Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
УДК 159.9 (075.8)
ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Т. И. Кузьмина
НАУЧНЫЙ
ОТДЕЛ
Кузьмина Татьяна Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Россия E-mail: [email protected]
Представлен обобщенный теоретико-практический подход, демонстрирующий необходимость исследования самосознания лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках специальной психологии личности в контексте изучения регулятивно-поведенческих функций самосознания и реализации асоциальной направленности поведения. Подчеркнута ведущая роль внушаемости в формировании неадаптивного социального поведения таких лиц, предложены диагностические параметры оценки сензитивности субъекта к внушению при наличии интеллектуальной патологии. Отмечены такие специфические черты личностностной организации умственно отсталых, как редуцированность морально-нравственных и ценностных основ самосознания и поведения, отсутствие акмеологических предпосылок становления самосознания, сниженная способность интериоризации социальных норм, неадекватность оценки себя и своей социальной роли, нарушение индентификационных предпосылок становления личности.
Ключевые слова: самосознание, внутренние преграды, поведенческие ориентации, интеллектуальная недостаточность, внушаемость.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-310-313 Введение
Проблема психологического изучения самосознания в рамках специальной психологии личности на современном этапе развития науки актуальна в отношении субъектов (детей, подростков, юношей, взрослых), имеющих незначительную степень снижения интеллекта (на уровне легкой умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности). Возрастает актуальность таких исследований и в междисциплинарных областях: в патопсихологии, юридической психологии, судебно-экспертной практике, в пенитенциарной психологии, экстремальной психологии, психологии борьбы с терроризмом.
Особенно важна проблема изучения самосознания как регулятора социального поведения у лиц с легкой умственной отсталостью и пограничными формами интеллектуальной недостаточности ввиду того, что их возможности позволяют достаточно хорошо адаптироваться в социуме при условии адекватного психолого-педагогического сопровождения, с одной стороны, а с другой - при отсутствии необходимой коррекционно-развивающей и воспитательной среды именно они могут стать группой риска возникновения асоциального поведения и таких его форм, как зависимое поведение, противоправное поведение, за проявления которых они несут, в том числе, и уголовную ответственность. Законодательно такие лица признаются во взрослом возрасте дееспособными и отдающими себе отчет в том, что совершают, хотя асоциальные тенденции поведения могут наблюдаться у них уже на этапе младшей школы, в зависимости от благоприятной или неблагоприятной социальной ситуации развития, особенно если субъект с интеллектуальной недостаточностью обу-
© Кузьмина Т. И, 2015
Т. И. Кузьмина. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности
чался в условиях инклюзивного обучения, где был априори лишен специальной коррекционноразвивающей среды.
Самосознание субъекта с интеллектуальной недостаточностью
Исследования, проведенные автором в 20042009 и в 2009-2013 гг.. показали, что в методологическом отношении целесообразно изучение самосознания в контексте поведенческой активности субъекта с проблемами в интеллектуальной сфере и в контексте совершения им тех или иных поступков, что дает возможность увидеть развитие и функционирование самосознания, как минимум, в нескольких направлениях: в динамике формирования Я-концепции (становление Я-реального, Я-идеального, Я-социального, Я-антиидеального на разных возрастных этапах), в процессе становления внутренних преград личности (формирование «условно отрицательных» и «условно положительных» внутренних преград, состав и стадийность их формирования), в специфике формирования поведенческих ориентаций (усиление или ослабление устойчивости морально-нравственных поведенческих ориентаций или поведенческих ориентаций, основанных на личной выгоде, на страхе) и внутренних контролирующих основ поведения (наличие или отсутствие внушаемого поведения, асоциальной или просоциальной направленности поведения, способность к осознанному совершению поступка) [1]. Вопрос исследования Я-концепции умственно отсталых лиц труден в методологическом отношении, так как любое исследование личности и самосознания включает в себя элементы интроспекции и предполагает наличие понимания субъектом вербально выраженных характеристик личности и деятельности, несущих важную семантическую нагрузку в процессе диагностики.
Сложности в подборе, адаптации, создании новых методик для изучения самосознания и Я-концепции при нарушении интеллекта обусловлены тем, что при данном состоянии есть недоразвитие всех сфер психической активности и специфическая поведенческая активность субъекта. И если поведенческий, мотивационный, оценочный аспекты самосознания вполне поддаются изучению через наблюдение, беседу и модифицированные варианты стандартизированных самоотчетов, то морально-нравственный и ценностно-ориентированный аспекты могут быть исследованы только с применением новых, специально разработанных для этого методик (в некоторых случаях применимы методики «ситуационной диагностики») [2].
Поступок традиционно понимается как некое экзистенциально-смысловое наполнение поведения и межличностного взаимодействия
субъектов, определяющее действие субъекта в бытийном контексте и формирующее личность, с одной стороны, а с другой - характер поступка отражает внутриличностное наполнение субъективной реальности и оценки субъектом реальности объективной [3].
