Научная статья на тему 'Педагогический потенциал социальных сетей'

Педагогический потенциал социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1488
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATIZATION OF EDUCATION / SOCIAL MEDIA / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL INTERACTION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быков Александр Сергеевич

В данной статье проанализированы современные тенденции развития информационного взаимодействия субъектов образования, в том числе посредством социальных сетей. Представлен обзор статистики и востребованности использования популярных соцсетей в России по различным критериям. Аргументированно приводятся тезисы о необходимости использования соцсетей непосредственно в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Potential of Social Networks

In the article the current trends of information interaction of the educational subjects via social media are analyzed. The author describes the statistics of usage the popular social networks in Russia by different criteria. The thesis about the necessity of social media using in the educational process is argued.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал социальных сетей»

уго дно ПРО/

УДК 371.126

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

Педагогический потенциал социальных сетей

А. С. Быков

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В данной статье проанализированы современные тенденции развития информационного взаимодействия субъектов образования, в том числе посредством социальных сетей. Представлен обзор статистики и востребованности использования популярных соцсетей в России по различным критериям. Аргументированно приводятся тезисы о необходимости использования соц-сетей непосредственно в образовательном процессе.

информатизация образования, социальные сети, педагогика, педагогическое взаимодействие.

Введение

Отношение к социальным сетям сегодня в профессиональном сообществе достаточно противоречиво и парадоксально. С одной стороны, социальные сети носят в большинстве своём развлекательно-досуговый характер, с другой — многими уже давно эффективно используются в профессиональной деятельности: едва ли сегодня удастся найти среднюю или крупную компанию, которая не имела бы своей страницы в какой-либо из социальных сетей.

Руководители большей части предприятий и организаций в нашей стране крайне негативно относятся к использованию на рабочих местах соцсетей и, следовательно, стремятся ограничить доступ к таким ресурсам. В то время как повсеместное проникновение современных технологий коммуникации в деятельность человека и общества провоцирует применять совершенно новый характер взаимодействия людей, в том числе и в сфере образования.

Изначальное назначение соцсетей, которое сохраняется и по сей день, - это общая виртуальная площадка общения зарегистрированных пользователей. За все годы существования соцсети не утратили своего основного назначения, но расширили его рамки как ко-

личественно, так и качественно. Современные соцсети позволяют создавать качественные мультиформатные материалы в виде статей, «постов», анимаций, опросов и др., а объединяя такие материалы на единой странице либо «ленте», можно получить виртуальную среду для организации совместной деятельности людей, в том числе обучающихся и педагогов. И здесь стоит ещё раз отметить, что соцсети не ограничивают пространство общения географическими рамками, а слово «виртуальность» становится ключевым в разрешении коммуникационных барьеров.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности, открываются новые возможности для их использования, они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. [4] Психологами и маркетологами уже давно замечено, что восприятие материала и рекламы в соцсетях значительно выше, чем на многих других ресурсах. Это экранировано разными факторами. Первый фактор очевиден - соцсети являются привычной средой деятельности человека. Все визуальные интерфейсы (оформление кнопок, ссылок, картинок, видео и т. д.) типизированы и интуитивно понятны каждому пользователю соцсети. У человека не возникает проблем с навигацией на своей странице, странице другого пользователя или странице сообщества. Кроме того, соцсети полезны тем, что позволяют находиться в своей социальной, профессиональной или научной среде. Сегодня уже очевидно, что среда - важнейший фактор обучения и воспитания в образовательной организации. Этого часто не хватает в большей части обучающимся, которые получают дистанционное образование. В то время как социальные сети позволяют им смотреть, чем интересуются их коллеги и педагоги, общаться с ними, участвовать в дискуссиях. [3]

Вторым немаловажным фактором является комплексность возможностей соцсетей. Деятельность пользователя в соцсети связана с использованием различных и дополняющих друг друга инструментов, начиная от отдельных публикаций и комментариев к ним, заканчивая крупными тысячными и миллионными сообществами с модерацией, онлайн-трансляциями и многими другими возможностями, в том числе мультимедийными.

В-третьих, индивидуальная тематическая подборка новостей вместе с наличием контекстной рекламы, которая сегодня является двигателем интернет-маркетинга, помогает сформировать пользователю качественное индивидуальное информационное пространство. Польза данной возможности современных информационных технологий маркетинга и продвижения ресурсов многими сегодня не до конца осознаётся. Осуществляя поиск необходимой информации в сети «Интернет», открывая страницы сообществ и сайты компаний или организаций, пользователь формирует невидимый для него тематический профиль, в котором отражаются его интересы: профессиональные и бытовые, тем самым постоянно повышая качество предоставляемого пользователю дополнительного контента, в том числе рекламного.

