Научная статья на тему 'Коэффициент эмоциональности как условие успешности в бизнесе'

Коэффициент эмоциональности как условие успешности в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
512
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМПАТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УСПЕШНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / EMOTIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL COEFFICIENT / SELF-REGULATION / REFLECTION / EMPATHY / RELATIONSHIP MANAGEMENT / EMOTIONAL MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL CLIMATE / THE SUCCESS OF THE MANAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупова Гузель Валимухметовна

На успешность современного лидера, управленца в большей степени влияет уровень его эмоциональной компетентности, а не академический интеллект. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю усилить влияние на человеческий ресурс, используя свои эмоции и эмоции подчиненных, что в итоге приводит к повышению эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COEFFICIENT AS A CONDITION OF SUCCESS IN BUSINESS

Emotional competence has greater impact on success of a modern leader, a manager than academic intelligence. Developed skills of emotional competence allow manager to strengthen influence on a human resource, using own emotions and emotions of subordinates, what eventually leads to increase of efficiency in their performance.

Текст научной работы на тему «Коэффициент эмоциональности как условие успешности в бизнесе»

ЮА. Цагарелли

СИСТЕМНАЯ АППАРАТУРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICFDH). - Geneva. - WHO. - 2001.

2. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. - Казань.: «Познание» ИЭУП, 2009.- 492 с.

3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. - 176 с.

4. Цагарелли Ю.А. Современная методология системно-психологического изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения. // Современная эколого-антропологическая методология изучения и решения личностных и психосоматических проблем здоровья населения. Казань: Изд-во «Бриг», 2011. - С.165-169.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

6. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» - М., 1995. - 167с.

7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности (учебное пособие). - С-Пб: Композитор, 2008. - 368 с.

8. Сулейманов Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. - Казань: «Познание» ИЭУП, 2010.- 328 с.

9. Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов. Автореф. Дисс ... д. пс.н., М, 2009. - 47 с.

10. Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр» / под ред. Ю.А. Цагарелли, Р.Ф. Сулейманова. - Казань: «Познание» ИЭУП, 2009. - 296 с.

11. Цагарелли Е.Б. Практические аспекты системной психолого-педагогической диагностики надежности в экстремальной ситуации в образовательном процессе военных вузов // Образование и саморазвитие (научный журнал). - Казань: ЦИТ, 2012. - № 6 (34). - С. 172-178.

12. Цагарелли Ю.А. Теория и практика создания аппаратурных диагностико-коррекционных систем для экспериментальной психологии» // Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В. А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - Т. 1. С.321-337.

13. Цагарелли Ю.А. Методика психологического анализа произведений средств массовой информации о судебной власти (пособие для проведения экспертизы). -Казань, Поволжское отделение РАО, 2000. - 28 с.

14. Цагарелли Ю.А. Системная детекция лжи как эффективное средство борьбы с коррупцией // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 111-115.

15. Tsagarelli Yu.A. Systemova psychologicka diagnos-tika//Zbornik. Z 5. Medzinarodneho ymposia konaneho dna. Bratislava: Akademia policajneTO zboru, 2001. Str.59-65.

16. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Теория и практика системной психологической диагностики в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (уч. пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания). - Казань, Мин. соц. защиты РТ, 2003.- 162 с.

17. Сертификаты и заключения на прибор для системной диагностики и коррекции человека «Активациометр». Казань.: МНПО «Акцептор», 2010. -70 с.

SYSTEMIC INSTRUMENTAL PSYCHODIAGNOSTICS AND CORRECTION AS UNIVERSAL

PSYCHOLOGICAL TOOL

© 2014

Yu.A. Tsagarelli, doctor of psychological science, professor of the chair "Psychology Labour and Entrepreneurship"

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: On examples of solution different scientific and practical psychological problems illustrated how to use the theory and practice of systemic instrumental psychological diagnosis and correction as a new universal tool in various branches of scientific and practical psychology. Are described ways of using a systemic-structural, systemic-functional and system-genetic approaches for psychological diagnosis and correction. Showing diagnostic and correction possibilities hardware-software complex "Aktivatsiometr."

