ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.923.2
«Я РЕАЛЬНОЕ» И «Я ИДЕАЛЬНОЕ» В «ОБРАЗЕ Я» ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
© 2010 г. Ж.Г. Махнёва
Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, пер. Некрасовский, 44, г. Таганрог, 34 7922, [email protected]. т
Taganrog Technologic Institute of Federal Southern University, Nekrasovskiy Lane, 44, Taganrog, 347922, [email protected]
Отражены результаты исследования соотношения реального и идеального планов в оценочном компоненте Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей. Автор сопоставляет «Я реальное» и «Я идеальное» в структуре «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей, а также представления подростков, психологически зависимых от родителей, о своём реальном и идеальном Образе Я глазами родителей.
Ключевые слова: самосознание, образ Я, самооценка, психологическая зависимость, негативизм, подростковый возраст.
In article are reflected results of research of real and ideal plans parity in an estimated component of the self-image of the teenagers psychologically dependent on parents. The author compares I-real and I-ideal in a structure of the self-image the teenagers psychologically dependent on parents, and also representations of the teenagers psychologically dependent on parents about the real and ideal self-image by eyes of parents.
Keywords: self-consciousness, self-image, self-esteem, psychological dependence, negativism, teenage age.
Изучение психологической зависимости в детско-родительских отношениях на данный момент весьма актуальная тема, в связи с тем, что пришло осознание обществом проблемы зависимости как таковой. Сегодня психологами проводятся исследования различных видов компьютерной, алкогольной, наркотической, игровой зависимости и прочих, связанных с аддик-тивным поведением явлений. В практической психиатрии и психологии выделяются такие поведенческие зависимости, в том числе патологического характера, как фанатизм (религиозный, спортивный, музыкальный), «паранойя здоровья» (спортивная аддикция), зависимое воровство, зависимость от обладания вещами, зависимость от магазинов и др., которые приводят к личным катастрофам, всевозможным соматическим и психическим заболеваниям.
В онтогенетическом аспекте наиболее сенситивным к формированию независимых либо зависимых тенденций развития личности является подростковый возраст. Избавление от родительской опеки - первый шаг на пути к индивидуализации личности. В подростковом возрасте у ребёнка происходит сдвиг приоритетов в области значимых лиц от семьи к сверстникам, и он уже в достаточной степени адаптирован к жизни в социуме [1-3]. Поскольку подросток зачастую продолжает жить с родителями и зависит от них экономически, умеренное проявление зависимости от родителей у него естественно и нормативно, однако доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и отрицательно влияет на развитие личности [4]. Особое значение,
подчеркивающее важность исследований, имеет тот факт, что закрепившаяся с детства психологическая зависимость служит одной из основных предпосылок формирования у взрослого человека какой-либо формы патологической зависимости.
Психологическая зависимость в детско-родительских отношениях - особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Это характеризуют неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, несамодостаточность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества, и др. [4].
Таким образом, психологическая зависимость подростков от родителей - отдельный предмет для изучения и исследования, он имеет черты социально-психологической зависимости и проявляется в основных формах - собственно зависимости и негативизма. Первая заключается в несамостоятельности, выраженной потребности в поддержке, опоре, возможно, руководстве, в принятии, вследствие чего возникает страх разочаровать, оттолкнуть от себя значимое лицо. Подростки, собственно зависимые от родителей, в своём поведении стремятся избегать конфликтов, стараются не принимать самостоятельных решений и в ситуациях жизненного выбора занимают пассивную позицию, руководствуясь мнениями, указаниями со стороны родителей. К негативистскому проявлению
зависимости относится поиск негативного внимания, бунтарство, когда все поступки индивида диктуются стремлением действовать в противоположность тому, что от него ожидают. Такое поведение как бы удовлетворяет внутреннюю потребность в независимости, однако, оно же служит доказательством эмоциональной связи, болезненности её переживания, что влечёт за собой конфликтные действия. Выбор субъекта в этом случае так же обусловлен мнениями, требованиями окружающих, как и в ситуации проявлений собственно зависимости.
Рассмотрим, как отражается психологическая зависимость от родителей в самосознании подростка, в оценочном его компоненте - совокупности оценок индивидом самого себя, и в отношении к себе в результате этого.
