Научная статья на тему 'Контент-анализ студенческих публикаций в социальных сетях как способ определения направлений повышения удовлетворенности студентов образовательными услугами вуза'

Контент-анализ студенческих публикаций в социальных сетях как способ определения направлений повышения удовлетворенности студентов образовательными услугами вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
934
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПУБЛИКАЦИИ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ / CONTENT ANALYSIS / STUDENTS PUBLICATIONS / SOCIAL NETWORK / EDUCATIONAL SERVICES SATISFACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матасова Ольга Игоревна

В статье представлены подходы к определению понятия "контент-анализ" и видов смысловых единиц, используемых в данном анализе. Теоретические аспекты проведения контент-анализа раскрыты на примере контент-анализа публикаций студентов-первокурсников НФИ КемГУ в социальной сети "Вконтакте". Предложены направления классификации публикаций в социальных сетях. В процессе анализа выявлены наиболее часто встречающиеся темы публикаций, определены ценности современных студентов. Полученные результаты использованы для формулировки предложений повышения уровня удовлетворенности образовательными услугами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content analysis of student publications in social networks as a way of determining directions for increasing students'' satisfaction with the educational services of the university

The article presents the "content analysis" definitions and the semantic units, which used in this analysis. The content analysis theoretical aspects are revealed on the example of first-year students publications in a social network. The classification of the publications in proposed. The analysis identified the common topics of the publications and the values of modern students. The obtained results can be used for the educational quality improvement of the university.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ студенческих публикаций в социальных сетях как способ определения направлений повышения удовлетворенности студентов образовательными услугами вуза»

European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 1. C. 36-48.

10.Yuzvovich L., Knyazeva E., Mokeeva N., Avramenko E., Maramygin M .Impact of financial globalization on banking risks. // American Journal of Applied Sciences. 2016. Т. 13. № 4. C. 391 -399.

11. Биткоин как финансовая пирамида: как закончится майнинговая лихорадка. Режим доступа. - URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ columns/2017/07/31 /727052-bitkoin-piramida

12. Bitcoin Wiki: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://en.bitcoin.it/wiki/ File:Total_bitcoins_over_time_graph.png

13. Blockchain: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://blockchain.info/

14. Economist.The magic of mining//The Economist (Jan 10th 2015). [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.economist.com/ news/business/21638124-minting-digital-currency-has-become-big-ruthlessly-competitive-business-magic

15. Poloniex - Bitcoin/Digital Asset Exchange: [сайт]. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://poloniex.com/

CONTENT ANALYSIS OF STUDENT PUBLICATIONS IN SOCIAL NETWORKS AS A WAY OF DETERMINING DIRECTIONS FOR INCREASING STUDENTS' SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL SERVICES OF THE UNIVERSITY Matasova Olga Igorevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Novokuznetsk institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk

The article presents the "content analysis" definitions and the semantic units, which used in this analysis. The content analysis theoretical aspects are revealed on the example of first-year students publications in a social network. The classification of the publications in proposed. The analysis identified the common topics of the publications and the values of modern students. The obtained results can be used for the educational quality improvement of the university.

Keywords: content analysis; students publications; social network; educational services satisfaction.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ УД К 519.86

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАК РФ 08.00.13 НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ВУЗА

В статье представлены подходы к определению понятия "контент-анализ" и © Матасова О.И., 2017 видов смысловых единиц, используемых в данном анализе. Теоретические аспекты проведения контент-анализа раскрыты на примере контент-анализа публикаций студентов-первокурсников НФИ КемГУ в социальной сети "Вкон-такте". Предложены направления классификации публикаций в социальных сетях. В процессе анализа выявлены наиболее часто встречающиеся темы публикаций, определены ценности современных студентов. Полученные результаты использованы для формулировки предложений повышения уровня удовлетворенности образовательными услугами вуза.

Ключевые слова: контент-анализ; публикации студентов; социальные сети;удовлетворенность образовательными услугами.

Текущая ситуация в сфере получения высшего образования: сокращение бюджетных мест, снижение численности абитуриентов, заставляет вузы уделять больше внимания качеству и удовлетворенности студентов от получения образовательных услуг. Для понимания направлений развития услуг вуза было решено изучить текущие ценности студентов первого курса экономического факультета Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета с помощью контент-анализа публикаций в социальных сетях.

