Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. 1. Государственное учреждение (далее -учреждение) для достижения целей и задач, установленных уставом, имеет право осуществлять коммерческую деятельность. В составе организации имеется филиал.

Финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета и доходов от коммерческой деятельности.

Средства федерального бюджета направляются филиалу, а недостаток средств, необходимых для осуществления функций филиала, учреждение компенсирует за счет полученных доходов от коммерческой деятельности.

Письмо Минфина России РФ от 26.07.2000 № 3-01-12/12-335 и п. 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ дают право бюджетному учреждению при недостатке бюджетных средств использовать средства от предпринимательской деятельности.

Правомерно ли требование налоговых органов сначала заплатить налог на прибыль, а только остаток прибыли направлять на содержание филиала?

2. Должно ли учреждение при оплате всех видов ремонта основных средств, приобретенных за счет средств, полученных в ходе осуществления коммерческой деятельности, сначала заплатить налог на прибыль, а затем остаток прибыли направлять на ремонт основных средств?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25февраля 2004 г. № 04-02-05/3/12

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 321.1 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики -бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения

обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Для целей налогообложения иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Исходя из изложенного организация с суммы полученной прибыли от оказания платных услуг (осуществления государственным учреждением коммерческой деятельности) должна исчислить и уплатить налог на прибыль в соответствии с положениями ст. 288 Кодекса, как организация, имеющая обособленное подразделение (филиал).

Положение гл. 25 Кодекса об уплате налога на прибыль, полученную государственным учреждением от ведения коммерческой деятельности, подтверждается также нормами Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

По вопросу о ремонте основных средств, находящихся на балансе бюджетного учреждения.

Ремонт основных средств, переданных собственником государственному учреждению (бюд-

жетному учреждению) в оперативное ведение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Если государственным учреждением основные средства приобретены за счет средств, полученных в ходе осуществления коммерческой деятельности, то расходы на ремонт таких основных средств уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с положениями ст. 260 Кодекса.

Государственное учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению только чистой прибылью, полученной им от осуществления коммерческой деятельности, после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев

Вопрос. С 01.01.2004вступает в силу подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от обложения НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. С вышеуказанной даты подлежат обложению 18-процентным НДС услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Считаем необходимым в целях осуществления государственной политики по борьбе с бедностью внести изменения в НК РФ, в соответствии с которыми НДС на услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию жилья должен быть отменен.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27февраля 2004 г. № 04-03-09/08

Минфин России рассмотрел поступившее из Аппарата Правительства РФ обращение о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в отношении отмены налога на добавленную стоимость на услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, а также санитарному содержанию жилья и сообщает.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2004 г. отменено освобождение от обложения

налогом на добавленную стоимость услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищностроительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях. При этом на основании подп. 10 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (далее - Кодекс) льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности сохранен без изменения.

Указанная норма Кодекса, вступившая в силу с 1 января 2004 г., способствует выравниванию условий оплаты вышеперечисленных услуг физическими лицами, проживающими в жилых помещениях различных форм собственности, в том числе в домах жилищно-строительных кооперативов.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 117-ФЗ с 1 января 2004 г. ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18%. При этом данная ставка налога применяется и в отношении услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, а также санитарному содержанию жилья в домах различных форм собственности.

Следует отметить, что Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» сумма доходов федерального бюджета рассчитана с учетом действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим принятие вышеуказанного предложения приведет к неоправданным потерям доходов федерального бюджета.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что в настоящее время основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу определяют в качестве главного направления развития налоговой реформы создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности через расширение налоговой базы и сокращение числа налоговых льгот, вышеуказанное предложение не поддерживается.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. Моторин

Вопрос. Возможна ли отмена введенного с 1 января 2004г. НДС на услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, а также санитарному содержанию жилья?

¡a

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9марта 2004 г. № 04-03-09/09

Минфин России рассмотрел поступившее из Аппарата Правительства РФ письмо в отношении отмены налога на добавленную стоимость на жилищно-коммунальные услуги и сообщает.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2004 г. отменено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях. При этом на основании подп. 10 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности сохранен без изменения.

Указанная норма Кодекса, вступившая в силу с 1 января 2004 г., способствует выравниванию условий оплаты вышеперечисленных услуг физическими лицами, проживающими в жилых помещениях различных форм собственности, в том числе в домах жилищно-строительных кооперативов.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 117-ФЗ с 1 января 2004 г. ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18%. При этом данная ставка налога применяется и в отношении услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, а также санитарному содержанию жилья в домах различных форм собственности.

