УДК 159.923
УСПЕХ В КАРЬЕРЕ: ИНТЕЛЛЕКТ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?
© 2014
И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология» Г.В. Юсупова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая психология»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Эмоциональная компетентность (ЭК) - это совокупность развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих. Конструкт эмоциональной компетентности состоит из четырех базовых компонентов - саморегуляции, регуляции взаимоотношений, рефлексии и эмпатии, которые группируясь, образуют четыре функциональных блока - поведенческий, когнитивный, интраперсональный и интерперсональный.
Ключевые слова: тест; эмоциональная компетентность; валидность.
Постановка проблемы в общем виде. Прогноз профессиональной успешности личности по результатам диагностики интеллекта в устоявшемся понимании не всегда оправдывается. Это подтолкнуло ученых к поиску эквивалента IQ. Ведущие психологи своего времени высказали свои, содержательно близкие критические взгляды относительно IQ.
Анализ выдвинутых концепций. Ранее других концепции социального интеллекта выдвинули: Thomdike E., 1920 [1]; Wechsler D., 1958 [2]; Guilford J., 1967 [3]; O'Sullivan M. et al., 1965, 1976 [4]. Позднее Стернберг Р., 1985, 2002 [5] высказал концепцию практического интеллекта и предложил теорию «успеха». В этот же период Gardner H., 1983 [6] ввел категории внутриличност-ного и межличностного интеллектов. Самое позднее течение в исследовании проблемы - концепция эмоционального интеллекта, обоснованная Гоулменом Д,, 1995 [7]; Mayer J. & Salovey P., 1993 [8]; Caruso D., 1997 [9].
Д.Гоулмен выдвинул гипотезу, согласно которой около 80% успеха, не диагностируемого тестами IQ, обусловлены эмоциональным интеллектом. Е.В.Либина, 1995 [10] называет это явление эмоциональной компетентностью, рассматривая её как способность личности координировать эмоции с целевым поведением. Д.Равен, 2002 [11] отмечает, что она включает в себя не только интеллект, но и поведенческие акты. Из анализа следует: психосоциальное образование, именуемое социальным интеллектом, не существует.
Правомерно вести речь об исследовательском конструкте, по которому можно судить о возможном профессиональном успехе в коммуникативной деятельности. Обозначим его как эмоциональную компетентность, которая интегрирует эмоции, интеллект и волю; её развитие предопределяет успешную адаптацию субъекта к социальному окружению и жизненным ситуациям. Следуя высказанной нами концепции, эмоциональную компетентность можно соотнести с успехами в профессиональной карьере, а её численный критерий должен иметь прогностическую ценность.
Цель исследования: обосновать конструкт эмоциональной компетентности (ЭК) и создать тест для её экспресс-диагностики.
Мы выделяем существенные для исследования ЭК вектора: когнитивный (понимание) и поведенческий (управление). Каждый из них может иметь как интернальную, так и экстернальную направленность. Когнитивный вектор направлен, с одной стороны, на самопонимание, обозначаемое как рефлексия; при направленности на других - на эмоционально-когнитивную де-центрацию своего «Я», известное как эмпатия.
Приспособительные поведенческие реакции проявляются в саморегуляции поведения (интернальность) и регуляцию взаимоотношений (экстернальность).
Таким образом, в составе эмоциональной компетентности выделяются четыре базовых компонента с их функциями (рис.1):
- саморегуляция (Сам Рег) - контроль импульсов и управление эмоциями;
- регуляция взаимоотношений (РегОтн) - социальные навыки;
- рефлексия (Реф) - рациональное осмысление эмоций и собственных мотивов;
- эмпатия (Эмп) - эмоционально-когнитивная де-центрация личности.
Поведен ческий блок t Интраперсональный СамРег блок => саморегуляция Когнит ивный блок и Реф рефлексия
Интер-
персональный => РегОтн Эмп
блок регуляция эмпатия
в заимо отношений
и 1
Рисунок 1. Функциональные блоки и базовые компоненты эмоциональной компетентности.