Исследованию самосознания посвящено немало работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Сегодня под самосознанием понимают процесс, но оно характеризуется и своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией» [5]. Следует пояснить, что указанные термины, хотя и не полностью синонимичны, тем не менее они не имеют фиксированных терминологических различий и зачастую используются как синонимы.
Анализ «Я-образа» выделяет в нем два аспекта: знания о себе (когнитивный компонент) и самоотношение (оценочный и аффективный компоненты). В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, они составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако эти знания ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, это составляет аффективно-оценочный компонент «Образа Я», который во многом впоследствии определяет отношение человека к себе, составляет в какой-то мере стержень личности, формирует жизненные цели и пути.
В структуре «Образа Я» выделяют шесть различных Я: реальное Я личности; собственное Я в представлении самого субъекта; его Я в представлении других людей; его представления о том, что о нем думают другие; собственные представления о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие.
Можно отметить, что «Образ Я» в середине подросткового возраста еще не полностью устоялся, хотя уже прослеживаются определенные направления его развития в сторону разотождествления с мнением взрослых, что достигается за счёт углубления процессов самопознания, рефлексии, а также временного сдвига в ориентациях на оценку сверстников [3]. Однако под воздействием чрезмерной зависимости от родителей, направления процесса развития «Я-концепции» он может изменяться в позитивную и в негативную сторону. Этот момент становления «Образа Я», его гибкости в этот период даёт возможности для коррекции в том случае, если личность развивается дисгармонично. Экспериментальное исследование оценочного компонента «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей, помогает установить, какие
нарушения в процессе оценивания себя, создания собственной картины себя с соответствующей эмоциональной окраской можно обнаружить у них с целью выработки последующих рекомендаций для самосовершенствования, саморазвития подростков либо работы практического возрастного психолога.
В нашем эмпирическом исследовании оценочного компонента «Образа Я» приняли участие учащиеся 14 - 15 лет 9 - 10-х классов МОУ СОШ № 36, 9, 33, а также ГОУ СПО «ТКМП» г. Таганрога, количество испытуемых составило 160 чел.
Нами изучались самооценки подростка по ряду качеств и в реальном, и в идеальном состоянии, а также его представления о том, как его оценивают родители, и каким, по его мнению, родители хотят его видеть.
Для выделения подгрупп собственно зависимых, негативистически зависимых и независимых подростков применялась разработанная нами методика диагностики психологической зависимости от родителей «ДПЗ», которая относится к проективным процедурам рисуночного типа. Обработка результатов имеет благодаря свободной форме ответов и разработанной шкале оценок качественный и количественный характер и показывает, что методика удовлетворяет требованиям валидности диагностического инструментария [6].
Для получения количественных данных, а также сведений по отдельным характеристикам «Образа Я» использовалась методика исследования самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн [7 - 9], позволяющая измерить уровень общей и парциальной самооценки испытуемых. Кроме того, использовались шкалы самооценки для:
1) сопоставления реального и идеального Я подростка. Это отношение - показатель того, насколько желаемый образ Я соответствует тому, каким испытуемый видит себя в реальности. Интерпретируя данное отношение далее, можно рассматривать его как выражение уровня притязаний личности. В частности, А.В. Петровский подчёркивает взаимосвязь уровня притязаний и Я-идеального личности [10]. В теоретическом анализе проблемы исходим из того, что структура самооценки личности является составляющей аффективно-оценочного компонента «Образа Я», т. е. что любая оценка сопровождается соответствующей эмоциональной окраской. Приближение реального Я к идеальному вызывает помимо других чувство удовлетворённости собой. Обратная ситуация провоцирует в какой-то мере обратные по модальности эмоциональные переживания - неудовлетворённости своими качествами личности, и уже, как следствие, может служить источником повышения уровня мотивации к достижению идеала, повышению уровня притязаний на успех, либо наоборот - становится источником депрессии, низкой степени самоуважения. Таким образом, мы рассматриваем данное отношение как проявление личностью определенной степени чувства удовлетворённости в отношении себя на данный момент времени;
2) исследования представлений подростка о его реальном и идеальном Я глазами родителей;
3) сопоставления таких компонентов «Образа Я», как:
- отношение «Я реальное» - «Я родительское реальное». При их сопоставлении под «Я родительским реальным» подразумевается оценка подростком себя с позиции родителя. На основании того, что в более раннем возрасте самооценка в основном - проявление родительской оценки, можно узнать, имеет ли уже испытуемый собственное представление о себе в чём-то отличное от родительского либо продолжает оценивать себя в зависимости от оценки, полученной им от родителя;
- отношение «Я идеальное» - «Я родительское идеальное» позволяет сделать вывод о том, насколько подросток дифференцирует свой идеальный «Образ Я» от того, каким бы его хотели видеть родители. При их совпадении можно предположить, что подросток не имеет собственных желаний в отношении себя и стремится стать таким, каким его хотят видеть родители;
- отношение «Я реальное» - «Я родительское идеальное» выражает то, насколько подросток дифференцирует свой реальный «Образ Я» и родительский идеальный образ сына или дочери.
