УДК 398+019.912
UDC 398+019.912
Н.В. КУРГУЗОВА
кандидат филологических наук, доцент, кафедра истории русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marusia_nb@mail.ru
N.V. KURGUZOVA
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of history of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University named after I.S.Turgenev E-mail: marusia_nb@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ СОБИРАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА ОРЛОВСКОГО КРАЯ SOME RESULTS OF COLLECTING AND STUDYING FOLKLORE OF THE OREL REGION
В статье рассматривается история собирания и публикации традиционного фольклора Орловского края начиная с XIX века. Анализируются подходы к публикации орловского фольклора и основные сборники фольклорных текстов. Прослеживаются основные тенденции в исследовании традиционного и современного фольклора региона.
Ключевые слова: собирание, фольклорные сборники, региональный фольклор.
The article considers the history of collecting and publishing the traditional folklore of the Orel region., starting in the 19th century. The author analyzes the approaches to publishing the Orelfolklore and the major collections of folklore texts. The main trends in the study of the traditional and modern folklore of the region are tracked.
Keywords: collecting, folklore collections, regional folklore.
Историясобиранияиизученияфольклора Орловской области насчитывает более ста пятидесяти лет. Данная статья ни в коей мере не претендует на исчерпывающее изложение этой истории, а лишь намечает ее некоторые вехи. В обзоре публикаций и исследований мы делали акцент на филологический и этнографический аспекты изучения фольклорных текстов. При создании этой статьи мы опирались на данные библиографических указателей «Русский фольклор» [1-10] и «Традиционная культура Орловщины» [11].
Фольклор Орловского края находится в центре внимания исследователей с 40-х годов XIX века. Одной из самых ранних публикаций календарного и свадебного фольклора стала статья в журнале «Северное обозрение» (1849)1. Систематическая же собирательская работа связана с именем Петра Киреевского и его последователей. Именно тогда П.В.Киреевский совершил первую фольклорную экспедицию по Орловской губернии. С этого времени и началась профессиональная запись произведений устного народного творчества. Одним из первых в этой серии работ вышел сборник М. Стаховича (1851-1854), содержавший в себе помимо текстов лирических песен музыкальные ноты с аранжировками народных мелодий для фортепьяно и семиструнной гитары. В сборник вошли песни, записанные в Воронежской, Тамбовской и Орловской губерниях2.
Судьба материалов, собранных П.В. Киреевским
1 Орловская старина: (Из записок тамошнего сторожила) // Северное обозрение. 1849. т.2. №9. с. 774-785.
2 Собрание русских народных песен. Текст и мелодии собрал и музыку аранжировал для фортепьяно и семиструнной гитары М.А. Стахович. СПб, 1851-1854. - тетр. 1-4.
и его корреспондентами, оказалась очень сложной. Общество любителей Российской словесности получило в свое распоряжение архив П. Киреевского в феврале 1860 года и тотчас приступило к его разработке. Сам Киреевский, умерший в 1856 году, успел обнародовать очень немногое. На протяжении 60-70-х годов XIX века Общество издало под редакцией П.А. Бессонова десять выпусков былевых и исторических песен, шесть выпусков духовных стихов и значительное количество белорусских песен. После этого работа прервалась почти на двадцать лет. В 1907 году работа возобновлена под руководством В.Ф. Миллера и М.Н. Сперанского, выпустивших Новую серию. Эта серия содержит лирические песни обрядовые и необрядовые. В 1911 году удалось издать первый выпуск, объемом 22 печатных листа. Осенью 1917 года под руководством М.Н. Сперанского стал печататься второй выпуск Новой серии, который должен был стать последним, но в связи с революционными событиями и тяжелыми условиями жизни вышла только первая часть второго выпуска. Лишь в 1929 году оказалось возможным довести издание до полного конца. Во вторую часть второго выпуска были включены и недостающие материалы Собрания Киреевского из архива Бессонова. Бумаги Бессонова по его смерти были приобретены П. Щукиным. И недостающая часть Собрания была обнаружена в бумагах П. Щукина, хранившихся в ГИМ, таким образом, была дополнена часть необрядовых песен, главным образом игровых, были найдены и пятьдесят песен в записи А. Пушкина. В сборник 1929 года вошли необрядовые песни Тульской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Симбирской, Саратовской, Оренбургской, Уфимской,
© Н.В. Кургузова © N.V. Kurguzova
Казанской, нижегородской, Владимирской губерний. Песни, собранные в Орловской губернии, представлены номерами 1925-23 563. Однако и в этом случае не были опубликованы все материалы из Собрания Киреевского. В томе 79 серии «Литературное наследство» (1968) были помещены коллекции песен, собранные для П.В. Киреевского русскими писателями из вновь найденных частей архива фольклориста. Песни группируются вокруг имени собирателя безотносительно к географическому принципу. Исходя из фактов биографии собирателя, можно предположить регион собирания4. В 1986 году Академией Наук СССР были изданы два тома записей П.И. Якушкина в Собрании П. Киреевского из архивов П. Киреевского и П. Бессонова. Записи расположены в хронологическом порядке и отражают путь формирования методики собирательской работы в сознании фольклориста5.
Начинания П. Киреевского в начале двадцатого века воспринимались современниками как часть истории минувшего столетия и становились приметой литературно-общественной жизни эпохи. Так, воспоминания о работе П. Киреевского вместе с воспоминаниями об исполнении народных песен и драм крепостными И. Тургенева вошли в книгу Н.М. Гутьяра «Иван Сергеевич Тургенев»6. О деятельности П. Киреевского писал М. Гершензон в книге «Образы прошлого» (1912). Помимо подробного портрета П. Киреевского в очерке можно найти и историю собирания народных песен, создания знаменитого Собрания7.
В настоящее время информацию о роли Орловского края в судьбах П.В. Киреевского и П.И. Якушкина посвящены работы многие работы, в том числе и Б.А. Леоновой8. Автор опирается не только на ранее опубликованные биографии, но и на вновь выявленные и малоизвестные материалы, в том числе - собственные изыскания. Издание снабжено иллюстрациями и приложениями, содержащими, в частности, труднодоступные ныне документальные и мемуарные свидетельства, тексты, принадлежащие перу самих фольклористов.
Собиранием народных песен в Орловской гу-
3 Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия . Вып. II, ч. II / Под ред. М.Н. Сперанского. М., 1929.
4 Литературное наследство. Т.79. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. Киреевского. М, 1968.
5 Собрание народных песен П. Киреевского. Записи П. Якушкина. В 2-х т. / Отв. ред А.А. Горелов. Л., 1983-1986.
6 Гутьяр Н.М. Иван Сергеевич Тургенев. Юрьев, 1907.
7 Гершензон М. Образы прошлого. М., 1912.
8 ИвушкинаЭ.А., Леонова Б.А., Степанова Е.Ю. П.И.Якушкин
- смолянин и орловец// Письменность и культура Смоленщины.
История и современность: Сб. статей. Смоленск: Смоленский пед. ун-
т, 2000. С.174-181. Леонова Б.А. П.В. Киреевский - библиофил, чита-
тель, исследователь// Тезисы Шестых Всероссийских чтений «Оптина
пустынь и русская культура», посвященных братьям Киреевским.
Калуга, Калужский государственный педагогический университет
им. К.Э. Циолковского, 2006. С.32-35. Леонова Б.А. Народные этио-
логические легенды в записях П.И. Якушкина// Славянский сборник:
Материалы Международных Славянских Чтений: «Духовные ценно-
сти и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего
тысячелетия». - Вып. 6. Орел: ОГИИК, 2007. С.38-40. Леонова Б.А. У
истоков русской фольклористики (Знаменитые орловцы - исследова-
тели народного творчества). Орёл: ОГИИК,2012.
бернии занимался не только П.В. Киреевский. К сожалению, остались неопубликованными песни, собранные В. Алексеевым и Н. Каревым в Орловской и Новгородской губерниях в 1898 и 1899 годах.9 Т.А. Мартемьянов размышлял на тему особенностей бытования «Комарицкой» и «Барыни», практически забытых для современного крестьянина, благодаря скандальному содержанию текстов. Исследователь публикует «неопальные» куплеты этих песен и предлагает вниманию читателя размышления об исторической подоплеке возникновения этих сюжетов в Орловской губернии, связывая их содержание с общим характером населения губернии в том виде, в каком оно существовало при Смутном времени. В качестве аргументов автор предлагает сопоставление песенных и исторических персонажей10.