Попарная комбинация этих компонентов образует шесть функциональных блоков ЭК, четыре последних из них в инструментальном значении выступают функциональным механизмом успешной адаптации человека в социуме:
- эмоционально-регулирующий блок: СамРег + Эмп;
- блок самоотражения в межличностном воздействии: РегОтн + Реф;
- поведенческий блок: СамРег + РегОтн;
- когнитивный блок (понимание): Реф + Эмп;
- интраперсональный блок: СамРег + Реф;
- интерперсональный блок: РегОтн + Эмп.
Перечисленные составляющие легли в основу конструирования опросника для измерения ЭК. При создании теста мы стремились добиться большей компактности теста, максимального удобства в пользовании, сохранив при этом дифференцированную оценку по всем показателям ЭК.
Для идентификации теста заявленному конструкту и определения уровней развития ЭК нами было проведено измерение индекса Иэк - в различных социальных слоях, профессиональных и возрастных группах. Общий объем валидизированной выборки составил 250 человек:
-«эталонная» группа успешных руководителей (директора промышленных предприятий, государственные служащие республиканского статуса, офицеры ВС РФ, академики и успешные бизнесмены; возраст 29 - 76 лет)
- 43 чел.;
- группа специалистов, повышающих квалификацию
- 40 чел.,
- студенты технического университета - 47 чел.
- курсанты военного университета - 60 чел.;
- воспитанники суворовского военного училища - 60 чел.;
Испытания охватили лиц обоего пола и различного возраста от 14 до 76 лет. Для сопоставления с Иэк парал-
лельно измерялся ^ испытуемых по методике Равена. По результатам исследований генеральной выборки были вычислены пятиуровневая оценочная (по методу сигмальных отклонений) и десятибалльная шкалы (табл.1). Сконструированный тест был проверен по психометрическим показателям.
Таблица 1 - Оценочные шкалы для определения уровня ЭК и его блоков.
Количественные показатели Обобщенный Переводе Уровни
результатов по блокам ЭК показатель 10-балльную развития
поведен. когнит. интра-персон. интерперсон. Из?, шкалу качеств
101-120 55-60 76-90 79-90 151-180 10 высокий
96-100 52-54 72-75 75-78 145-150 9 высокий
92-95 49-51 69-71 71-74 139-144 8 выше
87-91 4648 65-68 67-70 133-138 7 среднего
82-86 4345 61-64 64-66 126-132 б
77-81 41-12 57-60 60-63 120-125 5 средний
72-76 3840 53-56 56-59 113-119 4 ниже
67-71 35-37 49-52 52-55 106-112 3 среднего
62-66 32-34 4548 48-51 100-105 2
24-61 12-31 1844 1847 36-99 1 низкии
Дискриминативная валидность опросника обеспечивалась уже самой процедурой конструирования теста и заложенными в нем определяющими базовыми компонентами. Кроме того, мы применили измерение общих когнитивных способностей по тесту Равена и вычислили IQ тестируемых.
В целом в генеральной совокупности не обнаружено значимых корреляций между измерениями IQ и Иэк (r = 0,13, p < 0,05, нет связи). Общий коэффициент соответствия теста Равена тесту ЭК также незначим (itemtotal corr. = 0,08, р < 0,05), что свидетельствует о том, что сконструированный тест является самостоятельным измерительным инструментом. Каждый компонент и функциональный блок ЭК действительно дифференцированно измеряет определенную сторону ЭК.
Поскольку полученные параметры достоверности попадают в диапазон надежности традиционных тестов, мы рассмотрели их как значимые для внутренней согласованности нашего исследовательского инструментария.
Проведенный в изучаемом конструкте корреляционный анализ выявил следующую картину (рис.2):
Рисунок 2. Корреляционные связи между исследуемыми параметрами эмоциональной компетентности в генеральной совокупности.
