УДК 330:322
Р.А. Коловертнов
аспирант,
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова», r. kolovertnov@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ЛОМОПЕРЕРАБОТКИ
Аннотация. В статье рассмотрены основы неоинституциональной теории и теории трансакционных издержек. Анализируются основные подходы к интерпретации понятия контракт. Дана классификация контрактов и выделены некоторые особенности контрактных отношений ломоперарабатывающих предприятий с контрагентами.
Ключевые слова: трансакционные издержки, контракт, контрактация, неоинституционализм, ломопе-реработка.
R.A. Kolovertnov, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
FEATURES CONTRACTUAL RELATIONS SCRAP RECYCLING MARKET
Abstract. The article covers the basics neoinstitutional theory and the theory of transaction costs. Analyzes the main approaches to the interpretation of the concept of a contract. The classification of contracts and highlights some of the features of the contractual relationship scrap recycling enterprises with contractors.
Keywords: transaction costs, contract, contracting, neoinstitutional theory, recycling scrap.
Взаимодействие любого предприятия, в том числе и функционирующего на рынке ломо-переработки, с другими субъектами малого и крупного бизнеса всегда сопряжено с массой проблем. Анализ этих проблем возможен лишь с учетом основных направлений формирования конкурентной политики фирмы и должен быть построен на серьезной методологической базе: теории трансакционных издержек и рассмотрении основ анализа отношений между предприятиями.
Следует отметить, что теория трансакционных издержек является одним из основополагающих элементов новой институциональной теории. По сути, это исследование многостороннего договора как формы организации [17, 18].
Несколько слов хотелось бы сказать о неоинституционализме. В его основе лежат два тезиса:
1. любой социальный институт значим в изучении поведения субъекта;
2. поведение субъекта прогнозируется при использовании традиционного нструмента-рия экономической теории.
В целом неоинституционализм представляет собой эффективный пример проникновения методов микроэкономического анализа в родственные общественные дисциплины [5]. Объектом критики неоинституционалистов является традиционная неоклассическая теория. Представители неоинституционализма справедливо отмечают, что неоклассицизм существенно отдалился от принципа «методологического индивидуализма».
Главное отличие неоклассической школы от неоинституционализма заключается в том, что первые считают волю государства в решении рыночных проблем определяющей, а последние, наоборот, полагают, что и у властных институтов отсутствует вся полнота информации и теоретический инструментарий для ликвидации трансакционных издержек. Сравнение реальных, но несовершенных институтов с идеальной моделью, характерное для неоклассицизма, институционалист Г. Демсец охарактеризовал как «экономика нирваны» [22].
Неоинституционализм существенно детализирует научную картину мира, внедряя в методологию новый класс ограничений. Данные ограничения определяются институциональной структурой общества и особенностями поведения субъекта, что значительно сужает поле индивидуального выбора. Поведенческие предпосылки характеризуются устойчивыми моделями ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
Первая модель основана на том, что ограниченная информация позволяет субъекту
минимизировать свои усилия и материальные издержки. Вторая модель допускает возможность нарушения контрактов, буквально реализуя право на «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» (в пер. с англ. - звКчМегез^зеекпд-шМ-диИв) [18]. Отмеченные модели позволяют, в частности, объяснить и поведение предприятий металлургии вне зависимости от макроэкономической конъюнктуры.
Неоиституциональная школа уделяет значительное внимание исследованию таких факторов, как трансакционные издержки, права собственности и контрактные агентские отношения.
Теория трансакционных издержек сформулирована на гипотезе затратности любых экономических действий. Это допущение позволяет объяснять, используя данную теорию, эффективность конкретных экономических операций в определённых институциональных рамках. В отличие от неоклассического «идеального рынка» теория трансакционных издержек объясняет взаимодействие фирм и рыночной среды, выбирая виды сотрудничества и формы организации [18].
