Научная статья на тему 'Контрджихад'

Контрджихад Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимиров Андрей

«24 часа», СПб., 2005 г., № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрджихад»

Андрей Владимиров,

журналист КОНТРДЖИХАД

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, которой недавно исполнилось шесть лет, повышена в звании — теперь это «священная война»: Духовное управление мусульман (ДУМ) Чечни приняло фетву (богословско-правовое заключение), объявляющую джихад терроризму и ваххабизму. По словам муфтия Чечни Султана Мирзоева, у тех, кто борется с этим злом, теперь не будет сомнений в правильности своих действий — они «находятся на пути джихада, на пути Аллаха». При всей своей эпатажности решение чеченского духовенства вполне укладывается в общемировую тенденцию: лидеры мусульманских общин один за другим проклинают чуму XXI века, отметая упреки в том, что, мол, «молчит полумесяц» и не иначе сочувствует бесчинствам бен Ладена. Кажется, вот-вот радикалы будут изолированы. Однако с выводами спешить не стоит, Восток — дело тонкое.

Терроризм предан анафеме практически во всех традиционно исламских странах (исключением был разве что Афганистан при талибах). Но видимых результатов это почему-то не дает: число борцов за «всемирный халифат» не уменьшается. В России, кстати, антитеррористическая фетва тоже не первая, хотя до сих пор до объявления джихада дело не доходило. В 2002 г. Совет муфтиев России распространил в мечетях фетву «О недопустимости оправдания экстремизма и терроризма нормами Корана и Сунны». А в 2004 г., вскоре после басаевского рейда в Ингушетию, в чеченских мечетях была зачитана фетва с «проклятием от Бога» всем, кто отказывается вернуться к мирной жизни, подписанная тогдашним муфтием Чечни Ахмадом Шамаевым, районными имамами и другими духовными лицами. Персонально в ней упомянуты «Масхадов Аслан, Басаев Шамиль и их люди». Мусульманам Чечни было объявлено, что они «не имеют права давать этим лицам ни еды, ни воды, ни соли, ни крова, ни убежища и как врагов чеченского народа должны их немедленно задержать или уничтожить». Эффективность этой меры оценить довольно сложно. С одной стороны, Масхадова можно уже из списка исключить. Только вот, по утверждению ФСБ, источником информации о местонахождении

«президента Ичкерии» двигал не столько страх нарушить религиозное предписание, сколько денежный интерес — за голову Масхадова было обещано (и выплачено) 10 млн. долл. Кроме того, размах террористической деятельности существенно не сократился, а Басаев не только жив, но, как недавно выяснилось с помощью Эй-би-си, вполне телегеничен.

Сам экс-муфтий Шамаев откровенно признавал, что «пока террористы часто выигрывают в идеологической войне». Пожалуй, эти пораженческие настроения и стали в итоге причиной его отставки. Смена власти в чеченском муфтияте была инициирована светским руководством республики, обвинившим Шамаева в недостатке активности на фронте борьбы с радикалами. И результат налицо — новый муфтий, оправдывая оказанное ему высокое доверие, сделал ход конем. Действовать решено по принципу «клин клином»: до этого о «священной войне» говорили, как правило, по ту сторону баррикад, в стане сепаратистов.

«Тех, чьи руки в крови, кто не хочет остановиться, надо уничтожать любыми путями», — объясняет смысл фетвы новый муфтий Чечни. «Ваххабитов надо закопать на три метра в глубину», — вторит ему первый вице-премьер Рамзан Кадыров. В общем, что ждет врагов, понятно. Но, наверное, и сами враги не питали на сей счет никаких иллюзий: à la guerre comme à la guerre. Интереснее, какие последствия будет иметь фетва для остальных правоверных — тех, кто откликнется на призыв муфтията, и тех, кто в силу своей лености, трусости или идейных соображений его проигнорирует. «Фетва не приказ, а ответ ученого-муфтия на вопрос мусульман, - поясняет президент Института религии и политики Александр Игнатенко. — Иными словами, у фетвы нет и не может быть нарушителей». Тем не менее эксперт уверен в благотворном влиянии документа на ситуацию в республике: «Фетва объясняет мусульманам Чечни, что, ведя джихад против терроризма и ваххабизма, они совершают богоугодное деяние и как верующие мусульмане будут удостоены награды в этой и будущей жизни. Думаю, она прибавит решимости и возвысит моральный дух чеченских мусульман».

