Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Вопрос. Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность - реализует права на распространение своего телеканала. По нескольким дебиторам имеется задолженность, которая в соответствии с положениями действующего законодательства может быть отнесена к нереальной ко взысканию (в частности, по некоторым суммам истек срок исковой давности, отдельные дебиторы ликвидированы).

Каков порядок отнесения указанной задолженности к нереальной ко взысканию? Как отразить факт списания такой задолженности с балансового учета бюджетного учреждения?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Списание описанной в вопросе задолженности с балансового учета бюджетного учреждения производится с использованием счета 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обоснование. Прежде всего отметим, что отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение может приниматься комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее -Комиссия) (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). С 2016 года полномочия соответствующей Комиссии в плане принятия соответствующего решения существенно расширяются. На данный момент на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 01.03.2016 № 16н (далее - Приказ № 16н), вносящий соответствующие изменения в Инструкцию № 157н.

В свою очередь бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская

задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.

Комиссия же при принятии соответствующего решения должна руководствоваться прежде всего нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие основания признания задолженности нереальной к взысканию:

— истечение срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации);

— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации);

— ликвидация юридического лица (ст. 419 Гражданского кодекса Российской Федерации) или смерть гражданина (ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации).

После того, как Комиссия принимает решение об отнесении дебиторской задолженности к нереальной к взысканию и обосновывает соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о списании дебиторской задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.

Стоит отметить, что намиформления списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Конкретный порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики государственных учреждений (см. письмо Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776).

Относительно отражения списания с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в учете бюджетного учреждения следует отметить следующее. Дебиторская

задолженность, признанная в установленном порядке нереальной ко взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н).

Ваше учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги по реализации прав на распространение телеканала. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг (работ) отражаются в учете бюджетного учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и, соответственно, с использованием счет 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 92 Инструкции № 174н).

Учитывая изложенное, списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности с балансового учета данного учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 2 401 10 173 Кредит счета 2 205 31 660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 94 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.

Следует отметить, что в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (в соответствии с п. 2.2 пока не вступившего в силу Приказа № 16н).

К сведению: в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами

бухгалтерского учета являются в том числе активы.

То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом. Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.). Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции № 157н). То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение (как исполнитель) заключило договоры на дератизационные, дезинсекционные работы. Так как в штатном расписании нет должности дезинфектора, то принимается работник по договору гражданско-правового характера.

Работник будет обеспечиваться учреждением спецодеждой, реактивами. Он будет осуществлять дератизационные,

дезинсекционные работы в рамках деятельности учреждения не в учреждении, а в других организациях. Помещения, в которых будут проводиться работы, не находятся у учреждения на праве оперативного управления,

не получены в аренду или безвозмездное пользование.

По какой статье КОСГУ и коду вида расхода следует отразить расходы по договорам гражданско-правового характера?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Расходы по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом на выполнение дератизационных, дезинсекционных работ, следует осуществлять по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обоснование. Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразделе 5.1.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний, утвержденных приказом Минфина России от

01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Согласно Указаниям № 65н по группе видов расходов 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» отражаются расходы по выплате (предоставлению) работникам (сотрудникам) заработной платы (де не жного содер жания, де нежного вознаграждения, денежного довольствия), иных выплат, предусмотренных трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), действующим законодательством (муниципальными правовыми актами), командировочных выплат.

За счет группы видов расходов 100 должны производиться выплаты физическим лицам, которые не являются работниками (государственными или муниципальными служащими), но привлекаются согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера (см. также письмо Минфина России от

26.11.2014 № 02-05-11/60088).

Выплаты вознаграждений физическим лицам, привлекаемым к выполнению работ (оказанию услуг) для обеспечения государственных нужд на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера, следует относить

к виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (см. письмо Минфина России от 10.07.2014 № 16-01-08/33028, письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346, письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-0510/31347).

В рассматриваемой ситуации планируется заключить договор с физическим лицом на выполнение дератизационных, дезинсекционных работ в рамках деятельности учреждения. Поэтому указанные расходы следует квалифицировать как расходы учреждения по закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд и оплачивать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

По общему правилу в соответствии с Указаниями № 65н расходы на выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг, заключенным с физическими лицами, в части применения КОСГУ подлежат отражению:

- по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (при отражении расходов на выплаты по трудовым договорам);

— по соответствующим подстатьям, детализирующим статью 220 «Оплата работ, услуг» (при отражении расходов на выплаты по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг).

