Научная статья на тему 'Контент-анализ полилога социальных сетей как инструмент эффективного менеджмента образовательной системы с применением it технологий'

Контент-анализ полилога социальных сетей как инструмент эффективного менеджмента образовательной системы с применением it технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛОГ / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / СИСТЕМА / SYSTEM / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ / КОНТЕНТ / CONTENT / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / АБСОЛЮТНЫЙ / ABSOLUTE / КАЧЕСТВЕННЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВНЕДРЕНИЕ / IMPLEMENTATION / CAPSN / СУБЪЕКТ / SUBJECT / POLYLIST / SOCIALLY COMMUNICATIVE / QUALITATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литке Светлана Геннадьевна, Жданов Василий Владимирович

Перед современной системой профессионального образования возникает ряд вопросов, связанных в первую очередь с эффективностью работы в области взаимодействия всех субъектов образования. Сегодня систему образовательных программ СПО невозможно реализовывать без методов, связанных с сетевым взаимодействием. Темп изменения социально-экономической парадигмы общества обуславливает появление новых форм взаимодействия преподавателей и студентов. Зачастую, приемлемые формы, адекватно реагирующие на тенденции времени существуют непосредственно в виртуальной среде. Задача современного профессионального образования заключается в поиске наиболее удобных и доступных из них. Тренды инновационной деятельности подводят к амбивалентным выводам: со одной стороны, развитие коммуникаций как индивидуального, так и группового характера положительно влияют на деятельность в области обучения и воспитания, с другой ярко выражено отсутствие морально-нравственной регуляции вопроса коммуникаций. В данной статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий в систему среднего профессионального образования, базирующихся на субъектом взаимодействии «педагог-студент». Рассмотрены теоретические основы проблемы, изучены материалы, связанные с применением подходов в сфере социально-педагогического взаимодействия и коммуникаций субъектов посредствам IT-технологий. В рамках статьи представляются результаты эксперимента социального взаимодействия по средствам социальных сетей, на примере мессенджера «Вконтакте», производиться апробация метода CAPSN (Content Analysis of Polylist in the Social Networking) метода анализа контента полилога социальных сетей. В результате исследования, получены данные подтверждающие эффективность заявленного метода. Наряду с этим проведена рефлексия трудностей, возникших в процессе эксперимента, сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-ANALYSIS OF POLITICAL SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM WITH APPLICATION OF IT TECHNOLOGIES

A modern system of professional education raises a number of issues, primarily connected with the effectiveness of work in the field of interaction between all subjects of education. Today, the system of educational programs cannot be implemented without the methods associated with network interaction. The changes in the socio-economic paradigm of society causes the occurrence of new forms of interaction between teachers and students. Acceptable forms that adequately respond to trends of time often exist directly in the virtual sphere. The aim of modern professional education is to find the most convenient and accessible forms. The trends of innovative work lead to ambivalent conclusions: on the one hand, the development of individual and group communication forms positively influences the work in the field of education and upbringing; on the other hand, there is a lack of moral regulation in the question of communication. This article deals with the problem of intruding information technologies into the system of secondary professional education, based on the interaction "teacher-student". In this work some theoretical bases of the problem are discussed, issues related to the approaches of social and pedagogical interaction by the means of IT technologies are studied. The article presents the results of the experiment based on social interaction by means of Vkontakte messenger. The test of the method for analyzing the content of social networking polylogues called CAPSN (Content Analyzes of Polylist in the Social Networking) was also approbated. The effectiveness of the claimed method has been proved during the study. Along with this, a reflection of the difficulties that have arisen in the course of the experiment was made, the corresponding conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ полилога социальных сетей как инструмент эффективного менеджмента образовательной системы с применением it технологий»

педагогические науки

Литке Светлана Геннадьевна, Жданов Василий Владимирович КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОЛИЛОГА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ...

