Научная статья на тему 'Профессиональные установки смоленских учителей конца ХIХ - начала ХХ века'

Профессиональные установки смоленских учителей конца ХIХ - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL VIEWS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ПАТЕРНАЛИЗМ / PATERNALISM / TEACHERS-INNOVATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова Галина Федоровна, Мануилова Ирина Борисовна

В статье, на основе изучения и анализа широкого спектра архивных материалов и опубликованных источников, обозначено содержание и направленность педагогической деятельности смоленских учителей конца Х1Х начала ХХ века. Авторами делается вывод об отражении в деятельности учителей, обусловленной их профессиональными установками, прогрессивных педагогических идей того времени, о ее направленности на освоение учащимися «реальных» знаний, формирование у них высоких нравственных качеств. Как наиболее значимые, выделяются профессиональные установки педагогов на создание условий для сознательного и активного освоения учащимися изучаемого материала, развитие познавательного интереса, творческого потенциала учащихся в обучении, формирование у них навыка аналитической деятельности. Показано, что данные установки предопределили деятельностный, практико-ориентированный подход и широкое использование лабораторного и дискуссионного методов в обучении. Подчеркивается, что организация внеурочной воспитательной работы отличалась разнообразием направлений и форм, среди которых особое место занимали кружки по интересам, многочисленные экскурсии, самодеятельный театр. Обращено внимание на патерналистскую направленность педагогической деятельности учителей, которая выражалась в создании благоприятных для развития учащихся условий, в заботе об их здоровье, в заинтересованности педагогов в благополучии воспитанников и их судьбе, в особом стиле педагогического общения. Приведены отзывы выпускников смоленских учебных заведений о педагогической деятельности своих наставников, ее результативности. Их высокие оценки, наряду с другими историческими фактами, подтверждают прогрессивную направленность профессиональных установок смоленских учителей, их значимость для создания и развития отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional views of the Smolensk teachers at the end of the XIXTH centuries

The article deals with the professional views of the Smolensk teachers-innovators at the end of the XIXth beginning of the XXth centuries in the context of the development of progressive national pedagogical idea. Based on the study and analysis of a wide range of archival materials and published sources, the authors conclude that progressive pedagogical ideas of that time are reflected in the pedagogical work of the teachers. It was aimed at mastering of «real» knowledge by students and the fothmation of high moral qualities among them. One of the most essential values was the importance of the development of cognitive interest and creative potential of students in their education and formation of analytical skills. These views are shown to have predetermined actionable, practice oriented approach and wide use of laboratory and argumentative method of educating. It is emphasized that organization of extracurricular educational work was marked by the variety of directions and forms whereas different kinds of societies, numerous excursions and amateur theatre played an especially important role. The article pays attention to paternalistic orientation of pedagogical activity of teachers, that was expressed in creation of personality-oriented educational environment for students, in taking care of their health, in teachers' personal interest in pupils' life and their prosperity, in individualization of pedagogical communication. The article contains the opinions of the graduates of Smolensk educational establishments about pedagogical activity of the teachers and its effectiveness. Their high appraisal, along with other historical facts, confirm the progressive orientation of professional views of the Smolensk teachers, their importance for creation and development of the national system of education.

Текст научной работы на тему «Профессиональные установки смоленских учителей конца ХIХ - начала ХХ века»

социальных групп, только безличная масса множественности других, в которой обезличивается и человек, лишенный сущности, а, в конечном счете, и свободы.

Выводы. Экзистенциализм - гуманистическое направлении философии, затрагивающее проблемы, близкие каждому человеку - проблема смысла жизни, счастья, свободы, ценности собственной жизни. Кроме того, того представители данного направления известны своими художественными произведениями, что облегчает их восприятие и повышает воспитательный эффект. Поэтому анализ литературных произведений можно использовать не только с курсантами в качестве арттерапии, но и обучить их методике работы со спецконтингентом в будущем в процессе выполнения профессиональных задач. Однако, поскольку экзистенциализм сознательно отворачивается от науки, то прочной обоснованной базы он не дает, и не способен решить проблемы, которые ставит, а только их обозначает, проявляет, что в принципе также немаловажно в процессе формирования мировоззрения.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Предисловие // Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977. - С. 3-13.

2. Габитова Р.М. Человек и общество в экзистенциализме. - М.: Наука, 1972. - 221 с.

3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - С. 23-100.

4. Камю А. Чума. - М.: «АСТ», 2005. - 368 с.

5. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

6. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. - М.: изд. Моск. ун-та, 1969. - 285 с.

7. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000 - 639 с.

8. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М., 2001. - С. 90-137.

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциалим - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. -С. 319-344.

10. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. - М.: Наука, 1977. - 141 с.

11. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. - Л.: изд. Ленинград. ун-та, 1990. - 152 с.

12. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. - М.: Наука, 1977. - 283 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: изд. «Ас! Ма^шеш», 1997. - 451 с.

Педагогика

УДК 37.011.31-051(470.332)(091)

кандидат педагогических наук Глебова Галина Федоровна

Смоленский государственный университет (г. Смоленск); кандидат исторических наук Мануилова Ирина Борисовна

Смоленский государственный университет (г. Смоленск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СМОЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КОНЦА

Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье, на основе изучения и анализа широкого спектра архивных материалов и опубликованных источников, обозначено содержание и направленность педагогической деятельности смоленских учителей конца Х1Х - начала ХХ века. Авторами делается вывод об отражении в деятельности учителей, обусловленной их профессиональными установками, прогрессивных педагогических идей того времени, о ее направленности на освоение учащимися «реальных» знаний, формирование у них высоких нравственных качеств. Как наиболее значимые, выделяются профессиональные установки педагогов на создание условий для сознательного и активного освоения учащимися изучаемого материала, развитие познавательного интереса, творческого потенциала учащихся в обучении, формирование у них навыка аналитической деятельности. Показано, что данные установки предопределили деятельностный, практико-ориентированный подход и широкое использование лабораторного и дискуссионного методов в обучении.

Подчеркивается, что организация внеурочной воспитательной работы отличалась разнообразием направлений и форм, среди которых особое место занимали кружки по интересам, многочисленные экскурсии, самодеятельный театр. Обращено внимание на патерналистскую направленность педагогической деятельности учителей, которая выражалась в создании благоприятных для развития учащихся условий, в заботе об их здоровье, в заинтересованности педагогов в благополучии воспитанников и их судьбе, в особом стиле педагогического общения.

Приведены отзывы выпускников смоленских учебных заведений о педагогической деятельности своих наставников, ее результативности. Их высокие оценки, наряду с другими историческими фактами, подтверждают прогрессивную направленность профессиональных установок смоленских учителей, их значимость для создания и развития отечественной системы образования.

Ключевые слова: профессиональные установки учителей; педагогическая деятельность; воспитательная работа; патернализм.

Annotation. The article deals with the professional views of the Smolensk teachers-innovators at the end of the XlXth - beginning of the XXth centuries in the context of the development of progressive national pedagogical idea. Based on the study and analysis of a wide range of archival materials and published sources, the authors conclude that progressive pedagogical ideas of that time are reflected in the pedagogical work of the teachers. It was aimed at mastering of «real» knowledge by students and the fothmation of high moral qualities among them. One of the most essential values was the importance of the development of cognitive interest and creative potential of students in their education and formation of analytical skills.

These views are shown to have predetermined actionable, practice oriented approach and wide use of laboratory and argumentative method of educating. It is emphasized that organization of extracurricular educational work was marked by the variety of directions and forms whereas different kinds of societies, numerous excursions and amateur theatre played an especially important role. The article pays attention to paternalistic orientation of pedagogical activity of teachers, that was expressed in creation of personality-oriented educational environment for students, in

taking care of their health, in teachers' personal interest in pupils' life and their prosperity, in individualization of pedagogical communication. The article contains the opinions of the graduates of Smolensk educational establishments about pedagogical activity of the teachers and its effectiveness. Their high appraisal, along with other historical facts, confirm the progressive orientation of professional views of the Smolensk teachers, their importance for creation and development of the national system of education.

Keywords:professional views; teachers-innovators; pedagogical activity; educational work; paternalism.

Введение. Исследование развития педагогической мысли, сущности и направленности деятельности педагогов-практиков на рубеже Х1Х-ХХ веков в России на протяжении десятилетий остается одним из актуальных направлений изучения и осмысления проблем и путей развития отечественного образования.

Вторая половина Х1Х века для России - время значительных социально- экономических и политических событий. Социально-культурная ситуация, создавшаяся в России после отмены крепостного права и реформ 1860-х годов, повлекла за собой процессы активизации общественно-педагогического движения и развития педагогической мысли. Начавшийся процесс индустриализации поставил под сомнение соответствие образовательных запросов государства и общества уровню развития образования, содержанию и методам обучения в массовой школе. Специалисты в области истории педагогики связывают развитие педагогической мысли этого периода как с проблемами дидактики, организацией народных школ и нравственным воспитанием - традиционными для того времени направлениями зарождающейся педагогической науки, так и с такими новаторскими педагогическими концепциям, как экспериментальная педагогика, теория свободного воспитания и идеи «трудовой школы». Отражением этих педагогических идей становится прогрессивная практическая деятельность учителей как в центре России, так и в ее провинции.