Таким образом, все выплаты, осуществляемые по договорам гражданско-правового характера физическим лицам, производятся в зависимости от экономического смысла произведенного расхода и могут отражаться по соответствующим подстатьям 221-226 КОСГУ.

Положениями Указаний № 65н предусмотрено, что на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, газации, но только в случае, если указанные расходы осуществляются в связи с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием нефинансовых активов, находящихся у учреждения на праве оперативного управления или полученных в аренду или безвозмездное пользование.

Так как в рассматриваемой ситуации дератизационные, дезинсекционные работы в рамках заключенного договора будут осуществляться в помещениях, которые не находятся у учреждения на праве оперативного управления, не получены в аренду или безвозмездное пользование, то расходы в рамках такого договора могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, на которую относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225.

Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ в соответствии с требованиями действующих Указаний № 65н, применяющаяся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год, указана в «Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления...» (приложение 5.1 к Указаниям № 65н). В частности, предусмотрена увязка кода вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации расходы по договору гражданско-правового характера, заключенного с физическим лицом, на выполнение дератизационных, дезинсекционных работ могут быть осуществлены по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражены в учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обратите внимание, что расходы по уплате взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы по соответствующим договорам (смотрите положения Указаний № 65н в части подстатьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ).

К сведению: Санкционирование расходов в 2016 году осуществляется без применения КОСГУ. При этом целевой характер расходов будет определяться в том числе по коду вида расходов. Отметим, что для бюджетных учреждений санкционирование по виду расходов

будет осуществляться для расходов бюджетных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений.

Согласно положениям бюджетного

законодательства применение бюджетной классификации РФ (включая КОСГУ) является обязательным для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов (смотрите, в частности, п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности КОСГУ по-прежнему используется.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга

ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В связи с принятием новой редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ федеральному бюджетному учреждению здравоохранения зарезервирован счет в Сбербанке для оказания услуг ОАО. Между учреждением (исполнителем) и ОАО (заказчиком) заключен контракт в рамках государственного оборонного заказа

Министерства обороны РФ. В реквизитах учреждения указан зарезервированный счет в Сбербанке.

Как следует отразить в учете и отчетности бюджетного учреждения наличие денежных средств на расчетном счете, если применение указанного счета правомерно?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Открытие отдельного счета в кредитной организации (уполномоченном банке)

федеральным бюджетным учреждением в 2016 году возможно только для расчетов по государственному контракту, заключенному в

рамках государственного оборонного заказа, заказчиком работ по которому является Министерство обороны Российской Федерации, независимо от уровня кооперации.

Для отражения в учете бюджетного учреждения данных о движении денежных средств по данному счету возможно применение счета 201 26 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации». Дополнительных требований о раскрытии информации в части ограничений использования средств по данному счету в отчетности бюджетного учреждения законодательством не предусмотрено.

Обоснование. Бюджетные учреждения, в силу положений п. 8, 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях. Вместе с тем действующим законодательством могут быть предусмотрены исключения из данного правила. Так, согласно новой редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» бюджетные учреждения, являющиеся головными исполнителями (исполнителями) в рамках контрактов по гособоронзаказу, могут осуществлять расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых им в уполномоченных банках (см. также вопрос № 32 Информации в отношении применения положений Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ) (утверждена Министром обороны РФ 1 сентября 2015 г.), а также письма Минфина России от 02.12.2015

№ 02-03-11/70083, от 27.10.2015 № 02-02-04/61547).

При этом следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» применяются:

— с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым

будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года;

— с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных

государственных заказчиков государственного оборонного заказа, включая государственные контракты, которые заключены до 1 января 2017 года и расчеты по которым будут осуществляться такими государственными заказчиками после 1 января 2017 года.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации открытие отдельного счета в кредитной организации (уполномоченном банке)

федеральным бюджетным учреждением в 2016 году возможно только для расчетов по государственному контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, заказчиком работ по которому является Министерство обороны Российской Федерации, независимо от уровня кооперации.

