ла Надя. Косвенная речь как способ передачи чужой речи не обладает такими особенностями, как прямая. Косвенной речью называется такой способ передачи чужой речи, при котором высказывание передается формой придаточного предложения. Главное и придаточное предложения обычно расположены друг за другом. Глаголов, вводящих косвенную речь, значительно меньше, чем глаголов, вводящих прямую речь. В качестве средств связи используются союзы что и чтобы: Мама сказала / чтобы Женя купила баранок //; По телику передавали / что будут дожди //.
Как еще один способ передачи чужой речи рассматривается диалог. В устной речи учащихся вторых классов, обучающихся как по традиционной, так и по развивающей системам, диалог представлен редко. Диалогические единства встречаются, как правило, в пересказах художественных произведений, фильмов, мультфильмов. В передаче диалогов учениками вторых классов, обучающихся по разным системам, особых различий обнаружено не было. Как правило, реплики диалога сопровождаются словами автора, в которых лишь констатируется процесс речи: Воспитательница сказала / Сегодня у нас будет трудовое воспитание / мы будем таскать кирпичи / с места на место // А Вера говорит /Где у нас кирпичи?// Ой / про кирпичи мы забыли / сказала воспитательница .
Ж.Г. Махнева
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
Постепенное осознание ценности самого человека является одной из основных современных тенденций, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Выдвигаются новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость.
В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как период формирования тенденции к самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны. С другой стороны, существуют объективные условия развития личности подростка - он продолжает жить в родительском доме, зачастую остаётся зависим от них экономически, всё это способствует сохранению психологической зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности. Если умеренное проявление зависимости от родителей у подростка является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Психологическая зависимость определяется как особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержка и защита со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, несамо-достаточность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества, и др. [4, С. 135].
Такая чрезмерная психологическая зависимость может выступать как показатель неблагополучия в сфере детско-родительских отношений, так и как показатель искажённого личностного развития, что проявляется в особенностях развития само-
сознания, а также в особенностях его продукта - «Образа Я».
В отечественной психологии явление психологической зависимости стало исследоваться сравнительно недавно. Существующих на данный момент работ, где психологическая зависимость рассматривается как самостоятельное явление не так много. Нельзя не отметить их научную ценность, так исследование воронежского исследователя О.П. Ма-кушиной послужило источником многих идей данной работы, статьи Е.О. Смирновой подробно освещают проблему исследования привязанности.
Из более ранних работ необходимо отметить концепцию генезиса общения М.И. Лисиной, в рамках которой изучался процесс становления дифференцированного отношения ребёнка к близким, знакомым и незнакомым взрослым, возникновение и развитие у младенцев аффективных связей с матерью, изучались вопросы особенностей «Образа Я» ребёнка и его привязанности к матери в раннем детстве. Однако работ, посвящённых психологической зависимости именно в подростковом возрасте, кроме упомянутых статей Макушиной О.П., больше не обнаруживается.
Таким образом, целью данного исследования явилось изучение «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей.
Проведённый теоретический анализ показал, что доказательством сложности феномена психологической зависимости является факт выделения психологами отдельных его компонентов:
1) когнитивного (представление о себе как о слабой, бессильной и неспособной личности, на фоне восприятия других сильными и влиятельными);
2) мотивационного (выраженная потребность в поддержке и руководстве со стороны других);
3) эмоционального (тенденция испытывать тревогу или страх в ситуациях, требующих независимого поведения, особенно при наличии внешней оценки);
4) поведенческого (поиски помощи, одобрения, успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии) [4].
Психологическая зависимость подростков от родителей существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма [4]. К негативистиче-скому проявлению зависимости мы относим выделенный описанный Р. Сирсом поиск и негативного внимания, а так же бунтарство, когда все поступки индивида диктуются стремлением действовать в противоположность тому, что от него ожидают. При этом, негативистическое поведение как бы удовлетворяет внутреннюю потребность в независимости, однако, оно же является доказательством наличия эмоциональной связи, болезненности её переживания, что влечёт за собой конфликтные действия. Выбор субъекта в этом случае так же обусловлен мнениями, требованиями окружающих, как и в ситуации проявлений собственно зависимости. Негативно зависимый индивид совершает те или иные действия, руководствуясь не собственными желаниями,
а, если можно так выразиться, «анти-желаниями» значимых лиц.