Keywords: systemic instrumental psychodiagnostics and correction, a systemic approach, a biopsychosocial approach, structure determinants of aggressive behavior, the structure and adequacy of intellectual activity, hardware-software complex "Aktivatsiometr".

УДК 159.9.072

КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ В БИЗНЕСЕ

© 2014

Г.В. Юсупова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация. На успешность современного лидера, управленца в большей степени влияет уровень его эмоциональной компетентности, а не академический интеллект. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю усилить влияние на человеческий ресурс, используя свои эмоции и эмоции подчиненных, что в итоге приводит к повышению эффективности их деятельности.

Ключевые слова. Эмоциональная компетентность, коэффициент эмоциональности, саморегуляция, рефлексия, эмпатия, управление отношениями, эмоциональный менеджмент, организационный климат, успешность руководителя.

В наши дни человек в организации все чаще рассматривается не просто как «винтик», «должность», работник с определенным набором функций, а как многогранная личность, наделенная не только разумом, но и эмоциями. Управление персоналом - одна из самых эмоционально насыщенных профессий. Современный лидер, если он хочет быть действительно эффективным, должен уметь управлять эмоциями, как своими, так и своих сотрудников.

Каждый успех — это чувство удовлетворения и положительных эмоций. Способность вызвать положи-

тельные эмоции не только у себя, но и у окружающих — типичное свойство эмоционально зрелых людей. И оттого, насколько эффективно используются чувства, эмоции, состояния сотрудников в организации, часто зависит результат их труда и вклад в бизнес-успех организации в целом.

В последние годы в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в эмоционально-социальной области. На уровне допущения и теоретического построения данный вид способностей действительно выглядит чрезвычайно

Г.В. Юсупова

КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ...

эффективным, поскольку такой подход позволяет преодолеть противоречие перевода в практическую сферу деятельности категорий, связанных с IQ, которое выражается в отсутствии видимой взаимосвязи между успешностью решения человеком задач определенного типа и успешностью его карьерного продвижения.

Данное противоречие особенно очевидно в странах с переходной экономикой, когда двоечники, не обладающие комплексом способностей, описываемых в терминах когнитивного интеллекта, оказываются успешными в реализации бизнес-проектов, а отличники, имевшие заслуженные пятерки по всем математическим дисциплинам, влачат жалкое существование и еле-еле сводят концы с концами.

Американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет EQ (Emotional Quotient) - коэффициент эмоциональности. «Именно эмоции в реальной жизни ответственны за принятие решений, даже когда мы убеждены в обратном» - доказывает Д. Гоулман [1]. Опираясь на исследования этого ученого, эксперты пришли к очень важному выводу: только 33% успешности в любой деятельности определяется познавательным интеллектом, а эффективность руководителя и вовсе зависит от IQ только на 15%. Для эффективности управленческой работы именно EQ имеет решающее значение, успех его деятельности на 85% определяется уровнем развития эмоциональной компетентности.

С другой стороны доказано, что когда человек испытывает негативные эмоции, резко падают его интеллектуальные способности, что еще раз подчеркивает важность эмоциональная компетентности и руководителя, и рядовых сотрудников.

Деятельность рукоьоднтеля

Другие ьпаи деятельности

85%

EQ 15%

IQ

66%

EQ 33%

IQ

Рис.1.Соотношение эмоциональных и академических способностей в деятельности руководителя и других видах деятельности.

Это не означает, что у добившихся успеха уровень интеллекта мал - просто среди людей с высоким интеллектом на успешность начинают влиять другие факторы. Управленец достигает результата опосредованно, через управление ресурсами, основным из которых является человеческий ресурс. А развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю усилить влияние на данный ресурс, используя свои эмоции и эмоции подчиненных, что в итоге и приводит к повышению эффективности их деятельности. Совокупность этих навыков и способностей и называют «эмоциональным интеллектом» или «эмоциональной компетентностью».

