Научная статья на тему 'Особенности эмоциональных состояний семьи ребенка с психофизическими нарушениями'

Особенности эмоциональных состояний семьи ребенка с психофизическими нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1758
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / РОДИТЕЛИ РЕБЕНКА С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ / EMOTIONAL CONDITIONS / PARENTS OF THE CHILD WITH PSYCHOPHYSICAL DEVIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Душка А. Л.

В статье рассматриваются эмоциональные состояния родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии, отмечается недостаточная разработанность концепции организации и научного обоснования алгоритма коррекции эмоциональных состояний родителей. Подчеркивается, что по коррекции эмоциональных состояний родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии практически нет рекомендаций, что затрудняет создание коррекционной программы, направленной на гармонизацию взаимоотношений ребенка с родителями, от которых зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional conditions of a family of the child with psychophysical infringements

In article emotional conditions of parents of children with psychophysical deviations in development are considered, the insufficient readiness of the concept of the organisation and a scientific substantiation of algorithm of correction of emotional conditions of parents is marked. It is underlined, that on correction of emotional conditions of parents of children with psychophysical deviations in development practically there are no recommendations that complicates creation of the correctional program directed on harmonisation of mutual relations of the child with parents on which depends, its relations with the social environment will be how much adequate.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональных состояний семьи ребенка с психофизическими нарушениями»

Психологические науки Экспериментальные и теоретические исследования

УДК: 159.9:61 + 316.6

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

А.Л. Душка. Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова (Одесса, Украина), e-mail: alla_psy@rambler.ru

Резюме: В статье рассматриваются эмоциональные состояния родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии, отмечается недостаточная разработанность концепции организации и научного обоснования алгоритма коррекции эмоциональных состояний родителей. Подчеркивается, что по коррекции эмоциональных состояний родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии практически нет рекомендаций, что затрудняет создание коррекционной программы, направленной на гармонизацию взаимоотношений ребенка с родителями, от которых зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, родители ребенка с психофизическими отклонениями,

Понятие эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным проблемам. Научная проблема заключается в недостаточной разработанности концепции организации и научного обоснования алгоритма коррекции эмоциональных состояний родителей детей с психофизическими отклонениями, отсутствии концептуально обоснованных программ формирования регуляции эмоциональных состояний; не учитывается многообразие содержания, форм, а также генезис эмоциональных состояний.

В структуре родительских отношений ряд ученых выделяет три составляющих (Т.В. Архиереева [1], А.Я. Варга [9], Н.В. Гавриш [17], Н.М. Зырянова [25] и др.): эмоциональную; когнитивную; поведенческую (трехчленная модель родительского отношения). Эмоциональный

компонент занимает ведущее положение в структуре родительских отношений, в основном, обуславливая особенности их проявления, и определяется как совокупность переживаний, связанных с ребенком, интегральное принятие или отвержение его.

Ряд ученых полагает, что члены семьи ребенка с психофизическими нарушениями имеют личностные нарушения, выражающиеся в эмоциональной лабильности, тревожности, агрессивности (И.В. Рыженко [51], В.В. Ткачева [57]).

И.В. Рыженко [51] проведено исследование, в результате которого выявлены психотипы родителей детей с психофизическими отклонениями:

- циклоидный тип с общей семейной тревожностью. Деструктивные взаимоотношения в семьях данной категории могут проявляться в отрицании правомерности и необходимости вмешательства в процесс лечения и реабилитации ребенка специалистами.

- с истероидной структурой психотипа, которая проявляет себя в экстрапунитивной направленности реагирования с неадекватными личностными и поведенческими реакциями (крики, брань, угрозы), что отражается в большей эмоциональной лабильности с тенденцией к субдепрессивным невротическим переживаниям.

