- речевое развитие - увеличение активного словаря;
- снижение чувствительности к окружающему миру (звукам, шуму, предметам и т.д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия в группе кратковременного пребывания являются основой для успешного включения ребёнка с РАС в образовательную среду. Развитие детей происходит маленькими шагами и под присмотром и заботой взрослых. На сегодняшний момент дети посещают группу 2 год, по всем поставленным задачам наблюдаются положительные изменения, работу необходимо продолжать, так знания, умения и навыки формируются долговременно.
Необходимо понимать, что кроме занятий в группе, дома, родителям важно создавать особый режим, придерживаться основных рекомендаций специалистов, так как основное время ребёнок находится в семье, и именно семья в данном случае является основой обучения и развития ребёнка.
Список литературы:
1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М.: Полиграф сервис, 2001.
2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://ise.iip.net/al-manah/8/st04.htm.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 1989.
4. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - ТЕРЕВИНФ, 2009. - 288 с.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВЕДЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, страдающим депрессией
© Зубцов Д.Э.*
Донбасский государственный педагогический университет, Украина, г. Славянск
В статье рассматриваются вопросы негативного влияния развода воспитателя дошкольных образовательных учреждений на его эмоциональное состояние, некоторые методы консультативной работы психо-
* Доцент кафедры Практической психологии, кандидат психологических наук.
лога по оказанию психологической помощи разведенным женщинам-воспитателям при наличии у них депрессивных состояний.
Ключевые слова: психологическая помощь, консультативная работа, воспитатель ДОУ, депрессия, депрессивное состояние, эмоции, развод.
Психологическое консультирование предназначено для того, чтобы помочь человеку самому решить возникшую у него проблему, используя основное средство воздействия - определенным образом организованную беседу (Е.Ю. Алешина). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными специальными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении собственных психологических проблем. В качестве основного метода консультирования Г. С. Абрамова называет интервью [1].
Содержательный и методический аспекты консультативной работы описаны во многих публикациях психологов (Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, М. Вайтхед, В.Ю. Меновщиков, Р. Мей, Ю.Л. Нуллер, Р.С. Немов, В.В. Сто-лин, В.Н. Федорчук и др.).
В психологии разработаны различные теории и подходы, на которые психолог может опираться при проведении психологического консультирования. Наиболее популярными в практике психологического консультирования являются гештальттерапия (Ф. Перлз), психодрама (Дж. Морено), групповая терапия (К. Роджерс), бихевиоризм - социальное научение, тренинг социальной компетентности, самообучение, когнитивная терапия (А. Бандура), глубинная психология - психоанализ (З. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), транзактный анализ (Э. Берн), рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис), гуманистическое направление - логотерапия (В. Франкл).
Нынешний XXI век футурологи уже называют «веком депрессии», а психиатры предупреждают: «депрессия - рак XXI века» и требуют выделения новых ассигнований на исследование депрессии. Результаты широкомасштабных социальных и медико-психологических исследований свидетельствуют о том, что каждый пятый человек страдает депрессией даже в высокоразвитых странах Запада. О распространении депрессии свидетельствует и тот факт, что более половины новых изобретенных в мире фармакологических препаратов - антидепрессанты (А.В. Курпатов).
Проблема эмоциональных расстройств и депрессивных состояний нашла свое отражение в работах многих известных отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (В.А. Абабков, А.В. Курпатов, Р. Меркле, Ю.Л. Нуллер, В.Я. Пишель, М.Л. Покрасс, М.Ю. Полывяна, В.А. Семичен-ко, В.Н. Синицкий, Т. Талиев, Е.Б. Юрьев, А. Бек, Э. Блейлер, И. Лехман, Дж. Мак-Каллоу, А. Раш, Д. Холл, М. Япко и др.).