Контракт - это всегда результат осознанного, свободного и признаваемого выбора индивидов на основе обязательств и доверия в определенных институциональных рамках [13]. В специализированной литературе сущность контракта объясняется целым рядом дефиниций. Представим данные определения в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Контракт как экономическая категория
Определение контракта Определяющий маркер
Контракт - это институционализированный инструмент реализации социально-экономических взаимодействий между людьми по обмену разнообразными благами с целью их развития и совершенствования. Обмен
Контракт - это всегда компромисс между достоверностью обязательств и затратами на их поддержание [10]. Компромисс
Контракт - это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между несколькими экономическими агентами через определение объема этих прав, обязательств и выявление механизма их соблюдения [12]. Правила
Агрегирование понятий «контракт» позволяет выявить три главных элемента в объяснении его природы: обмен, компромисс и правила. Любой контракт возникает, когда субъекты желают произвести обмен. Для этого они идут на компромисс друг с другом и определяют правила обмена.
Рассматривая понятие «контракт», важно отметить, что в настоящее время в экономико-правовых исследованиях различается несколько форм сотрудничества на производстве и в торговле. Это соглашения о кооперации, производство по подряду, контрактный маркетинг и договора контрактации, контракт по менеджменту, лизинг, лицензионное соглашение и франчайзинг.
Первая форма сотрудничества представлена сетевыми ассоциативными формами бизнеса, которые объединяют несколько фирм в пределах единого производственного цикла.
Вторая форма присутствует в случае целевого выполнения заказа малым предприятием для крупной фирмы.
Третья форма возникает в случае необходимости профилирования договоров по реализации продукции в соответствии с конкретными сроками и объемами.
Четвертая форма реализуется крупными фирмами, которые дессеминируют управленческие новации небольшим организациям и участвуют в распределении их прибыли.
Пятая форма - это классические арендные взаимоотношения с выкупом (наиболее эффективные в области приобретения оборудования).
Шестая форма актуальна при приобретении соглашений о предоставлении прав на изобретения, товарные знаки и иные объекты интеллектуальной собственности.
Седьмая форма с управленческой точки зрения представляет собой наиболее совершенный пример совместной жизнедеятельности малых и крупных предприятий, поскольку успешно сочетается с обозначенными выше формами договорных взаимоотношений.
Структура контракта предполагает наличие обязательств с одной стороны и необходимые правомочия у другой.
Контракт с позиции юриспруденции обеспечивает защиту прав собственности в процессе её перемещения от одного субъекта к другому, а с позиции экономической институциональной теории объясняет контракт как частный институт, предусматривающий локализованный механизм поддержки трансакций.
В широком смысле каждый контракт - это, прежде всего, проект действий его субъектов в процессе их будущего обмена конкретными товарами (услугами). Любой контракт формирует жизнедеятельность совокупности субъектов бизнеса, определяет их поведение, содержание и период выполнения взятых на себя сторонами контракта обязательств и в то же время ограничивает права субъектов [6]. Следовательно, в рамках нашего исследования мы характеризуем контракт как единую совокупность правил, которые структурируют в пространственно-временных координатах обмен между несколькими экономическими агентами через выявление обмениваемых прав, конкретных обязательств и формулирования механизма их выполнения и гарантий.
В свою очередь, контрактные отношения представляют собой совокупность существующих на свободном рынке взаимодействий между контрагентами различного уровня в пределах нормативных и социокультурных норм, свойственных нашей стране [12]. Этот факт особенно важен при классификации основных типов контрактов. Правовую специфику обеспечения совместной хозяйственной жизнедеятельности в отечественном законодательстве необходимо учитывать при выборе типа контракта на стадии его проектирования.
Типология контрактов сложилась исторически в процессе реальной экономической деятельности. Каждый из типов контракта специфичен и применяется в определенной сфере. Классификация типов контракта представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Типы контракта
№ п/п Название Сущностные черты Примеры
1. Классический • Безличный характер; • присутствуют четко оговоренные пункты («если,...то»); • интерсубъектен с позиции контрагента; • стремление к стандартизации; • формализация содержания; • двухсторонний характер; • дороговизна разработки; • судебное решение споров. • Поставка партии товара определенного качества в фиксированные сроки. • Подробный договор подряда на строительство сооружения [14].
2. Неоклассический • пролонгированный контракт в условиях неопределенности; • привлечение третейской стороны; • арбитражное решение споров [6]. Договор подряда с возможностью создания дополнительной комиссии [14].
3. Отношенческий (реляционный, обязательственный) • Пролонгированный контракт в условиях непрерывных взаимовыгодных отношений; • договор может быть в устной форме; • решающее значение - личность участников; • неформальное решение споров [6]. • Трудовой контракт. • Договор о совместной деятельности субъектов бизнеса [14].
