Научная статья на тему 'Конструкционные средства обеспечения долговечности патрубков, трубопроводов с тонкостенными корпусными элементами'

Конструкционные средства обеспечения долговечности патрубков, трубопроводов с тонкостенными корпусными элементами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПУСНОЙ ЭЛЕМЕНТ / ПАТРУБОК / ТРУБОПРОВОД / ИЗГИБ / НАПРЯЖЕНИЕ / ФЛАНЕЦ / ПЕРЕХОДНОЙ ЭЛЕМЕНТ / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / BODY ELEMENT / PIPE JUNCTION / PIPELINE / BEND / TENSION / FLANGE / TRANSITION ELEMENT / DURABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тарасов Юрий Леонидович, Хвесюк Олег Вячеславович

В статье представлены результаты исследований прочности сочленений патрубков, трубопроводов с тонкостенными корпусными элементами типа пластин и оболочек. На основе моментной теории оболочек проведен анализ напряжённого состояния элементов сочленений; даются рекомендации по конструктивному оформлению сочленений с целью снижения напряжений, по обеспечению равнопрочности элементов и по повышению долговечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тарасов Юрий Леонидович, Хвесюк Олег Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIONAL MEANS OF ENSURING THE DURSBILITY OF PIPE JUNCTIONS, PIPELINES WITH THIN-WALLED BODY ELEMENTS

Results of researches the durability of pipe joints, pipelines with thin-walled body elements like plates and shells are presented in article. On the basis of shells moment theory the analysis of stressed state of joint element is carried out; recommendations about design of the junctions for the purpose of decrease in tension, on ensuring equal strength of elements and on increase the durability are made.

Текст научной работы на тему «Конструкционные средства обеспечения долговечности патрубков, трубопроводов с тонкостенными корпусными элементами»

УДК 621.64:539.4

КОНСТРУКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПАТРУБКОВ, ТРУБОПРОВОДОВ С ТОНКОСТЕННЫМИ КОРПУСНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

© 2013 Ю.Л. Тарасов, О.В. Хвесюк

Самарский государственный аэрокосмический университет

Поступила в редакцию 08.05.2013

В статье представлены результаты исследований прочности сочленений патрубков, трубопроводов с тонкостенными корпусными элементами типа пластин и оболочек. На основе моментной теории оболочек проведен анализ напряжённого состояния элементов сочленений; даются рекомендации по конструктивному оформлению сочленений с целью снижения напряжений, по обеспечению равнопрочно-сти элементов и по повышению долговечности.

Ключевые слова: корпусной элемент, патрубок, трубопровод, изгиб, напряжение, фланец, переходной элемент, долговечность

При эксплуатации технических изделий, особенно конструкций, работающих в условиях вибраций, часто появляются трещины в местах сочленения трубопроводов, патрубков или полых рёбер с тонкостенными корпусными элементами типа пластин или оболочек. При неудачной схеме сочленения вблизи сварного шва из-за краевого эффекта имеет место высокий уровень напряжений, приводящий к усталостным разрушениям и снижению ресурса изделия в целом. Если рассматривать трубопроводы, патрубки или полые силовые рёбра как оболочки, то речь идёт о напряжениях в сочленении двух оболочек, радиус кривизны одной из которых мал по сравнению с радиусом кривизны другой. Решение вопроса о напряжениях в сочленениях оболочек является в общем случае весьма сложной задачей. Поэтому на первом этапе исследования проводились на простых моделях, где патрубки соединяются с круглыми пластинами, которые заменяют тонкостенные корпусные элементы. Эта замена значительно упрощает задачу и позволяет получить в первом приближении представление о напряжённом состоянии указанных конструкций и сделать ряд практических рекомендаций.

Распространённым способом сочленения патрубков с тонкостенными корпусными элементами является непосредственное соединение их с помощью сварного шва (рис. 1). Такое жёсткое соединение препятствует изменению углов. Это приводит к тому, что по контуру сочленения патрубка с пластиной возникает изгибающий момент М, определив который можно найти максимальные напряжения в зоне сочленения. Рассматриваются случаи, когда к свободному торцу патрубка прикладываются поперечные или осевые нагрузки,

учитывается также и действие внутреннего давления.