Анализ паттерна корреляций и веса факторных загрузок компонентов ЭК в «эталонной» группе выявил:
- наиболее весомыми компонентами в структуре ЭК управленцев являются РегОтн (его вес составил 0,72), а также СамРег (вес 0,65);
в целом, уровень умственных способностей ^ совершенно независим от обобщенного показателя Иэк (г = 0,07);
- сопоставление результатов тестирования с профессиональной биографией показывает, что общее возрастное снижение ^ никак не влияет на карьерный рост и
уровень ЭК.
Выводы. На основе проведенного экспериментального исследования можно заключить:
1. Сконструированный тест представляет собой валидный и надежный инструмент, дифференцированно диагностирующий базовые составляющие и функциональные блоки эмоциональной компетентности.
2. Эмоциональная компетентность - интегральный конструкт, позволяющий прогнозировать успешность личности в профессионально-социальном взаимодействии. Характеризующий его обобщенный показатель Иэк является чувствительным диагностическим критерием, обладающим прогностическими возможностями.
3. Обнаружены два свойства эмоциональной компетентности, присущие ему как интегральному образованию, которым не обладают в отдельности его составляющие:
свойство устойчивого возрастного роста в ходе социализации личности;
свойство прогнозировать успешность служебной карьеры личности в коммуникативной и социально-управленческой видах деятельности (только при гармоничном развитии всех базовых составляющих конструкта ЭК).
4. Эмоциональная компетентность и интеллект развиваются по самостоятельным линиям: показатель эмоциональной компетентности Иэк имеет тенденцию к росту, в то время как показатель IQ с возрастом спонтанно снижается. В пубертатный и юношеский возрастные периоды при активном взаимодействии личности с социальным окружением эмоциональная компетентность имеет тенденцию к росту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Thomdike, E. L. Intelligence and its use. // Harper's Magazine, 1920. № 140. Р. 227- 235.
2. Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence. (4th Ed.). Baltimore: Williams & Wilkins, 1958. 365 р.
3. Guilford, J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrew - Hill, 1967. 212 р.
4. O'Sullivan, M., Guilford, J.P., & deMille, R. The measurement of social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory. // University of Southern California, 1965. № 34 Р. 33-57.
5. Стернберг Р.Д. Интеллект, приносящий успех. [Пер. с англ.] Мн.: ООО «Попурри», 2000. 368 с.
6. Gardner, H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic, 1983. 490 р.
7. Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Пер. с англ.] М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
8. Mayer, J. D. & Salovey, P. The intelligence of emotional intelligence. // Intelligence, 1993. № 17. Р. 433- 442.
9. Caruso, D. R. & Mayer, J. D. A quick scale of empathy. - Unpublished manuscript, 1997. 178 р.
10. Либина Е.В. Чтобы не осталась женщина одинокой. Психология совладания с жизненными кризисами и сложными ситуациями. / Под общ. ред. А.В.Либина. М.: Селена, 1995. 215 с.
11. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. [Пер. с англ.] /Под общ. ред. В.И.Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. 400 с.
CAREER SUCCESS: INTELLECT OR EMOTIONAL COMPETENCE?
© 2014
I.M. Yusupov, doctor of psychological sciences, professor, professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» G.V.Yusupova, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor
of the chair «General psychology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan
Annotation: Emotional competence (EC) is a group of developing abilities for self-regulation of interpersonal relations by understanding your own emotions and the emotions of others. Construct emotional competence consists of four basic components - self-regulation, regulation of the relationship, reflection and empathy that grouping form four functional blocks - behavioral, cognitive, intrapersonality and interpersonality.
Keywords: test; emotional competence; validity.
УДК 130.2
МНОГООБРАЗНЫЕ ОБЛИКИ ИГРЫ: ПОПЫТКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
© 2014
Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается игра как многообразный феномен, проходящий через всю историю культуры и проникающий в жизнь человека. Однако при попытке разобраться в сущности игры возникают определенные трудности.
