Научная статья на тему 'Конструкт Я-идеальное в самосознании лиц с нарушением интеллекта'

Конструкт Я-идеальное в самосознании лиц с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ЮНОШИ / ВЗРОСЛЫЕ / MENTAL RETARDATION / SELF-IDEAL / SELF-AWARENESS / SELF-KNOWLEDGE / YOUNG PEOPLE / ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Т. И.

Статья посвящена изучению Я-идеального у лиц с нарушением интеллекта юношеского и взрослого возраста. Структуры Я как один из главных феноменов самосознания воздействуют на формирование поведенческих и диалогических компонентов активности субъекта. Для лиц с нарушением интеллекта, особенно легкой степени выраженности, становление Я-структур личности сопряжено с успешностью/неуспешностью вхождения в социализационный контекст взаимоотношений с окружающим миром как системой и окружающими людьми как уникальными представителями этой системы. На основе результатов исследования Я-идеального с помощью специально разработанных методик удалось выявить его специфику у лиц юношеского и взрослого возраста с легкой умственной отсталостью. В статье представлено описание этого феномена, а также выдвинуты герменевтические предположения относительно его специфики. В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 16 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ. Результаты исследования продемонстрировали наличие качественного своеобразия Я-идеального у лиц юношеского и взрослого возраста, вербально реализующегося при репрезентации Я-идеального преимущественно в нарративных формах. Отмечено, что направленность идеальных Я-структурных прообразов реализуется и в юношеском, и во взрослом возрастах в рамках нескольких направлений: улучшение своих реальных физических возможностей, реального положения вещей и состояния самого респондента, налаживание отношений с другими людьми, переживания эмоций удовлетворенности/неудовлетворенности; собственный портрет в отношениях с другими, возможность быть таким, какой есть и перенос своего Я-реального в идеальное поле; взаимодействие с тем, что не является самим человеком, но включено в те же системы взаимосвязей, куда включен он сам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCT SELF-IDEAL IN THE SELF-CONSCIOUSNESS OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article is devoted to the study of the Self-ideal in persons with intellectual disabilities of youth and adult age. I structures as one of the main phenomena of self-awareness affect the formation of behavioral and Dialogic components of the subject's activity. For individuals with intellectual disabilities, especially mild ones, the formation of Self-structures of personality is associated with the success/failure of entering the socialization context of relationships with the surrounding world as a system and the surrounding people as unique representatives of this system. Based on the results of the I-ideal study, using specially developed methods, it was possible to identify its specificity in young and adult individuals with mild mental retardation. The phenomenon has been described and a number of hermeneutical assumptions have been made about its specificity in this article. The study involved 48 people with mild mental retardation aged 16 to 29 years, students and graduates of special (correctional) schools. The results of the study demonstrated the presence of a qualitative identity of the Self-ideal in persons of youth and adult age, which is verbally realized when the Self-ideal is represented mainly in narrative forms. It is noted that the orientation of the ideal Self-structural prototypes is realized in both youth and adulthood in several areas: improving their real physical capabilities, the real state of things and the state of the Respondent himself, establishing relationships with other people, experiencing emotions of satisfaction/dissatisfaction; their own portrait in relationships with others, the ability to be what is and transfer their real Self to the ideal field; interaction with what is not the person himself, but is included in the same system of relationships where he is included.

Текст научной работы на тему «Конструкт Я-идеальное в самосознании лиц с нарушением интеллекта»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 96-104.

УДК 159.99

КОНСТРУКТ Я-ИДЕАЛЬНОЕ В САМОСОЗНАНИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Кузьмина Т. И.

Московский государственный психолого-педагогический университет,

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

E-mail: ta-1@list.ru

Статья посвящена изучению Я-идеального у лиц с нарушением интеллекта юношеского и взрослого возраста. Структуры Я как один из главных феноменов самосознания воздействуют на формирование поведенческих и диалогических компонентов активности субъекта. Для лиц с нарушением интеллекта, особенно легкой степени выраженности, становление Я-структур личности сопряжено с успешностью/неуспешностью вхождения в социализационный контекст взаимоотношений с окружающим миром как системой и окружающими людьми как уникальными представителями этой системы. На основе результатов исследования Я-идеального с помощью специально разработанных методик удалось выявить его специфику у лиц юношеского и взрослого возраста с легкой умственной отсталостью. В статье представлено описание этого феномена, а также выдвинуты герменевтические предположения относительно его специфики. В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 16 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ. Результаты исследования продемонстрировали наличие качественного своеобразия Я-идеального у лиц юношеского и взрослого возраста, вербально реализующегося при репрезентации Я-идеального преимущественно в нарративных формах. Отмечено, что направленность идеальных Я-структурных прообразов реализуется и в юношеском, и во взрослом возрастах в рамках нескольких направлений: улучшение своих реальных физических возможностей, реального положения вещей и состояния самого респондента, налаживание отношений с другими людьми, переживания эмоций удовлетворенности/неудовлетворенности; собственный портрет в отношениях с другими, возможность быть таким, какой есть и перенос своего Я-реального в идеальное поле; взаимодействие с тем, что не является самим человеком, но включено в те же системы взаимосвязей, куда включен он сам.