Обратите внимание: законодательство в настоящее время не содержит требований, в соответствии с которыми федеральное бюджетное учреждение для расчетов по государственному контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, обязано открыть отдельный лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства.

При этом лицевые счета, открываемые федеральным бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом

Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н, также не содержит требований о необходимости открытия федеральным бюджетным учреждением отдельных лицевых счетов для учета подобных операций.

В целях реализации положений бюджетного законодательства Российской Федерации в части исполнения государственного оборонного заказа Минфин России и Федеральное казначейство рекомендовали получателям средств федерального бюджета руководствоваться положениями совместных писем Минфина России и

Федерального казначейства от 22.06.2015 № 02-01-09/35943, 07-04-05/03-411, от 31.07.2015 № 02-01-09/44316, 07-04-05/03-505. Указанные письма регламентируют порядок авансирования контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа,

получателями средств федерального бюджета. Но они не определяют порядок осуществления расходов по указанным контрактам, в том числе в части определения счета федерального бюджетного учреждения - исполнителя.

Поэтому в рассматриваемой ситуации до выхода дополнительных рекомендаций уполномоченных органов (Федерального казначейства, Минфина России, министерств, которые могут являться государственными заказчиками в рамках государственного оборонного заказа, в том числе Министерства здравоохранения РФ) мы рекомендуем обратиться в орган Федерального казначейства с письменным запросом о возможности осуществления расчетов по контракту, указанному в вопросе, на основном лицевом счете федерального бюджетного учреждения.

В случае, если в рамках заключенного контракта применение отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, будет правомерно, данные о движении средств на таком счете должны быть отражены в учете и отчетности бюджетного учреждения.

Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (далее - Приказ № 124н) в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), были внесены изменения, согласно которым наименование счета 201 26 было изменено на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации», а также была расширена область применения данного счета. Согласно п. 173 Инструкции № 157н счет 201 26 предназначен для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для отражения в учете бюджетного учреждения данных о движении денежных средств по счету, открытому в Сбербанке для расчетов по контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, возможно применение счета 201 26 «Денежные средства

учреждения на специальных счетах в кредитной организации».

В отчетности бюджетного учреждения средства на счете 201 26 указываются в обычном порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н). При этом никаких дополнительных требований о раскрытии информации в части ограничений использования средств по данному счету в отчетности ни в Инструкции № 33н, ни в иных разъяснениях Минфина России не содержится.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. По какому КОСГУ бюджетное образовательное учреждение должно оплачивать договор гражданско-правового характера на заточку медицинских режущих инструментов (ножницы, скальпели)?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Выплаты по договору гражданско-правового характера на заточку медицинских режущих инструментов (ножниц, скальпелей) могут быть осуществлены за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Обоснование. Применяемый перечень кодов КОСГУ приведен в Приложении № 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Расходы на оплату договора гражданско-правового характера должны производиться в зависимости от экономического смысла произведенного расхода и относиться на соответствующую подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

Согласно Указаниям № 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с

содержанием (работы, услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом

нефинансовых активов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом обратите внимание, что расходы по уплате взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату соответствующих договоров (см. положения Указаний № 65н в части подстатьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ).

С учетом изложенного мы полагаем, что выплаты по договору гражданско-правового характера на заточку медицинских режущих инструментов (ножниц, скальпелей) могут быть осуществлены за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Ответ прошел контроль качества

Вопрос. Казенное учреждение в 2015 году получило от бюджетного учреждения на основании акта ОС-1 и извещения по форме 0504805 «Блок-модуль «пост охраны» (металлический вагончик). При принятии вагончика к бюджетному учету профильной комиссией казенного учреждения было принято решение об учете по коду ОКОФ110001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки».

На какой счет учреждение должно оприходовать данное основное средство? Какой код ОКОФ присвоить «Блок-модулю «пост охраны» (металлический вагончик) и к какой амортизационной группе он относится?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Если «Блок-модуль «пост охраны» (металлический вагончик) может быть отнесен к передвижным объектам непроизводственного назначения, полагаем, что ему может быть присвоен код ОКОФ 11 0001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки». Данный объект основных средств при этом может быть отражен на счете 1 101 32 000 «Нежилые помещения - иное движимое имущество учреждения».