Контент-анализ - это содержательный анализ массивов однородных документов, в частности, публикаций в СМИ, имеющий своим предметом анализ содержания текста и продуктов коммуникативной корреспонденции [7, с. 342]. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный

МАТАСОВА Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента и маркетинга, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк olgushaigings.ru

ш S ъс и ш т

s о

X

о

СО

*

*

220

анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей [5, с. 181-182]. В современной практике применяются различные методы контент-анализа, вызванные в первую очередь различиями в выделяемых смысловых единицах. Например, американские политологи Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич выделяют три основных класса единиц анализа - слова (словосочетания), темы и предметы. А. С. Ахременко также выделяет три основных класса единиц анализа, но называет их несколько иначе: понятия (слова и словосочетания слов), темы и политические ситуации или события [1, с. 428]. Процесс проведения контент-анализ предполагает выделение документов или публикаций СМИ для анализа, определение временных рамок, выделений категорий анализа и определение смысловых единиц [3, с. 112]. Составляется классификатор для систематизации получаемой информации, затем проводится само исследование. Получаемая информация кодируется и заносится в классификатор. На его основе создаются выводы и рекомендации [2, с. 429].

Целью настоящего исследования является содержательный анализ публикаций студентов 1 курса ФГБОУ ВО НФИ КемГУ в социальных сетях для выявления ценностей современной молодежи, как направлений повышения качества образовательных услуг вуза. Период публикаций: январь-май 201 7 г. При отборе страниц для анализа руководствовались следующими критериями: страница должна принадлежать студенту 1 курса ФГБОУ ВО НФИ КемГУ; страница должна быть "активной", содержать не менее 20 публикаций за выбранный период времени. Были найдены 329 страниц студентов. Из них активными оказались 168 страниц. Общее количество опубликованных постов - 4200. Исследование проводилось в период с 15 по 30 мая 2017 г. При изучении были использованы частотная и нечастотная модели контент-анализа. Было решено сортировать публикации по следующим категориям: "образ жизни и увлечения", "бизнес/учеба", "ценности". Контент-анализ проводился в категории "ценности", остальные пуб-

ликации необходимо было отсекать. В соответствии с перечнем ценностей, по Шварцу, решено классифицировать публикуемые посты по следующим направлениям: самостоятельность (посты о желании что-то делать самостоятельно, принятии решении, возможности выбора); гедонизм (публикации об удовольствии владения и потребления вещей/услуг); власть (посты о власти, авторитете, значимости и влиянии); достижения (публикации об успехах, фото наград, дипломов, грамот); традиционность (посты о патриотических праздни- ках, традициях); доброжелательность (посты о доброте, сочувствии, посты о пристрое домашних животных, помощи детям). Отдельно был выделен классификатор "любовь". Сюда относились посты о любви, любовных переживаниях, лирические композиции и видео.

В качестве смысловой единицы была выбрана частота появления ключевого понятия в исследуемых источниках. В ходе проведенного исследования данные заносились в таблицу, представленную ниже (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты контент-анализа публикаций студентов 1 курса ФГБОУ ВО НФИ КемГУ в социальной сети "Вконтакте", январь-май 2017 г.

Категории Характеристика публикаций Кол-во Доля, в %

Самостоятельность посты о желании что-то делать самостоятельно, принятии решении, возможности выбора, советы о принятии решений 23 2

Гедонизм публикации о поглощении вкусной еды, отдыхе, владении дорогими гаджетами 563 45

Достижение публикации об успехах, фото наград, дипломов, грамот, медалей, публикации об успехах в спортивных соревнованиях 158 13

Власть посты о главенствовании, обладании властью, авторитете 90 7

Традиционность и патриотизм публикации о "Бессмертном полке", праздновании Дня Победы, победе российских хоккеистов, достижениях России 113 9

Доброжелательность посты о доброте, сочувствии, посты о пристрое домашних животных, помощи детям 68 5

Любовь посты о любви, любовных переживаниях, лирические композиции и видео, фото, где явно демонстрируются чувства к избраннику 248 20