УДК 37.022

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОЛИЛОГА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ IT ТЕХНОЛОГИЙ

© 2018

Литке Светлана Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Жданов Василий Владимирович, магистрант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454084, Россия, Челябинск, проспект Победы, 151, e-mail: Литке.рф)

Аннотация. Перед современной системой профессионального образования возникает ряд вопросов, связанных в первую очередь с эффективностью работы в области взаимодействия всех субъектов образования. Сегодня систему образовательных программ СПО невозможно реализовывать без методов, связанных с сетевым взаимодействием. Темп изменения социально-экономической парадигмы общества обуславливает появление новых форм взаимодействия преподавателей и студентов. Зачастую, приемлемые формы, адекватно реагирующие на тенденции времени существуют непосредственно в виртуальной среде. Задача современного профессионального образования заключается в поиске наиболее удобных и доступных из них. Тренды инновационной деятельности подводят к амбивалентным выводам: со одной стороны, развитие коммуникаций как индивидуального, так и группового характера положительно влияют на деятельность в области обучения и воспитания, с другой - ярко выражено отсутствие морально-нравственной регуляции вопроса коммуникаций. В данной статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий в систему среднего профессионального образования, базирующихся на субъектом взаимодействии «педагог-студент». Рассмотрены теоретические основы проблемы, изучены материалы, связанные с применением подходов в сфере социально-педагогического взаимодействия и коммуникаций субъектов посредствам IT-технологий. В рамках статьи представляются результаты эксперимента социального взаимодействия по средствам социальных сетей, на примере мессенджера «Вконтакте», производиться апробация метода CAPSN (Content Analysis of Polylist in the Social Networking) - метода анализа контента полилога социальных сетей. В результате исследования, получены данные подтверждающие эффективность заявленного метода. Наряду с этим проведена рефлексия трудностей, возникших в процессе эксперимента, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: полилог, анализ, социальная сеть, система, коммуникации, взаимодействие, инновации, социально-коммуникативный, контент, эксперимент, абсолютный, качественный, эффективность, образование, внедрение, CAPSN, субъект.

CONTENT-ANALYSIS OF POLITICAL SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM WITH APPLICATION OF IT TECHNOLOGIES

© 2018

Litke Svetlana Gennadievna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Professional Training and Object Methods Zhdanov Vasily Vladimirovich, graduate student South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454084, Russia, Chelyabinsk, Pobedy Avenue, 151, e-mail: Литке.рф)

Abstract. A modern system of professional education raises a number of issues, primarily connected with the effectiveness of work in the field of interaction between all subjects of education. Today, the system of educational programs cannot be implemented without the methods associated with network interaction. The changes in the socio-economic paradigm of society causes the occurrence of new forms of interaction between teachers and students. Acceptable forms that adequately respond to trends of time often exist directly in the virtual sphere. The aim of modern professional education is to find the most convenient and accessible forms. The trends of innovative work lead to ambivalent conclusions: on the one hand, the development of individual and group communication forms positively influences the work in the field of education and upbringing; on the other hand, there is a lack of moral regulation in the question of communication. This article deals with the problem of intruding information technologies into the system of secondary professional education, based on the interaction "teacher-student". In this work some theoretical bases of the problem are discussed, issues related to the approaches of social and pedagogical interaction by the means of IT technologies are studied. The article presents the results of the experiment based on social interaction by means of Vkontakte messenger. The test of the method for analyzing the content of social networking polylogues called CAPSN (Content Analyzes of Polylist in the Social Networking) was also approbated. The effectiveness of the claimed method has been proved during the study. Along with this, a reflection of the difficulties that have arisen in the course of the experiment was made, the corresponding conclusions were drawn.

Keywords: polylist, analysis, social network, system, communication, interaction, innovation, socially communicative, content, experiment, absolute, qualitative, efficiency, education, implementation, CAPSN, subject.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменение парадигмы современного образования напрямую связано с интенсификацией использования информационных технологий нового поколения. Проблема внедрения и использования социально-коммуникативных технологий обусловливает появления новых форм, качественно отличающихся от традиционных коммуникативных инструментов в процессе педагогического общения. Концепция традиционного образования, основывающаяся на классно-урочной форме взаимодействия, не удовлетворяет растущие потребности передачи накопленных знаний и контроля уровня их усвоения. В связи с этим существующая концепция дополняется новыми методами сетевого взаимодействия субъектов образования.