Предметом рассмотрения в статье являются профессиональные установки смоленских учителей на рубеже Х1Х-ХХ веков, определившие, по сути, новаторскую для этого периода направленность их педагогической деятельности Проводимое нами исследование базируется на архивных материалах учебных заведений Смоленска, в которых работало немало неординарных педагогов. Источниковая база представлена как архивными, так и опубликованными документами. Важную информацию о приоритетах учителей в профессиональной сфере содержат протоколы заседаний педагогических советов и годовые отчеты гимназий, которые хранятся в фондах Государственного архива Смоленской области (Ф. 79. Смоленская частная гимназия Н.П. Евневича; Ф. 829. Смоленская Мариинская женская гимназия). Представляют интерес обращения выпускников учебных заведений в поддержку учителей, отстраненных от работы в советской школе в 1918 году (ф. 19. Смоленский губернский отдел народного образования). Эти документы, наряду с опубликованными воспоминаниями современников, дают материал для анализа и оценки профессиональных установок и предпочтений педагогов учебных заведений г. Смоленска, проявившихся в практико-ориентированном, деятельностном подходе к обучению, в приоритетности развития самостоятельности и творческого потенциала учащихся, потерналистской направленности педагогической деятельности, заботе о нравственном и физическом здоровье учеников.

Изложение основного материала статьи. Профессиональные установки педагогов и способы их реализации выделяются своей значимостью среди многочисленных факторов, определяющих сущность и особенности учебно-воспитательного процесса. Ряд ученых (Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, Е.Н. Соколов, И.А. Сапогова и др.) рассматривают профессиональную установку «как системное образование, компонентами которой выступают структура мотивов и направленность личности на определенную систему ценностей, опосредованную смысловым пространством конкретной профессии» [8, с. 143]. Профессиональная установка проявляется в личностном восприятии обстоятельств и условий деятельности, способах действий в этих условиях; обуславливает профессиональное самосознание, содержание, методы профессиональной деятельности и поступки личности. Современная школа, находящаяся в условиях реформирования, нуждается в приобщении к передовому опыту предшествующих поколений педагогов, которые закладывали отечественные традиции школьного образования. В связи с этим изучение профессиональных установок учителей и способов их реализации в конце XIX - начале XX века представляется авторам актуальным.

Обеспечение практической направленности и самостоятельности в обучении. Анализ документов показывает, что важнейшей установкой для учителей являлось обеспечение практико-ориентированного подхода к обучению, сознательного и активного освоения учащимися знаний в конкретной предметной области. В целях реализации этих установок преподаватели обращались к актуальному в тот период лабораторному методу. Одним из основателей этого метода в области преподавания физики стал преподаватель Смоленской губернской мужской гимназии Б.А. Герн[2, с. 283]. Лабораторный метод был направлен на развитие самостоятельности учащихся в обучении. Используя физические приборы, они под руководством учителя ставили опыты, убеждаясь в наличии закономерных связей физических явлений. Лабораторный метод стал приоритетным в педагогической практике выдающегося преподавателя математики Смоленской частной гимназии Н.П. Евневича ,А.Р. Эйгеса. Характеризуя свою методику, А.Р. Эйгес подчеркивал, что является «сторонником не отвлеченного диалектического метода, а лабораторного метода, т.е. примыкаю к тому направлению, которое отвергает чисто логическое построение курса математики и в основу обучения кладет развитие учащимися самодеятельности» [4,оп. 1, д. 61, л. 123].

Организация самостоятельной работы являлась приоритетом в преподавании естественных дисциплин в 1-м реальном училище. Наличие астрономических приборов позволяло регулярно проводить с учащимися практические занятия по астрономии. Реалисты под руководством преподавателя естествознания Л.И. Плетнера изучали растительный мир Смоленского региона на полевых практиках. Собранные растения оформлялись в гербарии, один из которых пополнил коллекцию Московского университета [4, оп. 1, д. 61, л. 76]. Аналогично строил учебный процесс преподаватель естествознания губернской мужской гимназии П.А. Спиридонов. Один из выпускников гимназии, известный исследователь родного края Г.В. Парфенов вспоминал: «В детстве, в школе осмысленное отношение к окружающей природе мне и моим товарищам любовно прививал и привил учитель естествознания биолог Петр Андреевич Спиридонов. В экскурсиях с нами в окрестностях города Смоленска он приучил нас собирать гербарий, минералы, образцы почв, окаменелости моллюсков, кости животных (мамонта и др.). Мы не только собирали, но под его руководством препарировали и определяли найденные материалы» [9, с. 49].