Избавление от родительской опеки является универсальной целью подросткового возраста. Данная цель осуществляется благодаря индивидуализации личности подростка через реакцию эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Таким образом, за реакцией эмансипации стоит стремление личности к автономии. Различают три вида эмансипации подростков: эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию [3]. В силу объективных условий развития подростка стремление к поведенческой и нормативной автономии имеет относительный характер. Однако на основании проявлений стремления к автономии существует возможность проследить выполнение возрастных задач и в случае их нерешённости изучить процесс формирования психологической зависимости.
Формирование самосознания составляет квинтэссенцию и главный итог подросткового возраста. Сегодня под самосознанием понимают, прежде всего, процесс, продуктом которого является представление о себе, «Образ Я». Анализ «Образа Я» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе (когнитивный компонент) и самоотношение (аффективный компонент). В свою очередь, аффективный компонент включает в себя как сомоотношение, так и самооценку личности [1]. Основными параметрами самооценки являются уровень, устойчивость, степень дифференцированности. Центральными составляющими «Образа Я» являются 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции», или система самоидентичности, и 2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая образующая «Я-концепции». Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости [1]. Также, выделяют такие характеристики «Образа Я», как когнитивная сложность, принятие себя, устойчивость, сознание и принятие собственной субъектности.
Исследование проводилось на подростках 13-14 лет, учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 36, №9, № 33 г. Таганрога в период с января по апрель 2006 г. Количество испытуемых составило 86 человек (55 девочек и 31 мальчик).
Когнитивный и эмоциональный компонент «Образ Я» подростков исследовался с помощью таких методик, как «Автопортрет» [6], «Сочинение» [2]. С помощью методики Т. Дембо - С.Я.Рубинштейн [5] изучался такой аспект «Образа Я», как самооценка, а так же соотношение родительских и собственных оценок в её структуре.
В целях диагностики и изучения психологической зависимости от родителей была разработана и апробирована методика диагностики психологической зависимости подростков от родителей. Результаты апробации были обсуждены на 53-й студенческой конференции ТРТУ.
В рамках эмпирического исследования были выделены следующие особенности «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей:
У 47% подростков, относящихся к группе собственно зависимых, самооценка отличается недифферинцированностью, то есть преобладает способ самоотноше-ния, характерный для младшего школьного возраста. Достаточно такому подростку оценить себя низко в одной значимой сфере, и глобальная самооценка будет низкой тоже. Появление дифференцированности связано с развитием рефлексии, и, в общем, процесса самосознания, который как видно, не достаточно представлен у подростков, психологически зависимых от родителей.
В то время, как негативизм является одной из форм проявления психологической зависимости, в данном исследовании у 78% негативистически зависимых подростков обнаружилась дифференцированность самооценки, что достаточно сильно отличается от результатов в выборке собственно зависимых. Однако при проведении качественного анализа данных было обнаружено, что количественный разрыв между оценками различных качеств в самооценке негативистов часто бывает очень большим, что при количественном анализе, проводимом путём расчёта показателя стандартного отклонения по всем шкалам для каждого испытуемого, принимается за высокую степень дифференцированности самооценки. Так, такой подросток может оценить себя как очень умного, самостоятельного, общительного, но совершенно непопулярного и зависимого. То есть наблюдается не столько дифференциро-ванность, сколько стремление к крайностям в суждениях о себе, иногда противоречивость самооценки негативистически зависимых подростков.