Ключевые слова: умственная отсталость, Я-идеальное, самосознание, самопознание, юноши, взрослые.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение Я-структур личности представляет собой актуальное направление исследовательского поиска в рамках реализации социально-ориентированной направленности формирования диалогического взаимодействия субъекта (как с нормативным развитием, так и с нарушенным) со средой. В отношении лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени выраженности, способных во взрослом возрасте к профессиональной реализации и последующей адаптации в обществе, проблема изучения личностных образований и их влияния на способность человека быть интегрированным в социальной среде, встает особенно остро. Умственная отсталость, определяемая «Диагностическим и статистическим пособием по психическим расстройствам» - ДСМ-5 (Diagnostic and Statistical

96

Manual of mental disorders, fifth edition, DSM-5) как нарушение интеллектуального развития [1] и шифруемая кодом F.70 по «Международной классификации болезней десятого пересмотра» - МКБ-10 (International Classification of Diseases (ICD-10), связана со спецификой познавательной, личностной, эмоциональной сферы. Лица с легкой умственной отсталостью дееспособны и не имеют инвалидности, если иное не обусловлено сопутствующими заболеваниями.

Продуктом функционирования самосознания являются «Образ Я» и «Я-концепция», отраженные в субъективно сформированных представлениях о себе, которые соотносятся с разными сферами проявления человека. У. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и другие исследователи охарактеризовали различные направления дифференцировок Я-структур [2-5].

• По сфере проявления человека (социальное Я, физическое Я, интимное Я, духовное Я, публичное, Я моральное и так далее).

• По отношению к реальности (Я реальное, идеальное, анти-идеальное).

• По континуальному принципу (Я в прошлом, Я в настоящем, Я в будущем).

Целью данной статьи явилось освещение динамических изменений конструкта

Я-идальное в контексте изучения качественного своеобразия самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с интеллектуальными нарушениями легкой степени выраженности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Самосознание и Я-структуры при нарушении интеллектуальных функций имеют ряд особенностей. У лиц с легкой умственной отсталостью присутствует редуцированность морально-нравственных и ценностных базисов самосознания. Поведение в отсутствие акмеологических предпосылок становления самосознания и в силу сниженной способности к интериоризации социальных норм, повышенной внушаемости и ведомости, неадекватности оценки себя и своей социальной роли, при нарушении индентификационных предпосылок становления личности является недостаточно осознанным и слабо контролируемым [6, 7]. Абстрактный характер нравственных понятий и категорий в совокупности с неспособностью субъекта с умственной отсталостью овладеть ценностно-смысловым и событийным содержанием поведения, в связи c неспособностью прогнозировать последствия своих действий в рамках потенциального принятия ответственности, ведет к невозможности осознавать аморальность или безнравственность своих действий, если они таковыми объективно являются.

Для таких лиц, независимо от возрастного диапазона, характерна неспособность разделять желаемый и действительный прообраз реальных и идеальных компонентов Я. Такие субъекты ограничено понимают вербальные конструкции, описывающие анти-идеальные и нежелательные прообразы. Могут ожидать полного принятия социумом наряду с имеющейся тенденцией декларировать желание выполнять в обществе значимые роли, не соответствующие их способностям и реальным возможностям. Большое значение для таких лиц имеет эмоциональный комфорт и сиюминутное удовлетворение существующих

97

потребностей. В ряде случаев ощущение собственной полноценности и самостоятельности напрямую зависит от того, насколько полно здесь и сейчас удовлетворены имеющиеся желания и потребности.

Структурно-содержательные компоненты Я, интересующие нас в исследовательском отношении, это прежде всего:

1. Я - реальное - связано с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус.

2. Я - социальное - связано с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Я - идеальное - связано с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать в будущем.

4. Я - анти-идеальное - связано с представлениями индивида о том, каким бы он никогда не хотел становиться.