Исходя из своих характеристик «Блок-модуль «пост охраны» может быть отнесен к четвертой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Обоснование. При решении вопроса об учете того или иного объекта основных средств на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться п. 53 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), в соответствии с которым группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции № 157н. Кроме того, в соответствии с п. 45 Инструкции № 157н группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359 (далее - ОКОФ).

В то же время подробный алгоритм отнесения основных средств к кодам ОКОФ действующими нормативными правовыми актами не определен. А существующие разъяснения уполномоченных органов, по сути, допускают достаточно произвольные трактовки положений ОКОФ (см., например, письмо Минэкономразвития России от 15.08.2006 № Д19-73).

В ситуации, когда определенный вид нефинансовых активов прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с условиями отнесения нефинансовых активов к основным средствам он обоснованно может быть отнесен именно к основным средствам, должностные лица учреждения могут принимать решение об учете актива на том или ином аналитическом счете балансового счета 101 00 «Основные средства». При этом должны учитываться конкретные характеристики объекта основных средств и перечень активов, учитываемых на конкретном

аналитическом счете (относящихся к определенному коду ОКОФ).

Решение уполномоченных должностных лиц об отнесении актива к тому или иному коду ОКОФ основывается на их профессиональном суждении.

В разделе «Введение» ОКОФ указано, что передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.) относятся к зданиям.

При этом автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные

специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны - лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны - дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считают передвижными предприятиями

соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитывают как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.

Перечень подраздела 11 0000000 «Здания (кроме жилых)» не содержит наименования «Блок-модуль «пост охраны» или каких-либо аналогичных наименований объектов.

По нашему мнению, если «Блок-модуль «пост охраны» (металлический вагончик) может быть о тне с е н к п е р е д в ижны м о бъ е к там непроизводственного назначения, профильной комиссией казенного учреждения может быть принято решение об его отнесении к коду ОКОФ 11 0001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки».

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, объекты подраздела 11 0000000, здания (кроме жилых), являющиеся передвижными цельнометаллическими, передвижными деревометаллическими, относятся к четвертой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимым имуществом (недвижимостью) являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы.

Перечень объектов недвижимого имущества является открытым, в законе названы лишь некоторые из них. При этом основным критерием отнесения того или иного объекта к недвижимости является наличие прочной связи объекта с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно (постановления ФАС Московского округа от 02.08.2010 № КГ-А40/7823-10, ФАС Центрального округа от 07.07.2010 № А62-3325/2009). Также объект может быть отнесен к недвижимому имуществу в силу прямого указания закона (например здания).

В отношении постов охраны в законодательстве соответствующего указания не содержится, поэтому необходимо установить, имеется ли прочная связь с землей, при которой перемещение указанных объектов без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Если их перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению возможно, к недвижимому имуществу они не относятся.

Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

То есть для отражения на балансовом учете (с применением соответствующего кода группы синтетического счета) объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Таким образом, если, исходя из технических характеристик, «Блок-модуль «пост охраны» (металлический вагончик) может быть отнесен к передвижным объектам непроизводственного назначения, полагаем, что данный объект подлежит отражению в учете на счете по учету

основных средств, содержащем аналитический код группы синтетического счета - 30 «Иное движимое имущество учреждения» согласно п. 37 Инструкции № 157н и аналитический код вида синтетического счета объекта учета 2 «Нежилые помещения», то есть на счете 1 101 32 000.

К сведению: объекты основных средств, которые невозможно отнести к какой-либо группе (в том числе детское игровое уличное оборудование), могут учитываться как прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках, по коду ОКОФ 19 0009000. Поскольку код ОКОФ 19 0009000 не предусмотрен Классификацией, срок полезного использования активов в этом случае определяется учреждением самостоятельно с учетом положений абзацев 4-9 п. 44 Инструкции № 157н на основании документов производителя и (или) на основании решения профильной комиссии.

Кроме того, мы рекомендуем утвердить в учетной политике учреждения порядок принятия к учету нефинансовых активов, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному коду ОКОФ (п. 6 Инструкции № 157н), и придерживаться единообразия в учете однотипных материальных активов.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.