Однако есть и другие мнения по поводу истоков и смысла «контрджихада». «Сама идея этой охоты на ведьм — преследования ваххабитов — это проявление интеллектуальной и организационной беспомощности мусульманских инстанций в республиках Северного Кавказа, которые пытаются с помощью этой истерии прикрыть уплывающую из рук власть, контроль над населением, — считает

председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Ваххабизмом они называют отказ молодых людей подчиняться традиционным авторитетам, подчиняться клановой коррумпированной бюрократии. Все эти кланы очень любят наклеивать ярлык ваххабизма, потому что этим ярлыком удобно запугивать и шантажировать Кремль, от которого они получают новые ассигнования и новые лицензии на внутреннее беззаконие. Это абсолютно демагогический термин, сродни такому политическому ругательству, как «фашист», которое также часто используется для затыкания глотки оппонентам». Кроме того, по утверждению Джемаля, даже если говорить о классическом ваххабизме, его определение как идеологии терроризма в корне неверно. Ваххабизм — лишь одна из школ в исламе, не более того. Да, некоторые ее представители занимают очень жесткую позицию по отношению к Западу, но ведь приверженцы других школ тоже далеко не все отличаются мирным нравом. По словам Джемаля, «настоящие» чеченские ваххабиты давно находятся в эмиграции. Те же, кто сам называет себя ваххабитом, в том числе представители вооруженных сепаратистов, как правило, всего лишь прикрываются ваххабизмом.

Стоит отметить также, что ваххабизм является одним из доминирующих религиозных направлений на Аравийском полуострове, в числе последователей учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, в частности весь королевский дом Саудитов. То есть с формальной точки зрения муфтият Чечни объявил войну не только местным ваххабитам, но и Саудовской Аравии. Правда, существенных международных осложнений в этой связи вряд ли стоит ожидать. Во-первых, под ваххабизмом в Саудовской Аравии и Чечне, как уже отмечалось, понимают несколько разные вещи (кстати, классические ваххабиты чаще называют себя муваххидами — «единобожниками»). Во-вторых, авторитет ДУМ Чечни и его нового лидера, мягко говоря, не столь велик, чтобы к его заявлениям начали всерьез прислушиваться в исламском мире.

Актуальна эта проблема больше для самой Чечни. В силу своей полной зависимости от светской власти муфтий и районные имамы воспринимаются населением не столько как духовные лидеры, сколько как госчиновники, как республиканское министерство по делам ислама (или министерство пропаганды). За что и страдают: боевиками убиты уже 16 имамов, покушения на свою жизнь пережили и ныне действующий, и бывший муфтии. Показательно уже то, что наделавшая шуму фетва была

оглашена на встрече представителей духовенства и правоохранительных органов Чечни. Так что джихад в Чечне предполагается проводить силами местной милиции.

Достаточно настороженное отношение к последним шагам чеченского муфтията и у предводителей мусульман в других россий-ских регионах. «Недопустимо делать такие громкие заявления в такой ситуации, в которой находится Чеченская Республика, — заявил, к примеру, муфтий Оренбургской области, глава Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев. — Как доказать, что ты не ваххабит? Сельсовет таких справок не дает. Все это напоминает 1937 г., когда объявляли троцкистами тех людей, которые даже не знали, кто такой Троцкий».

Решение чеченских имамов об объявлении джихада «не вписывается в рамки российского правового поля» и «может лишь усугубить крайне сложную ситуацию в республике, привести к эскалации конфликта», считает председатель Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов. Более того, по мнению муфтия, не только в Чечне, но и во всей России нет пользующихся непререкаемым авторитетом исламских богословов, которые обладали бы достаточными знаниями и моральными качествами, «позволяющими выносить фетвы по такому крайне серьезному вопросу, как джихад».

При этом власти республики не намерены останавливаться на достигнутом. В Чечне уже запрещен игорный бизнес на том основании, что он противоречит шариату. Объявлено о планах строительства в Грозном самой большой в России мечети (на 10 тыс. верующих). Это архитектурное воплощение «контртеррористического джихада» будет носить имя Ахмата Кадырова. Причем построить мечеть (а также медресе) власти планируют на государственные средства, что пока не имеет прецедента в отечественной бюджетной практике. Это еще раз подтверждает: в сознании чеченских властей служители культа уже не отделимы и не отличимы от госчиновников и силовиков. Иными словами, в Чечне начался активный и практически бесконтрольный процесс сращивания религии с государством. Прецедент тревожный: каток «государственного джихада» легко запустить, но им очень трудно

управлять и его практически невозможно остановить.

* * *

МОГУТ ЛИ МУСУЛЬМАНЕ ОБЪЯВИТЬ ДЖИХАД ЕДИНОВЕРЦАМ? ОБ ЭТОМ РАССУЖДАЕТ ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО.

Вопрос: Может ли объявление джихада ваххабизму сказаться на наших взаимоотношениях с Саудовской Аравией, где ваххабизм является господствующей идеологией?

Ответ: Да, может. Но совсем необязательно это скажется негативно. Более того, можно предполагать, что такого рода акция позитивно повлияет на отношения с Саудовским королевством. В настоящее время там происходит осторожная деваххабизация, представляющая собой вытеснение из политической, идеологической и медийной сфер наиболее радикальных идей и их носителей - тех, которые и привели к возникновению ячеек «Аль-Каиды» на территории королевства. Дело в том, что ваххабизм оказался эклектическим смешением положений четырех толков ислама с добавлением чисто ваххабитских «заморочек». Одна из них - категория «такфир» -обвинение в неверии тех мусульман, которые думают и делают что-то, что не по душе ваххабитам. И. что очень важно, обязательность вооруженного джихада против таких «неверных». Распространение ваххабизма сопровождалось страшной смутой во всех исламских сообществах - от Филиппин до Косово. Алгоритм был такой: внедряется идеология ваххабизма - начинается братоубийственная война между мусульманами. Чечня - отнюдь не единственный пример. В Алжире, например, идет настоящая религиозная война, унесшая по меньшей мере 100 тыс. жизней.

Саудовская Аравия, вкладывая в прошлом гигантские средства в распространение ваххабизма по миру, приобрела ресурсную базу воздействия на внутреннюю и внешнюю политику ряда государств (включая США и Великобританию), но при этом нажила немало врагов, в том числе в исламском мире. Открыто выразить эту враждебность позволяют себе только экономически независимые режимы. Так, ливийский лидер Муамар Каддафи прямо заявляет, что источником международного терроризма является ваххабизм, употребляя, что важно, именно это арабское название - аль-ваххабийя. Другие государства уже достаточно давно ведут борьбу против ваххабизма, называя его «такфиризм» - по главной категории ваххабитской идеологии

(«такфир»). Дошло до того, что запрет «такфиризма» становится конституционным принципом - он прописан в проекте новой конституции Ирака (ст. 11). Конечно, тут далеко до того, чтобы Саудовская Аравия стала изгоем в исламском мире, но опасность оказаться в одиночестве заставляет саудовский политический класс осуществлять деваххабизацию. В подобной ситуации антиваххабитская фетва чеченского духовенства может расцениваться как поддержка реформистского курса руководства Саудовской Аравии.

Вопрос: Повторит ли ислам путь остальных мировых религий в плане появления четкой иерархии?

Ответ: Единую исламскую структуру в обозримом будущем невозможно будет создать - ни в масштабах мира, ни в каком-то отдаленном регионе, ни даже в одном государстве, например в России. Взять хотя бы фетву о джихаде против терроризма и ваххабизма в Чечне. С ней выразили несогласие сразу два муфтия - один из Поволжья, другой из Оренбургской области. В настоящее время ислам расколот как раз по вопросам, тем или иным образом связанным с отношением к терроризму и экстремизму. И чеченское духовенство своей фетвой показывает, каков есть настоящий ислам.

«24 часа», СПб., 2005 г., № 36.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДАГЕСТАНА А.МАГОМЕДТАГИРОВЫМ

В 2005 г. в Республике Дагестан совершено 28 терактов, более 90 посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибли 42 и ранены 92 работника внутренних дел. Кроме того, в терактах погибли 12 мирных жителей республики, 41 — ранен. Складывается впечатление, что террористы объявили войну дагестанским милиционерам. Почему убивают дагестанских милиционеров, кто это делает, есть ли в дагестанском терроризме религиозная составляющая? На этот и другие вопросы корреспондента «Известий» И.Найденова отвечает министр внутренних дел Дагестана А.Магомедтагиров.

Вопрос: Почему в Дагестане так часто убивают сотрудников правоохранительных органов?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.