Литература
1. Крымов С.М., Левенцов В.А. Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития // Российское предпринимательство. — 2017. — Т. 18. — № 22. — С.3593-3604.
2. Крымов С.М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер. Социально-экономические науки. — 2014. — № 5. — С. 51-57.
3. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. — 2011. — Т.9. — № 3. — С. 3-28.
4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Избранное. Авторский сборник. — М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
5. Портер М. Конкуренция. — СПб.: Питер, 2005. 608с.
6. Левенцов В.А. Генезис реляционных взаимодействий в развитии взглядов на отношения конкуренции субъектов рынка // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2017. — Т.10. — № 6. — C. 64-74.
7. Красюк И.А., Крымов С.М. Конкурентные преимущества организационных структур предприятий новой экономики // Экономика и предпринимательство. — 2014. — №12-2 (53-2). — С. 807-811.
8. Левенцов В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 5 (23). — С. 85-92.
9. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 5 (23). — С. 80-84.
10. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2013. — 133 с.
11. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах // Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. — 140 с. С.72-82.
12. Эванс Ф., Вустер Т. Вдребезги: новая информационная экономика и трансформация бизнес стратегий. — М.: ИД «Секрет фирмы», 2005. — 208 с.
13. Глухов В.В., Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. — 238 с.
14. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.
15. Литвиненко А.Н., Бабкин А.В. Применение риск-менеджмента при формировании организационно-экономических механизмов противодействия чрезвычайным ситуациям // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2009. — № 6-2 (90). — C. 131-137.
16. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10-2 (63-2). — С.832-835.
17. Медведева Ю.Ю., Красюк И.А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6-2 (59-2). — С. 692-696.
18. Дзюбенко И.Б., Левенцов В.А., Левенцов А.Н. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. — 242 с.
19. Крымов С.М., Левенцов В.А. Концептуально-методологический анализ динамики развития реляционных отношений на предприятии: информационная модель // Проблемы современной экономики. — 2018. — №2. — С.145-147.
контроль экологической составляющей в концепции
обеспечения устойчивости предприятия
Т.М. Коноплянник,
профессор кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы комплексного влияния экологической составляющей на устойчивость предприятий и ее контроль. Выявлены сложности контрольных мероприятий по реализации государственной политики в направлении экологического развития, как инструмента концепции устойчивого развития. Предложены эффективные контрольные мероприятия на основе экологического аудита для обеспечения устойчивости предприятий. Результаты исследования позволили обосновать значимость контроля экологической составляющей для обеспечения устойчивости предприятия.
Ключевые слова: устойчивое развитие, контроль, экологический аудит, отчетность, аудиторская проверка
УДК 657 ББК 65.05
Мировая экономическая система развивается динамично. Масштабы и параметры взаимодействия экономически развитых стран приводят к росту неопределенности политической, экономической, социальной систем в планетарном измерении. Возникающие противоречия и возмущения носят дестабилизирующий и непрогнозируемый характер, что осложняет процессы управления всеми хозяйствующими системами [15], в том числе и на микроуровне — предприятием.
В современных условиях в российской экономике увеличивается разрыв между уровнями эффективного развития топ-
ливно-сырьевого и обрабатывающего секторов национальной экономики, развитием научно-инновационной сферы и других важных направлений. Экономический рост носит явно экстенсивный характер, что связано с увеличением добычи нефти, газа и экспорта сырьевых ресурсов. Отрицательное (негативное) влияние на общеэкономическую международную ситуацию оказывает индустриальная, промышленная экспансия и повсеместная урбанизация. Это сопровождается увеличением затрат ресурсов и соответственно объемами выбросов отходов в окружающую среду. Дефицит природных ресурсов и резкое
за последние годы ухудшение экологической обстановки и окружающей внешней среды обитания стали основным (ключевым) негативным фактором на пути стабильного устойчивого развития всех уровней хозяйствования.
Эффективное и экономичное использование природно-сырьевых ресурсов, а также обеспечение сбалансированного, грамотного эколого-экономического эффективного развития производства — залог устойчивого развития предприятий. Должны быть выработаны новые, более высокого качества, подходы к хозяйствованию на основе цифровой экономики в интересах современных и будущих поколений жителей нашей страны. Отсюда устойчивость предприятия, как хозяйственной системы, в самом широком смысле — это интегральная характеристика способности предприятия сохранять целостность организационных и производственных характеристик в условиях нестабильной внешней и внутренней среды.
