Научная статья на тему 'Проблема реконструкции фольклорных текстов в современном социокультурном контексте'

Проблема реконструкции фольклорных текстов в современном социокультурном контексте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КОНТЕКСТНЫЕ СВЯЗИ / ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА / ОБРЯДЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEXT / CONTEXTUAL LINKS / SONGS OF THE PEOPLE / CEREMONIES / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подымова Ольга Анатольевна

Статья посвящена природе фольклора, особенностям его изучения и трансляции в процессе овладения народной песенной культурой; требованиям к педагогическому процессу, связанному с обучением народной песенной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE RECONSTRUCTION OF FOLKLORE TEXTS IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONTEX

The article is dedicated to the Nature of folklore, especially its studying and translation in the process of mastering the folk song culture. Requirements to pedagogical process that is associated with learning folk song culture.

Текст научной работы на тему «Проблема реконструкции фольклорных текстов в современном социокультурном контексте»

Подымова О. А.

Проблема реконструкции фольклорных текстов в современном социокультурном контексте

Формирование жизненных смыслов в русле народной традиционной культуры восходит к категориям синкретически целостного нерасчлененного сознания, которое охватывает различные стороны явления и процессы жизни, природы и человека в их взаимосвязи и сопод-чиненности. Отсюда и каждый факт традиционной культуры не может, не теряя важнейших смысловых элементов, существовать вне системных отношений, обусловленных природой культуры данного типа.

В этнокультурной практике возникла необходимость реконструкции фольклорных текстов в социокультурном контексте. Современный уровень знаний о природе фольклора закономерно приводит к мысли о системном характере народной художественной культуры, её целостности, единицами которой являются не отдельные произведения, будь то песня, сказ, а целостные фольклорные акты, фольклорные «действа». В целях системного изучения фольклора основатель Санкт-Петербургской школы фольклористов — Мехнецов А. М. вводит новую научную категорию «фольклорно-этно-графический текст», которая раскрывается как «законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передаётся художественными средствами выражения» 1. При таком подходе художественная форма — фольклорный текст рассматривается в контексте жизненной среды, трудовых процессов, обрядовой практики, образующих среду исполнения. Понятие контекст исследователями этой школы понимается достаточно широко: «это не

1 Цит. по: Лобкова Г. В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000. С. 11.

просто условия реализации текста, но и культурная традиция в целом» 2.

Использование категории «текст» позволяет подчеркнуть особую коммуникативную направленность явлений фольклора, т.е. включенность его в процесс воссоздания, «трансляции» традиции 3. Исследователи фольклора особое внимание уделяют взаимосвязи текста и контекста. Специфика контекстных связей в фольклоре продиктована самой природой данного феномена, его инклюзивностью, т. е. включенностью всей фольклорной культуры в систему жизнедеятельности этноса 4.

Особое развитие контекстуальные идеи приобрели с развитием функционального метода. В широко известной работе Б. Н. Путилова «Фольклор и народная культура» учёным раскрывается многообразие связей фольклора с внефольклорным миром. На богатом этнографическом материале им обнаружена типология функциональных связей фольклора, развита идея взаимообусловленности текста и контекста, прослежены этапы формирования контекстуального подхода в отечественной и зарубежной фольклористике 5.

Рассматривая народную песню как этнокультурный текст, возникла необходимость теоретического обоснования контекстного подхода в исполнительстве. Стремление показать песню в её культурно-историческом контексте, придать песне черты наибольшей достоверности, подлинности были свойственны коллективам народной песни с самого начала зарождения этой формы хорового исполнительства. Вопросы интерпретации народной песни, сохранения

2 Там же. С. 119-129.

3 Там же. С. 14.

4 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003. С. 73.

5 Там же, С. 119-129.

75

76

её творческой природы до настоящего времени являются злободневными в исполнительской практике. Как, не исказив природы народной песни, представить её не только доступной и привлекательной для восприятия современника, но и донести сам дух народного творчества?