В .Н. Добровольский в обеих своих статьях предлагает вниманию читателей сопоставительный анализ фольклора Орловской и других сопредельных областей. Так в статье «Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний» (1902) большую часть работы занимает публикация календарного (овсень, масленица, Чистый понедельник, Петров и Ильин дни) и семейного (крестины и сватовство) фольклора орловской губернии (с. Сабурово Мценского уезда)11. А вот статья 1905 года «Песни Дмитровского уезда Орловской губернии, записанные В.Н. Добровольским» содержит в себе краткую характеристику календарных и свадебных песен Дмитровского уезда в сравнении с песнями Смоленской губернии. Автор подробно останавливается на фонетических и грамматических особенностях, исполняемых в Дмитровском уезде песен, проводит сравнение местных эпитетов с эпитетами народных песен Смоленской губернии. В статье приводится подборка календарного и семейно-обрядового (свадьба, заговоры) фольклора, а также исторических песен и духовных стихов. Помимо фольклорного, в работе присутствует и подборка этнографического материала: народные календарные приметы, топонимы, гидронимы и фитонимы, деревенские прозвища12.
Информация о традиционных календарных праздниках приведена в книге Д. Святского «Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости» (1908). Помимо исторических рассуждений о характере религии древнего населения этой территории, в книге есть и интересные этнографические сведения о первом дне Петровского поста13.
9 Алексеев В., Карев Н. Народные песни, собранные в Орловской и Новгородской губерниях в 1898, 1899 годах. - 1899, 4с, рукопись.
10 Мартемьянов Т.А. Камаринская и Барыня (к истории народных песен) СПб, 1901. То же - Исторический вестник, 1900, №10, окт. С. 161-176.
11 Добровольский В.Н. Некоторые поверия, песни и обряды Орловской и Калужской губерний // ЖС, 1902, вып. II. С. 207-213.
12 Добровольский В.Н. Песни Дмитровского уезда Орловской губернии, записанные В.Н. Добровольским // ЖС, 1905, .№3, с.290-414.
13 Святский Д. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. Орел, 1908.
Но не только этнографический и диалектологический аспекты народных песен интересовали в то время исследователей. Игровые песни Орловской губернии становились и предметом социологического анализа положения женщины в патриархальной семье14.
М.Н. Сперанским были опубликованы шесть необрядовых лирических песен из тетрадей В. Караджича (1907). Песни в записях Караджича сопровождались пометками о том, что были записаны в Орловской губернии15. Публикация записей Караджича стала поводом к анализу словоупотребления в фольклорном тексте для Г. Ильинского16.
Тексты обрядовых и необрядовых лирических песен публикует Н. Иваненко17, В. Покровский18. Две необрядовые лирические песни опубликованы П. Россиевым в статье «Довески к народным песням» (1910)19. Подборку колыбельных песен опубликовал А.А. Чарушин, сопровождая ее этнографическими заметками о «первом детстве» крестьянских детей20. Колыбельные песни также публикует и И. Каллинников в статье «Присказки»21.
Особо следует отметить общерусские сборники народных песен, в которые издатели включали и записи, сделанные в Орловской губернии22. Это сборник П. Шейна23 «Великорус...» (вошли свадебные песни и причитания и погребальные обряды ряда губерний, в том числе и Орловской), сборники частушек Е. Елеонской24, загадок М. Рыбниковой25. Лирические песни Орловской губернии были включены в сборник русских народных песен, адресованный Музыкально-этнографической комиссией при Этнографическом отделении импера-
14 Комаровский Г. Женщина в патриархальной семье (на основе игрищенских песен Орловского уезда) // Вятские губернские ведомости. 1895. 20 сентября, №74; 4 октября №78; 7 октября №79; 11 октября .№80; 14 октября .№81.
15 Сперанский М.Н. В.С. Караджич и русская народная песня // ИОРЯС. 1907. Т. XII. Кн. 4. с. 277-285.
16 Ильинский Г. Еще о «лузях» // Русский филологический вестник. Варшава, 1908. Том LX. С. 203-204.
17 Иваненко Н. Этнографические материалы из Орловской губернии // ЖС, 1910, вып.4. отд.2. с.326-338.
18 Народная словесность: Обрядовые и бытовые песни / Сост. В. Покровский. М., 1891.
19 Россиев П. Довески к народным песням // Русский архив.
1910.
20 Чарушин А.А. Уход и воспитание детей у народа (Первое детство) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1914. №18. с. 589-600.
21 Присказки (Колыбельные песни). Сообщил И. Каллинников // ЖС, 1915. вып. 3, прил. С. 42-44.
22 Листопадов А.И. Записи народных песен в 1904 г. Поездка в донскую область для собирания казачьих и малорусских песен и записи великорусских песен Орловской и Пензенской губерний // Известия общества любителей естествознания, археологии и этнографии. Т. XCIV. С. 341-363. Маслов А., Подгородецкий Б. Сборник «1812 год в народных песнях». Стильная гармонизация для хоров однородного и смешанного. СПб, 1912. Русские старинные хоровые народные песни. СПб, 1907 (с нотами). Стихи, старины и песни для одного голоса с сопровождением фортепьяно положили А. Ильинский и А. Маслов. Ч.1. Великорусские песни. М. 1904.
23 Великорус .СПб, 1898-1900. Т.1., вып.2. с. 377-835.
24 Сборник великорусских частушек. Под ред. Е.Н. Елеонской. М., 1914.
25 Рыбникова М. Загадки. М.-Л., 1932.
торского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете младшим школьникам26.
Для 19 века характерны публикации общерусских сборников народных песен с нотами в переложении для гитары, фортепьяно и хоров, куда вошли и песни, записанные в Орловской губернии. Это сборники М. Стаховича, Маслова и Подгородецкого, Ильинского и Маслова, Школьный сборник. Эта тенденция была продолжена и в 20 веке - сборник Н. Лопатина и В. Прокунина (1928)27, сборник народных песен в записях В. Захарова28, сборник Н. Чаплыгина29, сборник А. Ковалева30, сборник частушек Н. Котикова31, сборник русских народных песен для оркестра народных инструментов, куда вошли песни, записанные в том числе и в Орловской области32.
Тексты, записанные от М.И. Клягиной, собирательницы фольклора в Орловской области, опубликовал вместе с нотными приложениями в обработке для голоса с фортепьяно С. Кондратьев (1944)33. Две песни, записанные в Орловской области, опубликованы в обработке для хора и фортепьяно В. Садовниковым (1944)34.
В довоенные годы двадцатого века выходят многочисленные публикации частушек, например, Г.Деева-Хомяковского35, В.И. Симакова36. Среди многочисленных публикаций частушек Н. Захарова-Мэнского, записанных в разных регионах страны, публикуются и частушки Орловской области37. Песни и частушки, за-
26 Школьный сборник русских народных песен для младшего возраста. Сост. и издан Музыкально-этнографической комиссией при Этнографическом отделении имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете. Вып.1. М., 1904.
27 Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. Опыт систематизации свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания Н. Лопатина, с положением песен для голоса и фортепьяно В. Прокунина с приложением полной расстановки слов и некоторых вариантов по их напеву. Ч.2. / Под ред. В. Федорова. М., музсектор Госиздата, 1928.
28 30 русских народных песен. Записи В. Захарова. Ред. текстов и примеч. П.М. Казьмина. М.-Л., Музгиз, 1939 (хор им. Пятницкого). Сто русских народных песен. Запись В. Захарова. Ред. текстов и примеч. П. Казьмина. М., 1958.
29 Русские песни. Ред. Н.П. Чаплыгин. М., 1949 (с нотами).
30 Советские народные песни. Отв. Ред. А.П. Ковалев. М., Госкультпросветиздат, 1950 (с нотами).
31 Русские частушки, страдания, припевки / Сост. Н. Котикова. Под ред. М. Матвеева. Л., Музгиз, 1961.
32 Русские народные песни для голоса и оркестра русских народных инструментов / Обр. Ю.А. Зацарного. М., 1980. Народные песни Нечерноземья. Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна / Сост. А.А. Костенко. М., 1985.
33 Кондратьев С. Русские народные песни в обработке для голоса с фортепьяно. Тетрадь 1. М.-Л., Музгиз, 1944.
34 Садовников В. Две русские народные песни. Для смешанного хора с фортепьяно. М.-Л., Музгиз, 1944.
35 Революционные песни и частушки / Сост. Г.Д. Деев-Хомяковский. М., 1924.
36 Симаков В.И. Сборник двустрочных частушек (страданий). М., 1928.