Устойчивость организации (предприятия), как хозяйственной системы, формируется из элементов организационной (рынок трудовых ресурсов), рыночной (снабжение и сбыт товаров и услуг), производственной и финансовой стабильности. Каждый вышеперечисленный элемент представляет собой итоговый результат многомерного комплексного взаимодействия основных подсистем (рис.1) функционирования, и экологическая составляющая в той или иной степени присутствует в каждом из перечисленных элементах.
Рассмотрим рынок труда. Трудовые ресурсы были и остаются одной из основных составляющих устойчивости. «Кадры решают все» — эта крылатая фраза взята на вооружение наиболее дальновидными руководителями. Комплексный подход к этой составляющей устойчивости включает такие подсистемы, как условия трудовой деятельности, квалификационные уровни подготовки, производственный стаж, профилактические мероприятия по здравоохранению.
Рыночная устойчивость включает экологически чистые материалы и сырье для оказания услуг и производства продукции, которые в дальнейшем попадают на рынок сбыта.Статисти-ческие отчеты и менеджеры подтверждают, что экологически чистая продукция и товары пользуются большим спросом, несмотря на то, что они и стоят дороже.
Финансовые вливания и их количество [16] — не единственный фактор устойчивого развития, необходима заинтересованность конкретных исполнителей в поэтапной реализации экологической составляющей производства.
Производственную устойчивость и ее экологическую составляющую рассмотрим на примере угольной промышленности.
Система производственной устойчивости может включать такие подсистемы, как производительность, экономичность, ликвидность, рентабельность. Все подсистемы связаны с технологией производственного процесса, и экологическая составляющая влияет на все вышеперечисленные подсистемы. Добыча угля напрямую связана с экологическими расходами. К основным источникам загрязнения окружающей среды угольной промышленностью можно отнести систему вентиляционного оборудования шахт, системы воздушной очистки углеобогатительных предприятий, котельные всех видов, дымящиеся отвалы и иные источники загрязнения, образующиеся в ходе производственной деятельности угледобывающих предприятий.
В первую очередь, экологический урон наносится земной поверхности непосредственно, как при открытой добыче угля, так и при подземной. Нарушенные земли утрачивают свою хозяйственную ценность, оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Так, порода, выданная на поверхность, складируется в отвалы, различные по своим размерам и форме. С таких отвалов стекают токсичные воды, уничтожающие растительность и ухудшающие санитарно-гигиенические условия, влияющие на жизнь людей.
Рис.1.
Во-вторых, в результате угледобычи происходят изменения в гидрологическом режиме подземных и поверхностных вод. Происходит истощение водных ресурсов, а также возникает дисбаланс в определенных разработках почвы при ведении угледобычи. Самый большой вред причиняют загрязненные рудничные воды, которые образуются при разработках водоносных горизонтов за счет горных выработок.
В-третьих, при добыче угля и при его использовании происходит загрязнение воздушной среды газами и твердыми частицами, такими как угольная пыль, зола. Шахты, отвалы остывших пород, промышленные (в основном) котельные, а также промышленные предприятия, на которых уголь применяется как топливо, оказывают вредное влияние на воздушный бассейн, как своего региона, так и соседнего.
В работах многих авторов показано, что экологический урон в процессе производства и ликвидация его последствий имеют прямое отношение к производственной устойчивости [9, с. 67]. Расходы предприятий, наносящих вред окружающей среде, должны увеличиться в виде дополнительных платежей в бюджет государства [11]. Это, с одной стороны, уменьшает рентабельность, но в масштабах государства позволит решить экологические проблемы по восстановлению природных ресурсов. Негативные воздействия окружающей среды могут сказаться как на здоровье и безопасности труда персонала, так и на качестве производимой продукции, что в итоге повлечет за собой удорожание производства и снижение рентабельности деятельности. Для обеспечения необходимой устойчивости предприятия следует проводить анализ всех факторов, вести экологический учет [13, 10].
Производственная устойчивость включает и определенный перечень расходов, в которых присутствует экологическая составляющая, например, в фармацевтических компаниях [14], при осуществлении энергетического сотрудничества [5].