Мы в своем исследовании предлагаем следующее определение: эмоциональная компетентность - это группа развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих. При этом ее можно соотнести с успехами в профессиональной карьере, а ее критерий в количественном выражении должен иметь прогностическую ценность [21._

Мы выделили два существенных для исследования модели эмоциональной компетентности направления: когнитивное (понимание) и поведенческое (управление). Каждое направление имеет два вектора: внутренний - направленность на себя и внешний - направленность на других. Так когнитивный вектор (понимание) направлен, с одной стороны, на самопонимание, обозначаемое как явление рефлексии, с другой, при направленности на других - на эмоционально-когнитивную децентрацию своего «Я», известную как явление эмпатии. Приспособительные поведенческие реакции (управление) реализуются через саморегуляцию поведения (поведенческий вектор, направленный на себя) и регуляцию отношений с другими (поведенческий вектор, направленный на взаимодействие с окружающими).

Таким образом, конструкт эмоциональной компетентности (рис.2) состоит из четырех базовых компонентов: саморегуляции (СамРег), регуляции взаимоотношений (РегОтн), рефлексии (Реф) и эмпатии (Эмп), которые группируясь образуют четыре функциональных блока: поведенческий (Пов), когнитивный (Когн.), интраперсональный (Персон.) и интерперсональный (Интерперс.).

Поведенческий Когнитивный

блок

блок

персональный блок

Интерперсональный блок

Са_чРег Реф

саморегуляция рефлексия

РегОтн Элп

регуляция эыпатня

взаимоотношении

ft

ft

Рис.2.Функциональные блоки и базовые составляющие эмоциональной компетентности.

Базовые компоненты эмоциональной компетентности:

- Рефлексия, самосознание или понимание себя -

способность различать и интерпретировать собственные чувства, эмоции, настроение, порывы, а также их влияние на других людей

- Саморегуляция, самоконтроль - способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы

- Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций

- Регуляция отношений, социальная умелость -умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.

Для измерения данных способностей нами был разработан тест эмоциональной компетентности и проведено измерение данного феномена в различных профессиональных, возрастных и социальных слоях (приложение) [2]. Особое внимание было уделено анализу полученных данных в группе успешных управленцев, куда вошли директора различных промышленных предприятий, НИИ, государственные служащие республиканского статуса, офицеры ВС РФ, академики и успешные бизнесмены (в возрасте от 29 до 76 лет).

Проведенное исследование выявило:

- наиболее весомыми компонентами в структуре эмоциональной компетентности управленцев являются компонент регуляции отношений (вес 0,72), а так же компонент саморегуляции (вес 0,65);

- в целом, уровень умственных способностей 10

Г.В. Юсупова психолого-педагогическое

КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ... направление

управленцев совершенно независим от обобщенного показателя - индекса эмоциональной компетентности Иэк (г = 0,07).

Сопоставление результатов тестирования с данными профессиональной биографии руководящих кадров показывает, что общее снижение интеллектуального потенциала Ю с возрастом никак не сказывается на служебной успешности и уровне эмоциональной компетентности.

Возможно, сила успешных лидеров заключается не в превосходно развитом академическом интеллекте, а в способности «зажигать» людей - вызывать в них готовность к действию. Такой эффект возникает, когда лидеру удается вызвать резонанс - пробудить лучшие чувства.

Причем эмоционально компетентный руководитель вовсе не обязательно создает вокруг себя атмосферу всеобщей любви и бесконечной радости. С позиций эмоционального менеджмента главный энергетический ресурс для работы в организации - это эмоция интереса. Чтобы реализовать этот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу с учетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса. И тогда компетентный менеджер, прежде чем задать вопрос: «Как добиться от подчиненных большей отдачи?», должен задать себе вопрос: «Как изменить их эмоции в нужном для дела направлении?».

В других современных исследованиях, касающихся связи данного феномена с эффективностью труда, показано, что в целом организационный климат - эмоционально окрашенное отношение людей к работе в компании - способен объяснить 20 - 30 % различий в производительности труда. Если климат в компании определяет коммерческие результаты, то какие факторы тогда ответственны за сам этот климат? Примерно на 50 - 70 % создание климата в организации зависит от действий одного человека - лидера. Более чем кто-либо другой, руководитель создает условия, которые напрямую влияют на способность людей трудиться с полной отдачей [3].

