Консультативная психология как часть психологии труда и ее устремление стать научной специальностью
Кузовкин Виктор Владимирович, Поваляева Анна Владимировна (Москва) Московский государственный областной университет [email protected], [email protected]
Аннотация. В сообщении консультативная психология рассматривается как часть психологии труда, изучающая профессионализм психолога-консультанта как субъекта труда, определяется значимость обращения к уровням методологического знания для определения ее как отрасли психологического знания и научной специальности.
Ключевые слова: консультативная психология, психология труда, психолог-консультант как субъекта труда, отрасль психологического знания, научная специальность, уровни методологического знания.
Counseling psychology as part of labor psychology and its commitment to become
a scientific specialty
Viktor V. Kuzovkin, Anna V. Povalayeva (Moscow) Moscow Region State University
Abstract. This article considers counseling psychology as a part of labor psychology, which studies the professionalism of a psychologist-consultant as a subject of labor. It also determines the importance of referring to the levels of methodological knowledge to define it as a branch of psychological knowledge and a scientific specialty.
Keyword: counseling psychology, labor psychology, psychologist-consultant as a subject of labor, branch of psychological knowledge, scientific specialty, levels of methodological knowledge.
Сообщение разработано в соответствии с научным направлением кафедры психологического консультирования МГОУ «Исследование актуальных проблем теория и практика консультативной психологии» (№ государственной регистрации АААА-А17-117121950077-9). При этом консультативная психология рассматривается не только как практическая психология личности [10], но и часть психологии труда, изучающая профессионализм психолога-консультанта как субъекта труда, а также как область знания, устремленная к получению статуса научной специальности.
Более детально обозначенную направленность сообщения можно представить исходя из следующих позиций, которые заключаются в ряде аспектов. Рассмотрим их.
Во-первых, в необходимости обоснования консультативной психологии как междисциплинарной отрасли знания: она стоит на стыке с психологией личности и психологией труда. При этом отношение ее к психологии личности, вернее, к практической психологии личности, не вызывает сомнения в психологическом сообществе, а вот отношение к психологии труда просто не рассматривалось. Востребованность последнего возникла в результате необходимости обоснования получения ученого звания доцента или профессора профессорско-преподавательским составом по кафедре психологического консультирования или консультативной психологии. Как показал опыт кафедры психологического консультирования МГОУ, для ВАК является основанием присуждения таковых ученых званий ввиду принадлежности кафедры психологического консультирования к научной специальности «Психология труда, инженерная психология, эргономика».
Во-вторых, консультативная психология не всегда в сообществе психологов рассматривается как научная область знания, а в большей степени как практическая. Однако, по мнению ряда авторов, она рассматривается как научно-практическая отрасль психологического знания и должна встать вровень с другими отраслями психологии как научная специальность [1; 2; 4; 7; 8; 11; 12]. Немало в этом направлении сделал Ф.Е. Василюк.
Соответственно, обоснование научности консультативной психологии с точки зрения уровней методологического знания, по нашему мнению, - это тот путь, который может
приблизить консультативную психологию к тому, что она займет достойное место среди научных специальностей, по которым возможно защищать диссертации по психологии [7; 8].
И в этом направлении нами сделано уже немало. Главным достижением здесь является теоретический анализ того, как соединяются два подхода к уровням методологического знания: классический [5], который используется при анализе научности психологии вообще, так и каждой ее отрасли, и тот, что был разработан Ф.Е. Василюком [3] и примененным им к такой его психотехнической системе, как понимающая психотерапия. В результате такого соединения у нас получилась следующая конструкция из уровней и планов методологического знания для анализа консультативной психологии как научно-практической отрасли [8]:
• уровень философской методологии;
• уровень общенаучной методологии;
• уровень конкретно-научной методологии, включающий два плана: общепсихологический и план теории психотерапии и консультативной психологии;
• уровень процедуры и техники исследования, а также консультативной и психотерапевтической техники;
• уровень психотерапевтической и консультативной дидактики.
В-третьих, с нашей точки зрения, очень важным методологическим вопросом в исследовании проблем консультативной психологии является изучение психолога-консультанта как субъекта труда, а для этого необходимо разрабатывать новые или применять имеющиеся исследовательские инструменты.
У каждой науки существуют свои особенные методы познания объективной реальности, которой она занимается. Психология занимается исследованием психической реальности, а в рамках ее отраслей исследуются различные аспекты этой реальности. Так, психология труда исследует психическую реальность человека как субъекта труда, а консультативная психология - психическую реальность психолога-консультанта, как субъекта его трудовой деятельности, психологического консультирования. Соответственно, изучение одного из возможных подходов к изучению деятельности психолога-консультанта, системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД) [6], становится актуальной задачей. Особенно тогда, когда к подготовке такого специалиста, как психолог-консультант, повышаются требования ввиду конституализации данной профессии.
Системно-ситуативный анализ представляет собой научно-практический подход к исследованию и накоплению большого количества ситуаций профессиональной деятельности по определенному алгоритму факторов риска (ошибки, срывы, затруднения) [13;14].
По нашему мнению, данный анализ является перспективным методом, который будет способствовать своевременному выявлению признаков и тенденций факторов рисков деятельности и обуславливающих их причин. Подход реализуется методикой последовательной динамической оценки ситуаций (МПДО) с последующей обработкой и интерпретацией данных [6].
