Научная статья на тему 'Контроль и оценка качества обучения как компонент информатической системы педагогического процесса'

Контроль и оценка качества обучения как компонент информатической системы педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Шкабура Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль и оценка качества обучения как компонент информатической системы педагогического процесса»

УДК 378 + 004

Э. Г. Скибицкий, О. В. Шкабура

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Определение приоритетных направлений развития системы высшего профессионального образования по обеспечению организационно-педагогических условий для подготовки конкурентоспособных специалистов инициирует процессы поиска инновационных подходов к конструированию и реализации процесса обучения, обеспечивающего требуемое качество подготовки будущих выпускников учреждений общего среднего и высшего профессионального образования. Не затрагивая вопросов управления, исследуем роль средств информатизации (информационные технологии и телекоммуникационные средства) в организации педагогического процесса, который основан на организационно-педагогических мероприятиях контроля и оценки качества обучения и самообразования и реализуется в условиях информационно-образовательной среды (системный комплекс технических, программных, методических, дидактических и организационных компонентов, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей различных категорий населения) учебного заведения.

Обращаясь к понятию «качество образования», необходимо уточнить те аспекты его содержания, которые непосредственно связаны с информационной обеспеченностью педагогического процесса, базирующегося на саморегуляции и самообразовании в соответствии с индивидуально-типологическими характеристиками обучающегося, особенностями подготовки в заданной предметной области и уровнем его профессионального самоопределения, которое определяется осознанным и целеосуществляемым достижением профессиональных компетенций в области осваиваемой специальности.

Социальный заказ на подготовку конкурентоспособного выпускника может быть выполнен только таким образовательным учреждением, которое обеспечивает необходимые организационно-педагогические условия для неформального (максимально ориентированного на конкретную личность) регулирования педагогического процесса, основанного на самостоятельности обучающегося в достижении поставленных целей воспитания, обучения и образования. При этом система целей должна быть представлена совокупностью нормативно и самоопределяемых требований к степени достижения необходимого объема квалификационных характеристик будущего выпускника. Данное утверждение обосновывается пониманием факта, что образование личности - это результат целенаправленной и социальнорегулируемой эмоционально-интеллектуальной деятельности всех субъектов педагогического процесса, в котором ответственная роль за достижения и неудачи образования на любом уровне его представления остается за самим обучающимся.

Рассмотрим качество образования как определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучающиеся на конкретном этапе в соответствии с планируемыми целями [1]. Далее ограничимся компетентностным компонентом качества обучения, включающим знаниево-содержательный, деятельностно-процессуальный и творческо-прогностический компоненты уровня подготовки будущего выпускника учебного заведения.

Квалификационные характеристики специалиста в общих чертах представлены в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и, как правило, детализируются в рамках рабочих программ по конкретным дисциплинам учебного плана. Отсутствие системного описания квалификации будущего специалиста порождает ряд проблем, связанных с «разночтением» требований к уровню подготовки будущего выпускника на различных этапах обучения, что не способствует адекватному проектированию внутриорганизационной системы контроля и оценки результатов обучения. Повышение эффективности управления педагогическим процессом посредством усиления «инструментальности» государственного образовательного стандарта возможно через включение информационной модели квалификационных характеристик будущего выпускника учебного заведения, представленных систематизированной совокупностью компетенций по различным видам профессиональной деятельности.

Разработка информационной модели ключевых компетенций специалиста (выпускника) позволит осуществлять постановку диагностичных целей обучения, адекватно конструировать содержание образования, целесообразно планировать систему контроля и эффективно разрабатывать инструментальные средства оценки качества результатов воспитания, обучения и образования. Задача формирования формализованной модели содержания обучения будущего выпускника может быть решена в соответствии с методологией информационного подхода [4], включающей методы системного анализа и информационного моделирования, технологической основой которых в рамках информационного подхода являются схематизация и дискретизация семантического описания предметной области, формализованное представление данных.

