УДК 700-799.79
О.А.Подымова
КОНТЕКСТНЫЕ СВЯЗИ ФОЛЬКЛОРА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье анализируется современный уровень знаний о природе фольклора как одного из важнейших компонентов целостной системы народной традиционной культуры. Специфика контекстных связей фольклора, обусловленная его устной природой, позволяет рассматривать контекст как необходимое условие реализации текста. Контекстуальный подход приобретает особую значимость в вопросах преемственности художественных традиций, в интерпретации фольклорных текстов. Автором ставится проблема о необходимости восстановления контекстных связей фольклора в процессе освоения песенной традиции, обосновывается метод творческого моделирования фольклорно-этнографи-ческих текстов.
Ключевые слова: Ключевые слова: актуализация традиции, контекстные связи, освоение песенной традиции, интерпретация фольклорного текста, творческое моделирование.
Olga Anatolyevna Podymova contextual communications OF folklore: kultorologic-hesky aspect
In the article contemporary standard of knowledge about nature of folklore as one of the most important components of the integral system of people traditional culture is analyzed. The specific character of the contextual connections of folklore, caused by its oral nature, makes it possible to examine context as the necessary condition of the realization of text. Contextual approach acquires special significance in questions of the succession of artistic traditions, in the interpretation of folklore texts. By the author is placed problem about the need of restoring the contextual connections of folklore in the process ofthe mastery ofsong tradition, the method ofthe creative simulation of folklore- ethnographical texts is based.
Keywords: The keywords: the updating of tradition, contextual connections, the mastery of song tradition, the interpretation of folklore text, creative simulation.
Проблема освоения фольклора, а тем более возвращения ему статуса «бытования» - одна из острейших для всех, кто причастен к этому виду деятельности. Процесс «вживания» исполнителя в традиционную народную культуру - явление сложное и противоречивое, зависящее от степени проникновения в саму сущность того или иного явления народной культуры, понимания его особой природы. В современной художественной практике молодое поколение способно открывать для себя не только возможность активного «действования» в традиционных формах народной культуры, но и обретения смысловой направленности своей будущей профессии.
Освоение музыкально-песенного фольклора - узел, где смыкаются теория и практика, где вступают в острую дискуссию разные подходы к фольклорным явлениям, где осуществляется понимание места фольклора в современном искусстве, в жизни каждого человека. Освоение исполнительской традиции - это лаборатория, где вырабатываются и апробируются: аутентичные приемы исполнения, методы работы с фольклорным текстом, происходит осмысление границ его адаптивных возможностей, применительно к современности, проверяется творческий потенциал данного фольклорного текста.
Современная практика приобщения к традиционным ценностям - это самая «горячая» точка и самое «горнее» место, где традиция прорастает в современниках, превращая их в «посвященных», а впоследствии - в ревностных защитников этих ценностей. Вступая в диалог с народной традицией через ее творческое постижение, исполнители активно внедряются в «святая святых» - сердцевину народного творчества и одновременно заглядывают в тайники своей исторической памяти.
Не секрет, что в современном обществе продолжает широко бытовать отношение к фольклору как чуждому современности реликтовому явлению. Однако все больше раздается голосов, ратующих за использование фольклора в целях нравственного, художественно - эстетического воспитания, а также в целях сохранения самих традиций народной культуры как богатейшего источника духовности и красоты. Известный фольклорист и апологет традиций народной культуры - А.М.Мехнецов, констатируя чрезвычайную остроту вопросов экологии культуры в настоящее время, заявляет, что «фундаментальность истин, приобретенных человечеством в формах народной традиционной культуры, остается за пределами общества... Суть культурно-экологического подхода состоит в бережном отношении, сохранении, поддержке, актуализации действенной силы народных традиций...- задачи, решение которой может состояться лишь при волевом усилии, сообща, - сегодня и неотложно» [6, С.361].
