Научная статья на тему 'Консультация как одна из форм руководства работой обучаемых в вузах'

Консультация как одна из форм руководства работой обучаемых в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИЯ / CONSULTATION / ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / INDIVIDUAL CONSULTATION / OF CONSULTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Владимировна

В статье раскрываются такие понятия как консультация, виды консультации. Она имеетдело с особенностями выборавида консультации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация как одна из форм руководства работой обучаемых в вузах»

современной документацией, обеспечения непрерывности и преемственности в обучении функциональным стилям речи, разработки новых педагогических технологий по обучению работе с электронными документами.

Литература

1. Пермяков О. Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 49 с.

2. Погребная Я. А. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов негосударственных налоговых вузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2008. 24 с.

3. Федорова О. Н. Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей профессиональной школе // Языковое образование в вузе. СПб.: КАРО, 2005. С. 21-36.

4. Симаева Н. П. Профессиональные компетенции студентов экономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 12, 2010. С. 50-58.

5. Туктарова Н. И. Содержание, структура и критерии сформированное™ языковой корректности как качества будущих таможенников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Часть IV. Новосибирск: СибАК, 2010. С. 104-110.

Консультация как одна из форм руководства работой обучаемых

в вузах Егорова Ю. В.

Егорова Юлия Владимировна /Egorova Julia Vladimirovna - кандидат юридических наук,

доцент,

кафедра гражданско-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Аннотация: в статье раскрываются такие понятия как консультация, виды консультации. Она имеет дело с особенностями выбора вида консультации. Abstract: the article reveals such definitions as consultation and the kinds of consultation. It also deals with the peculiarities of choosing the form of consultation.

Ключевые слова: консультация, виды консультации, индивидуальная консультация. Keywords: consultation, of consultation, individual consultation.

Консультация - устное или письменное разъяснение преподавателя по сложному и актуальному теоретическому, практическому, методическому вопросу, проблеме, предшествующее активной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.

Консультация является одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно и носят как индивидуальный, так и групповой характер [1]. Принципы консультирования:

1. Активность субъекта.

2. Комплексный подход к субъекту консультации.

3. Добровольность.

4. Индивидуальность подхода.

5. Персональная ответственность.

Индивидуальная консультация проводится в ситуациях, требующих (по различным причинам) конфиденциальности отношений, или при наличии потребности разъяснения проблемы одному лицу.

Групповая консультация - когда в разъяснении каких-либо актуальных проблем отражаются групповые потребности.

Групповые консультации организуются перед итоговыми контрольными работами, конференциями, собеседованиями, зачетами, экзаменами.

Тематические консультации - проводятся в целях разъяснения смежности тех или иных проблем учебного предмета, их значения в теории и практике профессиональной деятельности. Могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Консультация как диагностика индивидуально-психологических особенностей обучаемого - проводится в случаях формирования сомнения или мнения у обучаемого о своих недостатках, либо преподавателем в целях определения причин неуспеваемости или девиантного поведения.

Мнения по проблеме психологических, дидактических, аксиологических аспектах определения вида консультации крайне разнообразны. В педагогической науке вопросам, связанным с консультационной деятельностью (особенно применимо к Высшей школе) уделено недостаточно внимания.

В этой связи считаем возможным охарактеризовать ряд аспектов, отражающих деятельность педагога в процессе консультирования.

Практика учебной деятельности в системе МВД показывает, что при принятии решения о возможном выборе различных видов консультаций возникает ряд проблем. К ним относятся:

1. Обучаемые недостаточно ориентируются в субъективном образе «знание -незнание» по конкретным предметам и дисциплинам. Они знают твердо только то, на каких занятиях отсутствовали. В соответствие с данным фактом возникает вторая проблема.

2. Проблема диагностики знаний обучаемых в целях определения вида консультации, необходимой в настоящий момент.

В этих целях необходимо:

1. Определить характерное психическое состояние обучаемого (взволнованность, беспокойство, уравновешенность и др.);

2. Выяснить мотивы прибытия на консультацию;

3. Выяснить цели консультации;

4. Определение возможных проблем консультирования;

5. Определения потребности в знаниях;

6. Определение мотивации к обучению;

7. Определение трудностей в учебной деятельности (аспекты трудностей): адаптированность, характерный социально-психологический климат в учебной группе состояние индивидуальной культуры с нормами, обычаями, традициями вуза, уровень знаний; уровень воспитанности; интеллектуальный уровень);

8. Определение индивидуально-психологических особенностей личности обучаемого;

9. Определение знаний предмета, категориального аппарата, отдельных тем курс;

10. Выбор вида консультации.

Выбор вида консультации по качеству и количеству знаний - компетенция непосредственно педагога и связанный с формированием отдельных умений (напр., запоминать, переключать или концентрировать внимание), а также его диагностике иных психических явлений - возможен с помощью специалистов-психологов.

Исходя из этого, хотелось бы особо обозначить следующие виды консультаций:

1. Индивидуальная консультация;

2. Консультация как раскрытие незнания;

3. Консультация как организация научно-исследовательской работы;

28

4. Консультация как отработка темы;

5. Консультация по подготовке к занятию;

6. Консультация по подготовке к деятельности на лекции.

