Научная статья на тему 'Конструкция один из. . . как средство членения и организации научного текта'

Конструкция один из. . . как средство членения и организации научного текта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE CONSTRUCTION IS ONE OF A HYPERONYM A HYPONYM TAXONOMIC [GENERIC] OPERATORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова И.А.

В статье рассматриваются структурно-семантические и функциональные особенности конструкции один из … в рамках связного научного текста различных разновидностей. Выясняется специфика ее использования в качестве одной из крупнейших единиц членения и порождения текста, отражающей взаимодействие композиционного, смыслового и тематического уровней текста, которые определяются в статье как структурно-тематические компоненты текста [СТК]. Их набор и функционирование проявляют себя как универсальная модель научного теста. Автор приводит перечень из нескольких СТК и рассматривает функционирование конструкции один из … в рамках одного из ведущих СТК, использующегося во вводной части целостного текста. На многочисленных примерах из текстов гуманитарных наук разных типов автор анализирует назначение и особенности языковых средств, обслуживающих конструкцию один из … Важное место среди них занимают семантические группы имен существительных, которые обозначают таксономические родовидовые отношения, а также образующие с ними устойчивые сочетания прилагательные с ярко выраженной оценочной семантикой. Показано, что комплексное использование этих средств дает возможность рассматриваемой многофункциональной конструкции выступать в качестве важного текстоорганизующего средства, представляя тематику значимых частей текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN ONE OF... AS A MEANS OF MEMBERSHIP AND ORGANIZATION OF SCIENTIFIC TEXT

The article discusses the structural-semantic and functional design features of one of... within the framework of a coherent scientific text of various varieties. The specificity of its use as one of the largest units of division and generation of the text, reflecting the interaction of the compositional, semantic and thematic levels of the text, which are defined in the article as structural and thematic components of the text [STK], is clarified. Their set and functioning manifest themselves as a universal model of a scientific test. The author lists several STK and considers the functioning of the structure one of... within one of the leading STK used in the introductory part of the integral text-hundred. On numerous examples from texts of the humanities of different types, the author analyzes the purpose and features of language means serving the construction of one of... An important place among them is occupied by semantic groups of nouns that designate taxonomic generic relations, and also form stable ones with them. combinations of adjectives with pronounced evaluative semantics. It is shown that the integrated use of these tools makes it possible for the considered multifunctional design to act as an important text-organizing tool, presenting the subject of significant parts of the text

Текст научной работы на тему «Конструкция один из. . . как средство членения и организации научного текта»

представлена. Это поможет начать обсуждение потенциальной предвзятости и достоверности источника. Поощряйте вопросы на каждом этапе выполнения задания

6. Не забудьте повеселиться. Вопросы, разногласия и моменты путаницы способствуют критическому мышлению. Пока студенты заняты содержанием и осмысленно используют язык, они учатся.

На наш взгляд, о возможности использования новых материалов в педагогической практике мы хотели бы отметить, что особое значение для нас имели занятия по техническим методам повышения эффективности образовательного процесса.

В настоящее время новые технологии обучения с использованием современных технических возможностей имеют решающее значение для понимания реального состояния современной национальной образовательной практики при выявлении противоречий существующего социально-образовательного характера и обосновании их перспектив для эффективного разрешения.

В заключение я бы сказала, что публичные выступления - это простой способ улучшить изучение языка. По мере того, как студенты участвуют в живых презентациях и дебатах, они развивают повышенную мотивацию и вовлеченность в материалы. Знание языка улучшится, потому что учащиеся

осмысленно используют язык для конкретных целей и работают над достижением личных целей. Студенты узнают, как получить доступ к информации и получить знания. Это навыки, которые можно эффективно перенести в будущее обучение и трудоустройство. Задачи публичных выступлений расширяют возможности студентов, позволяя им самим управлять учебой и передавать свои знания другим людям подлинными способами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Gee, R. W. 1999. Encouraging ESL Students to Read. TESOL Journal 8 (1), 3-7.

2. Nation, P. 1997. The language learning benefits of extensive reading. The Language Teacher Online 21 (5).

3. Waring, R., and T. Cramer. 2007. How does extensive reading help EFL learners? Paper presented at the 41st Annual TESOL convention, Seattle, WA.

4. Burns, A. 2003. Reading practices: From outside to inside the classroom. TESOL Journal 12 (3), 1823.

5. Dorn, L. J., and C. Soffos. 2005. Teaching for deep comprehension: A reading workshop approach. Portland, ME: Stenhouse.

6. Farris, P. J., C. J. Fuhler, and M. P. Walther. 2004. Teaching reading. A balanced approach for today's classrooms. New York: McGraw-Hill

DESIGN ONE OF ... AS A MEANS OF MEMBERSHIP AND ORGANIZATION OF SCIENTIFIC

TEXT

Sokolova I.

Faculty of Philology St. Petersburg State University,

КОНСТРУКЦИЯ ОДИН ИЗ ...КАК СРЕДСТВО ЧЛЕНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНОГО ТЕКТА

Соколова И.А.

филологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет,

Abstract

The article discusses the structural-semantic and functional design features of one of ... within the framework of a coherent scientific text of various varieties. The specificity of its use as one of the largest units of division and generation of the text, reflecting the interaction of the compositional, semantic and thematic levels of the text, which are defined in the article as structural and thematic components of the text [STK], is clarified. Their set and functioning manifest themselves as a universal model of a scientific test. The author lists several STK and considers the functioning of the structure one of ... within one of the leading STK used in the introductory part of the integral text-hundred.

On numerous examples from texts of the humanities of different types, the author analyzes the purpose and features of language means serving the construction of one of ... An important place among them is occupied by semantic groups of nouns that designate taxonomic generic relations, and also form stable ones with them. combinations of adjectives with pronounced evaluative semantics. It is shown that the integrated use of these tools makes it possible for the considered multifunctional design to act as an important text-organizing tool, presenting the subject of significant parts of the text

Аннотация

В статье рассматриваются структурно-семантические и функциональные особенности конструкции один из... в рамках связного научного текста различных разновидностей. Выясняется специфика ее использования в качестве одной из крупнейших единиц членения и порождения текста, отражающей взаимодействие композиционного, смыслового и тематического уровней текста, которые определяются в статье как структурно-тематические компоненты текста [СТК]. Их набор и функционирование проявляют

себя как универсальная модель научного теста. Автор приводит перечень из нескольких СТК и рассматривает функционирование конструкции один из... в рамках одного из ведущих СТК, использующегося во вводной части целостного текста.

На многочисленных примерах из текстов гуманитарных наук разных типов автор анализирует назначение и особенности языковых средств, обслуживающих конструкцию один из. Важное место среди них занимают семантические группы имен существительных, которые обозначают таксономические родовидовые отношения, а также образующие с ними устойчивые сочетания прилагательные с ярко выраженной оценочной семантикой. Показано, что комплексное использование этих средств дает возможность рассматриваемой многофункциональной конструкции выступать в качестве важного текстоорганизующего средства, представляя тематику значимых частей текста

Keywords: The construction is one of ..., a hyperonym, a hyponym, taxonomic [generic] operators; integral coherent scientific text, the structural-semantic component of the text [STK], a means of division and organization of the text, text-organization.

Ключевые слова: Конструкция один из., гипероним, гипоним, таксономические [родовидовые] операторы; целостный связный научный текст, структурно-семантический компонент текста [СТК], средство членения и организации текста, текстоорганизация.

Введение

Конструкция один из... в основной форме представляет собой сочетание трех элементов - местоимения один, предлога из и генитива множественного числа имени существительного. В расширенном составе, помимо названых компонентов, она включает описательные формы превосходной степени сравнения прилагательного с местоимением самый [наиболее]. Как показывают наблюдения, конструкция употребляется в различных функциональных стилях русской речи и особенно широко - в научном стиле речи, в таких его разновидностях, как: собственно научная, учебно-научная, научно-популярная речь, куда также справедливо относят и научно-справочную и научно-информативную разновидности научного стиля речи [Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., 1998, с.195].

Собственно научную речь представляют такие ее жанры, как статьи, сборники статей, тезисов, материалов к конференциям, симпозиумам, монографии, диссертации [авторефераты диссертаций]; учебно-научную - учебники, учебные пособия, научно-популярную - очерки, статьи, ряд книг и т.п. материалы, адресованные широкому кругу читателей. Научно-справочная разновидность научной речи представлена словарями, в том числе энциклопедическими, справочниками по разным областям научного знания; научно-информативная разновидность научной речи находит свою реализацию в реферативных текстах, которые носят вторичный характер, а также тексты докладов, курсовые работы, особенно на начальных этапах вузовской системы профессиональной подготовки студентов.

Общей организующей чертой, объединяющей названные разновидности научной речи, является ее именной характер, в соответствии с которым основной формой мышления в научной сфере является понятие. Оно широко представлено "в суждениях и умозаключениях", раскрывающих суть той или иной науки, и формирует такие специфические черты научного стиля речи, как "отвлеченность" и "обобщенность". Поэтому закономерным образом слово в научном стиле речи соотносится с обобщенным понятием, представленным именем суще-

ствительным, обозначающим большей частью "абстрактный предмет" речи" [Кожина М.Н., 1977, с. 160-161]. Именной характер научной речи обусловлен также активностью понятийных имен как "носителей глагольно-предикатной интенции" [Глу-шак Т.С., Паремская Д.А., Балакирев В.Ф., 1982, с. 149-150]. Отвлеченность и обобщенность научной речи находят свое отражение, в частности, в лингвистической и прагматической природе конструкции один из..., в которой понятие, представленное генитивом имени существительного, является смысловым ядром не только предложения, но и более крупной текстовой единицы. Главное назначение данной конструкции в ее минимальной, нераспространенной форме состоит в обозначении родо -видовых характеристик называемого ею понятия, в детализации более общего - родового понятия средствами раскрывающего его содержание видового понятия и наоборот.

Рассматриваемая конструкция наиболее часто используется в целостном тексте для референции "субъектов речи", которые называют классы имен, обладающие таксономическим типом значения и могут рассматриваться как таксономические операторы или "выше"- и "нижестоящие" имена [терминология Гинзбург Е.Л, Крейдлин Г.Е., 1982] Иначе их определяют как слова с "категориальным [субкатегориальным] значением" [Розина Р.И., 1994, с.65]. .

