Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим разъяснить порядок обложения НДФЛ компенсации за использование личного автотранспорта. Вопрос возник в связи с тем, что с 1 января 2002 года для исчисления налога на прибыль применяются нормы компенсации по указанным расходам, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, в то же время продолжают действовать нормы, установленные приказом Минфина России от 04.02.2000 № 16н. Какими нормами следует пользоваться?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 февраля 2003 года № 04-04-06/26

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу порядка обложения налогом на доходы физических лиц компенсации за использование личного автотранспорта для служебных целей и сообщает следующее.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 No 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» установлены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Действие приказа Министерства финансов РФ от 04.02.2000 № 16н распространяется только на организации, финансируемые из бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ доходы в виде выплат и компенсаций.

выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Учитывая изложенное, в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, налогом на доходы физических лиц не облагаются компенсационные выплаты за использование личного транспорта для служебных поездок в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, а в бюджетных организациях - в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.02.2000 № 16н.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 15.11.2002)

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 04.02.2000 № 1бн «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.03.2000 N9 2147)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. В соответствии со ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией включаются расходы на командировки, в частности суточные, выплачиваемые в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.

Просим разъяснить, каковы на данный момент эти нормы для организаций, как финансируемых, так и не финансируемых за счет средств бюджета. Какими нормативными актами эти нормы установлены?

Можно ли в 2003 году в целях налогообложения прибыли руководствоваться нормами суточных, установленными приказом Минфина России от 06.07.2001 № 49н, который не был официально отменен?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 февраля 2003 года № 04-02-03/20

Министерство финансов РФ рассмотрело письмо и по существу вопроса сообщает следующее.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) для налогоплательщиков-организаций в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся расходы на командировки.

К указанным расходам относятся, в частности, проезд к месту командировки и обратно, наем жилого помещения и суточные, выплачиваемые в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.

Так, подп. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (с изменениями от 15.11.2002) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организаций на выплату суточных в пределах следующей нормы: за каждый день нахождения в командировке на территории РФ -суточные в размере 100 руб.

Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, подчеркнуто, что при учете расходов, связанных с командировками, следует учесть, что подобные расходы принимаются в целях налогообложения только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки).

Правительство РФ постановлением от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» установило возмещение расходов на выплату суточных работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.

Одновременно сообщаем, что приказ Минфина России от 06.07.2001 № 49н «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» фактически прекратил действие в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства РФ от 26.02.92 № 122, в соответствии с которым издан данный правовой акт.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.10.2002 № 729

«О РАЗМЕРАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ СО СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.07.2001 № 49н (ред. от 09.11.2001)

«ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2001 № 2836)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.92 № 122

(ред. от 22.02.93, с изм. от 06.07.2001)

«О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 (ред. от 15.11.2002)

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ СУТОЧНЫХ ИЛИ ПОЛЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

Вопрос. Согласно Закону РФ от 15.05.91 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, получают дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения согласно заявке организации, в которой пострадавший работает. Облагается ли ЕСН сумма оплаты дополнительного отпуска работникам-«чернобыльцам»?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 февраля 2003 года № 04-04-04/14

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) оплаты дополнительного отпуска «чернобыльцам» и сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 N9 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) гражданам, указанным в п.п. 1 - 2 ст. 13 Закона № 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.96 N9 506, и письмом Министерства финансов РФ от 28.09.2001 № 3-12-5/90, за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане.

имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам-«чернобыльцам» в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации, а не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают.

Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по ЕСН, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником-«черно-быльцем».

При решении рассматриваемого вопроса следует руководствоваться также положениями п. 3 ст. 236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы п. 49 ст. 270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков - организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом N9 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что суммы оплаты дополнительного отпуска работникам-«чернобыльцам» не подлежат обложению единым социальным налогом по следующим основаниям:

рассматриваемые выплаты не связаны с выплатами, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ;

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Руководитель Департамента налоговой политики А. И. И ВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 15.05.9! № 1244-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.96 № 506. (с изм. от 24.08.2002)

«О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Признаются ли объектом обложения единым социальным налогом сверхнормативные командировочные расходы, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 марта 2003 года № 04-04-04/22

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» (далее - ЕСН) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в части налогооб-

ложения сверхнормативных командировочных расходов и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Статья 238 НК РФ делает из этого объекта исключение в виде законодательно установленных компенсационных выплат. При этом надо понимать, что суммы выплат, выходящие за пределы норм, установленных в соответствии с законодательством, по существу не являются компенсационными, а становятся обычным элементом оплаты труда, не относящимся на затраты в соответствии с гл.25 НК РФ.