Развитие навыков самостоятельности и творческого начала в осмыслении исторического процесса и философских проблем в преподавании гуманитарных дисциплин. С целью развития способности к самостоятельному анализу гуманитарных процессов практиковались творческие работы учащихся, которые оформлялись в рефераты с последующей публичной защитой. В процессе работы над поставленной проблемой учащиеся приобретали навыки анализа первоисточников, научной литературы, учились обобщать и систематизировать материал, формулировать и аргументировать собственную позицию. Так, в частной гимназии Н.П. Евневича с успехом прошла защита реферата П. Александрова (будущего академика, выдающегося математика ХХ в.) «Вопросы, мучившие Фауста и их разрешение». Обсуждение затронутых в реферате философских вопросов вызвало оживленную дискуссию. В ходе дискуссии поднимались сложные мировоззренческие проблемы: мир как действительность и борьба; истоки зла в мире; человеческая жизнь как звено в цепи мирового процесса. Активно обсуждали старшеклассники и педагоги проблемы, поставленные в реферате ученика 8 класса М. Бяшкова «Волх Всеславич». Руководил подготовкой учащихся молодой преподаватель истории выпускник Московского университета А.А. Сахаров [5, оп. 1, д. 199, л. 52].

Метод дискуссии по сложнейшим философским вопросам широко использовал на своих уроках законоучитель общественной гимназии Л.А. Смирнов. Его коллега преподаватель русской словесности И.С. Коростелев умело подводил учащихся к обсуждению животрепещущих социальных проблем. «Не нужно слов, - подчеркивал П.С. Александров, - чтобы понять, как сильно способствовали эти беседы моему общему развитию далеко за пределами обязательного гимназического курса литературы »[1, с. 227].

Обеспечение формирования нравственных качеств воспитанников, расширение кругозора учащихся. Общение с учащимися педагогов не ограничивалось узкими рамками преподаваемого предмета. Они проявляли заинтересованность в развитии широких познавательных интересов своих воспитанников, в формировании нравственных начал их личности. Именно на это была направлена внеурочная учебно-воспитательная деятельность. В учебных заведениях Смоленска постоянно работали кружки, самодеятельные театральные студии, которые позволяли учащимся получать знания, навыки и развивать творческие способности в разнообразных сферах. В мужских учебных заведениях работали шахматные кружки. В тот период умение играть в шахматы рассматривалось в качестве необходимого навыка любого образованного человека. Общество высоко ценило умение связно и красиво изложить свою мысль. Развитию этих навыков способствовали не только уроки словесности и других гуманитарных наук, но и издание рукописных журналов. Так, в Общественной гимназии публиковались рассказы гимназистов в журнале «Юность», редактором которого был преподаватель математики В.К. Унтилов. Способности и интерес к драматическому искусству развивались в процессе постановки самодеятельных спектаклей. Приобщению к музыкальному творчеству способствовали кружки пения и инструментального искусства.

Смоленская общественность имела возможность посещать литературно-музыкальные вечера, спектакли, вокально-инструментальные концерты, подготовленные учащимися на высоком профессиональном уровне. Приведем некоторые примеры. Оркестр и хор 1 реального училища успешно выступал не только на школьных, но и на общегородских мероприятиях. Так, в 1912 году учащиеся реального училища организовали для широкой публики концерт песен, посвященных героям 1812 года, и представили ученический спектакль «Борис Годунов» [4, оп. 1, д. 61, л. 11]. В феврале 1914 года в зале Благородного собрания с большим успехом прошло представление детской оперы «Сон старого года», поставленный выдающейся виолончелисткой и музыкальным педагогом Ю.Н. Сабуровой силами учениц частной гимназии Е.И. Ровинской. Театральный кружок в Общественной гимназии вела учительница немецкого языка Л.Р. Ридек. С учащимися старших классов она поставила драму Шиллера «Вильгельм Телль» на немецком языке [1, с. 229].

Литературно-музыкальные вечера, концерты, спектакли, лектории, танцы организовывались в средних учебных заведениях Смоленска не реже одного раза в месяц. Вход на многие из этих мероприятий был платный. Собранные средства передавались на поддержку малообеспеченных учащихся. Например, в первом полугодии 1909/1910 учебного года родители и учащиеся Общественной гимназии провели «Осенний бал». Весь сбор (278 р. 11 коп.) пошел на оплату обучения беднейших учеников [5, оп. 1, д. 14, л. 28]. Благотворительность становилась нормой жизни учащихся. Их учителя и родители регулярно сдавали деньги в фонды многочисленных благотворительных организаций. Они «зарабатывали» деньги на благотворительность, принимая участие в концертах и спектаклях.