Наиболее распространенными симптомами депрессии В.Я. Пишель, М.Ю. Полывяна и др. считают печаль и ощущение безнадежности; расстройства сна и аппетита; вялое мышление или сниженную концентрацию внимания; потерю интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие; мысли о самоубийстве и смерти; беспокойство и раздраженность; низкую самооценку или чувство вины; утомляемость, слабость; хронические боли, которые не поддаются традиционному лечению. Шнейдер Л.Б. среди признаков депрессии еще называет чувство неполноценности, бесполезности, потерю самоуважения; неспособность к адекватной реакции на похвалу; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; вялость, хроническую усталость, замедленные движения и речь; снижение эффективности или продуктивности в работе и быту.
Большинство авторов считают депрессию серьезным заболеванием, снижающим работоспособность и приносящим страдание самому человеку и его близким, а отдельные авторы не видят в депрессии особой проблемы. В частности, Н.В. Самоукина отмечает, что время от времени депрессию переживают практически все люди, и если нет сопутствующего физического или психического заболевания, то со временем депрессия проходит сама, без специального лечения [6].
Исследования показали, что пик развития депрессии и пик распадов семьи довольно часто совпадают и приходятся на возраст от 20 до 40 лет (Дж. Мак-Каллоу, Р. Маркле, М.Л. Покрасс, В.Н. Синицкий, Е.Б. Юрьев).
Проблема развода и связанных с ним горя и переживаний, рассматривалась в публикациях многих исследователей (М. Мольц, Э. Кюблер-Росс, Э. Паркес, Э. Хитерингтон, Д. Броуди, А. Моховников, С.В. Ковалев, Н.В. Ма-лярова, Е.А. Мухортова, С.К. Нардова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н. Теса-кова, В. Тесаков, В. Шевчук и др.).
Развод является долговременной болезненной процедурой, это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Подавляющее большинство женщин после распада семьи находятся в состоянии тревоги, подавленности, апатии, стресса, со временем переходящих в депрессивное состояние, которое, в свою очередь, находит отображение в быстром появлении «синдрома эмоционального выгорания» [4].
Учитывая специфику работы воспитателя с детьми дошкольного возраста и особенную чувствительность детей к эмоциональному состоянию взрослых, можно предположить, что любые эмоциональные неурядицы воспитателя будут неминуемо отражаться на его трудовой деятельности, негативно влияя как на педагогический процесс в целом, так и на самих детей в частности. За ранее полученными нами данными наличие депрессивного состояния даже в легкой форме негативно влияет на процесс и результативность педагогического общения и настроение тех, с кем приходится общаться: воспитанников, коллег, близких и друзей.
Украинские женщины с проявлением депрессивных состояний редко обращаются к специалисту-медику, а тем более к психологу. Для самостоятельного преодоления женщиной тех психологических проблем, которые связаны с процедурой развода, необходимо длительное время. Сам же процесс адаптации и привыкания к новому образу и стилю жизни достаточно болезненный, и не каждая женщина может самостоятельно справиться с ним. Следовательно, разведенные воспитатели, страдающие депрессивными состояниями, нуждаются в психологической помощи.
Целью нашей работы является изучение методических аспектов психологического консультирования воспитателей ДОУ направленного на преодоление депрессивного состояния как следствия распада семьи.
Начальный этап работы психолога предполагает своевременное комплексное диагностическое тестирование, позволяющее получить качественную и количественную информацию, как о наличии эмоциональных расстройств, так и их видах, уровнях и тяжести проявлений у консультируемого. Используемая нами комплексная психодиагностическая процедура предполагала последовательное использование:
- методов опроса и беседы;
- методики диагностики уровня личностной невротизации (В. Бойко);
- методики диагностики комплекса неполноценности (В. Бойко);
- опросника клиента, предложенного В. Красновым для выявления относительно широкого круга расстройств аффективного спектра;
- методики диагностики депрессии в соответствии с критериями МКБ-10;
- теста «Шкала депрессии», адаптированного Т. Балашовой.