Самосознание субъекта с интеллектуальной недостаточностью зачастую не сформировано настолько, что его поведение является немо-тивированым, ситуативно обусловленным, полевым, слабо контролируемым, гедонистически направленным, аддиктивным и в целом дезадаптивным, ведущим к минимизации возможностей социализации индивида. Десоциализированные субъекты зачастую создают ситуации, опасные для общества - для жизни и здоровья других людей. У лиц с нарушением интеллекта отмечаются специфическая интеллектуальная деятельность, слабая или низкая критичность мышления, непонимание причинно-следственных связей, сюжетов социальных взаимоотношений и ролей, специфическая логика построения высказывания, нарушения формирования единиц речевой продукции, специфические умозаключения, недостаточное ориентирование в окружающем, очень ограниченный запас знаний и представлений о мире, иногда компенсирующийся знаниями в какой-то одной «профессиональной» или «интересующей» субъекта области. Их деятельность в целом может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной, стереотипной.
Обобщая литературные данные о самосознании умственно отсталых лиц и лиц с пограничными формами интеллектуальной недостаточности, отмеченные в работах С. Я. Рубинштейн, И. Ю. Левченко, Ч. Б. Кожалиевой, Н. Л. Белопольской, И. А. Коневой, Т. И. Кузьминой и др., можно говорить, что самосознание при нарушении интеллектуальных функций имеет ряд отличий от самосознания субъектов с нормативным развитием. Отмечаются выраженная редуцированность морально-нравственных и ценностных основ самосознания и поведения (ввиду высокой абстрагированности нравственных понятий и категорий и неспособности субъекта с интеллектуальной недостаточностью овладевать ценностно-смысловым и событийным содержанием поведения, прогнозировать последствия своих действий, нести за них ответственность или осознавать их аморальность и безнравственность), отсутствие акмеологических предпосылок становления самосознания, сниженная способность интериоризации социальных норм, повышенная внушаемость и ведомость, неадекватность оценки себя и своей социальной роли, нарушение индентификационных предпосылок становления личности (половой, возрастной, именной идентификации и др.), отсутствие разделения желаемого и действительного прообраза реальных и идеальных компонентов Я, непони-
Теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики
311
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
мание вербальных конструкций, описывающих Я-антиидеального, ожидание полного принятия социумом, желание выполнять в нем какие-то важные и значимые роли, иногда сводящиеся к исполнению сверхценной миссии, желание эмоционального комфорта и удовлетворения существующих потребностей, причем ощущение собственной полноценности и самостоятельности напрямую зависит от того, насколько полно здесь и сейчас удовлетворены имеющиеся желания и потребности [4-8].
роль внушаемости в формировании неадаптивного социального поведения
Наличие внушаемости - очень важная «поведенческая» характеристика психической системы лиц с интеллектуальной патологией, это следствие незрелости и нарушения функционирования самосознания личности. Человек с хорошо развитым самосознанием трудно внушаем, воспринимаемая информация проходит через призму Я, преломляясь через установки и усвоенные ранее моральные нормы, через ворота «функционального» Я (чувства, потребности, воля) и «субстанционального» Я (ценностные ориентации). Там, где есть несовершенства процесса самосознания и самопознания, внушение извне легче воспринимается и укореняется, так как может являться своеобразным заместителем недостающих и деформированных компонентов Я [5]. Внушаемая информация внедряется в личностные структуры, становясь полноправным участником функционирования Я-компонентов. Инстинктивная природа некоторых явлений психики, в том числе и защитных механизмов личности, также нарушающихся при патологии развития интеллекта, самосознания и личности в целом, на неосознаваемом уровне толкает такого субъекта на путь поиска способов компенсации нарушенной или утраченной функции контроля поведения. Такая компенсация может осуществляться за счет подчинения другому лицу, способному взять эту контролирующую функцию и принятие поведенческих решений на себя. Ввиду этого умственно отсталые лица зачастую становятся участниками организованных преступных групп, сект, соучастниками преступлений и исполнителями преступных замыслов третьих лиц, зачастую оказываясь неспособными дать истинную, а не формальную морально-нравственную оценку содеянному, что значительно уменьшает их способность к перевоспитанию при пребывании, например, в исправительной колонии. Умственно отсталый субъект может совершить преступление и «субъективно» даже не знать об этом в одном случае, а в другом случае сознательно преступить закон и искренне считать, что он поступил «нормально», поэтому совершенно не ясно «за что его судят».
В исследовании самосознания при нарушении интеллекта с прогностической целью необходимо обращать внимание на: параметры оценки сензитивности к внушению у лиц с умственной отсталостью и пограничными формами интеллектуальной недостаточности, а именно на степень и выраженность интеллектуальных нарушений, наличие сопутствующих психических заболеваний и состояний; условия обучения, воспитания, социальную ситуацию развития (семейную ситуацию, взаимоотношения с родственниками), наличие индоктринационного воздействия в анамнезе; склонность к ведению гедонистического образа жизни, удовлетворению сиюминутных желаний и потребностей; уровень аддиктивности (фактические данные употребления, злоупотребления психоактивными веществами, формирование зависимости от других людей); эмоциональную лабильность, поверхностность суждений, склонность к символогизации и атрибутизации явлений повседневной жизни; слабость волевого контроля за собственными действиями; наличие сниженной интеллектуальной и личностной критичности; некритичность к своему поведению и поведению окружающих; специфическое состояние самосознания и Я-концепции, незрелость или деформация Я-компонентов личности; внутренний конфликт, обусловленный несоответствием желаемой и реально выполняемой социальной ролью; отвергнутые социумом попытки занять в нем желаемую нишу, узость и специфичность социальных контактов; псевдокомпенсацию чувства собственной неполноценности и ущербности при сравнении с другими людьми, желание возвыситься и превзойти их.