Итого 1260 100

На основании проведенного контент-анализа публикаций студентов 1 курса ФГБОУ ВО НФИ КемГУ за январь-май 2017 г. можно сделать вывод, что общее количество публикаций составило 4200, количество публикаций тематики "ценности" - 1260, т.е. около 30%. Самое большое количество публикаций относились к гедонизму (563 шт.). Публикации содержали фото или записи об обладании дорогими гад-жетами, отдыхе, потреблении вещей и услуг и получении наслаждении от этого. На втором месте по количеству публикаций тема любви

(248 шт.), меньше всего публикаций на тему самостоятельности (23 шт.). На основании проведенного исследования сформулируем ряд выводов: студенты стремятся к получению удовольствия от окружающей среды, а также нуждаются в признании и восхищении со стороны общественности; для студентов важной является тема любви и любовных переживаний, распространено афиширование собственных чувств в социальных сетях; для студентов важно показать свои успехи и достижения и получить похвалу; стремление студентов к самостоятельности находит слабый отклик в публикациях на страницах социальных сетей.

Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать следующие направления повышения привлекательности образовательных услуг вуза:

- повышение числа проводимых соревнований, мероприятий, в которых студенты могут проявить свои знания и умения и получить признание;

- повышение общего имиджа вуза (или его отдельных специальностей), для того, чтобы статус студента данного учебного заведения являлся престижным;

- внедрение прозрачной системы оценки и дополнительных стимуляторов деятельности студента (статьи об успехах в вузовской газете и на сайте, доски почета, вручение грамот и сертификатов);

- ведение активной политики поощрения значимых достижений студентов. Таким обра-

зом, проведение контент-анализа является полезным и простым методом определения предпочтений современной молодежи, что может оказать неоценимый вклад в стратегическое развитие вузов.

Примечания:

1. Иванов А.С. Применение методики контент-анализа в сообщениях информационных агентств // Вестник Башкирского университета. -2010. - Т. 15. - № 2. - С. 428-434.

2. Лассвелл Г.Д. Применение данных контент-анализа при изучении социальных перемен // Политическая лингвистика. - 2011. - № 3. - С. 258-265.

3. Морозова И.Ю. Социальные представления о страховании (контент-анализ прессы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2014. - № 1 (6-7). - С. 112-134.

4. Носова Д.А., Кукина С.Д. Методология исследования внутренней и внешней среды маркетинговой деятельности предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2015. -№ 8.-С. 111-113. :

5. Стегний А. Артикуляция экологической проблематики: опыт контент-анализа // Личность. Культура. Общество. - 2010. - T. II. - № 1 (2). - С. 181194.

6. Тарасова К.В. Теоретико-методическое обоснование функционирования системы маркетинговой информации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015.

- № 3 (55). - С. 370-379.

7. Luzan V.S. content-analysis of the basic normative légal documents, providing realization of the state cultural policy (fédéral and régional aspects) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 4. - № 3.

- С. 342-362.

О си

-О Q-

LQ <

■=с

LO

си

s

221

INTERNA T/ONAL STANDARDS ON AUDITING AS THE BASIS OF FORMA TION OF QUALITY REQUIREMENTS A UDIT Morunov Vitaly Viktorovich, PhD of Economics, Associate Professor, Kazan National Research Technological University (branch), Buguima

The article discusses the theoretical aspects of the international standards on auditing. The author formulates the key objectives of the application of iSAS, their structure and importance in modern conditions, indicates that in Russia in 2017 applies ISA 220 "quality Control for audit of financial statements". The main elements, which together have an impact on audit quality.

Keywords: international standards on auditing; financial reporting; audit activity; audit quality; Federal rules (standards); professional standards.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА КАК ОСНОВА УДК 65.052 ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КА ЧЕСТВУ АУДИТА ВАКРФ08.00.12

В статье рассматриваются теоретические аспекты международных стандартов © Морунов В.В., 2017 аудита. Автор формулирует ключевые цели применения МСА, их структуру и значение в современных условиях. Указывается на то, что в России с 2017 года применяется МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности". Установлены основные элементы, которые в своей совокупности оказывают влияние на качество аудита.

Ключевые слова: международные стандарты аудита; финансовая отчётность; аудиторская деятельность; качество аудита; федеральные правила (стандарты); профессиональные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.