На субъектном уровне «педагог-студент» выделяется проблема структурирования отношений с учетом влия-

ния социального контента, выраженного в применении разнообразных мессенджеров, позволяющих ускорить процесс передачи информационных потоков, что обеспечивает экономию витальных и временных ресурсов. Однако формализация и унификация в процессе социально-педагогической коммуникации как таковая отсутствует, что является проблемой, детерминирующей некоторое непонимание субъектов коммуникации, ограничивающих формат общения (отсутствие проявления привычных эмоциональных форм, введение иной системы эмоционального самовыражения - смайлы, эмодзи, анимационные образы, стикер и т.п. изменяется форма беседы, например, задавать уточняющие вопросы непосредственно в ходе общения и т.п.), что в свою очередь может привести к негативным последствиям, выраженным социально-педагогическими конфликтами. Основополагающей задачей менеджмента профессио-

Litke Svetlana Gennadievna, Zhdanov Vasily Vladimirovich CONTENT-ANALYSIS OF POLITICAL SOCIAL ...

pedagogical sciences

нального образования на сегодняшний день становиться эффективное планирование и контроль социально-педагогического взаимодействия субъектов образования на уровне «педагог-студент» с использованием инновационных инструментов и методов.

В данном исследовании разработан и представлен Метод CAPSN (Content Analysis of Polylist in the Social Networking) контент-анализ полилога социальных сетей.

Контент-анализ - общенаучный метод обработки данных социально-педагогического взаимодействия субъектов, посредствам фрагментации и анализа контента текстовых, мультимедийных и иных массивов, полученных в результате сетевого взаимодействия.

Рассматривая процесс сетевого взаимодействия педагога и студентов через призму социальных сетей, стоит отметить отсутствие правовых и морально-этических норм регулирования данного вопроса. Метод CAPSN предполагает сформированность социально-педагогической компетентности субъектов коммуникации, что вне сомнения оптимизирует осуществление профессионально-образовательной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций по представленной проблематике актуализирует исследование процессов инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательной системы. Стоит отметить, что существуют положительные тенденции, направленные на развитие подобного взаимодействия. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» обозначена данная тенденция в форме директивного постулата: «Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Для достижения подобного результата подразумевается решение ряда задач:

1.Создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

2.Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики» [1].

Исследование работ по представленной тематике подтверждает актуальность проблемы. Так, Довгий О.Л. в своих работах [2] отмечает влияние положительных тенденций, связанных с развитием современных коммуникационных технологий. Социальные сети современного формата в первую очередь служат средством расширения «зоны комфорта» при их активном использовании в образовательных целях. Юринова Е.А. в своей работе «Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку» акцентирует внимание на активизацию как коммуникативных, так и когнитивных способностей коммуникаторов [3]. Подобные технологии в реализации профессиональных программ являются не только методом передачи информации, методом ее рефлексии, но и методом распространения новых идей в социально-информационном пространстве. Освоение программ среднего профессионального образования на сегодняшний день отмечет рост интереса педагогов профессионального обучения к сетевому субъектному взаимодействию не только на вертикальном уровне «педагог-студент», но и на горизонтальном - «педагог-педагог». На данный момент использование социальных сетей и мессенджеров, как основных видов коммуникаций, обеспечивает сокращение затрат и увеличение скорости передачи данных на любом субъектном уровне образовательной организации.