При этом п. 3 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что вышеуказанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения ЕСН у налогоплательщика-работодателя, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, у налогоплательщика-работодателя сверхнормативные командировочные расходы не признаются объектом налогообложения ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем (отчетном (налоговом) периоде.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. В связи с тем что одним из признаков амортизируемого имущества является его нахождение у налогоплательщика на праве собственностиу имущество бюджетных организаций является не амортизируемым, принимая во внимание то, что имущество бюджетных организаций, согласно ст. 161

Бюджетного кодекса и ст. 120, 213, 296 части первой Гражданского кодекса РФ, закреплено за ними на праве оперативного управления.

В п. 5 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. При этом в перечне не учитываемых при налогообложении расходов, приведенном в ст. 270 НК РФ, затраты на приобретение неамортизируемого имущества отсутствуют.

В связи с вышеизложенным полагаем, что бюджетные организации имеют право относить на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, затраты на приобретение оборудования (как дорогостоящего, так и стоимостью до 10 000 руб.) для использования его при проведении работ и оказании услуг, приносящих доход. Правомерна ли данная точка зрения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 марта 2003 года № 04-02-05/4/5

Департамент налоговой политики в связи с письмом сообщает следующее.

Согласно ст. 256 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях обложения налогом на прибыль амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной собственности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено указанной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

В соответствии со ст. 256 Кодекса имущество бюджетных учреждений, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления такой деятельности, подлежит амортизации.

Статьей 298 Гражданского кодекса РФ установлено, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Пунктом 5 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

Необходимо отметить, что при определении налоговой базы в составе расходов должны учитываться расходы от предпринимательской деятельности, связанные с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть текущие расходы. Расходы, связанные с приобретением оборудования, являются капитальными вложениями и принимаются к вычету через амортизационные отчисления.

Таким образом, расходы бюджетных учреждений по приобретению имущества, используемого для осуществления коммерческой деятельности, которое согласно ст. 256 Кодекса признается амортизируемым, не учитываются при определении налоговой базы.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ред. от 10.01.2003)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

от 31.07.98 № 145-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 17.07.98)

(ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002)

(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)

Вопрос. Организации осуществляют платежи в отраслевой (межотраслевой) фонд НИОКР и относят их на расходы в соответствии со ст. 262 НК РФ. Данные средства поступают на счет организации, образующей соответствующий фонд. Должны ли облагаться налогом на прибыль денежные средства, поступившие от организаций на формирование отраслевого (межотраслевого) фонда НИОКР, или указанные средства относятся к целевым поступлениям и не подлежат налогообложению налогом на прибыль?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 марта 2003 года № 04-02-03/28

Департамент налоговой политики в связи с письмом сообщает следующее.

Одним из принципов построения гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) является зеркальность отражения доходов и расходов.

Согласно ст. 262 Кодекса расходами на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки признаются, в том числе, расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-ис-следовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно- - технической политике».

Статьей 251 Кодекса определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень является закрытым.

Учитывая изложенное, если налогоплательщик осуществил платеж в отраслевой (межотраслевой) фонд НИОКР и учел эти средства в расходах согласно ст. 262 Кодекса, то средства, поступившие организации, образующей соответствующий фонд, являются для нее доходом и должны учитываться при формировании налоговой базы.

Руководитель Департамента налоговой политики А. И. И ВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2000, с изм. от 24.12.2002) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» (принят ГД ФС РФ 12.07.96)

Вопрос. В каком размере не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН компенсации за использование личного автотранспорта в производственных целях. Можно ли пользоваться нормами9 установленными приказом Минфина России от 04.02.2000 № 16н?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 марта 2003 года № 04-04-06/42

На письмо по вопросу о порядке обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом компенсации за использование личного автотранспорта в производственных целях Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и подп. 2 п. 1 ст. 238 гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением расходов физического лица - работника организации.