Анализ аудитории социальных сетей в России

Ежегодные исследования демонстрируют значительную дифференциацию популярности соцсетей в зависимости от возраста, пола, жизненных интере-

сов пользователей и многих других факторов. Это вполне обоснованно, учитывая изначальные назначения различных соцсетей: для широкой публики, для общения студентов, для специалистов различных областей деятельности и др. Кроме того, очевидно различие используемых соцсетей и по географическому признаку.

На российском рынке интернет-индустрии соцсетей с многолетним постоянством лидерство удерживают «ВКонтакте» и «Одноклассники». По опросу аудитории, 39 % и 32 %, соответственно, опрошенных заявили, что имеют аккаунты в этих соцсетях и пользуются ими. Мировой социальный гигант «Фейсбук» на сегодняшний день в нашей стране занимает третье место по популярности [7]. В то время как во всём мире (за исключением отдельных стран, где интернет-пространство ограничено национальными ресурсами) уверенно лидирует практически с начала основания.

Далее следуют такие соцсети, как «Google+», «Instagram» и «Twitter». Притом между двумя последними наблюдается серьёзная конкуренция за аудиторию, которая провоцирует их отходить от изначальных идей и принципов.

Остальные известные соцсети удерживают примерно одинаковый процент аудитории, но не сопоставимый с вышеназванными. Кроме того, не стоит упускать из внимания тематические и профессиональные соцсети.

Общая статистика по использованию ресурсов сети «Интернет» сегодня в нашей стране представлена в диаграмме (рис. 1).

В приведённой диаграмме можно заметить, что более 60 % населения нашей страны так или иначе пользуются ресурсами сети «Интернет» в личных или профессиональных целях. Здесь стоит отметить, что в 2008-м году данный показатель составлял около 30 % от общей численности населения.

§ 75

Общее население

Интернет-пользователи

Количество активных аккаунтов соцсетей

Количество активных мобильных аккаунтов соцсетей

Показатели

Рис. 1.

Общая статистика использования ресурсов сети «Интернет» и социальных сетей в России

Аудитория пользователей различных социальных сетей заметно дифференцируется по возрастному признаку (рис. 2). У подростков и молодёжи до 25 лет в подавляющем большинстве популярностью пользуется социальная сеть «ВКонтакте», в то время как люди старшего возраста предпочитают читать новости и общаться с другими людьми через «^асеЬоок». Данное сравнение именно этих двух социальных сетей не случайно, т. к. при рассмотрении комплексной среды коммуникации учеников, студентов, педагогов, администрации и др. участников образовательных отношений говорить об инструментах точечной коммуникации не приходится, хотя многие из них предоставляют широкие возможности в пределах своей функциональности (рис. 2).

ОГ 20 §

et

ВКонтакте Facebook

12-17 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64

Рис. 2.

Возрастная дифференциация пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook» в России

Таким образом, при выборе социальной сети в качестве инструмента сопровождения образовательного процесса данный фактор должен стоять на первом месте, так как конечный выбор будет зависеть от того, с кем планируется организовать взаимодействие в социальной сети: будут это школьники или сообщество учителей, студенты вузов или слушатели курсов повышения квалификации.

Далее стоит отметить не менее важный фактор - количество авторов и качество публикаций. Он оказывает серьёзное влияние в том случае, если контекстный контент имеет высокую значимость в качественном выражении. По данным аналитики, лидером по количеству публикаций в соцсетях в России является всё тот же «ВКонтакте», число публикаций в котором составляет более 230 млн в месяц. Это значительно больше, чем на «^асеЬоок», где данный показатель

составляет чуть менее 61 млн. Соответственно, и количество авторов здесь серьёзно разнится: 19 237 200 для «ВКонтакте» против 9 486 361 - «^асеЬоок». Однако здесь стоит отметить, что в «^асеЬоок» представлено больше авторского контента, который, в конечном итоге, и представляет интерес для наших целей.

Таким образом, выбирая для себя виртуальную площадку для взаимодействия с учениками, студентами, слушателями курсов повышения квалификации или со своими коллегами, необходимо точно определиться со свойствами группы, в которой будет происходить взаимодействие: возраст, социальный статус, регионы проживания, потребности группы и т. д.

