зируется через образные ассоциации с тем, что воспринимается как отрицательное, осуждаемое представителями языкового сообщества.
Таким образом, можно предположить, что ядро языкового сознания включает в себя помимо вербальных ассоциаций, вызванных словом-стимулом, также и стереотипные образы и представления, хранящиеся в когнитивной базе носителей ЛКС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека (о соотношении языка, сознания и действительности). - Фрунзе, 1972.
2. ГудковД.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.,2003.
3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999.
4. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети//Этнокультурные исследования языкового сознания. - М., 2000. - С.191-205.
5. КрасныхВ.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001.
6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М., 2002.
7. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М., 2003.
8. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира//Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М., 1993. - С.16-21.
9. Смирнова Г.И. Особенности историко-ментального развития России и Англии Х^П в. в контексте современных культурологических теорий // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - №1. - С.172-179.
10. Уфимцева Н.В. Языковое сознание и образ мира славян// Этнокультурные исследования языкового сознания. - М., 2000. - С.207-219.
Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова
«ОБРАЗ Я» ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ
РОДИТЕЛЕЙ
Сегодня общество выдвигает новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как период формирования тенденции к самостоятельности.
Личностное развитие в этом периоде характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны. С другой стороны, существуют объективные условия развития личности подростка - он продолжает жить в родительском доме, зачастую остаётся зависим от них экономически, всё это способствует сохранению зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности. Если умеренное проявление зависимости от родителей у подростка является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Психологическая зависимость определяется как особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержка и защита со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, несамодостаточность и потребность в эмоциональной близости,
любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества, и др. [4. С. 135].
Такая чрезмерная психологическая зависимость может выступать как показатель неблагополучия в сфере детско-родительских отношений, так и как показатель искажённого личностного развития, что проявляется в особенностях развития самосознания, а также в особенностях его продукта - «Образа Я».
В отечественной психологии явление психологической зависимости стало исследоваться сравнительно недавно. Существующих на данный момент работ, где психологическая зависимость рассматривается как самостоятельное явление не так много. Нельзя не отметить их научную ценность, так исследование воронежского исследователя О.П. Макушиной послужило источником многих идей данной работы, статьи Е. О. Смирновой подробно освещают проблему исследования привязанности.
Из более ранних работ необходимо отметить концепцию генезиса общения М.И. Лисиной, в рамках которой изучался процесс становления дифференцированного отношения ребёнка к близким, знакомым и незнакомым взрослым, возникновение и развитие у младенцев аффективных связей с матерью, изучались вопросы особенностей «Образа Я» ребёнка и его привязанности к матери в раннем детстве. Однако работ, посвящённых психологической зависимости именно в подростковом возрасте, кроме упомянутых статей Макушиной О.П., больше не обнаруживается.
Таким образом, целью данного исследования явилось изучение «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей.
Проведённый теоретический анализ показал, что доказательством сложности феномена психологической зависимости является факт выделения психологами отдельных его компонентов:
1) когнитивного (представление о себе как о слабой, бессильной и неспособной личности, на фоне восприятия других сильными и влиятельными);
2) мотивационного (выраженная потребность в поддержке и руководстве со стороны других);
3) эмоционального (тенденция испытывать тревогу или страх в ситуациях, требующих независимого поведения, особенно при наличии внешней оценки);
4) поведенческого (поиски помощи, одобрения, успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии) [4].
Психологическая зависимость подростков от родителей существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма [4]. К негативистиче-скому проявлению зависимости мы относим выделенный и описанный Р. Сирсом поиск и негативного внимания, а также бунтарство, когда все поступки индивида диктуются стремлением действовать в противоположность тому, что от него ожидают. При этом, негативистическое поведение как бы удовлетворяет внутреннюю потребность в независимости, однако, оно же является доказательством наличия эмоциональной связи, болезненности её переживания, что влечёт за собой конфликтные действия. Выбор субъекта в этом случае так же обусловлен мнениями, требованиями окружающих, как и в ситуации проявлений собственно зависимости. Негативно зависимый индивид совершает те или иные действия, руководствуясь не собственными желаниями, а, если можно так выразиться, «антижеланиями» значимых лиц.
Избавление от родительской опеки является универсальной целью подросткового возраста. Данная цель осуществляется благодаря индивидуализации личности подростка через реакцию эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства стар-
ших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Таким образом, за реакцией эмансипации стоит стремление личности к автономии. Различают три вида эмансипации подростков: эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию [3]. В силу объективных условий развития подростка стремление к поведенческой и нормативной автономии имеет относительный характер. Однако на основании проявлений стремления к автономии существует возможность проследить выполнение возрастных задач и в случае их нерешённости изучить процесс формирования психологической зависимости.
Формирование самосознания составляет квинтэссенцию и главный итог подросткового возраста. Сегодня под самосознанием понимают, прежде всего, процесс, продуктом которого является представление о себе, «Образ Я». Анализ «Образа Я» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе (когнитивный компонент) и самоотношение (аффективный компонент). В свою очередь, аффективный компонент включает в себя как сомоотношение, так и самооценку личности [1]. Основными параметрами самооценки являются уровень, устойчивость, степень дифференцированности. Центральными составляющими «Образа Я» являются: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми (присоединяющая образующая «Я-концепции», или система самоидентичности); 2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми (дифференцирующая образующая «Я-концепции»). Эта последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости [1]. Также, выделяют такие характеристики «Образа Я», как когнитивная сложность, принятие себя, устойчивость, сознание и принятие собственной субъ-ектности.