Отметим, что сам по себе ССАД ничего, кроме информации, хотя полной и очень достоверной, не дает. Вся ценность ССАД, с точки зрения обеспечения эффективности деятельности психологов-консультантов, заключается в оперативной возможности непрерывно использовать полученную информацию в решении задач совершенствования системы профессионально-психологического отбора и в создании гибкой модели профессиональной доподготовки, учитывающей самые актуальные потребности деятельности, т. е. системно-ситуативного подхода в профессиональной подготовке (ССПП).
В-четвертых, мы считаем [9], что, с точки зрения достижения перспективных целей в обосновании отношения консультативной психологии к психологии труда, разговор должен вестись о профессиональной эффективности психологов-консультантов. При этом мы считаем, что ключевыми являются разработка и внедрение в повседневную практику циклической модели обеспечения профессиональной эффективности психолога-консультанта.
Необходимыми элементами этого непрерывного цикла являются [9]:
• реализация задач профессиональной деятельности психолога-консультанта и учет всей совокупности как успешных ситуаций, так и срывов, ошибок и затруднений;
• ССАД психолога-консультанта, которому подвергаются, прежде всего, ситуации, связанные со срывами, ошибками и затруднениями. Основная задача - выявить систему их психологических детерминант и дифференцировать от других факторов непсихологического характера;
• реализация ССПП психологов-консультантов, основная цель которого состоит в том, чтобы развить именно те психологические компоненты их личности, которые явились психологическими детерминантами (качествами-детерминантами) срывов, ошибок и затруднений в уже совершившейся профессиональной деятельности, с тем чтобы исключить их в дальнейшем.
Основными психологическими технологиями, реализующими задачи психологического обеспечения цикла непрерывной оценки и коррекции профессиональной деятельности психолога-консультанта, являются ССАД и ССПП [9].
Цикличная модель обеспечения профессиональной эффективности психологов-консультантов требует более серьезных объяснений. Такая работа начата на кафедре психологического консультирования МГОУ и сделан уже ряд наработок, ждущих своего представления в печатных изданиях. Однако уже можно обратиться к статье В.В. Кузовкина «Кейс-метод в сфере вузовского обучения психологов-консультантов» [6], где довольно-таки детально представлена технология ССАД, применимо к подготовке психологов-консультантов. Требуется обоснование технологии ССПП психологов-консультантов.
Выводы
1. Консультативная психология, в рамках которой осуществляется наше исследование, как междисциплинарная отрасль знания стоит на стыке с психологией личности и психологией труда. Анализ принадлежности консультативной психологии к сфере психологии труда не вызывает сомнения, так как сосредоточена она в том числе на изучении психолога-консультанта как субъекта профессиональной деятельности.
2. Как и у каждой науки, у консультативной психологии существуют свои особенные методы познания объективной реальности, которой она занимается. И если психология труда исследует психическую реальность человека как субъекта труда, то консультативная психология - психическую реальность психолога-консультанта, как субъекта его трудовой деятельности, психологического консультирования. Соответственно, изучение одного из возможных подходов к изучению деятельности психолога-консультанта, ССАД, становится актуальной задачей. Особенно тогда, когда к подготовке такого специалиста, как психолог-консультант, повышаются требования ввиду конституализации данной профессии.
3. Консультативная психология рассматривается нами как научно-практическая отрасль психологического знания и должна встать вровень с другими отраслями психологии как научная специальность. Обоснование ее научности, с точки зрения уровней методологического знания, - это тот путь, который может приблизить консультативную психологию к тому, что она займет достойное место среди научных специальностей, по которым возможно защищать диссертации по психологии.
4. Убежденность исследователя в значимости изучения консультативной психологии и знание методологических аспектов такого изучения должно способствовать научному обоснованию данной отрасли психологического знания.
Литература
1. Архангельская В.В. Консультативная психология на пути к научной специальности // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 158-178.
2. Василюк Ф.Е. Консультативная психология как научная специальность / 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 3 / Отв. ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. - М.: МАКС Пресс, 2011 - С. 159-161.
3. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: Автореф. д-ра психол. наук. - М.: МГППУ, 2007.
4. Василюк Ф.Е., Коренева Е.Н. Новое имя. Новый статус. Новые задачи. // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 5-10.
5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: учебник. - М.: Издательства Юрайт, 2011. - 483 с.
6. Кузовкин В.В. Кейс-метод в сфере вузовского обучения психологов-консультантов // Журнал практического психолога. - 2014. - № 2. - С. 164-182.
7. Кузовкин В.В. Консультативная психология как научно-практическая отрасль психологического знания // Психотерапия. - 2014. - № 10(142). - С. 24-32.
8. Кузовкин В.В. Консультативная психология это научная отрасль знания? Если да, то в чем ее научность? // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 апреля 2918 г. - М.: Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК_институт), 2018. - С. 27-44
9. Кузовкин В.В., Поваляева А.В. Концептуальная модель профессионально-личностного проблемно-деятельностного обучения психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов // Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - М.: ИД «Городец», 2018. - С. 72-75
10. Петровский В.А. Предмет консультативной психологии: пред-«меты» // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 2. - С. 8-24
11. По итогам съезда Российского психологического общества // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. - № 1. - С. 205 - 207.
12. Поваляева А.В. История консультативной психологии в России: возможности ее научного исследования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 апреля 2918 г. - М.: Институт консультатвной психологии и консалтинга (ФПК_институт), 2018. - С. 45-58
13. Федотов А.Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1(60). -С. 3-7.
14. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками. - М.: ВПА, 1989.