Критика, рецензии, обзоры, библиография
БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОР
(Беларуси фальклор: Матэрыялы I даследаванн1.
Зборн1к навуковых прац. Вып. 2. М1нск: Беларуская навука, 2015. 528 с.)
© О. В. Белова
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ-БФФИ (проект № 15-24-01004 а(м) «Адаптивные механизмы культуры русско-белорусского пограничья: судьба народной традиции в меняющемся мире»)
оо сл
по ^
d
Рецензия на второй выпуск сборника «Белорусский фольклор» знакомит читателей с содержанием и проблематикой работ исследователей белорусского фольклора, этнолингвистики, этнографии и традиционной культуры. В статьях сборника нашли отражение актуальные проблемы белорусской фольклористики в целом, различные подходы к анализу традиционных обрядов и текстов, вопросы, связанные с методикой полевых исследований и принципами публикации фольклорных текстов.
В 2015 г. вышел в свет второй выпуск продолжающегося издания «Белорусский фольклор: Материалы и исследования», инициированного Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси [См. первый сборник: Беларуси фальклор 2014]. Тематическая насыщенность сборника, проблематика представленных в нем статей и публикаций, интереснейший фольклорный и этнографический материал, вводимый в научный оборот, свидетельствуют о том, что новая серия, посвященная актуальным вопросам белорусской фольклористики, набирает силу.
Продолжая традицию первого выпуска, сборник включает разделы «Исследования», «Белорусский фольклорно-этнолингвисти-ческий атлас», «Из коллекции фольклорных записей», «Материалы полевых экспедиций», «Фольклор белорусов зарубежья»; завершают сборник блок рецензий и поздравления юбилярам. В статьях и публикациях сборника нашли отражение актуальные проблемы белорусской фольклористики в целом, различные подходы к анализу традиционных обрядов и текстов, вопросы, связанные с методикой полевых исследований. В отличие от первого выпуска, носившего более «презентационный» характер (что было обусловлено необходимостью представить научной аудитории новое издание), второй выпуск отличает дискуссионно-полемическая направленность, что дает возможность познакомиться с различными направлениями фольклористических исследований в белорусской науке, с авторскими подходами к анализу фольклорных текстов, с проблемами публикации аутентичных материалов.
Как отмечено в предисловии к сборнику, фольклористические исследования, базируясь на первоисточниках, развиваются в дальнейшем за счет обсуждения и трактовки материала специалистами
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: белорусский фольклор, современная фольклористика.
БЕЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИСЛАВОВНА доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук (г. Москва) E-mail: [email protected]
UD
un
un
сБ
CN
ra
ra
(LI
к
ra ^
oi
о о
в рамках научного сообщества [Беларуси фальклор. 2015: 5]. Блок исследовательских статей служит тому ярким подтверждением — вошедшие в него работы посвящены разностороннему анализу одного из фрагментов белорусской календарной обрядности — обряду «вождения Куста». Ольга Шарая, рассматривая западнополесский обряд «вождения Куста» как социокультурный феномен, обращается к истории изучения обряда в XIX-XX вв. и современным проблемам его изучения [Беларуси фальклор... 2015: 32-66]; Римма Ковалёва анализирует функции, поэтику и семантику белорусских кустовых песен [Беларуси фальклор... 2015: 67-99]; Николай Антропов фокусирует внимание на «этнолингвистическом континууме» западнополесско-белорусского «Куста», что позволяет не только расширить и скорректировать ареал распространения обряда и его терминологию, но и увязать географию обряда, известного по этнографическим описаниям и современным полевым материалам, со сведениями о славянских обрядах из средневековых письменных источников и с данными о расселении славянских племен и их этногенезе ([Беларуси фальклор. 2015: 100-150]; особо отметим ценное приложение к статье — пять подробных карт, отражающих географию обряда и обрядовую лексику, а также богатейшую библиографию, благодаря которой можно рассмотреть конкретный обряд в контексте исторических и этнолингвистических данных). К блоку «кустовых» статей примыкает работа литовской исследовательницы Ниёле Лауринкене о литовской богине Крумине и отражении этого образа в славянских традициях [Беларуси фальклор. 2015: 151-167]; анализируя образ мифологической защитницы урожая, автор апеллирует и к белорусскому материалу, в частности — к обряду «вождения Куста».
