Научная статья на тему 'Контроль эффективности использования государственных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Контроль эффективности использования государственных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / РERFORMANCE AUDIT / ОЦЕНКА РИСКОВ / RISK ASSESSMENT / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / CRITERIA OF EFFICIENCY / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валеев Азат Рустемович

В настоящее время вопросам повышения эффективности использования средств в жилищно-коммунальном комплексе, качества жилищно-коммунальных услуг особое внимание уделяется органами государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня. В статье рассматриваются вопросы методологии проведения Счетной палатой Республики Татарстан аудита эффективности использования государственных средств, выделяемых на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса. Автором раскрыты основные этапы проведения аудита, выбор целей и вопросов аудита эффективности. Особое внимание уделено выявлению и оценке рисков, отбору и систематизации критериев оценки эффективности. В статье рассмотрен также порядок привлечения к проведению аудита эффективности отраслевых экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit the efficiency of the budget expenses on housing services

Today federal, regional and municipal bodies authorized pay great attention to efficiency of the budget expenses on housing services and its quality. The article deals with the methodological approaches used by Accounts Chamber of audit. Grreat attention is paid to risk assessment, determination and systematization of criteria of effectiness. The article deals also with the using in performance audit external experts.

Текст научной работы на тему «Контроль эффективности использования государственных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 2

А.Р. Валеев

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В настоящее время вопросам повышения эффективности исполь зования средств в жилищно-коммунальном комплексе, качества жилищно-коммунальных услуг особое внимание уделяется органами государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В статье рассматриваются вопросы методологии проведения Счетной палатой Республики Татарстан аудита эффективности использования государственных средств, выделяемых на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

Автором раскрыты основные этапы проведения аудита, выбор целей и вопросов аудита эффективности. Особое внимание уделено выявлению и оценке рисков, отбору и систематизации критериев оценки эффективности. В статье рассмотрен также порядок привлечения к проведению аудита эффективности отраслевых экспертов.

Ключевые слова. Аудит эффективности использования государственных средств, оценка рисков, критерии оценки эффективности, жилищно-коммунальное хозяйство.

Today federal, regional and municipal bodies authorized pay great attention to efficiency of the budget expenses on housing services and its quality.

The article deals with the methodological approaches used by Accounts Chamber of audit. Grreat attention is paid to risk assessment, determination and systematization of criteria of effectiness. The article deals also with the using in performance audit external experts.

Key words. Performance audit, risk assessment, criteria of efficiency, housing services.

В последние годы последовательно проводится работа по модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. При поддержке государства реализуются масштабные программы по переселению граждан из аварийного жилья, по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Валеев Азат Рустемович — аудитор Счетной палаты Республики Татарстан, член Научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов России; е-mail: Azat.Valeev@tatar.ru

Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2008—2012 гг. выделено 321,8 млрд руб.1 Проводимая реформа жилищно-коммунального хозяйства, направленная на формирование эффективные механизмов управления жилищным фондом, стимулировала создание частных организаций, управляющих многоквартирными жилыми домами. На фоне удовлетворительной работы большого количества управляющих компаний во многих регионах отмечается увеличение количества жалоб от населения по вопросам, связанным с ЖКХ. Рынок жилищно-коммунальныгх услуг характеризуется низким уровнем конкуренции и как следствие отсутствием мотивации к повышению их качества.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача навести порядок в жилищно-коммунальном комплексе .

Вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг, эффективности деятельности органов местного самоуправления, на которые возложены вопросы организации в границах поселений электро-, тепло-, газо — и водоснабжения населения, а также водоотведения, проблемам реформирования ЖКХ, большое внимание уделяется в научно-практической литературе4.