Как отмечает американский экономист Я. Макнейл, классический тип контрактации формируется исключительно на рыночных механизмах управления договорами. В тоже время неоклассическая контрактация применяется для нестандартных договоров, а к реляционной прибегают в случаях постоянных соглашений [16]. В целом суть уникальности каждого из трех типов контракта заключается в степени его полноты.
Здесь следует учесть методологию ex post и ex ante. Общеизвестно, что макроэкономический анализ ex post (национальное счетоводство) позволяет исследовать итоги экономической деятельности, а также оценивать «узкие места», формировать экономическую политику по их преодолению, осуществлять компаративистский анализ возможностей экономик других государств. В свою очередь макроэкономический анализ ex ante (прогноз процессов и явлений на основе гипотез и теорий) дает возможность выявлять тенденции эволюции процессов в экономике и определять связи между явлениями.
С позиции методологии ex post и ex ante степень полноты контракта маркируется эндогенными переменными определенности ex post обстоятельств. Полная определенность переменных свойственна для классического контракта. В нем рассматривается максимально полный контракт. Он всегда строится на полной определенности и заключает в себе алгоритм ликвидации контрактных споров. Однако в этой концепции не учитываются дополнительные условия, проистекающие из специфики активов и субъектов соглашения [16].
В тоже время контракту неоклассическому и отношенческому комплементарна ex ante неопределенность ex post событий. Согласно неоклассической концепции тотальная спецификация условий контракта недостижима, «поскольку его подготовка происходит в непрезентатив-ном мире неопределенности». В связи с этим контракт оказывается неполный и требуется третья сторона (третейский суд, арбитраж). Практически то же свойственно и отношенческой концепции, за исключением лишь того, что она акцентирует внимание на поддержке неформальных связей, отношениях, репутации и прочих имиджевых аспектах [10].
Развитие договорных отношений связано с двумя закономерностями:
• эффективность соглашений обеспечивается уровнем развития институциональной системы социума,
• развитие контрактов прямо пропорционально от особенностей социокультурного пространства.
Инновационным примером первой закономерности является расширяющаяся практика электронных договорных отношений. Уже сейчас российская власть на законодательном уровне обеспечивает регулирование электронных обменов субъектов большого и малого бизнеса. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Он затронул все сферы закупочной деятельности: и планирование, и организацию закупок, аудит, контроль. Этот закон обеспечивает открытость и прозрачность в сфере закупок, развивает профессионализм заказчиков, стимулирует внедрение инноваций и обеспечивает ответственность. Для эффективного проведения торгов существует официальная интернет-площадка: http://zakupki.gov.ru.
Вторая закономерность возникала в связи с тем, что все установки формируются с учетом социокультурных особенностей и оказывают влияние на становление электронных договорных взаимоотношений. Поэтому значимо уже сейчас на общероссийском и местном уровнях формировать специфические институты новых договорных отношений с развитием просвещения в этой области и учреждением некоммерческих организаций, укрепляющих социальные соглашения бизнеса и государства. Необходимо преодолеть порочную практику предпринимателей, пренебрегающих деловой этикой, обязательствами перед социумом и государством [13].
Ключевым критерием в характеристике договорных отношений является категория «доверие». Она значима в силу того, что власть не гарантирует в условиях рыночной экономики
качество выполнения обязательств. Ограниченные естественными условиями индивидуальные возможности субъектов бизнеса продуцируют ситуацию, которую условно можно назвать «системным дефицитом доверия». Пример такой ситуации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Системный дефицит доверия субъектов контрактов
В условиях свободного рынка отсутствует полноценное доверие бизнеса и власти, бизнеса и потребителей, бизнеса и кредитных организаций. Для обеспечения своевременного исполнения договоров все субъекты контрактакции стремятся включить в цену надбавку за риск неисполнения соглашения.
С точки зрения экономической теории неопределенность контракта и дефицит доверия сокращают возможности экономического планирования для каждого из его участников. Следствием этого является невозможность деятельности большинства контрагентов на перспективных высокотехнологичных рынках. На эти рынки имеют выход лишь крупные структуры с сильной репутацией, имеющие серьезный неофициальный капитал, готовые осуществлять пролонгированное инвестирование и рисковать [21].