Методика исследования. Методический инструментарий исследования самосознания при нарушении интеллекта достаточно узок, но Я-структуры и их состояние должны быть изучены, прежде всего, в связи с потенциальностью их социально обусловленной реализации.

Психологическим инструментарием, релевантно обеспечивающим запрос исследователя на изучение Я-структур являются специально разработанные методики, основанные на принципах общей психодиагностики, специальной психологии и психолого-педагогической диагностики [6-8].

В представленной статье описана часть исследования (с 2007 по 2019 гг.), в котором приняли участие 48 субъектов с умственной отсталостью (диагноз F.70 по МКБ-10). В процессе диагностики было проведено два среза: первый срез данных проводился ближе к окончанию специальной коррекционной школы (7-9 классы), следующий срез через 10 лет, когда респонденты уже закончили и школу и средние специальные учебные заведения, приобрели определенный стаж самостоятельной жизни. Из 48 респондентов удалось установить связь только с 16 в силу разных причин (переезд, смена работы, отказ от участия, тяжелые хронические заболевания, в том числе алкоголизм и наркомания, нахождение в закрытых исправительных учреждениях системы ФСИН, пропажа без вести, смерть).

На первом этапе (2007-2008 гг.) 48 респондентов мужского и женского пола в возрасте 16-19 лет, учащиеся выпускных классов коррекционных школ VIII вида, из них 27 - с асоциальными тенденциями поведения, выполняли задания следующих методик: «Я хочу быть таким», «Волшебная история», «Закончи предложение», «Надо быть таким» [6;7]. На втором этапе (2018-2019 гг.) 16 респондентов из данной группы в возрасте 26-29 лет, из них 9 - с асоциальными тенденциями поведения, выполнили задания из набора тех же методик. Кроме того, использовались метод вводной и заключительной беседы, наблюдение, анализ биографических данных. Количественные характеристики выборки представлены в таблице.

Специфика выполнения методик. Методика «Закончи предложение». Лица юношеского возраста на достаточном уровне справлялись с заданием, которое не вызвало особых трудностей. Нестандартизированные самоотчеты в данном случае

98

стимулировали респондентов задуматься о том, о чем по их же словам они «раньше не задумывались», «не интересовались», «не обращались». Изначально предложенное задание у некоторых субъектов диагностики не вызвало интереса, но по мере выполнения мы констатировали явление врабатываемости и повышения мотивации к выполнению в связи с возросшей заинтересованностью. Двое респондентов отметили: «Так это ж мне нужно!», «Это мне полезно». Окончания предложений в основном были логичными, достаточно развернутыми и связанными по смыслу с началом. Например: «Мне важно, чтобы я имел верного друга», «Мне хочется, чтобы я хорошо устроился в жизни», «Надеюсь, что я добрый и отзывчивый». В целом, высказывания имели положительную направленность.

Таблица 1

Участники эксперимента

Группа «Юноши» Группа «Взрослые»

Женский пол Мужской пол Женский пол Мужской пол

Лица с нормативным 11 9 5 2

поведением

Лица с асоциальным 11 16 5 4

поведением

Всего 22 25 10 6

На этапе взрослости лица с легкой умственной отсталостью продемонстрировали несколько иные стратегии формулирования окончаний незаконченных предложений, чем на этапе юности. Теперь задания им были мало интересны, мотивация к обследованию была сниженной, хорошей врабатываемости и выраженного повышения мотивации в процессе выполнения не наблюдалось, за исключением единичных случаев. Выполнялись задания с формулировкой: «Для вас стараюсь», «Мы же свои. Раз вам надо, а мне не надо», «Мне это уже не интересно», «Ну вот: в себе копаться?», «Чего я желаю? Ничего не желаю. Чего желать-то? А вы чего? Желаете чего-нибудь?», «Сейчас напишу что-нибудь. Но нет, не волнуйтесь, не на «отвали». Я подумаю». Возник прямой вопрос к экспериментатору: «А что, может за писанину какие-нибудь конфетки-сигаретки? А то так скучно! Давайте чего-нибудь?» Встречались также эмоционально нейтральные формулировки: «Мне важно, чтобы меня не трогали», «Желаю, чтобы я сидел ровно на попе». Отмечались и негативные окончания: «Мне хочется всех убить», «Желаю, чтобы не бесили меня». При этом окончания предложений также были связаны по смыслу с началом, не были формальными. Большое количество ответов касалось преодоления конкретных проблем, связанных с материальным достатком, бытовой неустроенностью, отсутствием жилья, трудностями в личной жизни и отношениях.