Счетной палатой Республики Татарстан в 2012 г. проведен комплексный аудит эффективности использования государственных средств, направляемых на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса. На начальном этапе с целью экспертно-консультационного и научно-методического обеспечения проведения аудита эффективности, обоснования выводов и рекомендаций распоряжением Председателя Счетной палаты Республики Татарстан быи образован Экспертный совет. В его состав вошли представители Государственного Совета Республи-

1 Сайт Фонда содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства URL: http://www.fondgkh.ru/ result/result/index.html (дата обращения: 13.03.2013).

2 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Статья 14.

3 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

4 См.: Емельянова Е.В. Реформа в сфере управления многоквартирными домами // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 6; Толстолугов В.А. Проблемы реформирования ЖКХ // Интеграл. 2008. № 1. С. 108—109; Траченко М.Б. Модель социально-ориентированной системы бюджетирования ЖКХ муниципального образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30 URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ 30 2012 (дата обращения: 12.04.2013); Шмаков В.И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2.

ки Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Государственной жилищной инспекции, Общественной палаты Республики Татарстан, Центра энергосберегающих технологий, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан и другие эксперты в области ЖКХ.

Аудит эффективности предусматривал три основных этапа:

1) подготовительный, в ходе которого осуществлялось предварительное изучение предмета контрольного мероприятия;

2) основной, включающий процесс сбора, проверки и анализа необходимых данных на объектах аудита, а также получения информации из других источников;

3) заключительный, формирующий выводы и рекомендации.

В отличие от традиционных финансовых проверок значительную часть времени проведения аудита эффективности (порядка 30%) занял подготовительный этап.

В ходе предварительного изучения предмета аудита необходимо было понять специфику мер государственной поддержки, отраслевые проблемы, а также то, в какой мере проводимый аудит эффективности может помочь в их решении. В первую очередь изучались отчеты о результатах деятельности объектов аудита эффективности за анализируемый период.

Далее были детально изучены более 70 нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы функционирования, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса: указы Президентов Российской Федерации и Республики Татарстан, федеральные и региональных законы, постановления и распоряжения Правительств Российской Федерации и Республики Татарстан, приказы федеральных и региональных министерств и ведомств. Особое внимание было уделено изучению целевых программ, в которых обозначены цели и задачи государственной политики в рассматриваемой сфере. Для изучения передового опыта государственной поддержки отдельным предметом исследования стали нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации.

На подготовительном этапе особое внимание было уделено выявлению и анализу возможных рисков, представляющих собой вероятность негативного влияния на деятельность объекта аудита какого-либо действия, фактора или события, которые могут привести к неэффективному использованию государственных средств (табл. 1). Результаты анализа рисков использовались для определения целей и вопросов аудита эффективности.

Таблица 1

Оценка влияния рисков

Риски Вероятность наступления риска Влияние риска

Не достижение плановых показателей, определенных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005—2010 гг.. Программой реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004—2010 гг. и иными программно-целевыми документами Средняя Сильное

Неисполнение положений нормативных правовых актов, несвоевременное внесение в них необходимых изменений, недостаточность нормативного правового обеспечения реализации мер государственной поддержки Высокая Среднее

Высокая монополизация рынка услуг по управлению жилым фондом Высокая Среднее

Недостаточная прозрачность деятельности управляющих компаний Высокая Сильное

Осуществление управляющими компаниями экономически необоснованных расходов Высокая Сильное

Отсутствие действенного контроля за деятельностью управляющих компаний, в том числе со стороны населения Высокая Сильное

Наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности организаций ЖКХ Высокая Сильное

Наличие просроченной задолженности по лизинговым платежам в рамках реализации программы поддержки предприятий ЖКХ с использованием лизинговых схем Высокая Сильное

Упущения в системе мониторинга за состоянием ЖКХ Средняя Среднее

Отсутствие четкой стратегии распределения государственных средств по направлениям Средняя Среднее

Неэффективное использование оборудования, техники и объектов недвижимости, приобретаемых за счет средств государственной поддержки Средняя Сильное

Наличие объектов капитального строительства, которые длительное время не финансируются Высокая Сильное

Наличие проектно-изыскательских работ, по которым в дальнейшем строительство не осуществляется Средняя Сильное

