Научная статья на тему 'Консультации. Задайте вопрос психологу'

Консультации. Задайте вопрос психологу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козачек Ольга Валерьевна

О решении проблем детей, родителей и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации. Задайте вопрос психологу»

Консультации

Задайте вопрос психологу

Консультант Ольга Валерьевна Козачек,

преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат психологических наук

^ Постоянно слышу, что ребёнку • нужно личное пространство. Как его обеспечить сыну-подростку в однокомнатной квартире?

Кристина Н.

Кристина, личное пространство — это место, которое человек считает своим. Это территория, на которой человек устанавливает свои правила, чувствует себя комфортно и безопасно. Это личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Это мысли, чувства, настроения, тайны и секреты, которыми владеет он. Личное пространство не сводится только к количеству квадратных метров или личных вещей. Обеспечить его при желании возможно практически в любых условиях. Для этого членам семьи важно договариваться и соблюдать достигнутые соглашения. Где «личный угол» каждого (комната в квартире, полка в шкафу, любимый стул на кухне и пр.)? Где общая зона? Кто пользуется этой территорией, кто её убирает? Что является вещами персональными (планшет, игрушки, подарки, блокноты), а что общими (диван в комнате)? Чем можно пользоваться по желанию, а чем только с разрешения хозяина? Куда

надо стучаться? Про что можно спрашивать в семье? Какие разговоры слушать нельзя? Куда можно заглядывать без спросу? Что можно выбрасывать?.. Для взрослеющего молодого человека очень важно иметь личное пространство, однако право на «свой угол» есть и у других членов семьи.

^ Я воспитатель в детском лаге-• ре. Недавно была поражена тем, что девочка 8 лет в общении со сверстниками постоянно провоцирует их на обсуждение сексуальных тем, демонстрирует своеобразные, весьма специфичные движения. Это нормально? Е.Д.

Тема интимных физических отношений представителей разного пола начинает интересовать ребёнка обычно в период подростничества, хотя ещё в раннем детстве дети осознают свою половую принадлежность и озвучивают: «Я мальчик!», «Я девочка!» В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя социальные характеристики своего и противоположного пола — особенности одежды, поведения, характера мужчины и женщины.

Народное образование 7-8'2016

Подростничество становится периодом нового интереса к своему облику, к тем физическим изменениям, которые происходят под влиянием полового созревания. А вот период младшего школьного возраста — традиционно более спокойный, латентный этап жизни, когда всё внимание переносится на культурно-заданные формы поведения. Чрезмерно раннее пробуждение интереса к теме сексуальных отношений может быть обусловлено одной или несколькими из перечисленных ниже причин: акселерацией в физическом развитии; наличием опыта сексуальных отношений или опыта наблюдения за интимной жизнью взрослых; просмотром запрещённого для детей этого возраста контента в сети Интернет или по телевизору; случайно увиденной у ровесников или более старших детей, а затем не до конца осознанной и механически повторенной формой поведения; также низкой коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками — из-за отсутствия других эффективных приёмов, тема секса становится способом привлечения к себе внимания других детей. В любом случае

КОНСУЛЬТАЦИИ

со стороны социальных и близких взрослых требуется проявление тактичного и деликатного внимания к данному вопросу и определение причин такого поведения для дальнейшей помощи ребёнку.

^ Моя семилетняя дочь сосёт паль-• цы. Делает она это с грудного возраста. Соской мы не пользовались, с пальцами во рту она легко засыпала и успокаивалась. Меня всё устраивало до тех пор, пока верхние зубы не стали расти неправильно. Сейчас они выпали, растут постоянные, а она всё сосёт пальцы, есть нарушения в зву-копроизношении. Что делать? Ирина Б.

Уважаемая Ирина, первое, что необходимо в данной ситуации, — ваше внимательное и тщательное наблюдение за поведением дочери, точное определение ситуаций, в которых ребёнок нуждается в сосании. Второе — вам и вашему ребёнку нужно обратиться за помощью к нескольким специалистам — ортодонту, логопеду, неврологу и психологу. Комплексное обследование, дополненное вашими наблюдениями, позволит выявить причину сосания, а соблюдение медицинских и психолого-педагогических рекомендаций поможет устранить беспокоящее вас поведение. Особенно эффективно лечение этой вредной привычки происходит тогда, когда ребёнок понимает последствия своих действий и сам хочет от них избавиться. Полезным будет спокойное информирование дочери о последствиях сосания (вред для красоты зубов, для чёткости речи, для общения с другими людьми и пр.), отказ от наказаний и высмеивания ребёнка («ещё раз пальцы в рот засунешь, я тебе...», «ты с пальцами во рту,

как умственно неполноценная»), акцентирование внимание не на неудачах ребёнка («опять пальцы во рту»), а на его успехах («сегодня ночью спала спокойно», «волновалась, а руки в карманах держала»), последовательность воспитания, единообразие требований со стороны членов семьи, теплота и эмоциональная поддержка близких.

^ У меня медлительный ребё-• нок. Он медленно одевается, медленно ест, медленно реагирует на просьбы. Меня это раздражает и бесит! Крики и наказания не помогают. Мне кажется, что это мешает и самому сыну — он не очень охотно принимает участие в подвижных играх, не очень общительный, старается в стороне постоять. Что с ним делать? Как ему помочь?... Галина Ф.