Методика представлена семью шкалами, на которых расположены следующие семь пар качеств (каж-
дое из них представлено в своей положительной и отрицательной проявленности): рост (эта шкала использовалась для оценки степени принятия и понимания испытуемым задания, результаты по этой шкале не входили в подсчёт общего числа баллов), ум, внешняя привлекательность, общительность, популярность, самостоятельность, независимость. Оцениваемые параметры были нами выбраны в силу их наибольшей актуальности в возрасте испытуемых на основании обзора общей характеристики подросткового возраста.
Обследование проводилось в групповой форме, испытуемым предъявлялись бланки, где нужно было отметить своё положение на шкалах с точки зрения «Я реального» и «Я идеального» испытуемого, «Я реального и идеального» глазами его родителей.
Показатель дифференцированности самооценки получен путём расчёта показателя стандартного отклонения по всем шкалам для каждого испытуемого.
В таблице представлены результаты сопоставления дифференцированных самооценок подростков по различным «Я», по подвыборкам зависимых и независимых подростков. Результаты представлены процентным соотношением испытуемых, дифференцирующих исследуемые аспекты «Образа Я».
Анализ результатов сопоставления оценок себя подростками и представлений
о родительских оценках, %
Сравниваемые аспекты «Образа Я» Зависимые Независимые
Собственно зависимые Негативисты
Я реальное - Я идеальное 50 72 56
Я реальное - Я родительское реальное 18 22 31
Я реальное - Я родительское идеальное 42 72 63
Я идеальное - Я родительское идеальное 10 22 19
Наибольшая разница при сопоставлении компонентов «Я реальное» - «Я идеальное» обнаруживается у негативистски зависимых подростков, 72 % из них были неудовлетворены собой на момент исследования, следовательно, имеют наибольший уровень притязаний в отношении себя.
Также было выявлено, что соотношение собственно зависимых подростков (50 %), удовлетворённых собой на момент исследования и имеющих минимальный уровень притязаний в отношении себя, примерно равно этому соотношению в подгруппе независимых (56 %). Так как психологически зависимые подростки присваивают родительские оценки, можем предположить, что, как и в случае с самооценкой, имеем дело не с собственно самооценкой подростка, а с его представлениями о том, как его оценивают родители. Для достоверности проанализируем, насколько оценка подростком себя коррелирует с его представлениями о том, как его оценивают родители («Я реальное» - «Я родительское реальное»). При сопоставлении последних обнаруживается, что всего лишь 18 % подростков из подгруппы собственно зависимых
и 22 % негативистов дифференцируют собственную оценку себя и оценку своих качеств, объективно или субъективно полученную от родителя. Эти данные подтверждают предположение о том, что психологически зависимые от родителей подростки не оценивают себя самостоятельно, а лишь интроецируют родительские оценки в отношении себя, следовательно, такие подростки не воспринимают себя адекватно в окружающем мире, свои достижения и промахи, возможности и ограничения в отношении какой-либо поставленной цели.
Количество независимых от родителей подростков, дифференцирующих свою и родительскую оценки, также относительно невелико (31 %), что указывает на то, что современные подростки дольше остаются в зависимой позиции от родительской оценки, более того, неизвестно, насколько отдельный взрослый человек освобождён от неё.