Эмоциональное состояние лидера и его действия реально влияют на психологическое самочувствие подчиненных, а, следовательно, и на качество их работы. Таким образом, вопрос о том, насколько успешно лидеры управляют своими эмоциями и воздействуют на настроение окружающих, становится не частной заботой, а залогом успешности бизнеса.

Помимо этого, концепция эмоциональной компетентности (кстати, одна из немногих, например, в сфере менеджмента) опирается на современные исследования мозга в области нейрофизиологии [1]. Существуют веские причины, почему эмоции настолько сильны. Они крайне важны для выживания, поскольку именно через эмоции мозг предупреждает нас об угрозе в критической ситуации и предлагает план незамедлительного действия: бороться, бежать, замереть. Нейрофизиологические исследования показали, что человек, из-за различных травм потерявший способность испытывать эмоции, перестает быть успешным, поскольку уже не может принимать решения.

С точки зрения эволюции разум - итог действия лимбической системы мозга: он получает от нее приказы в угрожающих и стрессовых ситуациях. Эти эмоции приводятся в действие миндалевидным телом - частью лимбической доли мозга, которая ежесекундно отслеживает, что с нами происходит.

Любая информация из внешнего мира сначала попадает в миндалевидное тело - «эмоциональный мозг» и только потом - в «думающий». Причем миндалевидное тело может счесть внешнее событие требующим немедленного ответа. И, пока неокортекс «думает», миндалевидное тело уже реагирует, возникает эмоция. На логическом уровне человек еще ничего не успел осознать - неокортекс все еще переваривает массив информации. Иногда видимой информации для анализа недостаточно, но миндалевидное тело сигнализирует: нами манипули-78

руют, нам лгут, нам хотят причинить вред, и т.п. Причем на угрозу личности миндалевидное тело реагирует точно с такой же интенсивностью, как и на физическую угрозу нашей жизни.

Важнейшей особенностью лимбической системы является ее открытость при этом состояние открытых систем сильно зависит от внешних источников. Открытость системы ученые характеризуют как «межличностную лимбическую регуляцию», с помощью которой человек передает сигналы, способные изменить уровень гормонов, функции сердечно-сосудистой системы, ритм сна и даже характер иммунной защиты в организме другого человека. Одним словом происходит наложение физиологии одного человека на другого, а раз другие люди могут менять нашу физиологию, значит, они же меняют наши эмоции.

Несмотря на этот эффект открытости, мы его редко замечаем. Но эту подстройку эмоций ученым удалось зафиксировать в лабораторных условиях. С помощью измерения физиологических параметров, таких как частота сердечного ритма во время беседы, было зафиксировано, что организмы собеседников в начале разговора функционируют независимо друг от друга, каждый в своем ритме. К концу обычного 15 минутного разговора их физиологические характеристики сближаются - это «зеркальное отражение» [1].

Во время конфликта эти показатели еще идентичнее: гнев и обида взаимно отражаются и накапливаются. Эмоции беспрепятственно распространяются описанным образом всякий раз, когда люди оказываются близко друг к другу, даже при невербальных контактах. Чем выше сплоченность группы, там выше скорость передачи эмоций.

Исследования мозга подтверждают, работа лидера имеет эмоциональную первооснову и для успеха ему важно уметь управлять отношениями, владеть навыками эмоционального резонирования с окружающими, навыками кризисного управлениями, способностями создавать вокруг себя благоприятную атмосферу и т.д. [4-6]. Когда руководитель строит бизнес на основе не только когнитивной, но и эмоциональной информации, он дает шанс этому бизнесу, и людям в нем расти и развиваться в соответствии со своими желаниями и задуманным результатом. EQ - может стать важнейшим конкурентным преимуществом компании, стратегическим преимуществом, позволяя бизнесу стать территорией креативности, смелости и самобытности, успешности и уникальности.

Таким образом, как показали множество современных исследований, именно коэффициент эмоциональности (EQ) - главное условие успеха, а не Ю, как принято было считать до этого. Интересным фактом является то, что он поддается развитию в процессе обучения. Эффективная программа развития эмоциональной компетентности должна быть длительной (по мнению Д. Гоулмана - не менее шести месяцев), обязательно включать обширную практику и коучинг [3]. Главное - четко обозначить цель и понять, чего бы вы хотели добиться с ее помощью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки ; пер. с англ. А. Лисицыной; науч. ред. В. Ионов .— 4-е изд. — М. : Альпина Паблишерз, 2010 .— 301с.

2. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Тест эмоциональной компетентности / Научно-практический журнал «Человеческий фактор: Социальный психолог» (Ярославль - Москва). №1 (17), 2009. С. 141-148.

3. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность // Пер. с англ. - М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. - 112 с. (Серия «Коучинг из первых рук»)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.В. Юсупова

КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ...

4. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.

5. Шерайзина Р.М., Донина И.А. Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 309-312.

6. Коваль Н.Н. Повышение уровня аналитической деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 29-32.

Приложение Опросник эмоциональной компетентности (Юсупов И.М., Юсупова Г.В.)

Инструкция: Опросник поможет Вам узнать потенциал своей привлекательности для людей. Предлагаем ответить на 36 утверждений, которые касаются разных жизненных ситуаций. Из пяти возможных ответов выберите только один, который соответствует наиболее типичному для Вас поведению.

Опросник:

1. Я легко завожу знакомства.

2. Мне нравится проводить время с друзьями.

3. Если друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь

перевести разговор на другую тему.

4. Я не обращаю внимания на плохое настроение окружающих.

5. Обсуждать негативные эмоции вредно.

6. Я открыто выражаю свою симпатию другому человеку.

7. Я говорю то, о чем потом приходится жалеть.

8. Если кто-то грубит мне, я вступаю с ним в конфликт.

9. Когда в диалоге страсти накаляются, я предпочитаю взять тайм-аут.

10. Меня долго угнетают мои прошлые ошибки.

11. Я не могу успокоиться, пока не получу желаемое.

12. Если я ставлю цель, я достигаю её.

13. Когда у меня плохое настроение, я могу найти причины этого.

14. Когда я расстроен, могу найти способ успокоиться.

15. Мне нравится наблюдать за поведением и выражением лиц окружающих меня людей.

16. Я знаю, кто кого любит, ненавидит, не терпит и т.д. в кругу хорошо знакомых мне людей.

17. Я размышляю о причинах успехов и неудач других людей.

18. Когда я слышу о чьих-либо проблемах, у меня в голове возникает множество вариантов их решений.

19. Я могу понять причины поступков окружающих меня людей.

20. Я делаю то, что от меня ожидают окружающие, даже если не согласен с ними.

21. Люди, бурно выражающие свои эмоции по любому поводу, вызывают у меня чувство неловкости.

22. Лучше оставаться сдержанным и нейтральным, пока не узнаешь человека как следует.

23. Я стараюсь заниматься тем, в чем чувствую себя сильным, умелым и компетентным.

24. Я уверен в своих способностях.

25. Я мог бы стать лучше, но я нравлюсь себе таким, каков я есть.

26. Если я не выигрываю в конкурсе, я буду искать другие варианты для победы.

27. Я бываю удовлетворен объемом выполненной работы.

28. Я выполняю работу качественно даже без контроля со стороны.

29. Если работа не спорится, я делаю перерыв, а затем продолжаю.

30. Я чувствую дискомфорт, когда приходится отходить от привычного стиля жизни и работы.

31. Чтобы начать дело, меня нужно подтолкнуть.

32. Я откладываю выполнение неприятного мне дела.

33. Люди необоснованно озлоблены.

34. Я настораживаюсь, когда мне оказывают непрошенную услугу.

35. Я чувствую себя неловко, когда не могу выразить свои чувства окружающим.

36. Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза наворачиваются слезы.

EMOTIONAL COEFFICIENT AS A CONDITION OF SUCCESS IN BUSINESS

© 2014

G.V. Yusupova, Ph.D., assistant professor of "General Psychology"

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Emotional competence has greater impact on success of a modern leader, a manager than academic intelligence. Developed skills of emotional competence allow manager to strengthen influence on a human resource, using own emotions and emotions of subordinates, what eventually leads to increase of efficiency in their performance.

Keywords: Emotional competence, emotional coefficient, self-regulation, reflection, empathy, relationship management, emotional management, organizational climate, the success of the manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.