С.А. Векилова [10], Е.С. Кузьмин [31] указывают на то, что поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения ребенка с психофизическими нарушениями. Под влиянием сложной жизненной ситуации, в условиях хронического стресса, которым является рождение ребенка с психофизическими отклонениями, повышается доля неблагоприятных и неустойчивых, неравновесных состояний у родителей таких детей (А.О. Прохоров [46]). Под влиянием этих факторов личность человека изменяется настолько, что у человека появляются новые системные качества, «личностные новообразования субъекта» (Л.Г. Дикая [22]). Эти качества сами начинают выступать в роли регулятора поведения человека, что позволило рассмотреть взаимовлияние качеств личности и неравновесных состояний в представлениях парадигмы «черта личности -состояние».

М.В. Маркова, Т.Г. Ветрила [37] отмечают, что на сегодняшний день установлено, что рождение и воспитание ребенка с психофизическими отклонениями вызывает у родителей комплекс негативных реакций и

переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс». Исследователями описаны психологические особенности переживаний родителей, как следствие рождения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии, среди которых выделены этапы адаптации родителей к стрессу, типологические особенности родителей как варианты акцентуаций, возникающих в результате длительной психотравмирующей ситуации, и прочие характеристики, определяющие особенности эмоционального состояния родителей данной категории детей. Кроме того, выделены основные периоды жизненного цикла семьи, являющиеся травматичными для родителей и другие факторы, влияющие на эмоциональное состояние членов семьи ребенка с психофизическими отклонениями в развитии (В.В. Ткачева [57]).

Л.А. Пастухова полагает, что «исходя из представления о том, что разными родителями неодинаково преодолеваются последствия «родительского стресса», как основного показателя эмоционального состояния, можно предположить, что данное обстоятельство различным образом будет отражаться на особенностях родительского отношения к ребенку с психофизическими отклонениями в развитии и, в конечном итоге, на особенностях семейного воспитания» [42, с.112]. М.П. Краузе [29] рассматривает типичные эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются родители, когда у их ребенка обнаруживается то, или иное нарушение развития. Обычные в этой ситуации реакции родителей - гнев, отрицание, горе, чувства вины и стыда, пишет автор.

Нами выделены следующие эмоциональные состояния, испытываемые родителями детей с психофизическими отклонениями:

- тревожность (личностная и ситуативная);

- аффективность;

- депрессивность;

- аутистичность;

- внутренний дискомфорт.

Учеными дается разное определение тревожности:

- Н.Д. Левитов [34], Г.Ш. Габдреева [16], А.И. Захаров [24], A.M. Прихожан [45], А.О. Прохоров [46] полагают, что частое и продолжительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство - тревожность;

- T. Larson [66], D. Roscher [67] рассматривают тревожность как фактор, препятствующий успешной адаптации;

- L. Berry [63] определяют тревожность как защитную функцию в процессе адаптации;

- С.В. Белов [4], B. Piers [68] уточняют, что тревожность выступает в качестве индикатора благополучия развития личности, повышаясь в случаях сбоев и нарушений;

- A. Bradley [64] тревожность анализирует как показатель сложности для личности самого процесса адаптации; как «цена», или «стоимость» адаптации к социальному окружению;

- К. Хорни [60], А.И. Захаров [24], А.С. Спиваковская [55], Б.Д.Карвасарский [27], А. Фрейд [58] считают, что тревожность является предвестником неврозов;

- Н.В. Имедадзе [26], Ч. Спилбергер [56], Л.Н. Собчик [54], Х. Хекхаузен [59], В.С. Ротенберг [50], И.А. Мусина [38] пишут, что тревожность способствует нарушениям поведения, дезорганизации интеллектуальной и продуктивной деятельности.

- Т.П. Висковатова [13, с.11] под «личностной тревожностью» понимает эмоциональное состояние, возникающее в определенных условиях, которое воспринимается личностью как угрожающее наработанным жизненным стереотипам и вызывающее необъяснимую тревогу, причем, не всегда отрицательного характера.

Мы полагаем, что тревожность при индивидуальном оптимальном уровне позволяет личности адаптироваться, однако, при высоком уровне тревожности адаптационный процесс зависит от способности личности к восполнению внутренних ресурсов.

