Научная статья на тему 'Параметры оценки уровня качества образовательных услуг'

Параметры оценки уровня качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES / ВЗВЕШЕННАЯ ОЦЕНКА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ / EDUCATIONAL SERVICES SATISFACTION / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ / BALANCED ASSESSMENT / EVALUATION PARAMETER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матасова Ольга Игоревна

В статье представлены параметры оценки качества образовательных услуг кафедры вуза и преподавателей, приведены описания параметров на основе семантического дифференциала, представлены веса оценок. Показаны результаты проведенного исследования на примере НФИ КемГУ. Полученные результаты использованы для формулировки предложений повышения уровня удовлетворенности образовательными услугами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матасова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment parameters the educational services quality level

The article presents the evaluation parameters of the educational services quality. The parameters are based on the semantic differential. The weight estimates are presented. The results of the conducted research are shown. The obtained results can be used for the educational quality improvement of the university.

Текст научной работы на тему «Параметры оценки уровня качества образовательных услуг»

странного капитала, а также с совокупностью внутренних организационных факторов [2, С.76].

Таблица 3 - Количество клиентов аудиторских организаций по регионам РФ, 2014-2016 гг.

Показатели Россия - всего Москва Санкт-Петербург Другие

регионы

2014 г. 67 857 27 810 5 963 34 084

2015 г. 71 841 27 437 6419 37 985

2016 г. 74 537 27 299 6 586 40 652

Таблица 4 - Распределение клиентов аудиторских организаций по основным сферам хозяйствования, 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г.

- оптовая и розничная торговля 18,6

- производство, передача и 2,9

распределение электроэнергии

-транспорт и связь 4,5

-добыча полезных ископаемых 1,6

-финансовая деятельность 2,1

Перспективными направлениями развития аудита на современном этапе экономического развития являются:

- поддержание, развитие и формирование особого доверия общества в целом к результатам работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) за счет повышения качества аудиторских услуг;

- рост конкурентоспособности аудиторских организаций(индивидуальных аудиторов) при одновременном повышении имиджа аудиторской профессии;

- разработка методических и организационных подходов для единообразного применения международных стандартов к отече-

ственной учетной практике, в том числе при осуществлении внешнего контроля качества работы своих членов, осуществляемого как самими саморегулируемыми организациями, так и регулирующими органами;

- развитие интегрированной системы мониторинга и надзора в сфере аудиторской деятельности, а также разработка обоснованных мер ответственности аудиторов;

- совершенствование инфраструктуры аудиторского рынка.

В ходе развития аудиторской деятельности особое значение в рыночных условиях приобретает вопрос о постоянном по-: вышении уровня профессионализма и компетентности аудиторских кадров.

Примечания:

1. Лосева A.C. Состояние рынка аудиторских услуг и перспективы его развития : сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции "Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы"/ А.С.Лосева, Ю.В. Оборотова, Г.Б. Ширяева. - Пенза : Изд-во Пензенский государственный университет, 2018. - С. 120-123.

2. Гусева A.C. Эффективность функционирования масложирового подкомплекса в условиях развития интеграционных процессов (на материалах Тамбовской области) : дис. ... кандидата экономических наук / Мичуринский государственный аграрный университет. - Мичуринск : Наукоград РФ, 2008.

Доля в общем количестве клиентов, %

2016 г.

18,5

2.7

4,4 1,9

1.8

СО

1-Н

о си

-О X

2

г-

CU

си

К>Г V Ё

329

THE ASSESSMENT PARAMETERS THE EDUCATIONAL SERVICES QUALITY LEVEL

Matasova Olga Igorevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management and Service, Novokuznetsk institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk

The article presents the evaluation parameters of the educational services quality. The parameters are based on the semantic differential. The weight estimates are presented. The results of the conducted research are shown. The obtained results can be used for the educational quality improvement of the university.

