Научная статья на тему 'Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте'

Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ / СЕМЬЯ / САМОПРИНЯТИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЮНОШЕСТВО / САМОПОНИМАНИЕ / SELF-ATTITUDE / IMAGE OF PARENT / FAMILY / SELF-ACCEPTANCE / SELF-RESPECT / GENDER DIFFERENCES / YOUTH / SELF-UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сторожева Юлия Анатольевна

Статья представляет собой обзор эмпирического исследования отражения образов родителей в структуре самоотношения юношества. По мнению автора, формирование индивидуальной модели мироздания носит комплексный характер: познание себя, и как следствие, формирование образа Я, и познание объективного мира, включающего мир вещей и мир других людей. Длительное время одну из определяющих ролей в этом формировании играет семья. Она формирует личность ребенка и дает первые примеры взаимодействия с вещами и людьми. В юношеском возрасте переосмысляются и перестраиваются многие знания о себе и мире: новые представления о вариантах жизненных практик сталкиваются с устоявшимися знаниями, в том числе о родителях. В этот момент ключевое значение имеет, на наш взгляд, соотношение реального и идеального образов родителей. Исследование, описанное в статье, заключается в изучении соотношения идеального и реального образов родителей, отраженное в структуре самоотношния юношества. Автор приходит к выводу, о том, что в период юношества соотношение реальных и идеальных образов родителей имеет большое значение в формировании самоотношения. Но для молодых людей более значимым являются родительские чувства, отношение к ребенку. Для девушек более важны когнитивный и поведенческий компоненты образов родителей, прежде всего, матери. В период становления характера для юношей важна эмоциональная поддержка родителей, она придает юноше уверенность в себе, положительно сказывается на самооценке. Для девушек в период взросления первоочередным становится поиск ролевой модели поведения, выстраивания своего типа взаимодействия с миром, образ матери, соответствующий идеальному образу, становится прообразом самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection between parents’ images and youth’ self-relation

The article is a review of empirical research which describes the reflection of parents’ images in the structure of youth’ self-relation. According to the author, the formation of an individual model of the universe is complex: the knowledge of oneself and the knowledge of the objective world, including the world of things and the world of other people. The family played one of the determining roles in this formation for a long time. The family forms the child’s personality and gives them the first examples of interaction with things and people. The youth are rethought and rebuilt much knowledge about themselves and the world: new ideas about the life practices are faced well-established knowledge, including parents’ images. At this point, much important is the ratio of real and ideal parents’ images. The research consists in reflected of the ratio of ideal and real parents’ images in the structure of youths’ self-relation. The author comes to the conclusion that in the period of youth the ratio of real and ideal parents’ images is importance to the formation of self-relationship. But for male young people are more important parental feelings, attitude to the child. For girls are more important the cognitive and behavioral components of parents’ images, especially mothers. In the period of formation the character for boys is most important emotional support of parents, it gives the young man self-confidence, a positive effect on self-esteem. For girls is most important the search for a role model, building their type of interaction with the world, the mother’s image becomes the prototype of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сторожева Ю. А. Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Storozheva Ju.A. (2019). Interconnection between parents' images and youth' self-relation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN319.pdf (in Russian)

УДК 159:923.2:616-053.7 ГРНТИ 15.31.31

Сторожева Юлия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань, Россия

Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: omsup.asgmu@mail.ru

Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте

Аннотация. Статья представляет собой обзор эмпирического исследования отражения образов родителей в структуре самоотношения юношества. По мнению автора, формирование индивидуальной модели мироздания носит комплексный характер: познание себя, и как следствие, формирование образа Я, и познание объективного мира, включающего мир вещей и мир других людей. Длительное время одну из определяющих ролей в этом формировании играет семья. Она формирует личность ребенка и дает первые примеры взаимодействия с вещами и людьми. В юношеском возрасте переосмысляются и перестраиваются многие знания о себе и мире: новые представления о вариантах жизненных практик сталкиваются с устоявшимися знаниями, в том числе о родителях. В этот момент ключевое значение имеет, на наш взгляд, соотношение реального и идеального образов родителей.

Исследование, описанное в статье, заключается в изучении соотношения идеального и реального образов родителей, отраженное в структуре самоотношния юношества. Автор приходит к выводу, о том, что в период юношества соотношение реальных и идеальных образов родителей имеет большое значение в формировании самоотношения. Но для молодых людей более значимым являются родительские чувства, отношение к ребенку. Для девушек более важны когнитивный и поведенческий компоненты образов родителей, прежде всего, матери. В период становления характера для юношей важна эмоциональная поддержка родителей, она придает юноше уверенность в себе, положительно сказывается на самооценке. Для девушек в период взросления первоочередным становится поиск ролевой модели поведения, выстраивания своего типа взаимодействия с миром, образ матери, соответствующий идеальному образу, становится прообразом самоактуализации.