+-

а)

Р-—и

б)

?иини[

Тарасов Юрий Леонидович, доктор технических наук, профессор кафедры космического машиностроения. Е-шаН: ртоек@$$аи.т

Хвесюк Олег Вячеславович, заведующий учебной лабораторией кафедры космического машиностроения

в)

Рис. 1. Случаи нагружения сочленения патрубка с корпусным элементом

При решении задачи о нагружении свободного торца патрубка поперечной нагрузкой, как это показано на рис. 1, использовались уравнения общей теории цилиндрических оболочек и уравнения

асимметричного изгиба круглых пластин [1]. Разрешающее уравнение относительно потенциальной функции приводится к виду:

д8Ф +2(4

+ 4

д8Ф д%6дф2

д6Ф

+ 6

д8Ф

+4

д6Ф 1 + 2- + -

д8Ф д%2дф6

[I2 д4Ф

д8Ф д6Ф + ——~ + +6

д(р6

где с

2

12Я2

Через функцию Ф(£,ф) могут быть выражены все усилия и перемещения патрубка (оболочки). Рассматривается случай, когда длина патрубка в несколько раз превышает его диаметр. Тогда, согласно принципу Б. Сен-Венана, для исследования краевого эффекта в сочленении внешнюю нагрузку на свободном конце патрубка можно распределить по произвольному закону, в частности, по закону синуса. Задача решалась методом сил [2], в результате для определения максимального момента в сочленении трубки с пластиной получена формула:

Л/Т

Мтпу- "ЗГ

(2)

Здесь для удобства практического расчёта величины момента были введены безразмерные параметры а, в и у, графики которых представлены ниже на рис 4. В зоне сочленения напряжения на внешней и внутренней поверхностях патрубка при ф=0 будут равны

= +

6М„

- 82

+

1 (мтах

(3)

Знак «плюс» перед первым членом в этой формуле ставится при вычислении напряжений во внутренних волокнах трубки, знак «минус» - в наружных. Максимальные напряжения в пластине вычисляются по формуле

±-

52

(4)

По полученным данным был произведён числовой расчёт для стального образца с размерами Л=20 мм, =105 мм, ¿=1,5 мм, /=180 мм при действии силы Р=100 Н. Величина максимального изгибающего момента в сочленении трубки с пластиной, определяемая по формуле (2), равна Мтах=1,24Л02 Н. Этому значению момента соответствуют напряжения в сочленении по формулам (3) и (4): а^ах = -336 МПа, о™ах = ±331 МПа.

На рис. 2 и 3 приведены графики напряжений а^ и ар в плоскости изгиба системы для наружной и внутренней поверхностей образца при указанных нагружениях. Маркерами показаны экспериментальные значения напряжений, полученные при помощи проволочных тензометров с базой 5 мм.

дф8 + 2(2

д$6 д4Ф

д6Ф д^ду

+

д%2дф2 дф

д4Ф + — = 0,

(1)

пр МПч

V ■

5 30 40 ^^ ег*^" 7л 70 80 90 г, мм

¡¿г ¡у

Рис. 2. Распределение нормальных напряжений по радиусу пластины

к

и*, Л

МПа

Рис. 3. Распределение нормальных напряжений по образующей патрубка

Результаты расчёта сочленения методом конечных элементов, приведенные на рис. 2 и 3, хорошо согласуются с аналитическим решением. Из графиков видно, что максимальные напряжения возникают в месте сочленения и получаются рав-

ными

0тах = -338Д5

МПа,

±338,17 МПа. Величина максимального изгибающего момента в сочленении трубки с пластиной равна Мтах= 1,25102 Н.

Рассмотрен случай, когда к свободному концу патрубка (рис. 1б) вдоль образующих приложена равномерно распределённая нагрузка, равнодействующая которой равна Р;. Тогда по контуру сочленения действует уже постоянный момент Для его определения, так же как и в предыдущем случае, применим метод сил. Коэффициенты канонического уравнения определяются из решения уравнения осесимметричного изгиба цилиндрических оболочек и круглых пластин. Ниже приведена

окончательная формула для нахождения величины погонного изгибающего момента в сочленении патрубка с пластиной:

М1 =

Р1Р1

аЛ +-

л(^пл) ( 8 )

(5)

71

Графики безразмерных коэффициентов аь Рь у1 представлены ниже на рис. 4.

О 0 1 0.2 0.3 0 4 0 5 0.6 0.7

0.5

Рис. 4. Графики для определения параметрова, а1, в, р1 и у=у1

Максимальные напряжения в трубке и пластине у сочленения равны

ч

...тах

6МЛ

2пЯ6 б2 6М1

■ +

З2

(6) (7)

М0 = -рЯ

2Р0-ПР1-Щ) в0

а1+ Е\ 8 ) У1

(8)

Максимальные напряжения в трубке определяются по формуле

-рЯ + 6М0

25 З2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(9)

Знак «плюс» берётся при определении напряжений во внутренних волокнах трубки, а знак «минус» -для её наружной поверхности. По полученным формулам (5-7) проведен числовой расчёт образца, размеры которого приведены выше, а сила Р= 100 Н. Величина изгибающего момента в сочленении оказалась равной М;=17,8 Н, а максимальные напряжения (в месте сочленения патрубка с пластиной) составляют а™ах = -47,76 МПа и о™ах = 47,23 МПа. Для сравнения, как и в предыдущем случае нагружения, был проведен расчёт методом конечных элементов. Значения максимальных напряжений, полученные на основе конечно-элементной схемы, составляют а^ = -47,78 МПа и о™ах = 47,48 МПа. Это также достаточно хорошо согласуется с результатами вычислений по формулам (5-7).

Рассмотрен случай наличия в системе избыточного давления р (рис. 1в). Величина погонного изгибающего момента в сочленении вычисляется по формуле

График коэффициента Р^р^ представлен в работе [1], величина до вычисляется по формуле

1,095

0о ~ „ 3/2 ■

Ы

где р - избыточное давление.

Для рассмотренного выше образца при р=0,01 МПа получены значения Мо= - 5,295 Н и атах = -14,386 МПа. При расчёте методом конечных элементов получены значения М0= -4,956 Н и о™ах = -13,861 МПа. С помощью формул (2) и (5) проведены исследования влияния некоторых геометрических параметров конструкции на напряжённое состояние соединения. Установлено, что наружный диаметр пластины не оказывает существенного влияния на величину изгибающего момента Мтш:. Поэтому эти формулы могут быть использованы для исследования краевого эффекта в патрубках, приваренных к корпусным элементам малой кривизны весьма произвольных очертаний. Исследования показывают также, что увеличение толщины пластины приводит к существенному снижению изгибающего момента в сочленении. Этот вывод в равной степени касается нагружения силой Р, силой Р1 и давлением р, что позволяет при анализе более сложных конструктивных схем ограничиться рассмотрением осесимметричной задачи. Итак, изгибающий момент в сочленении патрубка с пластиной, обусловленный краевым эффектом, существенно снижается с ростом толщины пластины, максимальный момент достигается при 5пл=5, но увеличение толщины всего корпуса изделия, снижая изгибные напряжения в сочленении, не всегда оправдано, так как связано с чрезмерным увеличением массы конструкции.

Проводились исследования напряжённого состояния сочленений в тех случаях, когда патрубки или элементы трубопроводов соединялись с тонкостенными корпусными элементами в виде

цилиндрических или сферических оболочек. Рассматривались нагружения силами, как вдоль оси патрубка, так и в поперечных направлениях. Особенности решений во всех случаях были подобны рассмотренным выше, когда корпусные элементы моделировались круглыми пластинами. Результаты исследований позволяют сделать важный вывод о

том, что при увеличении радиусов кривизны цилиндрических и сферических оболочек значения изгибающих моментов в сочленении возрастают, приближаясь к той величине момента, который возникает в случае патрубка, сочленённого с пластиной.