Итак, в группе независимых подростков количество дифференцирующих «Я реальное - Я родительское реальное» больше, чем в группах собственно зависимых (р=0,01) и негативистски зависимых (р=0,05).
Наибольшее количество (72 %) дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное» подростков обнаружено в подгруппе негативистов. Этот компонент показывает, насколько подросток дифференцирует свой реальный «Образ Я» и родительский идеальный образ сына или дочери. Факт несовпадения представлений подростка о себе в реальности и идеальных представлений родителей подтверждает то, что негативистски зависимые подростки стремятся поступать, выглядеть, вести себя наперекор желаниям родителей. Наименьшее количество (42 %) подростков, дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное», обнаружено в подгруппе собственно зависимых (р=0,01). Предполагаем, что они, не имея собственного представления о себе, стараются быть такими, какими их хотят видеть родители.
В подгруппе психологически не зависимых от родителей подростков обнаружено среднее по сравнению с другими двумя подгруппами количество человек, дифференцирующих свою и родительскую оценку (63 %).
Отношение «Я идеальное» - «Я родительское идеальное» позволяет нам сделать вывод о том, насколько подросток дифференцирует свой идеальный «Образ Я» от того, каким бы его хотели видеть родители. Лишь 19 % независимых подростков имеют различные представления о том, какими они хотели сами быть, и то, что хотелось бы их родителям. К этому же значению приближаются подростки из подгруппы негативистов (22 %).
Лишь 10 % подростков, психологически зависимых от родителей, представили идеальный «Образ Я», отличный от родительского. Можно лишь предполагать, насколько осознанно такие дети стремятся к тем же идеалам, что и их родители, удовлетворяют ли они при этом потребность, которая уже является частью их мо-тивационно-потребностной, ценностно-смысловой сферы, или продолжают удовлетворять родительскую потребность в отношении себя, не осознавая и тем самым ставя в ущерб собственные желания и стремления.
Статистический анализ данных показал, что в группе собственно зависимых дифференцированность «Я идеальное» - «Я родительское идеальное» встречается несколько чаще, чем в группе негативистиче-ски зависимых (р=0,01), однако значимых различий между выборкой зависимых (включая собственно зависимых и негативистов) и выборкой независимых обнаружено не было (фэмп=1,5; фэмп = 0,6).
Таким образом, на сегодня количество подростков, удовлетворённых собой, примерно равно числу испытывающих чувство неудовлетворенности в отношении себя, а большая часть испытуемых не различает собственную оценку себя и оценку, объективно или субъективно полученную от родителя. Примерно половина воспринимает свой реальный «Образ Я» как соответствующий желаемым представлениям родителей о них, но большинство подростков не различают
Поступила в редакцию
собственный идеальный образ и родительский идеальный образ себя.
Для психологически зависимых от родителей подростков характерно неразличение своей и родительской оценки себя. Для негативистски зависимых подростков характерен факт несовпадения представлений подростка о себе в реальности и идеальных представлений родителей о ребёнке, что подтверждает то, что негативистски зависимые подростки стремятся поступать, выглядеть, вести себя наперекор желаниям родителей.
Переход от состояния детской зависимости к взрослому социально независимому состоянию детерминируется одновременно обычаями семейной жизни и социальными факторами и регулирует достижение взрослого статуса. Однако оба эти фактора взаимосвязаны, ибо если, с одной стороны, общество как бы навязывает человеку неизбежные задержки процесса эмансипации от родителей, то, с другой -человек, который не смог преодолеть свою детскую зависимость, будет неизбежно ограничен в поисках социального признания. Разотождествление собственной оценки себя, своих качеств и возможностей с интроецированной на более ранних возрастных этапах родительской оценкой является лишь шагом на пути эмансипации подростка, юноши от родительской семьи, но именно через них лежит путь к обретению истинной независимости взрослого человека и зрелой личности.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): учеб. пособие. М., 1979. 175 с.
4. Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: дис. ... канд. психолог. наук. М., 2001.
5. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. 2002. 440 с.
6. Махнёва Ж.Г. Проблемы диагностики психологической зависимости от родителей // Изв. ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2008. № 1. 176 с.
7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие. М., 1998. 254 с.
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999. 448 с.
9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
10. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. 496 с.
_11 декабря 2009 г.