ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу о порядке обложения налогом на доходы физических лиц компенсации за использование личных автомашин в служебных целях.
Нормами какого правового акта следует руководствоваться в данном случае - приказа Минфина России от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» или постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 апреля 2003 г. № 04-04-06/71
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу порядка обложения налогом на доходы физических лиц компенсации за использование личного автотранспорта для служебных целей и сообщает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» установлены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к про-
чим расходам, связанным с производством и реализацией.
Действие приказа Министерства финансов РФ от 04.02.2000 № 16н распространяется только на организации, финансируемые из бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ доходы в виде выплат и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Учитывая изложенное, в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, налогом на доходы физических лиц не облагаются компенсационные выплаты за использование личного транспорта для служебных поездок в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, а в бюджетных организациях - в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.02.2000 N9 16н.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 15.11.2002)
«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»
ПРИКАЗ Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.03.2000 №2147)
Вопрос. Негосударственная некоммерческая образовательная организация оказывает учащимся дополнительные услуги, в частности организует четырехразовое питание и, имея соответствующую лицензию, оказывает медицинские услуги (первичная неотложная помощь, необходимая вакцинация). В стоимость платы за обучение включена стоимость образовательных услуг, медицинских услуг и питания.
/. Подлежит ли обложению НДС оказание данных услуг (питание, медицинские услуги) негосударственной образовательной организацией учащимся? Правомерно ли в целях налогообложения прибыли учитывать расходы по приобретению расходного материала для медицинского кабинета, а также расходы по приобретенным и израсходованным продуктам питания, использованным для приготовления завтрака, обеда, полдника и ужина?
2. Правомерно ли средства, поступающие (в соответствии с отдельно заключенным на год договором) от родителей учащихся в качестве единовременного целевого взноса на поддержание материально-технической базы образовательной организации (приобретение необходимого оборудования для поддержания образовательного процесса), не облагать НДС и не учитывать согласно подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 мая 2003 г. № 04-02-05/2/21
Департамент налоговой политики в связи с письмом сообщает следующее.
1. Согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 гл.21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими таким столовым или учреждениям. При этом указанное освобождение применяется в отношении студенчес-
ких и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета.
Учитывая изложенное, на операции по реализации продуктов питания, осуществляемые некоммерческим негосударственным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств родителей учащихся, вышеуказанная льгота по налогу на добавленную стоимость не распространяется, и поэтому такие операции облагаются данным налогом в общеустановленном порядке.
Согласно подп. 2 п. 2 указанной статьи Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями. При этом Перечень медицинских услуг, операции по реализации которых освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132.
Следует отметить, что в указанный Перечень включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи.
Учитывая изложенное, медицинские услуги, оказываемые некоммерческим негосударственным образовательным учреждением (при наличии соответствующей лицензии), по нашему мнению, облагать налогом на добавленную стоимость не следует.
В отношении обложения налогом на прибыль следует сказать следующее.
Согласно гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса все российские организации являются плательщиками налога на прибыль, объектом налогообложения по налогу на прибыль является полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).
Таким образом, доходы, полученные негосударственным образовательным учреждением в виде платы за обучение, подлежат обложению налогом на прибыль в установленном порядке.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По нашему мнению, расходы, связанные с приобретением расходного материала для медицинского кабинета, расходы по приобретенным и израсходованным продуктам питания, используемым для приготовления завтрака, обеда, полдника, ужина, не связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Учитывая изложенное, по нашему мнению, вышеуказанные расходы могут быть произведены после уплаты налога на прибыль.
2. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работ, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, денежные средства, поступившие от физических лиц, в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, то есть не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные данными получателями по целевому назначению, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.
Учитывая изложенное, денежные средства, поступившие от родителей и используемые для поддержания материально-технической базы некоммерческого негосударственного образовательного учреждения, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость включать не следует.
В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Ввиду того что в данном подпункте не оговорено, получено ли имущество от юридических лиц или от физических лиц, по нашему мнению, единовременный целевой взнос от физических лиц -родителей, перечисляемый согласно договору на поддержание материально-технической базы школы, согласно подп. 22 п. 1 ст. 251 Кодекса является доходом, не учитываемым при определении налоговой базы. Положения данного подпункта не распространяются на денежные средства, полученные в качестве платы за обучение.