Среди таких подростков, проявляющих феномен негативизма в отношениях с родителями, у 72% проявилась значимая разница между реальной и идеальной оцен-
кой себя. Общая самооценка таких подростков также значимо ниже, чем самооценка относящихся к группе собственно зависимых. Уровень принятия себя негативи-стами также несколько ниже, чем у собственно зависимых и независимых. Были выделены возможные причины такого рода явления. Поведение негативистических подростков устраивает родителей меньше, нежели зависимых или независимых, и они им демонстрируют более низкую оценку. Подросток, оставаясь зависимым от родителей, хоть и в форме негативизма, интроецирует эту оценку, что проявляется в том, что их реальная оценка себя ниже той, которая принимается за идеальную. Также, предполагается, что подросток-негативист не принимает себя зависимой позиции, пытаясь уйти от неё посредством бунтарства, и тем, самым, не принимает себя в ней.
Было обнаружено, что лишь 18% подростков из подгруппы собственно зависимых и 22% негативистов дифференцируют свою и родительскую оценку себя. Эти данные подтверждают предположение о том, что психологически зависимые от родителей подростки не оценивают себя самостоятельно, а интроецируют родительские оценки в отношении себя. Также, мы предполагаем о неадекватности такой самооценки по отношению к реальным возможностям и ограничениям личности.
Количество независимых от родителей подростков, дифференцирующих свою и родительскую оценки также относительно невелико (31%), что указывает на то, что современные подростки дольше остаются в зависимой позиции от родительской оценки, и, более того, неизвестно, насколько отдельный взрослый человек свободен от неё.
Наименьшее количество (42%) подростков, дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное» подростков обнаружено в подгруппе собственно зависимых. Предполагается, что такие подростки не имеют собственного представления о себе, они имеют представления о том, какими их хотят видеть родители, и стараются такими быть.
Наибольшее количество подростков (72%), дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное» обнаружено в подгруппе негативистов. Факт несовпадения представлений подростка о себе в реальности и идеальных представлений родителей подтверждает то, что негативистически зависимые подростки стремятся поступать, выглядеть, вести себя наперекор желаниям родителей.
Отношение «Я идеальное» - «Яродительское идеальное» позволяет нам сделать вывод о том, насколько подросток дифференцирует свой идеальный «Образ Я» от того, каким бы его хотели видеть родители.
Лишь 10% подростков, собственно зависимых от родителей и 22% негативи-стически зависимых представили идеальный «Образ Я», отличный от родительского. Предполагается, что в этом случаи подростки не осознают собственно своих желаний и потребностей в отношении себя, однако, как известно, факт не осознания субъектом потребности не означает её отсутствия в общей иерархии. Она все равно стремится к своему удовлетворению, но не прямо, а косвенно, посредством различных механизмов, таких как механизм подмены потребностей, наиболее наглядно представленный в таких патологических синдромах, как булимия. Таким образом, мы предполагаем, что большинство подростков, психологически зависимых от родителей не удовлетворяют свои потребности и желания прямым способом.
Мы можем лишь предполагать, насколько осознанно такие дети стремятся к тем же идеалам, что и их родители, удовлетворяют ли они при этом потребность, которая уже является частью их мотивационно-потребностной, ценностно -смысловой сфер, или продолжают удовлетворять родительскую потребность в отношении себя, не осознавая, и тем самым, ставя в ущерб собственные желания и стремления.
У меньшего количества подростков, психологически зависимых от родителей представления о себе отличаются когнитивной сложностью, чем у подростков, не проявляющих феномена зависимости. То есть, представления о себе психологически зависимых подростков менее разнообразны, обычно касаются одной из сфер жизнедеятельности, а также отличаются меньшей дифференцированностью.
У меньшего количества подростков, психологически зависимых от родителей обнаруживается дифференцирующая составляющая «Образа Я», чем у подростков, психологически независимых от родителей. Таким образом, в представлениях подростков, психологически зависимых от родителей не выделяются знания, отличающие их от всех остальных людей. Есть смысл рассмотреть проявления недифферен-цированности самосознания в таких проективных методиках как «Автопортрет» и «Сочинение». Так, среди рисунков подростков зависимой категории часто встречались изображения себя в кругу семьи, что является закономерным в контексте особенностей феномена психологической зависимости от родителей. Так же, достаточно часто встречаются изображения невыразительной фигуры себя в компании сверстников, что вроде бы кажется нормативным возрасту, однако указывает на то, что подросток ничем себя не выделяет на фоне окружающих, то есть в значительной степени проявлена присоединяющая составляющая «Я-образа».