В научной литературе мало внимания уделено понятию аффективность. Аффективностъ - понятие, введенное Э. Блейлером, который писал: «Мы пользуемся термином «аффективность», который должен служить для обозначения не только аффектов в собственном смысле, но и для обозначения легких чувств удовольствия и неудовольствия при всевозможных переживаниях» [6, с. 13].

К. Юнг утверждает, что аффективность обозначает и объединяет «не только аффекты в собственном смысле слова, но и легкие чувства, и оттенки чувств удовольствия и неудовольствия» [62, с.6]. А.А. Реан [47] определяет аффективность как бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональную импульсивность.

С.Ю. Головин дает следующее определение «аффективный -

относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями» [19, с.16]. Т. Ф. Ефремова [23] устанавливает аффективность как связанную с областью чувств, настроений, переживаний, повышенную эмоциональность.

Мы полагаем, что аффективность - это состояние, выражающееся в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении, которому свойственно нарастание интенсивности.

В изученной научной литературе понятия «депрессия» и «депрессивность» четко не разграничены. По мнению А.Н. Корнетова, В.П. Самохвалова, Н.А. Корнетова [28], Т.Ф. Скороходовой [53], В.И. Решетникова [49], депрессия является наиболее часто встречающейся формой психических нарушений. Под термином «депрессия» авторы понимают наличие статических однонаправленных клинических проявлений.

И.Я. Гурович [20], Л.Я. Гусева [21] указывают, что субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких.

Т.П. Висковатова отмечает, что «для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. Различаются функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов» [13, с.18].

Термин «депрессивность» происходит от понятия «депрессия». Депрессия в психологии (от лат. depressio - подавление) понимается как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с сознанием) представлений и общей пассивностью поведения (В.М. Блейхер, И.В. Крук [7]).

Под «депрессивностью» мы понимаем одну из форм эмоционального состояния, которое может возникнуть у здоровых людей в определенных личностно значимых ситуациях. Депрессивность имеет

признаки проявления, сходные с признаками депрессии, но отличающиеся меньшею силою их выраженности и волнообразностью протекания.

«Аутистичность» происходит от термина «аутизм». Аутизм -«отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими [19, с. 69].

Ученые В.П. Осипов [41], А.А. Перельман [43], О.Н. Кузнецов [30], В.И. Лебедев [33], Г.В. Логвинович [36], А.В. Семке [52] определяют аутизм как состояние, характеризующееся утратой социальных связей и стремлением к изоляции. Аутизм как проявление нетипичности характеризуют Е.Р. Баенская [2], Б. Беттельхейм [5], Е. Блейлер[6], К. Гилберт [18], L. Kanner [65], М.М. Либлинг [35], О.С. Никольская [40], Т. Питерс [44], Х. Ремшмидт [48], Л.М. Шипицына [61].

П.В. Волков дает следующее определение: «Аутистическим людям присуща самостоятельность мнений и решений, как и самодостаточная погруженность в мир своих мыслей и интересов» [15, с.5] . М.Е. Бурно отмечает, что аутистичность - «самособойность» мышления и чувствования, проникнутая особой аутистической гармонией-логикой (в силу особенной природы, генетики)» [8, с.43].

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша подчеркивают, что для «понимания аутистичности как черты личности, обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация - термины, обозначающие болезненное развитие, аутистичностъ же - свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной» [32, с.55].

Л.Л. Баз и О.В. Баженова полагают, что у аутистического типа «нет потребности в общении, не реагируют на обращение, вмешательство взрослого, только дезорганизует их деятельность» [3, с. 97]. С.К. Нартова-Бочавер [39] считает, что аутичность - впечатление внешней замкнутости, причиной которой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы.

В.Н. Куницына [32] рассматривает аутистичность, которая приводит к недостаточности социальных связей и мешает контактности;

неудовлетворенность общением выражается в чувстве одиночества и зависимости от других; сенситивность снижает легкость общения и влияние на людей. Адаптивность достигается благодаря достаточной эмоциональной устойчивости и сдержанности, осторожности в общении.