Результаты диагностического оценивания, опубликованные ранее, показали, что большинству обследованных воспитателей ДОУ характерно умеренное и легкое депрессивное состояние. 13 % находятся в тяжелой депрессии, у 85 % обнаружены признаки нейротизма, а 80 % имеют признаки закомплексованности. Почти 90 % женщин не имеют представления о способах преодоления депрессивного состояния. Общеизвестные для специалистов и широко описанные в специальной литературе приемы и методы психотерапевтического влияния абсолютно не известны большинству участниц эксперимента. Более того, как правило, женщин никто никогда не учит разумно, с пользой для себя отдыхать, и они не умеют этого делать [3].
Второй этап психологической помощи - комплексная коррекционно-реабилитационная работа, направленная на всестороннюю помощь воспитателям с эмоциональными расстройствами, которые возникли в результате распада семьи. Она включала психологическое консультирование, которое дополнялось другими формами работы (специальные встречи с клиентами по их желанию и запросам; специальные занятия, упражнения-тренинги и игры-формулы, «телефон доверия» - беседы и консультации; психотерапев-
тические беседы с элементами аутотренинга, аромотерапию, физические упражнения и специальную диету).
Поддерживая мнение В.Ю. Меновщикова [5], особое значение в консультировании мы отводили технике нерефлексивного (умение молчать) и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.
В процессе проведения психологического консультирования осуществлялась:
- активная эмоциональная поддержка воспитателя, находящегося в состоянии депрессии;
- поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
- обучение социальным навыкам и умениям преодоления депрессивного состояния.
Технология проведения консультативной беседы предполагала:
- начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства»;
- второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности;
- третий - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации;
- завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка собеседника.
В процессе психологического консультирования применялись методы динамического наблюдения, психологического информирования, эмоционального заражения, внушения, убеждения, художественных аналогий.
Третий этап психологической помощи включает две составляющие.
Первая связана с целевой установкой самого психолога (обратная связь): получение информации об эффективности второго этапа работы с клиентами. Для этого было проведено контрольное обследование с использованием лишь основных методик: диагностика комплекса неполноценности (В. Бойко), диагностика депрессии (МКБ-10), тест «Шкала депрессии» Т. Балашовой. Его результаты показали, что количество женщин с тяжелой депрессией уменьшилось в 2 раза и в среднем на 20 % увеличилось количество тех, у кого отсутствовали признаки явной депрессии.
Вторая составляющая (самооценка своего состояния самим клиентом): наличие желания закрепить и «присвоить» формируемое психологом позитивное эмоциональное состояние, стабилизация эмоционального равновесия, преодоление расстройств и нарушений эмоционального состояния.
Итак, у разведенных воспитателей ДОУ в возрасте 20-35 лет существует довольно большая вероятность возникновения и развития депрессивного состояния, что негативно отражается на них самих и на тех, с кем им приходится общаться.
Психотерапевтическая и консультативная беседа психолога с использованием приемов эмпатического слушания в совокупности с другими методами психологической помощи оказались достаточно эффективными в роботе психолога с разведенными женщинами.
Комплексную психологическую помощь необходимо начинать на начальных стадиях возникновения и развития депрессии, так как это дает возможность избежать осложнений и достичь эмоционального благополучия женщины без медикаментозного лечения.
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 128 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с.
3. Зубцов Д.Е. Психодiагностична процедура виявлення емоцшних розлащв у розлучених жшок-виховател1в / За ред. 1.В. Данилюка, 1.В. Ва-щенко // Проблеми емтричних досл1джень в психологи: Матерiали VI м1жнародно! науково-практично! конференций - К.: ОВС, 2012. - С. 66-71.
4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М., Смысл, 2002.
6. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. - 288 с.
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Каменских Д.В.*
Восточносибирская государственная академия образования, г. Ангарск
В статье рассматриваются особенности концентрированного обучения. Его влияния на результативность учебной деятельности; психологические аспекты комфортности обучения в условиях концентрированного обучения.
Ключевые слова: концентрированное обучение, результативность учебной деятельности, обученность, успеваемость, качество знаний, познавательная активность, тревожность.
* Аспирант кафедры Психодиагностики и дисциплин специализации.