Это высказывание перекликается с разрабатываемой ныне в Российском институте культурологии программой по сохранению и актуализации нематериального наследия. В ней говорится, что магистральной тенденцией современного социокультурного развития является переход от декларировавшегося ранее использования наследия к его творческому освоению [3, с.27].
Важным моментом в разработках ученых этого института является понятие «нематериальное наследие», включение в это понятие не только объектов наследия, но также и способов наследования и
социальных механизмов передачи традиции от человека к человеку. Ключевым словом при определении «нематериального наследия» является традиция. Как известно, традиция включает в себя как объекты наследия, так и процессы, т.е. способы наследования, социальные механизмы передачи. Но актуализация «нематериального наследия» невозможна без человека - носителя традиции: «Живая подлинная традиция предполагает наличие ее аутентичных носителей и механизмов ретрансляции от поколения к поколению. В случае прерванной традиции ее реконструкция нередко осуществляется усилиями специалистов, берущих на себя роль носителя традиции. В этом случае обеспечивается максимальная научность реконструкции или модели» [там же, 37]. Возникает необходимость и теоретического осмысления многовекового опыта с позиций современного научного знания.
Народная песня, по словам Лобковой Г.В., «особая духовная субстанция, живая память, предстает как воплощение и выражение души народа, особенностей его мировосприятия, характера чувствований, жизненных устремлений» [5, с. 121]. Раскрыть богатство смыслов, заложенных в каждом явлении фольклорной культуры - непростая задача, требующая усилий и ученых, и практиков.
Комплексный подход к явлениям фольклора как целостности и определяет дальнейший ход теоретических исследований этого феномена, в которых первым шагом должна быть процедура, связанная с уточнением значения термина «фольклор».
В современной науке отсутствует единое понимание значения этого термина. Объем обозначаемых им видов народной культуры в разных трудах то расширялся1, то сужался. В итоге в научной литературе на славянских языках преобладающим стало обозначение термином фольклор комплекса «словесно-музыкально - хореографических, игровых и драматических видов народного творчества», подробно разработанное В.Е. Гусевым в его труде «Эстетика фольклора»[1, с.5].
Данное определение должно быть положено в основу дальнейшего изложения избранной темы исследования, т.к. здесь область художественной практики отделена от других областей народной духовной культуры. При исследовании исполнительской традиции оказывается принципиально важной сама связь художественных (в данном случае песенных) форм с областью нехудожественных явлений. Как известно, отличительная черта народной художественной культуры - ее непосредственная связь с природной средой и со всей социальной практикой народных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «прикладной» характер всех видов народного творчества.
Философский подход к рассмотрению функций фольклора как особого вида творческой деятельности народа в ряду общей концепции происхождения и эволюции искусства можно найти в «Морфологии искусства» М.С. Кагана. Уделяя особое внимание бифункциональности, синкретичности ранних форм народного искусства, ученый отметил весьма существенную общую закономерность в истории культуры, где «действуют две противоположно направленные силы - стремление художественного творчестве освободиться от исходной связи с практической деятельностью и стремление сохранить эту связь или даже установить новые того же рода"[2, с.205].
Если это положение справедливо по отношению к художественной деятельности в целом, то оно справедливо и для народной художественной культуры. Дело в том, что ей свойственна не только "исходная связь" с практической деятельностью, но и стабильная органическая связь со всей производственной и социальной практикой народа на всем протяжении истории культуры. Более того, выделение ее традиционных форм в качестве собственно или «чисто» художественной деятельности условно. В самом деле, эффект от фольклорного произведения, распространяемого в формах печатной культуры, далеко не тот же самый, что эффект от фольклорного действия, представляющего коллективное поведение со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Ситуативность и функциональность - исходные качества произведений фольклора и непременные условия их возникновения и существования, они определяют место и роль этих произведений в жизни, в быту. Как утверждает Б.Н.Путилов, они же обуславливают тот комплекс внутренних свойств и закономерностей, которые можно определить как целостный фольклорный ряд. Художественное содержание этих произведений, их образность, поэтическая организация неотделимы от их функциональности, все в них направлено ею и соотнесено с нею [7, с.30-32].