Следует отметить, что Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» сумма доходов федерального бюджета рассчитана с учетом действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим принятие вышеуказанного предложения приведет к неоправданным потерям доходов федерального бюджета.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что в настоящее время основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу определяют в ка-

честве главного направления развития налоговой реформы создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности через расширение налоговой базы и сокращение числа налоговых льгот, предложение об отмене налога на добавленную стоимость на услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, а также санитарному содержанию жилья не поддерживается.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. Моторин

Вопрос. Работник направлен в долгосрочную (более 183 дней) зарубежную командировку. Трудовые обязанности работник выполняет за пределами РФ. Зарплату ему начисляют здесь и переводят на счет в банке, расположенном в России. Подлежит ли налогооб-ложению в РФ вознаграждение, получаемое сотрудником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории другого государства?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16марта 2004 г. № 04-04-06/43

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, по доходам от источников в РФ.

На основании ст. 11 Кодекса физические лица являются налоговыми резидентами РФ, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Поскольку, как следует из письма, специалист получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории другого государства, то на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Исходя из изложенного вознаграждение, получаемое сотрудником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории другого государства, не подлежит налогообложению в РФ, если это лицо находится на территории РФ менее 183 дней в календарном году, то есть не является налоговым резидентом РФ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. Шиенок

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Как учитывается при исчислении налоговой базы по НДС сумма дотаций, предоставляемых бюджетом субъекта РФ, в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен?

Ответ. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, разъясняется, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС. Суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам или услугам), используемым для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (при реализации которых применяются государственные регулируемые цены или вышеуказанные льготы), подлежат вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ. Возникающая разница подлежит возмещению (зачету) из бюджета в установленном порядке.

В целях правильного исчисления налога при реализации товаров (работ, услуг), по которым применяются государственные регулируемые цены или вышеуказанные льготы, налогоплательщикам следу-

ет обеспечить раздельный учет выручки от реализации таких товаров (работ, услуг) от иной деятельности организации.

Таким образом, налоговая база по НДС по операциям по реализации товаров по государственным регулируемым ценам определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом сумма дотаций, предоставляемых бюджетом субъекта РФ в связи с применением налогоплательщиком таких цен, в налоговую базу по НДС не включаются.

Вопрос. Является ли объектом налогообложения по НДС безвозмездная передача основных средств, находящихся в хозяйственном ведении одного муниципального предприятия, другому муниципальному предприятию?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 18 указанного Закона государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 30.12.2002 № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» установлено, что Министерство имущественных отношений РФ в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет, в частности, согласование сделок с недвижимым имуществом.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

В целях гл. 21 НК РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, безвозмездная передача основных средств, находящихся в хозяйственном ведении одного муниципального предприятия, другому муниципальному предприятию, осуществляемая на основании решения Минимущества России, не является объектом налогообложения по НДС на основании подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Вопрос. Признается ли объектом налогообложения по налогу на имущество организаций детский сад, учитываемый на балансе организации, в 2004 г. ?

Ответ. С 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-Ф3 «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» вводится в действие гл. 30 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 7 ст. 381 НК РФ установлено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (разд. М, шифр 80.10.1), детские сады относятся к деятельности сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольно-

го образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей.

Таким образом, детский сад, учитываемый на балансе организации, в 2004 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ, поскольку детский сад является объектом социально-культурной сферы, используемым организацией для нужд дошкольного образования.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Следует ли организации, осуществляющей торговлю горячими блюдами учащимся и преподавателям лицеяу применять контрольно-кассовую технику?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров.

В п. 3 ст. 2 указанного Закона определены виды деятельности, при которых организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В частности, при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется.

Необходимость применения контрольно-кассовой техники в лицее определяется его принадлежностью к соответствующему типу образовательных учреждений.

Согласно подп. «е» п. 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, лицей, реализующий общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, а также общеобразовательную программу начального общего образования, относится к общеобразовательным учреждениям.

Таким образом, в лицее, относящемся к общеобразовательным учреждениям, применение контрольно-кассовой техники не обязательно.

Лицей, осуществляющий реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения в необходимых случаях среднего профессионального образования, относится к учреждениям начального профессионального образования согласно п. 3 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 650.

