Подымова О. А.
Проблема реконструкции фольклорных текстов в современном социокультурном контексте
Формирование жизненных смыслов в русле народной традиционной культуры восходит к категориям синкретически целостного нерасчлененного сознания, которое охватывает различные стороны явления и процессы жизни, природы и человека в их взаимосвязи и сопод-чиненности. Отсюда и каждый факт традиционной культуры не может, не теряя важнейших смысловых элементов, существовать вне системных отношений, обусловленных природой культуры данного типа.
В этнокультурной практике возникла необходимость реконструкции фольклорных текстов в социокультурном контексте. Современный уровень знаний о природе фольклора закономерно приводит к мысли о системном характере народной художественной культуры, её целостности, единицами которой являются не отдельные произведения, будь то песня, сказ, а целостные фольклорные акты, фольклорные «действа». В целях системного изучения фольклора основатель Санкт-Петербургской школы фольклористов — Мехнецов А. М. вводит новую научную категорию «фольклорно-этно-графический текст», которая раскрывается как «законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передаётся художественными средствами выражения» 1. При таком подходе художественная форма — фольклорный текст рассматривается в контексте жизненной среды, трудовых процессов, обрядовой практики, образующих среду исполнения. Понятие контекст исследователями этой школы понимается достаточно широко: «это не
1 Цит. по: Лобкова Г. В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000. С. 11.
просто условия реализации текста, но и культурная традиция в целом» 2.
Использование категории «текст» позволяет подчеркнуть особую коммуникативную направленность явлений фольклора, т.е. включенность его в процесс воссоздания, «трансляции» традиции 3. Исследователи фольклора особое внимание уделяют взаимосвязи текста и контекста. Специфика контекстных связей в фольклоре продиктована самой природой данного феномена, его инклюзивностью, т. е. включенностью всей фольклорной культуры в систему жизнедеятельности этноса 4.
Особое развитие контекстуальные идеи приобрели с развитием функционального метода. В широко известной работе Б. Н. Путилова «Фольклор и народная культура» учёным раскрывается многообразие связей фольклора с внефольклорным миром. На богатом этнографическом материале им обнаружена типология функциональных связей фольклора, развита идея взаимообусловленности текста и контекста, прослежены этапы формирования контекстуального подхода в отечественной и зарубежной фольклористике 5.
Рассматривая народную песню как этнокультурный текст, возникла необходимость теоретического обоснования контекстного подхода в исполнительстве. Стремление показать песню в её культурно-историческом контексте, придать песне черты наибольшей достоверности, подлинности были свойственны коллективам народной песни с самого начала зарождения этой формы хорового исполнительства. Вопросы интерпретации народной песни, сохранения
2 Там же. С. 119-129.
3 Там же. С. 14.
4 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003. С. 73.
5 Там же, С. 119-129.
75
76
её творческой природы до настоящего времени являются злободневными в исполнительской практике. Как, не исказив природы народной песни, представить её не только доступной и привлекательной для восприятия современника, но и донести сам дух народного творчества?
Вместе с тем известный фольклорист Б. Н. Путилов предупреждает об опасностях в работе с фольклором, которые заключаются в «кажущейся доступности в освоении фольклорных приёмов», «мнимой лёгкости», в «поверхностности и приблизительности, которые оборачиваются очень скоро бесвкусицей и просто халтурой» 6. Не ограничиваясь чисто научной стороной восстановления этнографических связей фольклора, Б. Н. Путилов призывает начать интереснейшую работу «фольклорно-эт-нографического реставрационного порядка», вместе с тем, поясняя условность термина «реставрация» применительно к художественной деятельности.
Работа с этнографическим материалом, погруженность в бытовую обстановку, в обряд, в ритуал, проживание в этой новой реальности является тем механизмом, который способен оживить традицию, придать музыкальному материалу живое звучание, живое пропевание, интонирование.
Роль музыки и определение её места, где, как и почему она звучит, какова степень участия её в действии, функции её в обряде/ритуале, вот основные вопросы, которые встают при работе над музыкальной стороной действия. Именно музыка создаёт атмосферу праздничности, приподнятости, раскованности. И если многое в музыке определяется контекстом, в котором она звучит, то и само действие не будет полноценным, если оно лишится музыки. Итак, ритуал — это есть способ конструирования, моделирования иной реальности, проживание в ней. Музыка, вписывающаяся в игровое действие, важна не только чисто музыкальными своими достоинствами, а главное тем, что сообщает определённый эмоциональный настрой, создаёт для участников обстановку психологического комфорта, снимает напряжение, помогает им погрузиться в специфическое игровое поле. Важными свойствами музыкального проявле-
6 Путилов Б. Н Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С. 12.
ния здесь выступают само исполнение, манера, способ подачи звука; тембр, динамика, темп здесь как бы саморегулируются, сама обстановка, момент действа определяют эти качества.
Песне возвращается её естественное бытие. Исполнитель перестаёт себя чувствовать ориентированным на зрителя, он сам — действующее лицо, включённое в коллективные взаимоотношения, и действует в них по правилам соответствующего ритуала. Необходимо знание не только хода праздничного хороводного ритуального действа, но и овладение его языком для воссоздания психологического, социального бытового кода, целостности характера фольклорного акта. Сочетание в игре условности и стремление к достоверности в главном — вот ради чего игровое действие существует. Игра — обряд, определённая ситуативная обстановка, смоделированная в новой среде — выступают в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям.
Итак, если ставить вопрос о сохранении и возрождении народных традиций, о значении фольклорной культуры в духовном возрождении, воспитании национального характера и самосознания, в формировании определённого национального мировоззрения и мировосприятия — то фольклор необходимо рассматривать во всей полноте его связей с жизнью, многообразии его художественных и нехудожественных форм. Расчленение на компоненты, составляющие некогда единое целое, неизбежно ведёт к разрушению природной сущности фольклора, к отрыву от питающей его среды, лишает его жизнеспособности. Перед нами встаёт важная задача осуществления связи традиций прошлого с современностью.
Литература:
1. Мехнецов А.М. О задачах комплексного исследования фольклора // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том I.— М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005.
2. Каулен М.Е. Актуализация нематериального наследия: формы и методы // Фундаментальные проблемы культурологи. Том VI. Культурное наследие: от прошлого к будущему / Отв. Редактор Д. Л. Спивак.— М.; СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009.
3. Лобкова Г.В. Основные принципы системного изучения явлений народной традиционной музыкальной культуры // Памяти Л. Л. Христиан-сена. Сборник статей. — М.: «Композитор», 2010.
4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.— Л.: «Наука», 1967.
5. Каган М. С. Морфология искусства.— Л.: «Искусство», 1972.
6. Путилов Б. Н. Теоретические проблемы современной фольклористики.— СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006.
7. Лобкова Г. В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, худо-
жественная система.— СПб.: «Дмитрий Булавин», 2000.
8. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура.— СПб., 2003.
9. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Отв. ред. Новиков Н. В.— Л.: «Наука», 1968.
10. Балашова С. С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Автореферат дисс. М.,1988.
77