Право работника на возмещение расходов при использовании личного автотранспорта работника в интересах организации закреплено в гл.28 «Другие гарантии и компенсации» Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

В частности, ст. 188 ТК РФ определено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование личного транспорта, принадлежащего работнику, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В настоящее время нормы компенсации за использование личного транспорта, принадлежащего работнику, регулируются приказом Министерства финансов РФ от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», разработанным в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 24.05.93 № 487 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», а также постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

В отношении норм, установленных приказом Министерства финансов РФ от 04.02.2000 N9 16н, необходимо отметить, что они распространяются только на организации, финансируемые из бюджета.

Следовательно, по нашему мнению, для организаций, не состоящих на бюджетном финансировании, для целей исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога при выплате компенсаций работникам за использование личного автотранспорта для служебных поездок применяются нормы компенсации, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, а для бюджетных организаций применяются нормы компенсации, установленные приказом Министерства финансов РФ от 04.02.2000 № 16н.

Таким образом, компенсация за использование работником личного автотранспорта в служебных целях не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в пределах норм, установленных вышеназванными постановлением и приказом Минфина России.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 04.02.2000 № 1бн «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.03.2000 N9 2147)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.05.93 N9 487

«О ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 15.11.2002)

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО Н/ШОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Одним из основных требований к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, установленных ст. 79 Лесного кодекса РФу является платность лесопользования. Какие платежи взимаются при пользовании лесами городских поселений у так как платежи, установленные ст. 103 Лесного кодекса РФ, взимаются за пользование лесным фондом ?

Ответ. Статьей 133 Лесного кодекса РФ определено, что ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Кодексом.

Таким образом, установление конкретных платежей, условий и порядка ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений, отнесено к компетенции указанных выше органов государственной власти.

Ссылки на нормативные акты:

«ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.01.97 N9 22-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) (принят ГД ФС РФ 22.01.1997)

Вопрос. Лесным законодательством предусмотреноу что платежи за пользование лесным фондом должны вноситься по месту лесопользования. В ряде случаев возникают организационные сложности по внесению указанных платежей даже крупнейшими лесопользователями, так как место пользования лесными ресурсами часто находится на достаточно удаленном расстоянии от банковских структур.

Могут ли лесопользователи в счет исполнения обязанности по уплате данных платежей внести соответствующие суммы денежных средств в бух-

галтерию структурных подразделений (лесничеств) органов государственного управления лесным хозяйством?

Ответ. Действующим законодательством органам управления лесным хозяйством не предоставлено право приема денежных средств в любой форме от налогоплательщиков в счет уплаты налогов и перечисления их в бюджет.

В соответствии с п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации (в настоящее время организации связи Министерства РФ по связи и информатизации).

Кроме того, следует учитывать, что согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога наличными денежными средствами считается исполненной налогоплательщиком с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.

В .А. ЛЯХОВ Советник налоговой службы РФ

III ранга В В. ПЕТРУНИН Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. По вине банка денежные средства налогоплательщика, которые были списаны с р/с налогоплательщика 20.04.2001, поступили на счета по учету доходов бюджета 17.08.2001.

Указанные платежи не были отражены в лицевых счетах налогоплательщика, и были начислены пени.

Просьба разъяснить, подлежат ли уменьшению пени в лицевом счете налогоплательщика на сумму *зависших» платежей за период с 20.04.2001 по 17.08.2001.

Ответ. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, ко-

торую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При этом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Таким образом, в случае несвоевременной уплаты налогоплательщиком налога или сбора в результате нарушения банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора при наличии на счете налогоплательщика на момент предъявления им в банк поручения достаточного денежного остатка пени на несвоевременно уплаченную сумму налога или сбора не начисляются, а начисленные - подлежат сложению.

Помимо этого, ст. 133 Кодекса предусмотрена ответственность банка за нарушение установленного Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора.

А.С. КУРОЧКИН Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. В связи со вступлением в силу изменений, вводимых в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, просим разъяснить положение ст. 284 Налогового кодекса РФ, а именно имеет ли право муниципальное образование по согласованию с представительны/ни органами власти предоставить льготу в части своей доли отдельным категориям налогоплательщиков в отношении налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет ?