В условиях сложившейся коммуникационной парадигмы, необходимо обратить внимание на интенсивную информатизацию общества [4]. Сегодня информатизация отражается в активном и постоянном использовании гаджетов, как средств получения качественного контента и взаимодействия индивидуума с внешней

средой. Взаимодействия отражается в использовании информационных и новостных порталов, а также активным серфингом социальных сетей и мессенджеров. Продиктованные временем условия получения и обработки данных могут благотворно повлиять на гуманитаризацию и фундаментализацию современного образования [5]. Помимо этого, современные подходы к реализации образовательных программ предполагают доступность и открытость для каждого субъекта [6]. Организация деятельности с учетом информатизации социально-экономической формации позволит обеспечить необходимый уровень открытости образования, что в свою очередь повлияет на мониторинг качества образовательных систем [7]. При прочих равных условия реализуя данный компонент, не стоит индифферентно относиться к традиционным методам взаимодействия субъектов образования. Реализация социально-коммуникативного взаимодействия субъектов образования через сетевые технологии выступает качественным дополнением сложившейся системы [8].

Формирование целей. Переходя к результатам исследования, обозначим методологический аппарат.

Целью проведённого исследования является оптимизация управленческой деятельности педагога и студентов путем создания и анализа полилога в социальной сети «Вконтакте»

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ заявленной проблемы.

2. Создание экспериментальной и контрольной фокус-группы.

3. Апробирование метода контекстного анализа полилога экспериментальной группы.

4. Систематизация полученных результатов экспериментальной группы.

5. Проведение системного анализа и эффективности метода анализа полилога.

6. Апробирование метода контекстного анализа с учетом полученных данных на контрольной группе.

7. Подведение итогов исследования.

База исследования - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж».

Изложение основного материала исследования. С учетом тенденций развития профессионального образования базой исследования выбран технический колледж, поскольку на данный момент ощущается острая нехватка специалистов рабочих профессий именно технической направленности повсеместно на всей территории РФ.

Для создания экспериментальной и фокус группы была определена специальность 08.01.21. «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», поскольку представленная специальность является наиболее актуальной и востребованной, что отражается в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования «Топ-50». Профессия является наиболее перспективной для развития на всей территории Российской Федерации.

Сформированный кластер для социально-педагогического эксперимента составлен на безе нескольких групп, а именно:

1. Экспериментальная фокус группа - МЭ-349/к.

2. Контрольная фокус группа - МЭ-555/б.

Экспериментальная группа представлена 23 студентами возраста 18 - 19 лет. 100% составляют юноши. Эксперимент в данной группе проводился в период с 1.01.2017 г. по 1.06.2017 г.

Критерии оценивания заключались в мониторинге количественной и качественной успеваемости студентов, посещаемости занятий, скорости приема и передачи информации обучающего и воспитательного характера,

педагогические науки

Литке Светлана Геннадьевна, Жданов Василий Владимирович КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОЛИЛОГА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ...

частота выявления межличностных конфликтов и их предотвращение. Помимо количественно измеряемых критериев оцениванию подлежит создание системы лояльности субъектов образовательной системы. Данный критерий достаточно сложно измерить количественно, однако его отражение проявляется на формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов СПО.

Полученные количественные результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1 - Результаты контекстного анализа полилога «Вконтакте» экспериментальной фокус группы

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования социального взаимодействия по-средствам полилога «Вконтакте». Ярко выражено сокращение пропусков, при росте качественной успеваемость. Наряду с этим рост лояльности отразился на увеличении заинтересованности студентов к мероприятиям воспитательного характера. Улучшился психологический микроклимат в группе, снизилась частота конфликтных ситуаций среди учащихся группы. Укрепились взаимоотношения на субъектном уровне «педагог-студент». Контекстный анализ полилога социальной сети выступил эффективным инструментом для:

1. Выявления девиации студентов.

2. Профилактики конфликтных ситуаций субъектов разного уровня.

3. Реализации психолого-педагогической поддержки студентов.

4. Формирования коммуникативных качеств студентов.

В ходе реализации исследования возникли психолого-педагогические трудности, связанные с такими аспектами, как:

1. Адаптация студентов и преподавателей к новому формату взаимодействия.