Формирование жизненных смыслов в русле народной традиционной культуре восходит к категориям синкретически целостного нерасчлененного сознания, которое охватывает различные
1«Фольклор (в более широком смысле часть традиционной народной культуры) — это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества» (Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редкол.: К.П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск: Наука i тэхшка, 1993.
стороны явления и процессы жизни, природы и человека в их взаимосвязи и соподчиненности. Отсюда и каждый факт традиционной культуры не может, не теряя важнейших смысловых элементов, существовать вне системных отношений, обусловленных природой культуры данного типа.
Необходимость поиска новых методов исследования фольклора, переход к изучению фольклорных текстов в социокультурном контексте - задачи, стоящие перед исследователями. Современный уровень знаний о природе фольклора закономерно приводит к мысли о системном характере народной художественной культуры, ее целостности, единицами которой являются не отдельные произведения, будь то песня, сказ, а целостные фольклорные акты, фольклорные «действа». В целях системного изучения фольклора основатель Санкт-Петербургской школы фольклористов -Мехнецов А.М. вводит новую научную категорию «фольклорно-этнографический текст», которая раскрывается как «законченный в функционально-содержа-тельном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передается художественными средствами выражения» [цит. по 4, с. 11]. При таком подходе художественная форма -фольклорный текст рассматривается в контексте жизненной среды, трудовых процессов, обрядовой практики, образующих среду исполнения. Понятие контекст исследователями этой школы понимается достаточно широко: «это не просто условия реализации текста, но и культурная традиция в целом» [там же, с.12].
Как правило, внимание некоторой категории фольклористов привлекает преимущественно фольклорный (вербальный или музыкальный) текст [10]. Использование категории «текст» позволяет подчеркнуть особую коммуникативную направленность явлений фольклора, т.е. включенность его в процесс воссоздания, «трансляции» традиции [там же, с.14]. Исследователи довольно рано стали осознавать взаимосвязь текста и контекста. Специфика контекстных связей в фольклоре продиктована самой природой данного феномена, его инклюзивностью, т.е. включенностью всей фольклорной культуры в систему жизнедеятельности этноса. [8, с.73].
Особое развитие контекстуальные идеи приобрели с развитием функционального метода. В широко известной работе Б.Н.Путилова «Фольклор и народная культура» ученым раскрывается многообразие связей фольклора с внефольклорным миром. На богатом этнографическом материале им обнаружена типология функциональных связей фольклора, развита идея взаимообусловленности текста и контекста, прослежены этапы формирования контекстуального подхода в отечественной и зарубежной фольклористике [Там же, с. 119-129].
Необходимость теоретического обоснования контекстного подхода в исполнительстве продиктована, прежде всего, актуальными задачами освоения традиционной песенной культуры в современных социокультурных условиях. Стремление показать песню в ее культурно-историческом контексте, придать песне черты наибольшей достоверности, подлинности были свойственны коллективам народной песни с самого начала зарождения этой формы хорового исполнительства. Вопросы интерпретации народной песни, сохранения ее творческой природы до настоящего времени являются злободневными в исполнительской практике. Как, не исказив природы народной песни, представить ее не только доступной и привлекательной для восприятия современника, но и донести сам дух народного творчества?
Народное песенное творчество, ни рассчитанное по своей природе на пассивное участие, не знает четкого деления на активно созидающих людей и на пассивно воспринимающих, а также четкого деления на творцов, созидающих принципиально новое и исполнителей, репродуцирующих ранее созданное произведение. «Древнейшая форма художественного творчества — это не зрелище, обращенное к эстетическому созерцанию публики, а самодеятельность коллектива, в которой должен был участвовать каждый, ибо общество интуитивно ощущало великую пользу этого способа социального самовоспитания всех своих членов, хотя интерпретировало ее фантастически, на уровне наивных религиозных представлений»[2, с.259].