Необходимо отметить, что если приобретенное оборудование соответствует положениям п. 1 ст. 256 Кодекса, то оно признается амортизируемым
имуществом. В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 256 Кодекса амортизируемое имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, безвозмездно поступивших в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 251 Кодекса, не подлежит амортизации.
Согласно п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 (ред. от 16.09.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ДИАГНОСТИКЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ИХ ОПЛАТЫ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Вопрос. При увольнении работнику выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (67,7 календарных дня). Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 ПК РФ определено, что к суммам, не подлежащим обложению ЕСН, относятся, в частности, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работника, включая компенсации за неиспользованный отпуск (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, есть ли ограничение на количество дней отпуска, компенсация за которые не облагается ЕСН?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 мая 2003 г. № 04-04-04/51
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о норме календарных дней отпуска, не подлежащей налогообложению единым социальным налогом (далее - ЕСН), и сообщает следующее.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно положениям ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска без каких-либо ограничений. Поэтому в данном случае нельзя говорить о наличии каких-либо норм, в пределах которых указанная компенсация не облагается ЕСН.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация имеет на своем балансе дворец культуры, дом культуры и летнюю спортивно-оздоровительную базу, являющиеся структурными подразделениями объединения. Они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы. Каждому структурному подразделению присвоен код вида деятельности (ОКОНХ), соответствующий фактической деятельности.
Имеет ли объединение право на освобождение от уплаты земельного налога по вышеуказанным объектам на основании ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»?
Ответ. В соответствии с п. 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и
спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.
При этом льгота по земельному налогу предоставляется учреждениям (организациям) культуры за выделенные им земельные участки, а не объектам культуры, находящимся на балансе учреждений (организаций) и являющимся их структурными подразделениями.
Льгота по земельному налогу предоставляется учреждению (организации) в части земельных участков, необходимых для обслуживания спортивных сооружений.
Федеральным законом от 29.04.99 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что спортивными сооружениями являются объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивно-зрелищных мероприятий.
Спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий.
Таким образом, в приведенном случае земли, занятые дворцом культуры, домом культуры и летней спортивно-оздоровительной базой, находящимися на балансе объединения и являющимися его структурными подразделениями, а не самостоятельными учреждениями, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Земли, занятые спортивными сооружениями (стадионами, хоккейными площадками, теннисными кортами и другими сооружениями), находящимися на балансе объединения, освобождаются от уплаты земельного налога, за исключением тех сооружений, деятельность которых не соответствует профилю этих спортивных сооружений.
В.А. ПОЗДНЯКОВ Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.04.99 № 80-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 13.01.99)
ЗАКОН РФ от i 1.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
«ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР «ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА» (ОКОНХ)
(утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР,
Госстандартом СССР
01.01.76)
(ред. от 15.02.2000)
Вопрос. Уплачивается ли в настоящее время налог на добавленную стоимость по месту нахождения обособленных подразделений организаций?
Ответ. Нет. Пунктом 23 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 175 Налогового кодекса РФ исключена.
В связи с этим организации, уплачивавшие налог на добавленную стоимость в соответствии со ст. 175 Кодекса по месту нахождения обособленных подразделений, в настоящее время уплачивают налог на добавленную стоимость по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002
№ 57-ФЗ
(ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)
Вопрос. Обязаны ли работники налоговых органов при проведении проверок заполнять журнал учета мероприятий по контролю, который организации и индивидуальные предприниматели ведут в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЭ *0 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)*?
Ответ. Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N9 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлено, что в журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государ-
ственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным, в частности, с проведением налогового контроля.
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и другие функции налогового контроля на основании Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783.
Таким образом, на работников налоговых органов при проведении ими проверок не возложена обязанность заполнения журнала учета мероприятий по контролю.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001
№ 134-Ф3
(ред. от 30.10.2002)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)» (принят ГД ФС РФ 14.07.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 (ред. от 30.08.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ»
Вопрос. Наша организация пользуется телефонными услугами. Счета по данным услугам поступают в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Каким образом в данном случае следует отражать в налоговом учете расходы за телефонные услуги?