В исследовательский блок вошла также статья Владимира Сивицкого о традиционном обрядово-песенном комплексе «гукання вясны» у белорусов [Беларуси фальклор. 2015: 7-31]. Автор сконцентрировал внимание на мифосемантике отдельных обрядовых действий в связи с переходным сезонно-календарным характером закликания весны в целом, выделяя «мифопоэтические доминаты» обряда, реализующиеся в звуковом и орнитологическом кодах этого комплекса. На наш взгляд, работа перегружена «мифо-терминологией», что затрудняет восприятие авторских построений и не дает возможности уяснить, как соотносятся между собой «мифосемантика» (встречи и проводов весны), «мифопоэтика» (пробуждения природы и социума, отвергания, изгнания, уничтожения старого) и «мифоритуальная структура». О «дублетности»
терминологии, не способствующей ясности восприятия, свидетельствует и название статьи на английском языке [Беларуси фальклор. 2015: 30]: «The mythopoetical basis of the traditions of "calling the spring" in Belarus: the mythological semantics of the calendar-based change». Сравним название оригинала: «Традыцыя гукання вясны у беларусау: мiфасемантыка сезонна-каляндарнай змены».
Блок исследований завершает небольшая, но очень интересная заметка знаменитого этнографа Фёдора Волкова «Кормление душ у белорусов», впервые опубликованная в 1896 г. в немецком журнале «Ur-Quel». Теперь исследователям доступен перевод статьи на белорусский язык [Беларуси фальклор. 2015: 168-170].
Раздел, посвященный масштабному научному проекту по созданию Белорусского фольклорно-этнолингвистического атласа, включает две статьи. Елена Боганева представила подробный анализ белорусских легенд о хлебном колосе1 (вариативность и география сюжета, его структурные элементы, типовые и редкие мотивы), доказав, что этиологические легенды представляют прекрасный материал для картографирования, наглядно показывая, как широко распространенный в белорусской традиции сюжет и его наиболее значимые мотивы бытуют не только в разных регионах Беларуси, но на культурном пограничье (белорусско-русском, белорусско-украинском, белорусско-польском) [Беларуси фальклор. 2015: 171-189]; сопровождающие текст семь карт являются не только прекрасной иллюстрацией к анализу сюжета, но и образцом методики картографирования сюжетов и мотивов фольклорной несказочной прозы. Статья Александры Шрубок посвящена ареальной характеристике и семантике первого весеннего выгона скота в поле [Беларуси фальклор. 2015: 190-216]. 11 карт отражают региональные особенности атрибутики обряда (верба, яйца, хлеб и соль, ведро воды, замок и ключ, печная утварь, предметы одежды, ткаческие предметы, острые предметы, свеча, скатерть и др.); еще две карты показывают ритуальные и вербальные действия, сопровождающие выгон скота. Материалом для статьи послужили данные, записанные в экспедициях 1980-1990-х гг. в более чем 550 населенных пунктах.
Архивный материал представлен в сборнике подборкой текстов из коллекции Аркадия Смолича, географа, общественно-политического деятеля и публициста, ставшего жертвой репрессий 1930-х гг. (публикацию подготовила Янина Гриневич, предисловие Арсения Лиса) [Беларуси фальклор. 2015: 217-251]. Публикуемые записи Смолича были сделаны на Минщине и Гродненщине в 1911-1916 гг.
1 По международной классификации сюжетов — ATU779G* «Преступление против хлеба».
(101 текст — календарно-обрядовые и семейно-об-рядовые песни, колыбельные, необрядовая лирика, шуточные «брындуши»).
Чрезвычайный интерес для фольклористов всегда представляют материалы полевых экспедиций. На этот раз «Белорусский фольклор» публикует тексты из Гомельской, Витебской и Гродненской областей.
Геннадий Лопатин подготовил к печати подборку текстов из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Р. Шкля-рова — 109 быличек и поверий и 36 заговоров [Беларуси фальклор... 2015: 252-304]. В этих материалах представлен не только колоритный образ «магических специалистов» («знающих», «колдунов», «ведьмаков» и т.п.), но и зафиксированы распространенные на Гомельщине представления о магических практиках, порче и сглазе, а также средствах противостояния колдовским действиям). При публикации сохранены особенности речи информантов; если текст заимствовался из письменного источника (тетрадки с заговорами и т.п.), сохранены особенности орфографии и пунктуации. Представляет интерес и предметно-тематический указатель к текстам быличек, что делает возможным выделить некоторые региональные и узко-локальные особенности данного жанра в Ветковском и соседних с ним районах.