Таким образом, в лицее, являющемся учреждением профессионального образования, необходимо применение контрольно-кассовой техники.

C.B. Гладилин Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. При реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческой столовой медицинского института, который частично финансируется из бюджета, организация общественного питания в счете-фактуре ошибочно выделила сумму налога на добавленную стоимость. Подлежит ли уплате в бюджет данная выделенная сумма НДС?

Ответ. В соответствии с под п. 5 п. 2 ст. 149 H К РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 5 ст. 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

С учетом вышеизложенного, в случае когда организация общественного питания в счете-фактуре ошибочно выделила сумму налога на добавленную стоимость, данная выделенная сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

J1.B. Чураянц Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. По результатам проверки органами Фонда социального страхования Российской Федерации установлено неправомерное включение налогоплательщиком расходов в виде пособия по временной нетрудоспособности, произведенных в нарушение законодательства Российской Федерации, которые налогоплательщик не учел согласно ст. 238 НК РФ при определении налоговой базы в целях исчисления единого социального налога. Следует ли считать данную сумму расходов занижением налоговой базы по единому социальному налогу?

Ответ. Согласно ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по единому социальному налогу не учитываются выплаты и вознаграждения, указанные в ст. 238 НК РФ, в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, включая пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам.

Если расходы, произведенные налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, не были приняты к зачету органами Фонда социального страхования РФ, то они не могут быть отнесены к пособиям, уменьшающим налоговую базу по единому социальному налогу на основании ст. 238 НК РФ, и подлежат налогообложению в составе налоговой базы в общеустановленном порядке.

В.И. Гавришова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Следует ли начислять единый социальный налог на суммы денежных компенсаций взамен дополнительных отпусков, предусмотренных положениями трудовых договоров с сотрудниками организации, или можно в таком случае применить норму ст. 238 НК РФ и не уплачивать с данных сумм налог?

Ответ. На основании ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

В соответствии с нормами подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Учитывая, что такой вид компенсационных выплат, как денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск, в данном подпункте не поименована, и то, что перечень выплат является закрытым, на суммы компенсационных выплат взамен дополнительных отпусков следует начислять единый социальный налог (за исключением ситуации, когда сотрудник увольняется, - подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Вопрос. Должен ли бухгалтер организации удерживать и перечислять алименты на несовершеннолетних детей с надбавок работникам за работу в ночное время, а также с компенсационных выплат, начисленных за неиспользованные отпуска за два предыдущих года?

Ответ. На основании ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления

содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с гл. 16 СК РФ.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей на основании норм ст. 81 СК РФ взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

При этом размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Нормами ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ, определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Согласно данному Перечню удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.); а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск в случае соединения отпусков за несколько лет.

ТА. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Должна ли организация встать на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося у организации на праве оперативного управления, чтобы заплатить налог на имущество организаций?

Ответ. Действующий в настоящее время порядок постановки на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества устанавливает обязанность организации встать на учет в налоговом органе по месту нахождения имущества, находящегося у организации в собственности.

По месту нахождения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и принадлежащего организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, постановка на учет не осуществляется.

Вместе с тем с 1 января 2004 г. вводится в действие гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Статьей 374 настоящей главы установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При возникновении у организации обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, налоговые органы по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов осуществляют учет организации на основании представленных организацией документов либо платежного документа, поступившего в налоговый орган.

Кроме того, 28 ноября 2003 г. Государственной Думой принят в третьем чтении, а 10 декабря одобрен Советом Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым вносятся изменения в п. 5 ст. 83 Кодекса о том, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, с введением в действие названного Закона организация будет подлежать постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, принадлежащего ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на основании

сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вопрос. Организация состоит на учете в налоговых органах по месту своего нахождения, по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Требуется ли постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств, ведь они регистрируются в органах МВД России по месту нахождения организации ?

Ответ. В отношении повторной постановки на учет в налоговом органе организации по основаниям, отличным от основания, по которому организация уже состоит на учете в данном налоговом органе, п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письмом МНС России от 08.08.2001 № ШС-6-14/613@ разъяснено, что на налогоплательщика, вставшего на учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

В то же время положения разъяснений не отменяют обязанность организации по постановке на учет в налоговом органе по всем основаниям, установленным Кодексом.

