УДК 316.6+159.96
DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-23 8-243
Горбунова Ирина Викторовна
директор
лицей «Дельта», Пермь, Россия 614051, Пермь, ул. Макаренко, 25
аспирант кафедры психологии образования
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург,
Россия
e-mail: [email protected]
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Irina V. Gorbunova
Director
Lyceum Delta, Perm, Russia, 614051, Perm, Makarenko str., 25
Graduate Student of the Department of Psychology of Education
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, Russia e-mail: [email protected]
CONTENT ANALYSIS OF STRUCTURE OF EMOTIONAL
COMPETENCE
Аннотация. Эмоциональная компетентность человека является предметом изучения зарубежных и отечественных психологов, педагогов, социологов и других исследователей. В психологических исследованиях эмоциональную компетентность на уровне индивида рассматривают как характеристику личности, обеспечивающую полноценное владение современной реальностью и дающую возможность выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми нормами и ценностями.
В качестве отличительных признаков многие исследователи выделяют различные компоненты структуры эмоциональной компетентности, что является достоинством многообразия подходов в изучении данной характеристики личности. На основе выделенных различий формулируются определения эмоциональной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей
© Горбунова И.В., 2021
собственных и других людей, не противоречащим нормам, ценностям общества и деятельности человека.
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию эмоциональной компетентности и ее структуры. Контент-анализ позволяет выделить различные структурные характеристики эмоциональной компетентности и позволяет выделить группы сходных или взаимосвязанных характеристик.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, структура, компоненты.
Abstract. Emotional competence of a person is the subject of study of foreign and domestic psychologists, educators, sociologists and other researchers. In psychological research, emotional competence at the level of an individual is considered as a characteristic of a personality that provides full possession of modern reality and gives the opportunity to build their behavior depending on the situation and in accordance with accepted norms and values.
As distinctive features many researchers distinguish various components of the structure of emotional competence which is an advantage of variety of approaches in studying the personality characteristics. On the basis of the identified distinctions determination of emotional competence as the integrative characteristic reflecting ability of a person to enter the effective interpersonal and social relations is formulated, to analyze, estimate risks, to make decisions in an uncertainty situation taking into account interests, the purposes and needs of own and other people, to not contradicting norms, values of society and activity of the person.
The article shows various approaches to the study of emotional competence and its structure. Content analysis allows to mark various structural characteristics of emotional competence and allows to identify groups of similar or interrelated characteristics.
Key words: emotional competence, structure, components.
В настоящее время возрастает внимание к управлению эмоциями человека как средству активизации его потенциала [8]. Эмоции людей могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на деятельность человека, уровень ее продуктивности [2]. Влияние эмоций на успех деятельности человека может проявляться в разных формах. Избыток информации, требующей обработки, создает напряженную обстановку, приводя к закономерным нейрофизиологическим реакциям организма. Механизм такого реагирования описан, например, у Д. Гоулмана, и зачастую включает эмоции страха, тревоги и даже паники, что поставленную задачу или проблему можно не успеть решить вовремя [2]. Вследствие этих эмоциональных реакций мозг человека изменяет импульсы, переключаясь в режим выживания [2]. При этом отключаются такие качества, как гибкость мышления, способность оценивать новое, целостное видение, изобретательность, которыми данный человек обладает и способен демонстрировать в спокойной обстановке. Это определяет необходимость развития у человека соответствующих навыков и умений по управлению эмоциями.
В рамках данной области исследований сегодня говорят об эмоциональной компетенции, эмоциональном интеллекте, и эмоциональном менеджменте. Данные понятия, вошли в психологическую науку, главным образом, благодаря таким зарубежным исследователям, как Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. Макки [3].
Д. Гоулман определяет эмоциональную компетентность как приобретенную способность, в основе которой лежит эмоциональный интеллект, который приводит к достижению выдающихся результатов на работе [2]. По мнению Д. Гоулман, эмоциональная компетентность - это не что иное, как социальная компетентность или навык отношений, т.е. умение налаживать взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон [2]. Эмоциональная компетентность, представляя собой уникальное пересечение разума и чувств, понимается как умственная способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [12].
Клинический психолог R. Bar-On [11] определяет эмоциональную компетентность как набор когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды. Более простое определение эмоционального интеллекта сводится к следующему: это интеллектуальное использование эмоций или ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том, насколько человек знает себя, управляет собой, знает других и управляет своими отношениями с другими [11].
J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso определяют эмоциональную компетентность как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [12]. Эта позиция основывается на следующих принципах: способность распознавать и выражать эмоции - основа для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций [12].
Я. Рейковский [5] считает, что индивидуальные эмоциональные особенности человека предопределяют качество и эффективность базовых познавательных процессов, а следовательно, степень успешности достижений в той или иной сфере деятельности. Руководители с высоким уровнем эмоциональной компетентности оказываются способными к более эффективной деятельности, что выражается в более высокой удовлетворенности своим трудом и меньшей подверженности эмоциональному выгоранию [5].