Keywords: quality of educational services; balanced assessment; educational services satisfaction; evaluation parameter.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ KA ЧЕСТВА УДК 303.823

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВАК РФ 08.00.05

В статье представлены параметры оценки качества образовательных услуг © Матасова О.И., 2018 кафедры вуза и преподавателей, приведены описания параметров на основе семантического дифференциала, представлены веса оценок. Показаны результаты проведенного исследования на примере НФИ Кем ГУ. Полученные ре-

зультаты использованы для формулировки предложений повышения уровня удовлетворенности образовательными услугами вуза.

Ключевые слова: качество образовательных услуг; взвешенная оценка; удовлетворенность образовательными услугами; параметры оценки.

ш %

о

ш

£ о

Ж

О ^

л

#

* *

ззо

МАТ АСОВ А Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления и сервиса, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк

Текущая демографическая ситуация, снижение потока абитуриентов в вуз и растущая конкуренция в сфере предоставления образовательных услуг приводят к необходимости внедрения клиентоори-ентированного подхода и усиления внимания к удовлетворенности студентов качеством получаемых услуг. Изучение данной удовлетворенности может проходить с помощью личного интервью, фокус-группы, контент-анализа и других методов [3,219; 4,248]. Наиболее объективным представляется анонимное исследование с помощью анкеты. В проводимых ранее исследованиях использовались анкеты с открытыми и закрытыми вопросами, балльная оценка параметров, а также метод взвешенных оценок [1, 31; 2, 38; 5, 124]. Можно сделать вывод, что обычное анкетирование не дает точной оценки по отдельным параметрам, а также не позволяет сравнить уровень качества образовательныхуслуг, предоставляемых различными преподавателями. Балльный метод помогает получить данную оценку в цифровом выражении, но не учитывает значимость отдельных параметров. Метод взвешенных оценок (или балльно-весовой метод), при котором каждый вес, т.е. значимость параметра, оценивается от 0 до 1, а сила его проявления оценивается от 1 до 5 дает наиболее объективную картину. На практике данный метод было решено применить в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета в октябре 2017 г. на кафедре менеджмента и маркетинга. При составлении анкеты для удобства оценки использовался метод семантического дифференциала, при котором каждому параметру присваивались характеристики-антонимы, а также присвоен вес, определенный экспертным путем. Для понимания направлений внедрения изменений было решено изучить мнение студентов о качестве предоставляемых образовательных услуг как в целом по кафедре, так и по отдельным преподавателям. Для оценки уровня образовательныхуслуг в целом по кафедре были выбраны следующие параметры: качество и объем учебного материала; практическая ориентированность материала; уровень самодисциплины преподавателей; уровень качества мероприятий кафедры.

Оценка отдельных преподавателей проводилась по следующим параметрам: качество и объем учебного материала, профессиональные и человеческие качества, умение преподавателя донести материал, авторитет и уважение к преподавателю, уровень требовательности и дисциплины учебного процесса, самодисциплина, практическая ориентированность материала, процесс оценки знаний и внешний вид. В таблице 1 представлена шкала оценки с описанием параметров для определения студентами уровня качества образовательных услуг.

Была применена сплошная выборка и опрошены все студенты кафедры (80 человек). В результате проведенного исследования, выявлено, что средний балл уровня удовлетворенности студентов образовательными услугами кафедры составляет 3,35. Выше всего студенты оценили уровень самодисциплины преподавателей (4 балла), на втором месте - качество и объем учебного материала (3,41), на третьем месте оказалась практическая ориентированность мате-

риала (3,24). Ниже всего студенты оценили уровень проводимых мероприятий (2,76 баллов). Что касается оценки качества преподавания сотрудников, наивысший балл был присвоен

параметру "Профессиональные качества" (4,42), на втором месте - "Человеческие качества (4,33). Ниже всего были оценен параметр "Умение преподнести материал" (4,02 балла).

