Научная статья на тему 'КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА ДЕБЮССИ "ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОЗЫ"'

КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА ДЕБЮССИ "ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОЗЫ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-песня / музыкальный стиль / Дебюсси / фортепианное сопровождение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Пэйлинь

данная статья основывается на анализе с точки зрения фортепианных партий, исследуя фон создания произведения и его музыкальную структуру, чтобы интерпретировать музыкальные особенности данного цикла. Надеемся, что это исследование вдохновит певцов и музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА ДЕБЮССИ "ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОЗЫ"»

КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА ДЕБЮССИ "ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОЗЫ" Ян Пэйлинь

Ян Пэйлинь - пианист, преподаватель, кафедра фортепиано консерватории, Центрально-китайский педагогический университет, ассистент-стажер,

Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Ухань, провинция Хубэй, Китайская Народная Республика

Аннотация: данная статья основывается на анализе с точки зрения фортепианных партий, исследуя фон создания произведения и его музыкальную структуру, чтобы интерпретировать музыкальные особенности данного цикла. Надеемся, что это исследование вдохновит певцов и музыкантов.

Ключевые слова: арт-песня, музыкальный стиль, Дебюсси, фортепианное сопровождение.

Введение

Как известно, арт-песни обладают следующими характеристиками: тексты песен обычно заимствованы из поэзии или литературных произведений с высокими литературными и художественными качествами. Инструментальная аккомпанементная часть и вокальная часть формируют единое, неделимое целое. Отношения между аккомпаниатором и исполнителем меняются от первоначальной роли "зеленых листьев", служащих фоном для "красного цветка", до равноправных "партнеров". В начале XIX века в Европе Шуберт довел арт-песню до совершенства, в его песнях фортепианные партии стали крайне выразительными, обогатились разнообразием и стали независимыми от вокальной мелодии, не противореча и одновременно поддерживая вокал, став "дуэтом для голоса и фортепиано".

С середины XIX века до начала XX века - это период от зарождения до расцвета французской арт-песни. Настоящим пионером французской арт-песни был Берлиоз (1803—1869), первым назвавший свои арт-песни "мелодиями". Арт-песни Берлиоза вышли за рамки тогдашних форм "симметрии" и "сегментации", сосредотачиваясь на более тесном взаимодействии между фортепианной и вокальной частями, что придало аккомпанементу значительную независимость и заложило основу для создания французских арт-песен.

Во второй половине XIX века французская арт-песня достигла своего апогея. Среди наиболее представительных композиторов были Форе (1845—1924), Дюпарк (1848—1933) и Дебюсси (1862—1918). Их характеры и композиторские техники различались, но все они обладали уникальным французским романтическим духом и внесли значительный вклад в развитие французской арт-песни.

Творчество Клода Дебюсси в арт-песнях и контекст создания "Лирических проз"

1. Творчество Дебюсси в арт-песнях

Клод Дебюсси родился в 1862 году в Сен-Жермене во Франции, в семье, поколениями занимавшейся сельским хозяйством и ремеслами. Несмотря на отсутствие музыкальных традиций в семье и тяжелые жизненные условия, страсть Дебюсси к музыке не знала преград, и уже в раннем возрасте он проявил выдающиеся музыкальные способности. Сначала он учился

игре на фортепиано у итальянца Жана Серутти, затем в 1871 году продолжил обучение у ученицы Шопена — мадам Моте де Флёрвиль, которая считала его исключительным талантом и отдала ему все свои знания. Вскоре после этого, в 1872 году, Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию. Будучи не склонным следовать устоявшимся правилам, он стремился к новаторству в гармонии и звучании, часто использовал увеличенные и уменьшенные интервалы, сложные аккорды и целотоновую шкалу, что вызывало недовольство и насмешки со стороны преподавателей и студентов. В период с 1880 по 1882 год, работая учителем фортепиано в России, Дебюсси познакомился с произведениями русских национальных композиторов, что дало ему новые идеи для исследования музыкального мира и заложило основу для его будущего стиля. В 1884 году, в возрасте 22 лет, он получил первую премию на конкурсе в Риме за кантату "Продигал Сон", что дало ему право на четырехлетнее стипендиатское пребывание в Риме. Однако, чувствуя ограничения традиционного обучения, через два года он прервал учебу и вернулся в Париж в поисках новых творческих идей. В то время центром парижской литературной жизни был дом по адресу улица Рома, 87, где Дебюсси познакомился с многими молодыми писателями, композиторами и художниками, включая символистов Поля Верлена, Шарля Бодлера и Стефана Малларме. Под влиянием символистской поэзии и импрессионистской живописи Дебюсси начал искать новые подходы в композиции, стремясь выразить в музыке внутренние образы и личные переживания с помощью гармонии, тем самым заложив основы импрессионизма в музыке. В своем творчестве в области арт-песен Дебюсси наследовал и развивал художественные традиции, начиная от эпохи Возрождения и заканчивая русской национальной школой, вдохновляясь структурой французских песен XVI века, а также элегантностью, изысканностью и тонкостью опер Гуно и Массне. Обогащая свое творчество заимствованиями из прошлого и внося в него собственное уникальное видение, Дебюсси заложил основу своего успеха как композитора.