Отечественные исследователи Е.К. Хакимова и Р.А. Валеева выделяют в структуре эмоциональной компетентности четыре основных компонента: самопонимание, саморегуляцию, самомотивацию и воздействие на других людей [9]. В исследованиях И.М. Юсупова, Г.В. Юсуповой и М.А. Титовой [6, 10] эмоциональная компетентность рассматривается как конструкт,
отражающий эмоциональную зрелость индивида и обобщающий эмоциональные, интеллектуальные и регулятивные составляющие психики, вовлеченные в процесс достижения профессиональных и личностных целей. Его состав включает четыре базовых компонента: саморегуляцию, регуляцию взаимоотношений (социальная регуляция), рефлексию и эмпатию. Социальная регуляция представляет собой психологическую регуляцию деятельности личности и вводится для объяснения способности человека к преднамеренной регуляции различных действий, физиологических и психологических процессов, волевых усилий, эмоциональных проявлений, подчинения психических процессов ходу выполнения интеллектуальной деятельности [6, 7]. В структуре социальной регуляции отдельно можно выделить эмоциональную регуляцию, которая представляет собой механизм адаптации индивида к внешним воздействиям [13, 14].
В качестве характеристики эмоциональной компетентности ряд исследователей выделяют рефлексию, которая представляет размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания, что в психологическом плане выражается в уровне удовлетворенности от деятельности и ее результатов [4]. Эмоциональная рефлексия позволяет в полной мере осуществить такое «соучастие» с объектом во время эмоционального контакта с ним [1].
0.Е. Французова выделяет следующие основные составляющие эмоциональной компетентности: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений [8].
Контент-анализ представленных выше исследований эмоциональной компетентности, позволяет выделить следующие структурные компоненты:
1. Компонент эмоциональной тревожности [2].
2. Компонент контроля эмоций [2].
3. Компонент эмоционального интеллекта [13].
4. Компонент управления эмоциями [13].
5. Компонент когнитивных способностей и навыков [11].
6. Компонент отслеживания чужих эмоций и чувств [12, 13].
7. Компонент умения налаживать отношения [2].
8. Компонент навыков отношений [2].
9. Умение понимать и воспринимать отношения личности [12].
10. Умение направлять свои эмоции [12].
11. Способность понимать, что выражает та или иная эмоция [12].
12. Способность управлять эмоциями [12].
13. Эмоционально-регулятивный компонент [12].
14. Компонент эмоциональной эффективности [5].
15. Компонент саморегуляции [5, 9].
16. Компонент самомотивации [5, 9].
17. Компонент самопонимания [5, 9].
18. Компонент воздействия [5, 9].
19. Компонент эмоциональной зрелости [6, 10].
20. Компонент регуляции [6, 10].
21. Компонент рефлексии [6, 7].
22. Компонент эмпатии [6, 10].
23. Компонент саморегуляции [10].
24. Компонент самоосознания [8].
25. Компонент саморегуляции [8].
26. Компонент самоконтроля [8].
27. Компонент эмпатии [8].
28. Компонент коммуникабельности [8].
Анализ структурных компонентов эмоциональной компетентности позволяет выделить следующие группы сходных или взаимосвязанных характеристик:
I. Эмоционально-поведенческая составляющая [2, 13].
II. Эмоционально-межличностная составляющая [2, 8, 12].
III. Эмоционально-личностная составляющая [6, 8, 10].
IV. Эмоционально-контролирующая составляющая [2, 8].
V. Эмоционально-регулирующая составляющая [5, 9, 12].
VI. Эмоционально-когнитивная составляющая [11, 13].
VII. Эмоционально-рефлексивная составляющая [5, 6, 7, 8, 9, 10, 12].
Контент-анализ структурных компонентов эмоциональной
компетентности позволяет выделить условные группы, характеризующие структуру эмоциональной компетентности: эмоционально-поведенческая составляющая [2, 13], эмоционально-межличностная составляющая [2, 8, 12], эмоционально-личностная составляющая [6, 8, 10], контролирующая составляющая [2, 8], эмоционально-регулирующая составляющая [5, 9, 12], эмоционально-когнитивная составляющая [11, 13], эмоционально-рефлексивная составляющая [5, 6, 7, 8, 9, 10, 12].
Выводы
1. Контент-анализ позволил выделить около тридцати различных компонентов эмоциональной компетентности.
2. Анализ структурных компонентов эмоциональной компетентности позволяет выделить условные группы, характеризующие структуру эмоциональной компетентности: эмоционально-поведенческая составляющая, эмоционально-межличностная составляющая, эмоционально-личностная составляющая, эмоционально-контролирующая составляющая, эмоционально-регулирующая составляющая, эмоционально-когнитивная составляющая, эмоционально-рефлексивная составляющая.
3. Выделение компонентов и условных групп, характеризующих структуру эмоциональной компетентности, позволяет создать психодиагностический опросник для исследования эмоциональной компетентности.
Список литературы
1. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. - 234 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ, 2009. - 480 с.
3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ.
A.Н. Лисициной. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
4. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. - 424 с.
5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / пер. с пол.
B.К. Вилюнаса. - М.: Прогресс, 1979. - 395 с.
6. Титова М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности. - М., 2016. - 241 с.
7. Туренко Е.А. Особенности совладания учителей с профессиональным стрессом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 186-192.
8. Французова О.Е. Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2016. - Т. 15, № 3. - С. 114-117.
9. Хакимова Е.К., Валеева Р.А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 81-88.
10. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 85.
11. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): ra-tionale, description and summary of psychometric properties // Glenn Geher (ed.): Measuring emotional intelligence: common ground and controversy. - 2004. - NY: Nova Science Publishers. - P. 111-142.
12. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of Emotional Intelligence / Handbook of Intelligence, 2000. - Cambridge: University Press, 2000. - P. 396-420.
13. Saarni C. The development of emotional competence. - New York: Guilford Press, 1999. - 212 p.
14. WaIden T.A., Smith M.C. Emotion Regulation // Motivation and Emotion. -1997. - V. 21, No 21. - P. 163-170.