Ответ. В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на оплату телефонных услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления указанных расходов считается либо день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо день предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, а также последний день отчетного периода или года.
Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что расход может быть признан в случае, если он подтвержден документально.
Таким образом, в данном случае расходы на телефонные услуги списываются в том месяце, в котором предъявлен счет.
С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Применяются ли штрафные санкции в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налогоплательщиком расчета авансовых платежей по единому социальному налогу?
Ответ. Статьей 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Положениями ст. 240 и п. 7 ст. 243 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 243 Кодекса налогоплательщик обязан производить исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу по итогам каждого календарного месяца и представлять соответствующий расчет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Поскольку из вышеприведенных положений Кодекса следует, что декларация и расчеты являются разными формами отчетности, несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса.
ЛА. БРАНДТ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Организация коммунального хозяйства спрашивает: можно ли осуществить прием наличных денег от населения за коммунальные услуги без применения контрольно-кассовых машин при условии выдачи Квитанции в приеме разного рода платы, утвержденной Минфином России в качестве документа строгой отчетности?
Ответ. В соответствии с п. 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N9 745 (в ред. постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 917), освобождены от применения контрольно-кассовых машин предприятия и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Утвержденная приказом Минфина России от 29.12.2000 № 124н в качестве документа строгой отчетности Квитанция формы № 47 может применяться почтовыми предприятиями при приеме разного рода платы от населения только за различные почтовые услуги и не может использоваться при приеме наличных денежных средств от населения за коммунальные услуги.
Минфином России не утверждались в качестве документов строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения за коммунальные услуги, и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовых ма-
шин либо через кредитные учреждения (путем безналичных расчетов).
М.В. МАТИЙКИВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.12.2000 № 124н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.93 № 745
(ред. от 02.12.2000, с изм. от 19.12.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ И ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН»
Вопрос. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства, полученные автономной некоммерческой организацией, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности, в виде платы родителей за обучение их детей в соответствии с заключенными договорами за оказание образовательных услуг, или же указанные средства являются целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении?
Ответ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены в ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поименованный в статье перечень доходов является исчерпывающим.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.
Статьей 39 части первой Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 г., установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Плата родителей, полученная автономными некоммерческими организациями за оказанные образовательные услуги, является доходом от реализации услуг.
Целевыми поступлениями являются безвозмездно полученные некоммерческими организациями средства на ведение основной уставной деятельности, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности выполнения для передающих лиц работ или оказания им услуг.
Исходя из изложенного средства, получаемые автономными некоммерческими организациями в виде родительской платы в соответствии с заключенными договорами за оказание образовательных услуг, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средства, полученные медицинскими учреждениями на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование?
Ответ. В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.05.2002) медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские
учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Поскольку средства территориальных фондов медицинского страхования медицинские учреждения получают на основании договоров, заключенных между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, они не подпадают под нормы ст. 251 гл. 25 НК РФ и, следовательно, включаются в доход от реализации медицинских учреждений любых организационно-пра-вовых форм собственности согласно ст. 249 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ЗАКОН РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 29.05.2002)
«О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Какими документами следует руководствоваться при проверках правильности применения организациями-получателями гуманитарной помощи подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ?
Отъет. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ доходы в виде средств или иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (Федеральный закон от 04.05.99 № 95-ФЗ), при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической или гуманитар-
ной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном соответственно постановлением Правительства РФ от 17.09.99 № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и постановлением Правительства РФ от 04.12.99 № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
Понятия «безвозмездная помощь», «техническая помощь» и «гуманитарная помощь» для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Законе N9 95-ФЗ.
При применении подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Учитывая изложенное, при проверках организаций - получателей гуманитарной помощи следует проверять, получена ли гуманитарная помощь организациями на основании удостоверения, выданного в установленном порядке. При наличии удостоверения она подлежит отражению в составе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и отражается по коду 240 листа 14 декларации по налогу на прибыль «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» за налоговый период.
Суммы использованной по назначению гуманитарной помощи отражаются в графе 7 листа 14, использованной не по назначению - в графе 9 листа 14.