Социальные сети и современная педагогика

Применение соцсетей и других современных информационных технологий в образовании сегодня диктуется множеством предпосылок и тенденций развития общества, но так или иначе все они сводятся к определению таких понятий, как качество и эффективность образования. Апеллируя к истории развития человечества, которая имеет свойство повторяться, легко можно проследить периоды, когда образование и передача знания из поколения в поколение переживали серьёзные концептуальные и частные перемены, которые зачастую затягивались на десятилетия (а то и больше) и сложно принимались современниками. Аналогичная ситуация имеет место быть и в нашем обществе, лавирующем в нестабильном мире широчайших возможностей взаимодействия человека и окружающей среды в самом широком её понимании. В любом случае, большинство кардинальных изменений понимания современного образования, их конечных целей и решаемых задач рано или поздно станут общепринятыми и очевидными. Интеграция современных средств коммуникации и информатизации в образовании не исключение, хотя их образовательные возможности сегодня не до конца изучены и осознаются в педагогическом сообществе, т. к., по общепринятому мнению, нацелены на развлекательные цели. Тем не менее успешные практики применения социальных сетей сегодня выявляют ряд задач, с которыми они успешно справляются в современных условиях педагогической деятельности, в том числе с их помощью можно эффективно организовать:

- коллективную работу распределённой учебной группы;

- долгосрочную проектную деятельность;

- международные обмены, в том числе научно-образовательные;

- мобильное непрерывное образование и самообразование;

- сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах Земли [1; 8].

Все возможности применения соцсетей легко и абсолютно логично укладываются в рамки педагогических концепций и теорий, которые используются в сфере образования различных стран мира, в том числе и с развивающейся экономикой. Понятия «индивидуализация», «проектная работа», «метапредметность», «глобализация образования» и др. с достаточно высокой эффективностью перерастают в реальность при правильном, а самое главное, - уместном использовании современных информационных технологий в образовании. Очевидно, что ведущая роль в продвижении использова-

ния современных информационных технологий в образовательном процессе принадлежит таким концепциям, как бихевиоризм и неопозитивизм, но не стоит полагать, что в других концепциях таким технологиям нет места, даже глубоко религиозные и ортодоксальные институты сегодня повсеместно используют возможности глобального информационного пространства в собственных целях: просветительских, пропагандистских и т. д. Многие теории, которые были привнесены в жизнь задолго до появления информационного общества, в современном его понимании, сегодня идеально коррелируют с принципами и целями последнего. Например, иерархия образовательных целей, изложенная в фундаментальном труде «Таксономия образовательных целей: сфера познания» профессором Чикагского университета Б. Блумом, напомнила о себе в начале 2000-х годов исследованиями Л. Андерсона и Д. Красвола, трансформировавших данную иерархию ближе к современным реалиям деятельности человека. На основе данной теории имеется достаточное количество исследований и изысканий, позволяющих говорить об уместности и необходимости использования современных средств коммуникации, в том числе соцсетей, в образовании.

Кроме того, при обобщении педагогической теории и теории информации (в контексте теории информации рассматривается информационное пространство человека и общества) педагогическое взаимодействие сопоставляется с такими понятиями, как источник, передатчик, канал передачи, приёмник информации, адресат, источник помех, субъект коммуникации, язык коммуникации, правила коммуникации [5].

Современные стратегии, программы, стандарты и дорожные карты развития образования направлены, в первую очередь, на определение характеристик этих понятий и пытаются ответить на коренные вопросы современного образования: кто же сегодня является основным источником информации, каким он должен быть? как информация передаётся конечному получателю -обучающемуся? какие помехи может встречать образовательный процесс на своём пути и как от них избавиться? какие правила нужно соблюдать при работе в коммуникационной среде? какими характеристиками должен обладать адресат и получатель информации? Тем самым педагогические технологии, нормативно-правовая база и информационное пространство завязываются во всё более прочный узел, где их отдельное существование становится менее реальным с течением времени.

Заключение

То, что социальные сети становятся неотъемлемой частью современного мира, - факт, который нужно принять как данность, равно, как в своё время бумага стала привычным носителем информации для человечества или электричество - неотъемлемой частью человеческого быта. Без всего этого человек мог бы выжить в окружающем мире, но это логичные этапы эволюции общества, продиктованные глобальными и индивидуальными потребностями человека, совершенствующими его жизнь и быт, позволяя развиваться в абсолютно новых направлениях, которые до того были недостижимыми. Такую же ситуацию мы наблюдаем сегодня и с трансформациями информа-

ционного пространства, окружающего человека: меняются принципы, инструменты, приёмы и цели взаимодействия людей и вещей, но, что ещё более значимо, - меняется мировосприятие, положение и восприятие человеком самого себя в мире.

Почему в данной статье соцсети рассматриваются как один из ведущих инструментов образовательного процесса, а не LMS? Ответ, возможно, не очевиден, но сегодняшняя траектория развития общества позволяет говорить о том, что образовательные организации, использующие автономные системы управления образованием, теряют общее видение ситуации [6]. Такие LMS не способны полноценно взаимодействовать с окружающим их интернет-пространством. Кроме того, любая подобная система является в абсолютном своём большинстве навязанной средой, которая была выбрана не обучающимся, поэтому уже изначально вызывает к себе неприязнь.

Современное общество ставит перед системой образования совершенно новые проблемы и задачи, от правильности и своевременности решения которых зависят такие ключевые параметры образования, как качество, эффективность, результативность и актуальность. В связи с этим пренебрегать теми инструментами, которые предоставляет современный открытый мир, -бессмысленно и неразумно.

Современная политика в области использования социальных сетей в нашей стране носит достаточно консервативный характер, не позволяющий полностью реализовать их возможности. Ввиду этого русскоязычный сегмент контента социальных сетей сегодня крайне незначительно представлен образовательными материалами. Причин этому несколько, среди них - нежелание, пренебрежение и несвоевременное реагирование на те возможности, которые предоставляют нам социальные сети, а многие современные проблемы, которые вызывает использование социальных сетей у пользователей подросткового и раннего школьного возрастов, - это лишь следствие отсутствия образовательного виртуального пространства, в том числе с использованием мультимедийного и игрового контента. И здесь стоит отметить, что современные обучающиеся, несмотря на все запреты взрослых (в первую очередь - родителей и учителей), использовали, используют и будут использовать социальные сети в своей повседневной жизни [2]. Следовательно, чтобы избежать неблагоприятного воздействия социальных сетей на таких обучающихся, нужно не запрещать их, а включать непосредственно в образовательный процесс, наполнять образовательным (положительным) контентом.

Список литературы

1. Баландина, С. П. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / С. П. Баландина [и др.] // Педагогические и информационные технологии в образовании : мат-лы конф. - Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2016. - Вып. 15. - С. 1-8.

2. Бурмыкин, В. В. Особенности общения молодёжи в соцсетях / В. В. Бурмыкин, Н. В. Меркулова // Науч. вест. Воронеж. гос. архитект.-строит. ун-та. - Томск : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2016. - № 10. - С. 131-135. (Серия «Студент и наука»).

3. Добровольская, Д. Киберзащита в астраханских школах [Электронный ресурс]

/ Д. Добровольская // Московский комсомолец. - 2015. - 15 марта - URL: http://ast. mk.ru/articles/2015/03/15/kiberzashhita-v-astrakhanskikh-shkolakh.html (дата обращения : 05.08.2017).

4. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 405-407.

5. Толыпина, Ю. А. От информационно-образовательной среды - к информационно-образовательному пространству / Ю. А. Толыпина // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 86-90.

6. Фещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А. В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. - 2011. -№ 43. - С. 44-50.

7. Фролова, Е. В. Самые популярные социальные сети в России [Электронный ресурс] / Е. В. Фролова // Про СММ : просто о Фейсбук и Инстаграм. - 1 июля 2016 года. - URL: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016/ (дата обращения: 04.07.2017).

8. Staff, W. 100 Inspiring Ways to Use Social Media In the Classroom [Electronic resource] / W. Staff // Onlineuniversities.com. - 04.05.2010. - URL: http://www. onlineuniversities.com/blog/2010/05/100-inspiring-ways-to-use-social-media-in-the-classroom/ (дата обращения: 07.06.2017).

Pedagogical Potential of Social Networks

A. S. Bykov

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. In the article the current trends of information interaction of the educational subjects via social media are analyzed. The author describes the statistics of usage the popular social networks in Russia by different criteria. The thesis about the necessity of social media using in the educational process is argued.

Keywords: informatization of education, social media, pedagogy, pedagogical interaction.

Быков

Александр Сергеевич

руководитель Центра информатизации образования

Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Bykov

Aleksandr Sergeevich

Head of Education Informatization Center

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10^ Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.