С помощью контент-анализа удалось выявить четыре макрогруппы ответов респондентов на первом и втором этапах исследования: 1) ответы, касающиеся восприятия своих реальных физических возможностей, реального положения вещей и состояния самого респондента (быт, здоровье, материальный достаток, условия жизни и т.д.); 2) ответы, касающиеся отношений с другими людьми, их

99

эмоциональности, удовлетворенности/неудовлетворенности; 3) ответы, касающиеся собственного портрета в отношениях с другими, возможности быть таким, какой есть и переносе себя-реального в идеальное поле; 4) ответы, касающиеся всего того, что не является самим человеком, но включено в те же системы взаимосвязей, куда включен он сам.

Таблица 2

Распределение контент-групп ответов в выборке юношей и взрослых

Контент-группа ответов Пример Юноши (N=48) Взрослые (К = 16)

ответа Кол-во чел., использов. ответы этой группы % Кол-во чел., использов. ответы этой группы %

ответы, касающиеся улучшения своих «Желаю, 48 100 16 100

реальных физических возможностей, чтобы я

реального положения вещей и состояния стал

самого респондента (быт, здоровье, крепким и

материальный достаток, условия жизни) сильным»

ответы, касающиеся улучшения «Надеюсь, 37 77 13 81

отношений с другими людьми, их что я кому-

эмоциональности, удовлетворенности/ то нужен»

неудовлетворенности

ответы, касающиеся улучшения «Мне 19 39 9 56

собственного портрета в отношениях с важно,

другими, возможности быть таким, чтобы я

какой есть и переносе себя-реального в остался

идеальное поле таким же веселым»

ответы, касающиеся улучшения всего «Мне 23 48 14 88

того, что не является самим человеком, хочется,

но включено в те же системы чтобы я

взаимосвязей, куда включен он сам имела крутую работу и зарплату

Согласно методике «Надо быть таким», оценивающей как прообраз Я-идеального, понятие о требуемой направленности личности, так и установки социальных должествований, отмечена тенденция юношей с легкой умственной отсталостью выбирать для личного прообраза Я-идеального (в части требуемой направленности личности и потенциальных социальных должествований) преимущественно социально-положительно окрашенные качества: «хороший», «добрый», «отзывчивый», «спокойный», «понимающий» и т.д. Отдельные респонденты пытались объяснить, почему нужно быть именно таким для чего это полезно или выгодно: «Тебя будут слушать», «станут хорошо относиться», «захотят любить», «смогут прощать», «кричать не будут». Требуемая направленность личности в структуре и содержании Я-идеального у юношей, как правило, за редким исключением, совпадала с желаемой направленностью и была положительной.

100

На этапе взрослости тенденция представленных ответов отличалась. В этот период респонденты, уже получив определенный опыт самостоятельной жизни, преимущественно характеризующийся как «тяжелая жизнь», «надоело все», «денег нет и не будет», «детей кормить нечем», «мы бухаем» требуемую направленность личности соотносят не с идеализированными социальными ожиданиями и требованиями, а со своим реальным опытом, который у многих из них является скорее негативным, чем положительным. Отсюда возникают такие тенденции ответов: «Надо быть хитрым», «надо быть за себя», «надо быть против всех и не верить никому», «надо быть сильным», «надо быть, чтобы боялись тебя», «надо быть одиночкой, не верить никому», «надо быть не лохом». Аргументация о пользе таких установок касалась в основном неспособности выжить, при попытке быть «хорошим», «спокойным», «добрым». По мнению респондентов «если ты хороший, тебя не будут уважать и бояться», «тебя обманут», «квартиру отберут», «с работы выгонят». Идеализированность юношеского возраста сменяется прагматичностью, разочарованиями, стрессами взрослого периода, что находит отражение и специфике формирования идеальных прообразов структур Я.

Методика «Волшебная история» продемонстрировала, что юноши с легкой умственной отсталостью проявляют интерес к заданию с элементами сказки. Они называли качества, которые бы они хотели иметь и попросить у волшебника, достаточно развернуто. Характерными ответами были такие: «красивый», «умный», «отзывчивый», «добрый», «чтобы на работе уважали», «чтобы хорошо с людьми общаться», «чтобы нравиться», «веселый». В ряде случаев декларировалось, что лучше у волшебника просить не качества, а какие-то материальные блага, например, «хорошую работу», «зарплату», «много друзей и выпивку». Один из респондентов отметил: «Качества можно просить, когда волшебник каждый день приходит и ты уже все другое попросил». В целом, качества привлекательные для юношей и озвученные в процессе работы с этой методикой можно оценивать как положительные.