Традиционный научный подход к пониманию проблем и сущности устойчивости любого предприятия, учитывающий исключительно финансовые показатели (параметры), представляется сегодня несостоятельным.
Комплексная устойчивость функционирования любой системы — это вероятность достижения определенной цели.
Самые общие принципы для всех типов устойчивости и для любых экономических систем — это прежде всего способность относительно быстро восстанавливаться после кризисов. Ряд научных идей представителей эволюционистов свидетельствует, что заимствование передовой экономической политики не всегда эффективно и нередко подавляет рост, но в вопросах влияния экологического фактора на устойчивость предприятий сомнений ни у кого нет.
В сегодняшних условиях глобализации, интеграции хозяйствования основу устойчивости организации-предприятия
должно составлять эффективное активное развитие. Основная цель развития — поиск конкурентоспособного, экономичного и экологичного способа использования всех ресурсов, что обеспечивает поддержание активности и интеллектуальной монополии.
Внешняя среда и современные научные технологии могут изменяться очень быстро, и их привязка к привычным методам управления может даже привести к негативному (отрицательному) результату. Применительно к конкретному предприятию экономическая устойчивость рассматривается обычно как необходимость конкурентоспособности на достаточно длительную перспективу. На деле же, устойчивость системы (в том числе предприятия) зависит от очень многих как внутренних, так и внешних факторов. В связи с этим, экономическую устойчивость любой организации (предприятия) можно сформулировать как способность проводить непрерывную в продолжительном периоде, экономически эффективную и рентабельную деятельность в условиях современной, многогранной экономики и постоянно меняющейся внешней среды для достижения поставленных целей.
На современном этапе, когда несоответствие между экологическими последствиями и масштабным экономическим ростом выросло в очевидную глобальную проблему устойчивого развития, необходимо постоянное проведение регулярных исследований и контроль для формирования адекватной экологической политики [4], как одной из составляющей устойчивого развития.
Анализ различных источников в мировой и отечественной литературе по устойчивому развитию компаний позволяет сделать вывод, что понятие «экологически устойчивое экономическое развитие» включает и контроль экологической составляющей устойчивости. Контроль может проводиться в разных формах, в том числе и в форме экологического аудита [8, 6].
Экологический аудит представляет собой один из основополагающих механизмов реализации политики государства в рамках экологического развития [12].
Рассмотрение вопросов, касающихся экологического аудита, не потеряет своей актуальности, пожалуй, никогда. Это связано со стремлением контролировать влияние результатов экономической деятельности на окружающую среду, [1] которая в свою очередь является залогом сохранения жизни на Земле.
Данная разновидность [2] аудита возникла в США еще в 70-х годах XX века. Ее появление связано с осознанием необходимости защиты нашей планеты правовыми средствами. Экологический аудит представляет собой проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования в части соблюдения ими норм экологического права.
К факторам, влияющим на появление экологического аудита в России, можно отнести переход России на экологически безопасное экономическое развитие.
Анализ научной литературы позволил выделить в развитии экологического аудита на территории России четыре этапа (см. табл. 1).
Таблица 1
Этапы развития экологического аудита в России
№ этапа Период Характеристика этапа
I конец 1980 — начало 1990 гг. полное отсутствие правовой базы экологического аудита в РФ; на практике зафиксированы единичные случаи проведения данного аудита
II середина 1990-х гг. создание базы для организационно-правового механизма развития экологического аудита
III конец 1990-х гг. разработка и структуризация организационно-правового механизма экологического аудита
IV начало XXI в. законодательное закрепление понятия «экологический аудит», усовершенствование процедур экологического аудита
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» дано официальное определение экологического аудита. Однако автор считает, что экологический аудит (эколого-эконо-мическая ревизия) — особый вид экспертной деятельности, которая может осуществляться аудиторскими организациями или экологами-аудиторами с целью консультаций и подготовки рекомендаций по результатам такой деятельности для обеспечения устойчивого развития предприятий. Экологический аудит заключается в анализе деятельности организации (предприятия) на предмет ее соответствия нормам экологии, проверке экологической отчетности организации, контроле экологической составляющей, как неотъемлемого элемента устойчивости предприятия и устойчивого развития в целом.