Целью настоящей статьи является выявление специфики лексико-синтаксических свойств конструкции один из...и ее назначения в рамках связного целостного научного текста. Исходя из сказанного, особое внимание в данном исследовании уделено следующим задачам: 1] выделению основных таксономических классов имен существительных и наполняющих их имен, в семантике которых родовое понятие сужается до видового при обозначении понятий, явлений, процессов; 2] описанию особенностей сочетаемости имен существительных с прилагательными в расширенном составе конструкции один из.; 3] определению места и роли данной конструкции в организации связного целостного текста.

Материалом для исследования послужили научные тексты, представляющие различные жанры и разновидности научной речи, преимущественно по филологии, истории, политологии, экономике, театральному и изобразительному искусствам. Основной массив текстового материала представлен более чем 220 примерами из сборников материалов конференций, статей, монографий, учебников, энциклопедических словарей, реферативных работ, в том числе из электронных СМИ [сайты "наука", "политика"].

Основная часть

Наблюдения за характером развертывания конструкции один из... показывают, что она не только выражает семантику родо-видовых соответствий в рамках отдельного предложения [Соколова И.А., 2004], в так называемой "линейно-синтаксической цепи" [термин Зарубиной Н.Д., 1981], но и обладает уникальной способностью к выделению достаточно независимых друг от друга внутритекстовых сегментов, которые лексико-синтаксиче-скими средствами обозначают тесную связь между смысловой и тематической структурами целостного научного текста. Умения выявлять и оценивать их роль в качестве важных сегментов текстовой иерархии и одновременно как лексико-синтак-сическое средство их реализации в речевой цепи позволяют внимательному читателю, с одной стороны, более эффективно воспринимать и интерпретировать читаемый первичный текст, а с другой -использовать как языковой способ организации и членения научного текста для адекватного выражения своих мыслей при создании собственного научного текста, выстраивая хорошо структурированные тексты.

Как показывают наблюдения, текстовые сегменты, маркированные конструкцией один из., объективно являются своеобразными "метками" когнитивно-познавательной структуры научного текста, традиции которой начали закладываться еще в античной риторике, а затем формировались и развивались постепенно в жанровой системе русской научной речи.

Сказанное позволяет утверждать, что анализ функционирования конструкции один из... в рамках целостного текста представляет не только академический интерес, но и имеет немаловажное значение при обучении письменной научной речи в преподавании русского языка как иностранного [РКИ] в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Кроме того, в последние два десятилетия, когда наблюдается резкое падение уровня владения русским языком как родным, эти наблюдения могут занять должное место в курсе по культуре русской речи в российской высшей школе.

93 Назовем некоторые работы по этой теме: Реферирование в общественных науках. Теория и методика. - М.: Наука, 1982 - 159с.; Соколова И.А. Рекомендации по оформлению и построению "Введения" курсовой, дипломной работ и реферата по философии. - СПб.: РИО СПбГУ, 1993; Основы реферирования научно-технической литературы: учеб. пос. для студ. фак-та нано- и био-мед. технологий / Р. В. Синицына, А. В. Скрипаль. -Са-

Как показывает наш опыт чтения этого курса в СПбГУ, студенты первого курса ВУЗа недостаточно владеют навыками и умения декодирования, интерпретации и переработки читаемого научного текста, а затем и умениями самостоятельного его порождения; не всегда умеют определить границы, назначение и соотношение композиционных и смысловых частей текста, поэтому частью работы, направленной на развитие названных навыков и умений, могли бы стать, в частности, анализ и использование конструкции один из... в научном тексте. Такая работа представляется нам необходимой, прежде всего, для студентов первого курса при их подготовке к написанию рефератов, докладов по актуальной проблематике, а впоследствии - при написании ими курсовых и выпускных [дипломных] работ93.

1. Особенности функционирования и место конструкции один из... в целостном научном тексте.

Обратимся к более углубленному анализу конструкции один из... в научном тексте. Рассмотрим группы и специфику функционирования наиболее широко представленных в них таксономических операторов, которые чаще всего используются в составе анализируемой конструкции и служат для номинации и разграничения значимых в смысловом отношении текстовых компонентов.

Говоря о конструкции один из..., надо учитывать, что она проявляет себя на разных уровнях тек-стоорганизации. Мы имеем в виду взаимодействие трех разных уровней организации научного текста:

1] композиционного, который предполагает учет композиционных особенностей целостного текста,

2] смыслового, который связан с алгоритмами развертывания смысловой структуры научного текста, обусловленными наличием в тексте важнейших, по выражению Н.И. Жинкина, "смысловых вех", отражающих логику любого научного текста и так или иначе представленных в научном тексте [Жинкин Н.И., 1958]; 3] тематического, который тесно связан с необходимостью именовать в тексте те или иные аспекты развития основной темы, находящейся в центре внимания автора.

Как известно, композиционные особенности любого текста научного стиля речи определяются его трехчастной структурой и наличием в ней таких важнейших составляющих, как: 1] введение/вступление, 2] основная часть, 3] заключительная часть [выводы].

Алгоритмы развертывания смысловой структуры предопределены наличием некоего обязательного для каждой науки типового содержательно-языкового кода, по существу, набора коммуникативных задач когнитивно-познавательного

мара: Сарат. гос. ун-т,2008.- 230 с.; Культура речи. Научная речь: учеб пос. для бакалавриата и магистратуры /под ред. Химика В.В., Волковой Л.Б. - М.: Юрайт, 2017. -284с. [пособие, нацеленное на представление системообразующих особенностей научной речи и подготовку учащихся к самостоятельному использованию полученных умений в их творческой деятельности - И.С.].

характера, которые должен выполнить автор научного текста. Согласно этим алгоритмам, при написании научного текста существуют определенный порядок и последовательность в изложении материала научных исследований, связанных с особенностями научного мышления, которые исследователь должен учитывать как некие обязательные задачи. Эти задачи реализуются в наборе типовых компонентов текста, которые, в частности, позволяют идентифицировать текст как научный, как правило, даже вне прямой зависимости от конкретной области научного знания. Таким образом, алгоритмы развертывания смысловой структуры тесно связаны с реализацией когнитивно-познавательной направленности научного текста, с логикой изложения, которые определяют последовательность и особенности смыслового развертывания текста и во многом зависят от сложившейся научной традиции. Их набор и языковая специфика определяются в немалой степени областью научного исследования94 и жанром научного текста.

Наконец, тематическая организация текста теснейшим образом зависит от сферы научного знания и предопределяет отбор и состав внутритекстовых компонентов для последовательного развертывания. При этом если композиционный, смысловой и тематический уровни взаимодействуют между собой как некие вертикали смыслов, то они объединяются общим горизонтальным уровнем средств языковой реализации, которые воплощают определенные коммуникативные намерения, в последовательной речевой цепи, составляющей целостный связный научный текст..

Как отражение длительных поисков исследователей, направленных на выявление единиц тек-стопорождения, которые могли бы описать развертывание научного текста, не умаляя значения уже

95

предложенных ранее единиц95, и как результат наших собственных усилий в этом направлении, мы предложили различать в научном тексте в качестве организующих его единиц, так называемые структурно-тематические компоненты, [Соколова И.А., 1988]. В названии данной единицы отражены факторы, определяющие многоуровневый характер научного текста, при котором взаимодействуют композиционный, когнитивно-познавательный [смысловой] и тематический уровни развертывания текста. Они определяют состав компонентов, макро- и микроструктуру текста.

Исходя из сказанного, структурно-тематический компонент [здесь и далее СТК] в итоговом определении понимается нами относительно законченный компонент целостного текста, который представляет собой один из этапов реализации общего замысла [концепции, проблемы], последова-

тельно развивающий главную тему текста в ее различных аспектах при помощи заранее заданных языковых средств. Занимая определенную позицию в композиционной структуре, он соотнесен с логико-смысловыми и когнитивно-познавательными алгоритмами целостного научного текста и воплощен типологическими языковыми средствами, характерными для конкретного стиля и жанра, отобранными автором из имеющегося в языке обширного набора, соответствии с особенностями его индивидуального стиля. Таким образом, СТК, отражая базовые онтологические свойства любого целостного научного текста, организованного на абстрактном уровне, является результатом сопряжения нескольких уровней текстопорождения -композиционного, логико-смыслового, когнитивно-познавательного, тематического. Целостный текст представляет собой результат взаимодействия "горизонтального" уровня, на котором реализуются линейные языковые средства, и "вертикального" уровня, который регулирует собственно текстовое развертывание по законам функционального стиля с учетом жанрового своеобразия научной прозы. Важнейшие составные части такого развертывания отражаются в устройстве различных СТК. Значит, структурно-тематический компонент [СТК] можно рассматривать двояко - как значимую единицу организации связного текста и как инструмент, позволяющий отслеживать проблематику текста и ее последовательное развитие по всем аспектам содержания, поэтому наблюдение за функционированием СТК представляют немалый интерес и как механизм обучения. Если сравнивать отношения текста и СТК, то они соотносятся как гипертекст и гипотекст.

11. Соотношение различных СТК и конструкции один из... в научной прозе.

Как показывает наблюдение, в научном гуманитарном тексте можно выделить несколько СТК, где конструкция один из. кратко формулирует содержание [гипотему] всего компонента при помощи входящих в ее состав родовых классификаторов, становясь важным конституирующим элементом СТК. Это происходит благодаря основному назначению конструкции один из., которую можно рассматривать как языковое средство, представляющее одно из важнейших семантических полей, отражающих "иерархические отношения элементов" [ЛЭС, с. 104]. Эта особенность дает ей возможность выделять и обозначать значимые познавательные фрагменты текста.

В каких позициях преимущественно фиксируется рассматриваемая конструкция? В основном она встречается в следующих позициях:

1. В начале вводных СТК:

94 Очевидно, что обязательные для текстов точных наук такие компоненты, как формулы, вычисления и т.п., в текстах гуманитарных наук не представлены.