Творчество Дебюсси в арт-песнях можно разделить на три периода:

• Период поиска (1887-1891). Основные произведения: "Мандолина" для почитаемой мадам Ваниер, вокальный цикл "Забытые песни" на стихи Верлена из сборника "Песни без слов", цикл на стихи Бодлера "Пять песен Бодлера", романсы на стихи Поля Бурже "Романс" и "Колокола", а также три песни на стихи Верлена "Море красивее", "Печальный звук рога" и "Ступеньки изгороди".

• Период формирования и утверждения (1891-1904). Основные произведения: циклы "Праздники галантности I" и "Праздники галантности II" на стихи Верлена, вокальный цикл "Лирические прозы" на собственные стихи композитора и цикл "Три песни Билитис" на стихи Пьера Луи.

• Период зрелости (1904-1913). Основные произведения: "Три песни Франции" на стихи средневековых трубадуров и лириков XVII века, цикл "Променад влюбленных" на стихи Рембо, "Три баллады Франсуа Вийона", "Три стихотворения Стефана Малларме" и "Рождественская песня для детей, у которых нет дома", написанная на собственные стихи композитора.

2.Контекст создания и общий стиль "Лирических проз"

Немецкий музыковед Вернер Данкерт (1900-1970) однажды сказал: "Арт-песни Дебюсси, подобно струнным квартетам Гайдна и фортепианным сонатам Бетховена, служат лабораторией его творчества." "Лирические прозы" Дебюсси были написаны между 1892 и 1893 годами, когда композитор, вдохновляясь символистской поэзией, исследовал новые гармонические техники и искал новые пути для своей оперы "Пеллеас и Мелизанда". В стремлении освободиться от установленных в эпоху классицизма гармонических норм, Дебюсси начал экспериментировать с

использованием двенадцатитоновой шкалы вместо мажорно-минорной системы, а также заменять традиционные модальные лады пентатоникой из музыки Таити и Вьетнама, церковными ладами и целотоновыми шкалами. Таким образом, музыка Дебюсси освободилась от ограничений голосоведения, структуры аккордов и их соединений, отказалась от обязательного разрешения диссонансов, делая собственное восприятие композитора основой музыкального творчества. Этот подход поставил традиционную теорию гармонии на грань кризиса, открывая новую эру в технике гармонического письма.

"Лирические прозы" представляют собой арт-песни с изящной мелодикой, простой структурой, богатыми изменениями и разнообразием цветов, а также глубокими и искренними эмоциями. В качестве текстов Дебюсси использовал собственные прозаические стихи "Ритмические прозы", разделенные на четыре части, две из которых были опубликованы в поэтических журналах. Содержание стихов основано на субъективных ощущениях и фантазиях автора, они сложны и абстрактны, поэтому в литературных кругах они не получили высокой оценки. Однако, будучи преобразованными в арт-песни, Дебюсси мастерски соединил фортепианное сопровождение с ритмом, рифмой и интонацией стихов, придавая труднопонимаемым текстам новую жизнь и подчеркивая магию музыки.

В фортепианных партиях Дебюсси уделяет особое внимание изобразительной гармонии и изменчивой фактуре для передачи эмоциональных колебаний, компенсируя ограничения вокального диапазона и обогащая музыкальные слои. Композитор также акцентирует на характеристиках французской арт-песни, синхронизируя акценты в фортепианном сопровождении с ударениями в тексте. Подготовка к изменению настроения в различных частях часто достигается за счет фортепианного сопровождения, предвещая вокальной партии и помогая исполнителю точно передать колеблющиеся музыкальные настроения.