Ключевые слова: самоотношение; образ родителя; семья; самопринятие; самоуважение; гендерные различия; юношество; самопонимание

https:// mir-nauki. com

Проблема формирования образа объективного мира в психике индивида -фундаментальная проблема психологической науки, неразрывно связанная с изучением апперцепции и субъективности восприятия. Личный опыт, знания о предметах окружающего мира и самом себе неизменно несут в себе отпечаток культуры, проекцию модели мира, созданной определенной этнокультурной общностью людей. Новое поколение получает в наследство модель объективного мира, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность [1; 2].

Конструирование индивидуальной модели мироздания идет по двум основным направлениям: познание себя, и как следствие, формирование образа Я, и познание объективного мира, включающего мир вещей и мир других людей. На протяжении длительного времени одну из определяющих ролей в этом конструировании играет семья. Она формирует личность ребенка и дает первые примеры взаимодействия с вещами и людьми. В мире ребенка родители - первые значимые «другие»: они и образ для подражания, с которого копируется собственный образ мира и образ Я, и модели выстраивания отношений с миром, и источник оценки собственного поведения, и проводник социального опыта. Образ родителей на протяжении длительного времени - центр картины мира ребенка и важный источник самоотношения [5; 6].

В период перехода от подросткового к юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самопознания наблюдается упрочение отдельных проявлений отношения к себе, их интеграция и оформление в виде устойчивой структуры самоотношения [3]. Самоотношение как сложная интегральная система является результатом взаимодействия с другими людьми, в ней находят свое отражение, в том числе образы родителей и детско-родительские отношения. Многомерная динамическая структура самоотношения объединяет в себе «позитивное отношение к себе» (самоуважение и аутосимпатию) и «негативное отношение к себе» (самоуничижение); организующими составляющими самоотношения являются самопринятие, открытость и самоуважение, которые во многом зависят от отношения родителей и ближайшего окружения [4].

В юношеском возрасте многие знания о себе и мире переосмысляются, перестраиваются [7; 8]. Образы родителей не становятся исключением, устоявшиеся знания о них подвергаются сомнению, проходят испытание юношеским максимализмом. Юноша, обладая знаниями о вариантах ценностных систем и жизненных практик, сравнивает новые знания с устоявшимися представлениями, связанными с образами родителей и их жизненным опытом. В этот момент ключевое значение имеет соотношение реального и идеального образов родителей. Близкое соответствие реального и идеального образов родителей становится залогом положительного самоотношения молодых людей. Родители в этом случае, воспринимаются как «достойные подражания» и сложившиеся представления о себе упрочняются. Определение роли образов родителей в формировании отношения к собственному «Я» в юношеском возрасте стало целью нашего исследования.

В исследовании принимали участие 80 человек, из полных семей, юноши и девушки равномерно, средний возраст испытуемых 18 лет. Для организации диагностического этапа нами были выбраны следующие методики: методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»; опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева; методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).

Материалы и методы исследования

Статистическая обработка данных проводилась с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона [9; 10].

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из данных, полученных при корреляционном анализе К. Пирсона по всей выборке, становится ясным, что для молодых людей обоих полов наиболее значимым является эмоциональный компонент образов родителей - родительские чувства, отношение к ребенку. Близкое соответствие реального и идеального эмоциональных компонентов в образе отца благоприятно сказывается на самоотношении молодых людей, проявляясь в повышении самопонимания. И наоборот разрыв между эмоциональными компонентами реального и идеального образов матери, проявляется негативно в виде высокого самообвинения. Не менее важными оказываются поведенческие компоненты образов родителей: близкое соответствие поведенческих компонентов реального и идеального образов отца положительно сказывается на самопринятии молодых людей, а близкое соответствие поведенческих компонентов образов матери положительно влияет на самоуважение молодых людей.

Обратимся к гендерному анализу выборки: разделив испытуемых по полу, мы также провели корреляционный анализ различий реального и идеального образов родителей. Данные приведены в таблице.

Таблица 1

Сводные результаты взаимосвязи образов родителей и компонентов самоотношения

№ Соотношение аспектов идеальных и реальных образов родителей Компонент самоотношения Статистический показатель и характер взаимосвязи (p < 0,05)