Народное творчество не замкнуто, оно как бы приглашает принять участие всех и каждого в нем. Поставленное в положение информанта, оно предполагает информировать не только о художественных проявлениях народного быта, но и обо всем комплексе действа, взаимоотношений, жизненных обстоятельств, связанных с ними. В каждом фольклорно-этнографическом действе, будь то свадьба или календарный обряд обхода дворов с пением поздравительных песен, не только в определенный момент поются песни, но все участники действуют как персонажи со своими обязанностями и строгим распорядком поведения. Каждый руководитель коллектива русской песни, озабоченный необходимостью наиболее яркого и достоверного представления традиции, неизбежно приходит к необходимости организации песенного материала в крупные действия. И это, на наш взгляд, продуктивный путь постижения народного творчества, народной культуры, народного бытия, и адекватного прочтения его современниками.
Культура любого народа оставляет после себя не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной ею личности. Именно она, личность, является и продуктом, и
создателем данной культуры. Проблемы сохранения и возрождения народной традиционной культуры не могут быть решены без подготовки соответствующих специалистов, обладающих не только знаниями в этой области, но и соответствующими умениями и навыками практической работы по приобщению к ценностям народной художественной культуры своих современников и, прежде всего, детей и молодежи.
Деятельность в области народной художественной культуры, народных культурных традиций диктует особые подходы к подготовке специалиста, способного стать связующим звеном в разорванной цепи передачи традиций от поколения к поколению, носителем этих традиций. На необходимость сочетания научной и художественной подготовки указывал известный фольклорист Б.Н.Путилов в своей статье «Фольклор и художественная самодеятельность» [9]. Он же предупреждает об опасностях в работе с фольклором, которые заключаются в «кажущейся доступности в освоении фольклорных приемов», «мнимой легкости», в «поверхностности и приблизительности, которые оборачиваются очень скоро безвкусицей и просто халтурой» [9, с. 12].
Особое внимание Б.Н.Путилов обращает на вопросы научной подготовки в области этнографии, отмечая недостаточность знаний того, «что можно было бы назвать эстетикой живого бытования фольклора». Ученый указывает на этнографическую безграмотность руководителей фольклорных коллективов, что продолжает иметь место и по сей день. Автор статьи обращает внимание и на такой важнейший факт в подготовке квалифицированного специалиста, как ориентация не на фольклор вообще, а на знание его местной, областной специфики.
Не ограничиваясь чисто научной стороной восстановления этнографических связей фольклора, Путилов призывает начать интереснейшую работу "фольклорно-этнографического реставрационного порядка", вместе с тем поясняя условность термина "реставрация" применительно к художественной деятельности. "Народная песня на эстраде, по убеждению ученого, должна быть не просто спета, она должна быть поставлена".
Литература
1. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: «Наука», 1967.
2. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: «Искусство», 1972.
3. Каулен М.Е. «Актуализация нематериального наследия: формы и методы»// Фундаментальные проблемы культурологи: Том VI: Культурное наследие: от прошлого к будущему / Отв. Редактор Д.Л.Спивак. - М.; СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009.
4. Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы,
художественная система. - СПб.: «Дмитрий Булавин», 2000.
5. Лобкова Г.В. «Основные принципы системного изучения явлений народной традиционной музыкальной культуры» // Памяти Л.Л. Христиансена. (Сборник статей) - М.: «Композитор», 2010.
6. Мехнецов А.М. «О задачах комплексного исследования фольклора»//Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том I.- М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005.
7. Путилов Б.Н. Теоретические проблемы современной фольклористики. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006.
8. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 2003.
9. Путилов Б.Н. Фольклор и художественная самодеятельность// Фольклор и художественная самодеятельность. Отв. ред. Новиков Н.В. - Л.: «Наука», 1968.
10. Фольклорный текст - целостная в смысловом отношении единица содержания в поле культурной традиции, выраженная средствами одной или нескольких семиотических систем (Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. - СПб: «Дмитрий Булавин», 2000. С.12.