Невыполнение плановых показателей финансирования мероприятий государственной поддержки Средняя Сильное

Риски Вероятность наступления риска Влияние риска

Отсутствие четкого механизма распределения средств государственной поддержки по муниципальным образованиям Средняя Среднее

Упущения в системе внутреннего контроля за выделением и использованием государственных средств Средняя Среднее

Некачественное выполнение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, завышение объемов выполненных работ, стоимости строительных материалов Средняя Сильное

При формировании планов мероприятий государственной поддержки не в полной мере учитывается мнение получателей Средняя Среднее

Недостаточная доступность информации о мерах государственной поддержки для получателей Средняя Среднее

Недостаточная информационная и консультационная поддержка управляющих компаний и подрядных организаций Средняя Среднее

Невыполнение показателей бизнес-планов инвестиционных проектов, соглашений Высокая Сильное

Наличие резервов повышения эффективности использования энергетических ресурсов в ЖКХ Высокая Сильное

В ходе аудита эффективности целенаправленно не рассматривались риски, вероятность наступления которых была оценена как низкая, либо было установлено, что их последствия не оказывают существенного влияния на эффективность использования государственных средств. При этом перечень основных рисков, определенных по результатам предварительного изучения, безусловно, не являлся исчерпывающим и был несколько расширен в ходе проведения основного этапа аудита эффективности.

Особое внимание в ходе выявления и анализа рисков было уделено уязвимым местам в нормативной правовой базе, т.е. тем положениям, которые могли реализовываться на практике не в полной мере. Проверка исполнения этих положений была включены в программу проведения аудита эффективности. Таким образом, на подготовительном этапе были выявлены основные проблемы анализа объектов аудита и получена общая картина его последствий. Это позволило сконцентрировать работу на наиболее важных направлениях в вопросах аудита эффективности.

По результатам предварительного изучения предмета аудита Счетной палатой Республики Татарстан были подготовлены Методические рекомендации по проведению аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, которые были одобрены Экспертным советом по аудиту эффективности. Критерии оценки эффективности были предварительно согласованы с руководством объектов аудита эффективности.

Для оценки эффективности использования государственных средств, выделенных в 2005—2011 гг. на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, были выбраны 7 целей:

1) определить степень формирования и внедрения рыночных механизмов функционирования, финансовой стабилизации предприятий жилищно-коммунального комплекса и создания условий для привлечения инвестиций;

2) определить степень и результативность внедрения в жилищно-коммунальном комплексе ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

3) оценить уровень качества жилищно-коммунальных услуг;

4) определить степень надежности систем внутреннего контроля за использованием государственных (муниципальных) средств и исполнением программных мероприятий;

5) определить эффективность деятельности организаций, управляющих жилым фондом;

6) определить эффективность мер прямой государственной поддержки организаций жилищно-коммунального комплекса, соответствие порядка их предоставления и использования установленным требованиям;

7) установить степень решения основных задач реформирования жилищно-коммунального комплекса за анализируемый период.

По каждой цели были выбраны критерии оценки эффективности, представляющие собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных средств и деятельности объектов аудита, которые показывали, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств .

5 См.: Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М., 2005. С. 121.

Для удобства работы использовалась специальная таблица, разработанная с учетом опыта Национального управления аудита Великобритании. Критерии оценки эффективности были сгруппированы по целям, и по каждому из них были указаны источники его выбора, аудиторских доказательств, методы сбора и анализа необходимой информации.