Т.П. Висковатова [14, с.28-30] находит, что аутистичность, в отличие от аутизма, представляет собой не клиническую форму аутизма, а обозначает индивидуальную особенность человека, заключающуюся в повышенной ориентации на внутренние переживания, а также в большей зависимости мыслительных процессов от аффективных тенденций в поведении при сохранности произвольных форм мышления. Следовательно, аутистичность представляет собой одну из форм эмоционального состояния, находящегося в границах нормы, пишет автор.

Мы полагаем, что аутистичность - это одна из форм эмоционального состояния, заключающаяся в фиксации на внутренних переживаниях, что сказывается на эмоциональных связях с окружающими.

Дискомфорт (анг. comfort - удобство) - совокупность неудобств, неблагоприятных для нормальной жизнедеятельности человека, нарушение или отсутствие комфорта. Дискомфорт порождает неприятное, преимущественно отрицательное эмоциональное состояние [19].

Л.М. Веккер [11] рассматривает дискомфорт, как то, что отрицательные эмоции обладают большей интенсивностью, чем положительные, они направлены по преимуществу вовнутрь, и не имеют внешнего выражения.

Т.П. Висковатова [13, с. 6] определяет «внутренний дискомфорт» как совокупность внутренних психических состояний, поддерживающих гомеостаз (равновесие в организме) и проявляющихся через эмоциональную удовлетворенность индивида. При нарушении какой-либо составляющей из совокупностей внутренних психических состояний возникает внутренний дискомфорт, проявляющейся состоянием внутренней эмоциональной напряженности, которое при длительном временном диапазоне может перейти в другое эмоциональное состояние, именуемое «фрустрация». Наличие внутреннего дискомфорта свидетельствует о нарушении гомеостаза в организме и эмоционального неблагополучия индивида, подчеркивает автор.

Мы полагаем, что внутренний дискомфорт представляет собой эмоциональное состояние, характеризуемое эмоциональной напряженностью и неудовлетворенностью.

Наши наблюдения показали, что осуществляя консультативную работу с родителями детей с психофизическими отклонениями в развитии, важно ориентировать родителей на создание оптимальных условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком, так как именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-психологического процесса. Мы считаем, что консультирование таких семей может осуществляться в следующих направлениях:

- психолого-педагогическое консультирование;

- семейное консультирование;

- профориентированное консультирование.

Таким образом, рождение и воспитание ребенка с психофизическими отклонениями вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс». Родителями неодинаково преодолеваются последствия «родительского стресса», как основного показателя эмоционального состояния, что может отражаться на особенностях родительского отношения к ребенку с психофизическими отклонениями в развитии и, в конечном итоге, на особенностях семейного воспитания.

Психологическая помощь семье ребенка с психофизическими отклонениями в развитии - сложная система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью. Однако по коррекции эмоциональных состояний родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии практически нет рекомендаций, что затрудняет создание коррекционной программы, направленной на гармонизацию взаимоотношений ребенка с родителями, от которых зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Родители ребенка, имеющего проблемы в развитии, нуждаются в существенной психологической поддержке и сопровождении их специалистами в данной области.

Литература:

1. Архиереева,Т.В. Становление критического отношения к себе удетей младшего школьного возраста / Т.В. Архиереева / Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С. 29-37.

2. Баенская, Е.П. О коррекционной помощи аутичному ребенку

раннего возраста / Е.П. Баенская. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 365 с.

3. Баз Л.Л., Баженова О.В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 97 - 109.

4. Белов, С.В. Личность тревожного подростка / С.В. Белов - Минск, 2001.- 315 с.

5. Беттельхейм, Б. Пустая крепость/ Бруно Беттельхейм. - М.: Академический проект. Традиция, 2004. - 784 с.

6. Блейлер, Э. Аффективность, внушение, паранойя / Э. Блейлер -М.: ВИНИТИ. 2001. - 208 с.

7. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов // ред. к. м. н. С.Н. Боков. - Воронеж: Изд. НПО "МО ДЭК", 1995 -640 с.

8. Бурно, М.Е. Клиническая психотерапия / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект; Деловая книга, 2006. - 800 с.

9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения.: дисс. ... канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М. - 1986.

10. Векилова, С. А. Междисциплинарный подход к анализу истории многопоколенной семьи [Электронный ресурс] / С.А. Великова // Материалы науч.-практ. заочн. конф. «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей»/ под ред. В.Н. Панферова, Е.Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 107-176. Режим доступа: http://humanpsy.ru/vekilova/genogramma

11. Веккер, Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

12. Ветрила, Т.Г. Медико-психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития // Медицинская психология. - 2009. - Т. 4. - № 1 (13) - С. 48-51 с.

13. Висковатова, Т.П. Психологические особенности подростков с отклонениями в психическом развитии: учеб.-метод. пособие / Т.П. Висковатова - Одесса: ЮНЦ АПН, 2003. - 60 с.

14. Висковатова, Т.П. Формирование личностного определения старшеклассников в условиях семейного воспитания // Теоретико-методолопчн проблеми генетично! психологи: матерiалi Мiжнар. наук. конф., присв. 35^ччю науково! та педагопчно! дiяльностi академка С. Д. Максименка. - Ки!в, Мтеыум,2002. - Т. 3. - С. 28-30.

15. Волков, П.В. Психологический лечебник: руководство по

профилактике душевных расстройств / П.В. Волков,- М.: РИПОЛ - 2004. -480 с.

16. Габдреева, Г.Ш. Особенности психического самоуправления "тревожных" / Г.Ш. Габдреева // Прикладная психология / Тезисы Респ. Науч.-практ.конф. 21-23 июня 1988- Казань - С.53-54.

17. Гавриш, Н.В. Сучасне заняття в дошктьному закладк навч.-метод. поабник / за ред. Н.В. Гавриш; авт. кол.: Н.В. Гавриш, О.О. ЛЫнк, Н.В. Губанова. - Луганськ: Альма-матер, 2007. - 496 с.

18. Гилберт. К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс. - М.: Владос, 2003. - 144 с.

19. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. -Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.

20. Гурович, И.Я. Реформирование психиатрической помощи: организационно-методический аспект / И.Я. Гурович // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. - № 4.

21. Гусева, Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду / Ю.Е. Гусева // Гендерные проблемы в современном обществознании: материалы первой межвуз. студ. конф. - СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141-146.

22. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г.Дикая. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003. - 318 с

23. Ефремова, Т.Ф.Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова, В 3-х томах. - Том 1. - АСТ, Астрель, Харвест. - 2006. -1168 с.

24. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

25. Зырянова, Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL http://psystudy.ru

26. Имедадзе, Н.В. Тревожность как фактор изучения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе // Психологические исследования. - Тбилиси. 2006. - с. 49 - 57.

27. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 2002. - 960 с.

28. Корнетов А.Н., Самохвалов В.П., Корнетов Н.А. Ритмологические и экологические исследования при психических заболеваниях. - Киев:

Здоров'я, 1988 - 207 с.

29. Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития: психол. помощь родителям / М.П. Краузе - М.: Академия, 2006. - 199 с.

30. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества / О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев - М. - 1972. - 337 с.

31. Кузьмин Е.С., Круглова Г.Н. Уровни межличностной компетентности в психолого-педагогическом воздействии // Вестник ЛГУ, 1984. - № 23. - Вып. 4. - С. 68-73.

32. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб., 2009. - 544 с.

33. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев

- М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов

- М., 1964. - 479 с.

35. Либлинг, М.М. Подготовка к обучению детей с РДА / М.М. Либлинг.

- СПб. : Дидактика Плюс, 2001. - 265 с.