Здесь считаем необходимым отметить четыре важных принципа договорных отношений:
• субъекты контрактации стремятся максимизировать полезность;
• природа контрактов проистекает из разделения труда и специализации;
• реализация любого контракта обеспечивается посредством социально-экономических отношений;
• эволюция контрактации базируется на эффективности развития институциональной системы социума.
Институционалист О. Уильямсон в своих работах, посвященных экономической природе организации, выделял три главных института современной экономики: во-первых, это классическая рыночная контрактация; во-вторых, централизованная иерархическая фирма; в-третьих, гибридная форма предприятия (например, совместные предприятия, франчайзинг) [6]. Также О. Уильямсон предложил разделение категорий «внутрифирменная» и «межфирменная» контрактация. Различия между ними представлены в таблице 3.
В целом отмеченные три вида внутрифирменной и межфирменной контрактации применимы и в современных реалиях, но в условиях российских реалий организации ломоперераба-тывающего бизнеса гораздо более эффективным оказывается последний вид.
В то же время необходимо учитывать и теоретико-методологическую специфику в характеристике соглашений субъектов бизнес-сообщества. Данная специфика опирается на выявление целого комплекса маркеров трансакции. Характеристика этого комплекса обусловлена особенностями активов, которые привлекаются для выполнения соглашений, нестабильностью условий, частотой заключения контрактов (разовые, случайные, регулярные), имманентной определенностью объекта трансакции, взаимосвязями с другими сделками.
В свою очередь уникальность активов задается особенностями используемых средств и технологий. Применение технологий широкого свойства универсально и направляет матери-
альные блага в нехарактерные активы. Использование уникальных средств и технологий предполагает вложение материально-финансовых ресурсов в долговременные специфические трансакции. Это эффективно лишь при стабильном спросе на данный вид товаров или услуг. Преждевременное расторжение подобных видов сделок неизбежно ведет к существенным издержкам заинтересованного инвестора.
Таблица 3 - «Внутрифирменная» и «межфирменная» контрактация
№ п/п Вид контрактации Характеристики
1. Внутрифирменная • Крупная компания организует производство, но не обеспечивает выполнение производственных операций. • Промежуточные производственные операции выполняются подрядчиками, которые сами являются работодателями. • Активно применялась на производстве в США на рубеже Х1Х-ХХ вв. Существуют недостатки: инновации экономят трудовые ресурсы вместо оборудования и сырья, практически отсутствует стимулирование к продуктовым новациям.
2. Межфирменная • Имеется стимул к расширению инвестиций в трудовые и производственные ресурсы. • Сложная иерархическая структура управления. • Клиент не обязан знать нюансы всех производственных процессов фирмы.
Заключение любого соглашения предполагает возникновение двусторонней зависимости. Она проявляется в том, что все контрагенты оказываются заинтересованными в обеспечении гарантий контрактации, необходимых для сохранения инвестиций. Структура гарантий представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Гарантии обеспечения устойчивого инвестиционного стимула при заключении контракта [16]
В целом оценка теоретических подходов в характеристике контрактации свидетельствует об актуальности в настоящее время сбалансированной политики государства в сфере проектирования эффективной институциональной системы по организации обменов в рыночной экономике. Это должно способствовать позитивной эволюции современной контрактации.
В специальной литературе уже доказанным является факт прямо пропорциональной зависимости социального климата в государстве и формирования эффективного контракта для обеспечения обмена благами между субъектами социально-экономических отношений. Отечественные макроэкономические реалии свидетельствуют о том, что применение только инструментов свободного рынка для реализации договорных обязательств всегда является источником нестабильности в социуме, поскольку основывается отнюдь не на разумном использовании
национальных богатств [13].
В институциональной теории контрактов предлагается положительное моделирование затрат трансакции, что объясняет специфику равновесных состояний и структуру агентских соглашений, если оказываются нереализованными условия трех основополагающих теорем: Ко-уза, Модильяни-Миллера и первой теоремы благосостояния [1]. Данный подход позволил сформулировать четыре базовые модели: асимметричной информации, информативных сигналов, постконтрактного оппортунизма и неполных контрактов. Рассмотрим подробнее данные модели в таблице 4.