К основным целям, которые преследует экологический аудит, можно отнести:
- оценку влияния и возможных последствий функционирования организации на окружающую среду (приведен пример угольной промышленности);
- проверку соответствия деятельности организации существующим требованиям законодательства в сфере охраны природы (экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов);
- установление основных направлений обеспечения экологической безопасности функционирования организации, повышения эффективности природоохранной деятельности.
Процедура экологического аудита включает в себя три основные стадии.
Первая стадия включает в себя планирование объема и характера областей подвергаемых аудиторской проверке, а также определение целей и задач предстоящей проверки. На этой стадии проводится сбор предварительной информации, основанной на результатах предыдущего аудита и отчетах организации; формирование группы специалистов как в области экологии и экономики, так и в области инженерных знаний, касающихся конкретной организации (оптимальное количество 3-5 человек), которая займется проведением аудита.
Вторая стадия заключается в непосредственном анализе сертификатов, отчетов, лицензий на выбросы и т.п.; в проверке экологической политики и используемых организацией программ, а также проведении проверки эффективности системы менеджмента организации в целом и персональной ответственности персонала.
Заключительная стадия включает в себя обсуждение полученных результатов и формирование коллегиальной оценки. Здесь же представляется отчет руководству организации и вносятся предложения, реализация которых позволит улучшить эффективность системы экологического менеджмента, и в целом обеспечит устойчивость организации. Затем выносится решение по перечню необходимых улучшений. Для эффективной реализации намеченных мероприятий возлагается персональная ответственность на конкретных исполнителей. Коллегиально рассматриваются рекомендации для контроля в следующей аудиторской проверке.
Научная классификация методов контроля при экологическом аудите в условиях сегодняшней цифровой экономики включает технические средства, картографические и опросные методы.
На сегодняшний день экологический аудит все еще не имеет утвержденной законодательно специальной базы и развивается инициативно.
Большинство коммерческих предприятий, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду, несет целый перечень затрат, связанных с негативным воздействием производства на окружающую среду. Контроль за эффективным использованием природных ресурсов со стороны государства объясняется их дефицитом. Безопасное с точки зрения охраны окружающей среды экономическое развитие в России определено Указами Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития» и от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Концепция устойчивого развития на территории Российской Федерации подразумевает сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие, повышение роли экологической составляющей экономики, ориентацию компаний на компромисс между экономической выгодой и экологической безопасностью деятельности. Соблюдение внутренних нормативных актов в сфере экологии, а также междуна р одных стандартов в сфере защиты окружающей среды подразумевает развитие системы контроля за их соблюдением. Контроль проводится как со стороны государства, так и со стороны управленческого звена корпораций — экологического аудита, который выступает не только в качестве инструмента контроля за соблюдением экологических норм в рамках хозяйственной деятельности, но и обеспечивает экологическую безопасность и устойчивое развитие предприятия.
На территории Российской Федерации предусмотрен комплекс мер поддержки деятельности организаций по внедрению мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Меры государственной поддержки и послаблений налогового бремени необходимо учитывать при проведении контрольных мероприятий. Содержанием одного из разделов программы аудиторской проверки, проводимой на предпри-ятии-природопользователе, является контроль за расчетами по экологическим платежам [7].
Процедура оценки достоверности показателей по указанным платежам выполняется как при экологическом, так и при общем финансовом аудите. Возможные этапы контрольной проверки представлены на рис.2.
На первом этапе решается задача: относится ли организация к плательщикам экологических платежей. Здесь же контролер определяет объекты, которые будут облагаться платой, состав вредного вещества и степень его влияния на окружающую среду [3].
На втором этапе происходит оценка эффективности системы внутреннего контроля (далее — СВК) организации. Определяются области учета платежей, требующие отдельного внимания при дальнейшей проверке.
Третий этап предусматривает проверку расчетов платежей и соответствие проведения процедуры расчетов нормативным документам.
Четвертый этап включает в себя проверку на соответствие нормам законодательства и арифметическую проверку рас-
Знакомство со спецификой бизнеса организации в области природопользования
Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 Этап 6 Оценка системы внутреннего контроля
Проверка расчетов платежей
Проверка отчетности по экологическим платежам
Проверка своевременности уплаты платежей
Формирование выводов аудитора
Рис. 2. Этапы аудиторской проверки
чета экологических платежей. Декларация с расчетом предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Особенность контроля по учету природоохранных и экологических мероприятий заключается в том, что в реальных отчетах информация недостаточна. Предприятия занижают показатели величин фактического воздействия выбросов и сбросов в окружающую среду.