Основные приемы в композиции включают избегание каденций в гармонии, акцент на цветности аккордов, использование параллельных гармоний. В структуре аккордов применяются добавочные звуки, сложные аккорды и аккорды, построенные на квартах и квинтах. В мелодии и гармонии используются целотоновые, пентатонические и средневековые лады, создавая неопределенные и мистические ощущения. Дебюсси смело применял технику флажолетов, акцентировал на многозвучии и имитировал звуки природы, такие как гром, шум воды, звон колоколов и человеческие голоса, создавая иллюзорное и туманное музыкальное пространство. В мелодии использовались линейные, скалярные мелодии, мелодии, построенные на добавочных звуках гармонии, а также мотивы и разложения аккордов; в музыкальной фактуре Дебюсси стремился к разнообразию, избегая повторения одних и тех же музыкальных фраз. В "Лирических прозах" мотивы и темы фортепианного сопровождения варьируются через изменения лада, гармонии, фактуры и динамики.

Сам композитор тщательно обозначил в нотах выразительные указания, динамику и темп, позволяя исполнителям более четко понять его творческие намерения и более точно воспроизвести это произведение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, изучение и анализ творчества Клода Дебюсси в арт-песнях, особенно его магистрального цикла "Лирические прозы", открывает нам величайшие достижения композитора в области вокальной музыки. Этот цикл не просто иллюстрирует глубокую связь между музыкальным и поэтическим искусством, но и подчеркивает инновационный подход Дебюсси к использованию гармонии, мелодии и ритма, благодаря чему музыка приобретает невероятную

выразительность и эмоциональную насыщенность.

Дебюсси, мастерски сочетая слова с музыкой, создает в "Лирических прозах" уникальное звуковое полотно, на котором отражаются не только внешние пейзажи, но и внутренний мир человека, его мечты и стремления. Каждая песня в этом цикле — это отдельный мир, наполненный своими образами, символами и эмоциями, которые Дебюсси умело передает через сложные, но изящные гармонические конструкции и тонкие мелодические линии.

"Лирические прозы" стоят как маяк инновации в музыке конца XIX — начала XX века, демонстрируя отход от стандартных музыкальных форм и исследование новых гармонических возможностей. Дебюсси не только расширил границы музыкального языка своего времени, но и предложил новый способ взаимодействия музыки и слова, где каждый элемент обогащает другого, создавая сложную и многогранную художественную ткань.

Вдохновение, которое Дебюсси черпал из символистской поэзии и импрессионистской живописи, нашло свое воплощение в "Лирических прозах" не только через тексты, но и через музыкальные образы, создавая произведения, насыщенные атмосферой и настроениями, способные передать самые тонкие оттенки человеческих чувств.

Таким образом, "Лирические прозы" Дебюсси — это не просто важный этап в развитии арт-песни, но и бесценный вклад в мировую музыкальную культуру, который продолжает вдохновлять музыкантов, исследователей и любителей музыки по всему миру. Через эти произведения мы видим, как музыкальное искусство может служить мостом между внешним миром и внутренним миром человека, открывая новые горизонты для выражения и восприятия красоты.

Список литературы

1. Акопян Л.О. Музыка XX века: энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010.

2. АльшвангА.А. Клод Дебюсси: Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество. М.: Музгиз, 1935.

3. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976.

4. Кокорева Л.М. Клод Дебюсси. Исследование. М.: Музыка, 2010.

5. Куницкая Р.И. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М.: Музыка, 1982.

6. ЛонгМ. За роялем с Дебюсси / пер. с фр. Ж. Грушанской. М.: Советский композитор, 1985.

7. Сусидко И.П. Симметрии и пропорции в музыке Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 3.

8. Альшванг А. Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность. Мировоззрение.Творчество / А. Альшванг. - М.: Музгиз, 1935. - 96 с.

9. Дебюсси К. Избранные письма / К. Дебюсси; сост., перевод, вступ. статья и комментарии А. С. Розанова. - Л.: Музыка, 1986. - 286 с.

10. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси / Э. Денисов // Вопросы музыкальной формы: сборник научных статей. - М.: Музыка, 1977. - Вып. 3.- С. 230-254.

11. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм, символизм / С. Яроциньский; перевод с польского С. Попковой. - М.: Прогресс, 1978. - 232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.