КОНТЕКСТНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Потрубач О.А.
Потрубач Оксана Александровна - учитель французского языка высшей квалификационной категории, Гимназия г. Лабытнанги, г. Лабытнанги
Аннотация: в данной статье представлена практика использования контекстного метода изучения иностранного языка с целью определения и развития одаренных учеников.
Ключевые слова: одаренный ученик, контекстный метод, контекст, практико-ориентированное обучение.
Организуя практическую работу с одаренными детьми важно учитывать, что признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка. Доминирующей является активная познавательная деятельность, которая позволяет проявить ребенку его высокие интеллектуальные и творческие способности, удовлетворить его когнитивные потребности. Использование современных технологий личностно ориентированного обучения способствует проявлению индивидуальности ученика, определению уровня способностей и одаренности ребенка, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В современной педагогической практике существует много путей развития одаренных детей.
Моя работа с одаренными детьми основана на применении практико-ориентированного обучения. Для учащегося важно, чтобы приобретенные знания и опыт были оправданно применимы в разных сферах его деятельности. Изучение иностранного языка способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения и максимально приближает его к естественной коммуникации. В своей педагогической практике я использую контекстный метод изучения иностранного языка как путь развития одаренных учеников. Я представлю вам свой опыт работы в этом направлении.
Так как любая практика основывается на теории, обратимся к теоретическим понятиям. И так, в чем заключается контекстный метод изучения иностранного языка.
Контекстом в широком смысле является практически все, что происходит на уроке. Любой вид работы - анализ текста, заполнение таблицы, описание иллюстрации - контекст. Поэтому, если в широком смысле контекст - это среда, совокупность фактов, обстоятельств и отношений в которой существует объект, то в педагогическом (узком) смысле контекст - это социально значимый сегмент среды школьника. На мой взгляд, гораздо продуктивнее ограничиться контекстом повседневной жизни и личного опыта учащихся.
Контекстное обучение опирается на системно-деятельностный подход, и осуществляется в результате активной, деятельности ученика. Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям, главная задача которых состоит в оптимизации преподавания и обучении с опорой на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Вот почему в контекстном подходе особую роль играют активные методы и формы обучения, которые способствуют развитию способностей и одаренности учащихся.
Таким образом, «контекстное обучение - это обучение, в котором осуществляется преобразование учебно-познавательной деятельности в социально-практическую»1.
1 Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. М: МШ У; Москва, 2017.
65
То есть учащийся применяет полученное знание на практике, выступая в той или иной роли.
Одним из методов контекстного обучения является метод создания проблемной ситуации. Суть его заключается в том, что учитель создаёт на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. К контекстным задачам относятся задачи, которые встречаются в той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения знаний при решении проблем, возникающих в реальной жизни.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя - сделать этот предмет интересным и любимым. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес. Учитывая это, я использую на своих уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал. Учащиеся, обладающие креативными, творческими способностями увлеченно создают забавные и актуальные комиксы. Работая над развитием навыков письменной речи, учащиеся пишут электронные письма реальным французским сверстникам, рассказывают о себе, своей семье, интересах, домашних питомцах. Учащиеся с богатым воображением сочиняют и придумывают интересные истории для французских друзей. Лицеисты из французского города Перигё с удовольствием отвечают на французском языке, а если ответ пришел на русском, учащиеся находят и исправляют ошибки. Гимназисты и французские лицеисты очень активно участвуют в проекте «Друзья по переписке». Учащиеся старшего возраста, эффективно используют потенциал своих возможностей в проектно-исследовательской деятельности.
Базовая цель контекстного урока - это погружение учащихся в нужную обстановку и атмосферу, чтобы процесс изучения темы был легким и непринужденным. В идеале эти уроки проходят в естественно - ситуативном контексте: в парке, в городе, на выставке, на концерте, в кинотеатре и в местах, так или иначе связанных с Францией или французским языком.
Так как у нас нет возможности как в большом городе пойти в музей или галерею приходится создавать антураж.
Изучая тему «Франция» отправляемся в библиотеку, используя литературу, карты изучаем географическое положение страны, реки и горные массивы Франции. Контекстный урок французского языка по теме «Кухня» проходит в столовой Гимназии, где ребята сервируют стол, составляют меню для французских гостей, которые должны приехать к нам по обмену. Узнают интересные факты история блюд или порядок подачи блюд в ресторане. Названия блюд в меню представлены на французском языке. Мы говорим о лексике, связанной со вкусом пищи, ее приготовлением, различными ингредиентами, рецептами, французскими национальными блюдами, знакомимся с правилами сервировки стола. Учащиеся выполняют роли официанта, швейцара, метр д\отеля и посетителей.
Проведение контекстных уроков требует длительной подготовки со стороны учителя: создание лексических тематических словарей, где слова группирую по теме. А также создаю словари по частям речи. Например, изучая тему в «Магазине», в 6 классе, словарь состоит из разделов: информация, обслуживание, одежда, книги, электроника, парфюмерия, оплата, и словарь по частям речи: глаголы и существительные.
Лексика и грамматика отрабатывается в ходе уроков в классе. Серьезная и продуктивная работа с лексикой в зависимости от темы требует атмосферы, которая не будет отвлекать от реального изучения языка. Поэтому контекстные уроки с выходом для окончательной отработки и повторения материала, проходят продуктивно, после нескольких уроков, проведенных в рабочей атмосфере класса.