Воспитанию гражданских и патриотических чувств способствовали экскурсии по городу и его окрестностям. С 1911 года в Смоленске работал местный комитет по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий. Учащиеся всех учебных заведений города знакомились с героическим прошлым своих предков на экскурсиях по крепостной стене, посещая памятные места войны 1812 года. Законоучителя проводили экскурсии по Соборному холму, знакомили с экспозиций «Древнехранилища» Смоленского Церковно-археологического комитета. В педагогическую практику вошли учебные экскурсии в городском историческом музее и во вновь открытом музее княгини М.К. Тенишевой. О силе воздействия подобных экскурсий вспоминал краевед Г.В. Парфенов, который побывал на экскурсии известного смоленского историка С.П. Писарева. «С каким затаенным волнением и непривычным для детского возраста вниманием, -писал Г.В. Парфенов, - слушал я в первый и последний раз объяснения музея Писаревым. Какой новый мир глянул на меня со стен и витрин музея. Сколько любви и задушевной радости в словах и объяснениях музея Писаревым. Я был ошеломлен, взволнован, много новых слов, новых мыслей охватило меня. Передо мной раскрылась таинственная завеса неизвестного, имя которому - история» [14, с. 49].

Забота о здоровье учащихся. Малоподвижный образ жизни, перегруженность домашними заданиями, плохие домашние условия ряда учащихся, другие неблагоприятные факторы приводили к высокому уровню заболеваемости и смертности учащейся молодежи. Протоколы педагогических советов сохранили материалы, которые подтверждают озабоченность педагогов состоянием здоровья своих воспитанников. Например, в 1881 году учителя Мариинской гимназии обследовали жилищные условия учениц и пришли к неутешительным выводам: «Неудобная, грязная, сырая, лишенная воздуха квартира, недостаточная и не всегда здоровая пища, скудная, плохо защищающая от сырости и холода одежда, неимение необходимых учебных пособий, свеч и других необходимых предметов - вот условия, среди которых живут многие из наших учениц» [6, оп. 1, д. 18, д.43]. Педагогический коллектив наметил меры по улучшению ситуации: материальная помощь беднейшим гимназисткам, создание пансиона, обязательные прогулки на большой перемене и др.

В начале ХХ века Министерство народного просвещения приняло важные решения, направленные на улучшение здоровья учащихся, в том числе Циркуляр от 30 мая 1910 года о введении уроков гимнастики, как в мужских, так и в женских учебных заведениях. Гимназистки разучивали популярные в тот период шведские гимнастические упражнения. В мужских гимназиях и в реальном училище на уроках физкультуры учащиеся осваивали сокольскую гимнастику. Недостаток движения учащиеся компенсировали прогулками и подвижными играми на воздухе во время больших перемен. Так, воспитанники прогимназии Ф.В. Воронина в послеобеденное время выходили на часовую прогулку за крепостную стену [5, оп. 1, д. 48, л. 28]. Руководитель частной гимназии Н.П. Евневич добился от городских властей разрешения оборудовать на сажалке, расположенной недалеко от гимназии, каток. Гимназисты получили возможность кататься на коньках на больших переменах и после уроков [5, оп. 1, д. 19, л. 43]. Традицией учебных заведений города была организация загородных прогулок в конце учебного года. В проведении прогулок-пикников активное участие принимали не только учителя, но и родители учащихся.

На сохранение и улучшение здоровья учеников была направлена и просветительская работа, организуемая руководителями учебных заведений. В гимназии Н.П. Евневича проводился цикл лекций о борьбе с туберкулезом. При этом использовались технические средства: «туманные картинки» [5, оп. 1, д. 199, л. 2]. Начальница 2-й женской гимназии В.А. Ромейко-Гурко организовала лекторий по вопросам женской гигиены. Гимназистки из бедных семей посещали лекторий бесплатно. Расходы покрывались из общественных средств [10, с. 58].

Патерналистская направленность педагогической деятельности. Наивысшей ценностью для передовых педагогов был ученик, его успехи и насущные проблемы, будущая судьба. Данная установка, как было показано авторами в ранее опубликованных работах, определялась духовными приоритетами русской гуманистической философии и педагогики [3, с. 389-394]. Дни учебы должны были приносить ученику удовлетворение, ощущение полноценной благополучной жизни. На создание такой спокойной, созидательной атмосферы и были направлены усилия педагогических коллективов. Учителя частной гимназии Н.П. Евневича декларировали свое стремление «установить возможно простые и сердечные отношения между учащими и учащимися, полагая в основу взаимное доверие и любовь к делу» [5, оп. 1, д. 199, л. 1]. Эти слова не остались «фигурой речи». Благодаря усилиям педагогов гимназия приобрела славу лучшей в городе. Сохранилось письмо смоленского дантиста А. Г. Лобаса, посланное директору гимназии из Риги, куда переехала семья в 1911 году. Автор писал: «Пребывание в Вашей гимназии моих детей останется у меня на всю жизнь самым светлым воспоминанием. Я сильно сомневаюсь, чтобы мои дети когда-либо в училище здесь в немецкой стороне встретили такие гуманные и справедливые отношения, какие они встречали у Вас» [5, оп. 1, д. 199, л. 1].