36. Логвинович, Г.В. Первичные и вторичные нарушения адаптации при шизофрении / Г.В. Логвинович, А.В. Семке. - Томск, 1995. - 216 с.

37. Маркова М.В., Ветрила Т.Г. О разработке комплексной системы медико-психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - № 2 (22). - С.38-45.

38. Мусина, И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Мусина. - М., 1993.

39. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2003. - 280 с.

40. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2007. - 288 с.

41. Осипов, В.П. Руководство по психиатрии / В.П. Осипов - М.-Л.: Гос. изд., 1931.- 596 с.

42. Пастухова, Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: дис. . канд. псих. наук / Л.А. Пастухова. - Ярославль, 2006. - 216 с.

43. Перельман, А.А. Очерки расстройств мышления / А.А. Перельман.

- Томск. 1957 - 117 с.

44. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. - М. : Владос, 2003. - 240 с.

45. Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / A.M. Прихожан // Психологическая наука и образование. 1998. - № 2.- С. 11-18.

46. Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. О связи переживаний и психических состояний // Ученые записки Казанского университета. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. - С. 50-55.

47. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

48. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт; пер с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 320 с.

49. Решетников, В.И. Формирование приемов мышления школьников / В.И. Решетников. - Владимир, 1973 - 319 с.

50. Ротенберг, B.C. Стресс и поисковая активность / B.C. Ротенберг, В.В. Аршавский. - Вопросы философии. - 1979. - № 4. - С.117-127.

51. Рыженко, И.В. Психологические факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка-инвалида в семье / И.В. Рыженко // Научно-метод. журн. ЭКО (Экология. Культура. Образование). -Ставрополь, 2003. - Вып.11. - С.39-40.

52. Семке, В.Я. Истерические состояния / В.Я. Семке. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.

53. Скороходова, Т.Ф. Исследование уровня кортизола и гормонов щитовидной железы у больных реактивной депрессией / Т.Ф. Скороходова // Актуальные вопросы психиатрии. - 1987. - Вып.3. - С.74-75.

54. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Метод. руководство / Л.Н. Собчик - М. 1990. - 75 с.

55. Спиваковская, А.С. Психология семьи и семейная психотерапия. Клиническая психология. Программы / ред. Е.Ю. Балашова, А.Ш. Тхостов. -М., Акрополь, 2006 - С. 395-399.

56. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М. 1983. - С. 12-24.

57. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 144 с.

58. Фрейд, А. Эго и механизмы защиты / А. Фрейд // Теория и практика

детского психоанализа / пер. с англ. и нем. - М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 115-244.

59. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Х. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. - Т. I. - 392 с.

60. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни // рер. с англ. - М.: Издательская группа Прогресс-Универс, 1993. - 480 с.

61. Шипицына, Л. М. Социальная реабилитация с детей аутизмом / Л. М. Шипицына, И. Л. Первова. - СПб. : Дидактика Плюс, 2001. - 135 с.

62. Юнг, К.-Г. Аналитическая психология/ пер. с англ., вступ. ст. В.В. Зелинского / К.Г. Юнг. - СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», Ин-т Личности, ИЧП «Палантир», 1994. - 138 с.

63. Berry L. Protective functions of anxiety. - N.Y. 2001. - 79 p.

64. Bradley A. Adaptation's price and anxiety. - London. 2003. - 75 p.

65. Kanner L. Autistic disturbances of affective Contact . Nervious Child 2 / Leo Kanner // Acta Paedopsychiatry. - 1968. - № 4. - p. 36-100.

66. Larson T. Normal and pathological anxiety. - New York. 2005. - 89 p.

67. Roscher D. Adaptive response & anxiety disorder. - Washington. -1998.

68. Piers B. Personalities development and anxiety. - London, 1999. - 226

p.

Dushka, A.L. Osobennosti jemocional'nyh sostojanij sem'i rebenka s psihofizicheskimi narushenijami / A.L.Dushka // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2013. - №4. - S. 70-82.

© А.Л. Душка, 2013.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —

Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.