Таблица 1 - Параметры оценки уровня качества образовательных услуг

Параметр Очень плохо Скорее плохо, чем хорошо Средне Скорее хорошо, чем плохо Очень хорошо Вес

Качество и объем учебного материала (соответствие материала названию дисциплины, достаточность объема) 1 Учебный материал плохого качества, не соответствует названию дисциплины, объем выдаваемого материала очень маленький, требуются большие затраты времени на самоподготовку, чем предусмотрено учебным планом 2 3 4 5 Учебный материал отличного качества, объем достаточный для усвоения дисциплины 0,15

Профессиональные качества (владение материалом, терминами, понимание проблем дисциплины, использование современных технологий: мультимедиа, кейс-методы и т.п.) 1 Слабое владение материалом и терминами, низкая степень понимания проблем изучаемой дисциплины, материал читается только с листа, не используются современные технологии передачи материала 2 3 4 5 Отличное владение материалом и терминами, глубокая степень понимания проблем изучаемой дисциплины, свободное изложение материала, активное применение современных технологий 0,14

Человеческие качества (дружелюбие, вежливость, корректность, готовность оказания помощи студенту, желание идти на контакт) 1 Преподаватель демонстрирует некорректное поведение, проявляет грубость, заносчивость, оскорбляет студента, излишне фамильярен 2 3 4 5 Преподаватель дружелюбен, вежлив, корректен, готов помочь студенту с возникающими научными вопросами. 0,14

Умение преподавателя преподнести материал 1 Преподаватель не может заинтересовать студента, нет желания посещать занятия и участвовать в дискуссиях 2 3 4 5 Преподаватель преподносит материал интересно, студент заинтересован и хочет посещать занятия, и участвовать в обсуждениях на лекциях и семинарах 0,12

Авторитет и уважение к преподавателю 1 Преподаватель не вызывает уважения, не пользуется авторитетом, нет желания видеть его научным руководителем диплома и НИРС 2 3 4 5 Преподаватель обладает сильным авторитетом, вызывает уважение, есть желание видеть его научным руководителем диплома и НИРС 0,10

Уровень требовательности и дисциплины учебного процесса 1 Преподаватель излишне требователен Преподаватель вообще не требователен 2 3 4 5 Оптимальный уровень требовательности 0,07

Уровень самодисциплины преподавателя (опоздание и пропуски занятий, выполнение обещаний, скорость проверки работ) 1 Преподаватель часто пропускает лекции и семинары без объяснения причин или отпускает студентов значительно раньше звонка, не выполняет обещаний, данных студентам, опаздывает, крайне медленно проверяет сданные работы 2 3 4 5 Преподаватель не опаздывает, не пропускает занятий без обеспечения замены или переноса, не отпускает студентов значительно раньше окончания лекции, выполняет данные обещания, быстро (в указанный срок) проверяет работы 0,06

Практическая ориентированность материала (практическая ценность, использование опыта современных компаний, применение кейсов, видео) 1 Материал не имеет практической ценности и не пригодится студенту в жизни, нет реальных примеров из практики современных компаний 2 3 4 5 Материал имеет высокую практическую ценность и может пригодится студенту в жизни, много реальных примеров из практики современных компаний 0,13

Процесс оценки знаний студента и получения автомата (понятность и прозрачность процесса, единые требования ко всем студентам, справедливость) 1 Процесс оценки знаний не понятен, преподаватель предвзято относится к некоторым студентам, принцип расстановки оценок и автоматов несправедлив 2 3 4 5 Процесс оценки знаний понятен и прозрачен, есть четкие правила по получению положительной оценки и автомата, преподаватель одинаково требователен и справедлив ко всем студентам 0,05

Внешний вид преподавателя (соответствие одежды, обуви, прически и макияжа ситуации и статусу) 1 Одежда, обувь и прическа преподавателя не соответствуют ситуации, не подходят его статусу, неопрятны 2 3 4 5 Одежда, обувь и прическа преподавателя полностью соответствуют ситуации, подходят его статусу, опрятны 0,04

Итого 1

На основании полученных сведений был сделан ряд выводов, а именно:

1. Необходимость расширения перечня мероприятий кафедры: олимпиад, деловых игр, экспертных бесед и улучшения качества уже проводимых мероприятий.