О.В. ЕМЫШЕВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.12.99 № 1335 (ред. от 26.09.2001)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.99 N9 1046 (ред. от 06.09.2000)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ), ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СРЕДСТВ, ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЮ), А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 № 95-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.04.99)
Вопрос. Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности и доначисления НДС явилось отсутствие у налогоплательщика раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций. Это было установлено налоговой инспекцией в ходе проверки и отражено в акте налогового органа, который и послужил основанием для принятия решения о привлечении к ответственности. Иных нарушений установлено не было. Однако в дальнейшем в ходе судебного разбирательства по данному вопросу арбитражным судом было установлено наличие раздельного учета у данного налогоплательщика, и выводы налоговой инспекции были признаны необоснованными. На основании указанного решения арбитражного суда налоговая инспекция внесла изменения в свое первоначальное решение, основываясь на том, что была признана
правомерность применения льгот по НДС, однако суммы налога по товарам, использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога, не должны приниматься к вычету при исчислении НДС. Налогоплательщик был вновь привлечен к налоговой ответственности. Права ли налоговая инспекция в части внесения изменений в свое решение, принятое по результатам проверки?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ в случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. В данном случае в ходе проверки налоговой инспекцией было выявлено отсутствие раздельного учета таких операций у налогоплательщика, соответственно, должен быть доначислен НДС. Внесение изменения в принятое решение производилось налоговой инспекцией по результатам рассмотрения иска налогоплательщика арбитражным судом, установившим наличие раздельного учета у налогоплательщика. Внесение изменений в первоначальное решение на основании решения арбитражного суда нарушает требования ст. 100 и 101 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми основанием для вынесения руководителем налогового органа решения являются акт и другие материалы проверки, а не решение суда. Таким образом, действия налоговой инспекции в части внесения изменения в свое решение на основании решения арбитражного суда неправомерны.
М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Возможно ли в настоящее время зарегистрировать новый гаражно-строительный кооператив, ведь такая организационно-правовая форма отсутствует в законодательстве?
Ответ. Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002) в ст. 2 установлено, что Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается.
При этом отношения, связанные с созданием, деятельностью специализированных потребительских кооперативов, регулируются в соответствии со ст. 116 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 116 ГК РФ наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности и слово «кооператив» (для специализированных потребительских кооперативов).
Таким образом, при представлении в регистрирующий орган сведений в порядке ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», а также при представлении документов для государственной регистрации специализированных потребительских кооперативов при их создании внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ.
Е.Ф. СТЕПАНОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.95 № 193-Ф3 (ред. от 10.01.2003)
«О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»
(принят ГДФС РФ 15.11.95)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30 11.94 N9 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.94)
(ред. от 10.01.2003)
ЗАКОН РФ от 19.06.92 № 3085-1 (ред. от 21.03.2002)
«О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Установлена ли в 2003 г. ответственность лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, за ведение деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ?
Ответ. Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» осуществление юридическим лицом или физическим лицом, нанимающим физических лиц на основании трудового договора, деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определенной за весь период осуществления деятельности без регистрации в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ, но не менее 20 тыс. руб.
При этом следует отметить, что указанный Закон в соответствии со ст. 27 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Учитывая, что указанный Закон опубликован 10.02.2003 («Собрание законодательства РФ», 10.02.2003, JVfe 6, ст. 508), установленная им ответственность лиц, нанимающих физических лиц на основании трудового договора, за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ может применяться только с 10.02.2003.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД»
(принят ГД ФС РФ 24.01.2003)
Вопрос. Комитетом по управлению муниципальным имуществом, являющимся арендодателем организации, передана в аренду часть здания. При этом право на соответствующий земельный участок при передаче арендатору имущества в аренду договором не определено. Арендная плата за имущество не содержит платы за пользование землей. Документ, удостоверяющий право собственности,
владения или пользования земельным участком, у арендатора отсутствует.
Правомерно ли признание налоговым органом за организацией обязанности платить земельный налог'пропорционально занимаемой площади здания, установленной договором аренды?
Ответ. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» установлено платное использование земли в РФ.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок в соответствии с п. 2 ст. 652 Гражданского кодекса РФ, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.
Таким образом, правоустанавливающим документом в этом случае служит договор аренды имущества.