Юноши

1 Разница эмоционального аспекта (мать) Самообвинение +0,355

2 Разница эмоционального аспекта (мать) Самоуважение Самопонимание -0,224 -0,361

3 Разница эмоционального аспекта (отец) Самопонимание +0,404

Девушки

1 Разница поведенческого аспекта (мать) Самопонимание -0,315

2 Разница поведенческого аспекта (мать) Самообвинение +0,431

3 Разница когнитивного аспекта (отец) Самообвинение -0,573

4 Разница когнитивного аспекта (отец) Самоуважение -0,355

Составлено автором

Проанализировав данные корреляции между идеальными и реальными представлениями о родителях и их взаимосвязи с самоотношением у молодых людей мужского пола, мы можем сделать вывод о том, что высокое самообвинение у юношей наблюдается в том случае, если показатели реального и идеального эмоционального компонентов образов матери далеки друг от друга (разница эмоционального аспекта (мать) = +0,355). С другой стороны, нами было обнаружено, что чем ближе связь между эмоциональными компонентами реального и идеального образов матери, тем выше балы по таким шкалам как самоуважение (разница эмоционального аспекта (мать) = -0,224) и самопонимание (разница эмоционального аспекта (мать) = -0,361). В структуре самоотношения самоуважение является одним из ключевых компонентов - это сложносоставной фактор, в который входят открытость (внутренняя честность), самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я (отражение самоотношения). Так же следует отметить, что высокие баллы по шкале самопонимание наблюдаются у тех молодых людей, у которых показатели реального и идеального эмоционального компонента образов отца далеки друг от друга (разница эмоционального аспекта (отец) = +0,404).

Корреляционный анализ результатов девушек-испытуемых показал, что близкое совпадение идеального и реального поведенческого компонента образа матери (разница поведенческого аспекта (мать) = -0,315) непосредственно взаимосвязано с высоким самопониманием девушек. Разрыв, наблюдаемый между поведенческими компонентами образов матери (разница поведенческого аспекта (мать) = 0,431), приводит к высокому самообвинению девушек, к подобному же результату приводит близкое соответствие реального и идеального когнитивного компонента образов отца (разница когнитивного аспекта (отец) = -0,573). Не совпадение же между реальным и идеальным когнитивным аспектами образа отца (разница когнитивного аспекта (отец) = 0,355) проявляется высоким баллом по шкале самоуважение.

Результаты проведенного анализа, позволяют сделать обобщенный вывод, касающийся сопоставления взаимосвязи образов родителей и самоотношения у юношей и девушек. Основное различие показателей испытуемых мужского и женского пола касается тех аспектов образов родителей, которые оказывают приоритетное влияние на самоотношение. У юношей самоотношение прочно связано с эмоциональными компонентами реального и идеального образов родителей. Для девушек наиболее значимыми являются когнитивные и повденческие компоненты образов родителей.

У мужской части выборки близкое соответствие идеального и реального эмоционального компонента образов матери благоприятно сказывается на самопонимании и самоуважении. Соответствие материнских чувств идеальному образу, проявление заботливого отношения к ребенку закладывают основу позитивного самоотношения, подросток склонен высоко оценивать собственное Я по социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. С другой стороны, разрыв между эмоциональными компонентами образов матери приводит к усилению самообвинения. Подросток склонен видеть в себе прежде всего недостатки, готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.

Важно отметить значение разрыва между эмоциональными компонентами образов отца для самопонимания юноши. На основании качественного анализа анкет и тестов, заполненных испытуемыми, можно предположить, что расхождение эмоциональных компонентов образов отца склоняет юношей к более вдумчивому осмыслению образа собственного Я. Осознавая разрыв между идеальным образом отца и реальным, юноша, не имеет эмоциональных ориентиров мужского образа и вынужден подробнее анализировать собственные качества и черты.

Для девушек наиболее благоприятно на самоотношение, и в частности, на самопонимание влияет соответствие между идеальным и реальным когнитивным компонентами образов матери. Совпадение идеального знания о материнском образе и реальной матери в гомогендерных парах приводит к лучшему пониманию себя для девушки-подростка, она может увидеть в матери идеал материнства и стремиться к развитию подобных качеств в себе. С другой стороны, разрыв между когнитивными компонентами приводит к самообвинению - выраженности отрицательных эмоций в адрес своего «Я», склонности видеть в себе прежде всего недостатки.

Иную картину мы наблюдаем, анализируя связь когнитивного компонента образов отца. В том случае, если имеется разрыв между когнитивными аспектами реального и идеального образов отца, то это благоприятно сказывается на самоотношении девушки, проявляясь

https:// mir-nauki. com

высоким самоуважением. Качественно проанализировав результаты исследования, мы можем предположить, что данное расхождение избавляет девушку от отцовской строгости, то есть отец не соответствует образу строгого родителя и главное не имеет строго оформленного идеального образа ребенка, что возможно даёт ребёнку гибкость в принятии тех или иных решений, выборе того или иного способа поведения и т. п., поэтому это положительно сказывается на самоотношении.

В противоположном случае, когда имеется близкое соответствие реального и идеального когнитивных компонентов образа отца, то это негативно сказывается на самоотношении девушки, проявляясь высоким самообвинением. На основании качественного анализа, здесь мы можем предположить, что в реальном образе отца ярко выражены строгие требования к себе как к родителю и не менее строгие требования к ребенку, что возможно сказывается на ребёнке как невозможность достичь идеала и в свою очередь перетекает в самообвинение.

