Научная статья на тему 'Конструкции «Числительное + существительное» в хантыйском языке: случаи маркирования существительного показателем числа на материале тегинского говора хантыйского языка)'

Конструкции «Числительное + существительное» в хантыйском языке: случаи маркирования существительного показателем числа на материале тегинского говора хантыйского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК / ЧИСЛО / СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГРУППА / KHANTY / NUMBER / NOUN / NUMERAL / NUMERAL-NOUN CONSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шматова Мария Сергеевна

Настоящий доклад посвящен рассмотрению структуры конструкций «числительное+существительное» в тегинском говоре хантыйского языка. В хантыйском языке (как и во многих других языках мира) в рамках таких конструкций существительное обыкновенно не маркируется числовыми показателями. В ходе исследования было замечено, что в ряде случаев наблюдается нарушение этого ограничения, то есть существительное получает показатель двойственного или множественного (в зависимости от числительного) числа. В докладе будет показано, при каких условиях это происходит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Numeral-noun constructions in Khanty: Instances of number marking on noun (on the data of Tegi dialect)

This study is dedicated to grammatical structure of numeral-noun constructions in Khanty (dialect of the village Tegi). Usually the noun in such constructions in Khanty (as in many other languages of the world) is not marked for number. Our fieldwork findings show that in some cases a noun in such construction can take plural (or dual, depending on the numeral) marking. In this paper we investigate those conditions under which this tends to happen.

Текст научной работы на тему «Конструкции «Числительное + существительное» в хантыйском языке: случаи маркирования существительного показателем числа на материале тегинского говора хантыйского языка)»

М. C. Шматова

МГУ, Москва

КОНСТРУКЦИИ «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ — СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

В ХАНТЫЙСКОМ ЯЗЫКЕ: СЛУЧАИ МАРКИРОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЕМ ЧИСЛА (на материале тегинского говора хантыйского языка)

Настоящий доклад посвящен рассмотрению конструкций вида «числительное + существительное» (англ. Numeral-Noun Constructions) или, иначе, количественных групп1 и выявлению особенностей маркирования существительных показателями числа (двойственного и множественного) в тегинском говоре хантыйского языка, принадлежащем к его северной диалектной ветви.

Материал для доклада был собран в ходе лингвистической экспедиции в с. Теги Березовского района ХМАО в июле-августе 2010 г.2

1. Числовое маркирование существительного в количественных группах

В языках мира существуют две противоположные стратегии выбора числовой формы существительного внутри конструкции с числительным. В рамках одной стратегии существительное обязательно маркируется показателем числа, если речь идет о более чем одном объекте (например, в английском языке (1)). Существует точка зрения, что в этом случае показатель числа «семантически пуст» [Ionin, Matushansky 2003].

(1) a. three brother-s b. *three brother три брат-PL три брат

‘три брата’

1 Мы принимаем этот термин для подобных конструкций вслед за Я. Г. Тестельцом (см. [Тестелец 2001]).

Экспедиция осуществлялась при поддержке гранта РГНФ № 10-04-18022е.

Вторая стратегия, наблюдаемая среди прочих в венгерском языке (2), состоит в том, чтобы не маркировать число внутри словоформы в тех случаях, когда идея количества уже выражена числительным [Corbett 2000, pc].

(2) kit lany beszelget

два девочка^О болтать.8О

‘Две девочки болтают’ [Corbett 2000: 211].

Однако существуют языки, в которых в тех или иных случаях основная стратегия может нарушаться. К таким языкам, по-видимому, относится и хантыйский язык (см. также [Nikolaeva 2003]), в том числе рассматриваемый говор.

В хантыйском языке (как и в других языках уральской семьи) числительные находятся в препозиции к существительному3. В рассматриваемом диалекте в общем случае в рамках таких конструкций не требуется маркирование существительного показателем числа, так как идея количества уже выражена при помощи числительного (см. (1)).

(3) xohim jaj три брат ‘три брата’

Однако, как было замечено в ходе полевой работы, в некоторых случаях в подобных конструкциях существительные получают показатели двойственного (в конструкциях с числительным kat ‘два’) или множественного (в конструкциях с числительными, обозначающие количество, большее, чем два) числа. Факультативность показателя числа на существительном в количественных группах отмечается также и в восточно-хантыйских диалектах (см. [Filchenko 2007]).

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению тех случаев, когда имеется тенденция к нарушению этого требования.

2. Случай первый. «Потеря контроля»

Как было выявлено в ходе исследований, существительное в количественной конструкции склонно присоединять показатель

3 гр ^

Такой порядок не является самым частотным в языках мира, существуют также другие возможности (см. [Dryer 2008]).

числа в тех случаях, когда числительное перестает его «контролировать», т. е. когда ограничения, устанавливаемые числительным, становятся менее релевантными.

(4) а. хо1иш ап уо]П1 кате хо]-э1

три №0 знать-ОТ^Т.РАЯТ высокий человек-ОБЬ-РЬ

‘трое незнакомых высоких мужчин’

Ь. хо!иш катя хо три высокий человек ‘трое высоких мужчин’

В (4) видно, что увеличение количества зависимых существительного, занимающих позицию между ним и числительным, приводит к тому, что оно может оформляться числовым показателем. То же явление наблюдается и в том случае, когда между числительным и существительным возникает личное местоимение.

(5) а. уох-а Ы] кШ пАц ]а]-цэ1-ап

позвать-1МР сюда два ты брат-БИ-280

‘Позови сюда двух своих братьев’.

Ь. уох-а Ы] кШ ]а]-ап

позвать-1МР сюда два брат-280 ‘Позови сюда двух братьев’.

Вообще, для данного языка характерно обозначение обладателя при помощи посессивных показателей, и контекст (5а) является маркированным по сравнению с (5Ь). Таким образом, можно сделать вывод о том, что постановка между числительным и существительным в количественной группе более чем одного определения или же местоимения в атрибутивной функции приводит к потере числительным контроля над признаками существительного.

3. Случай второй. «Дискурсивная выделенность»

То, что на употребление показателя числа в количественной группе могут влиять дискурсивные факторы, уже отмечалось в [Леонтьева 2005; Шматова, Ш8] для языка бесермян4. Как кажется,

4 Язык бесермян относится к пермской группе уральской языковой

семьи.

фактор выделенности оказывает влияние на числовое маркирование и в хантыйском языке.

(6) i aj kert-эп vos-эпэп (пауза)

один маленький деревня-LOC жить-3DU kat jaj-цэп два брат-DU

‘В одной маленькой деревне жили два брата’.

В (6) количественная группа выделяется просодическими средствами (пауза перед группой и интонация). Числовое маркирование в данном случае является дополнительным средством выделения количественной группы. Эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке.

4. Выводы

Наше исследование показало, что в тегинском говоре ка-зымского диалекта хантыйского языка наблюдается тенденция к нарушению общего правила об употреблении существительных только в единственном числе в рамках количественных конструкций. Было установлено два условия, при выполнении которых существительное в рассматриваемой конструкции оформляется числовым показателем:

1) между числительным и существительным находится личное местоимение (в атрибутивной функции) или же последовательность из более, чем одного зависимого этого существительного;

2) числовой показатель служит дополнительным средством дискурсивного выделения количественной группы.

Список условных сокращений

DU — двойственное число; imp — императив; loc — локатив; neg — отрицание; npst — непрошедшее время; obl — косвенная основа; part — причастие; PL — множественное число; SG — единственное число.

Литература

Леонтьева А. Л. Конкуренция форм единственного vs. множественного числа в количественной именной группе (на материале бесермян-ского языка) // Вторая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Материалы. СПб., 2005.

Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

Шматова М. С. Особенности употребления показателя множественного числа существительных в пермских языках. Дипломная работа. МГУ, 2010.

Corbett G. G. Number. Cambridge, 2000.

Dryer M. S. Order of numeral and noun // Haspelmath M., Dryer M. S., Gil D., Comrie B. (eds.). The World Atlas of Language Structures Online, chapter 89. [http://wals.info/feature/89].

Filchenko A. Y. A grammar of Eastern Khanty. Houston, 2007.

Ionin T., Matushansky O. The composition of complex cardinals. Journal of Semantics 23(4), 2006.

Nikolaeva I. Ostyak // Languages of the World: Materials. Munchen, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.