Научная статья на тему 'КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ: ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ: ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / контрабанда / алкогольная продукция / табачные изделия / объект преступления / единое экономическое пространство / foreign trade / smuggling / alcoholic beverages / tobacco products / object of crime / common economic space

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О Н. Зайцева

На сегодняшний день схемы контрабанды представляют колоссальную опасность, эффективность противодействия которой зависит от уголовно-правовых мер. В данной статье представлено исследование видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности и дополнительного объекта преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 200.2 УК РФ. Проведен анализ видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности. Рассмотрено Единое экономическое пространство, состоящее из территорий государств-членов ЕАЭС, а также торгово-экономическая интеграция в рамках Таможенного союза. Незаконный ввоз из стран ЕАЭС. Обозначены проблемы законодательства и правоохранительных мер в сфере контроля за перемещением алкогольной и табачной продукции на государственной границе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О Н. Зайцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMUGGLING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AND (OR) TOBACCO PRODUCTS: CONTROL PROBLEMS FROM THE POINT OF VIEW OF THE OBJECT OF THE CRIME

To date, smuggling schemes pose a colossal danger, the effectiveness of countering which depends on criminal law measures. This article presents a study of a specific object of crimes in the sphere of economic activity and an additional object of crime, responsibility for which is provided for in Article 200.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. The analysis of the specific object of crimes in the sphere of economic activity is carried out. The Single Economic Space consisting of the territories of the EAEU member states, as well as trade and economic integration within the Customs Union are considered. Illegal import from the EAEU countries. The problems of legislation and law enforcement measures in the field of control over the movement of alcohol and tobacco products on the state border of the Russian Federation are outlined.

Текст научной работы на тему «КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ: ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ: ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТА

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

О.Н. Зайцева, магистрант Санкт-Петербургский университет МВД (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-66-70

Аннотация. На сегодняшний день схемы контрабанды представляют колоссальную опасность, эффективность противодействия которой зависит от уголовно-правовых мер. В данной статье представлено исследование видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности и дополнительного объекта преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 200.2 УК РФ. Проведен анализ видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности. Рассмотрено Единое экономическое пространство, состоящее из территорий государств-членов ЕАЭС, а также торгово-экономическая интеграция в рамках Таможенного союза. Незаконный ввоз из стран ЕАЭС. Обозначены проблемы законодательства и правоохранительных мер в сфере контроля за перемещением алкогольной и табачной продукции на государственной границе Российской Федерации.

Ключевые слова: внешняя торговля, контрабанда, алкогольная продукция, табачные изделия, объект преступления, единое экономическое пространство.

Наряду с увеличением объема внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами, наблюдаемым в последние годы, отмечается одновременный рост числа преступных посягательств, зафиксированных в данной сфере. Такая преступная деятельность стала массовым отрицательным явлением, представляющим действительную угрозу важным экономическим интересам страны. Именно поэтому в настоящее время защита внешнеторговой деятельности приобретает особое значение, затрагивая сферу национальной безопасности РФ, ведь действующие на сегодняшний день схемы контрабанды наркотических средств, оружия, культурных ценностей, а также стратегически важных товаров и ресурсов представляют колоссальную опасность, эффективность противодействия которой зависит от уголовно-правовых мер. Состояние данных мер под влиянием социально-экономических изменений постоянно анализируется учеными и представителями правоохранительных органов, которые делают акцент на их развитии и укреплении.

Анализируя статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые опреде-

ляют уголовную ответственность за указанные преступления, мы можем прийти к выводу, что имеет место быть несколько особенностей. Среди которых: высокий уровень общественной опасности, совершение такого рода преступлений чаще всего происходит организованными преступным группами, которые в свою очередь отличаются высокой интеллектуальной подготовкой. Все это в результате приводит к высокому уровню латентности и проблемам, связанным с выявлением таможенных преступлений. Лидирующее место, из числа преступлений, связанных с таможней, занимает контрабанда. Международные договоры и экономические соглашения, порожденные странами, принявших нормативно-правовые акты, регулирующие эту деятельность, и привели к росту преступлений данной направленности.

Уголовный Кодекс Российской Федерации содержит 4 состава преступления, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду. Отличительной особенностью данных видов преступлений является то, что они имеют основной и дополнительный объект, тем самым

посягают на две группы общественных отношений.