Ответ. Статьей 284 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ) определено, что законами субъектов РФ ставка налога на прибыль организаций может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 12%.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями предоставления льгот по налогу на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части налога, зачисляемого в местные бюджеты.

O.A. ПОПОВ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Правомерно ли привлечение лица к ответственности, установленной ст. 122 Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты авансового платежа по единому социальному налогу?

Ответ. Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Под налоговым периодом в соответствии со ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Статьей 243 НК РФ установлено, что уплата ежемесячных авансовых платежей производится

не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа.

Учитывая, что ст. 122 НК РФ не установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм авансовых платежей, связанных с каким-либо налогом, привлечение лица к ответственности в указанном случае является неправомерным.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Освобождается ли налогоплательщик от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, установленной ст. 119 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты им суммы налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах?

Ответ. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа.

Обязанность по представлению в налоговый орган декларации закреплена подп. 4 п. I ст. 23 НК РФ.

В лодп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. При этом ответственность за неуплату налогов установлена ст. 122 НК РФ.

Исполнение одной обязанности (своевременная уплата налога) не может освобождать лицо от ответственности за неисполнение иной (нарушение срока представления декларации).

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Налоговым органом организация - налоговый агент по налогу на доходы физических лиц за нарушение срока представления сведений о доходах физических лиц примечена к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Как определяется момент начала течения срока давности взыскания санкции (с момента истечения срока представления сведений, установленного ст. 230 Налогового кодекса РФ, либо с даты фактического представления сведений, либо с даты составления акта камеральной проверки)?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Пунктом 1 ст. 126 Н К РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Пунктом 1 ст. 115 НК РФ установлен срок давности взыскания санкции. Так, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной НК РФ ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта.

В иных случаях, когда НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по

результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Таким образом, срок давности взыскания санкции начинает течь с момента фактического представления организацией в налоговый орган соответствующих сведений.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности указывается, что руководителем налогового органа по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки установлены факты нарушения гл. 21 Налогового кодекса РФ, при этом как не указан сам факт налогового правонарушения, так и не приведено его документальное подтверждение. Отсутствуют указанные сведения и в акте выездной налоговой проверки.

Являются ли указанные нарушения требований, установленных п. 2 ст. 100 и п. 3 ст. 101 НК РФ, основанием для отмены решения налогового органа?

Ответ. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 Налогового кодекса РФ может являться основанием в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Пунктом Зет. 101 НКРФ установлены требования к содержанию решения о привлечении к

ответственности. Так, в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтзерждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Отсутствие указания на факт налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, делает невозможным установить, какой факт был квалифицирован как налоговое правонарушение, и лишает его возможности на надлежащую защиту своих прав.

Пунктом 6 ст. 108 НК РФ установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы.

В указанном случае совершение налогоплательщиком налогового правонарушения считается недоказанным, что является основанием для признания в установленном порядке решения налогового органа недействительным.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Правомерны ли требования налогового органа об уплате налогов, доначисленных в ходе камеральной проверки, проведенной с нарушением трехмесячного срока, установленного ст. 88 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального ре-

шения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Указанный срок не является пресекательным, и его истечение не может препятствовать установлению фактов неуплаты сумм налогов и принятию мер по их принудительному взысканию.

Таким образом, нарушение срока проведения камеральной налоговой проверки, установленного ст. 88 НК РФ, само по себе не может являться основанием для признания требования налогового органа об уплате налогов неправомерным.

A.A. БАСТРИКОВ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. В 2002 году физическим лицом по договору купли-продажи в розничной торговле был приобретен экземпляр программы для ЭВМ. В этом же году она была им продана.

Возможно ли предоставление имущественного вычета в соответствии со ст. 220 НК РФ физическому лицу, не являющемуся автором произведения и получившему доход от реализации экземпляра программы для ЭВМ?

Ответ. Правовой режим программ для ЭВМ определяется Законом РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и Законом РФ от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее - Закон № 3523-1).