Не только коллектив гимназии Н.П. Евневича сформировал благоприятный психологический микроклимат в своем учебном заведении. С теплотой вспоминали свои школьные годы, дружественную атмосферу, созданную учителями и наставницами выпускницы смоленских женских гимназий. Не случайно празднование 50-летия Мариинской гимназии в 1911 году превратилось в общегородской праздник. Множество теплых слов было сказано ученицами гимназии на юбилейном вечере. Те, которые не смогли приехать в Смоленск, прислали в адрес педагогического коллектива поздравительные телеграммы с глубокой благодарностью [11, с. 27]. Созданию благоприятной атмосферы в учебных заведениях способствовала объективность учителей, их справедливое отношением к своим воспитанникам. Текущие и экзаменационные оценки выставлялись исключительно в соответствии с продемонстрированными знаниями, «невзирая на лица». Так, директор гимназии Н.П. Евневич отказал в приеме сыну богатого банкира Иоффе. На вакантное место (действовала квота по приему в учебные заведения иудеев) был принят мальчик из бедной еврейской семьи, который получил на экзаменационных испытаниях более высокий балл. Преподаватель математики А.Р. Эйгес в сентябре 1917 года поставил неудовлетворительную оценку на выпускном экзамене сыну генерал-лейтенанта, инспектора запасных войск Западного фронта Александру Чижову [5, оп. 1, д. 17, л. 17].

Волновало педагогов не только настоящее, но и будущее воспитанников. Отстающих учеников не спешили отчислять из учебных заведений. Для них организовывали дополнительные занятия, назначали переэкзаменовки. Сложнее обстояло дело с учащимися, включившимися в революционное движение. Политическая полиция исключала их дальнейшее пребывание в учебных заведениях. Понимая эти угрозы, педагоги достаточно снисходительно относились к революционным увлечениям своих подопечных, «закрывая глаза» на распространение ими антиправительственной литературы. Так поступали преподаватели реального училища, губернской гимназии, гимназии Н.П. Евневича. В этом отношении типичен ответ директора 1 реального училища В.Н. Ярошевского на запрос жандармского управления по поводу учеников, причастных к кружку социалистов-революционеров. В.Н. Ярошевский описал их как юношей малоспособных к учению, «впавших в леность», лишенных родительской опеки, «тяжко забитых бедностью», и в итоге подчеркнул, что их «нельзя считать неблагонадежными» [4, оп. 1, д. 61, л. 11].

Гуманизация педагогического общения. Реализация вышеобозначенных ценностных профессиональных установок учителей была возможна только на основе неформального, личностного общения, индивидуального подхода педагога к ученику. Можно ли утверждать, что данная модель социального общения преобладала в учебных заведениях Смоленска? Исторические факты дают основания для положительного ответа на этот вопрос. Выпускницы смоленских женских гимназий, характеризуя своих учительниц, постоянно использовали слова: «добрейшая», «милейшая», «заботливая», «как нежно любящая мать», «справедливая и всегда ровная в обращении». Бывшие гимназисты характеризовали своих учителей не только как требовательных знатоков предмета, но и как справедливых, внимательных наставников. Так, В.Н. Ярошевский по мнению учащихся реального училища «берег личность каждого всякими способами», «подмечал индивидуальные особенности учащихся».

Ориентация учителей на личностный подход к учащимся подтверждается практикой приглашения их к себе домой «на чай». Такое приглашение означало непринужденную беседу о культурных процессах в современной России, знакомство с библиотекой преподавателя. Известно, что преподаватель словесности общественной гимназии И.С. Коростылев позволял учащимся пользоваться его библиотекой, которая содержала кроме легальной литературы запрещенные книги Чернышевского и Герцена. Из воспоминаний академика П.С. Александрова мы узнаем, что преподавательница немецкого языка общественной гимназии Л.Р. Ридек нередко приглашала учеников в свой дом, окруженный садом. Угощая чаем, беседовала с ними

только по-немецки, затрагивая в разговоре самые разнообразные, интересные для молодежи вопросы [1, с. 229].

Опираясь на исторические факты, можно утверждать, что педагогическая деятельность смоленских учителей была достаточно эффективной. Косвенно это подтверждается тем, что многие выпускники смоленских мужских гимназий смогли поступить в престижные университеты страны. Не случайно в Смоленске в то время становится традицией организация балов для студентов Петербургского университета - выпускников смоленских гимназий, проводившихся на рождественских каникулах. В частной гимназии Н.П. Евневича, преобразованной в 1915 году в Общественную, обучались два будущих академика П.С. Александров и Л.А. Люстерник [12, с. 14]. Выпускницы женских гимназий становились преподавательницами учебных заведений Смоленска, занимали ответственные должности в системе образования. Так,например, выпускница Смоленской Мариинской гимназии Е.М. Можайская с 1903 по 1918 год исполняла обязанности начальницы этого учебного заведения. Выпускница Мариинской гимназии

B.А. Ромейко-Гурко 10 лет возглавляла 2-ю женскую гимназию (с 1901 по 1911 год).

