. and Ilyin, A.B. (2004), Assessment of mental readiness for competitive activity of athletes of different specializations and qualifications (on the example of cyclic, games and martial arts), Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury, no. 2, pp. 46-49.

6. Ivanitskiy, A.V. (2015), Psychological resource as an integral characteristic of personality, Modern problems of science and education, no. 2 (part 3), p. 157.

7. Iosebadze, T.T. and Iosebadze, T.S. (1985), The problem of the unconscious and the theory of the installation of the Uznadze school, In: Prangishvili A.S., Sherozia A.E.,

Bassin F.V. (Eds), The unconscious. Nature, functions, research methods, Tbilisi: Metsniereba, vol. 4, pp. 45-46.

8. Lenkov, S.L. and Rubtsova, N.E. (2020), Statistical methods in psychology: a textbook and a workshop for universities, 3rd ed., Moscow: Yurayt, 311 p.

9. Gusev, A.N. and Utochkin, I.S. (2011), Psychological dimensions: Theory. Methods: General psychological practicum, Moscow: Aspect Press, 317 p.

10. Tatarova, G.G. and Burlov, A.V. (1999), Logical organization of data analysis obtained by the method of unfinished sentences, Sociologicheskie issledovaniya, no. 8, pp. 123-132.

11. Mitina, O.V. and Michael, I.B. (2001), Factor analysis for psychologists: Proc. Manual, Moscow: Psychology, 167 p.

12. Hayton, J.C., Allen, D.G. and Scarpello, V. (2004), Factor retention decisions in exploratory factor analysis: a tutorial on parallel analysis, Organizational Research Methods, no. 7 (2), pp. 191-205.

13. Priet, D. and Arkin, W.M. (2010), A hidden world, growing beyond control, The Washington Post, July 19.

14. Scott, J. and Carrington, P.J. (2011), The SAGE Handbook of Social Network Analysis, SAGE Publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.