Компетентностный компонент качества образования характеризуется мерой достижения обучающимися компетентностных характеристик будущего выпускника по отношению к нормативно и самоопределяемым целям обучения, уровню профессионального самоопределения. Обеспечение востребованного обществом и обучающимся качества образования во многом зависит от характеристик информационно-образовательной среды учреждения, организационно-педагогических условий реализации процесса обучения, проведения на различных этапах воспитания, обучения и образования мероприятий системы контроля, оценки и самооценки конкурентоспособности будущего выпускника. В свою очередь, характеристики информационно-технологической среды образовательного учреждения зависят от эффективности внедрения в педагогический процесс современных средств информатизации, в том числе педагогических технологий.

Средства информатизации - часть любого производства, в том числе образовательной системы. Если ранее средства информатизации использо-

вались преимущественно с целью управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, то в настоящий момент пришло время для их практического применения с целью обеспечения условий для саморегуляции и самоуправления педагогическим процессом. Сформировалась объективная необходимость в разработке информационно-технологической системы, ориентированной на сбор, обработку, анализ и представление данных относительно индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория будущего выпускника должна быть представлена объемом, содержанием и качеством результатов обучения в соответствии с нормативными и самоопределяе-мыми целями образования.

Проектирование подобной системы и ее практическое внедрение в педагогический процесс возможно на основе информационно-структурного подхода, в рамках которого определяется компонентный состав информационной системы, на основе которого возможна реализация последовательности требуемых информационных преобразований, обеспечивающих не только эффективное функционирование системы, но и ее развитие за счет внутренних и дополнительных информационных ресурсов. Теоретической базой проектируемой системы выступает формализованная модель педагогического процесса, представленная совокупностью взаимосвязанных компонентов: социальный заказ, содержание образования, теоретические основания и особенности практической реализации образовательных технологий, тезаурусная модель содержания обучения, информационная модель выпускника. Примером такой системы может служить информатическая система педагогического процесса.

Информатическая система — это система ввода, вывода, хранения, обработки данных, создаваемая для обеспечения функционирования информа-тических процессов. Информатический процесс - это совокупность действий над данными в рамках информационного процесса [3].

Информатическая система педагогического процесса (ИСПП) - это система сбора и обработки данных о результатах подготовки будущих выпускников на различных этапах обучения. Ее основная задача заключается в усилении объективной составляющей процессов контроля и оценки результатов обучения, в формировании постоянной мотивации обучающихся к процессу непрерывного самообразования, повышения уровня профессионального самоопределения. ИСПП представляет собой комплексную информационно-технологическую систему, включающую программно-целевые ресурсы, системы поддержки педагогического процесса и принятия решения, систему прогнозирования (рисунок).

Программно-целевые ресурсы ИСПП представлены совокупностью информационных ресурсов образовательного назначения: баз данных, энциклопедий, справочников, словарей, презентаций, демонстрационных роликов, учебных видеофильмов, целостных компьютеризированных курсов и т. п. Системы поддержки педагогического процесса включают: системы автоматизации внутреннего документооборота, системы и среды моделирования, различного назначения компьютерные программы, системы контроля результатов воспитания, обучения и образования, экспертные системы, системы дистанционного обучения и т. п.

Субъект

Цели обучения

Содержание обучения

I

Информатическая система

Теоретическая модель содержания обучения

Содержание

Выпускник

ТЕЗАУРУС

Программно-целевые ресурсы и системы поддержки = образовательного процесса

Г~ Базы данных

І— Энциклопедии, словари, справочники и т.п.

- Презентации, деморолики и т.п.

* Обучающие программы

1 1 1 Системы и среды моделирования

1 1 Системы контроля результатов обучения

1 1 Интеллекту аль ные системы обучения

±

Система поддержки принятия решения

Система мониторинга

Система накопления и управления данными

Система

анализа

данных

Система

позицио-

нирования

Система аналитического представления информации

Система прогнозирования

Моделирование образовательного процесса в рамках ИСОП

Назначение программно-целевых ресурсов и систем поддержки педагогического процесса во многом определяется содержанием и методикой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения конкретных дисциплин учебного плана и профессиональной подготовки в целом. Кроме того, системы и ресурсы образовательного назначения могут выступать в качестве дополнительных средств обучения, самостоятельно применяемых обучающимися в процессе их непрерывного самообразования. Чем выше уровень развития информационно-технологичес-

кой среды образовательного учреждения, тем шире спектр образовательных технологий и средств обучения и самообразования.