Таблица 4 - Базовые модели трансакционных контрактов
Название модели Критерии поведения модели
Модель асимметричной информации • Другое название: «самоотбора», «неблагоприятного отбора»; • до заключения соглашения агент распоряжается информацией, недоступной принципалу; • информация полностью доступна после заключения договора; • принципалу важно знать весь объем информации до заключения договора, чтобы сформулировать агенту оптимальное соглашение; • вся наблюдаемая информация верифицируема.
Модель информативных сигналов • Информация доступна до заключения сделки; • информация поступает от агента принципалу на возмездной основе; • качество информации обеспечивается её стоимостью и возможностями для приобретения принципалом на этапе проектирования контракта; • равновесие участников контракта нестабильно; • вся наблюдаемая информация верифицируема.
Модель оппортунистического поведения • Другое название: «морального риска», «субъективного риска»; • асимметрии нет при заключении договора, но она возникает в процессе реализации содержания соглашения; • возможен конфликт интересов принципала и агента, в основе которого последний выбирает уровень собственных усилий, снижающий эффективность жизнедеятельности первого; • нередко принципал формулирует договор для создания стимулов для оптимального выполнения контракта агентом; • вся наблюдаемая информация верифицируема.
Модель неполных контрактов • Информация полностью доступна агенту и принципалу, но не учитывается в договоре, поскольку в судебных спорах эти данные оказываются неверефицируемыми; • отсутствует ассиметричная информация; • трудность в стимулировании усилий по выбору эффективного уровня инвестиций; • возможен двухсторонний пересмотр содержания и структуры контракта в равновесной ситуации; предоставляет возможность исследовать инструментарий, влияющий на конечную цель переговорного процесса в рамках выработки контрактного соглашения.
Следует подчеркнуть, что обозначенные в таблице модели соответствуют классификации источников трансакционных издержек, которые сформулировал в своих исследованиях О. Уильямсон. Это - несклонность к риску, ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение [16]. Необходимо отметить, что именно поведение в стиле оппортунизма выступает
камнем преткновения во всех перечисленных выше моделях теории контрактов. По сути, предмет теории контрактов заключается в поиске механизмов противодействия оппортунистическому поведению. Для характеристики неполноты контрактов применяют ограниченную рациональность. Несклонность к риску определяет поведение всех участников соглашения.
Предметом исследования является взаимодействие во внешней среде предприятий металлургии. В ломоперерабатывающей отрасли практически не исследованными являются договора, которые регулируют отношения фирмы с другими малыми и крупными организациями в рамках закупки первичного сырья для переработки и сбыта своей продукции. При этом цены на лом, хотя и зависят от мировых цен на сталь, но единого подхода к формированию цены на лом нет [8]. Также на цену лома влияет курс доллара к рублю, как и многие другие сырьевые товары [7], так как сталь на мировом рынке торгуется за доллары [3, 15].
Проанализируем контракт предприятия с фирмами, реализующими лом металла. Практика показывает, что здесь эффективно применимы классический и релятивистский контракты. Причем первый тип контракта эффективен скорее для работы с малыми фирмами, а второй, наоборот, с крупными предприятиями. Это обусловлено тем, что пролонгированный отношен-ческий контракт формируется и на интерсубъектных интересах большого бизнеса, для которого неформальная составляющая является важным элементом репутации и залогом успешной жизнедеятельности. Применяя отношенческий контракт, фирма с каждым поставщиком сырья стремится добиться максимально эффективного взаимодействия. Это недостижимо в случае с классическим контрактом, поскольку незначительное повышение закупок не приводит росту поставок на предприятия лома, а значительное возрастание, наоборот, приводит к сговору мелких фирм по сбору лома, что неминуемо повышает на него цену.
Мимикрия плеяды мелких фирм под крупного поставщика обычно возникает отнюдь не от близорукости руководства ломоперабатывающего предприятия, а недостаточности информационного поля внешней среды. Этот тезис наиболее полно прослеживается в модели асимметричной информации. Согласно этой модели ломоперабатывающее предприятие в отличие от партнёра-поставщика не обладает всем объемом информации. Так, только поставщик знает, какого качества у него лом, сколько он может предложить тонн этого лома перерабатывающему его предприятию. Лишь после вступления в силу договора предприятие-закупщик лома узнает все нюансы будущих поставок. Поэтому для него жизненно важно оценить возможности поставщика и сформулировать ему оптимальный тип соглашения.