2. Адаптация к нормам этики в контексте общения.

3. Девиация на начальном этапе среди некоторых студентов.

4. Первичное отторжение новой формы взаимодействия.

Следующий этап исследования основывался на ранее полученных данных. Контекстный анализ полилога социальной сети был тщательно переработан, решены ранее возникшие трудности.

Контрольная группа представлена 29 студентами возраста:

1. 19 лет - 20 человек

2. 20 лет - 8 человек

3. 21 год - 1 человек

100% состава группы составляют юноши. Применительно к контрольной группе, эксперимент показал более эффективные результаты за менее длительный период, ввиду применения методики адаптации студентов к новой системе взаимодействия.

Так в период проведения исследования (в контроль-

ной группе с 1.09.2017 г. по 31.12.2017 г.) были получены следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2 - Результаты контекстного анализа полилога «Вконтакте»

Контрольная фокус группа - МЭ-555/б

Критерий оценивания До экспериментальный период (1.09.2016 -31.12.2016) Результаты эксперимента (1.01.2017 -1.06.2017)

Количественная успеваемость 100% 100%

Качественная успеваемость 50% 69%

Посещаемость (пропуски за семестр на группу, в часах) 230 136

Скорость реализации управленческих решений (в календарных днях) 5-7 1-3

Частота выявления и профилактики межличностных конфликтов (шт./семестр) 0 2

С учетом анализа ранее возникших трудностей был получен более эффективный результат, поскольку апробирована методика ПСС (оптимизация решения профессионально-педагогических задач) на более осознанном уровне. Наряду с этим корреляция успеваемости студентов по качественному критерию составила 10%. За счет регулярного контроля деятельности студентов максимизированы усилия для сокращения пропусков по неуважительной причине. В результате взаимодействия были формализованы и обозначены этические стороны социального взаимодействия. Реализована методика адаптации к полилогу.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, Метод CAPSN социальной сети «Вконтакте» является инновационным инструментом мониторинговых исследований профессионально-педагогических проблем и задач, и является отправной точкой для создания унифицированной системы деловой коммуникации в социальных сетях. Выявленные нами проблемы с применением Метод CAPSN ставит новые социально-психологические задачи: разработка и апробация Метода PESSN (Polylogue of Educational Subjects in Social Networking) - Метод полилога субъектов образования в социальных сетях.

При использовании данного метода оптимизируется инновационная система реализации среднего профессионального образования

Реализуя данную концепцию, достигается результат

в:

1. Качестве успеваемости студентов.

2. Уменьшение количества пропусков по неуважительной причине.

3. Увеличена скорость передачи информации и скорость ответной реакции на нее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lexed.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Довгий О. Л. Использование социальной сети Вконтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 132-135.

3. Юринова Е. А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 208.

4. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия //Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 415-422

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с.

6. Карпов А. В. Психология рефлексивных механиз-

Экспериментальная фокус группа - МЭ-349/к

Критерий оценивания До экспериментальный период (1.09.2016 -31.12.2016) Результаты эксперимента (1.01.2017 -1.06.2017)

Количественная успеваемость 100% 100%

Качественная успеваемость 52% 61%

Посещаемость (пропуски за семестр на группу, в часах) 128 90

Скорость реализации управленческих решений (в календарных днях) 3-5 1-3

Частота выявления и профилактики межличностных конфликтов (шт./семестр) 1 3

Litke Svetlana Gennadievna, Zhdanov Vasily Vladimirovich CONTENT-ANALYSIS OF POLITICAL SOCIAL ...

pedagogical sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мов деятельности / А.В.Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. -422 с.

7. Гнатышина, Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина //Высшее образование сегодня. - ООО «Издательская группа «Логос». - 2008. - № 3. - С. 57-59.

8. Корнеева, Н.Ю. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации Российского образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева / пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск, / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной и др. - М.: ООО «Лаборатория знаний», 2015. - С. 190-199.

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.