Среди негативистически зависимых подростков также встречаются изображения себя в контексте семьи, но реже. Чаще встречаются невыразительные изображения себя в виде «человечка из палочек». Под несколькими такими рисунками стояла подпись «Простой человек». В таких изображениях подростки как бы стремятся подчеркнуть собственную «обычность», то есть они не хотят или не умеют видеть собственную индивидуальность, неповторимость.
Достаточно популярны изображения себя, обильно декорированные символикой той или иной социальной группы (например, так называемых «неформалов», отличительны признаком которых, являются определённые музыкальные предпочтения). В сочинениях же они в основном отражают предпочтения, жизненные ценности группы, отожествляя их со своими. Характерны такие формулировки, как «мы с друзьями», «нам кажется», неопределённо-личные формы предложений. То есть наблюдается слияние с группой сверстников, что характерно в период действия реакции эмансипации. В то же время, по результатам методики диагностики психологической зависимости от родителей, эти подростки попали в категорию негативи-стических. Мы можем предположить, что в своём стремлении избавиться от детско-родительской зависимости, такие подростки внешне сменили объект зависимости, получив тем самым собственное уважение, однако, остались негативистически зависимыми от родителей. На данный момент неизвестно, завершится ли этот процесс тем, что юноша перестанет психологически зависеть от родителей, но будет постоянно пребывать в зависимости от другого объекта, либо родительская зависимость как первоначальная останется в структуре личности. Возможно, такого рода явление и есть процесс становления зависимости как устойчивого личностного образования, когда, в силу существующей потребности в зависимости, отказа от осознания себя отдельной личностью, с развитием меняются лишь объекты этой зависимости.
Что касается устойчивости «Образа Я», обнаружено, что среди психологически независимых подростков количество, показавших наличие этой характеристики больше, чем в каждой отдельной подвыборке зависимых, что указывает на то, что психологическая зависимость обуславливает «Образ Я» подростков, представлениями, оценками других людей.
Наименьшее количество подростков, осознающих и принимающих собственную субъектность обнаружено среди психологически зависимых от родителей (39%), что является показателем отрицания такими подростками того факта, что
они способны самостоятельно активно взаимодействовать с окружающей средой, изменять её, удовлетворяя свои потребности. С одной стороны, не удовлетворённая ранее потребность в самостоятельности теперь является вытесненной из сознания подростка, что заставляет его избегать её удовлетворения путём восприятия себя слабым, пассивным. С другой стороны, в процессе развития не были выработаны соответствующие навыки активного воздействия, такой подросток просто не умеет, не видит способов, как самостоятельно напрямую удовлетворить свою потребность, что также обуславливает выгоду слабой, и, как следствие, зависимой позиции.
Также обнаружено качественное своеобразие ощущения собственной субъ-ектности негативистически зависимых подростков, свойственное им чувство гиперконтроля, когда подросток полагает, что может изменить любую ситуацию, берёт всю ответственность на себя. Возможно, что отсюда и появляется свойственная подросткам-негативистам раздражительность, проявляющаяся в ситуациях, выходящих из-под их контроля.
Итак, по результатам проведённого исследования был сделан вывод, что психологическая зависимость от родителей проявляется не только на поведенческом, но и на личностном уровне, что отражается в особенностях самосознания. Таким образом, подтверждается предположение о возможности становления психологической зависимости как черты личности на более поздних возрастах, что подчёркивает важность своевременной диагностики и коррекции этого феномена в структуре личности подростка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.
2. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал, том 18, 1997 - №2.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. -175 с.
4. Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей Дис... канд. психолог. наук.- М., 2001.
5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. Пособие - М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998 - 254 с.
6. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.
7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
Д.В. Москаленко ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Интенсивное развитие юридической психологии в последние десятилетия XX века способствовало более эффективному внедрению в практическую деятельность правоохранительных органов психологических знаний. Осознание потребностей в психологических познаниях происходило и происходит у сотрудников неоднозначно. От восторженных отзывов до категорического неприятия и полного отрицания