На пятом этапе аудитором-контролером проверяется своевременное внесение платы в бюджет.
На заключительном шестом этапе аудитор формирует выводы, которые показывают, как могут повлиять на достоверность отчетности ошибки, обнаруженные им в учете расчетов по экологическим платежам.
Представленная методика может применяться в качестве составляющей части программы, касающейся проверки расчетов по экологическим платежам при проведении экологического аудита. Поэтапная проверка способствует учету особенностей исчисления и уплаты экологических платежей и сбору аудиторских доказательств, достаточных для формирования мнения аудитора.
Таким образом, можно заключить, что экологический учет и его составляющие представляют собой важнейший инструмент реализации концепции устойчивого развития, которое стремится не к истреблению природных ресурсов, так необходимых для жизни и развития, а к их сохранению и бережному использованию.
Литература
1. Николаенко А.В. Платежи за использование природных ресурсов: зарубежный опыт // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития: материалы VIII междунар. науч. конф. студ., асп., преп. / Отв.ред. Н.А. Камор-джанова; ред. И.Н. Львова ; М.А. Гордеева. — СПб., 2014. — С. 109-110.
2. Николаенко А.В. Проблемы экологического учета в России // Новая экономика России: наука и образование: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. — 2014. — С. 231-235.
3. Перспективные тренды развития науки: экономика / Д.А. Скотников, В.А. Ярмоленко, Т.И. Безденежных, Н.В. Буренникова, Т.М. Коноплянник, О.Ю. Богданова, Л.В. Богославцева, С.В. Вик, О.И. Карепина, Е.В. Кизиль, Ю.Ю. Смольникова, Р.П.В. Петренко, А.В. Николаенко, Н.Н. Прокопец. — Одесса, 2016. — 137 с.
4. Вагина Д.О. Расчет экологических платежей // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. — 2014. -№13. — С. 32-36.
5. Еремина И.В. Необходимость формирования механизма проведения экологического аудита в России // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Том 7. — №6. — 19 с. Режим доступа: https://naukovedenie.ru/
6. Зуева И.А. Особенности экологического учета и аудита и их становление в российской практике //Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения: Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. 2017. — С. 299-306.
7. Малиновская Н.В. Развитие экологического аудита в России // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — N 43. — С. 29-36.
8. Николаенко А.В. Виды экологического аудита // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития: Материалы X междунар. науч. конф. студ., преп. / Отв. ред. Н.А. Каморджанова. — 2015. — С.160-162.
9. Николаенко А.В. Некоторые аспекты энергетического сотрудничества в странах центрально — азиатского региона. // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 4 (71). — С. 36-41.
10. Николаенко А.В. Учет налогов и платежей за пользование природными ресурсами // В кн.: Налогообложение и учет расчетов с бюджетом / Т.М. Коноплянник, В.Ю. Сергушенкова. — СПб., 2015. — С. 198-219.
11. Николаенко А.В. Экология и проблемы ее экономики в современном мире // Россия в условиях экономических и политических ограничений: от вызова к возможностям: Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского ГЭУ / Под ред. А.Е. Карлика. — 2014. — С. 363-365.
12. Nikolaenko A.V. Problem Aspects of Ecological Audit // Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный экономический университет; под ред. Т.Г. Тумаровой, Н.М. Фомичевой, И.И. Добросердовой. — СПб., 2015. — С. 262-266.
13. Nikolaenko A.V. Methological Aspects of the Ecological Accounting // Государство и бизнес: социально-экономическая ответственность в условиях глобализации. Материалы III Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры / Редколлегия: И.А. Максимцев и др. — СПб., 2014. — С. 269-273.
14. Bricknall R., Darrell G., Nilsson H., Pessi K. Aligning IT Strategy with Business Strategy through the Balanced Scorecard in a Multinational Pharmaceutical Company //40th Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS'07), 3-6/01/2007.