Статьей 2 Закона № 3523-1 предусмотрено, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. Так, на программу для ЭВМ правообладатель приобретает исключительные права, а вещные права, втом числе и право собственности, возникают на материальные носители программы для ЭВМ, а не на ее содержание. Так, физическое лицо, приобретая программу для ЭВМ через магазин розничной торговли, приобретает только право собствен-

ности на материальный носитель, а именно: дискету, CD-диск, бумажный носитель, а не на саму программу.

Интеллектуальная собственность (исключительное право) является самостоятельным объектом гражданских прав, что вытекает из содержания ст. 138 ГК РФ, имеющим особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием и защитой интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 130 ГК РФ объекты исключительных гражданских прав к недвижимым (движимым) вещам и соответственно к недвижимому (движимому) имуществу не относятся.

Названое понимание природы объектов исключительных гражданских прав вытекает из п. 2 ст. 38 Н К РФ. Данной статьей определено, что под имуществом в Налоговом кодексе, то есть в налоговых отношениях, понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Следовательно, при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на имущественный налоговый вычет в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи результатов интеллектуальной собственности, налогоплательщик не имеет, так как программа для ЭВМ является объектом авторского права.

H.H. СТЕЛЬМАХ Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)

«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»

ЗАКОН РФ от 23.09.92 № 3523-1 (ред. от 24.12.2002)

«О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 10.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 N9 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕ-ДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Правомерно ли постоянное привлечение организациями сотрудников к работе в выходные и праздничные дни?

Ответ. В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Статьей 113 ТК РФ определены случаи привлечения работников (с их письменного согласия) к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Такими случаями являются: предотвращение производственной аварии, катастрофы, устранение последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия; предотвращение несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества; выполнение заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

Также следует учитывать, что привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Таким образом, постоянное привлечение сотрудников к работе в выходные и праздничные дни (за исключением случаев, перечисленных в ст. 112 ТК РФ) не является правомерным.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. В организации, занимающейся продвижением на рынок новых информационных технологий, в свободное от учебы время с разрешения родителей работают сотрудники в возрасте 16 лет, имеющие категорию «ребенок-инвалидподтвержденную справками МСЭ. Может ли организация воспользоваться льготой при исчислении единого социального налога, установленной подп. 1 п. 1 ст. 239 ПК РФ, в таком случае?

Ответ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 ООО руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. При этом в целях применения указанной нормы к инвалидам относятся работники вне зависимости от оснований, по которым они признаны инвалидами I, II или III группы.

В целях реализации Федерального закона от

24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Указа Президента РФ от

01.07.96 № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 утверждено Положение о признании лица инвалидом (далее - Положение).

Так, согласно п. 3 Положения в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Таким образом, организация на основании норм подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ вправе воспользоваться льготой по уплате налога с выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных в пользу работников, если они имеют одну из групп инвалидности.

Из вопроса следует, что работники не являются инвалидами I, II или III группы, следовательно, предприятие обязано на основании ст. 236 НК РФ производить исчисление и уплату единого социального налога с выплат, начисленных в пользу данных работников, без применения подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

«О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.96 № 965 (ред. от 26.10.2000)

«О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН ИНВАЛИДАМИ»

(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИЗНАНИИ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ», «ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬ-НОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»)

Вопрос. Насколько правомерны действия работодателей при переводе на постоянную работу в другой населенный пункт работников без их согласия?

Ответ. Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника.

Таким образом, действия работодателя при переводе сотрудников на иное место работы без их письменного согласия неправомерны.

Не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора.

Статьей 57 ТК РФ определено, что в трудовом договоре, наряду с перечисленными в указанной статье условиями трудового договора, могут предусматриваться иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, следовательно, если в условиях трудового договора оговорено, что работник будет выполнять свои трудовые функции на объектах, расположенных в различных местностях, это не будет являться переводом на иное место работы.

Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Каким образом осуществляется обжалование решения по акту выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган?