37 Захаров-Мэнский Н. Современные частушки // Огонек, 1927, №29. с.11. Прибаутки деревенской улицы. Шуточные частушки современной деревни / Сост. Н. Захаров-Мэнский. М., 1927.
писанные в Орловской губернии, были опубликованы и проанализированы Е. Лепер в 1928 году38.
В 1957 году в Орловской области работала экспедиция Московской консерватории, результаты которой были опубликованы в журнале «Музыкальная жизнь»39. Под эгидой кабинета народной музыки Московской государственной консерватории выходит сборник народных песен Орловской области Н. Владыкиной-Бачинской40. В сборник вошли свадебные обрядовые, необрядовые лирические, таночные, плясовые, алелёшные песни. На сборник Н. Владыкиной-Бачинской своей рецензией откликнулся А. Правдюк. В ней он сожалеет по поводу высокого процента отсева записанных песен исходя из соображений высокой художественности и научной ценности (из 150 записанных в сборник вошла лишь 61 песня). Автор не согласен и с классификацией текстов внутри сборника и сожалеет о том, что поэтическая составляющая песен осталась вне поля зрения составителя41. В конце девятнадцатого века отдельные факты бытовой жизни крестьян становятся объектом этнографических зарисовок отдельных авторов, например, опахивание рогатого скота от падежа42, метеорологическая магия43и народные приметы44, святочные игры и сопровождавшие их песни45, ранневесенняя46 и пасхаль-ная47 обрядность. Из этнографических исследований интересна статья А. Балова, посвященная купальским обрядам, в которой автор приводит большое количество этнографического материала, зафиксированного в разных регионах империи, в том числе и в Орловской губернии48.
Внимание собирателей привлек распространенный по всей Центральной России обряд похорон кукушки. В журнале «Этнографическое обозрение» (1912) В. Харузина опубликовала воспоминания информан-
Деревенские прибаторы. Частушки / Сост. Н. Захаров-Мэнский. М., 1930. Частушки современной деревни / Сост. Н. Захаров-Мэнский. М., 1930.В.Н. Добровольским // ЖС, 1905, №3, с.290-414.
38 Лепер Е.Р. Южновеликорусский летний обряд «караулить солнце» // Этнография, 1928, №>2, с. 32-64.
39 Блок В. Садиков Н. По тургеневским местам (Экспедиция Московской консерватории летом 1957 года по записи песен Орловской области) // Музыкальная жизнь, 1958, №1, с. 22-23.
40 Народные песни Орловской области / Сост. Н. Владыкина-Бачинская. М., «Музыка», 1964.
41 Правдюк А.А. Сборник песен Орловской области // Славянский музыкальный фольклор. М., 1972. с. 414-417.
42 Снегирев И.М. «Опахивание» или изгнание коровьей смерти и несколько слов о Волосе, скотнем боге // Московские ведомости. 1861. №195. с. 71-95. Опахивание от падежа рогатого скота (в Орловской губернии) // Волжский вестник, 1890, 26 августа, №210.
43 Вызывание дождя (в орловской губернии) // Витебские губернские ведомости. 1897, 14 августа. №95.
44 Месяц июль // Орловские губернские ведомости [Ч. нео-фиц.] 1886, №62.
45 Древнерусские драматические произведения. СПб, 1898.
46 Иваненко Н. Этнографические материалы из Орловской губернии // ЖС, 1910, вып.4. отд.2. с.326-338.
47 Пасхальные обычаи и песни в Орловской губернии // Смоленский вестник. 1895. №42. Сахаров И.П. Красная горка и Радуница // Народная словесность: Обрядовые и бытовые песни / Сост. В. Покровский. М., 1891.
48 Балов А. Характер и значение древних «купальских» обря-
дов и игрищ // Русский вестник, 1905, №12. с. 424-467.
тов об этом обряде, приуроченных к Болховскому и Трубчевскому уезду49. А вот свое научное осмысление существовавшему обряду предложила в тех же номерах «Этнографического обозрения» Р.Е. Кедрина. Сравнив записи обряда, сделанные Сахаровым, Снигиревым, Харузиной, Носовой, Сумцовым, исследователь приходит к выводу, что этот обряд призван установить духовное побратимство между жителями без какого-либо эротического элемента50.
Этнографический материал метеорологической магии интересовал и И. Каллинникова, который в своей статье «Народные приметы» публикует подборки как календарных примет, так и примет, связанных с отношениями с соседями, скорой женитьбой и т.д51.
Большой интерес представляет публикация подборки заговоров, записанных А. Максимовым в Орловской и Воронежской губерниях52, и сборник по народной медицине Г. Попова53. Следует отметить, что в советский период на заговорах лежало некое табу - их опасались и собирать, и публиковать, и изучать. Вот почему единственная известная нам публикация заговоров Орловской области приходится лишь на 1995 год (заговор от зубной боли)54.
Подробное описание свадебного обряда, начиная со сватовства и заканчивая княжим пиром (второй день свадьбы) содержится в публикации Д. Ханыкова «Свадебные обряды Орловской губернии» в журнале «Москвитянин» (1843). Следует отметить, что свадебный обряд представлен в основном описаниями обрядовых действий жениха и его родственников. В статье приводится и ряд свадебных песен. Однако в целом не ясно, представлена ли последовательная запись одного обряда, или перед нами воспоминания автора обо всех, виденных им свадьбах. В статье нет и указаний на место записи свадьбы55. Интересные подробности городского свадебного обряда середины девятнадцатого века приводит протоиерей Николай Соколов в своих воспоминаниях, особенно в связи со сватовством56. Свадебные обычаи орловской области представлены и в газетной заметке в «Биржевых ведомостях» (1896)57. Часто сва-
49 Харузина В. Обряд «крестить кукушку» в орловской губернии // ЭО, 1912, №1-2. с. 140-145.
50 Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с народным кумовством // Этнографическое обозрение, 1912, №1 -2. с. 101-139.
51 Каллинников И. Народные приметы // ЖС, 1916, №»2/3. Приложение, с. 47-49.
52 Максимов А. Народные средства борьбы с эпидемиями // Русские ведомости. 1910. №»179. 5 августа
53 Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. СПб, 1903. Репринтное издание вышло в 1991г.
54 Саренков С. «Зубам - не шуметь, не болеть» // Сельская новь - 1995, №11 (ноябрь), с.57.
55 Ханыков Д. Свадебные обряды Орловской губернии // Москвитянин, 1843, №9, с. 235-242.
56 Воспоминания и автобиография одесского протоиерея Николая Ивановича Соколова // Киевская старина. 1906. №»1. с. 36-63. №3/4 - с.275-298; №10 - с.155-197.
57 О чем говорят и пишут // Биржевые ведомости, 1896, 6 февраля, №»36.
дебные песни включались в сборники наряду с другими фольклорными текстами. Отдельно же свадебный фольклор публиковался в записях Н. Иваненко58 и других собирателей59.
Уже в советское время в 1966 году в Орле выходит книга Н. Элиаш «Русские свадебные песни», содержащая в себе анализ отражения ранних форм брачных отношений в свадебном фольклоре. Наблюдения автора несколько умозрительны и лишены доказательств в виде статистических данных частотности исследуемых сюжетов и мотивов. Анализ генезиса свадебного фольклора сделан на общерусском материале, в том числе и на материале песен Орловской области60.
В конце девятнадцатого века многих этнографов и историков волновал вопрос о происхождении и этнической принадлежности племени вятичей к той или иной языковой семье. И. Евсеев и П. Якобий на основании местных говоров, топонимов и гидронимов, антропологических и археологических данных доказывали, что вятичи являются одним из племен угро-финской языковой семьи61. Этот спор послужил толчком к изучению особенностей местных говоров и фольклора. Е.Ф. Карский возвращается к этой полемике, замечая, что Брянском уезде Орловской губернии соседствуют несколько говоров, отмеченных сильным южно-русским влиянием, особенно влиянием белорусского языка. Эту особенность автор объясняет сильным влиянием соседних губерний62. С другой стороны, исследование говоров часто сопровождалось публикацией фольклорного материала. Так, большое количество фольклорных текстов разных жанров (календарный, обрядовый, детский фольклор, былички, частушки и духовные стихи) цитируется в исследовании Е.Ф. Будде «О говорах Тульской и Орловской губерний»63, П.Н. Тиханова «Брянский говор. Заметки из области русской этнологии»64, А.И. Сахарова «Язык крестьян Ильинской волости Болховского уезда Орловской губернии»65, в «Хрестоматии по великорусской диалектологии» Н. Дурново и Д. Ушакова66.