15. Doug DeCarlo, Jossey-Bass — extreme Project management. — p.m. Office, 2005. — 585 p.
16. Financial management and analysis / Frank J. Fabozzi Haboken, 2003. — 1007 р.
определение оптимальной экономической нагрузки на предприятие*
в.А. Константинов,
доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье показано, что многие научные работы, посвященные определению оптимального уровня нагрузки на предприятия, в основном посвящены «оптимальности» налоговой нагрузки, а оптимальность общей нагрузки (налоги и принудительные расходы) мало исследована. В этой связи автором для определения методики расчета оптимальной нагрузки на предприятия выдвигаются следующие задачи: исследовать понятие «налоговая нагрузка» и определить ту роль, которая ей отводится в современной экономике; исследовать неналоговую нагрузку, которая выражается в принудительных расходах; провести сравнительный анализ понятий «налоги» и «принудительные расходы»; предложить методику оценки влияния государства на экономику предприятия через общую экономическую нагрузку.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, расходы, принудительные расходы, оптимизация налогообложения, общая экономическая нагрузка
УДК 330 ББК 65.050
Традиционно принято считать, что если налоговая нагрузка находится на низком уровне, то государственная политика направлена на развитие бизнеса. Если налоговая нагрузка находится на высоком уровне, то подобная мера, бесспорно, замедляет развитие экономической сферы. Однако, дополнительные ресурсы, полученные в результате роста налогов позволяют реализовывать другие государственные функции, направленные на важные сферы общественной жизни: политическую, социальную, духовную, научную, образовательную.
Определение оптимального уровня налоговой нагрузки является одной из приоритетных задач всех государств. К примеру, чем налоговая нагрузка оптимальнее, тем уровень жизни в стране становится выше, и наоборот. Однако, предприятию нет большой разницы, с экономической точки зрения, в пользу кого или чего у него отчуждаются финансовые и иные ресурсы. Это отчуждение связано с уплатой налогов и выражается в показателе налоговой нагрузки, или же это отчуждение связано с выполнением других нормативно-правовых актов.
Возникновение обязательств и отчуждение финансовых ресурсов, связанных с выполнением нормативного акта, не относящегося к налогам, в пользу государства или третьих физических или юридических лиц называется принудительными расходами. Поэтому при определении оптимальной нагрузки на предприятие необходимо исследовать совокупное влияние и налогов, и принудительных расходов.
Налоговая нагрузка является важной характеристикой налоговой системы. Ее уровень оказывает прямое воздействие на структуру производства и социальные отношения. На данный момент нет определенной цифры, которая могла бы показать оптимальный уровень налоговой нагрузки. Но для определения оптимального уровня налоговой нагрузки, нужно сначала понять, что такое налоговая нагрузка и каково назначение этого показателя.
Поиском оптимальности налогообложения занимались с давних времен. Так, например, философ Ибн Халдун в своей работе Мукаддиме в XIV веке писал: «Это должно быть известно, что в начале династии, налоги приносят большой доход с маленьких ставок. В конце династии, налоги приносят небольшой доход от больших ставок». Исследование его работы описано в труде автора Моххамеда Ашрафа «Исламская экономика: Принцип практики». Он раскрыл данное высказывание более подробно. По его мнению, Ибн Халдун имел ввиду, что на ранних стадиях государства, налоги не только имеют свет в их падении, но и приносят значительную выручку. Потребность к роскоши растет. Растет налоговая ставка. Но воздействие на бизнес этого роста налогообложения дает о себе знать. Это приводит к падению производства и, как следствие, снижению суммы собираемых налогов. Из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка в государстве имеет важное значение и должна быть более оптимальной для населения и страны в целом.
Поиском оптимальности налогообложения занимались многие экономисты. Среди них нельзя не отметить работы американского экономиста А. Лафера. Он представил свою кривую, где показан определенный промежуток процентов оптимальной налоговой нагрузки. На его кривой показано, что при налоговой нагрузки в 100%, государство не будет получать ни каких средств, так как ни кто не будет работать за 0. Аналогично можно сказать, что при ставке 0%, государство также не получит ничего. Таким образом, А. Лаффер в этой кривой предложил «золотую середину», она по его подсчетам находится в промежутке 35-45%. Во многом этот уровень «оптимальности» учитывается при формировании налоговой системы каждого государства.
По мнению К. Банновой и Н. Актаева, для большинства крупных стран, основную часть налоговых поступлений в бюджет обеспечивают крупные предприятия, деятельность которых
* Статья подготовлена в рамках выполнения научного проекта 18-010-00636-А при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований