Научная статья на тему 'Контрактные отношения на рынке интеллектуальной собственности'

Контрактные отношения на рынке интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / КОНТРАКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTELLECTUAL ACTIVITIES / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONSHIPS / AGREEMENTS / CONTRACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухонова С. М., Селиверстов Юрий Иванович

В данной статье рассматриваются основные моменты теории контрактов в отношении оборота интеллектуальной собственности; факторы, влияющие на контрактные отношения; особенности контрактов оборота результатов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contract relations in the market of intellectual property

This article discusses thehighlights ofthe theory of contractsin respect ofintellectual propertyturnover, factors affecting thecontractual relationship, especially the contractturnoverof intellectual property

Текст научной работы на тему «Контрактные отношения на рынке интеллектуальной собственности»

С.М. БУХОНОВА доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансового менеджмента

Ю.И. СЕЛИВЕРСТОВ кандидат технических наук, профессор кафедры финансового менеджмента Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Контрактные отношения на рынке интеллектуальной собственности1

Контракты (договоры) - это юридическое закрепление экономических трансакций, связанных с распоряжением правами собственности. При заключении контрактов реализуется два принципа: принцип свободы договора и принцип согласования (координации) интересов. Имеется в виду, что участники сделок свободны в волеизъявлении, при заключении договора действуют добровольно и в своем интересе, но чтобы договор был заключен, интересы потенциальных контрагентов должны быть скоординированы и нашли свое выражение в его существенных условиях.

Следует отметить, что данной статье ключевые моменты теории контрактов конкретизируются в отношении договоров, определяющих права и обязанности участников хозяйственного оборота интеллектуальной собственности (ИС).

Существует несколько характеристик современной экономики, которые оказывают влияние на контрактацию:

- рост вклада интеллектуального капитала в создание добавленной стоимости, особенно в высокотехнологичных отраслях;

- необходимость специфических знаний для объективной оценки характеристик товаров и услуг, которые являются предметом купли-продажи;

- увеличение числа доверительных благ, издержки, измерения которых для потребителя слишком высоки, поэтому он может оценить качество блага только спустя время после приобретения в процессе использования;

- значительная доля сектора услуг в ВВП, в том числе информационных и посреднических.

' Селивёрстов Юрий Иванович, e-mail: [email protected]

1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (№2011- ПР-146)

Эти характеристики перечислены в логической взаимосвязи: каждая последующая является следствием предыдущей. Их действие в полной мере распространяется на транзакции, связанные ИС. При обсуждении сделки стороны пытаются предусмотреть все наиболее вероятные состояния будущего и отразить их в условиях контракта. В частности, для получения выгод, обусловленных исключительностью прав собственности на РИД, крайне важно обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в технической документации. Это требует детального отражения в контракте всех процедур сотрудничества. Пристальное внимание должно уделяться процессу передачи документации, условиям и последствиям расторжения контракта, а также отношениям сторон после прекращения действия контракта, проистекающим из договоренностей.

Таким образом, в контрактах, имеющих более или менее длительный срок действия, предусматриваются правила, которыми руководствуются стороны в оговоренных контрактом действиях в будущем, и процедуры урегулирования конфликтов. Это делается, чтобы сократить число возможных последствий заключения контракта, хотя полностью исключить вероятность нежелательного развития событий в будущем невозможно. Понятие неопределенности является ключевым в изучении контрактных взаимодействий. Теоретической абстракцией является совершенный контракт, который описывается следующими характеристиками:

- предполагает полную определенность действий каждой стороны в каждом возможном случае развития событий;

- устанавливает распределение издержек и выгод каждой стороны для каждого возможного случая развития событий;

- учитывает все возможные случаи несоблюдения контракта каждой из сторон и соответствующие каждому случаю штрафные санкции;

- существенные условия контракта сформулированы таким образом, что каждая из сторон заинтересована в их соблюдении.

В реальной жизни характеристики совершенного контракта невыполнимы. Количество случаев развития событий представляет собой бесконечность уже на уровне первого шага в исполнении

л

контракта1. Но не менее существенной, чем неопределенность будущего, причиной несовершенства контрактов является асимметричность распределения информации между контрагентами. Вернее, не сама асимметричность, а проблемы, которые она вызывает: оппортунистическое поведение контрагентов, проявляющееся в формах морального риска и негативного (неблагоприятного) отбора.

Взаимодействия контрагентов объединяются в два этапа: заключение договора (ex ante) и исполнение договора (ex post).

1

См.: Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006, XL, 442 с.

Возможности для оппортунизма на стадии ex ante -негативного отбора -возникают благодаря тому, что:

1) значимые характеристики предмета договора (например, качество товара) или самого агента (например, опыт выполнения специфических работ) неизвестны принципалу;

2) издержки измерения этих характеристик являются неприемлемо высокими для принципала.

Более информированной стороной выступает агент, который использует информационное преимущество для заключения контракта на выгодных для себя условиях. Модель агентских отношений применима к любым формам социально-экономического взаимодействия; агентом выступает продавец по отношению к покупателю, подрядчик по отношению к заказчику, наемный работник по отношению к работодателю, заемщик по отношению к кредитору, топ-менеджер по отношению к акционерам и т.д.

Согласно другой трактовке термина «неблагоприятный отбор», он обозначает не само оппортунистическое поведение стороны, выступающей в роли агента, а последствия такого поведения для рынка и общества, когда товары низкого качества вытесняют с рынка товары высокого качества. Принципал, ожидая, что с ненулевой вероятностью приобретет товар низкого качества, снижает цену спроса. Этой цены недостаточно, чтобы добросовестные агенты получили выигрыш или даже просто покрыли свои издержки, в то время как недобросовестные агенты оказываются с прибылью. Чем выше оцениваемая покупателем вероятность приобретения товара низкого качества, тем ниже цена, которую он готов заплатить и тем меньше добросовестных контрагентов он в действительности встретит на рынке.

Так или иначе, и первая и вторая трактовки неблагоприятного отбора описывают проблему, сопровождающую процесс заключения контракта. На стадии ex ante предотвращение оппортунизма связано с созданием таких условий, которые заставляют агента открыть информацию о существенных для принципала характеристиках предмета договора. К ним относятся сигналы, фильтрация и рационирование. Сигналы - это признаки, которые агент целенаправленно приобретает, осуществляя для этого затраты, и которые для принципала являются косвенным подтверждением наличия у агента значимых характеристик. Например, на рынке труда сигналом для работодателя является обладание дипломом того или иного вуза. Распространенными сигналами на товарных рынках являются добровольная сертификация производства на соответствие международным стандартам, реклама, информирование заказчиков о ранее выполненных успешных проектах, обладание лицензией на занятие соответствующим видом деятельности и т.д.

Фильтрация и рационирование инициируются принципалом. Фильтрация - это действия, имеющие целью вызвать реакцию

потенциального агента и на основе этой реакции оценить, обладает ли агент необходимыми принципалу характеристиками. Рационирование -это предъявление агенту дополнительных требований, не имеющих прямого отношения к контрактным интересам принципала, с целью предотвращения негативного отбора. Как правило, эти требования связаны с раскрытием информации о деятельности агента. Примером рационирования в банковском секторе является требование к потенциальным заемщикам о предоставлении личной информации для оценки кредитоспособности методом кредитного скоринга.

На стадии выполнения договорных обязательств оппортунизм принимает форму морального риска - недобросовестного поведения, которое становится возможным благодаря асимметричности информации в пользу агента о значимых эндогенных переменных, например, о затраченных агентом усилиях или ситуации во внешней среде, от которой эти усилия зависят. Моральный риск становится возможен в результате действия трех причин: противоречия интересов сторон договора; недостаточного мониторинга исполнения обязательств контрагентом; ограниченной ответственности агента за свои действия или решения. Поэтому способы предупреждения оппортунизма связаны с усилением контроля за деятельностью агента и стимулированием его действовать в соответствии с интересами принципала.

Не менее значимым, чем информационная асимметричность, фактором, влияющим на выбор типа трансакции, является уровень специфичности активов, в которые осуществляются инвестиции в целях исполнения контрактных обязательств. Специфичные активы не могут использоваться альтернативным образом без значительного сокращения их производственного потенциала. Они создаются под конкретную, как правило, долгосрочную сделку. Ценность высокоспецифичных (идиосинкратических) активов при альтернативном использовании падает практически до нуля. Таковыми практически всегда являются инвестиции в технологические процессы промышленного производства. Специфичность активов, а вернее возможные потери, которые понесет сторона, вложившая в них деньги, способствует ослаблению ее переговорной силы и делает возможным давление другого участника контракта - оппортунизм в форме вымогательства. Поэтому при больших потенциальных потерях, особенно в условиях недостаточно эффективной работы внешних механизмов принуждения к исполнению обязательств (таких, как судебная система), инвестиции в специфические активы осуществляются не в рамках контрактных отношений, а в рамках отношений собственности, в частности, путем вертикальной интеграции.

Институциональная классификация контрактов, предложенная Я.

о

Макнейлом и описанная О. Уильямсоном , выделяет три вида контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный). Они различаются продолжительностью во времени, повторяемостью взаимодействий контрагентов, полнотой отражения условий контракта и действий в будущем, уровнем специфичности активов, механизмами принуждения к исполнению обязательств.

Классический контракт близок к совершенному контракту. Его отличительные характеристики - дискретность и презентативность сделки. Первое свойство обозначает возможность однозначного определения начала и окончания взаимных обязательств и автономность сделки, т.е. ее независимость от прочей экономической деятельности сторон. Согласно свойству презентативности, контракт полностью описывает все будущие состояния и соответствующее им распределение издержек и выгод участников. На практике это возможно только в том случае, если соответствующий сроку контракта период времени в будущем характеризуется низкой степенью неопределенности. Классический контракт предполагает доминанту формальных договоренностей и является самоподдерживающимся (не требует участия третьей стороны в разрешении конфликта), так как последствия всех возможных конфликтов в ходе исполнения контракта четко определены. Указанными свойствами обладают только одномоментно происходящие сделки, предметом которых являются неспецифичные активы, например, купля-продажа товаров повседневного спроса.

Неоклассическое контрактное право базируется на положении о неполноте любого контракта, т.е. недоступности (непроверяемости) информации о некоторых параметрах контракта для третьей стороны. Имманентность неполноты является следствием неопределенности: при заключении контракта хозяйствующие субъекты не могут в полной мере определить, какие решения и действия станут оптимальными в будущем. В результате существует вероятность возникновения конфликтов, которые стороны не смогут разрешить самостоятельно. В качестве механизма разрешения споров используется третья стороны (арбитражный или третейский суд). Его эффективность зависит от степени доверия ему со стороны контрагентов. Стороны изначально должны прийти к соглашению о том, что решение третьей стороны будет ими исполняться. Если же каждая из сторон будет соглашаться только с решениями, вынесенными в ее пользу, то реализация контрактных отношений будет невозможна. Неоклассические контракты соответствуют разовым трансакциям, связанным со специфичными

2

Новиков Д.А. Механизмы стимулирования в организационных системах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/741/47741/files/file 192.pdf

активами, например, договору об уступке исключительного права на РИД.

Когда контракты носят долговременный характер, то для сторон становится приоритетом не краткосрочное извлечение выгоды, а поддержание партнерства. Отношения взаимозависимости контрагентов обусловлены тем, что производитель (поставщик) осуществляет специфические инвестиции для адаптации предмета сделки особым условиям потребителя, которому любой другой выбор становится невыгоден. Такие контракты называются отношенческими (реляционными). История контрактных отношений, выработанные неформальные правила взаимодействия становятся не менее важными регуляторами поведения сторон, чем формальные юридические нормы. Обращение в суд для разрешения конфликта является исключением, а не правилом, поскольку влечет за собой разрыв долгосрочных отношений. Основные механизмы принуждения к исполнению контракта - это угроза потери партнера, а также угроза потери деловой репутации. Вместе с тем, негласные правила ведения бизнеса, которыми руководствуются стороны отношенческих контрактов, могут быть по-разному интерпретированы, поскольку в явном виде не прописаны.

Бухонова С.М., Селиверстов Ю.И. Контрактные отношения на рынке интеллектуальной собственности. В данной статье рассматриваются основные моменты теории контрактов в отношении оборота интеллектуальной собственности; факторы, влияющие на контрактные отношения; особенности контрактов оборота результатов интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: Договор, контракт, интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности, контрактные отношения.

Byhonova S.M., Seliverstov U.I. The contract relations in the market of intellectual property. This article discusses the highlights of the theory of contracts in respect of intellectual property turnover, factors affecting the contractual relationship, especially the contract turnover of intellectual property.

Key words: agreements, contracts, intellectual property, intellectual activities, contractual relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.