95 Так, в качестве ведущей текстоединицы в разное время были предложены разные единицы, среди которых "сложные синтаксические целые" [Поспелов Н.С., 1948], "прозаическая строфа" [Солганик Г. Я., 1973], "функционально-смысловые типы речи" [Нечаева О.А, 1974], которые получили особенно широкое распространение как единицы анализа текста в многочисленных исследова-

ниях 70-90-ых г.г. прошлого века в трудах последователей. В этой связи следует назвать и такие текстовые единицы, как "формы контекстно-вариативного членения" [Гальперин И.Р., 1982], "структурно-семантические категории" [Войналович Л, Дяченко А. 1986], "топикальные цепочки" [Захарова Н.В., 1986] и др. Следует отметить, что при всей несхожести наименований выделенные единицы так или иначе учитывают корреляцию смысла и темы связного текста с языковыми способами их воплощения.

1.1. В абсолютном начале, в СТК-1, задачу которого можно определить как "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Он содержит характеристику " лица как исследователя проблемы".

1.2. В абсолютном начале СТК-2, задачу которого - "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ". В нем формулируется основная проблема [гипертема] текста, на которой акцентируется внимание адресата, получателя информации.

Причем оба названных СТК размещаются обычно в абсолютном начале целостного научного текста. Под абсолютным началом текста мы понимаем первый абзац, который следует сразу после названия и тесно связан с ним по смыслу, нередко лексически. Объем типовых СТК может быть различным: ограничен рамками одного абзаца или значительно превышать его, доходя до нескольких абзацев, иногда - страниц.

1.3. В начале других СТК, которые служат средством представления иных значимых фрагментов целостного текста. Их задачи - представить содержание разнообразных аспектов основной темы [гипотем].

2. В конце различных СТК. В этом случае конструкция один из. оформляет заключительную часть текста и используется в функции ВЫВОДА. Таким образом, ее появление и в этой роли служит своеобразным маркером перехода от одного СТК к другому, обозначая границы между ними и сигнализируя о смене гипотемы [иначе, подтемы].

Сказанное означает, что при чтении и анализе текста реципиент должен уделить особое внимание семантике гиперонимов в составе данной конструкции, т.к. именно они градуируют смену гипотем [подтем] в рамках текста и облегчают тем самым поиск информации и членение целостного текста на важные смысловые компоненты.

При этом необходимо ответить на вопросы: 1] в рамках каких СТК конструкция один из... встречается наиболее часто? 2] какие классы имен существительных используются в качестве таксономических средств?

Для вводной части научного текста наиболее типичны следующие единицы текстоорганизации:

1) СТК "СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", где "субъект" - лицо-исследователь или научное направление, школа".

2) СТК "ПРЕДМЕТ [ОБЪЕКТ] ИССЛЕДОВАНИЯ", который содержит представление ПРОБЛЕМЫ, ТЕМЫ исследования.

3) СТК "СОБЫТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ". Он содержит представление события, факта и его описание. Этот СТК можно рассматривать как вариант СТК -2.

4) СТК "РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ" [оценка значимости книги, представление содержащихся в ней идей]. Данный СТК можно также рассматривать как вариант СТК "Предмет исследования".

Для основной части научного текста наиболее характерны СТК, в центре внимания которых -представление и описание разного рода аспектов рассматриваемых понятий, явлений, процессов. Эти

СТК содержат разного рода классификации и поэлементное их описание. Конструкция один из... в составе этих текстоорганизующих единиц вводится средствами соответствующих классов родовых имен. К числу СТК такого рода относятся:

5]. СТК "КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ". Обычно это характеристика "предмета исследования" со стороны его внутренней структуры. Этот СТК вводят гиперонимы, которые представляют и разделяют "предмет речи" на составляющие: элементы, составные части; виды, подвиды, разновидности, типы, подтипы; стереотипы; понятия, процессы, явления; категории, формы, жанры, стили, подстили и др.

6]. СТК "КЛАССИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [ДЕЙСТВИЯ]". Этот тип классификации вводится в конструкции один из... при помощи генитивов имен, обозначающих следующие классы явлений: приемы, способы, средства, методы, механизмы /процессов, явлений] и т.п.

7] СТК "КЛАССИФИКАЦИЯ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ". Языковыми средствами, представляющими данный аспект гипертемы научного текста являются такие имена, как: свойства, черты, признаки, особенности, характеристики; стороны, аспекты и др.

Перечень СТК, разумеется, не конечен. Однако, будучи ограниченными рамками статьи, рассмотрим особенности функционирования в научном тексте одного из СТК - "СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", который, занимая ведущую позиции по степени употребительности, отражает основные закономерности использования конструкции один из... как таксономического классификатора и как важного средства членения и организации целостного текста.

111.Конструкция один из ... в структурно-тематическом компоненте "СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Рассмотрим, какие микрокомпоненты входят в состав данного СТК [здесь и далее - СТК-1], а также каково место в нем анализируемой конструкции. Приведем примеры употребления конструкции один из... в научных текстах:

1) "Борьба миров" в произведениях Е. Замятина // [НАЗВАНИЕ статьи - И.С.]. Математик, кораблестроитель, блестящий знаток английского языка, писатель, философ, бунтарь, безвременно и бесславно угасший в изгнании, Евгений Замятин является одной из самых ярких и трагических фигур в русской культуре ХХ века // [АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО, объем СТК-1 - 4 абзаца, 23 строки, характеризующие судьбу и взгляды писателя - И. С.; РХС, с.17]. 2]. "Особенности функционирования арготизмов в языке художественной литературы [НАЗВАНИЕ статьи- И.С.] // Одним из первых писателей, использовавших арготизмы в художественной литературе, был М. Комаров. В его книге... употреблен ряд слов..." [АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО, объем - 9 строк - И.С. //РХС, с.83]. 3]. "Кончаловский - один из крупнейших мастеров московской живописной школы, точнее, ее пост-сезаннистского крыла, особенность которого в привязанности к неподвижной натуре... " /НАЧАЛО словарной статьи // ИСРИ, с. 215]. 4].

"Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи // [НАЧАЛО новой темы текста]. // Один из крупнейших исследователей произносительных норм Р.И. Аванесов определяет орфоэпию как... " [2 абзаца, 9 строк - И.С.].5]. Тема изучения греко-варварских отношений волновала многие умы современности. Один из самых известных археологов В.Ф. Гайдукевич, занимавшийся раскопкам курганов... , посвятил немало лет своему труду "Боспорское царство, в котором... " [АБСОЛЮТОЕ НАЧАЛО "ВВЕДЕНИЯ" РЕФЕРАТА. Объем 10 строк].

Как показывает наблюдение за применением конструкции один из. в примерах, она появляется в абсолютном начале СТК-1, открывая этот компонент [пр.1-4], а также может служить началом любого из названых СТК [см. пример 5, где представляется предмет / тема исследования]. При этом конструкция выступает преимущественно в роли главных членов предложения - предиката [пр. 1-3] и субъекта [пр.4, 5], точнее, как атрибутивный член субъектной группы при грамматическом субъекте предложения.

Во всех случаях обращает на себя внимание наличие приименных качественных прилагательных с ярко выраженным оценочным значением в составе таксономической конструкции. При этом предложение с конструкцией один из . почти буквально повторяет или незначительно перефразирует название текста, уже самим этим фактом фиксируя значимость представляемого "субъекта речи".

Так, в примере [1] субъект речи представлен перечнем видовых характеристик [гипонимов]: "математик, кораблестроитель, блестящий знаток английского языка, писатель, философ, бунтарь", а также именем и фамилией "лица" - "Е. Замятин"; предикат - глагольно-именным словосочетанием с гиперонимом "фигуры" - "...является одной из самых ярких, трагических фигур в русской культуре...".

В примере [2] субъект речи представлен гиперонимом "писатели", родовое значение которого сужается здесь до видового с помощью причастного оборота "... использовавшие арготизмы в художественной литературе" и указания на имя и фамилию писателя - "М. Комаров".

Соответственно таким же образом соотносятся родовидовые отношения сопоставляемых гиперимен - "исследователи" - "Р.И. Аванесов" [пр. 4]; "археологи" - "В.Ф. Гайдукевич" [пример 5]. В примере 3, наоборот, видовой гипоним "Кончалов-ский" расширяет свое значение до гиперонима " мастера" в конструкции "один из мастеров московской живописной школы... " [пример 3]

Следовательно, центральным звеном конструкции является генитив имени существительного, обозначающий широкое, родовое понятие -гипероним. Область применения "вышестоящего" имени сужается через существительное-гипоним в соотносимой части высказывания. Так реализуется одна из важнейших функций конструкции один из. - представление автором своего фонда знаний реципиенту.

Как уже было сказано, наличие оценочных прилагательных усиливает выделительную роль

конструкции, обозначая ключевые для автора элементы содержания.

Наконец, следует проиллюстрировать такие своеобразные позиции конструкции один из . , как: а] "начало-конец" внутри одного СТК при смене одного микрокомпонента другим; б] переход от одного СТК к другому, например:

6]. "Один из крупнейших в мире инвесторов и второй самый богатый человек на планете У. Баффет заявил, что не видит большой перспективы в американских ценных бумагах. Он хочет быстро разместить свободные средства своей финансовой корпорации... путем корпоративных приобретений..// Баффет считается одним из самых мудрых и проницательных инвесторов, за действиями которого следят буквально все финансовые аналитики" [ВЫВОД из СТК - И.С., первый абзац, объем 11 строк] //

http://www.izv.info/economic/news83050#2. 7] "Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века, но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в ХУ111столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоносов. Часть четвертая его "Краткого руководства..." [КОНЕЦ СТК-2, одновременно ПЕРЕХОД к СТК-1. Объем - 5 абзацев, 43 строки, с описанием сути концепции, предложенной Ломоносовым как "субъектом деятельности" -И.С.] // Введенская Л.А., 2005, с.296-297].

Как мы видим, в этих примерах конструкция один из... функционирует в позициях либо "начало-конец", вводя вступление и выводную часть в СТК-1 [пример 6]; либо маркирует переход от 1 СТК-2 [предмет, тема исследования] к СТК-1, к характеристике деятельности лица, т.е. авторской концепции [пример 7]. В последнем случае маркирована граница между разными СТК.

Подводя итоги анализа СТК-1, выделим несколько групп имен существительных, номинирующих "лицо" в конструкции один из.. Их можно объединить в следующие классы гиперимен:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Лицо - субъект научной деятельности, творчество которого представляет интерес как предмет исследования, например: исследователь, теоретик [ораторского искусства], автор, создатель, основатель, основоположник теории и т.п.