Примеры применения отдельных критериев оценки эффективности по соответствующим целям аудита эффективности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Пример систематизации критериев оценки эффективности в ходе проведения аудита эффективности

Критерии оценки эффективности Источники выбора критериев оценки эффективности Источники аудиторских доказательств Методы сбора и анализа данных

Цель 1. Определить степень формирования и внедрения рыночных механизмов функционирования, финансовой стабилизации предприятий жилищно-коммунального комплекса и создания условий для привлечения инвестиций

Приняты меры по реструктуризации и снижению задолженности предприятий ЖКХ (объем просроченной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, тыс. руб., объем просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ, тыс. руб.) Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан, Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.12.2006 № 340 Статистическая отчетность, данные Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Государственного комитета по тарифам Запрос и изучение документов

Осуществлена ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями, ликвидирована дотационность ЖКХ и обеспечена стабильность и достаточность финансовых средств на покрытие расходов на предоставление жилищно-коммунальных услуг Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан Статистическая отчетность, данные Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Государственного комитета по тарифам Запрос и изучение документов

Критерии оценки эффективности Источники выбора критериев оценки эффективности Источники аудиторских доказательств Методы сбора и анализа данных

Достигнуты плановые показатели по доле убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, 2008 г. - 10, 2009 г. - 8, 2010 г. - 5 (в %) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 №879 «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие водопроводно-канали-зационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 г.» Статистическая отчетность, данные Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, Государственного комитета по тарифам Запрос и изучение документов. Построение графиков

Сформированная таким образом таблица представляла собой общий план действий по проведению аудита эффективности, в последующем детализированный на конкретные вопросы, которые были распределены между членами рабочей группы таким образом, чтобы каждый ее участник персонально отвечал за свой блок.

Основные вопросы, рассмотренные в ходе аудита эффективности, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные вопросы аудита эффективности

Цель аудита Вопросы аудита

1. Определить степень формирования и внедрения рыночных механизмов функционирования, финансовой стабилизации предприятий жилищно-коммунального комплекса и создания условий для привлечения инвестиций — показатели финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток); доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства; дебиторская и кредиторская задолженность; — формирование собственников, разделение функции заказчика и подрядчика в жилищной сфере; — уровень конкуренции в жилищно-коммунальном комплексе; — совершенствование нормативной правовой базы; — создание условий для привлечения частных инвестиций; — переход на новую систему оплаты услуг ЖКХ; — тарифы на услуги ЖКХ: динамика, сравнительный анализ с другими регионами;

Цель аудита Вопросы аудита

— годовой объем средств, выделенных из бюджетов всех уровней на предоставление жилищных субсидий населению; — соблюдение инвестиционных соглашений, выполнение бизнес-планов

2. Определить степень и результативность внедрения в жилищно-коммунальном комплексе ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий — реализация Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009—2011 гг.: доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, эффективность применения приборов учета потребления энергоресурсов, своевременность постановки приборов учета на коммерческий учет, анализ стоимости приобретения приборов учета, затраты на метрологическое обеспечение приборов учета; — муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы энергосбережения и использования энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве: наличие количественных индикаторов достижения поставленных целей, решение обозначенных задач (в том числе в части снижения объема потребляемых энергоресурсов); наличие механизма мониторинга исполнения муниципальных правовых актов; — масштаб проведения энергетического аудита в жилищно-коммунальном комплексе, стоимость и эффективность проведения энергетических обследований; — анализ динамики потребления энергетических ресурсов (по видам) в сопоставимом виде, в том числе по домам, в которых проводился капитальный ремонт; — анализ энергопотерь (наличие повреждений теплоизоляции на магистральных сетях, утечки воды и т.д.); — полнота принимаемых мер и выполнения утвержденных мероприятий по внедрению энерго — и ресурсосберегающих технологий; — порядок отчетности по индикаторам республиканской (муниципальной) программы повышения энергоресур-соэффективности; — организация обучения специалистов, ответственных за вопросы энергопотребления и энергосбережения

3. Оценить уровень качества жилищно-коммунальных услуг — доля жилищного фонда, обеспеченного основными системами инженерного оборудования, в общем объеме жилищного фонда: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления, канализации (%); — обустроенность жилых территорий; — качество питьевой воды;