Вместе с тем известный фольклорист Б. Н. Путилов предупреждает об опасностях в работе с фольклором, которые заключаются в «кажущейся доступности в освоении фольклорных приёмов», «мнимой лёгкости», в «поверхностности и приблизительности, которые оборачиваются очень скоро бесвкусицей и просто халтурой» 6. Не ограничиваясь чисто научной стороной восстановления этнографических связей фольклора, Б. Н. Путилов призывает начать интереснейшую работу «фольклорно-эт-нографического реставрационного порядка», вместе с тем, поясняя условность термина «реставрация» применительно к художественной деятельности.

Работа с этнографическим материалом, погруженность в бытовую обстановку, в обряд, в ритуал, проживание в этой новой реальности является тем механизмом, который способен оживить традицию, придать музыкальному материалу живое звучание, живое пропевание, интонирование.

Роль музыки и определение её места, где, как и почему она звучит, какова степень участия её в действии, функции её в обряде/ритуале, вот основные вопросы, которые встают при работе над музыкальной стороной действия. Именно музыка создаёт атмосферу праздничности, приподнятости, раскованности. И если многое в музыке определяется контекстом, в котором она звучит, то и само действие не будет полноценным, если оно лишится музыки. Итак, ритуал — это есть способ конструирования, моделирования иной реальности, проживание в ней. Музыка, вписывающаяся в игровое действие, важна не только чисто музыкальными своими достоинствами, а главное тем, что сообщает определённый эмоциональный настрой, создаёт для участников обстановку психологического комфорта, снимает напряжение, помогает им погрузиться в специфическое игровое поле. Важными свойствами музыкального проявле-

6 Путилов Б. Н Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С. 12.

ния здесь выступают само исполнение, манера, способ подачи звука; тембр, динамика, темп здесь как бы саморегулируются, сама обстановка, момент действа определяют эти качества.

Песне возвращается её естественное бытие. Исполнитель перестаёт себя чувствовать ориентированным на зрителя, он сам — действующее лицо, включённое в коллективные взаимоотношения, и действует в них по правилам соответствующего ритуала. Необходимо знание не только хода праздничного хороводного ритуального действа, но и овладение его языком для воссоздания психологического, социального бытового кода, целостности характера фольклорного акта. Сочетание в игре условности и стремление к достоверности в главном — вот ради чего игровое действие существует. Игра — обряд, определённая ситуативная обстановка, смоделированная в новой среде — выступают в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям.

Итак, если ставить вопрос о сохранении и возрождении народных традиций, о значении фольклорной культуры в духовном возрождении, воспитании национального характера и самосознания, в формировании определённого национального мировоззрения и мировосприятия — то фольклор необходимо рассматривать во всей полноте его связей с жизнью, многообразии его художественных и нехудожественных форм. Расчленение на компоненты, составляющие некогда единое целое, неизбежно ведёт к разрушению природной сущности фольклора, к отрыву от питающей его среды, лишает его жизнеспособности. Перед нами встаёт важная задача осуществления связи традиций прошлого с современностью.

Литература:

1. Мехнецов А.М. О задачах комплексного исследования фольклора // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том I.— М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005.

2. Каулен М.Е. Актуализация нематериального наследия: формы и методы // Фундаментальные проблемы культурологи. Том VI. Культурное наследие: от прошлого к будущему / Отв. Редактор Д. Л. Спивак.— М.; СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009.

3. Лобкова Г.В. Основные принципы системного изучения явлений народной традиционной музыкальной культуры // Памяти Л. Л. Христиан-сена. Сборник статей. — М.: «Композитор», 2010.

4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.— Л.: «Наука», 1967.

5. Каган М. С. Морфология искусства.— Л.: «Искусство», 1972.

6. Путилов Б. Н. Теоретические проблемы современной фольклористики.— СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006.

7. Лобкова Г. В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, худо-

жественная система.— СПб.: «Дмитрий Булавин», 2000.

8. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура.— СПб., 2003.

9. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Отв. ред. Новиков Н. В.— Л.: «Наука», 1968.

10. Балашова С. С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Автореферат дисс. М.,1988.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.