*

I

Рис. 7. Конструктивные схемы сочленений, обеспечивающие снижение уровня максимальных напряжений (варианты б - и), а также равнопрочность элементов сочленений (варианты г, д, е)

С целью снижения уровня напряжений в сочленениях патрубков с тонкостенными корпусными элементами, а также обеспечения равнопрочно-сти их элементов разработаны различные конструктивные схемы сочленений (рис. 5). Эффективность их применения исследовалась на моделях корпусных элементов с помощью аналитических решений. Эффективность представленных на рис. 5 конструктивных схем оформления сочленений подтверждена результатами усталостных испытаний до разрушения. Данные испытаний, приведённые на рис. 6 и 7, показывают, что для всех образцов нагрузки, приводящие их к разрушению, в значительной мере увеличиваются по мере снижения уровня максимальных изгибных напряжений в элементах сочленений. Это отмечено для образцов,

отличающихся (рис. 6).

толщиной корпусного элемента

2000 1600 1200 800 400 О

¡11

и

I

-АГ

/о-5

0 1 2 3 4 5 6 Рис. 6. Характеристики усталостных разрушений образцов, представленных на рис. 5а (I - д„л=\,5 мм, II - ¿^=3,0 мм, III - 8т=5,0 мм)

Наличие накладки (рис. 7) также приводит к повышению усталостной прочности. Особо следует отметить эффективность введения конического переходного участка. Из сравнения кривых видно, что при равной толщине корпусных элементов (5пл=1,5 мм) наличие конического переходного участка резко увеличивает выносливость системы, причём с увеличением радиуса большего основания конуса R2 усталостная прочность повышается.

2000 1600 1200 800 400

Р, н

III \

II

........I.......... ............................

__

_a

-N-10-6

0 2 4 6 8 10 Рис. 7. Характеристики усталостных разрушений образцов, представленных на рис. 5д (II - 31=5,0 мм, I - Я2=45 мм, III - Я2=55 мм)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Тарасов Ю.Л. Надёжность элементов конструкций летательных аппаратов. Методология обеспечения / Ю.Л. Тарасов, Э.И. Миноранский, В.М. Дуплякин. - М.: Машиностроение, 1992. 224 с. Перов, С.Н.Обеспечение надёжности трубопроводных систем / С.Н. Перов, С.И. Аграфенин, Ю.В. Скворцов, Ю.Л. Тарасов. - Самара: ООО «Издательство СНЦ», 2008. 246 с.

Тарасов, Ю.Л. Конструктивно-технологические средства обеспечения надёжности и ресурса трубопроводных систем / Ю.Л. Тарасов, С.Н.Перов // Надёжность и экологическая безопасность трубопроводного транспорта: Труды II Всеросс. науч. -практ. конф. (17-19 мая 2005 г.). - Самара, 2005. С. 161-166.

CONSTRUCTIONAL MEANS OF ENSURING THE DURSBILITY OF PIPE JUNCTIONS, PIPELINES WITH THIN-WALLED

BODY ELEMENTS

© 2013 Yu.L. Tarasov, O.V. Hvesyuk Samara State Aerospace University

Results of researches the durability of pipe joints, pipelines with thin-walled body elements like plates and shells are presented in article. On the basis of shells moment theory the analysis of stressed state of joint element is carried out; recommendations about design of the junctions for the purpose of decrease in tension, on ensuring equal strength of elements and on increase the durability are made.

Key words: body element, pipe junction, pipeline, bend, tension, flange, transition element, durability

Yuriy Tarasov, Doctor of Technical Sciences, Professor at the Department of Space Mechanical Engineering. E-mail: proch@ssau.ru

Oleg Hvesyuk, Chief of the Educational Laboratory at the Department of Space mechanical Engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.