Цель аудита Вопросы аудита

— доля жилищного фонда, обеспеченного основными системами инженерного оборудования, в общем объеме жилищного фонда: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления, канализации (%); — обустроенность жилых территорий; — качество питьевой воды; — количество жалоб на предоставление жилищно-коммунальных услуг (по видам); — количество аварий на объектах отрасли (по видам); — уровень износа основных фондов, в том числе коммунальной инфраструктуры (%): холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, теплоснабжения, водоот-ведения, газоснабжения, электроснабжения;

4. Определить степень надежности систем внутреннего контроля за использованием государственных средств и исполнением программных мероприятий — объем недоремонта многоквартирных домов; — объем и удельный вес аварийного и ветхого жилищного фонда — нормативные правовые и локальные правовые акты, регламентирующие вопросы организации систем внутреннего контроля; — оценка качества постановки целей, формулирования задач при разработке республиканских целевых программ, государственного заказа на управление, муниципальных целевых программ; — соблюдение порядка отчетности об использовании средств государственной поддержки; — оценка надежности систем мониторинга качества жилищно-коммунальных услуг; — анализ действующей практики предварительного анализа и проверки инвестиционных проектов в сфере ЖКХ; — наличие у главных распорядителей бюджетных средств подразделений внутреннего аудита

5. Определить эффективность деятельности организаций, управляющих жилым фондом — количество и площадь обслуживаемых домов, их этажность, общая площадь территории, на которой расположены обслуживаемые дома; — анализ доходов и расходов управляющих компаний; — обоснованность штатной численности управляющих компаний, текучесть кадров, средняя заработная плата по категориям работников, в том числе руководителей; — проведение управляющими компаниями торгов по выбору подрядчиков, поставщиков, исполнителей; — привлечение к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров организаций-посредников, фирм, не имеющих достаточной материальной и технической базы, в том числе: имеющих признаки «фирм-однодневок», заключение фиктивных договоров; — привлечение к выполнению работ аффилированных организаций; — обоснованность выдачи займов работникам организации;

Цель аудита

Вопросы аудита

- поступление коммунальных платежей в разрезе обслуживаемых домов, расходование средств, собранных с населения, в разрезе домов (по целевым статьям), анализ перекрестного распределения средств;

- обоснованность образования дебиторской задолженности, полнота и своевременность принятия мер по ее снижению, меры, принимаемые по жильца м-должникам, их эффективность, анализ возникающих проблем;

- обоснованность образования кредиторской задолженности, полнота и своевременность принятия мер по ее снижению;

- предоставление займов сторонним организациям;

- анализ обоснованности приобретения основных средств непроизводственного назначения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обоснованность привлекаемых в аренду машин, техники и иного имущества;

- обоснованность оплаты товаров, работ и услуг, в том числе оплата фактически не выполненных работ, либо их двойная оплата, несоответствие объемов, качества использовавшихся материалов и стоимости выполненных работ, указанных в контрактах (договорах), проектной документации, актах приемки выполненных работ;

- анализ объема средств, возвращенных населению управляющей организацией, при непредоставлении или предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества;

- объем и количество штрафов, наложенных контрольными, надзорными и иными органами на управляющие компании, анализ источников средств, за счет которых оплачиваются штрафы;

- обоснованность размера вознаграждения управляющих компаний;

- соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- система контроля за деятельностью организаций, управляющих жилым фондом, анализ проведенных проверок в отношении управляющих компаний (предмет, субъект контроля, периодичность), наличие и эффективность работы ревизионных комиссий управляющих компаний;

- наличие собственного интернет-сайта управляющей компании, актуальность размещаемой информации, ее соответствие требованиям законодательства, прозрачность деятельности управляющих компаний, механизм взаимодействия с населением;

- анализ новаторских, прогрессивных методов ведения деятельности управляющими компаниями (по уборке территорий, работе с должниками, обеспечению качества услуг и т.д.);