Обращает на себя внимание высокая оценка выпускниками смоленских учебных заведений уровня полученного образования, атмосферы, в которой протекал учебный процесс, профессионального мастерства педагогов и личностного общения с ними. Приведем типичные примеры. Выпускницы Мариинской гимназии подчеркивали, что сохраняют глубокую духовную связь со своей учительницей Е.М. Можайской, которая в годы их учебы внимательно относилась к их проблемам, помогала не только в учебе, но и поддерживала бедных учениц материально [4, оп. 1, д. 61, л. 66]. Вспоминая начальницу 2-й женской гимназии М.М. Ромейко-Гурко, выпускницы подчеркивали, что она проводила с ними коллективные чтения, беседы, «старалась сблизиться с нами и содействовать нашему развитию» [4, оп. 1, д. 61, л. 77]. У преподавательницы немецкого языка 2-й женской гимназии Э.О. Мирзалис выпускницы признавали «редкий педагогический талант», выражали своей бывшей учительнице «любовь и признательность» [4, оп. 1, д. 61, л. 93]. П.С. Александров, свободно владевший французским языком, отмечал, что именно учительница Общественной гимназии Ж.К. Залесская сыграла в этом большую роль. «У нее, - вспоминал академик, - я научился недостававшей мне грамматики настолько, что в дальнейшем мог свободно писать по-французски свои работы и даже предисловия и послесловия к ним более литературного, чем математического характера» [Александров, 1979, 225]. С особой благодарностью относился П.С. Александров к своему учителю математики А.Р. Эйгесу. «Считаю необходимым отметить, - подчеркивал он, - что я всецело считаю себя обязанным ему в отношении пробуждения и развития моих математических способностей и моего математического образования» [4, оп. 1, д. 61, л. 124]. Высокие оценки, данные смоленским учителям академиком П.С. Александровым, особенно весомы, поскольку он сам являлся не только выдающимся теоретиком, ученым-математиком, но и прекрасным педагогом.

Выводы. Таким образом, анализ архивных документов и опубликованных источников, позволяет сделать вывод о том, что прогрессивная, по сути, новаторская для своего времени деятельность смоленских учителей в конце Х1 Х - начале ХХ века была обусловлена профессиональными установками, базирующимися на гуманистической системе ценностей. Центральное место в этой системе занимала личность ребенка. Практическая направленность обучения способствовала развитию у учеников познавательной деятельности, творческого подхода к усвоению знаний. В процессе преподавания гуманитарных дисциплин у них формировались навыки самостоятельной аналитической деятельности. Разнообразная внеклассная работа способствовала формированию нравственных качеств личности. Гуманистические ценности учителей нашли воплощение в патерналистской направленности педагогической деятельности, осуществляемой в контексте передовых педагогических концепций конца XIX - начала XX веков, закрепляющей и развивающей лучшие традиции отечественного образования.

Литература:

1. Александров П.С. Страницы автобиографии // Успехи математических наук. 1979. Т. 34, вып. 6(210).

C. 219-249.

2. Бражников М.А., Пурышева Н.С. Становление методики обучения физике в России как педагогической науки и практики. М.: Прометей, 2015. 505 с.

3. Глебова Г.Ф., Мануилова И.Б. Русские философы о становлении личности и гуманизации образования // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 4(40). С. 389-394.

4. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 19. Смоленский губернский отдел народного образования.

5. ГАСО. Ф. 79. Смоленская частная гимназия Н.П. Евневича.

6. ГАСО. Ф. 829. Смоленская Мариинская гимназия.

7. Донина И.А. Становление и развитие идей маркетинга в образовании (историко-педагогический анализ) /Донина И.А.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6-1. С. 206-209.

8. Еремина Н.Ю. Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. №6-1 том10. С. 142-147.

9. Иванов М. Г.В. Парфенов: археолог, педагог, музейный деятель // Край Смоленский. 2016. № 1. С. 39-44.

10. Исторический очерк и отчет о деятельности Педагогического и Попечительного Советов Смоленской 2-й женской гимназии. 1886-1911 / сост. И.В. Федоров, В.А. Кестнер. Смоленск, 1911. 109 с.

11. Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии. 1861-1911 / сост. П.П. Любимов. Смоленск, 1913. 189 с.