Материал из коллекции белорусского поэта Сергея Панизьника знакомит читателя с образцами ка-лендарно-обрядовой и семейно-обрядовой поэзии, лирики и детского фольклора Миорского района Витебской области, записанными в 1968-1970 гг. [Беларуси фальклор. 2015: 305-379]. В приложении публикуются нотные записи календарных и крестинных песен, сделанные в 2009 г. в селах Миорского района в ходе совместной экспедиции Белорусской государственной академии музыки, Института искусствознания, этнографии и фольклора НАН РБ и Латвийской академии музыки им. Я. Ви-талса [Беларуси фальклор. 2015: 379-381]. Сравнение фольклорных записей из двух временных пластов показывает, что аутентичная традиция в регионе продолжает сохраняться.
Интерес для дальнейших фольклорно-этногра-фических исследований представляет публикация краеведа из Гродненской области Стефана-Ярослава Козловского [Беларуси фальклор. 2015: 382-392]. Это реконструкция (описание по памяти)«женской масленичной мистерии», которую автор в возрасте трех с половиной лет наблюдал в родном селе Та-люшаны Островецкого района в 1947 г. (по памяти сделаны и рисунки, сопровождающие текст). В конце мясоеда женщины собирались вечером в хате (мужчины на это действо не допускались, автор стал невольным его свидетелем в силу малолетства), где
разыгрывались сценки с переодеванием (являлись ряженые и маскированные персонажи — «сявец» и «касец» с ярко выраженными «мужскими» признаками и «паш Сёрба», атрибутами которой были пустой мешок, пустой горшок, мешалка для пойла). Память публикатора не сохранила шуток-прибауток, присловий и припевок, исполнявшихся во время обряда (смысл которого, вероятно сродни другим магическим действиям, направленным на изгнание зимы и обеспечение будущего урожая), однако по- °
казательно замечание, что все тексты исполнялись на белорусском и литовском языках (население о
Талюшан было польскоязычным). Таким образом, можно предположить, что публикатору посчастли- з
вилось наблюдать уникальный архаический обряд у
(прямых соответствий ему в этнографической ли- а
тературе не найдено), сформировавшийся на бело- ^
русско-литовском пограничье до того, как польская 1-0 языковая традиция стала тут доминирующей.
В разделе «Фольклор белорусов зарубежья» читателя ждет встреча с интересными материала- §
ми, записанными во время полевых исследований 5
в Литве и Псковской области России.
Юрий Внукович продолжил публикацию запи- ^ сей, сделанных в 2010 г. от белорусов в Вильнюсском районе Литвы [первую часть публикации см.: Внуковiч 2014: 387-434]. Структурируя материал, публикатор выбрал тот же принцип рубрикации, что использовался при подготовке разделов несказочной прозы в серийном издании «Традиционная художественная культура белорусов» (2001-2013) [См. рецензию: Белова: 2014: 81-89], что, безусловно, облегчает поиск материала для сопоставления. Представлены записи устных бытовых рассказов и рассуждений на тему языковой, национальной и конфессиональной идентичности, поверий, примет, быличек, легенд и преданий, календарных обрядов, текстов семейной и сельскохозяйственной обрядности, народной медицины, песен различных жанров. Этот материал, зафиксированный на этнокультурном и этноязыковом пограничье будет чрезвычайно полезен специалистам в области белорусской, польской и литовской традиционной культуры и диалектологии.
Подготовленная Татьяной Тяпковой публикация «Из псковских тетрадей» [Беларуси фальклор. 2015: 456-497] знакомит читателей с подборкой записей, сделанных в 1979-1981 гг. в Невельском, Усвятском, Пустошкинском районах Псковской области (тематика: народный календарь и календарный фольклор, свадебные песни, заговоры). К сожалению, в публикации отсутствует какой-либо комментарий к текстам, не обоснованы и принципы отбора текстов (опубликованы все записи или частично, как производился отбор, где хранятся материалы экспедиций и доступны ли они исследователям).