Интерес к заданию со стороны взрослых респондентов был заметно ниже, нежели интерес юношей. Просить у «кого-то чего-то» взрослые респонденты, по их же словам, не очень хотели в связи с тем, что «все равно не дадут», только по прошествии времени беседы и общения с экспериментатором согласились помечтать о желаемом. Использовались следующие формулировки: «Вот если бы волшебник мне дал денег побольше», «качества, которые помогут деньги зарабатывать», «умения вести дела, чтобы тебя не обманули», «чтобы я красивой стала и меня замуж забрали», «чтоб я все успевала дома делать и погулять», «три качества: крутость, сила и чтоб побольше заработать». При необходимости по инструкции к заданию называть качества личности, взрослые пользовались больше глагольными формами взамен предполагаемых существительных и прилагательных. В основном использовалась материальная направленность желаемых запросов.

При выполнении методики «Я хочу быть таким (такой)» юноши справились с заданием быстро при четком понимании инструкции. Желаемые личностные характеристики, обозначенные в ходе первичной беседы, оказались гораздо шире тех, которые респонденты отметили при выполнении методики. Выбора

101

антонимичных утверждений не встречалось. Направленность ответов в основном была положительной. Встречались такие формулировки: «Хочу быть умным», «Хочу быть смелым», «Хочу быть крутым и чтоб уважали меня», «Красоткой хочу быть и секси». При этом взрослые респонденты не давали только положительных ответов. Респонденты мужчины декларировали нежелание соотноситься с запросом, вынесенным в название методики, например: «не хочу чего-то хотеть», «нет желаний», «хочу быть таким, такой и есть», респонденты женщины были ориентированы в большей степени на подражание внешним данным известных людей, например: «Хочу быть как Ким Кардашьян... Видели, какая красотка?», «Платье хочу, как у Джоли», «Хочу быть богатой и в «Голливуде». Также отмечались ответы, связанные с семейными отношениями, личным успехом, например: «Я хочу быть счастливой!», «У меня дети, я хочу их хорошо воспитать», «Я хочу быть такой, чтобы всем нравиться».

Отдельно стоит отметить обнаруженную корреляционную взаимосвязь между сниженной потребностью обращения к Я-идеальному и наличием асоциального поведения у юношей (коэффициент ранговой корреляции Спирмена г8 = 0.655, при критических значениях для N = 27, при р = 0,05 (0,38) и при р = 0,01 (0,48)), между неудовлетворенностью материальным положением и идеализированными запросами на его улучшение у взрослых (коэффициент ранговой корреляции Спирмена г8 = 0.647, при критических значениях для N = 16, при р = 0,05 (0,5) и при р = 0,01 (0,64)).

Для женщин и девушек, независимо от наличия или отсутствия асоциального поведения, независимо от положительной/отрицательной оценки своего материального положения, характерна тенденция идеализированных запросов относительно собственной внешности и личностных качеств, тогда как для мужчин больше характерны запросы, касающиеся денег, силы, социальной активности и взаимоотношений с окружающими.

ВЫВОДЫ

1. Пролонгированные динамические характеристики структурно-содержательного компонента Я-идеальное в личности субъектов юношеского и взрослого возраста с легкой умственной отсталостью обладают определенной спецификой:

- преимущественно положительным (несмотря на наличие или отсутствие асоциального поведения) формированием прообразов, желаний, ожиданий в качестве идеальных элементов Я на этапе юношества;

- реалистично соотнесенному, ограниченному в плане желаний, мотивационно не обусловленному формированию прообразов Я-идеальных структур самосознания у взрослых.

Это может быть обусловлено реальным негативным опытом социального взаимодействия в рамках самостоятельной жизни и профессионального становления, в частности, с наличием или отсутствием профессиональной занятости, характером этой занятости, семейными взаимоотношениями, их качеством и особенностями, отсутствием семьи, удовлетворением/

102

неудовлетворением имеющихся социальных и эмоциональных притязаний, слабостью волевых компонентов личности в рамках поведенческих реализаций и

др.).