Работа учителя все досконально продумать, спланировать. Я апробировала разные варианты контекстных уроков. Самые удачные это уроки на закрепление выученного материала. Учащиеся чувствуют себя более уверенно, забывают об оценке, о страхе ошибиться, не заучивают готовый текст. Главное для них это процесс общения на французском языке, правильно исполнить свою роль, ответить на реплики собеседника, задать вопрос. Да они допускают ошибки, но от этого не нарушается процесс общения и понимания.
Контекстный урок «Литература»в 8 классе проводился в библиотеке Гимназии, где имеются книги французских писателей, на русском и на французском языках - как классика, так и современная французская литература. В течение двух уроков мы изучали французскую лексику, связанную с миром литературы. В ходе урока работали с французскими книгами, обсудили классических и современных авторов, виды литературных произведений. Для учащихся приготовлены интересные интерактивные задания, литературный квест.
И, конечно, не с чем невозможно сравнить пользу и эффективность уроков иностранного языка, проведенных с носителями языка. Уроки с носителем языка позволяют создать ситуацию общения максимально приближенную к реальной.
В рамках международного сотрудничества Гимназии г.Лабытнанги и лицея Бертран де Борн г.Перигё (Франция) во время школьного обмена мы проводим уроки французского языка, совместно с учителями лицея, которые приезжают в составе групп.
Уроки французского языка проходили совместно с Тибо Совэй, педагогом лицея. Учащиеся слышали живую французскую речь, имели возможность пообщаться, задать вопросы, применить на практике знания французского языка, преодолевая психологический барьер в общении.
Увлекательно и непринужденно проходили уроки. В группе 5а,б классов урок начался со знакомства, ребята представились, рассказали о себе на французском языке, ответили на вопросы господина Совэй. Учащиеся 6а и 8а классов с большим увлечением разучивали французские песни в сопровождении укулеле -четырёхструнной гавайской гитары, активно участвовали в лексических играх, расширяя свой словарный запас, обогащая его лексикой и речевыми оборотами, которые актуальны и часто используются в современном французском языке.
В апреле 2017 года французские ученые-биологи из г.Дижон Оливье Гилг, научный сотрудник университета г.Дижон, Брижит Сабард, преподаватель университета и их сын Владимир Гилг посетили Гимназию г.Лабытнанги. Особый интерес к обучению в Гимназии проявил 14 летний Владимир, который в следующем году начинает изучать русский язык в лицее.
Гимназисты, изучающие французский язык, вновь имели возможность слышать живую французскую речь, пообщаться на французском языке со своим сверстником, увлеченным литературой, историей, биологией, музыкой и спортом. На уроке французского языка в 6а классе ребята с интересом слушали рассказ госпожи Сабард об изучении животного мира Арктики. Старались понять французскую речь, уловить интонацию и преодолеть «языковой страх» в общении на французском языке и им это удалось. Ребята с удовольствием ответили на вопросы гостей из Франции. Учащиеся 6а класса рассказали о себе, своих увлечениях и были очень довольны, что знания французского языка смогли применить в реальной ситуации общения.
Практика показывает, что проведение контекстных уроков иностранного языка - это уникальная возможность социализации ребят школьного возраста. Даже самые застенчивые и нерешительные дети вовлекаются в совместно-продуктивную деятельность.
Многочисленные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что контекстное обучение даёт достаточно прочные знания, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает творческие способности, дает возможность одаренным учащимся проявить и развить свою уникальность. В контекстном обучении
67
осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности школьника в социально-практическую.
Список литературы
1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. М: МПГУ; Москва, 2017.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.
3. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЕК», 2004.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бых Е.В.
Бых Елена Васильевна - воспитатель, Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, п. Урск, Кемеровская область
Аннотация: в статье анализируется грамотный подход к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, которое закладывает основу их успешной трудовой деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию. Ключевые слова: трудовое воспитание, формирование, труд, дошкольник, развитие, принцип, навык.
Отношение человека к труду начинает закладываться с самого раннего детства. В дошкольный период у детей формируются начальные представления о том, как устроена жизнь, о закономерностях её явлений, а также о том, как труд человека влияет на его жизнь. Активно знакомясь с окружающим миром, дошкольники наиболее склонны к формированию трудовых навыков, способствующих наилучшему усвоению знаний и развитию личности в целом. Ввиду этого, трудовое воспитание является одной из основных составляющих воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы и задачи трудового воспитания
Главным принципом процесса приучения детей к труду является не делать за них то, что они способны сделать самостоятельно. Развитие навыков самообслуживания способствует формированию важных привычек и качеств.
В ходе выполнения элементарных и более сложных для детей поручений у них развивается самостоятельность и ответственность, чувство долга.
Необходимо постепенно заинтересовывать дошкольников трудом, вызывать их желание работать, обучая элементарным навыкам трудовой деятельности и развивая трудолюбие. Воспитатель должен помочь детям осознать общественное значение труда, привлекая их к общественно-полезному труду совместно с взрослыми. Важно подчёркивать объединяющее значение трудового процесса, требующего организованности, слаженности и чёткого распределения обязанностей, приводя жизненные примеры взаимопомощи и взаимной заботы, которые проявляются в ходе трудовой деятельности.
Основными задачами формирования трудовых навыков детей являются:
• развитие трудовых способностей;
• обогащение представлений об окружающей среде и устройстве жизни (в ходе посильного участия в трудовой деятельности);
• формирование потребности работать в коллективе и готовности к коллективному труду;