Как следует из вопроса, право аренды на соответствующий земельный участок при передаче организации имущества в аренду договором не определено, а арендная плата за имущество не содержит земельной составляющей.
Организация являлась фактическим землепользователем участка, занятого зданием на основании договора аренды.
Таким образом, налог на землю необходимо рассчитать с учетом площади, используемой организацией.
Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.09.2002 № 5375/02.
А.А. БАСГРИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 18.02.2003 Л ШС-6-14/205
«О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.08.2002 № 11351/01,
ОТ 17.09.2002 № 1791/02, ОТ 17.09.2002 № 5375/ 02, ОТ 08.10.2002 № 11695/01, ОТ 15.10.2002 № 4795/02, ОТ 22.10.2002 № 7358/02, ОТ 10.12.2002 № 5378/02, ОТ 17.12.2002 № 11259/02» (вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 № 11351/01, от 17.09.2002 № 1791/02, от 17.09.2002 № 5375/02, от 08.10.2002 № 11695/01, от 15.10.2002 №4795/02, от 22.10.2002 № 7358/02, от 10.12.2002 № 5378/02, от 17.12.2002 № 11259/02)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц сумма единовременной материальной помощи, оказанной бывшему работнику в связи со смертью члена его семьи (жены)?
Ответ. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН (п. 8 ст. 217 и подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Таким образом, указанная в вопросе выплата, произведенная в пользу бывшего работника, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. При этом следует учитывать, что суммы материальной помощи, оказываемой работодателями бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в пределах 2000 руб. в год в налоговую базу по НДФЛ физического лица не включаются (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Следовательно, в случае, если работник уволился из организации в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, то НДФЛ необходимо исчислить с суммы материальной помощи, превышающей 2 000 руб. В ином случае налогом облагается вся сумма выплаченной бывшему работнику материальной помощи независимо от основания выплаты.
Исчисленный с суммы материальной помощи НДФЛ организация обязана удержать в момент выплаты помощи (пп. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ) и перечислить налог в бюджет не позднее дня фак-
тического получения в банке наличных денежных средств на выплату материальной помощи (дня перечисления денежных средств со счета организации в банке на счет бывшего работника либо по его поручению на счета третьих лиц в банках - п. 6 ст. 226 НК РФ).
В то же время объектом налогообложения по ЕСН данная сумма не является, поскольку не связана с выполнением физическим лицом каких-либо работ (услуг) для организации в рамках трудового либо гражданско-правового договора (п. 1 ст. 236 НК РФ).
А.И. ДЫБОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Работнику организации, работающему по режиму пятидневной рабочей недели, с 1 июля 2003 г. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, исчисленный в календарных днях. В расчетный период входят апрель, май, июнь 2003 г. При этом у работника с 19 по 23 мая был простой по вине работодателя, апрель и июнь 2003 г. отработаны полностью. Как определить количество календарных дней, приходящихся на отработанное время, в расчетном периоде для расчета отпускных?
Ответ« Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
Вступившее в силу 24 апреля 2003 г. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213) установило новые правила расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в случае, когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью. Теперь фактически отработанные в таких месяцах дни переводятся в календарные с помощью соответствующих коэффициентов.
Если отпуск предоставляется в календарных днях, количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем
умножения числа рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4 (п. 9 Положения). Так, рабочих дней в мае 2003 г. - 19, из них работник не работал из-за простоя по вине работодателя 5 дней. То есть количество дней при пересчете в календарные дни в мае 2003 г. составляет 19,6 ((19 дн. - 5 дн.) х 1,4).
Таким образом, общее количество дней, приходящихся на отработанное в расчетном периоде время, составляет 78,8 (29,6 дн. + 19,9дн. + 29,6 дн.).
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 №213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Работник организации, применяющей режим шестидневной рабочей недели, с 3 по 6 ноября не работал в связи с простоем по вине работодателя. Как определить размер среднего дневного заработка для оплаты простоя, если размер начисленной заработной платы за расчетный период - 26 580руб., фактическое количество отработанных дней в расчетном периоде составило 276 дней?