2. Направленность идеальных Я-структурных прообразов реализуется и в юношеском, и во взрослом возрастах в рамках нескольких направлений: улучшение своих реальных физических возможностей, реального положения вещей и состояния самого респондента (быт, здоровье, материальный достаток, условия жизни и т.д.); налаживание отношений с другими людьми, переживания эмоций удовлетворенности/неудовлетворенности; собственный портрет в отношениях с другими, возможность быть таким, какой есть и перенос своего Я-реального в идеальное поле; взаимодействие с тем, что не является самим человеком (моим Я), но включено в те же системы взаимосвязей, куда включен он сам (Я сам).

Список литературы

1. Frances A. J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review of clinical psychology. - 2012. - Vol. 8. - P. 109-130. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.

2. Психология самосознания: хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. -672 с.

3. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

4. Newen A. Understanding others - the person model theory // Open Mind / Eds. T. Metzinger, J. M. Windt. - Cambridge, MA: MIT Press, 2015. - P. 1049-1076.

5. Williford K. The Projective consciousness model and phenomenal Selfhood [Электронный ресурс] / K. Williford, D. Bennequin, K. Friston, D. Rudrauf // Frontiers in Psychology. URL https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02571/full (дата обращения: 10.01.2020)

6. Кузьмина Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности / Т. И. Кузьмина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4, № 4. - С. 310-314.

7. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Т. И. Кузьмина. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. - 192 с.

8. Левченко И. Ю. Концепция системы психо лого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Сборник научных трудов участников V Международной научно -практической конференции. - Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» институт педагогики и психологии, 2018. - С. 35-39.

CONSTRUCT SELF-IDEAL IN THE SELF-CONSCIOUSNESS OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Kuzmina T. I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow State University of Psychology and Education, Institute of Correctional Education RAE, Moscow, Russian Federation, E-mail: ta-1@fist.ru

The article is devoted to the study of the Self-ideal in persons with intellectual disabilities of youth and adult age. I structures as one of the main phenomena of self-

103

awareness affect the formation of behavioral and Dialogic components of the subject's activity. For individuals with intellectual disabilities, especially mild ones, the formation of Self-structures of personality is associated with the success/failure of entering the socialization context of relationships with the surrounding world as a system and the surrounding people as unique representatives of this system. Based on the results of the I-ideal study, using specially developed methods, it was possible to identify its specificity in young and adult individuals with mild mental retardation. The phenomenon has been described and a number of hermeneutical assumptions have been made about its specificity in this article. The study involved 48 people with mild mental retardation aged 16 to 29 years, students and graduates of special (correctional) schools. The results of the study demonstrated the presence of a qualitative identity of the Self-ideal in persons of youth and adult age, which is verbally realized when the Self-ideal is represented mainly in narrative forms. It is noted that the orientation of the ideal Self-structural prototypes is realized in both youth and adulthood in several areas: improving their real physical capabilities, the real state of things and the state of the Respondent himself, establishing relationships with other people, experiencing emotions of satisfaction/dissatisfaction; their own portrait in relationships with others, the ability to be what is and transfer their real Self to the ideal field; interaction with what is not the person himself, but is included in the same system of relationships where he is included.

Keywords: mental retardation, Self-ideal, self-awareness, self-knowledge, young people, adults.

References

1. Frances A.J. and Widiger T., Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future, Annual review of clinical psychology, 8, 109 (2012).

2. Psixologiya samosoznaniya: xrestomatiya, red. D.Ya. Rajgorodskij, 672 p. (Samara, 2003).

3. Samosoznanie i zashhitny'e mexanizmy' lichnosti: xrestomatiya, red. D.Ya. Rajgorodskij, 656 p. (Samara, 2000).

4. Newen A., Understanding others - the person model theory, Open Mind, eds. T. Metzinger, J.M. Windt, p. 1049 (MIT Press, Cambridge, MA, 2015).

5. Williford K., Bennequin D., Friston K. and Rudrauf D., The Projective consciousness model and phenomenal Selfhood [Electronnyi resurs], Frontiers in Psychology. URL https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02571/full (Accessed: 10.01.2020)

6. Kuz'mina T.I. Izuchenie samosoznaniya v kontekste special'noj psixologii lichnosti, Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya, 4, 4, 310 (2015).

7. Kuz'mina T.I., Psixologicheskaya diagnostika samosoznaniya licz raznogo vozrasta s intellektual'noj nedostatochnosfyu, 192 p. (Moscow, 2016).

8. Levchenko I.Yu. and Volkovskaya T.N., Koncepciya sistemy' psixologo-pedagogicheskoj pomoshhi liczam s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya, Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: problemy \ perspektivy \ texnologii. Sbornik nauchny'x trudov uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, p. 35 (Orel, 2018).

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.