1.2. Лицо - представитель школы, направления, раздела в науке, искусстве, например: представитель русского живописного "ретроспекти-визма", член общества "Мир искусства", продолжатель актерской династии и т.д.

1.3. Лицо - представитель профессии, сферы деятельности, например: педагог, математик, экономист, археолог, художник, военный, военачальник; писатель, дипломат, политик, инвестор, кредитор и т.п.

Имена 1 -3 групп представлены сочетаниями с оценочными прилагательными: известный, известнейший, выдающийся, крупнейший, заметный, ярчайший, знаменитый; лучший, ведущий; талантливый, одаренный, даровитый, мудрый, проницательный и т.п.

1.4. Лицо, имеющее особую социальную значимость, представленное в атрибутивных словосочетаниях с ключевыми словами: фигура [яркая, трагическая], культовая, "ключевая фигура в кабине министров"]; человек ["человек активной гражданской позиции"], персона ["определяющая персона современного кинематографа"], корифей ["корифей Александринки"], мастер ["мастер московской живописной школы"], гигант [в мире политики], лидер, реформатор, мэтр ["мэтр итальянского мостостроения "] и т.п.

При этом одна часть из имен не допускает присоединения к себе оценочных прилагательных [корифей, гигант]. Другая часть - также лексемы преимущественно с мелиоративной оценочностью [ре-форматор, лидер, мэтр, персона, знаток, мастер и т.п.] используются двояко: а] либо без оценочных качественных прилагательных: ["мастер московской школы живописи "; "один из представителей русского живописного "ретроспективизма"]; б] либо в развернутых описательных генитивных конструкциях, успешно сочетаясь с качественными прилагательными [выдающийсяJ блестящий мастер; яркая, заметная, ключевая фигура, определяющая персона, ведущий член общества, большой знаток, тонкий ценитель, великий лидер, реформатор и др.]. В третьей, узкой группе характер оценки зависит от предшествующего прилагательного [ср.: "яркая фигура", "трагическая фигура", "яркая, трагическая фигура". В первом случае оценоч-ность со знаком [+], во втором - со знаком [-], в третьем - оценка смешанного характера. Употребление этих прилагательных закреплено за ситуацией и носит устойчивый характер.

Учитывая названные особенности смысловой и языковой организации, текстоорганизацию СТК-1 можно представить как набор достаточно регулярных микрокомпонентов: 1] номинация "субъекта деятельности", которая содержит характеристику по виду и роду его деятельности; 2] оценка значимости "субъекта деятельности" [или предложенных им научных идей]; 3] описание основных характеристик его деятельности.

Нередко 1-ый и 2-ой микрокомпоненты могут быть представлены в одном предложении, в подавляющем большинстве - в самом начале СТК-1.

Начальная позиция успешно реализует назначение конструкции один из. как оценочного и таксономического средства, одновременно позволяя автору ввести адресат речи в систему, фонд научных знаний адресанта.

1У. Функции конструкции один из. в СТКце-лостного связного научного текста

Исходя из сказанного, к числу основных функций рассматриваемой конструкции по отношению к целостному научному тексту следует отнести следующие:

1] интродуктивно-представительскую функцию. Её роль состоит в том, чтобы представить тему и ввести адресата речи в концептуальный мир адресанта: назвать и охарактеризовать "предмет речи" [в данном случае - "лицо" и/ли область его деятельности, изложить суть его взглядов на проблему];

2] селективную функцию, когда наличие таксономической конструкции становится маркером перехода к определенной теме [ее аспекту], устанавливая ограничительные рамки при отборе и описании материала;

3] когнитивно-познавательную функцию. Она предопределяет алгоритмы [порядок] изложения материала и набор универсальных компонентов научного текста, в зависимости от традиций данной области научного знания, в соответствии с тематикой и задачами исследования;

4] оценочную функцию, которая состоит в использовании устойчивых эвалюативных языковых средств, помогающих обозначить важные смысловые компоненты текста, дополнительно мотивируя значимость данной темы. Оценочная лексика маркирует верхнюю / нижнюю границы внутри одного СТК и границы между различными СТК;

5] воздействующую функцию. Принимая во внимание активное использование в конструкции один из... оценочных прилагательных и гиперонимов, создающих интенсивное поле оценки, можно констатировать, что их цель - убедить адресата.

Заключение

В настоящей статье было проанализировано более 40 [что составляет 25% от общего числа] случаев употребления конструкции один из. в составе одного из ведущих СТК "представление лица -субъекта деятельности", выявленного нами в гуманитарном научном тексте нескольких разновидностей. Данный СТК является достаточно регулярной частью универсальной когнитивно-познавательной модели научного текста. В нем были выделены ведущие микрокомпоненты, которые определяют его содержание: 1] оценка значимости, 2] именование, 3] характеристика "субъекта деятельности" / лица по виду и роду деятельности. 4] краткая характеристика деятельности [в том числе научно-исследовательской].

Решающая роль в осуществлении этих задач принадлежит рассмотренной конструкции, которая одновременно служит опознавательным знаком смены одного СТК другим. Поэтому конструкцию один из... следует оценивать как языковое средство, позволяющее маркировать границы крупных единиц, участвующих в создании и организации текста.