58 Сватанье (Орловская губерния). Зап. Н.П. Иваненко // ЖС, 1905, вып. 1-2. с. 107-140.
59 С орловской выставки // Сибирские ведомости, 1903, №»245, 5 сент. С.4.
60 Элиаш Н. Русские свадебные песни. - Орел, 1966.
61 Евсеев И. Кто были древнейшие насельники Орловского края // Орловские епархиальные ведомости, 1906, №»33-34. Якобий П. Вятичи орловской губернии. СПб, 1907.
62 Карский Е.Ф. К вопросу о народном говоре Брянского уезда Орловской губернии // Новый сборник статей по славяноведению. СПб, 1905, с. 314-320.
63 Будде Е.Ф. О говорах Тульской и Орловской губерний. Материалы, исследования и словарь (отчет II Отделению Академии Наук). - Сб. Отд. рус. яз. и словесности Имп. АН. 1904. Т. 76, №»3. С. 1-148.
64 Тиханов П.Н. Брянский говор. Заметки из области русской этнологии // Сборник Отделения русского языка и словесности имп. АН, 1907. т. 76. №4. с 1-263.
65 Сахаров А.И. Язык крестьян Ильинской волости Болховского уезда Орловской губернии СПб, 1900. (Сборник Отделения русского языка и словесности имп. АН. Т.68).
66 Дурново Н., Ушаков Д. Хрестоматия по великорусской диа-
лектологии. Пособие при преподавании русского языка в высш. учеб
заведениях. М., 1910.
В двадцатом веке диалектологи продолжают привлекать в качестве материала исследования фольклорные тексты. Собранные еще в 19 веке народные песни в Дмитровском уезде В. Добровольским стали материалом для исследования диалектной лексики народной песни для Ф.П. Сороколетова67.
С середины 20 века в Орловском государственном педагогическом институте на кафедре истории русского языка под руководством профессора Р.Н. Попова были начаты исследования в области диалектов Орловской области. С появлением такой дисциплины, как этнолингвистика, среди преподавателей кафедры появились публикации диалектологического характера, сделанные на основе фольклорных текстов и народных демонологических рассказов68.
Первая публикация пословиц Орловской губернии относится к 1830 году, подборка поговорок и пословиц была опубликована в журнале «Москвитянин»69. Фольклорные тексты тех же жанров, записанные в Брянском уезде Орловской губернии, публикует М. Лисицын в 1868 году70. А вот подборки В.А. Георгиевского71 и П. Лепешова72 так и остались в рукописях неопубликованными.
Былин на территории Орловской губернии и позже Орловской области записано не было. Но на нашей территории были зафиксированы исторические песни. Ряд записей вошло в Собрание Киреевского и другие публикации. Так, три песни в книге «Исторические песни русского народа ХУТ-ХУЛ вв.» В.Ф. Миллера опубликованы с примечаниями о записи в Орловской губернии, эти песни были записаны в середине девятнадцатого века корреспондентами П. Киреевского и вошли в его Собрание73. Песня о татарском полоне, записанная в Орловской губернии, вошла в третий выпуск сборник «Народный русский хор» (1906) В.Д. Хорошевича-Терницкого74. Песни о Степане Разине вошли в Приложение и стали объектом анализа в исследовании
67 Сороколетов Ф.П. Диалектная лексика в языке народных песен (на материале песен Дмитровского уезда Орловской губернии, собранных В.Н. Добровольским) // Диалектная лексика. 1977. - Л., 1979. с. 54-62.
68 Меркулова В.И. Календарная и обрядовая лексика, связанная с христианскими праздниками, в говорах Орловской области // Духовная культура: Проблемы и тенденции развития. Тезисы докладов. Сактывкар, 1994. ч.1. с. 72-74. Меркулова Л.И. Названия мифологических существ, обитающих в лесу (на материале орловских говоров) // Духовная культура: Проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994, ч.1., с.68-70.
69 И.С. Мценские идеотизмы и пословицы // Москвитянин. 1830, №1-2. Кн.1., с.1-4.
70 Лисицын М. Пословицы и присловья, собранные в Брянском уезде// Орловские губернские ведомости, 1868, №7.
71 Георгиевский В.А. Пословицы и поговорки Орловской губернии. 1890, 76 с., рукопись.
72 Лепешов П. Загадки, собранные в самом городе Орле 1850, 7 с., рукопись.
73 Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа. XVI-XVII вв. Пг., 1915.
74 Народный русский хор. Русские народные песни. Вып. 1-3. Переложил для четырехголосного смешанного хора по Балакиреву, Мельгунову, Лопатину, Прокунину, Римскому-Корсакову, Филиппову и др. В.Д, Хорошевич-Терницкий (Беневский) М., 1906-1912.
А. Н. Лозановой «Народные песни о Степане Разине» (1928)75.
Петербургская газета «Северная пчела» от 1844 года со ссылкой на Орловские губернские ведомости рассказывала о летописной истории древнерусского города Вщиж, бывшего на тот момент селом во владениях одного из помещиков. В статье рассказывалось об археологических изысканиях хозяев имения на месте кургана Заветный. Рассказ о раскопках сопровождался местными преданиями о кладах, связанных с этим курганом76.
К периоду 1843-1844 годов относятся и записи П. Якушкина, вошедшие в публикацию «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях, записанные в Малоархангельском уезде»77. Именно он первым стал публиковать предания о знаменитом разбойнике Кудеяре, но особый интерес представляют собой предания и о других разбойниках Орловской земли - Муравье, Яриле и др.
Мартемьянову принадлежит книга «Город Болхов Орловской губернии (историко-бытовые очерки)» (1896), изданная под псевдонимом Рустика, «скромного дилетанта». Автор рассматривает две версии истории Болхова, критикуя при этом М.Пясецкого и соглашаясь с Соловьевым в том, что Болхов был построен Иваном Грозным на месте древнего Девигорска. Описывая кратко историю города Смутного времени, Мартемьянов останавливается на преданиях об основании мужского и женского монастырей в Болхове. Но не только прошлое волнует автора, он подробно описывает быт и нравы современных ему болховчан, касаясь разных сторон жизни города: торговля, ярмарки, костюмы. Особое внимание Мартемьянов уделяет описанию болховской свадьбы. В книгу вошли также анекдоты о болховитя-нах, присловья, некоторые болховские пословицы и другие этнографические наблюдения автора78.
Мифологические представления крестьян Орловской губернии о лешем, водяном, русалках и колдунах представлены в публикациях А.И. Иванова79 и Петра Юшина. К сожалению, в статье последнего вся информация дается без ссылок на информантов и конкретные места записей80.
Многие собиратели фиксировали предания о Кудеяре в Орловской и сопредельных губерниях в свя-
75 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. Саратов, 1928.
76 Село Вщиж (Орловской губернии) // Северная пчела, 1844, №25 и №40.
77 Якушкин П. Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях, записанные в Малоархангельском уезде // Москвитянин, 1844, №12, Смесь. С. 21-29.
78 Рустика. Город Волхов Орловской губернии (историко-бытовые очерки). Орел, 1896.
79 Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губернии // ЭО, 1900.ю кн.47, №4. с.68-118.
Статья была опубликована вновь: Иванов А.И. Из статьи «Верования крестьян Орловской губернии» // Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб, 1994, с. 243-258.
80 Юшин П. Верования русского народа в Ливенском уезде Орловской губернии // ЭО, 1901. т.48, №1. с. 164-166.
зи с частотностью как этого образа, так и сюжета о разбойнике-колдуне. Н. Добротворский проводил сопоставительный анализ сюжетов о Кудеяре в Орловской, Курской и Гродненской губерниях81. А. Юрасовский в своей небольшой книге «Легенда сельца «Гремучего ключа» Мценского уезда» приводит одну из версий предания о Кудеяре и «боярыне», относя действие сюжета во владения помещика Барыкова (село Барыково) Мценского уезда. Вместесэтим сюжетом А. Юрасовский рассказывает и предание о способе добыть заколдованный клад Кудеяра, а также о месте, где некогда стоял дом убитого Кудеяром боярина на Неруче82. Предания, бытовавшие в Орловской губернии о Кудеяре, записал и А.И. Фаресов в связи с одним из творческих замыслов Н. Лескова83.
Не только предания о разбойниках, но и легенды привлекали внимание собирателей и исследователей. В уже упоминавшейся книге Д. Святского со ссылкой на Г.М. Пясецкого приведены легенды о крещении жителей Мценска и о существовании каменных изображений св. Николая и Параскевы Пятницы84. В ряде случаев орловские легенды становились предметом газетных публикаций85.