Ведущую роль в организации педагогического процесса с применением программно-целевых ресурсов и систем его поддержки играют:

-образовательные технологии: программированное обучение, полное усвоение, поэтапная диагностика и коррекция педагогического процесса, технология «догружения», технология адаптивного обучения, педагогическое тестирование и т. д.;

— средства информатизации: автоматизация документооборота, поиск информации, обработка числовой и графической информации, технология мультимедиа, виртуальная реальность, технология моделирования, автоматизация проектирования и т. д.

Наши исследования показали, что вышеперечисленные образовательные технологии и средства обучения должны быть ориентированы на развитие квалификационных характеристик будущего специалиста в соответствии с информационной моделью его профессионального поведения. Однако эффективность обучения в большей степени зависит от мотивированности обучающегося к процессам обучения и самообразования, его активной деятельностной позиции. Он должен руководствоваться учебным и индивидуальным планом и проявлять активность в самостоятельном продвижении к нормативным и самопланируемым целям обучения с использованием информационных ресурсов и систем поддержки педагогического процесса. При активной роли обучающихся педагог выступает в качестве наставника и консультанта относительно планирования учебно-познавательной деятельности, содержания изучаемой учебной дисциплины, характера и особенностей применения средств обучения в процессе выполнения самостоятельной работы.

Базовым компонентом в структуре ИСПП является система поддержки принятия решений (СППР). Задача СГШР заключается в сборе, аналитической обработке и представлении данных, необходимых для выявления и анализа объективной составляющей в процессах определения и понимания уровня учебных достижений, качества обучения на конкретном этапе подготовки будущего выпускника в соответствии с нормативными и самопланируемыми целями образования. Функционирование СППР обеспечивается взаимодействием нескольких подсистем, характеризующихся собственными дидактическими задачами, решение которых ориентировано на усиление объективной составляющей в оценке результатов обучения. В состав СППР входят системы: мониторинга; накопления и управления данными; анализа данных; позиционирования; аналитического представления информации; прогнозирования.

Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности процессов обучения через осуществление анализа, диагностики, прогнозирования и проектирования дидактических процессов. Педагогическая практика доказала недостаточно высокую эффективность традиционных форм мониторинга (контрольные работы, экзамены, внутренние и внешние проверки, аттестационные мероприятия и т. п.). Они имеют ряд серьезных недостатков, к которым можно отнести следующие:

- контроль состояния обучения носит нерегулярный, по существу, эпизодический характер, поэтому не вскрывается динамика изменений;

- направленность на результативные итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования компетенций остается за границами наблюдения;

- недостаточная информативность из-за высокой степени субъективности оценок результатов обучения.

На устранение вышеперечисленных недостатков ориентирована СППР, являющаяся комплексной аналитической системой, которая обеспечивает диагностику качества образования, анализ содержания образования, психодиагностику и анализ учебно-познавательной деятельности обучающегося. В процессе функционирования ИСПП объектом мониторинга являются ком-петентностные характеристики обучающегося. Система мониторинга ИСПП может включать в себя несколько подсистем: психодиагностики, понятийной фиксации знаний, категориального освоения предметной области; оценки квадранальной деятельности; определения уровня овладения методами познания, фиксации процедурных знаний; оценки творческой деятельности. Фиксация учебных достижений обучающихся осуществляется посредством проведения контрольно-измерительных мероприятий традиционным способом или в автоматизированном режиме с использованием систем поддержки педагогического процесса или подсистем мониторинга.

Оценивание качества подчиняется принципу относительности, в соответствии с которым оценка качества зависит не только от применяемых из-мерительно-о цен очных средств, но и базы оценивания. Система оценок моделируется четырехкомпонентной моделью [2]: субъект оценки, объект оценки, база оценки и алгоритм оценивания (в котором разворачивается логика оценивания). Перед размещением в подсистему накопления и управления данными итогов контрольно-измерительных мероприятий осуществляется оценка достигнутых обучающимся результатов обучения и их проектирование на модель нормативных и самопланируемых целей обучения, уровень профессионального самоопределения. Для формирования комплексной оценки качества обучения целесообразно использовать не только балльную, но и рейтинговую систему, например, основанную на интервальных оценках. В целом процесс сбора данных об индивидуальной образовательной траектории обучающегося основан на технологии: педагогического тестирования; сбора и обработки экспертных оценок; структурирования информации; принятия группового решения, учебного портфолио.