UD
un
un о
ГМ
ra
ra
oi a
к
го ^
Ol
о о
В разделе рецензий представлены отзывы на следующие издания: «Народная демонология Полесья: публикация текстов в записях 80-90-х гг. XX в. Т. 2: Демонологизация умерших людей» (сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская; М., 2012) (автор рецензии — Владимир Гончар); О. А. Лобачевская. «Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации» (Мшск, 2013) (авторы рецензии — Мария Винникова и Татьяна Володина); «Былички Белорусского Поозерья» (сост. В. Н. По-клонская, О. В. Лапатинская; Витебск, 2013) (автор рецензии — Владимир Лобач); С. А. Вяргеенка. «Матывы беларусюх лекавыз замоу: структурна-функцыянальны аспект (на матэрыялах фальклору Гомельшчыны)» (Гомель, 2012) и «Гаючае слова под-ная зямл (беларуски1я лекавыя замовы). Фальклорна-этнаграф1чны зборшк» (аут.-укл. С. А. Вяргеенка; Гомель 2013) (автор рецензии — Татьяна Володина); «Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания» (отв. сост. Н. В. Леонова; Новосибирск, 2011) (автор рецензии — Елена Павлова).
Все перечисленные издания будут интересны фольклористам и этнографам. Хотелось бы особо обратить внимание на проблему, затронутую в рецензиях В. Лобача и Т. Володиной на сборники белорусских быличек и заговоров. Рецензенты остро поставили вопросы о профессиональной этике собирателей, о принципах публикации аутентичного фольклора и необходимости четкой атрибуции публикуемых текстов. В результате того, что за записи «из первых уст» выдаются тексты, явно отредактированные или изложенные жителями белорусских деревень высоким литературным стилем (и по-русски), что один и тот же текст приписан разным исполнителям из разных районов области, что студенческие записи зачастую являют собой сконструированные фальсификаты, что рядом без всякого комментария публикуются тексты, принад-
лежащие традиции и почерпнутые из популярных изданий, что частное выдается за общее, — не только искажается картина бытования фольклорных жанров и их языковой репрезентации в тех или иных регионах, но и дискредитируется фольклористика как наука. Погоня за «валовым продуктом» и стремление представить «богатство» региональной традиции, собрав без разбора все, что попадается под руку, в данном случае оборачивается кривым зеркалом, в котором отражается лишь непрофессионализм. Технические возможности XXI века предоставляют исследователям возможности почти безграничные — и в записи текстов, и в их хранении, и в каталогизации, и при текстологическом анализе. Традиция же, которую мы изучаем, достойна уважительного к себе отношения.
Надеемся, что «Белорусский фольклор» продолжит радовать читателей интересными публикациями, ставить перед научным сообществом вопросы и помогать искать на них ответы. С нетерпением ждем следующих выпусков серии.
ЛИТЕРАТУРА
Беларуси фальклор: Матэрыялы 1 даследаванш. Зборшк навуковых прац. Вып. 1. Мшск: Беларуская навука, 2014.
Беларуси фальклор: Матэрыялы 1 даследаванш. Зборшк навуковых прац. Вып. 2. Мшск, 2015.
Белова О. В. Региональная серия «Традиционная художественная культура белорусов» // Филологическая регионалистика. 2014. № 1.
Внуковiч Ю. Народная культура В1леншчыны у палявых зашсах пачатку XXI стагоддзя // Беларуси фальклор: Матэрыялы 1 даследаванш. Зборшк навуковых прац. Вып. 1. Мшск, 2014.
Институт славяноведения РАН.
Поступила в редакцию 21.07.2015 г.
UDC 398 BELORUSSIAN FOLKLORE
(Беларуск фальклор: Матэрыялы i даследаванш.
Зборшк навуковых прац. Вып. 2. Мшск: Беларуская навука, 2015. 528 с.) O. V. Belova
A review of the second issue of the series "Belorussian folklore" acquaints readers with the content and perspective of research work in the field of the Belorussian folklore, ethno-linguistics, ethnography and traditional culture. The following articles reflect topical issues of Belorussian folklore in general, various approaches to the analysis of traditional rites and texts, the issues associated with the methodology of field research and the principles of publication of folklore texts. KEY WORDS: Belorussian folklore, modern folklore studies.
■ BELOVA 0LGA V.
Doctor of Philology, Leading Science Employee of institute of Slavic of Russian Academy of Sciences (Moscow) E-mail: [email protected]