Цель аудита Вопросы аудита

— участие управляющих компаний в деятельности саморегулируемых организаций, гильдий, ассоциаций, союзов и т.д.; — анализ используемого управляющими компаниями программного обеспечения для автоматизации своей деятельности; — анализ расходов общедомового назначения; — размещение рекламы на жилых домах (фасадах, крышах), общедомовой территории, полнота поступления платежей за размещение рекламы; — полнота и своевременность поступления платежей от собственников жилых и нежилых помещений при проведении капитального ремонта; — наличие посредников при поставке энергетических ресурсов; — эффективность работы единых расчетных центров; — порядок организации технического надзора за ремонтными работами; — порядок доведения до жителей домов информации о видах работ, выполняемых для них без взимания дополнительной платы, прейскуранте цен на платные услуги; — выяснение основных проблем, с которыми сталкиваются управляющие компании в своей деятельности.

6. Определить эффективность мер прямой государственной поддержки организаций жи-лищно-коммуналь-ного комплекса, соответствие порядка их предоставления и использования установленным требованиям — объемы бюджетного финансирования в разрезе направлений государственной поддержки; — целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; — соблюдение установленного лимита авансирования подрядных организаций; — достижение плановых показателей; — объем и структуры незавершенного строительства; — соблюдение установленного порядка подготовки и исполнения республиканских целевых программ; — соблюдение инвестиционных соглашений, условий со-финансирования

После утверждения программы аудита эффективности приступаем к основному этапу — сбору, проверке и анализу фактических данных на объектах аудита эффективности и получению информации из других источников по запросам, продолжительность которого составляет порядка 45% общего времени проведения аудита эффективности.

Контрольные мероприятия в управляющих компаниях проводились совместно с Прокуратурой Республики Татарстан. Были

направлены запросы и получена информация в соответствии с поставленными вопросами от Министерства экологии и природный ресурсов, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Центра энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан, Центральной аналитической лаборатории по энергосбережению в строительном комплексе, Прокуратуры Республики Татарстан.

Аудит эффективности осуществлялся посредством проверки и анализа организации, результатов и отдельных аспектов использования государственный средств6. Быши проверены и проанализированы практически все аспекты управленческой деятельности уполномоченных органов и организаций. В ходе проведения аудита эффективности осуществлялся также анализ нормативных правовые актов с целью выявления в них коррупциогенных факторов на основе методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Важным источником информации бышо проведение социологических исследований в форме анкетирования населения и руководителей управляющих компаний, собеседования с руководством и специалистами объектов аудита эффективности.

На завершающем этапе на основе полученные доказательств были подготовлены заключение, выводы и рекомендации, оформленные в отчете о результатах аудита эффективности, на подготовку которых быио затрачено порядка 25% общего времени данного контрольного мероприятия. Названия разделов отчета были сформулированы исходя из целей аудита эффективности.

В ходе подготовки результатов аудита проводился тщательный анализ причин выявленные нарушений и недостатков, который позволил обнаружить резервы повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунальной отрасли и органов, ответственных за реализацию государственной политики в этой сфере. По результатам проведенного аудита эффективности Счетной палатой Республики Татарстан подготовлено более 50 рекомендаций, направленные на повышение эффективности использования средств в жилищно-коммунальном комплексе.

6 См.: Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М., 2005. С. 129—130.

Список литературы

Закон Республики Татарстан от 11 декабря 2004 г. № 65-ЗРТ «Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004—2010 гг.».

Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. № 133-3PT «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005—2010 гг.».

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 № 879 «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 г."».

Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20 декабря 2006 г. № 340 «Об организации отчетности по оценке эффективности федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 — 2010 гг.».

Емельянова Е.В. Реформа в сфере управления многоквартирными домами // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 6.

Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М., 2005.

Толстолугов В.А. Проблемы реформирования ЖКХ // Интеграл. 2008. № 1.

Траченко М.Б. Модель социально-ориентированной системы бюджетирования ЖКХ муниципального образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30 URL: http://e-jour-nal.spa.msu.ru/30_2012Trachenko.html

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Шмаков В.И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.