12. Калыгина В. Александр Романович Эйгес и его ученики // Край Смоленский. 2014. № 5. С. 9-16.

13. Медведев А.П. Краткая история педагогики в культурно-историческом аспекте. СПб., 1914.

14. Парфенов Г. Записки краеведа // Край Смоленский. 2016. № 1. С. 45-49.

15. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений/Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.

Педагогика

УДК 159.922.72:37.015.31

доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. В статье представлены основные направления работы международного детско-молодежного центра «Ай-Кэмп» (Республика Крым) по социально-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков; рассмотрены стратегические цели и задачи функционирования центра; внесены предложения по улучшению методической работы с одаренными учащимися в период летнего отдыха.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, одаренность, центр «Ай-Кэмп».

Annotation. This paper presents the main directions of work of the international centre "I-Camp" for children and youth (The Republic of Crimea) on social-pedagogical support of gifted children and adolescents; there have been considered the strategic objectives and tasks of the functioning of the centre; there have been made suggestions for improving methodological work with gifted students during summer holidays.

Keywords: social-pedagogical support, talent, center "I-Camp".

Введение. В целом анализ научной литературы показывает, что проблема одаренности получила статус государственно значимой в большинстве стран, что привело к формированию социального запроса на ее исследования. Существует множество подходов к понятию одаренности, из-за чего нет и до сих пор ее четкого определения. Так, к настоящему времени исследована природа одаренности (В. Александер, В. Бастендорф, Г. Вебб, Д. Векслер, Е. Галантер, Т. Гассер, Дж. Миллер, Д. Молфезе, К. Прибрам, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е. Шафер, Дж. Эртл и др.), определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (К. Абромс, Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, Э.А. Голубева, Е.Н. Задорина, А. Карне, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкина, Ф. Монкс, В.И. Панов, К. Перлет, А. Савенков, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.). Кроме того, рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев,

B.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), обосновано значение общих способностей как основы развития способностей специальных (Б.Г. Ананьев,

C.Л. Рубинштейн). Изучена структура конкретных способностей (В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, И.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.).

Для представленного исследования также особо актуальным является определение Е. Н. Кульчицкой, которая рассматривает одаренность как системно-личностное образование, определяемое природными особенностями организма человека (сенсорные, моторные, интеллектуальные компоненты высокой энергетичности). Ученая отмечает что, одаренность состоит из высокого уровня интеллекта, творческих способностей и мотивационного компонента [3].

Важность социально-педагогического сопровождения одаренности обусловлена значительным количеством социально-психологических проблем одаренных детей. К ним относятся: проблемы в общении с одноклассниками; нарушение взаимодействия с учителями; недоразумения с родителями; проявления девиантного поведения (в т.ч. прогул уроков) отсутствие навыков о социальной поведения на разных уровнях (от бытового до общественного) и др. Педагог-новатор О. С. Газман рассматривает социально-педагогическую поддержку как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем. Он выделяет следующие основные направления поддержки одаренных детей, такие как: 1) способствовать и уверенность в полноценной жизни в обществе, поиск в нем своего места, сформированность адекватной Я-концепции;

2) формирование у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

3) преодоление психологической изоляции одаренных детей в детских и подростковых коллективах. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей, кроме перечисленных выше, включает работу по оптимизации взаимодействия ребенка с ближайшим окружением [2].

Перед современными детскими и молодежными организациями и центрами стоит задача формировать и укреплять у обучающихся внутренние источники мотивации не только к учебной деятельности, но и к саморазвитию интеллектуальных, творческих способностей, а также к успешной социализации. Сегодня крайне необходимо создавать ситуации успеха, развивать творческую, поисковую, исследовательскую активность и навыки коллективно согласованных действий детей и подростков.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - раскрыть основные направления опыты работы международного детско-молодежного центра «Ай-Кэмп» (Республика Крым) по социально-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков.

Изложение основного материала статьи. Основной задачей детского отдыха, как считает администрация и педагогический коллектив международного детско-молодежного центра «Ай-Кэмп» (Республика Крым) является формирование и развитие социально зрелой и творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса.

Для ее решения в условиях центра созданы условия для внутреннего роста отдыхающих ребят, развития их духовных, нравственных и интеллектуальных качеств, формирования навыков самостоятельности, открытия жизненных ценностей, наработки жизненного опыта и т.д.

В качестве общих стратегических целей функционирования центра «Ай- Кэмп» выбраны: - воспитание морально и физически здорового поколения; - сопровождение талантливой молодежи, и на этой основе обогащение интеллектуального, творческого, культурного потенциала государства; - развитие естественных позитивных склонностей, способностей и одаренности детей и подростков, потребности и умения самосовершенствоваться, формирование гражданской позиции, собственного достоинства, готовности к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.