Так, преступление, предусмотренное ст. 200.2 УК РФ по своей природе регулирует общественные отношения, которые непосредственно защищают рынок алкогольной продукции и табачных изделий и имеет дополнительный объект - это общественные отношения, которые так или иначе связанны с установленным порядком перемещения через таможенную границу различных товаров.

На мой взгляд, наиболее оптимальное определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности предложено Б.В. Волженкиным, который считал, что таким объектом является «охраняемая государством система общественных отношений, складывающаяся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики», «установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг». По его мнению, преступления в сфере экономической деятельности нарушают интересы государства и иных субъектов экономической деятельности, а также интересы граждан (потребителей), поскольку они соприкасаются с данной деятельностью [1].

Среди специалистов нет единства в вопросе об основном непосредственном объекте контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий как преступления, включенного в главу 22 УК РФ, что объясняется разными подходами к систематизации преступлений в сфере экономической деятельности, их классификации по отдельным видам.

Так, например, Т.Д. Устиновой было высказано мнение, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ, являются общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности [2]. В дальнейшем она определила непосредственный объект такой контрабанды как установленный порядок перемещения через таможенную границу

Таможенного союза алкогольной продукции и табачных изделий [3].

Представляется, что законодатель, формулируя норму ст. 200.2 УК РФ, исходил из иного понимания объекта контрабанды, принимая во внимание наличие единого экономического таможенного пространства ЕврАзЭС и необходимость его охраны путем установления уголовно-правовой ответственности за незаконное перемещение товаров (предметов) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (ныне - таможенную границу ЕАЭС).

Так, Договор о ЕАЭС предусматривает единое экономическое пространство, под которым понимается пространство, состоящее из территорий государств - членов ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики и на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм и существует единая инфраструктура.

При этом реализуется такая форма торгово-экономической интеграции, как Таможенный союз, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

С учетом изложенного дополнительным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 200.2 УК РФ, признаются общественные отношения в сфере внешней торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями стран -членов ЕАЭС с третьими странами (странами, не являющимися членами ЕАЭС),

связанные с установленным порядком перемещения предметов, указанных в ст. 200.2 УК РФ, через таможенную границу ЕАЭС.

Что же тогда следует считать основным непосредственным объектом анализируемого преступления?

Договором о ЕАЭС установлено, что ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ЕАЭС государствами - членами ЕАЭС, на основе предусмотренных Договором о ЕАЭС принципов, в число которых входит такой принцип, как «соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции».

Представляется, что на современном этапе функционирования ЕАЭС и теоретического осмысления влияния появления этой международной организации региональной экономической интеграции на определение охраняемых уголовным законом общественных отношений оптимальным будет признание основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления (контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий) общественных отношений, обеспечивающих соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции при осуществлении субъектами государств-членов ЕАЭС внешнеэкономической деятельности с иными государствами (государствами, которые не являются членами ЕАЭС).

При этом возможен учет специфики объекта посягательства при ввозе и при вывозе. Например, при ввозе акцент может быть сделан на общественные отношения, обеспечивающие стабильность внутреннего рынка ЕАЭС [4].

В то же время, учитывая разницу в подходах к доктринальному определению объекта рассматриваемого преступления и важность его однозначного установления для правильной квалификации, представляется целесообразным получение соответствующих разъяснений на уровне постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Постановление N 12, к сожалению, таких разъяснений не содержит, что может повлечь неопределен-

ность в вопросах квалификации деяния, связанного с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (таможенную границу ЕАЭС) алкогольной продукции и табачных изделий, в части установления объекта преступления, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ.

На сегодняшний день контрабанда алкогольной и табачной продукции является немаловажной проблемой, в РФ и на территорию ЕАЭС ежегодно ввозится большое количество неучтенного алкоголя и табака. Незаконное перемещение данных товаров неблагоприятно сказывается на национальную экономику РФ. Стоит отметить, перемещаемые контрабандой товары скрываются от видов таможенного контроля, а значит, в отношении них не производятся проверки качества и соответствия товаров международным нормам. Немаловажным является и стоимость товарной партии, в примечании УК РФ указано, что крупный размер контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий составляет свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей. Поэтому, таможенные органы всегда определяют стоимость незаконно ввозимых товаров, для выбора ответственности за совершаемое преступление.

К алкогольной продукции относятся следующие виды: спиртные напитки (водка, коньяк); вино (фруктовое, ликерное, игристое); пиво и напитки, изготовленные на его основе.

Но стоит отметить, что этиловый спирт (спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья, а также отходы спиртового производства, винные, виноградные, висковые дистилляты) и спиртосодержащая продукция, содержание этилового спирта более 0,5% готовой продукции), не относятся к предмету контрабанды по ст. 200.2 УК РФ. Алкогольная продукция и табачные изделия признаются контрабандой независимо от их упаковки.

При этом п. 4 Плана мероприятий по реализации стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года [5] предусмотрено включении алкогольной и табачной продукции в пе-

речень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей.

Анализ складывающейся к настоящему моменту ситуации свидетельствует, что основным источником наполнения черного рынка такой продукции на территории РФ являются ее нелегальные поставки из других государств-членов союза. В пример Минфин приводит исследование табачной продукции, где отмечается неуклонный рост доли нелегальных сигарет, поступающих в Россию.

По данным одного из аналитических агентств, доля такой продукции за период с 2016 по 2019 год увеличилась с 1,5 до 15,6%. По иным оценкам, до 12,8%. При этом прирост происходит преимущественно за счет нелегальных поставок из других государств-членов союза, доля которых в 2021 году превысила половину от общего объема нелегальной продукции (от 52 до 64%).

Минфин отмечает, что таможенные органы в своей работе фиксируют факты ввоза табака и алкоголя из ЕАЭС под видом провоза через территорию Российской Федерации в другие страны. Так, за 2021 год из общего количества товаров (табака, табачного сырья, табачных изделий) общим весом более 17 тыс. т за пределы России вывезено только 217 т. В 2020 году из таких поставок на 18,6 тыс. т вывоз подтвержден лишь в отношении 1,9 тыс. т.

Также имеются примеры, когда табачную продукцию продолжают незаконно

ввозить в Россию с территории стран ЕАЭС зачастую в составе транзитных грузов, следующих за пределы РФ, которые не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации. При этом табачная продукция не вывозится за границу, а разгружается на территории России. Сегодня за использование такого незаконного ввоза табачных изделий в РФ из государств-членов союза уголовная ответственность не установлена. Маркировка табачной продукции - эффективное средство для выявления правонарушителей, реализующих описанный механизм незаконного ввоза табачной продукции. Также стоит отметить, что на территории ЕАЭС сегодня действует упрощенная процедура таможенного контроля. Например, не требуется таможенное оформление, груз может проверяться лишь выборочно мобильными бригадами ФТС при его движении по территории страны.

Преступления, связанные с контрабандой, занимают одно из первых мест в системе экономических преступлений по размеру материального ущерба. Исходя из криминологической характеристики, можно говорить о том, что борьба с контрабандой является одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поэтому необходимо совершенствовать систему законодательства и правоохранительных мер в сфере усиления контроля за перемещением алкогольной и табачной продукции именно на государственной границе Российской Федерации путем введения дополнительных санкций за данные преступные деяния.

Библиографический список

1. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. - СПб., 2007. - С. 77.

2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник для бакалавров / Отв. ред. А.И. Рарог. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2017. - С. 426, 432.

3. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для бакалавров. - М., 2018. - С. 220-221.

4. Федоров А.В. Контрабанда одних и тех же предметов, совершенная неоднократно, как единичное преступление и совокупность преступлений // Российский следователь. -2017. - №18. - С. 5-6.

5. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2021 № 2964-р (ред. От 20.04.2022) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года и целевых индикаторов Стратегии».

SMUGGLING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AND (OR) TOBACCO PRODUCTS: CONTROL PROBLEMS FROM THE POINT OF VIEW OF THE OBJECT OF THE

CRIME

O.N. Zaitseva, Graduate Student

St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry (Russia, St. Petersburg)

Abstract. To date, smuggling schemes pose a colossal danger, the effectiveness of countering which depends on criminal law measures. This article presents a study of a specific object of crimes in the sphere of economic activity and an additional object of crime, responsibility for which is provided for in Article 200.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. The analysis of the specific object of crimes in the sphere of economic activity is carried out. The Single Economic Space consisting of the territories of the EAEU member states, as well as trade and economic integration within the Customs Union are considered. Illegal import from the EAEU countries. The problems of legislation and law enforcement measures in the field of control over the movement of alcohol and tobacco products on the state border of the Russian Federation are outlined.

Keywords: foreign trade, smuggling, alcoholic beverages, tobacco products, object of crime, common economic space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.