Индивидуальная консультация.

Цель индивидуальной консультации - решение вопросов, проблем, различного характера на конфиденциальном уровне.

Индивидуальная консультация необходима в случаях:

- психологической коррекции личности;

- воспитательного воздействия на обучаемого (когда коллективное влияние нецелесообразно);

- психологической реабилитации личности;

- формирование личностных установок;

- снятие психологических барьеров у личности;

- диагностики отношений «ученик-учитель»;

-диагностике индивидуальных особенностей личности обучаемого;

- определение социально-психологического климата в учебной группе обучаемого;

- изучение особенностей личной жизни обучаемого;

Основные требования, которые целесообразно соблюдать на индивидуальной консультации:

1. Отсутствие третьих лиц;

2. Наличие отдельного кабинета, аудитории;

3. Отсутствие телефонных звонков (целесообразно телефон на период индивидуальной консультации отключать);

4. Не отвлекаться на иные дела;

5. Не спешить;

6. Проявлять заинтересованность проблемами и личностью консультируемого;

7. Предоставить возможность консультируемому своими словами объяснить содержание проблемы;

8. Не прерывать высказывания консультируемого;

9. Подводить консультируемого к формулировке выводов;

10. Оставлять возможность перспективной встречи.

Остановимся на отдельных видах и особенностях проведения консультации.

Консультация как раскрытие незнания.

Незнание - отсутствие конкретных сведений, произвольной выраженности в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

Цель консультации - определение пробелов в системе знаний у обучаемого для формирования образа целостного представления об изучаемой теме, предмете; а также для устранения условий, могущих приводить обучаемого к заблуждениям и неверным логическим построениям в системе познаваемой дисциплины.

Настоящая консультация проводится как по инициативе преподавателя, так и по желанию обучаемого.

Работу на этой консультации целесообразно строить следующим образом:

1. Определяется предмет, тема, проблема, в которой предстоит определить отсутствующие сведения.

2. Вид пройденного занятия (лекция, семинар, практическое и т. д.).

3. Попытки обучаемого самостоятельно познать ранее изученный по программе материал:

а) изучение чужого конспекта лекции;

б) чтение рекомендованной литературы (какой конкретно);

в) консультирование у других преподавателей (конкретно кого);

г) консультирование у других обучаемых, присутствовавших на занятии;

д) обыденное (житейское) представление обучаемого о консультируемой проблеме.

4. Определяется круг знания обучаемым:

а) логика предмета;

б) место темы, проблемы в системе изучаемого предмета;

в) связь проблемы, темы с другими изучаемыми дисциплинами;

г) понимание изучаемых категорий.

5. Объяснение:

а) толкование изучаемых ключевых категорий темы, предмета, проблемы;

б) связь познаваемых категорий, логики курса, темы с жизненным опытом обучаемого;

в) связь познаваемой материи с категориями и темами других курсов, предметов;

г) определение изучаемой проблемы в системе знаний изучаемого предмета (по теме консультации);

д) актуализация выводов консультации.

Консультация как организация научно-исследовательской работы.

Цель - сформировать представление у обучаемых об основных этапах выбора темы и научить исследованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определение интереса слушателя к кругу проблем, связанных с его способностями, кругозором, мировоззрением, научным потенциалом;

2. Определение личностной значимости выбираемой проблемы;

3. Характеристики профессиональной значимости выбираемой темы;

4. Определение возможных связей выбираемой проблемы с другими предметами и дисциплинами;

5. Определение компетенции слушателя в системе анализируемых выбираемых проблем;

6. Представление возможности слушателю самостоятельно сформулировать (на уровне обыденного сознания) проблему и ее учебную и практическую значимость;

7. Оказание помощи в формулировке выбираемой к изучению проблемы;

8. Определение причин выбора конкретной темы;

9. Определение границ исследования;

10. Определение методологии и логики исследования;

11. Определение трудностей, с которыми предстоит слушателю столкнуться и разработка способов их преодоления;

12. Определение периода работы;

13. Определение регламента работы и встреч с преподавателем для рубежных отчетов;

14. Определение круга вопросов, решаемых слушателем самостоятельно и совместно с преподавателем;

15. Определение круга литературы, подлежащего самостоятельному изучению слушателем;

16. Характеристика самостоятельной работы (как делать):

а) с литературой;

б) по сбору эмпирического материала;

в) по обработке и интерпретации материала;

г) по подготовке сообщения, доклада, реферата по теме.

Консультация как отработка (сдача) темы.

Настоящая консультация проводится в случаях пропуска обучаемым темы занятия, либо демонстрации последним чрезмерно слабых знаний по изучаемой теме (самый распространенный вид консультации).

Консультация по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к занятиям целесообразно:

1. Прочитать и осознать тему занятия;

2. Определить место изучаемой темы в структуре курса, дисциплины;

3. Определить связь изучаемой темы с теорией и практикой;

30

4. Определить связь темы с изучаемыми темами других дисциплин;

5. Определить количество литературных источников и их объем, рекомендуемый для изучения;

6. Определить последовательность изучения источников;

7. Определить ключевые проблемы, подлежащие восприятию;

8. Определить период времени, необходимый для изучения литературы;

9. Мысленно определить ритм, режим работы.