В целях реализации положений ст. 83 НК РФ налоговым органам следует принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в нижеперечисленных случаях:

- при подаче налогоплательщиком, состоящим на учете в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных ст. 83 НК РФ, заявления о постановке на учет в данном налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ, в общеустановленном порядке;

- в случае отсутствия соответствующего заявления - на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации, предоставляемой органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ.

При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику-организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, утвержденным приказом МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера на-

логоплателыцика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998 № 1664).

28 ноября 2003 г. Государственной Думой принят в третьем чтении, а 10 декабря одобрен Советом Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым вносятся изменения в ст. 83 и 84 НК РФ о том, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств на основании сведений, сообщаемых органами, обязанными их сообщать налоговым органам в порядке, установленном ст. 85 НК РФ.

Е.Ф. Степанова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Какой унифицированный документ предусмотрен в бухгалтерском учете для расчетов с подотчетными лицами ?

Ответ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, установленные указанной статьей.

Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет» для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы, введена форма авансового отчета (форма № АО-1).

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 2 указанного выше Постановления унифицированная форма первичной учетной документации применяется юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных организаций.

В соответствии со ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение пра-

гттг.упужгшигдт^ «irairiiiiTY«r^^

вил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос. Обязано ли предприятие заводить индивидуальную карточку по учету выплат и исчисления сумм единого социального налога?

Ответ. Пунктом 4 ст. 243 НК РФ определено, что плательщики единого социального налога обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Приказом МНС России от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения» утверждены форма Индивидуальной карточки (Приложение № 1 к приказу) и Порядок ее заполнения (Приложение № 2 к приказу).

E.H. Исакина Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. Просим разъяснить, правомерно ли применение средневзвешенной ставки при исчислении ЕСН.

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу.

Пунктом 3 ст. 243 НК РФ определено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.

Следует отметить, что налогоплательщики-работодатели имеют право производить расчет ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения в том случае, если выполняется условие, установленное п. 2 ст. 241 НК РФ, а именно: в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, накопленная с начала года вели-

чина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2 500 руб. В том случае если данная величина составит менее 2 500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

При этом налогоплательщики, которые по итогам вышеназванного расчета потеряли право рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога даже в том случае, если в последующих месяцах накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составит сумму не менее 2 500 руб.

В соответствии с Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом МНС России отч01.02.2002 № БГ-3-05/49 (с изменениями и дополнениями), налогоплательщики, которые утратили право рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам, с месяца, следующего за месяцем, в котором данное право утрачено, заполнение Расчета условия на право применения регрессивных ставок ЕСН по месяцам последнего отчетного квартала отчетного периода не производят и в соответствующих графах проставляют отметку «г», а ежемесячные авансовые платежи по налогу рассчитывают исходя из подлежащих налогообложению выплат, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и максимальных ставок, предусмотренных п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

Кроме того, ставки ЕСН, предусмотренные ст. 241 НК РФ, установлены для соответствующей налоговой базы. При этом применение средневзвешенной ставки ЕСН законом не предусмотрено.

Таким образом, с учетом изложенного применение средневзвешенной ставки по ЕСН неправомерно. Кроме того, у предприятия в течение года может быть утрачено право рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, и, следовательно, налог должен быть рассчитан по максимальным ставкам налогообложения независимо от налогооблагаемой базы, а расчет по средневзвешенной ставке может привести к занижению суммы ЕСН.

Вопрос. В нашей организации работает по трудовому договору и одновременно оказывает услуги по договору гражданско-правового характера инвалид. Выплаты по трудовому договору составили 40 000руб., а по гражданско-правовому договору - 65 000руб. Можем ли мы воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, на все выплаты, производимые в пользу инвалида при исчислении ЕСН, и как в данном случае следует применять регрессивные ставки налогообложения ?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

Статьей 20 Трудового кодекса РФ установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работодатель - физическое лицо л ибо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Статьей 11 ТК РФ установлено, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Таким образом, при применении подп. 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II и III групп и работающие по трудовым договорам. На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II и III групп по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.

Согласно п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 данной статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Следовательно, если с работником-инвалидом заключен одновременно трудовой договор и договор гражданско-правового характера, то норма подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ распространяется только на выплаты по трудовому договору.

При этом, если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок ЕСН, то он применяет регрессивные ставки налога к общей сумме выплати вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.

Таким образом, в данном случае при соблюдении организацией условия на право применения регрессивных ставок ЕСН расчет производится следующим образом.