Ключевые слова: игра, не-игра, метафора, антиномии, труднопостижимое понятие, игровое состояние.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современным социокультурным пространством управляет игра, бытие которой многогранно. Активизируются зрелищно-игровые формы (спорт, шоу). СМИ, играя, манипулируют сознанием. Люди становятся марионетками в различных играх (политических, военных, коммерческих). В языке царит игровая терминология: «давайте проиграем ситуацию», «роли распределены неправильно». Компьютерные игры стали прообразом литературных текстов: например, пелевинский герой путешествует по игровому виртуальному миру; роман «Игра в классики» Х. Кортасара читается в произвольной последовательности, которую выбирает читатель. Здесь феномен игры выступает как момент художественной деятельности и развертывания текста. В этом плане само искусство выступает как игра и специфическая мастерская игровых структур человеческой деятельности, где обнаруживает себя драматизация, включающая в себя диалогичность, противоборство сторон. Значение слова «игра» бесконечно разнообразно: «играют солнечные блики», «Фортуна играет человеком», «играют цены на рынке», «актеры играют на сцене», «играет ребенок». Часто игра выступает в роли метафоры, рождая иллюзию действительного и творческий намек на существующую реальность. Игровое начало выступает в качестве состояния сознания, типа поведения и творческого принципа. Можно согласиться с героем оперы П.И. Чайковского, воскликнувшим: «Что наша жизнь? - Игра».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Игру исследуют различные гуманитарные науки (антропология, философия, культурология, социология, политология, эстетика, психология и педагогика и др.). Но до сих пор ни одна из них не создала единой, универсальной концепции игры. В каждой науке рассматриваются отдельные аспекты игры и игровой деятельности, ее место в культуре. В большинстве случаев игра выступает средством поддержания гармонического функционирования человека. В современности, дополняя друг друга, можно выделить следующие основные подходы к игре: психологический, функциональный, структурный и контекстуальный. В рамках этих подходов исследуется как специфика природы игры, так и игровой компонент в неигровых видах деятельности. Социологические и психологические
концепции выходят на проблему личности и общества, на социальную функцию игры. В работах К. Гросса, Й. Хейзинги, Е. Финка можно обнаружить попытки создания универсальной концепции игры.
У. Эко подчеркивал, Игра изначально лежит в основе любого культурного феномена [1]. И в этом своем убеждении он не одинок. Интерпретации понятия игры встречаются всюду, где ход явления зависит от борьбы двух и более сторон, а ее исход от выбора и принятия борющимися сторонами тех или иных решений, стратегий. В силу этого обстоятельства практические возможности приложения игры оказываются чрезвычайно широкими (детские, политические, военные, психологические, математические, логические, экономические, сценические и другие игры).
Игры человека, как считает Х.-Г. Гадамер, - это естественный процесс [2]. Игра - особая сфера реальности. По мысли К.Б. Сигова, человеку игра не дана, а экзистенциально задана [3]. Игра как экзистенциальный феномен, по справедливому замечанию Е. Финка, отталкивает от себя любые понятийные определения. Это сложный многоуровневый феномен, онтологически укорененный в антропологической реальности и наделенный характеристикой субъективности. Игра осуществляется как сложная целостность действий, сознания и коммуникации. Дать универсальное определение игре и игровой природе очень трудно. Как писал Е.Финк о смерти, труде, любви и в том числе игре, это - экзистенциальный феномен, «один из способов понимания, с помощью которых человек понимает себя... и стремится через такие смысловые горизонты объяснить одновременно бытие всех вещей» [4, с. 362].
Внутри игры можно условно выделить два накладывающихся друг на друга пространства: «видимое» (поле вещей, игровых предметов) и «невидимое, сокрытое» (поле смыслов). Игроки погружены в особое смысловое поле, наполняя новой культурно-символической нагрузкой обычное поле вещей. Подобная черта, связанная с игрой, неслучайна: она изначально присуща человеку. Еще Ф. Шиллер обратил внимание на имманентно присущую человеку потребность наслаждаться видимостью, причем созидать последнюю таким образом, чтобы она превосходила действительность, являлась более совершенной, изящной и эмоционально богатой, чем окружающий мир. В связи с этим, Ф. Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком