Научная статья на тему 'Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел'

Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
контекстный подход / профессиональная надежность / сотрудники органов внутренних дел / имитационное обучение / повышение квалификации / деловая игра / кейс-метод / эвристические методы. / contextual approach / professional reliability / law enforcement officers / simulation training / advanced training / business game / case method / heuristic methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малаев М.А.

Цель исследования – обозначить процесс формирования профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел средствами контекстного подхода. Научная новизна состоит в характеристике методов имитационного обучения, направленных на всестороннее развитие слушателей системы повышения квалификации МВД России. Результатом исследования является описание особенностей применения методов имитационного обучения (деловая игра, кейс-метод, эвристические методы) в формировании профессиональной надежности сотрудников ОВД, проходящих курсовую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малаев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contextual approach in the formation of professional reliability of employees of internal affairs bodies

The purpose of the study is to describe the process of formation of professional reliability of employees of internal affairs bodies by means of a contextual approach. Scientific novelty lies in the characterization of simulation training methods aimed at the comprehensive development of students in the advanced training system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The result of the study is a description of the features of the application of simulation training methods (business game, case method, heuristic methods) in the formation of the professional reliability of police officers undergoing course training.

Текст научной работы на тему «Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел»

Contextual approach in the formation of professional reliability of employees of internal affairs bodies

Malaev Martin Akhmedovich, police captain, head of the course, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic

The purpose of the study is to describe the process of formation of professional reliability of employees of internal affairs bodies by means of a contextual approach. Scientific novelty lies in the characterization of simulation training methods aimed at the comprehensive development of students in the advanced training system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The result of the study is a description of the features of the application of simulation training methods (business game, case method, heuristic methods) in the formation of the professional reliability of police officers undergoing course training.

Keywords: contextual approach; professional reliability; law enforcement officers; simulation training; advanced training; business game; case method; heuristic methods.

Цитировать: Малаев М.А. Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 291-296. EDN: EODUBI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.52

Малаев Мартин Ахмедович, капитан полиции, начальник курса, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Кабардино-Балкарская республика

Цель исследования – обозначить процесс формирования профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел средствами контекстного подхода. Научная новизна состоит в характеристике методов имитационного обучения, направленных на всестороннее развитие слушателей системы повышения квалификации МВД России. Результатом исследования является описание особенностей применения методов имитационного обучения (деловая игра, кейс-метод, эвристические методы) в формировании профессиональной надежности сотрудников ОВД, проходящих курсовую подготовку.

Ключевые слова: контекстный подход; профессиональная надежность; сотрудники органов внутренних дел; имитационное обучение; повышение квалификации; деловая игра; кейс-метод; эвристические методы.

УДК 378

5.8.7

Малаев М.А.

Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел

Введение

Профессиональная надежность специалиста является важным условием эффективности его профессиональной деятельности, вызывает уважение у коллег, доверие социальных партнеров и граждан. Данное качество необходимо, прежде всего, людям, которые по долгу службы выполняют ответственную работу и обеспечивают безопасность населения. Сотрудники органов внутренних дел в современных реалиях подвергаются серьезным рискам. В условиях нарастания внешней агрессии по отношению к нашей стране повышается вероятность усиления внутренних беспокойств населения. Граждане нуждаются в стабильности и защищенности, возможности получить компетентную помощь со стороны представителей силовых структур в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Только профессионально компетентный, морально устойчивый, эмоционально стабильный сотрудник правоохранительных органов может эффективно действовать в современных обстоятельствах функционирования общества.

Поэтому формирование профессиональной надежности мы рассматриваем как одно из ключевых направлений повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Обучение в системе дополнительного профессионального образования системы МВД России должно предполагать как совершенствование имеющихся у сотрудников ОВД компетенций, так и развитие их психологических качеств, повышение нравственных характеристик личности. Соответственно, требуется определение общего подхода, который бы компилировал данные возможности повышения квалификации специалистов правоохранительных органов. На наш взгляд, решению задачи по формированию профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел будет способствовать применение контекстного подхода в курсовой подготовке слушателей институтов повышения квалификации системы МВД России.

В соответствии с целью задачами исследования являются: 1) обзор научных публикаций, раскрывающих характеристики профессиональной надежности сотрудников ОВД; 2) исследование направленности контекстного обучения на совершенствование личностно-профессиональных характеристиках специалистов правоохранительных органов; 3) описание характера применения контекстного подхода, имитационного обучения для формирования профессиональной надежности слушателей институтов повышения квалификации МВД России.

Анализ теоретических оснований исследования. Профессиональная надежность личности исследовалась различными учеными. Утверждается, что она необходима, прежде всего, специалистам силовых структур, защищающих граждан и страну от внешних и внутренних посягательств. А.Ю. Федотов связывает надежность данных специалистов со способностью своевременного достижения и удержания необходимого уровня эффективности действий в условиях профессиональных стрессоров [1]. В.М. Крук рассматривает актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД, предлагая программу, которая будет способствовать раннему выявлению и предупреждению у сотрудников ОВД ошибок, эмоциональных срывов, профессиональных затруднений, нарушений здоровья и пр. [2]. О.Л. Осадчук утверждает, что психологическое сопровождение формирования надежности в служебной деятельности сотрудника предполагает «создание ориентационного поля его профессионального развития, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, … психологического самосохранения» [3, с. 88]. Вполне очевидно, что формирование профессиональной надежности может осуществляться на разных этапах трудового становления сотрудника ОВД: в процессе его обучения в вузе, в рамках послевузовского образования, в учреждениях повышения квалификации и в подразделениях полиции.

Принимая во внимание то обстоятельство, что речь идет уже о действующих специалистах, то уместно использовать возможности дополнительного профессионального образования системы МВД России для развития их личностных характеристик. Проблемы совершенствования качества обучения слушателей в условиях повышения квалификации представителей различных трудовых областей рассматриваются через направленность на обновление профессиональных компетенций слушателей [4; 5]. Для этого предлагается выбрать единую методологическую основу, предполагающую погружение взрослых обучающихся в профессиональный контекст.

Так, А.А. Левченко, С.В. Малетин, В.А. Морозов подчеркивают, что контекстный подход имеет отличительную черту, которая заключается в направленности на профессиональную деятельность сотрудника полиции, формирование необходимых компетенций обучающихся, обеспечивая взаимосвязь теории и практики, а не механическое усвоение полученной информации [6]. Д.Р. Марданов, О.В. Карпеева утверждают о необходимости формирования профессиональных компетенций будущих сотрудников полиции, направленных на выполнение конкретных служебных обязанностей и качеств, обеспечивающих процесс целостного формирования личности. Соответственно, предлагается использовать возможности контекстного обучения, включающего в себя интерактивные методы: анализ и решение ситуаций, деловую игру и пр. [7].

Ю.Н. Демидов, Ю.П. Груненков, И.В. Ратова рекомендуют использовать контекстное обучение, наряду с другими образовательными технологиями, для проведения учебных занятий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России. Подчеркивается, что такое обучение «обеспечивает формирование профессиональных умений и социальных качеств личности специалиста» [8]. Также указывается, что обеспечивается личностное включение обучающихся в учебный процесс, что способствует формированию профессиональной надежности личности. Поэтому обзор научных работ показал возможность применения контекстного подхода для формирования профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Методологическая основа научной работы. Исходя из логики данного исследования, вполне очевидно, что методологическим основанием станут положения контекстного подхода. Его основателем является отечественный ученый – А.А. Вербицкий [9], обосновывающий целесообразность установления тесной взаимосвязи изучаемой теории и практики в процессе обучения. Исследователь писал о необходимости реализации активного обучения, прежде всего, в высшей школе и важности погружения студентов в имитационные формы профессиональной деятельности, включающие социальный контекст. Соответственно, при обучении сотрудников ОВД необходимо моделировать ситуации, в которых они бы максимально отрабатывали свои профессиональные навыки, обновляли знания и развивали личностные качества, в комплексе составляющие профессиональную надежность личности.

Результаты научного исследования

Применение контекстного подхода в повышении квалификации сотрудников ОВД предполагает использование имитационных моделей обучения. Речь идет о применении таких методов обучения, в которых бы слушатели воспроизводили ситуации, представляющие угрозу для надежности личности, и осваивали способы преодоления профессиональных стрессогенов. К их числу специалисты относят метод деловой игры, кейс-метод, эвристическое обучение. В этой связи опишем особенности их применения для достижения цели данной работы.

В качестве первого метода стоит назвать деловую игру, в которой воспроизводятся ситуации профессиональных коммуникаций специалистов правоохранительных органов. Для формирования профессиональной надежности рекомендуется проводить деловые игры, в которых требуется совершенствование коммуникативных навыков сотрудников ОВД, их умений конструктивного разрешения конфликтов, способов предотвращения эскалации насилия и пр. Целесообразно моделировать ситуации коммуникаций в разных условиях как общения с гражданами, обратившимися в подразделение полиции за помощью, так и с лицами, ставшими свидетелями преступлений, потерпевшими, правонарушителями. Преподавателю необходимо ознакомить слушателей с планом и содержанием заранее спроектированной деловой игры, ролями, психологическими особенностями лиц, с которыми будут взаимодействовать сотрудники ОВД. Отметим, что допускается импровизация, но при этом необходимо следование основному сценарию, в котором будут выявляться и параллельно корректироваться коммуникативные умения специалистов правоохранительных органов.

Рекомендуется планировать деловые игры, в которых сотрудники ОВД будут коммуницировать с гражданами разных возрастных категорий, находящихся в сложных социально-правовых обстоятельствах. Тем самым погружаясь в подобные имитации социально-профессионального контекста, сотрудники ОВД задействуют свои знания, опыт, личностные характеристики. Кроме того, актуализируется моральная сторона осуществления правоохранительной деятельности, что значительно повышает профессиональную надежность сотрудников ОВД. Уместно разрабатывать такие игры, которые будут учитывать специфику профессиональной деятельности сотрудников различных специальностей в правоохранительной деятельности (следователь, участковый уполномоченный, криминалист и пр.), а также их стаж и должность. Таким образом, деловая игра выступает одной из форм имитационного обучения, входящего в контекстный подход. Она способствует развитию коммуникативных качеств личности, включению сотрудников органов внутренних дел в социальный контекст профессиональных отношений с различными категориями лиц.

Вторым методом, обладающим возможностями для формирования профессиональной надежности сотрудников ОВД и соответствующим методологии контекстного подхода, является кейс-метод. Его применение в обучении слушателей активизирует аналитические способности личности, актуализирует нормативно-правовые и специально-тактические знания сотрудников ОВД, развивает критическое мышление. Кроме того, основным преимуществом кейс-метода является его направленность на развитие психолого-педагогических знаний слушателей [10], возможность согласования собственных профессиональных позиций с научными знаниями в конкретном контексте профессиональной деятельности.

Кейсы могут конструироваться на основе реальных ситуаций из практики служебной деятельности сотрудников полиции или заимствоваться из данных, размещенных в открытых источниках, связанных с нарушениями норм права: трудового, семейного, финансового и пр. Интересной является практика анализа видео-кейсов, в которых слушатели могут уточнить сформированность собственных тактических навыков, умений правильного обращения с оружием, ведения физической борьбы, применения специальных технических средств и пр. Это будет обеспечиваться путем сопоставления своих действий с просмотренными верными и/или неверными действиями, представленными на экране. Также сотрудники полиции смогут оценить через соответствующие видеоролики наличие способностей к тактически грамотным действиям в различных ситуациях, в том числе экстремальных, свои способности к овладению боевыми приемами борьбы. Кейсы уместно применять как на этапе предварительной подготовки к практическим занятиям по физической, огневой, тактико-специальной подготовке, так и после проведения данных занятий на полигоне и в специально оборудованных помещениях.

Помимо прочего, используя различные разновидности кейсов, преподавателям учреждений повышения квалификации системы МВД России целесообразно развивать морально-нравственные качества сотрудников органов внутренних дел. К примеру, анализ ситуаций со сложным выбором между личным благополучием и профессиональным долгом специалиста правоохранительных органов также обеспечивает формирование профессиональной надежности личности. Речь идет о включении в образовательный процесс метода моральных дилемм, который определяет сформированность уровня морального сознания личности и способность действовать решительно и уверенно в сложных, противоречивых профессиональных и жизненных контекстах. Итак, применение метода кейсов, входящего в имитационное обучение контекстного подхода, обеспечивает освоение сотрудниками ОВД навыками обеспечения личной безопасности, способами ведения борьбы в разных условиях, механизмами сопротивления профессиональным стрессам.

Еще одним обучающим средством, обладающим направленностью на формирование профессиональной надежности личности, являются эвристические методы: мозговой штурм, метод шести шляп, синектический метод, метод Сократа и пр. Погружаясь в проблемное поле учебного контекста, слушатели актуализируют свои аналитические способности, учатся генерировать идеи, находить новые решения традиционным проблемным профессиональным ситуациям, устранять ошибочные убеждения. Многие служебные обстоятельства в правоохранительной деятельности предполагают строго регламентированный подход, соблюдение заданного нормативной базой алгоритма действий. Однако экстремальные ситуации, которые четко тестируют сформированность профессиональной надежности сотрудника ОВД, требуют нестандартных, творческих, креативных идей и поступков. Соответственно, использование методов, расширяющих спектр профессиональных решений, активизирующих скрытые, прежде всего, интеллектуальные ресурсы личности, обеспечивает повышение продуктивности деятельности. Также эти методы развивают гибкость мышления, мобильность поведения сотрудников ОВД, направлены на устранение устойчивых неверных убеждений, мнений, суждений.

Поэтому применение эвристических методов на учебных занятиях в учреждениях повышения квалификации системы МВД России также является важным фактором имитационного обучения слушателей. Они интегрируют в себе и элементы деловой игры, и метод кейсов, тем самым обеспечивая развитие всех сторон личности, профессиональных компетенций сотрудников правоохранительной системы, обеспечивающих в комплексе профессиональную надежность личности.

Заключение

Профессионально надежный сотрудник ОВД выступает гарантом правовой, морально-психологической и физической безопасности граждан. Формирование и развитие личности данных специалистов может осуществляться непрерывно. Чтобы обеспечить повышение морального уровня сотрудника, обновление его компетенций, развитие личностных качеств, требуется погружение слушателей в профессиональный контекст. Контекстный подход предполагает имитационное обучение, моделирование ситуаций и событий, в которых обеспечивается интеграция теории и практики, знаний и умений, решений и их практических воплощений. Именно поэтому контекстный подход содержит в себе потенциал для формирования профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел и имеет все основания для применения в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Примечания:

1. Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Федотов Андрей Юрьевич. – М., 2020. – 905 с.

2. Крук В.М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД / В.М. Крук // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 1 (56). – С. 100-105.

3. Осадчук О.Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 86-88; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5656 (дата обращения: 03.02.2023).

4. Патронова И.А. Исследование развития профессионально-личностных компетенций педагогов образовательных организаций в целях организации дистанционного обучения / И.А. Патронова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 3(52). – С. 15-24.

5. Муллер О.Ю. Модель развития профессиональной компетентности педагога профессионального образования в системе повышения квалификации / О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 1(50). – С. 65-73.

6. Левченко А.А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности / А.А. Левченко, С.В. Малетин, В.А. Морозов // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №5 (84). – С. 152-154.

7. Марданов Д.Р. Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России / Д.Р. Марданов, О.В. Карпеева // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2019. – Т. 4. – №2(8). – С. 140-143.

8. Демидов Ю.Н. Подготовка и проведение учебных занятий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Демидов, Ю.П. Груненков, И.В. Ратова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. – 76 с.

9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1990. – 204 с.

10. Применение кейс-метода для развития психолого-педагогической компетентности учителей, взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся / Д.Ф. Ильясов и др. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – № 2(43). – С. 5-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.