Налоговая льгота применяется только к выплатам по трудовому договору и составляет 40 ООО руб. Следовательно, обложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и Фонд обязательного медицинского страхования, подлежит вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору, то есть 65 ООО руб. При этом вознаграждение в размере 60 000 руб. (100 000 руб. - 40 000 руб.) облагается по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 100 000 руб., а 5 000 руб. (105 000 руб. - 100 000 руб.) облагается по ставке, установленной для налоговой базы от 100 000 до 300 000 руб.

Н.В. Криксунова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Работник организации в течение года отработал сверхурочно 180 ч. Включается ли оплата труда работника за сверхурочную работу в расходы при расчете налогооблагаемой прибыли ? Облагаются ли данные выплаты ЕСН?

Ответ. Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ под сверхурочной работой понимается работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом сверхурочные работы не

должны превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Статьей 9 ТК РФ предусмотрено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Иными словами, ни коллективные договоры (ст. 8 ТК РФ), ни трудовые договоры (ст. 57 ТК РФ) не могут содержать условия, противоречащие трудовому законодательству, в том числе об отработке в течение года сверхурочно более 120 ч.

В соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, в том числе выплаты за сверхурочную работу, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Учитывая изложенное, оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 ч в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда, уменьшая налогооблагаемую прибыль. Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 07.06.2001 № 04-02-05/1/110.

Относительно обложения вышеназванных выплат ЕСН следует отметить. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежат обложению ЕСН выплаты и вознаграждения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, оплата труда работника за сверхурочную работу свыше предусмотренных трудовым законодательством РФ 120 ч в год не подлежит обложению ЕСН, поскольку указанные выплаты в целях налогообложения прибыли не включаются в расходы налогоплательщика.

Тем не менее считаем необходимым отметить, что в рассматриваемом случае возможна и противоположная точка зрения. Действительно, в вышеназ-

ванном письме Минфин России высказался по поводу неправомерности включения в состав расходов организации выплат работникам за сверхурочную работу продолжительностью более 120 ч в год. Однако указанное письмо было издано в период действия Положения о составе затрат по^производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552, и Кодекса законов о труде РФ.

В настоящий момент порядок исчисления расходов при расчете налогооблагаемой прибыли установлен гл. 25 НК РФ, а регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с ТК РФ.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статьей 5 ТК РФ установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, привлечение работников на сверхурочную работу продолжительностью более 120 ч в год противоречит только трудовому законодательству и никаким образом не может влиять на порядок исчисления налогов. При этом лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК РФ).

Как было отмечено выше, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, в том числе выплаты за сверхурочную работу, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же самое время налоговым законодательством не предусмотрено ограничение по продолжительности сверхурочных работ.

При этом, если в целях налогообложения организация включает в расходы оплату труда работника^ выплаты за сверхурочную работу независимо от

ее продолжительности, она обязана начислить на данную сумму ЕСН (ст. 236 НК РФ).

Как видим, в данном случае ситуация может быть спорной. Поэтому советуем организации для избежания претензий со стороны налоговых органов обратиться для разъяснения по данному вопросу в налоговую инспекцию по месту своего учета (п. 1.1 Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденного приказом МНС России от 05.05.1999 № ГБ-3-15/ 120). Кроме того, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, является обстоятельством, исключающим вину и (как следствие) ответственность лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 2 ст. 109 НК РФ).

С.С.Лысенко

Вопрос. Организация заключила с физическим лицому не являющимся индивидуальным предпринимателем, договор подряда на выполнение указанным лицом ремонтных работ. Согласно условиям договора в течение срока9 отведенного на ремонт (3 месяца со дня подписания договора), организация выплачивает физическому лицу по 5 000руб. в виде аванса. По окончании работ сумма выплаченных авансов вычитается из суммы, подлежащей выплате согласно смете и составляющей 25 000руб. Физическое лицо работником организации не является.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В каком порядке организация осуществляет начисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с сумм выплат физическому лицу в такой ситуации?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ договор подряда относится к гражданско-правовым договорам и предполагает, что на его основе одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом в предусмотренных договором случаях подрядчик вправе рассчитывать на выплату ему аванса за работу, которая еще не окончена (ст. 711 ГК РФ).

В свою очередь, на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполненную на территории России работу относится в состав доходов от источников в РФ и подлежит налогообложению НДФЛ.