Известно, что мотивом для совершенствования собственных результатов обучения могут служить успехи других обучающихся. Образовательное учреждение может и должно развивать систему здоровой конкуренции среди будущих выпускников еще на стадии их профессионального становления. Но возникает вопрос об адекватности оценки собственных достижений и результатов других субъектов обучения.

Наиболее «наглядным» компонентом СППР, отражающим продвижение обучающегося к нормативным и самоопределяемым целям воспитания, обучения и образования, является подсистема позиционирования. Она позволяет оценить на контрольном этане обучения собственные результаты «со стороны» посредством определения: рейтинга в массиве (группе, клас-

се, курсе и т. п.) обучающихся; уровня освоения минимально-нормативной квалификации; положения в соответствии с самопланированием педагогического процесса; страта в перспективно достижимой квалификации и т. п.

Предназначение системы анализа данных (см. рисунок) заключается в выявлении факторов, влияющих на положительные результаты и неудачи учебных достижений будущего специалиста, а также в отслеживании динамики его учебных достижений за определенный интервал времени. Решение поставленных задач возможно с применением технологии отчетности и Data Mining. Система отчетности обеспечивает формирование регулярных отчетов для контроля оперативной ситуации и анализа нежелательных отклонений в педагогическом процессе. Технология Data Mining позволяет обнаружить данные, ранее не известные, практически полезные и доступные для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений. В частности, Data Mining обеспечивает решение следующих задач: классификации, кластеризации, регрессии, ассоциации, последовательности и отклонений.

Система прогнозирования осуществляет исследование реальных возможностей обучающихся, необходимое для определения возможной индивидуальной образовательной траектории для развития предметных и профессиональных компетенций будущего выпускника. Функционирование системы прогнозирования возможно с применением технологии анализа когнитивных карт.

Надежды на процессы самообразования, инициированные самим обучающимся, не всегда оправдываются и зависят от многих разновидностей мотивации. Назначение СПГ1Р заключается в непрерывном формировании мотивации для самообразования и повышения уровня профессионального самоопределения.

Информатическая система педагогического процесса, основанная на системе поддержки процессов принятия решения обучающегося относительно повышения его уровня ключевых компетенций и профессионального самоопределения, в педагогическом процессе выполняет следующие функции:

• информационного ресурса, основанного на моделировании целевого планирования педагогического процесса, характеристик будущего выпускника, осваиваемых предметных областей, самопланирования процесса обучения, характеристик информационно-образонательной среды учебного заведения;

• системообразующего элемента в совокупности информационных систем поддержки процесса обучения, выступающего в качестве объективно необходимого фактора для самоорганизации педагогического процесса в целом;

• экспертной системы, основанной на знаниях о качестве подготовки будущего выпускника;

• информационно-поисковой системы, в задачи которой входит сбор и наглядное представление достигнутых результатов обучения в отношении к нормативным и самоопределяемым целям обучения;

• аналитической системы, которая обеспечивает информацией, необходимой для выявления организационно-педагогических условий развития

ключевых компетенций и формирования уровня профессионального само* определения обучающегося.

Функционирование ИСПП возможно на основе востребованного обучающимися и дидактически целесообразного комплекса средств информатизации, в том числе педагогических технологий и средств обучения. В целом структура и содержание отдельных компонент ИСПП вариативны и зависят от уровня развития информационно-образовательной среды образовательного учреждения, его специфики и выполняемой им миссии.

Литература

1. Коджаспирова,Г. М. Педагогический словарь: для стуц. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - С. 56.

2. Субетто, А. И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования / А. И. Субетто, Н. А. Селезнева. - СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 136 с.

3. Фридланд, А- Я. Основные ресурсы информатики: учеб. пособие / А. Я. Фридланд. - 2-е изд. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. - 283 с.

4. Шкабура, О. В. Информационный подход к педагогическим исследованиям / О.В. Шкабура // Материалы Всерос. науч. конф. «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство». - Новосибирск: III ТУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.