Также как и народные лирические песни, легенды и предания Орловской губернии включались в сборники общерусского характера, например, наряду с текстами других территорий в сборник А.Е. Бурцева «Легенды русского народа» (1912)86.
П. Якушкин, помимо народных песен, записывал и сказки. Исследователи полагают, что Якушкин был корреспондентом А. Афанасьева и ему принадлежит запись пяти сказок, опубликованных позже А. Афанасьевым в своем сборнике87. Автографов этих сказок не было найдено, тексты опубликованы в «Собрании народных песен П. Киреевского. Записи П. Якушкина»88. Следует отметить, что в сборнике А. Афанасьева опубликованы и другие сказки, записанные в Орловской губернии. Сборник А. Афанасьева снабжен географическим указателем, что позволяет выделить орловский материал среди записей, сделанных в других губерниях.
И. Худяков создавал свое собрание сказок независимо и параллельно с А. Афанасьевым. Фольклорист сам записывал тексты в летних экспедициях и сам издавал
81 Добротворский Н. Курские и орловские Кудеяры // Киевская старина, 1888, №12, с.117-132. Добротворский Н. Кудеяров курган // Киевская старина, 1898, №5-6. с. 607-609.
82 Александр Юрасовский. Легенда сельца «Гремучего ключа» Мценского уезда. Из орловских преданий. Орел, 1902.
83 Фаресов А.И. Против течений. Н.С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. МПб, 1904.
84 Святский Д. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. - Орел, 1908.
85 Орл В. Орловские легенды // Смоленские вести, 1894, 11 сентября, №106.
86 Бурцев А.Е. Легенды русского народа. Кн.1. СПб, А.К. Вейермана, 1912.
87 Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. Т. 1-5. Под ред. А.Е. Грузинского. М., 1913-1914.
88 Собрание народных песен П. Киреевского. Записи П.
Якушкина. В 2-х т. Т.2. / Отв. Ред А.А. Горелов. Л., 1986.
их зимой в Петербурге. Всего вышло три выпуска сказок, ставших позднее библиографической редкостью. Сборник был переиздан в 1964 году и в него вошли пять сказок орловской губернии (№108-112)89.
Большой вклад в собирание сказок Орловской губернии внес И. Каллиников. Так, отдельным сборником в 1914 году вышли сказки, записанные И. Каллиниковым в Орловской губернии90. А в ежегодных отчетах о деятельности Отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук, составленных Н.А. Котляревским, публикуются отчеты И.Каллинникова о фольклорно-этнографических экспедициях в Орловскую губернию в 1913, 1914 и 1915 годах91. И. Каллинников делится опытом полевой собирательской работы в статье «О собирании сказок в Орловской губернии» (1913). Помимо объективных условий, затруднявших работу (погода, сельскохозяйственные работы и т.д.), недоумение собирателя вызывает как невежество крестьян, испытывающих ужас перед фонографом, так и пренебрежительное и прямо отрицательное отношение к фольклору местной интеллигенции и духовенства. Большой интерес представляют комментарии И. Каллинникова по поводу зависимости сохранности фольклора от расположения села и основных занятий населения в этом селе. Особую научную ценность представляют замечания исследователя об особенностях исполнения сказок. Каллинников делит сказки по репертуару, исполнительским особенностям на мужские и женские сказки92.
В статье «Сказочники и сказки» И. Каллинников рассказывает об экспедиции уже лета 1915 года, о посещении сел Севского и Брянского уездов. Фольклорист подробно описывает сказочников и сказочниц, давших ему материал для записей. И. Каллинников кратко отмечает особенности костюмов в каждом селе и особенностях ремесла. Особый интерес представляет описание трудностей собирательской работы и предложения по усовершенствованию работы: выезжать «в поле» по нескольку человек, чтобы одновременно и записывать тексты, и фиксировать (зарисовывать) этнографические реалии каждого конкретного села. Большое значение Каллинников уделяет участию в этнографических экспедициях женщин, так как крестьянки часто стыдятся, отказываются исполнять некоторые обряды, песни при мужчинах93.
Присказки, собранные И. Каллиниковым в ходе
89 Великорусские сказки в записях И. А. Худякова / изд. Подг. В. Г. Базанов и О. Б. Алексеев. - М.-Л., 1964.
90 Каллинников И. Ф. Сказки Орловской губернии. Орел, 1914.
91 Отчет о деятельности Отделения русского языка и словесности имп. АН за 1913г., сост. Н.А. Котляревским. СПб, 1913. Отчет о деятельности Отделения русского языка и словесности имп. Ан за 1914г., сост. Н.А. Котляревским. СПб, 1914. Отчет о деятельности Отделения русского языка и словесности имп. Ан за 1915г., сост. В.Н. Перетц. СПб, 1915.
92 Каллинников И. о собирании сказок в Орловской губернии // ЖС, 1913, №3/4, с. 346-362.
93 Каллинников И. Сказочники и сказки // ЖС, 1915, №°3, с.246-272.
фольклорных экспедиций, опубликованы в одноименной статье в журнале «Живая старина». В статье приведены записи присказок (небылиц, небывальщин), сделанные от Екатерины Ефимовны в селе Илькове Мценского уезда Орловской губернии. Кроме того, в публикации приводятся также 3 колыбельные песни и 1 пестушка94.
Во второй выпуск сборника великорусских сказок архива Русского географического общества (1917) вошла сказка «Сказание о птице небесной и двух телесной» (№241), записанная в селе Куликово-Ржавец Малоархангельского уезда Орловской губернии в 1903 году. Следует отметить, что текст в целом мало похож на традиционную сказку и представляет собой вариант этиологического предания95.
Д.О. Святским в журнале «Живая старина» (1912) были опубликованы три сказки, записанные в Орловской губернии в 1909 году в Севском уезде96.
Вообще следует отметить, что почти все записи сказок фольклористы осуществляли на территории Севского, Карачевского и Трубчевского уездов, ныне не входящих в состав Орловской области. Почти нет записей сказок, сделанных на территории тех районов, которые составляют костяк Орловской области. Исключение составляет публикация трех сказок Ермалая Серегина из коллекции И. Каллиникова в Литературном альманахе (1939). Все три сказки записаны в селе Каменка Болховского уезда в 1914 году. Помимо сказок в альманахе опубликованы и три лирические песни (обрядовые и необрядовые), записанные в Брянском районе Орловской области97.
В двадцатых годах двадцатого века В. Ильинским, В. Лебедевым и другими была предпринята краеведческая экскурсия на лодке из Орла вниз по Оке до Паслова, результаты которой были опубликованы в Бюллетене Орловского бюро краеведения98. Экспедицию в Орловскую и Саратовскую область для собирания фольклора предпринимал Саратовский государственный университет99. Во второй половине XX века регулярные экспедиции в Орловской области проводили сотрудники и студенты Московской государственной консерватории, РАМ им. Гнесиных, Института культуры (г. Орел). Большая часть полевых записей хранится в архивах Кабинета народной музыки Московской консерватории и Кабинета народной музыки РАМ им. Гнесиных [12]. Опубликованы фольклорные тексты были в сбор-
94 Каллинников И. Присказки // ЖС, 1915, №3, Приложение.
с.42.
95 Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества. Вып.П. Издал А.М. Смирнов. Пг. 1917.
96 Святский Д.О. Три сказки Орловской губернии // ЖС, 1912, вып. II-IV, с. 311-314.
97 Литературный альманах, Орел, 1939. с. 133-151.
98 Ильинский В.А., Лебедев В.Ф. и др. Краеведческая экскурсия на лодке из орла вниз по Оке до Паслова и обратно. Материалы по народно-поэтическому творчеству. // Бюллетень Орловского губернского бюро краеведения. 1927, .№2, с. 20-26.
99 Бахтина В.А. Саратовский государственный университет // Русский фольклор: Проблемы «Свода русского фольклора». Л., 1977, т.17. с. 203.
никах Л.Л. Куприяновой100, Чабан С.Н.101 Часть расшифровок записей, сделанных ГМПИ им. Гнесиных, была приобретена Орловским областным центром народного творчества и издана в виде сборника «По горенке павушка гуляла»102 [12]. Нотированные народные песни Орловской области также были опубликованы Областным домом народного творчества в шести сборниках, составителем которых был Л.С. Афанасьев103. Подробнее об истории собирания, издания и исследования орловского песенного фольклора можно прочитать в статье фольклористов-музыковедов С.Н. Чабан и Т.В. Тищенковой [12].