Заключение
Таким образом, означенный подход нуждается в пополнении практическими данными, конкретизации понятий, разработке методического аппарата в дополнение к имеющемуся, обогащении теоретическими дополнениями, в уточнении и развитии в пространстве дискуссионных обсуждений.
Библиографический список
1. Кузьмина Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
2. Кузьмина Т. И. Концептуальные основы применения ситуационно-диагностических методов в профессиональной деятельности психолога // Проблемы теории и практики современной психологии : тез. докл. XII Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск, 2013. С. 442-445.
3. Бахтин М. М. К философии поступка. URL: http:// philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 14.09.2015).
312
Научный отдел
Т. И. Кузьмина. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности
4. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М., 1995. 23 с.
5. Кожалиева Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания и содержания образа «Я» у подростков с нарушением интеллекта : метод. рекомендации. М., 2007. 47 с.
6. Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. № 1. С. 22-25.
7. Левченко И. Ю. Патопсихология : теория и практика. М., 2000. 232 с.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. URL: http://psymania.info/raznoe/348.php (дата обращения: 14.09.2015).
Study of Identity in the Context of the Special Personality Psychology
Tatiana I. Kuzmina
Moscow State Psychological and Pedagogical University 29, Sretenka str., Moscow, 127051, Russia E-mail: [email protected]
Presents a generalized theoretical and practical approach, showing the need to study the identity of persons with intellectual disabilities in the special psychology of the individual in the context of the study of the regulatory and behavioral functions of self-awareness and realization of antisocial behavior orientation. Emphasized the leading role in the formation of suggestibility maladaptive social behavior such persons proposed diagnostic evaluation parameters of the sensitive subject to suggestion in the presence of intellectual pathology. Describes the specific features of the personality's organization of mentally retarded people as a reduction of moral and value bases of consciousness and behavior, absence of akmeologi-cal preconditions for establishing identity, reduced ability of internalization of social norms, inadequate assessment of themselves and their social role, contravention of preconditions for establishing a violation of the individual.
Key words: self-awareness, internal barriers, behavioral targeting, intellectual impairment, suggestibility.
References
1. Kuz'mina T. I. Dinamikaformirovaniya Ya-kontseptsii u lits s legkoy stepen'yu umstvennoy otstalosti: Qvtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Dynamic of self-conception formation by people with mild mental retardation: аиЬэгеЕ diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2009, 26 p. (in Russian).
2. Kuz'mina T. I. Kontseptual'nye osnovy primeneniya situatsionno-diagnosticheskikh metodov vprofessional 'noy deyatel'nostipsikhologa (Conceptual bases of application of case-diagnostical methods in psychologist's professional activiy). Problemy teorii ipraktiki sovremennoypsikholo-gii: tez. dokl. XII Vserossiyskoy (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. (Problems of theory and praxis of contemporary psychology: theses on XII All-Russian «with international part» scientific and practical conference). Irkutsk, 2013, pp. 442-445 (in Russian).
3. Bakhtin M. M. K filosofii postupka (To philosophy of proceed). Available at: http://philosophy.ru/library/bahtin/ post.html (accessed 14 September 2015) (in Russian).
4. Belopol'skaya N. L. Polovozrastnaya identifikatsiya. Metodika issledovaniya detskogo samosoznaniya (Gender and age identification. Method of investigation of child's self-consciousness). Moscow, 1995. 23 p. (in Russian).
5. Kozhalieva Ch. B. Diagnostika urovnya razvitiya samosoz-naniya i soderzhaniya obraza «Ya» u podrostkov s narush-eniem intellekta: metod. rekomendatsii (Diagnosis of level of development of self-consciousness and content of I-image by teenagers with mental development disorder: methodical recommends). Moscow, 2007. 47 p. (in Russian).
6. Koneva I. A. Kproblemepozdney differentsial'noy diagnos-tiki intellektual'nogo nedorazvitiya i zaderzhki psikhichesk-ogo razvitiya (To problem of late differential diagnosis of mental development disorder and mental retardation). Spetsial'naya psikhologiya (Special psychology). 2004, no. 1, pp. 22-25 (in Russian).
7. Levchenko I. Yu. Patopsikhologiya: teoriya ipraktika (Psychopathology: theory and praxic). Moscow, 2000.232 p. (in Russian).
8. Rubinshteyn S. Ya. Psikhologiya umstvenno otstalogo shkol 'nika (Psychology of mentally challenged schoolchild). Available at: http://psymania.info/raznoe/348.php (accessed 14 September 2015) (in Russian).
Теоретико-методологические
подходы к исследованию
развития психики
313