Исследование проводилось на подростках 13-14 лет, учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 36, №9, № 33 г. Таганрога в период с января по апрель 2006 г. Количество испытуемых составило 86 человек (55 девочек и 31 мальчик).
Когнитивный и эмоциональный компонент «Образ Я» подростков исследовался с помощью таких методик, как «Автопортрет» [6], «Сочинение» [2]. С помощью методики Т. Дембо, С.Я.Рубинштейн [5] изучался такой аспект «Образа Я», как самооценка, а так же соотношение родительских и собственных оценок в её структуре.
В целях диагностики и изучения психологической зависимости от родителей была разработана и апробирована методика диагностики психологической зависимости подростков от родителей. Результаты апробации были обсуждены на 53-й студенческой конференции ТРТУ.
В рамках эмпирического исследования были выделены следующие особенности «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей.
Общая самооценка негативистически зависимых подростков значимо ниже, чем самооценка собственно зависимых подростков. Уровень принятия себя нега-тивистами также несколько ниже, чем у собственно зависимых и независимых. Были выделены возможные причины такого рода явления. Поведение негативи-стических подростков устраивает родителей меньше, нежели зависимых или независимых, и они им демонстрируют более низкую оценку. Подросток, оставаясь зависимым от родителей, хоть и в форме негативизма, интроецирует эту оценку. Также, предполагается, что подросток-негативист не принимает своей зависимой позиции, пытаясь уйти от неё, и тем, самым, не принимает себя в ней.
У 47% подростков, относящихся к группе собственно зависимых, самооценка отличается недифферинцированностью, то есть преобладает способ самоотноше-ния, характерный для младшего школьного возраста.
Среди негативистически зависимых подростков у 72% проявилась значимая разница между реальной и идеальной оценкой себя. Уровень принятия себя нега-тивистами также несколько ниже, чем у собственно зависимых и независимых. Предполагается, что подросток-негативист не принимает своей зависимой позиции, пытаясь уйти от неё, и тем, самым, не принимает себя в ней.
Было обнаружено, что лишь 18% подростков из подгруппы собственно зависимых и 22% негативистов дифференцируют свою и родительскую оценку себя. Эти данные подтверждают предположение о том, что психологически зависимые от родителей подростки не оценивают себя самостоятельно, а интроецируют родительские оценки в отношении себя. Также, мы предполагаем о неадекватности такой самооценки по отношению к реальным возможностям и ограничениям личности.
Наименьшее количество (42%) подростков, дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное» подростков обнаружено в подгруппе собственно зависимых. Предполагается, что такие подростки не имеют собственного представления о себе, они имеют представления о том, какими их хотят видеть родители, и стараются такими быть.
Наибольшее количество (72%) дифференцирующих «Я реальное» - «Я родительское идеальное» подростков обнаружено в подгруппе негативистов. Факт несовпадения представлений подростка о себе в реальности и идеальных представлений родителей подтверждает то, что негативистически зависимые подростки стремятся поступать, выглядеть, вести себя наперекор желаниям родителей.
У меньшего количества подростков, психологически зависимых от родителей представления о себе отличаются когнитивной сложностью, чем у подростков, не проявляющих феномена зависимости. То есть, представления о себе психологически зависимых подростков менее разнообразны, обычно касаются одной из сфер жизнедеятельности, а также отличаются меньшей дифференцированностью.
У меньшего количества подростков, психологически зависимых от родителей обнаруживается дифференцирующая составляющая «Образа Я», чем у подростков, психологически независимых от родителей. Таким образом, в представлениях подростков, психологически зависимых от родителей не выделяются знания, отличающие их от всех остальных людей.
Среди психологически независимых подростков количество, показавших устойчивость «Образа Я» больше, чем в каждой отдельной подвыборке зависимых, что указывает на то, что психологическая зависимость обуславливает «Образ Я» подростков, представлениями, оценками других людей.
Наименьшее количество подростков, осознающих и принимающих собственную субъектность, обнаружено среди психологически зависимых от родителей (39%), что подтверждает тот факт, что психологически зависимые подростки воспринимают себя как слабых, пассивных.
Также обнаружено качественное своеобразие ощущения собственной субъект -ности негативистически зависимых подростков, свойственное им чувство гиперконтроля, когда подросток полагает, что может изменить любую ситуацию, берёт всю ответственность на себя.
Итак, по результатам проведённого исследования был сделан вывод, что психологическая зависимость от родителей проявляется не только на поведенческом, но и на личностном уровнях, что отражается в особенностях самосознания. Таким образом, подтверждается предположение о возможности становления психологической зависимости как черты личности на более поздних возрастах, что подчёркивает важность своевременной диагностики и коррекции этого феномена в структуре личности подростка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.
2. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. Т. 18, 1997. - №2.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
4. Макушина О.П. Причины психологической зависимости подростков от родителей // Вопросы психологии, 2002. - №5.
5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие - М.: Изд-во Московского психолого-социальный института «Флинта», 1998. -254 с.
6. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. - 688 с.