В целом в двадцатом веке собирание и публикация фольклорных материалов не имеет того масштаба, который присущ девятнадцатому веку. Газетные и журнальные публикации в большинстве своем посвящены музыкальной самодеятельности, народным хорам в деревенских клубах104. Музыкальное краеведение продолжало развиваться в том числе и в качестве школьных кружков,105 и фольклор становится неотъемлемой частью педагогического процесса106. Проблемы восстановления обрядового фольклора образовательными учреждениями и учреждениями культуры на сцене и в рамках педагогического процесса стали предметом размышлений и исследований Е.З. Соловьевой107, которые
100 Народные песни Орловской области / сост. Л.Л. Куприянова, М.В. Медведева. М., 1983
101 Чабан С.Н. Традиционная песенная культура Орловского края: история современность. Орел, 2005.
102 Народные песни Орловской области «По горенке павушка гуляла» / сост. М.В. Костякова. Орел, 2004.
103 Русские народные песни Орловской области / сост. Л.С. Афанасьев. Орел, 1986. Народные песни Орловской области / Спасско-Лутовиновский фольклорный хор / сост. Л.С. Афанасьев. Вып.2. Орел, 1980. 41 с. Народные песни Орловской области / Чичиринский фольклорный ансамбль Залегощенского района / запись и обработка песен Л.С. Афанасьева. Вып.3. Орел, 1981. 40с. Народные песни Орловской области: Дмитровский район / обработка для народного хора Л.С. Афанасьева. Вып.4. Орел, 1982; Вып.5. Орел, 1983; Вып.6. Орел, 1987.
104 Мирошниченко А. Люди и песни Мценского района (Художественная самодеятельность Орловской области) // Советская культура, 1955, №56, 4 мая. Шепелев В. Хор деревни Крутиловки (Новодеревеньковского района). Орел, 1958. 16 стр. Коробков С. Запевай, моя подружка (Создание частушек в орловском районе Орловской области) // Культпросветработа, 1958, №2, с.36-28. Макиенко П. Песни родной стороны. // Клуб и художественная самодеятельность, 1964, №13, с.22-23. Макиенко П. Михайловские встречи // Клуб и художественная самодеятельность, 1964, №20, с.19-20. Эрденко И. Поет семья лесника (Н.Т. Мамохина. Орловская область). // Культпросветработа, 1965, №9, с.42. Киселев Я. Знатоки старых песен // Орловская правда, 1962, №270, 17 ноября. Дидуров А. Мценский квартет. Встреча с песней. // Комсомольская правда, 1966, 24 апреля, №96. Ив городе и в селе // Клуб и художественная самодеятельность, 1971, №15, с.32. Попов А. Новосильские лебедушки. Фестиваль народных талантов. // Медицинская газета, 1975, 23 июня, №59.
105 Сизов П. Стою у раскрытых в столетья дверей. // Музыкальная жизнь, 1979, №11. с. 21.
106 Куприянова Л.А. Календарные песни Орловщины в репертуаре детского хора // Музыкальный народный календарь. Тезисы докладов. М., 1985. с. 64-65.
107 Соловьева Е. З. Возрождение традиционного обряда в прак-
тике работы учреждений образования и культуры Орловской области.
//Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и
общество». 2010, № 6. С. 119-122. Соловьева Е. З. Адаптивные воз-
можности традиционного обряда в проведении современного на-
родного праздника. // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму
в итоге вылились в диссертационное исследование108.
Нельзя не отметить огромного вклада, который внесла в публикацию и изучение орловского фольклора Р.А. Масленникова. Будучи преподавателем филологического факультета Орловского педагогического института, она руководила студенческими фольклорными практиками, проводила большую полевую работу. Ею была издана целая серия книг, посвященных орловскому обрядовому песенному наследию, детскому фольклору, пословицам и поговоркам109.
В конце XX - начале XXI века начинается публикация исследований фольклора Орловской области кафедры историко-культурного наследия Орловского государственного университета. Это исследования И. Бугримовой «Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность»110, Э. Сальниковой «Традиционная необрядовая лирика в современном бытовании»111, В. Полосухина «Традиционная русская бытовая песня в орловских вариантах»112, О. Бережновой «Жанры детского фольклора»113. Вслед за первой книгой серии
B. Костина «Песенные родники»114 исследования орло-
Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник материалов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010.
C.233- 242. Соловьева Е. З. Фольклор в деятельности учреждений культуры Орловской области // Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры. Материалы международной научной конференции. 31 мая-2 июня 2007 года, Орел. Сборник статей /Научный редактор М. В. Антонова. Орел, Издательство Орловского государственного университета, 2008. С.6-14. Соловьева Е. З. Роль традиционной культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2011, № 1 (39). С.212-216. Соловьева Е.З. Традиционная культура в вопросах патриотического воспитания и духовной идентичности молодёжи. // Культурно-исторический потенциал модернизации: парадоксы российской ментальности. / Сб. статей. /Отв. ред. Монастырский Д.В., Дерябина Е.Д., Цветков Г.А. М., АПРИКТ, 2012. С. 61-65. Соловьева Е.З. Взаимосвязь художественного образования и технологических процессов возрождения народной культуры в нравственном становлении специалистов социально-культурной сферы // Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве: материалы междунар. научн.- практ., конф. (Орел, 28-29 марта 2013 г./ гл. ред. Н.А.Паршиков; науч. ред.и сост. И.А. Ивашова; ред. Колл. И.И. Банникова, А.С. Деденева, Т.Д. Крылова, Э. А. Феногеева. Орел: Орловский государственный ин-т искусств и культуры. 2013. С. 67-70.
108 Соловьева Е. З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2011. 266 с. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. З. Соловьева; Московский гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2011. 23 с.
109 Народные песни Орловского края: сб. / Сост. Р.А. Масленникова. Тула, 1987. 192 с. Отлетала лебедушка: (русский свадебный обряд) / Сост. Р.А. Масленникова. Орел, 1992. 224 с. Масленникова Р. Чтобы свеча не угасла. / сост. Р.А. Масленникова. Орел, 2001. 163с. И про вашу честь пословица есть / Сост. Р.А. Масленникова. Орел, 2004. 110с.
110 Бугримова И. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность (В помощь учителю). Орел, 2004.
111 Сальникова Э. Традиционная необрядовая лирика в современном бытовании (В помощь учителю). Орел, 2004.
112 Полосухин В. Традиционная русская бытовая песня в орловских вариантах (В помощь учителю). Орел, 2004.
113 Бережнова О. Жанры детского фольклора (В помощь учителю). Орел, 2004.
114 Костин В. Песенные родники (В помощь учителю). Орел,
2004.
вского репертуара авторы сопровождают публикациями текстов, записанных ими в экспедициях 90-х годов ХХ века и в самом начале XXI века.
Большой вклад в публикацию и изучение орловской традиционной культуры внес Государственный Республиканский центр русского фольклора под руководством А.С. Каргина. Была предпринята попытка фундаментального издания орловского фольклора в записях второй половины 20 века. Вышел в свет библиографический указатель по публикациям и исследованиям орловского фольклора, подготовленный Орловской публичной библиотекой имени И. А. Бунина115. Второй том издания соединял в себе нотированные записи орловского музыкального фольклора, собранные кафедрой народного хорового пения Орловского государственного института искусств и культуры, и исследования по специфике музыкального и танцевального фольклора Орловского края116. Отдельный раздел посвящен фольклору в деятельности учреждений культуры и современной исполнительской практике. К сожалению, проект не получил завершения, и третий том серии, содержащий материалы фольклорного фонда кафедры истории русской литературы ХП-ХПХ веков Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, так и остался неизданным.
Следующим шагом в исследовании орловского фольклора стала организованная кафедрой истории XI-XIX веков Орловского государственного университета конференция «Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры» прошедшая 31 мая - 2 июня 2008 года. По итогам конференции был выпущен сборник статей, основанных как на общерусском, так и на орловском материалах117.
В последние десятилетия изучение обрядового фольклора приобретает новые аспекты, в том числе и в рамках актуального направления лингвофольклори-стики. М.В. Костромичевой проделана большая работа по изучения региональной лексики, связанной с разными этапами, чинами, традиционными блюдами и т.д. свадебного обряда (назовем лишь некоторые из многочисленного списка работ)118. Помимо многочис-
115 Традиционная культура Орловщины: библиографический указатель. М., 2010. 200с.
116 Традиционная культура Орловщины: экспедиционные, архивные, аналитические материалы: в 3 т. Т.2. М., 2012. 584с.