Формулировка подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что, для того чтобы включить определенные выплаты в налоговую базу по НДФЛ, соответствующая работа на момент

осуществления выплат должна быть выполнена, а результат принят заказчиком. Следовательно, с сумм авансовых платежей физическому лицу, осуществляющему по договору ремонт помещения организации, НДФЛ организацией - налоговым агентом (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ) исчисляться, удерживаться и перечисляться в бюджет не должен.

После подписания сторонами акта о приемке работ вся сумма, причитающаяся к выплате физическому лицу, без уменьшения ее на сумму ранее выплаченных авансов признается доходом подрядчика - физического лица и включается в налоговую базу по НДФЛ на общих основаниях.

х Согласно п. 2 ст. 221 НК РФ физическое лицо, выполнявшее работы по договору подряда, имеет право на профессиональный налоговый вычет из облагаемого НДФЛ дохода в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ по договору, но только при условии подачи соответствующего заявления организации-заказчи-ку. Однако, насколько мы можем судить по тексту вопроса, подобное заявление подрядчиком - физическим лицом в организацию не представлялось.

С учетом вышеизложенного приведем пример расчета НДФЛ с использованием данных, указанных в запросе.

В течение 3-месячного срока, отведенного на выполнение работ, организация выплачивает подрядчику - физическому лицу 5 ООО руб. без каких-либо удержаний. Соответственно, к моменту приемки выполненных работ общая сумма выплат составит 15 ООО руб. (5 ООО руб. х 3 мес.). Цена работ, согласно смете, утверждена в размере 25 ООО руб., следовательно, НДФЛ, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет с дохода подрядчика - физического лица после завершения работ, будет равен

3 250 руб. (25 ООО руб. х 13%) (п. 1 ст. 224 НК РФ), а к выплате физическому лицу причитается 6 750 руб. (25 000 руб. - 15 000 руб. - 3 250 руб.)

Обращаем внимание, что единовременно удерживаемая организацией - налоговым агентом сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплаты (п.

4 ст. 226 НК РФ).

А.И. Дыбов

Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос. В городской поликлинике установлен аптечный киоск для бесплатной выдачи лекарственных средств по льготным рецептам. Дополнительно в аптечном киоске осуществляется продажа различного рода лекарственных средств. Является ли обязательным в данном случае в аптечном киоске поликлиники применять контрольно-кассовую технику?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Правила отпуска (реализации) лекарственных средств регламентируется приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

Данным приказом установлено, что аптечные учреждения, осуществляющие отпуск (реализацию) лекарственных препаратов, должны иметь контрольно-кассовые аппараты, зарегистрированные в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона.

Так, в частности, контрольно-кассовая техника может не применяться в случае продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах.

Следует отметить, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки (ст. 5 Закона).

Таким образом, в случае продажи в аптечном киоске городской поликлиники лекарственных средств контрольно-кассовая техника должна применяться в общеустановленном порядке.

Е.В. Виговский

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Начисляются ли взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплату; произведенную работнику предприятия за вынужденный прогул?

Ответ. Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждение правил начисления, учета и расходования средств на осуществление указанного вида страхования отнесено к компетенции Правительства РФ.

Согласно ст. 3 Закона № 125-ФЗ, п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда работников.

Статья 165 ТК РФ содержит случаи предоставления работникам гарантий и компенсаций, в их числе названы выплаты, производимые работнику при вынужденном прекращении им работы не по своей вине. Статья 164 ТК РФ устанавливает кри-

терии определения того, является ли выплата гарантийной или компенсационной. В соответствии с указанной статьей гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Исходя из смысла приведенной нормы можно сделать вывод, что указанная выплата является гарантийной, а не компенсационной.

В соответствии с п. 4 Правил исчерпывающий Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 (далее - Перечень). Рассматриваемые выплаты в данном Перечне не названы.

Если придерживаться такого подхода, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны быть начислены на указанную в вопросе выплату.

Однако существует и иная точка зрения по данному вопросу. Трудовой кодекс в ч. 2, 3 ст. 394 прямо называет выплату работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула компенсацией. Исходя из этого согласно п. 10 Перечня на данную выплату взносы не начисляются.

При этом следует отметить, что страхователь может быть привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ, ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение относительно начисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплату, произведенную работнику за время вынужденного прогула, руководствуясь вышеизложенной информацией.

Т. Г. Заграничная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.