Галина, если нет никаких отклонений в физическом и психическом здоровье ребёнка, то причины его медлительности лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Присущая каждому человеку скорость двигательных реакций и психической деятельности, его личный темп определяются в основном врождёнными особенностями, типом его нервной системы. Эти характеристики устойчивы, это означает, что медлительным ребёнок будет на протяжении всей жизни. Родителям важно знать, что ребёнок «копается» не назло им — он просто не может иначе. Понукания, упрёки, крики, наказания не помогают,

а только разрушают детско-ро-дительские отношения. Торопить и подгонять ребёнка бессмысленно и опасно: спешка вызывает у него ещё большее замедление реакции. Для медлительного ребёнка полезны: ровный и доброжелательный тон взрослого; уверенность, чувство юмора, фантазия, терпение близких; чёткое планирование и соблюдение режима труда и отдыха; целенаправленное развитие и тренировка функций нервной системы с помощью специальных игр и упражнений.

Сын уже несколько лет рисует • в изостудии. У нас накопилось множество его рисунков. Некоторые очень симпатичные. Выбрасывать жаль, он трудился, а хранить негде... Папа Никиты

Эта проблема типична для многих семей. Вопрос хранения продуктов детского творчества решается по-разному: практически все результаты детской деятельности могут «выставляться» в определённом месте дома (экспонаты систематически меняются); в некоторых случаях рисунки становятся замечательным подарком родным, друзьям и близким; некоторые детские шедевры достойны серьёзных выставок и конкурсов; особенно удачные поделки могут быть проданы на специальных ярмарках; и, наконец, всё, что сделано детскими руками, может быть зафиксировано для семейной истории в виде фотографий. Главное, — это серьёзное и бережное родительское отношение к результатам детского труда и тактичное обсуждение судьбы поделок с самим ребёнком.

Народное образование 7-8'2016

Консультации

^ Мне никак не найти общего язы-• ка с собственной матерью по поводу воспитания моего сына. Я Тимке одно говорю, она тут же это отменяет. Я его ругаю за проступок, а она меня останавливает, говорит: «Иди, зайчик, мама погорячилась». Я запрещаю есть сладкое — беспокоюсь о его зубах. А бабушка уже конфету сунула или булочку дала. Бабушка же явно разрушает мой авторитет ... Марина

Да, воспитание сына в вашей семье трудно назвать последовательным. Причём опасность заключается не только в потере вашего авторитета и возникновении у сына кариеса. Специалисты утверждают, что когда одни и те же поступки ребёнка сопровождаются и положительными и отрицательными подкреплениями, есть большой риск возникновения детских неврозов. Происходит перенапряжение подвижности нервных процессов, сбой возбуждения и торможения. Когда один из близких людей задаёт ребёнку правила и нормы, а второй их обесценивает, позволяет не соблюдать, когда в хорошем настроении взрослый хвалит ребёнка за поступок, а в плохом — за него же ругает, то есть большой риск невротизации взрослеющего человека. Если взрослые по-разному воспитывают, не договариваясь между собой, то у ребёнка нередко формируется эффективная система манипуля-тивных приёмов и он ловко начинает играть на внутрисемейных противоречиях: «Если бы ты меня любила, как бабушка, то...», «А мама, в отличие от тебя, разрешает мне гулять после уроков.», «Никто меня в семье не любит, даже отдохнуть не дают.» и пр. Расплатой за амбиции взрослых может стать лживость, корыстность, бездушие,

пользовательское отношение к окружающим маленького человека. Чтобы воспитание было последовательно, взрослые, как это ни банально звучит, должны договориться, чётко осознать цель своих действий и быть в них заодно. Конечно, и вы, Марина, и ваша мама действуете из лучших побуждений к Тимке. Однако он стал невольным заложником ваших с матерью неразрешённых ранее конфликтов и проблем. Именно с их выявления и обсуждения нужно начинать решать эту проблему.

^ Наш учитель с первого класса настраивает детей на участие в исследовательской работе, собирает портфолио на каждого, просит приносить из спортивных и творческих секций копии дипломов и грамот. Зачем нам это? Всё равно участие в странных олимпиадах и конкурсах типа федеральных, всероссийских при поступлении в вуз не учитывается, там нужны лишь результаты ЕГЭ... Зачем напрягать ребёнка с первого класса? Всё равно он сам исследовательскую работу не сделает, первое место не получит, а за него я писать не буду, смысла не вижу. Одни заморочки и проблемы для родителей. Светлана Сергеевна

Светлана Сергеевна, вы во многом правы. Первокласснику не по силам самостоятельно спланировать и выполнить глубокое научное исследование. Ему просто необходима помощь взрослого (педагога и родителя), и эта помощь затратна для взрослых в плане времени, сил и других ресурсов. Победы на разного уровня конкурсах с результатами научной деятельности

учащихся, их богатое портфо-лио не гарантируют родителям и ученику поступление ребёнка в высшее учебное заведение. Однако организация исследовательской работы уже в начальной школе, несомненно, обеспечит вашего ребёнка другими достижениями. В сотрудничестве с заинтересованными, инициативными и компетентными взрослыми он может развивать способности, определять ближайшие и дальнейшие перспективы, ставить цели, намечать план действий, искать необходимые ресурсы, подбирать, анализировать, обобщать нужную информацию, презентовать себя и результаты своей деятельности, адекватно оценивать полученные итоги, учиться на собственных ошибках, ставить новые цели. Творческий потенциал, самостоятельность, стремление к познанию, ответственность и т.п. — важные качества в современном мире, формирование которых осуществляется в том числе и в исследовательской деятельности. Педагоги и психологи в разные исторические периоды сходились во мнении, что не готовое знание, а открытое, добытое самим учащимся лучше осваивается. Что внутренние изменения, происходящие с взрослеющим человеком в процессе учебной деятельности, важнее информации, которая устаревает вместе с изменениями современного мира. Вам решать, помочь своему ребёнку с выбором и проведением интересной и посильной для него исследовательской работы или нет, «заморачиваться», прилагать усилия или нет, дать своему ребёнку ещё один шанс на развитие или нет. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.