Таким образом, на основании проведенного исследования было выявлено, что для молодых людей обоих полов соотношение реальных и идеальных образов родителей имеет большое значение в формировании самоотношения. Но для юношей наиболее значимым является эмоциональный компонент образов родителей - родительские чувства, отношение к ребенку. Совпадение образов реальной и идеальной матери положительно влияют на самопонимание и самоуважение; несовпадение приводит к самообвинению. Разрыв между эмоциональными компонентами образов отца у юноши сказывается на самопонимании. В сложный период окончательного становления характера для юношей важна эмоциональная поддержка обоих родителей, их соответствие идеальным образам родителей в эмоциональном аспекте придает юноше уверенность в себе, положительно сказывается на самооценке.

Для девушек более важными являются когнитивный и поведенческий компоненты образов родителей, прежде всего, матери. При соответствии когнитивного и поведенческого компонента в образах матери девушка может ровняться на мать в поведении и стиле воспитания, следствием расхождения образов становится самообвинение. Для девушек в этот период взросления наиболее важным становится поиск ролевой модели поведения, выстраивания своего типа взаимодействия с миром, образ матери, соответствующий идеальному образу, становится прообразом самоактуализации.

Материалы данного исследования могут быть использованы в деятельности семейных психологов при разработке индивидуальных стратегий сопровождения семей и оказании целенаправленной помощи молодым людям обоих полов и родителям.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Москаленко О.В. Саморазвитие и самореализация современного будущего профессионала в ценностно-смысловом контексте социума // Образовательные технологии (г. Москва). 2017. № 1. С. 22-32.

2. Социально-психологические особенности адаптации человека к требованиям современного общества // материалы второй Международной научно-практической конференции: [сборник] / Российское психологическое о-во, Чувашское региональное отд-ние РПО, Каф. прикладной психологии ГОУ ВПО "Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова", Каф. педагогики и психологии Чувашского фил. ГОУ ВПО "Российский Гос. социальный ун-т"; [редкол.: О.В. Москаленко (гл. ред.), отв. редакторы - В.А. Порядина, Л.В. Селиванова]. Чебоксары, 2010.

3. Костина Л.А., Тараскина Т.В. Основы возрастной психологии (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов) // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-1. С. 106-107.

4. Кочур В.В., Селезнев С.Б., Костина Л.А. Роль самооценки и мотивации в социально-психологической адаптации студентов-медиков // В сборнике: Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях / Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С.139-143.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Общ. ред. и вступит. ст.: В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

6. Кон И.С. Социология личности / М., 1967.

7. Иванова Е.Е. Роль образования в процессе социализации современного студенчества // В книге: Высшее образование для XXI века материалы X Международной научной конференции. Редактор В.А. Ситаров. 2013. С. 26-29.

8. Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития // Ситаров В.А., Крулехт М.В., Романюк Л.В., Косинова О.А., Борисова Л.Н., Сикорская Л.Е., Кощиенко И.В., Кузьмина Л.М., Багузина Е.И., Белова А.Н., Ильинская Н.И., Карелин М.М., Лосева Н.А., Седунова Е.В., Сенченков Н.П., Чабанова С.С., Чекун О.А., Иванова Е.Е. Коллективная монография / Москва, 2014.

9. Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психологический журнал. - 1981. 3. Т.2. - С. 104-117.

10. Щавельзон Р.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности - М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2008. - 272 с.

https:// mir-nauki. com

Storozheva Julia Anatolevna

Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: omsup.asgmu@mail.ru

Interconnection between parents' images and youth' self-relation

Abstract. The article is a review of empirical research which describes the reflection of parents' images in the structure of youth' self-relation. According to the author, the formation of an individual model of the universe is complex: the knowledge of oneself and the knowledge of the objective world, including the world of things and the world of other people. The family played one of the determining roles in this formation for a long time. The family forms the child's personality and gives them the first examples of interaction with things and people. The youth are rethought and rebuilt much knowledge about themselves and the world: new ideas about the life practices are faced well-established knowledge, including parents' images. At this point, much important is the ratio of real and ideal parents' images. The research consists in reflected of the ratio of ideal and real parents' images in the structure of youths' self-relation. The author comes to the conclusion that in the period of youth the ratio of real and ideal parents' images is importance to the formation of self-relationship. But for male young people are more important parental feelings, attitude to the child. For girls are more important the cognitive and behavioral components of parents' images, especially mothers. In the period of formation the character for boys is most important emotional support of parents, it gives the young man self-confidence, a positive effect on self-esteem. For girls is most important the search for a role model, building their type of interaction with the world, the mother's image becomes the prototype of self-actualization.

Keywords: self-attitude; image of parent; family; self-acceptance; self-respect; gender differences; youth; self-understanding

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.