Ответ. Ранее действовавший порядок предусматривал, что при определении среднего заработка фактически начисленная в расчетном периоде заработная плата делится на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, независимо оттого, по пятидневной или шестидневной рабочей неделе работает организация (п. 3 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 гг., утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 (с изменениями от 21.11.2001)).
Пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, установлено, что средний дневной заработок для всех случаев, кроме оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Таким образом, средний дневной заработок для оплаты простоя будет определяться следующим образом: 26 580 руб. / 276 дн. = 96,30 руб./дн.
Согласно ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. То есть в рассматриваемом случае размер средней заработной платы, выплачиваемой работнику за время простоя, равен:
2/3 х 96,30 руб./дн. х 4 дн. = 256,80 руб.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 N9 213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 №38
(с изм. от 21.11.2001)
«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 гг.» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)
Вопрос. Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. Учитывается ли при при расчете среднего заработка выплаченная сотруднику материальная помощь?
Ответ. В п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 и вступившего в силу 24 апреля 2003 г., приведен примерный перечень выплат, учитываемых при расчете среднего заработка. Наряду с заработной платой, начисленной как в денежной, так и в натуральной форме, в перечень включены надбавки за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, а также стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты, премии и др.).
Следует отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому при расчете среднего заработка могут учитываться и иные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в конкретной организации, то есть локальными нормативными актами организации по вопросам заработной платы (например, положением о зара-
ботной плате, положением о премировании, коллективным договором).
При этом указанное выше Положение не включает материальную помощь в перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка. Это связано с тем, что материальная помощь не входит в состав заработной 1^латы, поскольку не связана с выполнением работником трудовой функции.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 №213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Организация, применяющая вахтовый метод организации работы, каждый месяц предоставляет работникам отгулы по несколько дней в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени. С 1 октября 2003 г. работнику, который находился на вахте с 15 июня по 14 июля и с 15 августа по 14 сентября, предоставлен ежегодный отпуск. Как определить расчетный период для оплаты отпускных?
Ответ. В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ и п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, расчетный период для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска составляет последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).
Подпунктом «ж» п. 4 Положения установлено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, гели работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, организация, применяющая вахтовый метод организации работы, не учитывает при расчете среднего заработка дни отгулов в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Учитывая вышеизложенное, расчетным периодом в рассматриваемой ситуации, таким образом, являются июль, август, сентябрь. При этом из расчетного периода должный быть исключены предос-
тавленные работнику дни отдыха (отгулов), а именно: с 15 июля по 14 августа и с 15 по 30 сентября.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 №213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Организацией 30 июня 2003 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск работнику. Что признается расчетным периодом при расчете среднего заработка: апрель - июнь 2003 г. или март - май 2003 г. ?
Ответ. Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца. При этом п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, уточняет, что три календарных месяца учитываются с 1-го до 1-го числа.
Таким образом, в рассматриваемом случае расчетным периодом для расчета среднего заработка являются три месяца, предшествующие отпуску, а именно март, апрель, май 2003 г.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 № 213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. 21 апреля 2003 г. организацией был рассчитан сохраняемый за работником средний заработок в соответствии с постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38. Необходимо ли производить перерасчет среднего заработка, сохраняемого за работником, в связи с вступлением в силу 24 апреля 2003 г. постановления Правительства РФ от 11.04.2003 № 213?
Ответ. Статьей 139 Трудового кодекса РФ установлен единый порядок исчисления среднего заработка для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. При этом особенности исчисления среднего заработка определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 24 апреля 2003 г. вступило в силу Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.
Поскольку иного нормативного правового акта, регулирующего особенности расчета средней заработной платы, до указанной даты принято не было, расчет среднего заработка производился с учетом требований Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 гг., утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38, в части, не противоречащей ст. 139 ТК РФ, несмотря на то что действие Порядка было продлено Правительством РФ только на 2002 г. (Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2001 № 1552-р).
Таким образом, если сохраняемый за работником средний заработок был рассчитан до 24 апреля 2003 г., то его пересчитывать нет необходимости.
С.С.ЛЫСЕНКО
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.04.2003 №213
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.11.2001 № 1552-р
<0 ПРОДЛЕНИИ НА 2002 ГОД СРОКА ДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 гг.>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 № 38
(с изм. от 21.11.2001)
«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 гг.» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)