2. Целесообразность повышения практической ориентированности материала: внедрение примеров конкретных компаний, кей-

сов, обучающих видео, добавление полевых заданий и исследований.

3. Необходимость повышения качества учебного материала и увеличение объема часов, выделяемых на дисциплины, формирующих основные специальные компетенции студентов.

4. Активное введение в учебный процесс технологий, позволяющих нагляднее представлять учебный материал.

Данные решения были доведены до сведения преподавателей и студентов и приняты к реализации в 2017/-18 учебном году.

Примечания:

1. Голубева O.A., Мереуц К.И., Тхазаплижева А.Н. Оценка качества образовательных услуг путем оценки удовлетворенности потребителей // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и перспективы развития материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 31-33.

2. Елисеева E.H. Метод взвешенных оценок в изучении удовлетворённости потребителей образовательных услуг // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. -2016.-№1.-С. 38-40.

3. Матасова О.И. Контент-анализ студенческих публикаций в социальных сетях как способ опре-

деления направлений повышения удовлетворенности студентов образовательными услугами вуза // Kant. - 2017. - № 4 (25). - С. 219-221.

4. Матасова О.И. Определение ценностей современных студентов путем контент-анализа публикаций в социальных сетях // Приоритетные направления развития образования и науки : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Редкол.: О.Н. Широков. - 2017. - С. 248-251.

5. Мищенко Е.С., Шеленкова И.В. Применение методики оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2010. - № 1 -3. - С. 124-130.

THE ESSENCE AND FEATURES OF DEFINITION OF A NATURAL RENT OF THE RECREATIONAL TERRITORIES Pashentsev Aleksandr Ivanovich, DSc of Economics, Professor Garmider Anna Aleksandrovna, PhD of Economics, Assistant Finogentova Anna Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor

institute of Economy and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Republic Of Crimea

The author's vision of the essence of a concept of a natural rent of the recreational territories, received on the basis of synthesis of concepts, characterizing the points of view of the Russian scientists, is presented. The analysis of the intrinsic characteristic of cost-effective theory of environmental management is carried out. it is proved that the differential rent, providing assessment of effectiveness of using of recreational territories by comparison to the worst territories on qualitative structure, lies at the core of a natural rent of recreational territories.

Keywords: natural rent; recreational territory; definition.

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДЕФИНИЦИИ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Представлено авторское видение сущности понятия природная рента рекреационных территорий на основе синтеза понятий, характеризующих точки зрения российских ученых. Проведен анализ сущностной характеристики затратно-результативной теории природопользования, обосновано, что в основе природной ренты рекреационных территорий лежит дифференциальная рента, предусматривающая оценку результативности их использования путем сопоставления с худшими по качественному составу территориями. Ключевые слова: природная рента; рекреационная территория; дефиниция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.221 ВАК РФ 08.00.05

© ПашенцевАМ, 2018 © Гармидер A.A., 2018 © Финогентова A.B., 2018

Удовлетворение растущих потребностей человека в получении лечебно-оздоровительныхуслугдля восстановления физических сил предусматривает использование природных ресурсов рекреационных территорий, что способствует проявлению особого вида дохода - природной ренты. Предприятия, осуществляющие экономическую деятельность, в полной мере используют природно-ресурсный потенциал данных территорий, получая доход и одновременно, оказывая негативное влияние на качественное состояние компонент окружающей среды. Возникает необходимость воспроизводства природных ресурсов рекреационных территорий за счет использования нового источника дохода, а именно природной ренты. Учитывая, что в России государственное регулирование признает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.