117 Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры. Материалы международной научной конференции. 31 мая - 2 июня 2007 года, Орел. Сборник научных статей / Научный редактор М.В. Антонова. Орел, 2008.
118 Костромичева М.В. Лексика свадебного обряда в орловских говорах. (Статья). // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 1993. СПб., изд. ИЛИ РАН, 1994. С. 66-68. Костромичева М.В. Наименования этапов свадебного обряда в Орловской области. // Х Всероссийское диалектологическое совещание «Лексический атлас русских народных говоров - 94». Тезисы докладов. СПб., изд. ИЛИ РАН, 1994. С. 48-50. Костромичева М.В. Система свадебных выкупов и их наименования в орловских говорах. // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 1998. СПб., изд. ИЛИ РАН, 2001. С. 228-231. Костромичева М.В. Сват и сваха: особенности именования в говорах. // Афанасий Матвеевич Селищев и современная филология: Материалы Всероссийской научной конференции 24-26 сентября
ленных публикаций отдельного упоминания заслуживает «Словарь свадебной лексики» М.В. Костромичевой, который стал своего рода итогом исследований на стыке диалектологии и этнографии, и учебное пособие для студентов119. Вопросам символики свадебных песен и причитаний, специфике пространственной и временной организации художественного мира русской свадебной лирики посвящены исследования Н.В. Кургузовой, выполненные как на общерусском, так и на орловском материалах120.
В исследованиях современного похоронного обряда также можно выделить лингвистический121, этнографический аспекты122. Особо следует отметить публикацию Б.А. Леоновой похоронных причитаний и общее описание похоронно-поминальной обрядности Малоархангельского уезда Орловской губернии, сделанное на основе архивных материа-
2003 г. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2003. С. 161-164. Костромичева
М.В. Одежда невесты в традиционной свадьбе Орловского края. //
Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения девятой российской научно-практической конференции (Москва, декабрь, 2004). Вып. 3. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004. С. 331-333. Костромичева М.В. Бесприданница: лексикографическая трактовка и культурный контекст // Селищевские чтения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.М. Селищева. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2005. С. 245-247. Костромичева М.В. Чины с частными обрядовыми функциями в традиционной орловской свадьбе. // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Ч. III. Воронеж: ВГПУ, 2005. С. 61-66. Костромичева М.В. Наименования старой девы в орловских говорах // Актуальные проблемы современной лингвистики. Тихоновские чтения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию профессора А.Н.Тихонова. Том II. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. С. 189-193. Костромичева М.В. Новые материалы по лексике свадебного обряда в орловских говорах // «Единым письмен употреблением памяти подкрепляется вечность»: Сборник научных трудов памяти З.М. Петровой (к 85-летию со дня рождения) / Отв. ред. И.А. Малышева. Спб.: Наука, 2007. С. 86-91.
119 Костромичева М.В. Словарь свадебной лексики Орловщины. Орёл, 1998. 217 с. Костромичева М.В. Свадебный обряд Орловского края. Учебное пособие по курсу «Лингвистическое краеведение» для студентов филологического факультета. Орел: ОГУ, 2005. 36 с.
120 Кургузова Н.В. Мифопоэтический аспект пространственно-временной системы русской свадебной лирики (песни и причитания). Автореферат дис. на соиск. уч. степ. к.ф.н. по спец. 10.01.09 - Фольклористика. Петрозаводск, 2007. Кургузова Н.В. Символика времени в русских свадебных песнях и причитаниях: монография. Орел, 2013.
121 Костромичева М.В., Запалова Н.С. К вопросу об именовании «нечистых» покойников в народных говорах // Слово: внутренняя и внешняя система: Сборник статей по материалам докладов и сообщений международной научной конференции / Министерство образования и науки РФ, Смоленский государственный университет. Смоленск: Изд-во Смол ГУ, 2005. С. 126-131.
122 Костромичева М.В., Запалова Н.С. Поминальные ритуалы в орловской погребальной традиции. // Европейские языки: историография, теория, история: Межвузовский сборник научных работ. -Выпуск 5. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. С. 33-38. Костромичева М.В. К семантике погребального обряда Орловщины: приметы, предвещающие смерть // Орловские говоры: Проблемы изучения: Сборник научных трудов. - Выпуск 3 / Научный редактор Т.В. Бахвалова. Орел: ОГУ, Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. С. 35-46. Леонова Б.А. Погребальные рушники в аспекте традиционной возрастно-групповой дифференциации (по современным этнографическим материалам Орловского Полесья)// Феномен социализации в этнической культуре: Мат-лы XI Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2012. С.453-459.
лов 1920-х гг123. Ей же принадлежит исследование обрядовой кухни и ритуальных застолий Орловской губернии на основе комплексного анализа опубликованных и архивных этнографических материалов, этнолингвистических данных, собственных наблюдений автора124. Этнографический и музыковедческий аспекты свадебного обряда представлен в исследованиях Т.В. Тищенковой и О.В. Чернобаевой125, а также Г.А. Яхиной126.
Из всего многообразия народного календаря, помимо лингвофольклористического аспекта127, именно весенне-летний цикл притягивает внимание исследователей. Семантике календарных обрядов на переходе весны в лето, бытовавших в регионе в первой половине XX в., посвящены статьи Б.А. Леоновой (на экспедиционных материалах) и Е.З. Соловьевой128.
Несказочная проза в Орловском крае продолжает активно бытовать, но пока привлекает не так много внимания исследователей. Статьи М.В. Костромичевой и Н.В. Кургузовой выполнены на материалах записей последних лет и посвящены специфике современного бытования быличек и легенд в нашем регионе129. Но нельзя не отметить, что современная несказочная проза нуждается в систематическом собирании и публикации.
Исследованию детского фольклора в синхронном аспекте посвящены несколько статей, написанные на орловском материале130. Они посвящены специфике
123 Леонова Б.А. «Дороженька невозвратная» (Мир смерти в традиционной культуре орловских крестьян). Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры. Издатель Воробьев А.В., 2009. 40с.
124 Леонова Б.А. Традиционный пищевой комплекс и обрядовая культура Орловского края// Традиционная культура. 2016. №2.
125 Тищенкова Т.В. Орловский песенный фольклор. К вопросу о современном состоянии // Народное певческое искусство : фольклорные традиции, преподавание, исполнительство : антология / ред. колл. : И.А. Ивашова, И.И. Банникова, А.Г. Пастухов, С.Н. Чабан - Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2008. 259 с. Чернобаева О.В. Современное состояние традиционного свадебного обряда Орловской области:6 проблема сохранения и развития традиции // Там же.
126 Яхина Г.А. Свадебная кукла свахи // Актуальные проблемы изучения народно-художественной культуры региона. Декоративно-прикладное творчество: материалы регион. науч.-практ. конф. Орел, 2005.С. 123-124.
127 Костромичева М.В. Лексика народного календаря в орловских говорах // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 2007 / Ин-т лингв.исслед. Спб.: Наука,2007. С. 351-356.
128 Леонова Б.А. К вопросу о специфике календарной обрядности Орловского Полесья// Традиционная культура и современный мир: Мат-лы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции. - Курск, 2015. С.32-37. Соловьева. Весенне-летние обрядовые праздники в Орловской области. //Народное творчество. 2008, № 3. С.50-51.
129 Костромичева М.В. Рассказы о неведомом: современные записи / М. В. Костромичева // Тургеневский ежегодник 2010 года / Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева, Тургеневское общество в Орле. Орел, 2011. С. 77-86. Кургузова Н.В. Легенды о святых покровителях Орловского края // Орловский текст российской словесности / Науч. ред. Е.А. Михеичева. Орел, 2010. С. 6-12.
130 Костромичева М.В., Нерсесян А.Р. О некоторых особен-
ностях современного детского фольклора // Орловский текст россий-
ской словесности. Материалы всероссийской научной конференции.
Орел, 2010. С. 17-22. Костромичева М.В., Нерсесян А.Р. Особенности
детского счётного текста // Национальный фольклор и формирование
современного детского фольклора, и в частности языковым играм.
Многолетние фольклористические и диалектологические исследования традиционной культуры Орловского края ведутся в том числе и в рамках постоянных студенческих практик. Студентам, изучающим народную культуру в синхронном и диахронном аспектах, адресованы программы-вопросники, посвященные разным тематическим блокам131.