Выводы

1.Таким образом, анализ употребления конструкции один из., представленной сочетанием форм прилагательного в превосходной степени и именами существительными, обозначающим таксономические [родовидовые отношения], показывает, что она используется на "пике" смысловой значимости, если выступает в предложении в субъектной, атрибутивно-субъектной или в предикативной позициях. Само это предложение приобретает особую значимость в качестве смыслового центра структурно-тематического компонента текста [СТК], как крупной единицы, отражающей особенности организации целостного научного текста.

2. В рамках целостного научного текста был выделен ряд СТК, которые обладают значительным текстообразующим потенциалом. В частности, была рассмотрена организация СТК-1, характеризующего "СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". На его материале вскрыты специфические особенности употребления конструкции один из. в рамках СТК-12. Принадлежность к тому или иному СТК определяют таксономические операторы в составе конструкции, являющиеся "знаками" смыслового и тематического развертывания целостного текста. Их место и очередность представления в тексте предопределяется также композиционной структурой текста.

3. Конструкция один из. чаще всего используется в границах СТК в разных текстовых позициях: наиболее часто - в начальной позиции, особенно часто в абсолютном начале текста во вводных СТК [например, СТК-1]; 2] реже - в заключительной, выводной части СТК. Она выступает в роли родового классификатора по отношению к видовому понятию, представляющему гипо-тему СТК, т.е. один из аспектов развития вводной или основной частей текста.

4. Среди функций, выполняемых конструкцией по отношению к развертыванию смысловой структуры целостного текста, выделяются: интро-дуктивно-представительская, селективная, когнитивно-познавательная, оценочная и воздействующая. Основными являются первая, суть которой состоит во введении адресата в концептуальный мир адресанта, и оценочная, задача которой - представить значимость темы исследования. Остальные функции являются их следствием.

Таким образом, конструкция один из ... как яркое многофункциональное средства организации научного текста позволяет адресанту максимально экономно и выразительно обратить внимание адресата на самые важные для автора аспекты концепции, представленные в определенном наборе типичных СТК. Принадлежность к тому или иному СТК определяют таксономические операторы в составе конструкции, являющиеся "знаками" смыслового и тематического развертывания целостного текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Войналович Л., Дяченко А. Структурно-семантические категории как компонент общенаучной речи.//Теория и практика обучения и воспитания иностранных учащихся. Тез. докл. науч. - мет. конфер. Иркутск, 1986. С.9-11.

2. Гальперин. И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982. С.18-29.

3. Гинзбург Е.Л, Крейдлин Г.Е. Родо-видовые отношения в языке [таксономические операторы] // НТИ. Сер. 2. 1982. М., #8.

4. Глушак Т.С., Паремская Д.А., Балакирев В.Ф.. Об именном характере научного и газетно-публицистического стилей. Функциональные стили и преподавание иностранных языков М, Наука, 1982. С. 149-158.

5. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.: Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Гра-удиной, Е.Н. Ширяева. - М.:1998. - 560.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., АПН РСФСР, 1958.

7. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.. Рус, яз. 1981. -113с.

8. Захарова Н.В. О связности научного текста в тематическом аспекте // Теория и практика обучения и воспитания иностранных учащихся. Тез. докл. науч.-мет. конфер. Иркутск, 1986. С.13-14.

9. Культура речи. Научная речь: учеб пос. для бакалавриата и магистратуры /под ред В.В Химика, Л Б Волковой- 2-е изд, испр и доп.- М.: Юрайт, 2017. 284с.

10. Кожина. М.Н, Стилистика русского языка. Учеб пос. для студентов фак рус. яз. и лит-ры пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977- 223с.

11. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [описание, повествование, рассуждение]. Улан-Уде, 1974. - 262с.

12. 12.Основы реферирования научно-технической литературы: учеб. пос. для студ. фак-та нано- и биомед. технологий / Р. В. Синицына, А. В. Скрипаль. Самара: Сарат. гос. Унив.. -т,2008.- 230 с.

13. 13.Розина Р.И. Когнитивные отношения в таксономии. Категоризация мира в языке. Вопросы языкознания. 1994. М., #6. С.60-78.

14. 14.Соколова И.А. Особенности построения текста, раскрывающего историю изучения вопроса в специальной литературе. Ленинград: Изд-во ЛГУ. Вестник ЛГУ. Серия 2. Язык и литература. Вып.1, 1988. С. 109-112.

15. Соколова И.А. Конструкция один из.: таксономический потенциал и функционально-синтаксические свойства в предложении. Тайвань, Тай-бей, Вестник Университета китайской культуры. 2004, # 7.

СЛОВАРИ И ИСТОЧНИКИ:

1. //Введенская Л.А., 2005: Русский язык и культура речи: Учеб. пос. для вузов /Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 544с.

2. ИСРИ: Иллюстрированный словарь русского искусства. Белый город. М., 2001.

3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Норма - Инфра 1998.-560с.

4. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.

5. СРЯ: Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1981-1984 г.г.Т.Т.1-4.

6. РХС: Русское художественное слово. Многообразие литературоведческих и лингвометодиче-ских методов. Тезисы докладов международной конференции. СПб, 1996. - 204.

7. РЯиЛ: Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве: матер. докл. и сообщ. ХУ науч.-метод. конф.-СПб, СПГУТД, 2010-360с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.