Однако в специальной литературе отмечается, что вариативность в выборе типа контракта, которую может обеспечить в период подготовки соглашения ломоперерабатывающее предприятие для небольших фирм, не способствует росту объемов поступающего сырья. Это совсем не оправдывает издержки на поощрение больших поставок в будущем [16].
Одним из важных аспектов устойчивого развития является стабильность в области контрактных отношений [11]. Пролонгированное сотрудничество с поставщиком, с одной стороны, значительно снижает риски срыва поставок лома, а с другой - заинтересовывает партнеров в увеличении объема поставок сырья и улучшении его качества. Это, безусловно, перспективное направление развития договорных отношений в политике предприятия ломоперерабатывающей отрасли. Практика показывает, что стабильные партнерские отношения взаимовыгодны всем участникам контракта, и более эффективны, чем увеличение материального стимулирования поставщика [19].
Информация в целом крайне необходима предприятию управления запасами сырья и всей его жизнедеятельностью. Важно обеспечить бесперебойное поступление лома металла для исполнения своих обязательств перед будущими потребителями. Большую роль здесь играет информационная осведомленность о динамике рыночных цен на лом металла, прогнозирование его поступлений от партнеров. Это является залогом принятия эффективного управленческого решения для утверждения конечной стоимости в контракте предмета договора.
Список литературы:
1. Бремзен А., Гуриев С. Конспекты лекций по теории контрактов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nes.ru/russian/research/abstracts/2005/GurievBremzen-r.htm. 2005.
2. Быдтаева Э.Е. Проблемы формирования целевой функции госрегулирования экономики // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 7 (35). - С. 24-26.
3. Васильев В.В., Коловертнов Р.А., Файзуллин Р.В. Некоторые особенности функционирования товарных бирж // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 12 (40). - C. 21-24.
4. Иванкова О.Г., Кальницкая А.О. Управленческие решения как инструмент управления организацией // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 11. - С. 89-93.
5. Капелюшников Р.И. Новая институциональная теория [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libertarium.ru.
6. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М., 1990.
7. Колмаков В.В., Полякова А.Г. Российская экономика в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2009. - № 4. -С. 65-68.
8. Коловертнов Р.А., Файзуллин Р.В. Моделирование причинно-следственной связи между ценами на лом черных металлов и ценой на сталь // Математические модели и информационные технологии в организации производства. - 2012. - № 2 (25). - С. 90-96.
9. Леонтьева А.В. Трансакционные издержки хозяйствующих субъектов в российской экономике: понятие и отличительные особенности // Проблемы экономики и менеджмента. -2014. - № 4 (32). - С. 26-29.
10. Новгородцев Д.Я. К экономической теории контрактов / Сайт Краснояр. гос. ун-та [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0114717.pdf. 10.02.2008.
11. Полякова А.Г. Устойчивое развитие в координатах пространственной экономики // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 3. - С. 179-186.
12. Пудриков К.А. Проблематика контрактных отношений в фармацевтических организациях // VIII конгресс «Науки о человеке» молодых ученых и специалистов. - Томск: 2007. -С.234-235.
13. Самойлов В.К. Развитие контрактных отношений в процессе трансформации институциональной системы российской экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mil.ru/files/autoreferatsamoilov.doc. 2007.
14. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Айвазян С.А. [и др.]; под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998.
15. Стрелкова В.И., Файзуллин Р.В. Модель зависимости между курсом доллара к рублю и ценой на нефть // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2014. -№ 3. - С. 41-47.
16. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношен-ческая» контрактация / О.И. Уильямсон. - СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996. - 702 с.
17. Файзуллин Р.В. Управление контрактными отношениями на рынке лома черных металлов: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2010. - 24 с.
18. Файзуллин Р.В. Управление контрактными отношениями на рынке лома черных металлов: дис. .канд. экон. наук / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2010. - 168с.
19. Файзуллин Р.В., Емелина Т.Г. Управление запасами сырья на ломоперерабатываю-щих предприятиях // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. - № 11-2. - С. 75-78.
20. Шацких Е.А. Основные понятия, применяемые в области черной металлургии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 2 (30). - С. 59-61.
21. Явлинский Г.А. Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/Diser/ Yav_dissert/dis_yav026.html. 2010.
22. H. Demsetz. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution // American Economic Review. - 1997. - Vol. 87, № 2. - P. 426-429.