Продолжая тему современного фольклора в Орловском регионе, можно отметить несколько статей, посвященных семантике и мифопоэтике запретительных надписей в маршрутках132, творчеству футбольных фанатов133, региональному социолекту (народно-бытовым названиям в Орле), который в полной мере отражает и сохраняет уникальную городскую культуру и историю134. К исследованию городского фольклора можно отнести и статью Б.А. Леоновой о ба-
духовно-нравственных ценностей в современном обществе: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием), Орёл, 1-2 апреля 2010 г. /науч. ред. А.С. Каргин. Орёл: Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО «Горизонт», 2010. С. 147-154. Костромичева М.В., Нерсесян А.Р. Языковая игра в современном детском фольклоре // Язык как система и деятельность-2. Материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д.: Изд-во НМЦ «ЛОГОС», 2010. С. 215-217. (в соавторстве с Нерсесян А.Р.).
131 Костромичева М.В. Этнолингвистическая программа-вопросник по теме «Рождение. Младенчество. Детство». Учебно-методическое пособие по проведению диалектологической практики для студентов филологического факультета. Орел: ОГУ, 2005. 22 с. Кургузова Н.В. Костромичева М.В. Погребально-поминальный обряд. Учебно-методическое пособие по проведению фольклорной и диалектологической практик для студентов филологического факультета. Орел, ОГУ, 2009. Костромичева М.В. Орловский региональный социолект. Материалы к словарю. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Этносоциолингвистика» для студентов филологического факультета (специальность: 032900.00 - русский язык и литература с дополнительной специальностью; квалификация: учитель русского языка, литературы и истории). Орел: ОГУ, 2009. 32 с. Костромичева М.В., Кургузова Н.В. Свадебный обряд. Учебно-методическое пособие по проведению фольклорной и диалектологической практик для студентов филологического факультета. Орел, 2015. 52 с.
132 Кургузова Н.В. «Тише будешь, дальше едешь.»: мифологизация образа дороги в современном городском фольклоре (на материале запретительных надписей в маршрутках) // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. Сборник статей. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. С. 224-231.
133 Костромичева М.В. Фольклор и сленг орловских футбольных фанатов // Фальклор 1 сучасная культура : матэрыялы III М1жнар. навук.- практ. канф., 21-22 крас. 2011 г., Мшск. У 2 ч. Ч. 2. / рэдкал. : I. Роуда [1 шт.]. Мшск : Выд. цэнтр БДУ, 2011. С. 11-13.
134 Костромичева М.В. Народно-бытовые названия памятников г. Орла // Социальные варианты языка - V: Материалы международной научной конференции 19-20 апреля 2007 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2007. С. 358-360. Костромичева М.В. Некоторые вопросы лексикографического описания регионального социолекта // Семантика и прагматика слова и текста. Поморский текст: сборник научных статей / отв. ред., сост. А.Г. Лошаков, Л.А. Савёлова. Архангельск, 2010. С. 401-405. Костромичева М.В. Региональный социолект в Интернете // Русский язык и проблемы современного образования : сб. научных статей. - Вып. 3 / сост. и отв. ред. Р.В. Попов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. С. 47-56. Костромичева М.В. Региональный социолект в граффити // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы II Междунар. науч. конф., Екатеринбург; 8-10 сентября 2012 г. : в 2 ч. Ч. 1 / [ред. кол.: Е.Л. Березович (отв. ред.) и др.]. Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2012. С. 110-112.
зарной площади как событийном локусе городских обрядовых практик, «обрядовом» ассортименте товаров, особенностях календарных обычаев в среде базарных торговцев старого Орла135.
В качестве небольшого итога хотелось бы заметить, что до сих пор масса как личных архивов собирателей, так и архивных записей, хранящихся в учреждениях образования и культуры Орловской области, остается неопубликованной. Прежде всего, речь идет о фольклорно-этнографических материалах Орловского объединённого литературного музея И.С. Тургенева. Такие материалы в литературных музеях обычно рассматривались в связи с отражением в экспозициях ключевой для русской классической литературы идеи «народности», а также проблемой фольклорных источников творчества того или иного автора. По мнению Б.А. Леоновой, современное литературоведение позволяет привлекать фольклорные материалы для иссле-
135 Леонова Б.А. Городской базар в контексте традиционного народного календаря (по орловским материалам второй половины XIX - начала XX вв.)// Торговля в этнокультурном измерении: Мат-лы XIV Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. С. 347-352.
дования, в том числе и локального текста136. Изучение же специфики орловского фольклора в его словесном аспекте, хотя и имеет некоторые опыты, но, безусловно, представляет собой открытое пространство для исследования.
136 Леонова Б.А. Музейное собрание как источник фольклористических исследований// Современная наука и музеи, библиотеки, архивы: сб. науч. статей, докладов и тезисов. Орёл: ОГИИК, 2010. С. 168-172. Леонова Б.А. Собрание местного литературного музея в отраслевых исследованиях этнокультурной проблематики // Вопросы музеологии. СПб., 2011. -№>2 (4). С.172-177. Леонова Б.А. Фольклорно-этнографические материалы собрания Орловского объединённого литературного музея И.С.Тургенева в свете проблемы локального текста культуры// Музеи, архивы и библиотеки в современном информационном обществе сб. науч. статей, докладов и тезисов V Международных музейных чтений «Современные проблемы музееведения». Вып. 4. Орёл: ОГИИК, 2011. С. 63-66. Леонова Б.А. Этнографический источник в контексте литературного музея: проблемы интерпретации// Труды СПбГИК 2015. Том 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2013. С.121-126. Леонова Б.А. Традиционные верования и народная магия в фольклорных записях из собрания Орловского государственного объединённого литературного музея И.С.Тургенева// Музеи, библиотеки, архивы как институты исторической памяти: Сборник науч. статей, докладов и тезисов. Орёл: ООО «Горизонт», 2014. С. 145-147.
Библиографический список
1. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1800—1855. Сост. Т.Г. Иванова. СПб., 1996.
2. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1881—1900. Сост. Т.Г. Иванова. Л., 1990.
3. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1901—1916. Сост. М.Я. Мельц. Л., 1981.
4. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1917—1944. Сост. М.Я. Мельц. Л., 1966.
5. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1945—1959. Сост. М.Я. Мельц. Л., 1961.
6. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1960—1965. Сост. М.Я. Мельц. Л., 1967.
7. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1966-1975: В 2-х ч. Сост. М.Я. Мельц. Л., 1984 (ч. 1); 1985 (ч. 2) .
8. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1976—1980. Сост. Т.Г. Иванова. Л., 1987.
9. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1981—1985. Сост. Т.Г. Иванова. СПб., 1993-2001.
10. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1991—1995. Сост. Т.Г. Иванова и М. В. Рейли. СПб., 2001.
11. Традиционная культура Орловщины: библиографический указатель. М.. 2010.
12. Чабан С.Н., Тищенкова Т.В. Из истории собирания и исследования музыкально-песенного фольклора Орловского края //
Традиционная культура Орловщины: экспедиционные, архивные, аналитические материалы: в 3.т. Т.2. М., 2012. с. 2149.
References
1. Russian folklore: bibliographic index. 1800-1855. T.G.Ivanova. Saint-Petersburg, 1996.
2. Russian folklore: bibliographic index. 1881-1900. T.G.Ivanova. Leningrad, 1990.
3. Russian folklore: bibliographic index. 1901-1916. M.Ya.Melts. Leningrad, 1981.
4. Russian folklore: bibliographic index. 1917-1944. M.Ya.Melt. Leningrad, 1966.
5. Russian folklore: bibliographic index. 1945-1959. M.Ya.Melts. Leningrad, 1966.
6. Russian folklore: bibliographic index. 1960-1965. M.Ya.Melts. Leningrad, 1966.
7. Russian folklore: bibliographic index. 1966-1975: 2 parts. M.Ya.Melts. Leningrad, 1984 ( Part 1), 1985 ( Part 2).
8. Russian folklore: bibliographic index. 1976-1980. T.G.Ivanova. Leningrad, 1987.
9. Russian folklore: bibliographic index. 1981-1985. T.G.Ivanova. Saint-Petersburg, 1993- 2001.
10. Russian folklore: bibliographic index. 1991-1995. T.G.Ivanova, M.V.Reyli. Saint-Petersburg, 2001.
11. Traditional culture of the Orel region: bibliographic index. Moscow, 2000.
12. ChabanS.N., Tischenkova T.V. From the history of collecting and studying music and song folklore of the Orel region // Traditional culture of the Orel region: expeditionary, archival, analytical materials (in 3 parts). Part 2. Moscow, 2012. Pp. 21-49.