Ответ. Согласно п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, предъявляемых к производству по делу о налоговом правонарушении, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

Согласно п. 2 указанной статьи по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении, изменить решение или вынести новое решение.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Согласно пп. 1 и 2 ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Жалоба подается налогоплательщиком в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу (п. 3 ст. 139 НК РФ), и до принятия решения по этой жалобе он может ее отозвать на основании письменного заявления в соответствии с п. 4 ст. 139 Н К РФ.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

ЗАКОН РФ от 21.03.91 № 943-1 (ред. от 29.05.2002)

«О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Возможно ли оформление командировки договором подряда? Если возможно, то на какую статью относятся затраты: «заработная плата» или «командировочные расходы» ?

Ответ. Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Как следует из вышеизложенного, организация не может заключить с физическим лицом, с которым уже заключен трудовой договор и которое является работником организации, еще и до-

говор подряда на выполнение работы, входящей в круг обязанностей работника по трудовому договору.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Я физическое лицо, собираюсь привезти из-за границы для личных нужд товары, в отношении которых установлено требование об их обязательной сертификации. Какие дополнительные документы в связи с этим я должен представить таможенному органу?

Ответ. В соответствии с п. 1.11 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 815 (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2000 № 2048), в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами, подлежащих обязательной сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

При этом следует отметить, что принятие окончательного решения об отнесении товаров к категории товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, отнесено к компетенции таможенного органа РФ. В том случае, если товар будет признан ввозимым для производственной или иной коммерческой деятельности, для его таможенного оформления потребуется представление всех необходимых документов, в том числе сертификатов, в порядке, установленном актами законодательства РФ о таможенном деле.

М.К. АНТИПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 815 (ред. от 10.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.01.2000 № 2048)

ЗАО «ЮРИНФОРМ В»

Вопрос. Как исчисляется ЕСН с дохода инвалида в частиу превышающей 100 тыс. руб. ?

Ответ. Согласно ст. 239 Налогового кодекса РФ налоговая льгота (освобождение от уплаты ЕСН) предоставлена организациям любой организаци-онно-правовой формы в размере 100 000 руб. при осуществлении различных выплат работникам, являющимся инвалидами I, II или III групп. При этом размер выплат берется за один налоговый период, который по ЕСН составляет один год. Аналогичная льгота предоставлена для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских хозяйств и адвокатов, являющихся инвалидами I, II или III групп.

Таким образом, размер налоговой льготы составляет 100 тыс. руб. В случае если доход работника, являющегося инвалидом I, II или III групп, превышает предусмотренную налоговую льготу (100 тыс. руб.), из общего дохода (первоначальной налоговой базы) необходимо вычесть налоговую льготу, и результат будет являться окончательной налоговой базой, к которой следует применить соответствующую налоговую ставку.

Подтверждение сказанного содержится также в приказе МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога».

Согласно п. 24 указанных Методических рекомендаций при расчете налога по работнику-инвалиду применяется та ставка налога (в том числе и регрессивная), которая соответствует начисленным в его пользу выплатам и вознаграждениям. При этом налогообложению подлежит налоговая база, уменьшенная на сумму льгот, установленных в соответствии со ст. 239 НК РФ.

А.Г. КРИВЕЦ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ

РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация 3 апреля 2002 года обратилась в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ для получения скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Скидка была установлена 25 апреля в размере 30%. Организация уплачивает страховые платежи по ставке 3,4%. Фонд оплаты труда в организации составил: за январь - 450 000 руб., за февраль - 540 000 руб., за март - 530 000 руб., за апрель - 650 000 руб. Нужно ли организации делать перерасчет в связи с предоставлением скидки и в каком размере?

Ответ. Постановлением Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002 № 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование

от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поскольку скидка предоставляется с начала текущего года (п. 14 Методики), то в данном случае организации необходимо сделать перерасчет страховых взносов.

За январь - апрель сумма страховых взносов составила 73 780 руб. ((450 000 + 540 000 + 530 000 + 650 000) х 3,4%).

Сумма страховых взносов за эти месяцы с учетом скидки составит 51 646 руб. ((450 000 + 540 000 + 530 000 + 650 000) х 3,4% х (100% - 30%)).

Организация может зачесть в счет страховых платежей за будущие периоды 22 134 руб. (73 780 -51 646).

И.А.ЧЕРНИКОВА

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 05.02.2002 № 11

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА СКИДОК И НАДБАВОК К СТРАХОВЫМ ТАРИФАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2002 № 3284)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.