10. Конспектировать наиболее важные аспекты изучаемой проблемы;

11. Воспринимаемый материал соотносится с ранее изученными темами, своим жизненным опытом (если нет профессионального опыта - записываются вопросы о соотнесении изучаемой проблемы с профессиональной деятельностью);

12. Выделять новые понятия, изучается их содержание;

13. Самостоятельно формировать выводы, определить, что нового познано;

14. Подготовить развернутый план ответа на вопросы семинарского занятия;

15. Формировать ответы на вопросы самоконтроля.

Примечание: главное - неподготовленный обучаемый выглядит смешным, теряет авторитет товарищей.

Консультация по подготовке к деятельности на лекции.

Данный вид консультации целесообразно проводить на 1 курсе и вначале изучения конкретной дисциплины.

Лекция составляет основу теоретической подготовки обучаемых. Подготовка к деятельности на лекции обучаемых включает:

1. Осознание дисциплины, специфики ее логики, методологии, значения и места в практической деятельности.

2. Осознание значения отдельных положений дисциплины для личной жизни.

3. Представление (воспоминание) манеры чтения лекции конкретным преподавателем (ритм, словесно-образная наглядность, эмоциональность, умение видеть главное и подводить итоги, проблемность, связь с аудиторией, логичность, предметность (соответствие наименования целей - содержанию и др.).

4. На основе актуализированного представления о деятельности преподавателя на лекции мысленно рекомендуется моделирование режима индивидуальной работы на лекции.

5. Запись наименования темы лекции, ее вопросы.

6. Взаимосвязь изучаемой темы с предыдущей и темами других дисциплин.

7. Определение индивидуальной компетентности в рассматриваемых вопросах на лекции (кратко: личный опыт, рассказы работников; чтение литературы; просмотр кинофильмов).

8. Целесообразно доверять педагогу, т. к. теории и личного профессионального опыта у обучаемых еще недостаточно.

9. Отражение в конспекте только главных, ключевых аспектов содержания лекции.

10. Широкое использование сокращений. Это дает возможность больше времени уделять осмыслению материала.

11. Перефразирование высказываний лектора и запись идей своими словами (т. к. у лектора - своя логика).

12. Учет трудностей произвольного концентрирования внимания на личность лектора. Необходимо знать, что каждые 15-20 мин. происходит непроизвольное колебание внимания. Этот процесс объективен. Задача обучаемого - в эти периоды усилием воли активизировать познавательную активность.

13. Обязательное фиксирование схем, таблиц, графиков и других видов наглядностей, т. к. схема, пример - более информативен.

14. Недописанные фразы рекомендуется дописывать в период пауз педагога.

16. Концентрация внимания только на речи педагога.

31

17. Осознание нового, главного, что воспринято на лекции после ее окончания, при домашнем прочтении.

Литература

1. Егорова Ю. В., Перякина М. П. Использование метода «Лекция конференция» при преподавании дисциплины «Уголовный процесс»// Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции, 2015.

Обучение студентов-англофонов употреблению форм прошедшего времени совершенного и несовершенного вида с опорой на родной язык Гусева Е. Н.

Гусева Елена Николаевна / Guseva Elena Nikolayevna - преподаватель английского языка,

кафедра иностранных языков, Рязанский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова, г. Рязань

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной разработанностью лингводидактического представления особенностей функционирования и семантики форм прошедшего времени русского языка в зеркале английской грамматической системы и, как следствие, отсутствием национально-ориентированных материалов по обучению употреблению глаголов в форме прошедшего времени англофонов. В статье представлены некоторые методические рекомендации по снятию указанных трудностей с учётом принципов наглядности, доступности и сознательности.

Abstract: the relevance of the topic chosen is due to immaturity of scientific development of the linguistic representation of functioning and semantics of the Past Tense forms in the Russian language in comparison with those in the English language, and subsequently, the lack of nationally-oriented educational resources in the field of teaching English speaking students how to use the Russian Past Tense forms. The article draws the readers' attention to some of the methodological remarks on elimination of the difficulties mentioned with due regard for the methodological approaches.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, взрослые обучаемые, сознательно-сопоставительный метод, видовременные формы, наглядность.

Keywords: Russian as a foreign language, adult learners, conscious and comparative approach, aspectual-temporal forms, visualization.

Опыт многих преподавателей иностранного языка, включая русский как иностранный, показывает, что обучение грамматике в рамках коммуникативной методики порой требует применения иных методов, особенно когда речь идёт о работе в группах взрослых обучаемых, студентов-филологов, переводчиков. В процессе формирования коммуникативной компетенции у студентов этих категорий преподаватель довольно часто сталкивается с тем, что его подопечные хотят не просто освоить ту или иную грамматическую форму, они хотят понять особенности её функционирования в сравнении с родным языком. И тут на помощь приходит сознательно-сопоставительный метод, предусматривающий в ходе обучения осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности, а также опору на родной язык для более глубокого понимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.